Очень упрямый ребенок советы психолога. Хитрости воспитания. Разные дети — как различить и не совершить ошибку

Все ли дети упрямы? Или это свойственно только некоторым? Почему ребенок упрямится? Как справиться с упрямым ребенком? Об этом я хочу поговорить в этой статье.

Упрямый человек – непослушный, неуступчивый, поступает только по-своему, не слушая советы окружающих. Чем отличается упрямство от упорства?

Упорство – это настойчивость, проявление силы воли для достижения поставленной цели, преодоления трудностей. Т.е. упорство имеет положительную цель.
Упрямство имеет основной мотив – кому-то что-то доказать, сделать наперекор, не так, как сказал другой человек. Это вредная привычка спорить с другими людьми, отстаивая свою точку зрения, даже если оно ошибочное. Во время кризисов все дети проявляют упрямство, особенно в дошкольном возрасте.

Психологи выделяют несколько видов упрямства:

1) врожденное упрямство (как свойство темперамента)

Все же не стоит отметать астрологию, потому что есть «упрямые» знаки зодиака – Козерог, Телец и Скорпион.

2) возрастное упрямство

Первая стадия негативизма наступает в 2,5 – 3 года, когда ребенок старается делать только так, как он сам решил, отказывается выполнять просьбы взрослых. В это время у ребенка происходит осознание своего «Я».

3) ситуативное упрямство (бывает абсолютно у всех детей)

Вдруг ни с того ни с сего ребенок начинает проявлять упрямство. Всегда ел кашу утром и вдруг перестал; всегда рассказывал стихи и вдруг начал отказываться и т.д.

Как справиться с упрямым ребенком?

  1. Помните, что ребенок тоже имеет право:
    - на свою точку зрения, на свое мнение,
    - проявлять негативные эмоции (сердиться, обижаться, расстраиваться и т.п.),
    - быть не в настроении,
    - украшать свою комнату наклейками, картинками, игрушками,
    - сам распоряжаться своими игрушками и вещами,
    - есть ту еду, которая ему нравится,
    - сам решать, как проводить ему время: играть, рисовать, лепить, гулять, собирать мозаику и т.д.,
    - слушать сказки и музыку, которая ему нравится.

Мы же делаем так, как нам хочется. Почему ребенок не может делать так же?

  1. Предлагайте ребенку выбор.

Но выбор не в плане делать или не делать что-то, а делать разными способами. Например: «Ты будешь одеваться на диване или на полу?», «Ты пюре будешь есть с котлетой или с рыбой?», «Пойдешь умываться сам или тащить тебя?» и т.п.

  1. Уважайте ребенка.

Каждый человек заслуживает уважения, и ребенок тоже. Ребенок – это отдельная личность со своими потребностями, интересами, способностями. А значит, он достоин уважения со стороны взрослых. Если вы уважительно относитесь к ребенку, то и ребенок в ответ проявляет уважение к вам.

Не следует говорить подобные фразы: «Ты еще маленький, чтобы выбирать себе одежду (в комнату мебель/ковер/ обои и т.д.)», «Ты еще маленький рассуждать об этом» и т.п. Да, он маленький, но если его не учить выбирать, рассуждать, то он останется маленьким.

  1. Используйте игровые методы.

Мне всегда с сыном помогало делать что-то наперегонки: «Я сейчас первая оденусь и пойду гулять», «Давай, кто быстрее добежит до нашего крыльца», «Спорим, ты не успеешь умыться, пока я расстилаю постель?» и т.д.

Дети любят игру и с удовольствием в нее включаются.

  1. Используйте фантазию.

Этот метод подробно описан в книге Адель Фабер «Как говорить, чтобы дети слушали…».

Дети любят фантазировать. Поэтому помогите им в этом. Если ребенок заупрямился, требует от вас то, что вы не в состоянии ему дать, дайте ему это в фантазии. Например: «Если бы у меня была волшебная палочка, то сейчас у тебя было бы 10 красивых кукол (машинок)!». Обычно ребенок сразу успокаивается и включается в игру, начинает тоже фантазировать.

  1. Обращайте внимание на дела ребенка.

Да, проявлять внимание к жизни ребенка – это наш родительский долг. У ребенка есть свои радости и горести, свои проблемы. Конечно, по сравнению, с нашими проблемами, они кажутся пустяками, но для ребенка они настоящие. Поэтому, если вы хотите создать доверительные отношения с ребенком, не стоит говорить: «Да подумаешь, сломалась твоя машинка, играй другой», «Потерял деталь конструктора – ну найдется когда-нибудь, не стоит расстраиваться» и т.п.

Если ребенок говорит вам о своих переживаниях, нужно отложить все свои дела, внимательно выслушать его, обсудить возможные пути решения возникшей проблемы, помочь или просто посочувствовать.

  1. Измените запреты на требования.

Если вы будете формулировать не запреты, а требования, то у вас больше шансов, что ребенок не станет сопротивляться. Например: «Нельзя выбегать на дорогу» - это запрет; «Иди вот по этой дорожке, тут безопасно» - это требование.

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения , наряду с:
Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
Своеволием
Недисциплинированностью
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:
В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
В недовольстве, раздражительности, плаче.
В двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!
Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
Спокойный тон общения, без раздражительности.
Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО :
Достигнуто не своим трудом.
Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
Из жалости или желания понравиться.

2. Надо хвалить :
За поступок, за свершившееся действие.
Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. Нельзя наказывать и ругать когда:
Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки)
После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват)
Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
Когда вы сами не в себе.

7 правил наказания:
Наказание не должно вредить здоровью.
Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
За 1 проступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
Надо наказывать и вскоре прощать.
Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
Ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

«Упрямство и капризы у детей 5-6 лет. Способы преодоления?»

Понятия капризы и упрямство очень похожи и чёткой границы провести между ними нельзя. Способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.

Упрямство – это психологическое состояние, отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Упрямство, как правило, проявляется:

В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т. е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому » стоит на своём».

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

Капризы — это действия, которые лишены разумного основания, т. е. » Я так хочу и всё! «. Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Капризы проявляются:

— в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

— в недовольстве, раздражительности, плаче.

— в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Помните, что:

1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3, 5- 4 годам. Однако случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

3. Пик упрямства приходится на 2, 5- 3 года жизни.

4. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

5. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

6. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

7. Если ваш ребенок всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о «фиксированном упрямстве», истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Как преодолеть упрямство и капризность?

1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно.

7. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)». Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».

9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Педагог – психолог

отделения социального патронажа С.В. Пистер

Если малыш начинает отказываться выполнять ваши указания, не спешите браться за ремень.

Все по-своему, все наперекор! "Сереж, пойдем гулять!" - "Нет, не пойду!" "Иди ужинать, я испекла блины!" - "А я их не люблю!" Да как это не люблю, если раньше дрожал от нетерпения, чувствуя запах из кухни; а гулял так, что за уши домой было не затащить! Да вообще, почему вдруг стало так: почти на все, что ни скажешь - "нет", "не хочу", "не дам"...

Непобедимая физиология

Да, это шокирует, особенно молодых родителей - их двухлетка только начал умилять папу с мамой осмысленной речью, стал по-настоящему общаться, и вдруг стал эдаким ежиком, что и на руки лишний раз не пойдет. Такое впечатление, что главное для него сейчас - идти наперекор.

И, знаете, это совершенно нормально, ваш ребенок правильно, закономерно развивается. Именно к двум годам начинает быстро взрослеть мозг малыша - активнее начинает проявлять себя левое полушарие, отвечающее за аналитическое мышление, он начинает осознавать себя, контролировать свою речь, формируется его "я". Малышу кажется, что ему все по плечу.

В этом возрасте дети начинают нуждаться не только в опеке, но и в признании своей самостоятельности и права на собственную точку зрения и линию поведения, конечно, кажущуюся смешной и абсурдной взрослому. Поэтому мы продолжаем гнуть прежнее - контролировать каждое их движение и раз за разом нарываться на крепнущее сопротивление и требование самостоятельности.

Ребенок увлечен, поглощен своим новым состоянием, а ввиду слабой силы воли он, пока с трудом переключающийся с одной деятельности на другую, может и просто не понимать обращенную к нему речь. У ребенка и в мыслях нет специально тиранить вас, у него просто может не хватить внимания, чтобы вас дослушать или моральных сил, чтобы послушаться. Так что, можно сказать, что малыши в этом возрасте иной раз капризничают не потому, что хотят достичь определенной цели, они просто не могут справиться со своим упрямством.

Но что поделать - физиология!

От упрямства - к заботе

Которая, однако, может перерасти в черту характера. Ведь при всей неизбежности физиологических процессов черты упрямства с особой силой проявляются у самолюбивых и одновременно активных и энергичных от природы детей. Такие дети в "возрасте упрямства" нуждаются в особом понимании и поддержке.Главное для вас - не мелочиться, правильно расставлять приоритеты.

Старайтесь давайте вашим детям в это время по возможности больше свободы. Если он у вас такой "взрослый", пусть, так и быть, оденет разного цвета варежки, коль ему уж так этого хочется - и увидит, как на это реагируют ребята во дворе. Не мешайте ему положить, убирая игрушки, книжку на мячик - она и без ваших указаний упадет на пол. Вмешиваться стоит только тогда, когда речь идет о безопасности ребенка, пытающегося, скажем, по-взрослому бежать вниз по лестнице через две ступени. Скажу больше: моменты упрямства можно попробовать обращать на пользу малыша.

Дочке подруги вдруг надоело мыть руки перед едой, никакие рассказы о микробах не помогали. Она приняла решение и упрямо ходила мимо умывальника сразу к столу. И у знакомой получилось решить эту проблему как раз через стремление ребенка к самостоятельности. Она попросила девочку помыть руки... маме. И Наташка сделала это с удовольствием, мыла лучше, чем себе, и даже помогла вытереть руки. Понятно, что после такого попечения о родителях девочку уже не надо было лишний раз призывать к гигиене. Попутно выяснилось и то, что желание самостоятельности легко превращается в стремление заботиться о других.

А моя однажды заупрямилась и не захотела ни за что уходить с улицы, несмотря на то, что явно устала. И тут мне повезло - мимо, вместе со своей хозяйкой, прошествовала великолепная колли, явно не из нашей округи. "Слушай, - сказала я Насте. - Побежали домой, расскажем папе, кого мы видели!" Дочка со всех ног рванула к дому делиться впечатлениями. Когда она подросла, классический прием, называемый в литературе "Переключение внимания", действовать, увы, перестал...

Детское упрямство поборет себя само - если использовать то самое стремление к самостоятельности, которое лежит в основании этого качества.

Упрямые родители

Противопоставлять детскому упрямству упрямство взрослое - дело не просто бесперспективное, но вредное и, по-моему, нечестное. Ни в коем случае родители не должны втягиваться в борьбу с детьми, потому что в каждой борьбе есть победители и проигравшие. Малыши, понятно, не победят родителей, а для последних... Неужели вам нравится чувствовать себя круче маленького?

И достаточно ли у вас гибкости и воображения, чтобы переключить маленького человека на что-то интересное для него, соответствующее тому волшебному игровому миру, в котором он живет? Умеете ли вы отличать оттенки отношений, опираясь на темперамент ребенка (вы его чувствуете, вообще?), или вам необходимо только его подчинение? Оцените свое поведение по отношению к малышу. Не унижаете ли вы его?

И что самое странное, эти свои порывы вы компенсируете, чувствуя, возможно, вину за излишнюю строгость, чрезмерным балованием, заласкиванием сына или дочки. В эти моменты вы прощаете им все, снимаете все запреты. И после этого вы еще удивляетесь, что он упрямо, не оттаскиваясь от полки, требует с нее какую-то игрушку? Ребенку ваше непостоянство категорически непонятно. Почему вчера мультик до 10 вечера смотреть было можно, а сегодня - нет? Он так будет до бесконечности настаивать на своем...

Имейте в виду, что, перегнув палку с запретами, вы рискуете повредить психику ребенка. И, вполне возможно, скоро начнете жаловаться не на упрямство малыша, а на его робость и трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Ваш ребенок потерял уверенность в себе, вместе с упрямством вы "выплеснули" его самостоятельность.

Цифра

2,5 года - на этот возраст приходится пик детского упрямства.

В борьбе с упрямством:

  • не пытайтесь что-либо внушать своему ребенку, ругать его - это еще сильнее его возбудит;
  • будьте с ребенком настойчивы, если сказали "нет", стойте на своем;
  • исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета";
  • не прибегайте к помощи посторонних: ребенку только этого и нужно - истеричность и капризность требует зрителей.

Отвлекать и не давить

Каждый ребенок проходит через несколько возрастов упрямства.

Они называются переходными. Первый. Обычно между 2,5-3,5 годами. Малыш может вдруг даже совсем перестать говорить, начать снова делать в штанишки. Некоторые родители могут в это время натворить бед, начинают спозаранку наказывать. ОСТОРОЖНО! ВЫ РИСКУЕТЕ СЛОМАТЬ ЛИЧНОСТЬ в самом начале! Ведь ребенок тут бросает свой первый вызов судьбе, миру и себе самому. Чтобы стать человеком, он ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ СВОЕВОЛЬНЫМ.

Совет: в 1/3 случаев уступать, в 1/3 случаев настаивать на своем, в 1/3 случаев оставлять вопрос открытым - отвлекать и отвлекаться. И уже к 4 годам это проходит.

Второе обострение - где-то между 6-7 годами, или ближе к 8-9. Все то же самое, но на другом уровне. В это время начинает нарастать объем требований - игрушки уступают место учебникам. И ребенку снова приходится доказывать себе, что он может быть если не полным распорядителем, то хотя бы совладельцем своего "Я", и кроме "надо" за ним остается право на "хочется". Если в это время пережать с "надо", может не состояться ни настоящая учеба, ни настоящая личность; если не дожать - то же самое!

ВНИМАНИЕ: Рецидивы упрямства и все отрицания будут теперь происходить всегда, когда ребенок будет чувствовать себя ущемленным в своих маленьких, но тем более драгоценных правах, когда самооценка его будет поставлена под угрозу, когда будут подавляться его активность, когда будет скучно...

ОШИБКА, ОТ КОТОРОЙ ТРУДНЕЕ ВСЕГО УДЕРЖАТЬСЯ

ПОМНИТЕ: Люди НЕ здороваются, умываются, чистят зубы, читают книги, занимаются (спортом, музыкой, ручным трудом, языком... самоусовершенствованием), работают, женятся... ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ИХ К ЭТОМУ ПРИНУЖДАЛИ. Люди, УВЫ, делают всякие плохие вещи и имеют плохие привычки ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ИМ ВНУШАЛИ НЕ ДЕЛАТЬ ЭТОГО. Всегда ли так? Нет, не всегда. Но слишком часто, чтобы это можно было считать случайностью.

По книге В. Сатир, В. Леви "Краткое руководство

по воспитанию детей"

Что такое упрямство и откуда оно берется

Когда ребенок настаивает не потому, что очень хочется, а только потому, что он этого потребовал, не желает отступиться от своего первоначального решения, даже если обстоятельства давно изменились, - это УПРЯМСТВО.

Как вы думаете, в чем разница между настойчивостью и упрямством? Не спешите читать ответ, подумайте сами. Попробуйте сформулировать для себя самостоятельное решение. Ведь мы же учимся быть хорошими родителями, не так ли?

Подумали?
Ну, правильно, настойчивость - это когда ребенок хочет получить что-то и просит об этом, добивается этого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж и хочется или совсем не хочется, или давно расхотелось. И чем бы вы его не соблазняли: конфеткой, игрушкой и т.п. - упрямец не может отказаться от своего первоначального решения, он требует, чтобы с его мнением считались.

Крики, шлепки и угрозы - не лекарство для маленького упрямца.

Что нужно знать родителям о детском упрямстве

1. Период упрямства - необходимая фаза развития, которую проходит ребенок в кризисные моменты дошкольного развития в 1 год, в 3 года и в 7 лет.

2. Самый волнующий для родителей период упрямства начинается приблизительно в 1,5 года и обычно заканчивается в 3,5-4 года.

3. Приступы упрямства случаются и в более старшем возрасте - это нормально, ребенку свойственно иметь свое мнение и не всегда соглашаться с вами. В конфликте между взрослым НАДО и детским ХОЧУ ребенок растит свою волю и учится не только сдаваться и подчиняться, но и сопротивляться и подчинять, развивает умение выигрывать.

4. Если вашему малышу уже 4 года, а упрямство - привычный для него способ поведения и реагирования, стоит задуматься о вашей воспитательной тактике! Чаще всего, упрямство - это защитная реакция на чрезмерную опеку и авторитарность родителей, попытка защитить свою самостоятельность, независимость, свое право на собственную жизнь.

5. Для того, чтобы понять целесообразность послушания, малыш должен насладиться возможностью говорить "нет". Если его ограничить в этой возможности, проблема волевого поведения, как и все нерешенные проблемы, может тянуться за ним до взрослого возраста, приводя к инфантильным всплескам необоснованной агрессивности в отношениях с родителями, супругом, собственными детьми.

Как возникает упрямство?

Ребенок начинает проявлять свою волю уже в возрасте 3-4 месяцев. Чаще всего - это протест против неприятных или неожиданных действий взрослого: например, он смотрит на игрушки или ест, а его в это время отвлекли. С возрастом появляются новые причины: мама прошла мимо, не взяла на руки, заставляет есть, пить, спать, когда не хочется. Есть повод протестовать, не правда ли, дорогие родители? "Примерьте" ситуацию на себя - разве вам понравилось, если бы кто-то заставлял вас делать то, что не хочется? Ваш ответ "нет"? То-то же!

В кризисе одного года слово "НЕТ!" становится главным в словаре малыша. Он использует его всякий раз, когда ему мешают ползать, ходить, трогать то, что интересно, ничего не предлагая взамен.

Трехлетний возраст называют "периодом упрямства". Ребенок пытается влиять на родителей, используя новые возможности, - отговариваться, упираться, на чем-то настаивать, убегать и т.д. Он хочет делать так, как решил сейчас, хотя, возможно, потом и передумает. В это время у ребенка начинает возникать самость, стремление все делать самостоятельно, но, так как он еще многого не умеет, появляется внутреннее напряжение.

Следующий возрастной кризис - около 7-ми лет, когда ребенок уже полностью желает выйти из-под родительской опеки, когда он хочет взять на себя ответственность за свое поведение и выражает неудовольствие и упрямство, когда родители его поправляют или на чем-то настаивают.

Почему дети топают ногами и с криками кидаются на пол?

Если тактика воспитания слишком жесткая или, наоборот, мягкотелая, упрямство ребенка может выражаться в приступах злобы. Например, он падает на землю и кричит "до посинения", топает ногами, становится диким и непослушным. Или обиженно застывает на месте, мрачнеет, ничего не говорит, сжимает кулаки, может даже кого-нибудь ударить. Какой из этих способов поведения наиболее свойственен вашему ребенку? (Если, конечно, ваш ребенок - маленький упрямец.) Тот, который он попробовал и усвоил первым.

Почему упрямцы упрямятся?

Упрямцы обладают уникальным упорством в отстаивании своей позиции, как бы нелогично, глупо и бессмысленно она не выглядела. Но вовсе не потому, что у них сильная воля, а потому, что дети не могут перестроиться и изменить свою позицию. Побуждающая их действия потребность очень сильна и не позволяет думать ни о чем другом.

Ребенок упрямится не потому, что ему нравится так себя вести. Просто он попал в конфликтную ситуацию и сам не может и не умеет с ней справиться. Происходит взрыв, который служит для ребенка разрядкой или бессознательным поиском решения проблемы.

До приступа упрямства дело доходит, если мы заставляем ребенка делать то, чего он не хочет. Надеюсь, это понятно? Конфликту, приступу упрямства всегда предшествует что-то, противоречащее воле ребенка, его сиюминутному желанию.

Что нужно делать, чтобы развить упрямство?

1. Навязывать ребенку свое готовое решение, мнение, точку зрения, чтобы он, наконец, понял свою незначительную роль.

2. Баловать ребенка, слепо обожать его, потакать, чтобы он привык всегда добиваться своего от родителей, выработав тактику поведения - безграничное упрямство.

Признаки упрямства:

* высокое самомнение,

* недоверие к окружающим,

* завышенный уровень желаний,

* неумение видеть и понимать свои ошибки,

* неспособность перестраиваться,

* нежелание искать пути в достижении своих целей,

* безразличие к другим.

Зачем я здесь привела эти признаки, как вы думаете? Чтобы вы поискали их у своего ребенка? А не лучше ли нам с вами поискать наличие этих признаков у себя самих, уважаемые родители? Ведь наши дети - это наше отражение. Наличие некоторых черт характера, которые мы не замечаем у себя, у детей нас раздражают и приводят в негодование. Прежде чем выносить приговор своему ребенку, несносному, неисправимому упрямцу, присмотритесь к своим поступкам, проанализируйте свое поведение. Может быть, это мы, взрослые, показываем своим детям образец упрямства? Ведь это мы продолжаем единственную тактику: сломить упрямство, настырность своих отпрысков, проявив при этом неуступчивость и ложную принципиальность. У бунтующих малышей чаще всего бывают родители, в речи которых постоянно звучат слова отрицания. Прислушайтесь к себе: сколько раз вы говорите "нет", отдаете распоряжения и приказы? Может быть, ребенку легче взбунтоваться, чем выполнить все ваши указания и запреты? "Представим, что будет с нами, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 раза - в увещевательном и 50 - в обвинительном? Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами.

Ребенку нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний и прочего. Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений! Нужно время от времени распоряжаться собой полностью - нужна, короче, своя доля свободы. Без нее - задохнется дух… " Постепенно все меньше свистите и командуйте" - такой совет дают дрессировщикам служебных собак, работающих со щенятами." (В.Леви).

Как поступать, чтобы упрямство не стало чертой характера?

1. Уступать ребенку. Это вовсе не значит проявлять слабость. Напротив, тот, кто уступает, проявляет дальновидность, заботится о том, кого любит, и показывает маленькому упрямцу образец другого поведения. Конечно, бывают принципиальные моменты, где возражений быть не может, например: малыш должен переходить дорогу только за руку с мамой, должен ложиться спать с девяти до десяти, утром завтракать и т.д. Но в других случаях нужно уступать ребенку, тогда он будет чувствовать равноправие, будет чувствовать свое "я", свою значимость и независимость.

2. Прежде чем навязать ребенку готовое решение, спросите у него, чем бы он хотел заняться. Предложите малышу самостоятельно сделать выбор, пусть сам примет решение. Если ребенок почувствует себя способным что-либо сделать или принять решение без вас, он испытает огромное удовлетворение. В будущем вера в свои силы поможет ребенку преодолевать жизненные преграды, он станет целеустремленным и настойчивым.

3. Как успокоить плачущего, бунтующего, разгневанного упрямца? В такой ситуации не нужно много слов. Слишком жесткая, как и слишком мягкая позиция обычно вредит. Лучше всего быстро и решительно отвлечь внимание ребенка и привлечь его к чему-нибудь более интересному. Не стоит доказывать малышу тут же на месте, что он должен быть послушным и не позорить маму, что "пора привыкнуть слушаться с первого раза". Чтобы переключиться, малышу необходимо немного времени, он должен заранее знать, что будет делать и почему.

4. Что делать, если у ребенка приступ злобы? Добиваясь от ребенка проявления только позитивных, хороших качеств, вы невольно будете способствовать накоплению негатива внутри, в душе. Если человек не умеет освобождаться от этого негатива, то негатив, затаиваясь и постепенно накапливаясь там, будет способствовать развитию болезни. Можно поговорить с ребенком о его чувствах. Например, спросить его: "Это злость в тебе так кричит?" Можно вместе с ним нарисовать ее, пусть малыш вам поможет (пусть это будет каляка-маляка). Затем вместе вы можете порвать или смять рисунок, выбросить его. Можно предложить ему сделать несколько физических упражнений, чтобы "злость вышла". Возможно, он и сам предложит какой-то способ освобождения злости, прислушайтесь к нему. Таким образом вы научите ребенка справляться с негативными переживаниями, а не копить их. Кроме того, ребенок будет знать, что плох способ поведения, а не он сам, и его самооценка не пострадает. Напротив, он будет чувствовать себя более уверенно и спокойно, его не будет мучить чувство вины, которое является весьма разрушительным стрессом.

5. Не принуждать ребенка давать обещания, что он "больше не будет". Важно другое: ребенок должен чувствовать, что он не безразличен родителям, что они готовы вместе с ним подумать, как облегчить его переживания, как сделать, чтобы все опять стало хорошо. Ребенку нужно постоянно давать понять, что его любят, что он может на нас положиться.

6. Стараться избегать таких ситуаций, которые вызывают упрямство, чтобы не закрепить в памяти малыша, что таким поведением он может добиться желаемого. Будьте хитрее, ставьте вопросы так, чтобы на них невозможно было бы ответить отрицательно, не задавайте вопрос, на который существует только один ответ, например: "Хочешь обедать?". Даже если ребенок ответит "нет", что он часто и делает, вы же все равно заставите его есть. В этом случае лучше сказать: "Пора обедать".

Период "упрямого детства" - серьезное испытание для родителей и детей. И тем, и другим приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время - залог ваших будущих отношений с ребенком и фундамент для них вы закладываете сами.