Подборка игр и упражнений на тему «Обувь. Лексическая тема "обувь" Рассказы про обувь для средней группы цель

Татьяна Стебунова

Образовательные области: познание, коммуникация.

Цель:

Обобщить знания детей об обуви.

Задачи:

Рассказать о происхождении обуви.

Формировать представления об изменении обуви со временем.

Закрепить знания свойств материалов6 меха, кожи, резины, войлока.

Развивать у детей сенсорное восприятие путем обследования.

Материал и оборудование:

различная обувь для выставки

изображения обуви

кусочки материалов (резина, кожа, мех, войлок)

Словарная работа:

Развивать связную речь, умение анализировать, делать выводы.

Упражнять в правильном названии слов множественного числа, родительного падежа.

Предварительная работа:

беседы по теме. ,

подбор разнообразной обуви и организация выставки.

чтение стихотворения Чуковского «Чудо – дерево».

Ход познавательного занятия.

Вы любите загадки? Отгадав мою загадку вы поймете о чем пойдет речь сегодня.

«Всегда шагаем мы вдвоем

Похожие, как братья,

Мы за обедом под столом,

А ночью под кроватью»

Правильно, речь идет об обуви.

Я вас приглашаю на выставку обуви под названием «Обувь разная нужна, обувь всякая важна».

Как вы думаете, сколько человеку нужно обуви. По рассуждайте

(Дети рассказывают какая и для чего нужна обувь)

Правильно: простые, утепленные ботинки, резиновые сапоги,

лыжные, шлепки, босоножки, праздничные туфли и так далее.

По нескольку раз в день нам приходиться переодеваться.

Утром встав с постели, мы первым делом ищем под кроватью комнатную обувь.

Перед тем, как идти в школу, на работу, надеваем туфли, ботинки, сапоги.

На работе многие тоже переодеваются, там может быть специальная обувь,

например бутсы для рабочих на заводе.

Вечером, собираясь в театр, надеваем красивые туфли.

Все мы привыкли к обуви. Она кажется такой обыкновенной, будто она была у человека всегда.

Но нет не всегда!

У самого обыкновенного ботинка очень длинная и очень интересная история.

(Воспитатель читает детям «Когда появилась обувь?»)

Давайте попробуем, как это первобытные люди ходили по острым камням без обуви?

(Дети проходят по каменной дорожке с одной раздетой ногой.)

Какие у вас ощущения? (колко, больно, неприятно, неудобно).

А для обутой ноги? (легко, свободно, уверенно)

Ребята, а кто делает обувь? (обувщик, сапожник)

Да, эта профессия появилась – 5 тысяч лет назад. И год от года сапожники делали, более удобную, более прочную, более красивую обувь. Среди сапожников были большие мастера своего дела. Они шили красивые, изящные туфельки из цветной кожи с блестящими пряжками и красивыми узорами.

Ребята, обратите внимание, какая красивая обувь на «чудо – дереве» выросла.

(Воспитатель читает отрывок стихотворения «чудо – дерево»)

А теперь давайте поиграем в игру «наоборот» с мчом.

Воспитатель - дети

Есть сапоги - нет сапог

Ботинки – ботинок

Тапки – тапок

Шлепанцы – шлепанцев

Босоножки – босоножек

Туфли – туфель

Сандали – сандалей

Тапочки – тапочек

Физкультминутка "Веселые ножки"

Долгое время самым распространенным материалом для изготовления обуви была кожа животных.

Какое ценное свойство имеет кожа?

Правильно она мягкая, гибкая, ее можно прошить, пробить, приклеить.

Возьмите кусочек кожи и расскажите, какая она?

(прочная, мягкая, легкая)

Но самое ценное в ней это то, что она «дышит», т. е.

Пропускает через свои поры или отверстия воздух. Поэтому в кожаной обуви нога чувствует себя хорошо, не устает, не потеет. А из какого материала еще можно изготавливать обувь? (резина, мех, войлок, сукно)

Вспомните в какой обуви вы ходили в морозные дни? (в валенках)

Из какого материала они изготовлены? (из войлока)

Какие свойства у этого материала? (плотный, теплый, водопроницаемый)

Его делают из овечьей шерсти.

А если на улице потеплело что мы оденем? (кожаные сапоги)

Кожаные сапоги или ботинки утепляют мехом, что бы и в мороз их можно было одеть.

А вот и ручейки и лужи появились, что же тогда у нас на ногах? (резиновые сапоги)

Ребята, мы сегодня познакомились с различной обувью и материалами из которых она сделана.

Дома рассмотрите обувь вашей семьи и расскажите нам о том в какую погоду ее надо носить и из чего она сделана!

А на последок мы с вами поиграем в игру «Найди свою пару»

(дети снимают по одному ботинку и с завязанными глазами ищут свою пару обуви)

Веселые детские стихи про ботинки и башмаки:

Е. Баева

Плачет девочка Иринка:
-Пяткам больно! Трут ботинки !
-Мы снесём их в огород,
Пусть их ночью дождь польёт!

Подрастут они на грядке
И не станут жать на пятки!

О. Ухалина

Ботинок шел и охал.
Ботинку было плохо.
Виновной оказалась
В квартире суматоха.
Из-за нее обулся
Не так трехлетний Сева.
Ботинок в паре правый
Теперь шагает слева!

О. Григорьева

У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет
И жалобно плачет,
Нельзя без другого никак!
Но, милая Мэри,
Не плачь о потере.
Ботинок для правой ноги
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый,
Да только смотри – береги!

С. Мельников

Я их чищу берегу,
По дорожке в них бегу.
Левой, правой ножкой
Потопчусь немножко.
С них сотру пылинки.
Пусть блестят ботинки !

Н. Борисова

Просит каши башмачок :
– Зацепился за сучок,
Ничего не кушал,
Только пил из лужи.
От воды холодной
Я такой голодный!
Башмачок мы пожалеем
И накормим вкусным клеем.
У него закрылся рот...
Через лужи ходит вброд!

Мама Кенгуру

Изучаем мы ботинки :
Вот шнурки посерединке,
На подошве каблучок,
А вот это язычок!
Осторожно, словно кошку,
Сын задел башмак ладошкой
И хохочет: " Караул!
А меня башмак лизнул!"

О. Чернорицкая

Дед сказал однажды Паше:
- Вот, ботинки просят каши.
Да, носил их года три...
Прохудились, посмотри.
Я поеду в магазин,
Ты побудь, дружок, один.
- Хорошо, - ответил Паша.
И, чтоб время не терять,
Стал ботинки манной кашей
Из кастрюли наполнять.
- Не кормили столько лет...
Вот обрадуется дед!

А. Барто

Брату впору башмаки –
Не малы, не велики.
Нарядили в них Андрюшку,
Но ни с места он пока!
Он их принял за игрушку,
Глаз не сводит с башмака.
Мальчик с толком, с расстановкой
Занимается обновкой –
То погладит башмаки,
Т потянет за шнурки.
Сел Андрей и поднял ногу,
Языком лизнул башмак.
Ну, теперь пора в дорогу,
Можно сделать первый шаг.

М. Пластов

Посмотрите на ботинки:
Настоящие картинки,
И шнурочки, хоть куда,
И начищены всегда.

Р.Сэф

Четыре паучка
Спешат, надев ботинки
На тонких каблучках.
Четыре паучонка
Спешат за паучками
По тонким паутинкам
В ботинках с каблучками.

К. Крюкова

Топали упрямо
Как-то по дороге,
По дороге прямо
Маленькие ноги.
Не спускались в ямы,
Не пинали крышки...
Это очень странно,
Как такое вышло?
Да еще к тому же
Обходили лужи.
Обходили лужи?!
Странно, почему же?
Чинно, осторожно
Шли посерединке -
Не хотели пачкать
Новые ботинки!

Demli

Пара ботинок стояла в прихожей -
Правый на левый довольно похожий,
Левый, понятно, похожий на правый.
Правда, был правый немного дырявый.
Левый ужасно завидовал правому.
Вот ведь, завидовал целый – дырявому!
В чём тут секрет я скрывать не хочу –
Правый сильнее лупил по мячу.
Было непросто в футбольных сражениях,
Много голов он забил тем не менее.
Левый (но это, конечно же, тайна)
Только один… Да, к тому же, случайно...
Что тут поделаешь, случай такой,
Просто мальчишка родился «правшой».

Б. Тимофеев

ОДИН ботинок был вторым
А ПРАВЫМ был другой
Два друга - ввек не разлучить
И в снег, и в дождь, и в зной!
Один ботинок ЛЕВЫМ был
А ПЕРВЫМ был другой!
Куда бы ЭТОТ не ходил
Был рядом верный ТОТ!
Однажды скучно стало им
И вот наоборот
Стал ПРАВЫЙ ТОТ ДРУГОЙ ВТОРЫМ
И сразу же за ним
Стал ПЕРВЫМ ЛЕВЫЙ ЭТОТ БОТ,
который был ОДНИМ...)))

О. Ухалина

Коричнево-белый ботинок Алешин
За лето, увы, безнадежно изношен.
За дни бесконечных футбольных сражений,
Топтаний, скаканий и разных движений
Исчез и намек магазинного лоска,
Потрескалась даже на пятке полоска.
Царапины всюду на матовой коже,
Шнурки на лохматые кисти похожи,
В подошве занозой осколок стекла,
За стельку нечаянно грязь затекла.
Но внешность - вопрос абсолютно неважный,
Грустит не об этом ботинок отважный.
Его беспокоит в конечном итоге,
Что вырастут за год мальчишкины ноги.
И будущим летом... Подумать-то жуть!
Алешка не сможет ботинок обуть.

В одном большом доме жили два братца, два башмачка. Одного звали Левый, а другого – Правый. Часто носы у них торчали в разные стороны, потому что их постоянно путали и надевали не на ту ногу. Утром они вставали очень рано, и черные мужские туфли, а иногда дамские босоножки тащили их в детский сад. Башмачки упирались, не хотели идти и цеплялись носами друг за друга, но их заставляли шагать быстрее. Им было очень нелегко угнаться за большими туфлями. Они семенили за ними и быстро уставали, но на это никто не обращал внимания. Все только хотели, чтобы башмачки бежали быстрее.

Целый день в детском саду они бегали и танцевали, а вечером за ними шаркающей походкой приходилистарые сандалии. Башмачки знали, что сейчас они не будут бежать домой сломя голову, а полетят по воздуху, потому что их понесут на руках. Больше всех на свете любили они эти стоптанные сандалии, так как те были очень добрые, никогда их не шлепали, а на ночь всегда рассказывали интересные сказки.

Ночью вся семейная обувь собиралась в прихожей. Тут были и ботинки, и туфли, и босоножки, а в углу стояли здоровенные зелёные резиновые сапоги. Когда в квартире все засыпали, они начинали рассказывать друг другу истории, которые с ними приключились за день. Первыми всегда начинали свой рассказ домашние тапочки. Они никогда не выходили на улицу, всегда сидели дома, но почему-то всё про всех знали.

– Кхе-кхе, – прокашлялись тапочки, начиная свой рассказ, – сегодня нам на левый нос пролили постное масло, а потом на правый уронили яйцо. Наши задники опять стоптали и так шаркали нами по полу, что из глаз сыпались искры. Вот почему мы так быстро снашиваемся.

– А зато мы целый день прыгали и скакали, – засмеялись маленькие Башмачки, – утром шёл дождь, и нас три раза окунули в лужу и два раза выпачкали в грязи.

– Об этом можно было и не говорить, – прервали рассказ Башмачков комнатные тапки, – это и так видно, и, вообще, старших перебивать нельзя.

– А мы, – начали свой рассказ чёрные мужские туфли, – целый день просидели в кресле, правда, несколько раз кое-куда сбегали.

– Ой-ой-ой, – проворчали комнатные тапочки, – знаем мы это, кое-куда, покурить вы бегали, до сих пор табачищем воняет.

Чёрные туфли опустили глаза: « Ну, эти всё узнают, ничегошеньки не скроешь!»

– А нам так сегодня досталось, так досталось, – затараторили дамские лодочки, – мы ведь на работе сегодня не были, всё по магазинам, по салонам, вверх-вниз, вверх-вниз по ступенькам. Если такой марафон будет каждый день, нас надолго не хватит.

– Не хватит, не хватит, – передразнили тапочки, – вас надевают раз в месяц, – уж слишком много вас развелось, дамских туфель, а другим места в шкафу не хватает.

– Ну, а вы что молчите, резиновые сапоги? – спросили коричневые ботинки.

– Ох! – вздохнули сапоги. – Даже и не знаем, с чего начать. Вчера гонялись по болоту за уткой, да так и не догнали – улетела. А на ночь нас поставили к костру, и мы чуть не сгорели. Сегодня целый день потратили на то, чтобы поймать малюсенького карасика, и из-за него несколько часов стояли в воде по самые завязки. Апчхи! Так и ревматизм недолго заработать.

В прихожей стало тихо.

– А нас сегодня Тузик жевал, – вдруг вспомнили старые стоптанные сандалии, – ох и досталось, сначала нам, а потом ему. Левый он сжевал, а правым в него запустили так, что тот летел через всю прихожую, но в Тузика не попал, зато выбил стекло в дверях.

Башмачки громко засмеялись.

– Ш-ш-ш, тише! Тише! – зашикали все на них.

– И вообще, пора спать, – зевнули тапки, – завтра будет трудный день.

Наступила тишина. Все давно заснули, и только маленькие Башмачки всё думали, что же будет завтра.

А на следующий день с утра в квартире началась такая беготня, что даже комнатные тапки стали в два раза быстрее шаркать. Потом вкусно запахло печёными пирогами. Башмачки сегодня в детский сад не пошли, а сиротливо скучали в прихожей. К ним дважды подбегал Тузик, принюхивался, но жевать побоялся.

Потом все куда-то поехали и вернулись с кружевным свертком, который так орал, что закладывало уши. Через несколько дней в прихожей появились малюсенькие розовые пинеточки. Их поставили рядом с башмачками. Теперь башмачки в детский сад не ходили, а каждый день прогуливались с пинетками в парке и всё ждали, когда жете перестанут летать по рукам, а спустятся на землю. Вскоре это случилось, только пинетки не зашагали, а сразу побежали, и никто за ними не мог угнаться: ни туфли, ни резиновые сапоги, ни комнатные тапки. И только резвые башмачки, догоняя розовые пинетки, были очень счастливы.

Наталия Дементьева
«Что важнее?» Сказка для малышей по теме «Одежда и обувь»

Жило было детское платьице и туфельки. Уже долгое время спорили они между собой о том, кто же красивее и полезней для девочки Маши.

Я,- сказало платье - приношу очень большую пользу. Если понаблюдать за маленькими девочками, можно заметить, что с первых лет жизни они уже обращают внимание, что на них надето. Принцессы в сказках всегда ходят в великолепных платьях. И Маша, надев меня, всегда сравнивает себя с одной из них. И с другой стороны, если девочка не наденет меня, ей придется ходить голой, а это никуда не годится. Потому, я намного важнее вас !

Подожди! – рассердились туфли. - Мы намного важнее и красивее тебя . Хорошая вещь для принцессы должна быть легкой, обязательно по размеру, с нескользящей подошвой и украшенной разными бусинками. Мы то, что нужно для девичьей ножки. И без нас она никак не обойдется.

Так бы они и спорили до сих пор, но тут проснулась Машенька. Встала со своей кроватки, потянулась и начала надевать платьице, приговаривая : «Сегодня в садике я буду самой красивой, ведь у меня такое великолепное платьице!»

Ну вот! Я же говорило, что важнее и красивее вас ! – сказало платье туфелькам .

И вдруг девочка подошла к зеркалу, посмотрела на себя и подумала :

– Нет, в одном платье, я красивой не буду…А надену-ка я вот эти чудесные туфельки. Они очень удобные и прекрасно дополняют мой наряд.

И Машенька, надев на себя и туфли и платье, довольная собой и своей красотой, отправилась с мамой в детский сад.

С тех пор детское платьице и туфельки не спорят о своем превосходстве, ведь они знают, что дополняют друг друга. Как говорят, каждая вещь хороша по - своему!

Публикации по теме:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш». Дидактические игры для детей дошкольного.

Тема недели: «Одежда, обувь, головные уборы, ателье. Цель: закрепить с детьми название одежды для разных сезонов года, головных уборов (как.

Консультация «Одежда и обувь детей на зимней прогулке» Консультация для родителей «Одежда и обувь ребенка на зимней прогулке» Простуды – частое явление у детей, посещающих детский сад. Нередко.

Лэпбук по лексической теме "Одежда. Обувь. Головные уборы". Цель: закрепить пройденный материал. Задачи: - расширение словарного запаса;.

НОД по ФЦКМ «Обувь. Одежда. Головные уборы» НОД по ФЦКМ Тема: «Обувь. Одежда. Головные уборы». Цель: 1. формировать умение дифференцировать виды одежды по временам года; называть ее.

НОД в подготовительной к школе группе по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» Задачи: 1. Уточнить значение глаголов "обувать" и "одевать" 2. Развивать умение составлять сравнительные рассказы, используя союз "а". 3. Закреплять.

Образовательный проект для первой младшей группы «Моя одежда и обувь» 1 этап -подготовительный Определение целеполагания:Знакомить детей с предметами одежды и обуви,их назначением и необходимостью в жизни.

Конспект фронтального логопедического занятия

по формированию лексико – грамматических категорий в

Подготовительной к школе группе детского сада

для детей с ОНР

Лексическая тема «Обувь» .

Цель : Уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме «Обувь».

Задачи :

- Закреплять представления детей об обуви, её назначении, деталях, материалах, из которых она сделана.

- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, словесно-логическое мышление путем выделения 4-го лишнего.

Развивать умение выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов обуви в игре «Найди пару».

Закреплять употребление обобщенных понятий на основе их дифференциаций (обувь: зимняя, летняя, спортивная…) .

Закреплять навыки согласования имен прилагательных с существительными в роде, падеже, умение образовывать прилагательные от существительных.

Закреплять умение детей составлять предложения с заданными словами.

Оборудование : Доска магнитная; магниты; указка; картинный материал на тему «Обувь»; мяч; картинки с изображением обуви и одежды для игры «Четвертый лишний»; речевой материал из пособия «Здравствуй мир» А.А. Вахрушев и др. – стр. 76, «По дороге к азбуке» ч. 1и 2 Т.Р. Кислова – стр.66, 68, «Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет» Э.Ф. Курмаева – стр. 24.

(Дети сидят на стульчиках полукругом на ковре. На доске – картинки на тему «Обувь»)

1) Оргмомент.

Педагог читает детям стихотворение:

И лисенку,

И волчонку,

И щенку,

И олененку

Покупать в подарок

Тапки

Надо на четыре лапки.

О ком идет речь в этом стихотворении? (О лисенке, волчонке …).

Как назвать их всех одним словом? (Звери).

Что в стихотворении говорится такого, чего на самом деле не бывает? (Звери не носят тапки).

А сапоги, туфли, кроссовки они носят? (Нет).

Как одним словом сказать, чего не носят звери? (Обувь).

2) Сообщение темы занятия.

Ребята, кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (Об обуви).

3) Беседа по теме.

Кто носит обувь? (Люди).

Зачем людям обувь? (Чтобы ноги не мерзли, чтобы защищать ноги от острых предметов …).

4) Игра «Найди пару»

(Педагог предлагает детям снять обувь с правой ноги).

Как называется твоя обувь? (Туфли, кроссовки, сандалии …).

Покажи подошву на твоей туфле (кроссовке и т.п.).

На что застегивается (завязывается) твоя обувь? (На липучки, застежки, шнурки).

Снимите обувь с левой ноги. Рассмотрите свою пару обуви.

Одинаковы ли ваши туфли (кроссовки и т.п.) с правой и левой ноги?

Что означает словосочетание «Пара обуви?». (Два ботинка…).

Почему обувь делают парами? (У людей две ноги).

Педагог предлагает детям поиграть. Всю снятую обувь дети складывают кучкой посередине ковра. По сигналу взрослого каждый ребенок должен найти свою пару обуви и как можно быстрее надеть её.

Выигрывает тот, кто сделает это быстро и правильно.

5) Игра «Какую обувь можно купить в магазине?»

Дети по очереди называют обувь (туфли, сапоги и т.д.) и показывают соответствующую картинку на доске.

Магазин, в котором продают обувь, какой? (Обувной).

6) Словарная работа (классификация обуви).

Какую обувь носят зимой? (Сапоги, валенки, унты …). Как назвать эту обувь одним словом? (Зимняя).

Какую обувь носят летом? (Сандалии, босоножки, туфли …). (Летняя).

Какую обувь носят весной и осенью? (Сапоги, ботинки, полусапожки и т.п.). Как назовем эту обувь одним словом? (Демисезонная).

Какую обувь носят дома? (Тапочки, шлепанцы …). - (Домашняя).

Какую обувь носят спортсмены? (Кроссовки, кеды, чешки …). – (Спортивная).

Педагог предлагает показать на рисунке и назвать обувь мужскую, женскую, детскую, домашнюю, спортивную.

7) Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки»

Как у нашей кошки - дети загибают пальцы на

На ногах сапожки. обеих руках, начиная с больших,

Как у нашей свинки на каждое название обуви.

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так, - «Шагают» по коленкам указательными

Новые кроссовки. и средними пальцами обеих рук.

8) Игра «Четвертый лишний».

На ковре разложены картинки:

Кроссовки, варежки, ботинки, тапки.

Сапоги, брюки, туфли, валенки.

Блузка, свитер, босоножки, юбка.

Куртка, пальто, спортивный костюм, туфли.

Педагог вызывает детей по очереди.

Задание: найти, убрать лишнюю картинку и объяснить почему. Все остальные дети следят за правильностью выполнения задания.

9) Физминутка.

Ножки накрест – опускайся

И команды дожидайся.

А когда скажу: «Вставай!» -

Им рукой не помогай.

10) Игра с мячом «Какие?».

Туфли из кожи, какие? (Кожаные).

Тапки из меха, какие? (Меховые).

Сапоги из замши, какие? (Замшевые).

Сапоги из резины, какие? (Резиновые).

11) Упражнение «Составь предложение».

(Педагог предлагает детям составить предложения с прилагательными из предыдущего задания: кожаные, меховые, замшевые, резиновые).

12) Итог

О чем мы сегодня говорили на нашем занятии? (Об обуви).

Какую обувь вы знаете? Назовите.

Что нового вы узнали об обуви?

Какая обувь есть у вас?

Молодцы, все сегодня работали хорошо. Все задания выполнили.

Занятие окончено.