Катаева А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. Тема: Дидактическая игра «Чудесный мешочек Дидактическая игра чудесный мешочек средняя группа

Анна Гоголева
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дидактическая игра » .

Рассказывание о предметах

Образовательные :

Грамматика : учить детей согласованию существительных, прилагательных и местоимений в роде;

Звуковая культура речи : закреплять правильное произношение звуков р, р, учить слышать эти звуки в словах, подбирать слова с этими звуками, четко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные р, р, произносить чистоговорку отчетливо в разных громкосте и темпе;

Связная речь : закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах.

Развивающие :

1. Развивать восприятие.

2. Способствовать развитию операций мышления : сравнение, обобщение.

3. Содействовать речевому развитию.

Воспитательные :

1. Воспитывать культуру общения.

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал. Мешочек с овощами и фруктами (длинная морковь и длинный огурец, круглое яблоко и круглый апельсин, продолговатой формы редис и такой же формы лимон); игрушки и предметы, в названиях которых есть звуки р, р, (рыба, курица, карандаш, ведро и др.) .

Ход занятия.

Воспитатель обращается к детям : «Вы хотите отправиться в путешествие?»

«А куда мы сегодня отправимся, хотите узнать?»

Игровой приём : «Закрываем глазки. Считаем до 10.»

Воспитатель : «Летим высоко, высоко над землёю, над полями, над лесами. Вот пора и приземляться. Открываем глазки. Что это такое?»

Воспитатель и дети находят необычный мешочек и рассматривают его .

В. - «Давайте поиграем в » .

Тот, кого я вызову, должен на ощупь угадать, что за предмет ему попался, и рассказать, какой он. Называть предмет не надо. Все должны сами догадаться, что это. Описание должно быть точным и полным. Если сказать, что этот предмет вытянутый, будет непонятно, о чем вы говорите. А вот если сказать, что она вытянутая, продолговатая, гладкая, то вы догадаетесь, что это. О каком предмете я говорила? Послушайте еще раз : она вытянутая, продолговатая, гладкая (морковь) ».

Ребенок выходит к столу и на ощупь угадывает предмет. Дает описание. Желающие высказывают свои догадки. Воспитатель задает вопросы : «Угадали, что это? Кто думает так же? Кто думает по-другому? Посмотрим, о каком предмете говорил Ваня».

Если ответы неправильные, следует предложить ребенку уточнить описание, подумать, о чем еще следует рассказать (какой предмет на вкус, по цвету) .

Игра повторяется 2 -3 раза. Воспитатель отмечает, кто из детей наиболее полно охарактеризовал предмет.

Физкультминутка.

Воспитатель показывает картинки с изображением животных, а дети вспоминают, как рычат : тигр, собака, как каркает ворона, крякает утка, хрюкает поросенок, кукарекает петух, мурлычет кошка, фыркает еж, чирикает воробей, т. е. произносят звукосочетания : ррр, карр-карр, кря-кря, хрю-хрю, ку-ка-ре-ку, мурр-мурр, фрр-фрр, чик-чирик. Взрослый обращает внимание на то, чтобы дети выделяли голосом звуки р, р, .

В. «Как хорошо дети говорят звук рр» и предлагает новую игру. (Продолжи слово- Чистоговорка)

Ра-ра-ра – начинается иг… (ра) .

Ро-ро-ро – у мальчика вед… (ро) .

Ру-ру-ру – продолжаем мы иг… (ру) .

Ры-ры-ры – подарили нам ша… (ры) .

Ре-ре-ре - стоит дом на го… (ре) .

Ри-ри-ри – на ветках снеги… (ри) .

Ар-ар-ар – кипит наш саамов… (ар) .

Арь-арь-арь – на стене висит фон… (арь) .

Несколько детей поочередно отчетливо произносят чистоговорки : Ра-ра-ра – у мышонка есть нора; ре-ре-ре – носим воду мы в ведре.

Воспитатель предлагает : «А теперь каждый из вас назовет свое имя и скажет, есть или нет в нем звуки р, р,». Таня называет свое имя и сразу же говорит, что в её имени нет звука р, а Сережа утверждает, что в его имени есть р, и т. д. Затем воспитатель предлагает детям поднять руки, если в их именах слышится р или р,. Ответы оцениваются.

По дороге встречают предметы обстановки.

В. – «Домой мы можем вернуться, если найдем все предметы в которых есть звук р, р,»

Дети рассматривают предметы в комнате и отмечают, в каких названиях есть звуки р, р,. (карандаш, расчёстку, ведёрко, конструктор и тд.)

В. – «Молодцы, все задания сделали. Теперь можно и домой. Глазки закрываем, считает до 10.»

В. – «Где мы только что были? Что делали? Что вам больше всего запомнилось»

Публикации по теме:

Чудесный мешочек. Для того чтобы сделать такой чудесный мешочек вместе с детьми вам понадобиться: ткань любого цвета и любого размера.

Я предлагаю дидактическую игру "Чудесный паровозик" Цель: развитие наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения.

Конспект дидактической игры «Чудесный мешочек» с детьми младшей группы Конспект дидактической игры «Чудесный мешочек» с детьми младшей группы. Долганова Елена Евгеньевна воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 24 «СВЕТЛЯЧОК».

Программное содержание: Данное занятие развивает у детей умение описывать игрушку и предметы, подбирать ласкательно-уменьшительные слова;.

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста «Чудесный мешочек» Цель: формировать у детей интерес к предметной деятельности. Основная образовательная область: познавательное развитие. Задачи по образовательной.

Летнеоздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста, тема «День огородника»

Мероприятия:

1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
2. Подвижная игра «Огуречик».
3. Экскурсия на огород.
4. Рассматривание иллюстраций на тему «Овощи».

Ход работы:

Экскурсия на огород с детьми младшей группы

Цель:
Дать детям представление о том, как растут овощи; научить узнавать и называть морковь, репу, капусту, помидоры, перец и кабачок.

Ход занятия:
Воспитатель показывает детям грядки, предлагает повторить слова «огород», «грядки». Обращая внимание детей на растущую на грядке морковь, педагог рассказывает:

Морковку не видно. Она растет в земле. А над землей – пушистый зеленый хвостик. Сейчас я потяну за хвостик и вытащу морковку. Он вытаскивает 1-2 морковки.
Дети рассматривают их, отмечают, что овощи грязные и их надо помыть. Затем воспитатель показывает детям кочаны капусты, подчеркивает, что они большие, круглые, видны издалека. Далее дети с помощью педагога знакомятся с тем, как рас тут помидоры. Если есть возможность, воспитатель показывает им зеленые и красные плоды. Рассмотрев с детьми овощи, педагог просит ребенка (нескольких детей) показать, где растут морковь, помидоры, капуста; хвалит детей, которые нашли нужную грядку, объясняет остальным, что характерно для каждого вида овощей.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель:
Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Ход игры:
Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.
- Сейчас мы поиграем. Тот кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети. В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.

Подвижная игра «Огуречик»

1 вариант
Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

Огуречик, огуречик,
Ты совсем как человечек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.

Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.

2 вариант
На одной стороне площадки стоит взрослый - это мышка, а поодаль малыши - они огуречики, рядом с ними очерченный мелом круг - это домик. Взрослый читает стишок, во время которого малыши прыгают на двух ножках ко взрослому.

Лена Долганова
Конспект дидактической игры «Чудесный мешочек» с детьми младшей группы

Конспект дидактической игры » с детьми младшей группы .

Долганова Елена Евгеньевна

воспитатель

МБДОУ «ДСОВ № 24 «СВЕТЛЯЧОК»

Цель : Дать обобщенное представление об овощах (огурец, морковь, помидор) .

Интеграция ОО :

Познавательное развитие

Коммуникация.

Образовательные задачи :

1. Учить узнавать и называть овощи (помидор, огурец, морковь) по внешнему виду (название, цвет, форма) .

2. Закреплять понятие (много, один, научить выделять «много –один» .

3. Развивать активный словарь детей.

Развивающая задача :

развивать речь, мышление, память.

Воспитательная задача :

воспитывать желание рассматривать овощи.

дети сидят полукругом.

Словарная работа : морковь, помидор, огурец, красный, зеленый, вытянутый, оранжевая, круглый, острый.

Ход игры:

Вводная часть :

К детям приходит сказочный персонаж - заяц.

Заяц : «Здравствуйте, ребята. Я к вам пришел поиграть. Посмотрите, что у меня есть!» (Дети рассматривают чудесный мешочек ) .

Ребята, хотите посмотреть, что у меня в мешочке ?

Дети : Да, хотим!

Основная часть :

Воспитатель : «Садись зайчик.»

Воспитатель достает овощ-помидор.

- «Это помидор. Коля, скажи что это?» (помидор) .

- «Давайте хором скажем «помидор» !

- «Посмотрите помидор красного цвета» .

- «Посмотрите ребята, он круглой формы» (хоровые и индивидуальные проговаривания) .

Воспитатель достает огурец

- «Это огурец» (индивидуальные и хоровые проговаривания) .

- «Огурец зеленый» (инд. проговар) .

- «Посмотрите, огурец продолговатый, вытянутый (инд. проговаривание) .

Воспитатель достает морковь

- «Это морковь. Катя, что это?» (инд. и хоровые проговаривания) .

- «Морковь оранжевая» . (инд. и хор. прогов.)

-«Морковь продолговатая. Один конец у моркови острый.»

-«Паша,какая морковь?»

- «Давайте хором скажем. Продолговатая, один конец острый.»

- «Ребята, посмотрите, сколько у нас овощей. Много.»

Хором скажем «Много» .

Убирает овощи, оставляет один.

-«А теперь сколько овощей? Один.»

После рассматривания всех овощей, овощи складывают в мешочек . Зайчик вызывает всех детей по очереди. И каждый ребенок вытаскивает овощ и описывает его (с помощью наводящих вопросов) .

Таким образом, можно рассмотреть каждый овощ несколько раз.

Заключительная часть :

Воспитатель :

«Что нам зайчик сегодня принес?»

Дети : мешочек .

Воспитатель : «Что в мешке?»

Дети : овощи.

Воспитатель : «Куда мешочек с овощами унесли

Дети : «На кухню поварам.»

Публикации по теме:

"Волшебный мешочек". Добрый день или вечер, уважаемые коллеги! Хочу представить Вам, ещё одну свою работу - дидактическое пособие "Волшебный.

Чудесный мешочек. Для того чтобы сделать такой чудесный мешочек вместе с детьми вам понадобиться: ткань любого цвета и любого размера.

Паспорт дидактической игры для первой младшей группы «Цветик-семицветик» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития ребенка- детский сад №49 Колпинского района Санкт-Петербурга.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение интересным, разнообразным, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность.

Программное содержание: Данное занятие развивает у детей умение описывать игрушку и предметы, подбирать ласкательно-уменьшительные слова;.

Конспект итогового занятия по развитию речи в первой младшей группе «Чудесный мешочек» КОНСПЕКТ итоговой непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Чудесный мешочек».

Целью этой игры является учить детей описывать объект, используя признаки: цвет, форма, части, запах, вкус, действие. Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, умение работать со схемой, наглядно-образное мышление, речь. Воспитывать интерес к совместным играм, умение выслушивать собеседника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ « Чудесный мешочек»

Цель: Учить детей описывать объект, используя признаки: цвет, форма, части, запах, вкус, действие. Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, умение работать со схемой, наглядно-образное мышление, речь. Воспитывать интерес к совместным играм, умение выслушивать собеседника.

Оборудование : Демонстрационное пособие «Ромашка», карточки-признаки «божьи коровки», чудесный мешочек с объектами с предметами (напр. мандарин, грецкий орех, яблоко, конфета и т.д.)

Ход игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель предлагает поиграть в игру «чудесный мешочек». Ребёнок достаёт из мешочка объект, называет его и переворачивает карточку - божью коровку у которой на животике изображён признак по которому ребёнок будет описывать объект.

Например: ребёнок достаёт объект. Это мандарин. Карточка –признак «цвет». Ребёнок отвечает от имени мандарина «Я оранжевый». Следующий ребёнок берёт мандарин в руки и любую карточку - божью коровку у которой на животике изображён признак и описывает мандарин по этому признаку. Игра продолжается пока все карточки божие коровки не закончатся.

Для продолжения игры необходимо выложить все карточки на «Ромашку» и достать новый объект из «Чудесного мешочка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по экологии в подготовительной группе. Составила: Минина Ольга Геннадьевна Тема: Беседа «Зимовье лесных зверей» Дидактические игры: «Чудесный мешочек» , «Собери картинку живот-

Конспект по экологии в подготовительной группе. ...

Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке»

Формирование грамматически правильной речи. Дидактическая игра "Чудесный мешочек"

Презентация направлена на формирование у детей грамматически правильной речи. Цель презеантации: научить детей ориентироваться на род слов при определении предмета по его признакам....

Дидактическая игра "Волшебный мешочек"

Конспект дидактической игры на развитие речи для младшего дошкольного возраста. Вней применены здоровьезберегающие технологии....

Раздать детям мешочки, в которых лежат помидор, огурец, репа или морковь. Попросить, не заглядывая в мешочек, на ощупь, уга­дать, какой овощ там лежит.

6. Итог занятия. На дом: задание 7.

Занятие 8 Тема:

Цели:

Оборудование: зайка - кукла бибабо, муляж морковки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Угости зайку».

Зайка к деткам прискакал,

Скок-скок-скок.

Что мы заиньке дадим?

Чем мы зайку угостим?

Вот морковка. Посмотрите,

Зайку быстро угостите!

3. Упражнение «Научи зайку» (для развития органов артикуля­ции).

Предложить детям помочь зайке - научить его:

а) открывать рот:

Зайка, рот открывай! Вот так! Вот так!

б) показывать зубы:

Зайка, зубы покажи! Вот так! Вот так!

в) показывать язык:

Зайка, покажи язык! Вот так! Вот так!

г) откусывать морковку:

И морковку откуси! Ам! Ам! Ам!

д) облизывать губы:

Зайка съел всю морковку. Ему очень понравилась вкусная мор­ковка. Он стал облизывать губы. Вот так! Вот так! А дети вытирают губы салфеткой.

Спасибо! - сказал зайка и убежал в лес. Каждое упражнение выполнить до 3 раз.

4. Физкультминутка.

Предложить детям попрыгать, как зайчики.

5. Пальчиковая гимнастика.

Зайки серые сидят И ушами шевелят. Вот так! Вот так! Все ушами шевелят!

Прижать мизинец и безымянный палец большим пальцем к ладо­ни. Указательный и средний пальцы выпрямить и пошевелить ими. Сделать зайку другой рукой и обеими руками вместе.

6. Итог занятия. На дом: задание 8.

Занятие 9 Тема: «Овощи. Фраза»

Цели:

1. Учить формировать фразу из 3 слов

2. Закрепить номинативный словарь по теме.

3. Закрепить обобщающее понятие «овощи».

4. Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук, сенсорное восприятие.

5. Воспитывать умение слушать речь логопеда.

Оборудование: корзина, муляжи овощей, натуральные овощи, бабушка - кукла бибабо.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Что это?».

В гости к детям пришла бабушка и принесла корзину. Посмотрите, что бабушка вырастила в огороде. (Показать детям корзинку с овощами.)

Что это? (Это овощи.)

Предложить детям достать из корзинки по одному овощу и назвать его.

Бабушка пошла на рынок, чтобы продать эти овощи. А мы пой­дем покупать их.

3. И гра «На рынке».

Мы корзиночки возьмем, По дорожке мы пойдем. По дорожке мы пойдем, И на рынок мы придем. На прилавок посмотрите, Овощи себе купите!



Внимательно посмотрите и скажите, какие овощи продаются на рынке?

Катя, что тебе дать? (Дайте мне репу (огурец, помидор, морковь).)

4. Игра «Раз, два, три - что купили, назови».

Мы корзиночки несем. Мы домой с тобой идем.

Мы на рынок все ходили, Овощи себе купили. Раз, два, три -Что купили, назови.

Что ты купила, Катя? (Я купила репу.)

Что ты купил, Вова? (Я купил помидор.)

5. Игра «Угадай овощи по вкусу».

- Мы пришли домой. Что будем делать с овощами? (Выслушать ответы детей. Уточнить их.)

Мы овощи вымоем и сделаем из них салат.

Угадайте, какие овощи в моем салате?

Ребенок с закрытыми глазами пробует кусочек овоща и старается угадать его название. (Это морковь. Это репа. Это помидор. Это огурец.)

6. Итог занятия. На дом: задание 9.

Занятие 10 Тема: «Овощи. Рисование»

Цели:

1. Закрепить понятие «овощи».

2. Учить составлять описания репы и помидора.

3. Учить согласовывать имена прилагательные с именами сущест­вительными мужского и женского рода.

4. Развивать сенсорное восприятие и моторные навыки.

5. Воспитывать вежливость, умение слушать речь логопеда.

Оборудование: кукла, корзинка, муляжи репы и помидора, предмет­ные картинки с изображением тех же овощей, бумага, фломастеры.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Упражнение «Скажи, какой?».

Показать куклу и предложить детям поздороваться с ней:

Кукла Катя в гости к нам пришла и корзинку принесла. Что там, Катя? (Там овощи.)



Рассмотреть помидор и репу, назвать их цвет:

Помидор красный.

Репа желтая.

Исследовать форму этих овощей, назвать:

Помидор круглый.

Репа круглая.

Учить составлять описания:

Помидор красный, круглый.

Репа желтая, круглая.

3. Беседа по картинкам.

Рассмотреть с детьми изображения репы и помидора на картинках.

Какой помидор? (Помидор красный, круглый.)

Какая репа? (Репа желтая, круглая.)

4. Физкультминутка «Хоровод».

Дети с мамой в огороде Овощи срывали. Овощи срывали, Гостей угощали. Вот морковки, огурцы, Помидоры, репки. Ешьте овощи, ребята, Будете вы крепки.

5. Рисование «Помидор и репа» (по образцу логопеда). Раскрашивать круговыми движениями от центра.

6. Упражнение «Скажи, какой?» (продолжение).

Скажи, какой у тебя помидор (репа)? (У меня помидор крас­ный, круглый. У меня репа желтая, круглая.)

7. Итог занятия.

Предложить детям подарить рисунки кукле Кате и попрощаться с ней. На дом: задание 10.

Занятие 11

Тема: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»

Цели:

1. Развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук.

2. Развивать слуховое и зрительное внимание.

3. Воспитывать умение выполнять инструкции логопеда.

Оборудование: зайка - кукла бибабо, муляж репы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Игра «Угости зайку».

Зайка к деткам прискакал,

Скок-скок-скок.

Что мы заиньке дадим?

Чем мы зайку угостим?

У нас репа. Посмотрите,

Зайку быстро угостите!

3. Упражнение «Научи зайку» (см. занятие 8).

4. Физкультминутка (см. занятие 8).

5. Пальчиковая гимнастика (см. занятие 8).

6. Итог занятия. На дом: задание 11.

Занятие 12

Тема: «Осень (знакомство)»

Цели:

2. Формировать понятие «осень».

3. Учить элементам диалогической речи.

4. Развивать внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику.

Оборудование: сюжетные картинки по теме «Осень», куклы -девочка и мальчик, бубен.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Давайте познакомимся».

Посмотрите, кто к нам пришел! Кто это? (Это куклы.)

Здравствуйте, дети!

Давайте с ними поздороваемся и познакомимся. (Дети здоро­ваются.)

- Спросите девочку: «Девочка, как тебя зовут?»

Меня зовут Таня.

Спросите мальчика: «Мальчик, как тебя зовут?»

Меня зовут Ваня.

Таня и Ваня спрашивают по очереди детей: «А как тебя зовут?» Каждый ребенок отвечает: «Меня зовут...»

3. Беседа по картинке.

Посмотрите, Таня и Ваня принесли картинку о том, как они гуляли.

Рассмотреть с детьми картинку с изображением осени, девочку и мальчика в осенней одежде с листочками в руках.

Посмотрите внимательно на Таню и Ваню. Они надели теплые куртки, шапки, обули сапожки. Почему? (На улице холодно.)

Что у Тани? (У Тани листочек.)

Какой у Тани листочек? (Красный листочек.)

Что у Вани? (У Вани тоже листочек.)

Какой у Вани листочек? (У Вани желтый листочек.)

Правильно. Холодно. Листочки стали красными и желтыми. Это наступила осень.

Какое время года наступило? (Осень.)

Рассмотреть сюжетную картинку «Осень», на которой изображе­ны признаки этого времени года.

На небе тучи. Дует холодный ветер, падают листочки. Идет холодный дождь. Какое это время года? (Осень.)

Посмотрите внимательно. Где Таня? (Нет Тани.) Где Ваня? (Нет Вани.)

Они дома. Почему? (Холодно. Идет дождь.)

4. Физкультминутка «Солнышко и дождик».

Равномерный звон бубна - «солнышко», дети гуляют; удары в бубен в такт со звукоподражанием: «Кап-кап-кап» - «дождь», дети бегут на стульчики. "

5. Работа с сюжетной картинкой.

Обратить внимание детей на картинку с изображением осени, задать вопросы:

Как вы угадали? (Холодно. Листочки желтые, красные. Тучи. Дождь идет.)

6. Итог занятия. На дом: задание 12.

Занятие 13

Тема: «Осень. Один - много»

Цели:

1. Закрепить понятия «один» - «много».

3. Учить слышать и использовать в речи согласования «желтые листочки», «красные листочки».

4. Учить строить фразу с числом «один» и словом «много».

5. Воспитывать вежливость, умение слушать логопеда.

Оборудование: картинка с изображением осени, куклы - девочка и мальчик, желтые и красные листья.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Посмотрите, к нам пришли Таня и Ваня.

Здравствуйте, дети! (Куклы здороваются с детьми.) Дети отвечают:

Здравствуй, Таня! Здравствуй, Ваня!

Таня и Ваня показывают детям картинку «Осень», просят расска­зать, что на ней нарисовано. (Ответы детей, уточнение изображен­ного на картинке времени года.)

3. Упражнение «Сосчитай».

На полу (ковре) разложены желтые и красные листочки. Куклы «читают» стихотворение:

Осень хмурая пришла, Все листочки сорвала. На земле они лежат, С нами поиграть хотят. Мы их будем собирать И листочки считать.

Предложить детям поднять по одному листочку и попросить каж­дого ребенка ответить на вопрос:

Сколько у тебя листочков? (У меня один листочек.) Сложить все листочки в букет, спросить:

Сколько у нас листочков? (У нас много листочков.)

4. Физкультминутка.

У детей в руках листочки.

Дует, дует ветер, Дует, задувает,

Дети поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону.

5. Игра «Подарки».

Предложить детям подарить желтые листочки Тане.

На, Таня, желтый листочек.

Сколько ты дал(а) Тане листочков? (Один.) Когда все дети отдадут Тане листочки, спросить:

Сколько у Тани листочков? (У Тани много листочков.)

Какие у Тани листочки? (У Тани желтые листочки.) Затем подарить красные листочки Ване.

Когда бывают листочки красными и желтыми? (Осенью.)

6. Итог занятия. На дом: задание 13.

Занятие 14 Тема: «Осень. Счет до двух»

2. Закрепить понятия «красный цвет», «желтый цвет».

3. Продолжать учить слышать и использовать в речи согласования «желтые листочки», «красные листочки».

4. Учить строить фразу с числами «один», «два» и предлогом У.

5. Воспитывать вежливость, умение слушать логопеда.

Оборудование: натуральные листочки, листочки из бумаги, картин­ка «Осень».

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Работа с сюжетной картинкой.

Рассмотреть с детьми картинку осени и прочитать им стихотво­рение:

Осень хмурая пришла, С ветки листья сорвала. Листочки упали, К деткам попали. Будем листья собирать И листочки считать.

3. Упражнение «Сосчитай». Рассмотреть желтый и красный листочки.

Какой это листочек? (Показать детям желтый листочек.) (Это желтый листочек.)

Какой это листочек? (Показать детям красный листочек.)

(Это красный листочек.) Раздать детям по одному листочку, спросить:

Сколько у тебя листочков? (У меня один листочек.) Раздать еще по одному листочку, сосчитать их вместе с детьми:

Один, два. Всего два листочка.

Сколько всего у тебя листочков? (У меня два листочка.) Предложить детям взять листья по одному в руку. На счет «один»

поднять одну руку с листочком, на счет «два» - другую. Затем на счет «один» опустить одну руку, на счет «два» - другую.

4. Физкультминутка (см. занятие 13).

5. Игра «Мы считаем».

Осень в гости к нам пришла, Осень листья принесла.

Раздать детям кому по 2 желтых листочка, кому по 2 красных.

Какие у тебя листочки? (У меня красные (желтые) листочки.)

Сколько красных (желтых) листочков? (Один, два. Два красных (желтых) листочка.)

Сколько у тебя листочков? (У меня два листочка.)

6. Итог занятия. На дом: задание 14.

Занятие 15 Тема: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»

Цели:

1. Развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук.

2. Развивать слуховое и зрительное внимание.

3. Воспитывать умение выполнять инструкции логопеда.

Оборудование: еж - кукла бибабо, муляж гриба.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Давайте познакомимся».

Логопед незаметно стучит и спрашивает:

Кто там? Это ты стучал (а)? (Обращается к ребенку.) (Нет.) Давайте спросим:

Кто там? (Достать ежа.)

Кто это? (Это еж.)

Давайте с ним познакомимся.

Еж спрашивает каждого ребенка, как его зовут. Ребенок отвечает:

Меня зовут...

А меня зовут Ежик - ни головы, ни ножек.

3. Игра «Угощение».

Дети, еж пришел к нам в гости. Давайте его угостим - дадим ему гриб. Скажем: «Ешь, еж!»

У меня колючий ежик, Я грибом его кормлю. В лапки ежик гриб берет, Но открыть не может рот. Ежика я угощу, Открывать рот научу.

4. Артикуляционная гимнастика (5 раз каждое упражнение):

Открыть широко рот - закрыть;

Показать длинный язык - убрать;

Язык бегает вправо-влево;

Показать зубы;

Улыбка (произносить «И») - трубочка (произносить «У»).

5. Физкультминутка.

Выполнять действия по тексту стихотворения:

Ходит, бродит ежик, Маленькие ножки, Маленькие ножки, На ногах сапожки. Ножками: топ-топ-топ, Сапожками: топ-топ-топ. Как свернется в клубок, Не видать в сапожках ног.

6. Пальчиковая гимнастика:

Иголки ежа (растопырить пальцы). Еж испугался лису, сложил колючки (соединить пальцы) и свернулся в клубок (сжать пальцы в кулачок).

Все движения выполняются сначала одной рукой, потом другой. Повторить несколько раз;

Голова ежа (большие пальцы рук соединить кончиками) и туло­вище ежа (остальные пальцы переплетены: пальцы одной руки между пальцами другой);

Еж расправил иголки (выпрямить пальцы), свернулся в клубок (прижать пальцы к тыльной стороне ладони).

7. Итог занятия. На.дом: задание 15.

Занятие 16 Тема: «Осень. Рисование. Счет до двух»

Цели:

1. Закрепить понятие «осень».

2. Уточнить и расширить словарь по теме.

3. Формировать фразовую речь.

5. Развивать сенсомоторные навыки, внимание, память.

6. Воспитывать вежливость, умение слушать логопеда.

Оборудование: сюжетная картинка «Осень», карандаши, бумага, бубен, куклы, фланелеграф или магнитная доска, вырезанные изоб­ражения желтых и красных листочков, луж, туч, солнышка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Посмотри и скажи».

Посмотрите, к нам в гости пришли куклы. Предложить детям поздороваться и познакомиться с гостями.

Что они нам принесли? (Желтые и красные листочки, картин­ку.)

3. Беседа про осень.

Рассмотреть с детьми листочки и картинку, задать вопросы:

Что это? (Красные листочки. Желтые листочки. Тучи. Дождь. Лужи.)

Какое это время года? (Осень.)

4. Физкультминутка «Солнышко и дождик» (см. занятие 12).

5. Упражнение «Картинка за картинкой».

Хмурая, дождливая Осень наступила. Очень холодно гулять, Будем осень рисовать.

Выложить на фланелеграфе или магнитной доске 2 тучи, 2 лужи, между ними полоски дождя. Рассмотреть получившуюся картинку.

6. Упражнение «Сосчитай».

Сосчитай тучи (лужи).

После каждого пересчета спрашивать:

Сколько всего? (Две тучи. Две лужи.)

7. Рисование «Осень».

Раздать детям бумагу, простые карандаши и предложить нарисо­вать 2 тучи.

Дети с помощью логопеда рисуют тучи круговыми движениями от центра.

Затем синими карандашами нарисовать прямыми линиями дождь и 2 лужи - круговыми движениями от центра.

8. Беседа по рисункам детей. Предложить детям ответить на вопросы:

Что это? (Обвестирукой тучи.) (Это тучи.)

Что это? (Обвести рукой лужи.) (Это лужи.)

Что это? (Обвести рукой дождик.) (Это дождик.)

Что все это? (Обвести рукой весь рисунок.) (Это осень.)

9. Итог занятия. На дом: задание 16.

Занятие 17

Тема: «Грибы. Один, два, много»

Цели:

1. Закрепить понятия «один», «много».

3. Закрепить признаки осени.

4. Формировать фразу с предлогом У и словами «один», «два», «много».

5. Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук.

6. Воспитывать навыки культуры общения.

Оборудование: листочки из бумаги, корзинка, муляжи грибов, два ежа, картинка «Осень. Грибы».

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Посмотри и скажи».

- Посмотрите, к нам в гости пришли ежи. Предложить детям поздороваться с гостями.

Что они нам принесли? (Корзинку с грибами, картинку.)

3. Работа с сюжетной картинкой.

Рассмотреть с детьми картинку «Осень. Грибы», задать вопросы:

Какое это время года? (Это осень.)

Что делают Таня и Ваня? (Таня и Ваня собирают грибы.)

Сколько грибов собрали дети? (Дети собрали много грибов.)

4. Упражнение «Один - много».

Раздать детям по одному грибу, спросить каждого:

Сколько у тебя грибов? (У меня один гриб.) Предложить детям сложить все грибы в корзинку.

Сколько у нас грибов? (У нас много грибов.)

5. Физкультминутка (см. занятие 13).

6. Игра «Угощение».

Ежи готовятся к зиме. Они хотят есть. Угостим ежей грибами. Попросить двух детей дать каждому ежу по одному грибу.

Сколько грибов, Ваня, ты дал ежу? (Я дал один гриб.)

Так же спросить второго ребенка. Затем попросить детей дать ежам еще по грибу и снова сосчитать грибы. Следить за тем, чтобы дети считали грибы слева направо, показывая на каждый гриб, соотнося число и предметы.

При необходимости помогать детям. После пересчета обвести грибы одного ежа рукой и спросить:

Сколько всего? (Два гриба.)

7. Итог занятия. На дом: задание 17.

Занятие 18 Тема: «Фрукты (знакомство)»

Цели:

1. Уточнить и расширить словарь по теме.

2. Формировать обобщающее понятие «фрукты».

3. Учить строить фразу из 2 слов по заданному вопросу.

4. Развивать внимание, память, мелкую и общую моторику, так­тильные ощущения.

5. Воспитывать умения слушать логопеда, выполнять простые инструкции, навыки культуры поведения.

Оборудование: корзинка, муляжи фруктов (яблоко, груша, лимон, банан), бабушка - кукла бибабо, мешочек.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Покажи и скажи».

Сообщить, что в гости к детям приехала бабушка. Предложить поздороваться с ней.

Бабушка привезла вам гостинцы.

Покажи, где у бабушки в корзинке яблоко? (Вот яблоко.)

Где груша (лимон, банан)? (Вот груша (лимон, банан).)

3. Упражнение « Что это ?».

Педагог достает из корзинки по одному фрукту и спрашивает:

Что это? (Это яблоко. Это груша. Это лимон. Это банан.)

4. Физкультминутка.

5. Игра « Чудесный мешочек».

Спрятать в мешочке яблоко (грушу, лимон, банан). Попросить детей на ощупь угадать, что в мешочке. - Что тут? (Тут яблоко.) И т.д.

6. Итог занятия. На дом: задание 18.

Занятие 19 Тема: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»

Цели:

1. Формировать навыки диалогической речи.

2. Развивать внимание, память, артикуляционный аппарат и мел­кую моторику кистей рук.

3. Воспитывать навыки культуры поведения, умение слушать логопеда и точно выполнять его инструкции.

Оборудование : еж - кукла бибабо, муляж яблока.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Игра «Кто там?».

Незаметно постучать и спросить: «Кто там? Дети! Это вы стучали?»

Давайте спросим: «Кто там?» (Достать ежа.)

Это я - ежик, ни головы, ни ножек.

Здравствуй, ежик!

3. Упражнение «Научи ежика».

Дети, ежик пришел к нам в гости. Давайте его угостим. Дадим ему яблоко. Скажем: «Ешь, ежик, яблоко!»

Мой колючий, серый ежик В лапки яблоко берет, Но открыть не может рот. Ежика я угощу, Открывать рот научу.

Выполнить с детьми артикуляционную гимнастику (5 раз каждое упражнение) (см. занятие 15).

4. Физкультминутка (см. занятие 15).

5. Пальчиковая гимнастика.

Все движения выполняются сначала одной рукой, потом другой.

Сложите пальчики так, чтобы получился ежик.

Прижмите и выпрямите его колючки.

6. Итог занятия. На дом: задание 19.

Занятие 20

Тема: «Фрукты. Словоизменение»

Цели:

1. Закрепить и расширить словарь по теме.

2. Закрепить обобщающее понятие «фрукты».

3. Формировать понимание и правильное употребление един­ственного и множественного числа имен существительных в име­нительном падеже.

4. Учить строить фразу из 3 слов с предлогом У.

5. Развивать внимание, память.

6. Воспитывать умение слушать логопеда.

Оборудование: кукла, картинки и муляжи фруктов, тарелки, кар­тинка «Сад», корзинка, рули.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Работа с сюжетной картинкой.

Рассмотреть картинку. Сказать детям, что это сад, в котором растут фрукты.

Мы по садику гуляли, Фрукты с дерева срывали, Поскорее посмотри, Что сорвали, назови.

Показать по очереди яблоко, грушу, лимон, банан.

Что это? (Это яблоко (груша, лимон, банан).)

Что это все вместе? (Это фрукты.)

3. Упражнение «Покажи и скажи».

Попросить детей рассмотреть предметные картинки, показать и дать полные ответы:

Где яблоко? Где яблоки? (Вот яблоко. Вот яблоки.)

Где груша? Где груши? (Вот груша. Вот груши.)

Где лимон? Где лимоны? (Вот лимон. Вот лимоны.)

Где банан? Где бананы? (Вот банан. Вот бананы.)

4. Физкультминутка.