Тайная встреча Волкера и Суркова по Украине: всплыли важнейшие детали! Жесткая позиция России

Спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер прокомментировал состоявшуюся 21 августа в Минске встречу с помощником президента России Владиславом Сурковым. Телеканал «Дождь» опубликовал большое интервью с Волкером. Федеральные каналы и информационные агентства проигнорировали заявления Волкера, которые демонстрируют перспективы развития ситуации в Донбассе

Материалы по теме

21 августа в Минске в закрытом режиме от прессы прошла первая встреча помощника Президента России Владислава Суркова и специального представителя Госдепартамента США по Украине Курта Волкера.

После встречи был распространен короткий комментарий Суркова, что стороны «обменялись новаторскими подходами» по реализации Минских соглашений.

«Согласились с тем, что мирный процесс и на политическом треке, и в сфере безопасности может и должен идти быстрее», - приводит слова Суркова «Интерфакс». Помощник президента отметил, что в ходе переговоров были определены темы для следующей встречи.

«Приверженность Минским соглашениям под сомнение не ставилась: обе стороны предложили свежие идеи и новаторские подходы по их реализации», - цитирует Суркова РИА «Новости».

24 августа телеканал «Дождь» опубликовал эксклюзивное интервью Курта Волкера, в котором тот рассказал о темах, поднятых на встрече с Сурковым. По словам Волкера, ставился вопрос о возвращении Донбасса под юрисдикцию Украины и вывода «российских» войск из региона.

Об этом интервью не упомянул ни один из государственных каналов. На лентах новостей РИА «Новости» и «Интерфакс» также нет упоминаний ни об одном из высказываний Волкера. ТАСС ограничился кратким малоинформативным сообщением об интервью.

Спецпредставитель Госдепартамента Курт Волкер доволен встречей с помощником Президента РФ Владиславом Сурковым, которая состоялась 21 августа в Минске. Об этом он заявил в интервью телеканалу «Дождь», - сообщило агентство.

«У меня тоже осталось положительное впечатление от нашей встречи. Это был серьезный и откровенный разговор. У нас были некоторые разногласия. Все было честно и открыто», - сказал Волкер.

Зато все информагентства в подробностях привели едкую насмешку представителя МИДа РФ Марии Захаровой по поводу ошибки пресс-секретаря Белого Дома Хезер Науэрт, которая заявила, что встреча Волкера и Суркова произошла в Литве, а не в Минске.

«Встреча, естественно, прошла в Минске, - сказала Захарова. - Мы фиксируем странную закономерность - наши американские коллеги постоянно испытывают какие-то топографические проблемы, когда речь идет о Белоруссии».

Захарова назвала «чудесами» ситуацию, когда Госдепартамент «не знает, куда ездит их спецпредставитель Волкер встречаться с Сурковым».

По поводу самой встрече и тем, которые обсуждались, Захарова ничего сообщать не стала.

В интервью «Дождю» Волкер сделал несколько очень важных заявлений, которые он подавал, как некий общий взгляд обоих переговорщиков на положение в Донбассе. Редакция «Красной Линии» представляет читателям самую полную выдержку цитат из интервью Курта Волкера.

По словам Волкера, стороны договорились «найти выход из ситуации».

«Мы пришли к единому мнению о том, что статус-кво не принесет ничего хорошего никому, - сказал спецпредставитель госдепартамента. - Это плохо и для России, и для Украины, и для жителей Донбасса. Нам нужно найти выход из этой ситуации. Это превращается в трагедию для людей. Было убито 10 000 человек, миллионы людей были вынуждены покинуть свои дома, молодые русские солдаты погибли на войне на Украине. Это абсолютно недопустимо. Мы договорились о том, что найдём выход из этой ситуации».

По его словам, стороны пришли к мнению, что большое значение в ситуации на Украине имеет аспект безопасности, а также политический аспект.

«Мы также пришли к единому мнению о том, что здесь большое значение имеет аспект безопасности, а также политический аспект, - сказал Волкер. - На данный момент Минский процесс не решает эту проблему. Безусловно, он необходим и это очень важно. В конце концов, мы сможем этим воспользоваться. Но сейчас нам нужно повысить уровень безопасности и обеспечить Украине такие условия, чтобы она могла защитить свою территорию. Сейчас она не может этого сделать. Нужно четко понимать, что на Донбассе есть российские войска, в Донецкой и Луганской областях. Там есть военная техника и оборудование. Проблема в том, что присутствие там военной техники создает конфликт».

По мнению Волкера, «интерес России дестабилизирует обстановку».

«Согласно официальным докладам ОБСЕ, большинство нарушений режима прекращения огня идет именно от российской стороны, - заявил Волкер. - Не все, но большая часть. Интерес России дестабилизирует обстановку».

Волкер напомнил, что Россия «должна вернуть эти территории».

«Нам необходимо создать условия для реального прекращения огня, - сказал спецпредставитель. - Я знаю, что Нормандская четверка сейчас также обсуждает этот вопрос и предлагает снова установить режим прекращения огня. Это будет отличный первый шаг к решению конфликта. В конце концов, Россия признает, что, согласно Минским договоренностям, эти территории должны быть возвращены Украине, они снова должны стать частью Украины и не быть оккупированной территорией. Для того, чтобы это произошло, нужно вывести оттуда российские войска и обеспечить людям безопасность, чтобы они чувствовать себя уверенно. Если сейчас они чувствуют себя уязвимыми, это именно то, над чем мы должны работать. Как мы можем обеспечить безопасность и, таким образом, иметь политический процесс, который позволит нам добиться особого статуса и даст возможность провести выборы».

Курт Волкер считает, что прекратить конфликт на Донбассе можно в течение нескольких месяцев.

«Если Россия проявит готовность решать проблемы, и мы со своей стороны тоже будем готовы к этому, я уверен, что все можно будет разрешить за несколько месяцев. Я не думаю, что это будет трудно осуществить. Сложность заключается в том, чтобы принять решение. Я думаю, что буквально в течение нескольких месяцев мы увидим, есть прогресс или нет», - заявил он.

По словам Волкера, прекращение войны на Донбассе является основным, но не единственным требованием для улучшения американо-российских отношений.

«В Гамбурге президент Трамп сказал президенту Путину, что мы не сможем укрепить или улучшить американо-российские отношения до тех пор, пока не будет разрешен конфликт в Украине. Это мешает наладить двусторонние отношения. Для Трампа конфликт в Украине - это одно из основных препятствий на пути улучшения отношений США и России. Конечно, это не единственная проблема», - заявил спецпредставитель.

Волкер отметил, что в отношениях США и России «сейчас очень много трудностей»: сокращение дипломатического персонала, лишение США дипломатической собственности, нарушение условий Соглашения о сокращении ракет средней дальности, конфликты в Сирии, Северной Корее и, конечно, Украина.

По мнению Волкера, «вмешательство России» привело к тому, что Украина вышла из сферы влияния Москвы, став прозападным государством.

«Если бы я находился в Москве и выстраивал политический курс России, то стремился бы к тому, чтобы Украина была частью российской сферы влияния, основным партнером. Но Россия в какой-то момент решила, что нужно ввести войска в Украину. Сегодня РФ контролирует сепаратистов. Это привело к тому, что Украина стала более единой, более прозападной, чем раньше. Это не очень хорошо для России», - сказал он.

Волкер считает, что для прекращения войны нужна только лишь политическая воля.

«Собираемся ли мы решить эту проблему или нет? Если собираемся, тогда мы можем использовать для этого минский процесс. Но сначала нам нужно выработать систему принятия решений. Сейчас у нас этого нет, поэтому нормандский формат не дает ожидаемого результата», - заявил Волкер.

Сегодня состоялась встреча спецпредставителя США по Украине Курта Волкера и советника президента РФ Владислава Суркова.

Анонсировались переговоры в формате «сверки часов». Но, по данным «Вестей», она носила более серьезный характер.

Беседа дипломатов прошла в Белграде. В качестве официальных обоснований, почему именно в Сербии, называются санкции ЕС против Суркова. Но всерьез воспринимать такую версию не стоит.

Год назад, невзирая на эти же санкции, советник Путина приехал вместе с президентом России на встречу нормандской четверки в Германию. Причем тогда Сурков расположился за столом по правую руку от главы МИД ФРГ Штайнмайера, который и включал его в санкционный список.

Негласной причиной выбора Сербии как места встречи в российских околополитических кругах считается лоббирование Путиным президента республики Александра Вучича. Дело в том, что главы России и Сербии состоят в добрых приятельских отношениях. После избрания на пост в мае этого года Вучич даже предположил президенту России организовать в Сербии его встречу с Дональдом Трампом. Но впоследствии, напомним, они увиделись в Гамбурге, на саммите G20.

Соответственно, не исключен вариант, что продвижение Сербии на большой политической арене было решено начать именно с сегодняшней встречи.

Где именно в Белграде проходила беседа Суркова и Волкера, как долго они дискутировали – данная информация не разглашается. Переговоры были полностью закрытыми, даже без символического пятиминутного брифинга после диалога.

Накануне встречи, в пятницу, Волкер заявил: «Утверждение о том, что Россия управляет и контролирует вооруженные силы на востоке Украины, не вызывает сегодня никаких сомнений». На момент публикации материала он не выступил с комментарием по мотивам белградской встречи.

Сурков же прокомментировал диалог с Волкером. «Обсуждался предложенный Россией проект резолюции ООН по Донбассу. Найдено взаимопонимание по ряду позиций. Большинство выявленных разногласий признаны преодолимыми», – отметил советник Путина, добавив, что переговоры прошли конструктивно.

В переводе с дипломатического языка, его слова могут означать следующее: речь шла о том, чтобы именно российская, а не украинская редакция резолюции о вводе миротворцев была внесена в повестку Совбеза ООН, а также, чтобы США, имеющие право вето, им не воспользовались.

Напомним, на данный момент выдвинуты две взаимоисключающие версии того, какими правами должен обладать миротворческий контингент на Донбассе. В замысле, который продвигает украинская власть, миротворцы действуют на всей неподконтрольной территории, вплоть до границы с РФ, и следят за военными и гражданскими аспектами жизни. Ключевое отличие российской версии: миротворцы располагаются вдоль линии разграничения между украинскими военными и боевиками. А их права предлагается ограничить обеспечением безопасности наблюдателей ОБСЕ, что вызывает сопротивление с украинской стороны.

Политологи и эксперты обсуждают, чем была вчерашняя встреча в Белграде между помощником Путина и специальным представителем Госдепа

Владислав Сурков сообщил, что из 29 американских предложений, переданных ему Куртом Волкером, Россия готова обсуждать три.

«Американские друзья передали свои предложения к нашему проекту резолюции Совбеза — двадцать девять абзацев. Три из них наша делегация сочла приемлемыми. Немного, конечно. Но все-таки три — не ноль. Лучше, чем ноль.

Представители России и США солидарны в главном — минские соглашения должны быть реализованы. Для этого необходимо ускорить выполнение политических обязательств Киева при одновременном укреплении безопасности в зоне конфликта», — сообщил об итогах встречи Сурков.

Ukraina.ru попросила украинского эксперта, а также представителей ДНР и ЛНР прокомментировать итоги вчерашних переговоров в Белграде.

Жесткая позиция России

Родион Мирошник, представитель ЛНР на переговорах в Минске, считает, что позиция России на этой встрече была достаточно жесткой.

«Идея, которую преследует Киев, и которая отчасти поддерживается США — взять за основу российскую резолюцию и полностью выхолостить и заменить то, что там представлено, на свои положения, обречена на провал.

Всё это и показала нынешняя встреча, которая состоялась в Белграде, когда из 29 американских предложений, большая часть которых явно была разработана в администрации президента Украины на Банковой. Волкер просто использовался последней как курьер.

Жесткость в позиции России заключалась в следующем: поменять основную задачу миссии ООН не получится. Москва на это не пойдет», — считает Мирошник.

Россия, напоминает представитель ЛНР, видела миссию ООН не как миротворческую, а охранную — то есть, направленную на обеспечение безопасности международных наблюдателей СММ ОБСЕ.

«В чем суть? СММ ОБСЕ постоянно жалуется, что ее наблюдатели, которые отказались от табельного оружия и вооружения своей миссии, подвергаются опасностям. Вот на это российской стороной и было предложено возложить охрану мониторщиков ОБСЕ на миссию ООН. Начали об этом говорить еще весной этого года, потом снова через какое-то время вновь вернулись к этой теме.

Это нужно было для того, чтобы СММ ОБСЕ осуществляли полноценный круглосуточный мониторинг действий на линии разделения. Вот это основная ключевая задача, которая ставилась перед резолюцией, которая была внесена Российской Федерацией», — напоминает Мирошник.

© РИА Новости, Сергей Аверин | Перейти в фотобанк

Он считает, что Киев ее тут же извратил: были предложения и о передаче под контроль границы, и о том, чтобы десятками тысяч военнослужащих исчислялась сама миротворческая миссия, и том, что она должна быть вооружена тяжелым вооружением.

Мирошник не сомневается в том, что американская и российская сторона настроены на продвижение вперед.

«Сегодня есть определенный тупик в минском, и в нормандском формате. Поэтому переговорный процесс между США и Россией есть основной канал, который может сдвинуть с мертвой точки застрявшие переговоры. Обе стороны заинтересованы в их продвижении.

Поэтому заявление или комментарий господина Суркова «Три лучше, чем ноль», говорит сам за себя. Позиция Российской Федерации не меняется — она остается жесткой. США же вынуждены искать компромиссные подходы, которые согласится обсуждать Россия. На сегодняшний момент еще не факт, что три американские предложения, о которых говорилось выше, точно приняты. Они приняты всего лишь для обсуждения.

И заявление, что до конца года будет еще одна встреча, говорит о динамичности переговоров, и о том, что обе стороны настроены на достижение определенного результата (отсюда и такое количество встреч). На следующую встречу стороны приедут с какими-то готовыми позициями, которые обсуждались вчера в Белграде», — прогнозирует Мирошник.

Путь к Большой сделке

Украинский политолог Андрей Мишин скептически относится к информации относительно последних переговоров Суркова с Волкером, которая появилась в СМИ, и не считает, что можно на ее основе что-либо прогнозировать, как стороны договорились решить вопрос по миротворцам ООН.

«У нас до сих пор не понимают, как работают переговорщики. Никакой настоящей информации, которая ведется за столом переговоров, выходить за пределы переговорной комнаты не может. Выходит, как правило, одна только дезинформация кого-то из заинтересованных лиц, а, на самом деле, все по-другому.

Единственное, чтобы я посоветовал, так это то, что на все эти контакты между американцами и россиянами надо смотреть шире. Ведь очевидно, как бы иронично не относится к подобному взгляду, но сейчас все движется не просто к глобальным договоренностям по Донбассу, но и к Большой сделке и к формированию нового мирового порядка, как бы не говорили, что теперь все это невозможно. Вслух все это говорить не могут ни Трамп, ни Путин.

Так что я смотрю на переговоры Суркова с Волкером с точки зрения умеренного оптимизма: процесс урегулирования по Донбассу все-таки идет. Раз для консультаций выделены специальные люди, значит, они важны для России и США», — не сомневается Мишин.

© пресс-служба президента Украины

По мнению Мишина, сегодня от реальных переговоров по поводу Донбасса отстранены европейские деятели. Увы, но от реальных переговоров отстранена и Украина. Теперь Донбассом занимаются главный региональный игрок — Россия, и главный глобальный — Америка.

«Нам, украинцам, правительства этих стран говорят, что уже принято по поводу нашей судьбы и судьбы Донбасса.

В Украине многие думают, что когда Волкер говорит о миротворцах ООН по всей территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей и на границе с Россией, то это окончательная позиция. Однако это не так. Это просто позиция, с которой можно начать торговаться. Как оно в итоге будет на самом деле — увидим», — уверен Мишин.

Американцы готовы к диалогу с Россией

Советник главы ДНР Александр Казаков также прокомментировал Ukraina .ru итоги встречи.

Прежде всего, он остановился на том, почему в прессу попало так мало информации.

«Пункт первый, об итогах говорить нельзя, потому что итогов нет. Это очередная остановка на длинном пути. Пункт второй, информации, как и с предыдущих встреч, выдается минимальное количество. И это, наверное, хорошо. Я в свое время консультировал переговорщиков с Японией по проблеме Курил и советовал закрыть информацию от журналистов о том, о чем они говорят, так как если в паблик протечет информация, то огромная масса агрессивно настроенных журналистов, экспертов и публики завалят ваши переговоры. Так что я считаю абсолютно правильным закрытый характер консультаций Суркова с Волкером».

По словам Казакова, в связи с этой встречей можно сделать несколько выводов.

«Киев исключен как субъект международной политики из процесса переговоров. Поэтому, когда Климкин или кто-то еще из украинской власти самонадеянно говорит: наша с американцами и немцами резолюция…. Нет никакой субъектности и инициативы у Киева в вопросе урегулирования в Донбассе. Сказали им американцы: работайте внутри российской резолюции по миротворцам, они и подчинились. Сами американцы работают внутри российской резолюции.

Просто если появится англо-французский, например, проект резолюции, то будет взаимное ветирование резолюций, и разговор на этом закончится. А если минский формат не работает, то открываются двери для возобновления полномасштабного конфликта. Сурков подтвердил, что американцы работают по российскому проекту резолюции», — констатирует Казаков.

Советник главы ДНР считает, что раз встреча в Белграде длилась всего несколько часов, то КПД от нее довольно невысокий.

«Это говорит о том, что позиции все-таки очень сильно отличаются друг от друга. И тут мы можем суммировать то, что намизвестно. Первое, американцы работают по российскому проекту. Второе, американцы не дают этому процессу вставлять палки в колеса. Третье, американцы не поддерживают европейские инициативы, с которыми бы те могли выйти в Совбез ООН. То есть американцы готовы вести диалог по вопросу урегулирования в Донбассе. Причем диалог предметный и предполагающий какой-то результат», — не сомневается Казаков.

Подпишитесь на нас

© Public domain

Спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер и помощник Президента России Владислав Сурков, отвечающий за мирное урегулирование в Донбассе, не встречались уже почти 10 месяцев. А четыре их встречи не принесли ровным счетом никаких результатов

В мае некий анонимный источник сообщил, что эта переговорная линия Москвы и Вашингтона может быть просто закрыта в силу своей абсолютной бесперспективности: «Этот переговорный формат способствовал решению целого комплекса противоречий по мирному урегулированию конфликта на Донбассе. Самое главное, он позволял Москве и Вашингтону не только своевременно «сверять часы», но и понять, как видит этот конфликт и какими соображениями руководствуется каждая из сторон. Однако на сегодняшний день формат дал все, что мог, и себя исчерпал. Обсуждается вопрос о целесообразности сохранения формата как такового. Не исключено, что формат может быть видоизменен, или заменен иным».

Однако сегодня и сам господин Волкер объявил о новой встрече в ближайшие недели, дата переговоров еще не согласована. То есть выходит, что формат не упразднен, напротив, появилась необходимость в его задействовании. Что же намерены обсудить между собой представители России и США? Неужели наметились какие-то точки сближения? В последнее время казалось, что Москва и Вашингтон все дальше расходятся по целому ряду вопросов, включая и Украину. Ответ на все эти вопросы отчасти содержится в заявлениях представителя Украины в подгруппе по безопасности трехсторонней Контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе Евгения Марчука , опубликованных вчера в украинских СМИ.

По словам Марчука, возможность продвижения переговоров о размещении миротворческой миссии ООН в зоне конфликта появилась, когда стороны «согласились процесс разбить на четыре-пять этапов». Он также сообщил, что параметры ввода миротворцев согласованы примерно на 30 процентов. Довольно интересно из сказанного представителем Украины выглядит информация о договоренностях относительно временных администраций. Марчук заявил, что у сторон есть согласие по этому вопросу: «Второй блок документов — это переходные компоненты: переходная юстиция, переходные администрации, амнистия, выборы. Там непросто, но по некоторым точкам по формированию переходных администраций согласие есть. Например, если взять поэтапное введение миротворцев, то первый этап — это линия фронта и нормализация жизни в прифронтовой зоне». По словам Марчука, в переходных администрациях старшим может быть миротворец, но обязательно должны быть представители как оккупированной части Донбасса, так и неоккупированной».

© РИА Новости, Алексей Дружинин | Перейти в фотобанк

Марчук также заявил, что Россия по ходу переговоров сделала ряд уступок в ответ на требования представителей Запада и украинской стороны. Так ли это на самом деле? Этапизация процесса размещения миссии — это именно то, что обсуждали на одной из своих встреч Сурков и Волкер. Она означает, что на первом этапе миротворцы становятся разделительным барьером на линии противостояния. Не так важно, в качестве охраны сотрудников ОБС или в качестве самостоятельной силы. Снижения интенсивности боевых действий, а в идеале их полного прекращения в первую очередь добивается Москва. Волкер же, а вместе с ним и Киев наотрез отказывались делить процесс ввода на части, считая, что все элементы должны быть увязаны в едином пакете.

То есть размещение миссии они считали невозможным без решения вопросов о формировании временной администрации, к которой перейдет вся власть на территории, неподконтрольной Киеву, и передачи во власть миротворцев российско-украинской границы. Теперь эти этапы, судя по словам Евгения Марчука, удалось расцепить, что абсолютно совпадает с позицией Москвы по урегулированию конфликта.
Кроме того, Киев и Волкер настаивали на том, что временные администрации должны комплектоваться исключительно миротворцами. Никаких представителей донбасских сепаратистов там быть не должно и в помине. Но похоже, что и в этой области российским переговорщикам удалось потеснить своих оппонентов, ведь, по утверждению Марчука, теперь речь идет об участии в работе временных структур власти представителей Донбасса как с подконтрольной, так и с неподконтрольной стороны.

Встречу специального представителя США по Украине Курта Волкера и помощника президента РФ Владислава Суркова в Белграде можно назвать первой рабочей встречей – после августовского знакомства в Минске. Впрочем, следует сразу внести ряд уточнений, как в отношении этой конкретной встречи, так и самого текущего формата, пишет Максим Михайленко для Деловой столицы .

Почему Белград

Стоит вспомнить, в частности, почему именно рандеву уполномоченных происходят в таких экзотических местах – к примеру, Виктории Нуланд в ее бытность заместителем госсекретаря США по Европе и Евразии (2013–2017) приходилось встречаться с Сурковым де-факто на базе ВМФ РФ в Калининградской области. Дело в том, что Владислав Сурков находится под действием санкций ЕС и США за организацию военных преступлений России в Крыму и на Донбассе, поэтому лишен возможности свободного передвижения по странам Запада. В данном случае выбор Белграда – сербский министр иностранных дел Ивица Дачич уже успел похвастать фактом проведения переговоров Волкера и Суркова именно в сербской столице, якобы указующим на «рост влияния Белграда в международных делах», – обусловлен положением Сербии как еще одной передовой новой холодной войны. Причем, в отличие от Беларуси, чьи маневры между Киевом и Москвой никак не способны отменить того факта, что наш северный сосед входит во все военные и экономические блоки, возглавляемые Россией, Сербия является кандидатом в члены ЕС, а ее общество откровенно разделено наполовину между западным и пророссийским векторами.

Поэтому, хотя, с одной стороны, выбор места встречи после Минска явно был за американской стороной и политес был соблюден, но впечатление «вызова Суркова на ковер» неистребимо. В особенности его усиливает высокая секретность переговоров и накачка публичных ожиданий как самим Куртом Волкером, не упускающим возможности пообщаться со СМИ, в том числе и наиболее враждебно настроенными, так и украинскими парламентариями, в присущем им эмоциональном стиле обсудившими изменения в законодательном статусе оккупированных Россией территорий. Несомненно, парламентское представление, чем-то напомнившее классический пример из произведений Джонатана Свифта «с какой стороны разбивать яйцо», главной своей целью имело наполнение переговорной папки Курта Волкера. Вместе с тем необходимо обратить внимание на объективные обстоятельства и факторы, довлеющие над этой белградской встречей.

Так, Европа поглощена Каталонией и началом переговоров о трехсторонней коалиции в Германии, Америка – проблемами КНДР, Ирана, реформы здравоохранения и трагедией в Лас-Вегасе, Россия – обернувшимся брутальными протестами празднованием 65-летия Владимира Путина, обидными поражениями в Сирии и эпидемией телефонного терроризма. Поэтому, с точки зрения информационной повестки дня встреча Волкера и Суркова «звезд с неба не хватает» и кроме высказывания «надежд на конструктив», как и от прошлых подобных встреч, в публичном смысле от нее ничего ожидать не приходилось.

Сколько весит Сурков

Непубличные же ожидания всегда мифологизируются. К примеру, над экспертным сообществом к востоку от Вислы продолжает реять миф о некоем неофициальном тайном статусе Владислава Суркова, который и впрямь является одним из архитекторов путинского режима. Однако забывают, что к сегодняшнему дню его личное влияние при кремлевском дворе порядком увяло, причем падение это произошло довольно давно, еще в 2011-2012 гг., когда игры в либерализм при Медведеве вывели на улицы сотни тысяч жителей Москвы. Сурков – человек из первого срока ВВП, когда он удачно перепрыгнул с яхты Ходорковского на флагман Путина и среди прочих создавал режим управляемой подцензурным телевидением фасадной демократии. Но уже не первый год роль Владислава Суркова – это дела политического полусвета, а именно непризнанные «государства», финансированием и управлением которых из Москвы он делегировано руководит. В современных российских условиях ватной изоляции со стороны Запада и пренебрежения со стороны Китая функция выживающего под санкциями Суркова примечательна, но ее нельзя сравнить по весу с дюжиной других чиновников вокруг Путина.

Кроме того, никакой стратегической линии по Донбассу у Владимира Путина нет, тактическая же линия состоит в насколько возможном сохранении нынешнего статус-кво, в надежде на утомление США в частности и Запада в целом, имитации диалога. Заметно, например, что за последний год крупные российские компании разных форм собственности аккумулировали на своих счетах более $100 млрд, а ЦБ РФ продолжает скупать золото. Это указывает на расчет «пересидеть» худые годы. В самом пессимистическом случае – точечно, а как максимум в рамках секторов Москва предвосхищает углубление санкций, нарастающие проблемы с газовой и другой своей лоббистской политикой в Европе.

Очевидно, что, в особенности в контексте того, что положение России в Сирии окончательно запуталось, Кремль не решается на новое обострение на украинском фронте. Наконец, российская элита тревожно ожидает февраля, когда Белый дом по закону обязан представить Конгрессу некий доклад о том, как выглядит система криминальной российской власти и насколько глубоко она проникла в западные структуры.

Кому докладывает Волкер

Но вряд ли стоит слишком серьезно относиться к этой новой мифологизированной конструкции (канадский аналог «акта Магнитского» и то выглядит практичнее), поскольку никаких абстракций и формальностей Кремль давно не понимает, а над порицанием открыто смеется. Вполне возможно, что речь в Белграде шла о конкретном наполнении этого доклада, который, похоже, в какой-то своей части должен стать публичным. США, таким образом, продолжают действовать через «личные интересы» российской элиты, но известно, что даже крах всех российских частных банков пока может быть купирован национализацией. Белый дом, похоже, находится на этапе оценки степени полезности услуг России на Большом Ближнем Востоке и в корейском вопросе, и, только если она «будет взвешена и найдена легкой», Вашингтон вновь осложнит состояние ее внешней торговли и зарубежных активов.

Но здесь уместно задать вопрос: уполномочен ли Курт Волкер обсуждать с россиянами подобную тематику? Забавно, что те изменения, которые так или иначе происходят в структуре обеспечения внешней политики США при Дональде Трампе, не позволяют дать простой ответ на этот вопрос. Так, в момент, когда Курт Волкер был назначен на свою нынешнюю должность, которую до сих пор довольно трудно адекватно перевести, он однозначно выступал в качестве преемника Виктории Нуланд. Однако, несмотря на всю ту дезорганизацию, каковая преследует Госдепартамент при Рексе Тиллерсоне, 3 октября Сенат США поддержал кандидатуру техасца Уэса Митчелла, создателя вполне себе «неоконсервативного» Центра анализа европейской политики, на должность заместителя госсекретаря по Европе и Евразии.

Биография господина Митчелла, знатока чешского и фламандского языков, не оставляет сомнений в том, что, как и Волкер, он начинал в разведке, а деятельность созданного им аналитического центра – в том, что новый замгоссекретаря является атлантистом. Более того, уже некоторое время не факт, что, во-первых, начальником Митчелла останется Тиллерсон и, во-вторых, что Тиллерсон был когда-либо руководителем для Волкера. Собеседниками Курта Волкера в Вашингтоне, скорее всего, являются советник по национальной безопасности Герберт Макмастер и руководство силовых ведомств, а также глава администрации президента США генерал Келли, недавно взбешенный тем, что его смартфон подвергался вторжениям «неизвестных»…

А что касается Уэса Митчелла, то большинство свежих упоминаний о нем и его организации связано с противостоянием России на Балтике и на Черном море. Отсюда ясно, что, независимо от рутины дипломатических событий, США практически окончательно вернулись в своих отношениях с РФ в логику «холодной войны на новых рубежах». И даже к чему-то вроде переходного периода от второго срока Билла Клинтона (когда кошмаром Кремля стала Мадлен Олбрайт) к середине правления Буша-младшего, когда Россию трясло от «цветных революций». Просто сегодня эта драма происходит на новом технологическом этапе и в совсем другой Европе, а также с учетом осознания Америкой новых угроз и продолжения экономической и внутренней политической деградации РФ, которую все тяжелее скрыть.

Как продать капитуляцию

Этими обстоятельствами и мотивируется карта условий, предлагаемая Волкером Суркову (или, если угодно, Трампом – Путину), а именно: сначала вывод российских войск с Донбасса, потом все остальное. При этом Кремлю пока затруднительно продать такую явную капитуляцию внутри страны – весной следующего года 65-летнему диктатору предстоит продемонстрировать, что он «молод и силен», что его поддерживает на новый шестилетний срок не менее двух третей подданных.

В то же время проблема Путина состоит в том, что он затянул два конфликта, выиграть в которых неспособен. И если с точки зрения пропагандистской обработки населения и отведения этим шантажом от себя наиболее болезненных ударов такая ситуация долгое время его устраивала, то с содержательной стороны его положение ухудшается. Внутри российской элиты лояльность увядает, скандалы, банкротства и судебные процессы 2017 г. показывают, что былого сплочения нет и «кланы» больше не доверяют друг другу, сражаясь за уменьшающееся пастбище.

Другое дело, что, хотя время на стороне Украины и ее западных союзников, точный прогноз крушения российского режима и сценарий смены власти сегодня не даст никто, поскольку за 18 лет при власти Путин практически полностью уничтожил субъект для переговоров в отношении «пакта элит». Отсюда и катастрофизм любых существующих сценариев. Между тем если у США и есть какая-то стратегия по поводу России, то она минимально (как и все последние 26 лет) состоит в том, чтобы ядерное оружие не расползлось по дюжине очередных «новых независимых государств».

Важной частью этой проблемы является группировка российских войск в оккупированных РФ районах Донецкой и Луганской областей, а также в Крыму. Тот или иной международно-правовой формат (а заметим, что канал связи между Пентагоном и российским Генштабом в последнее время гораздо более оперативен) коммуникаций Вашингтона и Москвы, несколько неожиданно для последней, так верившей в «фактор Трампа», низведенной до уровня Тегерана и Пхеньяна, выглядит на фоне базовых задач США в Евразии несколько второстепенным.

Вдруг преодолимые противоречия

В то же время имеет смысл обратить внимание на недавние экспертные встречи высокого уровня в Вашингтоне (организованные под зонтиком Politico), где – неожиданно – Украина вырвалась на первое место в списке внешнеполитических приоритетов США вперед Ближнего Востока и КНДР и была названа «опорой» (the fulcrum) могущества Запада. Учитывая, что окружение Дональда Трампа все быстрее очищается от изоляционистов и прочих мечтателей на тему раздела ответственности за мировой порядок с той же Россией, а соответствующие структуры на самых верхних этажах заполняются людьми атлантистских и неоконсервативных взглядов, перспективы Кремля как-либо договориться с Вашингтоном по украинскому вопросу без «потери лица» выглядят все более призрачными.

Прологом к любым серьезным переговорам сегодня служит пассаж Курта Волкера о том, что «Россия зашла слишком далеко», а зависшим над Москвой топором – все те меры, которых у США еще целый чемодан, а вот Кремль за четыре года свою колоду уже практически полностью израсходовал. И не только в Украине, но и в Сирии, и на Дальнем Востоке. Отсюда наиболее вероятно, что за пределами округлых формулировок «удовлетворения» и «конструктива» (сам-то Курт Волкер всю свою повестку дня изложил публично в предшествовавшие белградской встрече дни) Владиславу Суркову было вручено лаконичное, но информативное поздравление президента России с юбилеем. Напрямую касающееся как перспектив внутренней стабильности в РФ, так и судьбы ее самых крупных состояний, хранящихся на Западе. Учитывая обволакивающую секретность белградской встречи, можно вспомнить, что какое-то такое же «поздравление» привез весной 2014 г. в Москву тогдашний швейцарский президент Дидье Буркхальтер.

Поэтому, по словам самого Суркова, и это после всех истерик в том же вопросе резолюции ООН по статусу теоретически возможных миротворцев «большинство противоречий были признаны преодолимыми». Преодолевать эти противоречия будут во всех существующих форматах, но – можно быть уверенными – раньше президентских «выборов» в РФ никак не преодолеют, а исчезнут эти противоречия только после «смены режима» в Москве. Тем более что с недавнего времени regime change, впервые после Ливии, вновь перестало быть ругательным афоризмом во внешнеполитическом Вашингтоне.


Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов в рубриках «Блоги» и «Статьи». Мнение редакции может отличаться от авторского.