Тест ДДО А.Е. Климова. Методика определения типа будущей профессии. Какой тип профессии тебе подходит? Дифференциальный диагностический опросник е климова

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Название типов профессий по столбцам:

I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II. «Человек-техника» – все технические профессии.

III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V. «Человек – художественный образ» – все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Лист ответов

Инструкция : «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

Текст опросника

1а. Ухаживать за животными.
или
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным.
или
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.
или
3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).
или
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.
или
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
или
6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).
или
7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).
или8б.
Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.
или
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.
или
10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений.
или
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.
или
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
или
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.
или
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).
или
15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.
или
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.
или
176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
или
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.
или
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

Евгений Александрович Климов (1930-2014) - доктор психологических наук, профессор, разработчик системно-генетической психофизиологии стиля профессиональной деятельности. Наибольшую известность в отечественной психологии получила разработанная им классификация профессий по предмету труда, которая выделяет пять типов современных профессий: человек – живая природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ.

Методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности) старшеклассника к определенным типам профессий. Представляет собой достаточно короткий опросник, состоящий из 20 альтернативных суждений.

Использование методики возможно как индивидуально, так и в группе. Над вопросами не следует долго задумываться.

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать наиболее предпочтительные.

Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям вопросов. Каждый вопрос имеет как бы две части, соединенные союзом «или». В зависимости от того, нравится ли занятие, о котором говорится в первой части вопроса, поставить в листе ответов знак « + » или « - ». Подобным образом следует поступить и со второй половинкой вопроса. Одну из половинок следует обязательно предпочесть - в ней должно быть больше плюсов.

Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. Однако, если бы тебе пришлось выбирать только из двух возможностей, что ты предпочтешь?

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Ухаживать за животными.

Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

Помогать больным людям, лечить их

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

Следить за состоянием, развитием растениий

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу, металл и т.п.)

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).

Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством: подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

Лечить животных

Выполнять вычисления, расчеты.

Выводить новые сорта растений

Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т.п.)

Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять поощрять, наказывать.

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

Наблюдать, изучать жизнь микробов.

Обсуждать, налаживать медицинские приборы, аппараты

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

Составлять точные описания - отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

Делать лабораторные анализы в больнице

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов.

Играть на сцене, принимать участие в концертах

Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду) строить здания

Заниматься черчением, копированием чертежей, карт

Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

Работать на клавишных машинах

Анализ результатов

Наибольшие количества плюсов и наименьшие количества минусов - симптомы предпочтения, склонностей оптанта. Очень часто они косвенно говорят и о способностях испытуемого.

Данный опросник помогает хотя бы отчасти ограничить область выбора профессии, предпочесть те или иные зоны карты мира профессий. Не следует преувеличивать точность измеренных предпочтений. По результатам опросника можно узнать, к какой области деятельности человек более склонен, к какой - менее. Баллы указывают лишь направление, а не величину изменения оцениваемого признака. Вот почему неправомерно, строго говоря, взаимно уничтожать плюсы и минусы, полученные в обработке каждого столбца. Также нельзя придавать значения различиям в величине итоговых (по столбцам) чисел при сравнении результатов диагностики двух разных людей. Например, если у одного оптанта по какому-либо столбцу (шкале) результат 11, а у другого - 15, неправомерно делать вывод о том, что во втором случае предпочтение выражено «сильнее». Правомерно делать выводы о различиях в предпочтении профессий определенного типа. Итак, ДДО позволяет определить, какие профессии человек предпочитает (но не на сколько).

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

1. «Человек-природа» (П).

Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество - любовь к природе. Но любовь не созерцательная. Которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело - любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое - регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным.

2. «Человек-техника» (Т).

Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Техника как предмет руда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества, поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части - важные условия для успеха в данной области.

3. «Человек-знаковая система» (З).

Мы встречаемся со знаками значительно чаще, чем обычно представляем себе. Это цифры. Коды, условные знаки, естественные или искусственные языки, чертежи, таблицы формулы. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химически, механических свойств предметов, а с другой -представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Чтобы успешно работать в какой-нибудь профессии данного типа, необходимо уметь мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию.

4. «Человек-художественный образ» (Х).

Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека - наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие.

5. «Человек-человек» (Ч).

Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не наладится это взаимодействие, значит, не наладится и работа. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память (умение держать в уме имена и особенности многих людей), терпение.

Примеры профессий в соответствии с представленными типами отношений человека к окружающему миру

Тип профессий

Примеры профессий

Человек - природа (П)

Садовник, зоотехник, ветеринар, животновод, геолог, агроном, биолог, лесник, пчеловод, почвовед и т. д.

Человек - техника (Т)

Слесарь, токарь, радиотехник, связист, швея, водитель, электрик, инженер, монтажник и т. д.

Человек - знаковая система (3)

Чертежник, машинистка и оператор ЭВМ, радист, плановик, экономист, корректор, программист, телеграфист, наборщик и т. д.

Человек - художественный образ (Х)

Маляр, гравер, архитектор, фотограф, актер, шлифовальщик камней, художник, музыкант, модельер, стеклодув и т. д.

Человек - человек (Ч)

Продавец, учитель, воспитатель детского сада, няня, пре-подаватель училища, техникума, вуза; врач; медицинская сестра, официант, администратор и т. д.

Конечно, строго распределить по пяти типам все профессии невозможно. Более правилен такой подход к классификации профессий: надо исходить из того, что профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в равной мере. Так, дирижер хора - это и собственно музыкант, и организатор группы людей. Агроном - это специалист в области растениеводства, и организатор производства, и знаток сельскохозяйственной техники, и в какой-то мере и картограф (кто, кроме него, составит специальные карты угодий данного хозяйства?). Поэтому, группируя такие сложные много признаковые явления, как профессии, надо учитывать факт нечеткости их границ и ориентироваться на главные, основные группы признаков. Для разных целей возможны разные группировки.

Обработка данных опросника

В каждом столбце отдельно подсчитываются суммы плюсов и суммы минусов. Сумма плюсов ставится в третьей снизу строчке в соответствующем столбце, сумма минусов - во второй строчке. Алгебраическая сумма проставляется в нижней строчке.

Самоучитель по психологии Образцова Людмила Николаевна

Дифференциально-диагностический опросник (Е. А. Климов)

Е. А. Климов выделил пять типов профессий: человек-человек, человек–природа, человек–тех ника, человек–знаковая система, человек–художественный образ. Разработанный опросник позволяет выявить ориентацию на один из этих типов.

Вам предлагается оценить 20 пар различных видов занятий, обозначенных буквами «а» и «б». Внимательно прочитайте каждую пару занятий, стоящих под одним номером (например, 1а и 1б). Выберите тот из двух вариантов, который представляется вам более привлекательным.

Обработка результатов: сверьте свои ответы с ключом:

Человек–природа: 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а.

Человек–техника: 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а.

Человек–человек: 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а.

Человек–знаковая система: 2б, 5а, 9б, 10б, 12б, 15а, 19б, 20б.

Человек–художественный образ: 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б.

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Интерпретация результатов теста:

Краткое описание типов профессий:

Предмет труда для представителей большинства профессий типа «человек–природа»:

– животные, условия их роста, жизни;

– растения, условия их произрастания. Виды деятельности:

– изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);

– выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

– проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

– развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;

– поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллектива, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек–техника». Этот тип – для людей, которым интересны лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, которые любят собирать модели, разбираются в бытовой технике, хотят создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки.

Предмет труда:

– технические объекты (машины, механизмы);

– материалы, виды энергии. Виды деятельности:

– создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

– эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

– ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования :

– хорошая координация движений;

– точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;

– развитое техническое и творческое мышление и воображение;

– умение переключать и концентрировать внимание;

– наблюдательность.

III. «Человек–знаковая система». Этот тип профессий интересует преимущественно тех, кто любит выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, хотел бы заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п. Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предмет труда:

– тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

– цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

– чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

– звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования:

– хорошая оперативная и механическая память;

– способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;

– хорошее распределение и переключение внимания;

– точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;

– усидчивость, терпение;

– логическое мышление.

IV. «Человек–художественный образ»

Предмет труда:

– художественный образ, способы его построения.

Виды деятельности:

– создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

– воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

– размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования:

– художественные способности; развитое зрительное восприятие;

– наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;

– знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек–человек»

Предмет труда:

Виды деятельности:

– воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

– медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);

– бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

– информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

– защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования:

– стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

– устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

– доброжелательность, отзывчивость;

– выдержка;

– умение сдерживать эмоции;

– способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

– способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;

– способность владеть речью, мимикой, жестами;

– развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;

– умение убеждать людей;

– аккуратность, пунктуальность, собранность;

– знание психологии людей.

Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович

Психографический тест предпочтений в контексте дифференциально-психологического исследования Стандартизация является необходимым элементом исследования надежности и валидности при создании любого психодиагностического инструмента. Стандартизация проективных

Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

Опросник б 1. Предпочитаю спокойную, размеренную жизнь без стрессов и волнений. Да Нет 2. Избегаю риска, ведь рискуя можно потерять все. Да Нет3. Человек «золотая середина» в делах, успехах и жизни - это про меня. Да Нет4. Все в моей жизни, по крайней мере, не хуже, чем у

Из книги Дифференциальная психология профессиональной деятельности автора Ильин Евгений Павлович

ЧАСТЬ I Общие дифференциально-психологические аспекты профессиональной деятельности Можно выделить несколько общих аспектов в изучении различных видов профессиональной деятельности: дифференциально-психологический, дифференциально-психофизиологический, гендерный

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 1 Дифференциально-психологические аспекты выбора профессиональной деятельности 1.1. Склонности к тому или иному виду деятельности и выбор профессииВ связи с выбором той или иной профессии важно учитывать склонности человека. Традиционно склонность, как и другие

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 2 Дифференциально-психофизиологические аспекты профессионального отбора 2.1. Необходимость профессионального отбора в разные профессииЕще в XVI в. Френсис Бэкон говорил, что счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями. Это положение отразилось и во

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

ГЛАВА 3 Дифференциально-психофизиологический подход к изучению профессиональной деятельности «Известны многочисленные факты, – пишет К. М. Гуревич (1970, с. 6), – когда человек, искренне желающий трудиться в определенной области и получивший нужную подготовку, тем не

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

ГЛАВА 6 Профессиональная деформация личности как дифференциально-психологическая проблема 6.1. Что такое профессиональная деформация личности?Одним из специфичных аспектов обсуждаемой в данной книге темы является влияние специфики профессиональной деятельности и

Из книги автора

ЧАСТЬ II Дифференциально-психологические аспекты деятельности руководителей Впервые управленческую деятельность как самостоятельный и специфический вид профессиональной деятельности выделил французский предприниматель и администратор А. Файоль (Управление – это…,

Из книги автора

ГЛАВА 9 Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек – человек» 9.1. Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности педагоговОсобенностям личности учителя посвящено большое количество

Из книги автора

ГЛАВА 10 Дифференциально-психологические особенности работников сферы искусства и телевидения Сфера искусства и телекоммуникаций до сих пор не привлекала к себе должного внимания психологов. Поэтому эмоциональные особенности музыкантов, артистов, художников,

Из книги автора

ГЛАВА 11 Дифференциально-психологическая характеристика работников интеллектуальных профессий 11.1. Психологические профили работников интеллектуальных профессийИнтеллектуальных профессий очень много. Их разделение по классификации Е. А. Климова и изучение у них

Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова поможет любому человеку определить свои склонности к различного рода профессиям, методом вычисления личностного психотипа. Каждый человек в большей степени расположен к определенному виду деятельности, это связано с нашим образом жизни, мышлением, навыками и подсознательными стремлениями. Для одного человека важно реализовать свой творческий потенциал, для другого – принести пользу общественности, а третий предпочитает работу, нацеленную на экономический результат. Полагаясь на данную методику онлайн, вы можете узнать свой личностный тип и глубже понять свои склонности к роду деятельности.

Тест Климова на профориентацию подходит для:

  • подростка-школьника (абитуриента), который находится в поисках и думает на кого пойти учиться;
  • студента, которому интересно осмыслить правильность своего выбора;
  • компаний, которые тщательно отбирают персонал при приеме на работу;
  • человека, который уже имеет профессию, но желает переучиться и думает, какую профессию стоит выбрать;
  • работника любой компании, дабы лучше организовать свой рабочий процесс и направить способности в правильном ключе.

Пройдите дифференциально-диагностический опросник Климова на Prevolio и узнайте к какому типу относитесь Вы!

Карта интересов Климова была создана выдающимся русским кандидатом психологических наук, который специализировался на психологии труда и опубликовал свыше 300 работ и около 30 пособий и учебников. Одну из книг он посвятил теме профессионального самоопределения, в которой подробно рассказывает о данной методике (опроснике). В отличии от теста по методике Голомштока на нашем сайте, где автор выделяет шестнадцать групп по балльной системе, автор данного теста описывает пять основных групп - склонностей, которые характеризуют личность.

Е.А. Климов выделяет 5 психотипов личности:

  1. Человек – природа – такой тип, характерен людям, стремящимся улучшить состояние окружающей среды, тем, кто легко идет на контакт с природой и животными. Это садовники, ландшафтные дизайнеры, работники лесной и садовой промышленности, ветеринары и экологи, исследователи флоры и фауны, зоологи, ботаники, а также геологи, картографы и метрологи.
  2. Человек – человек – этот тип, как социальный, склонный к общению, помощи другим, взаимопониманию с аудиторией. Таким людям подходит работа, связанная с образованием, воспитанием, социальная деятельность, медицина, правовая помощь, журналистика, а также административная работа.
  3. Человек – художественный образ – называет таких людей творческими, склонными к художественной, писательской, музыкальной и архитектурной деятельности, и т.п. Такая личность может заниматься произведением чего-либо или творить произведения искусства (дизайнер, художник, композитор, писатель или режиссёр). А так же исполнять и изготавливать (оформитель, музыкант, ювелир, актер и так далее) или же работать с произведениями творчества (реставратор, маляр, шлифовщик, мастер росписи).
  4. Человек – знаковая система – этот тип людей математического склада ума. Им подойдут такие профессии, как программист, бухгалтер, библиотекарь, экономист, нотариус, редактор, организатор делопроизводства, инспектор, историк, математик и тому подобное.
  5. Человек – техника – определяет этот тип, как людей склонных к техническим видам профессий, обозначает способность к изготовлению деталей, техники, механизмов, восстановление и ремонт, изобретения и новшества, испытательные и проверочные работы.

Методика Климова на Prevolio – преимущества

  • У нас онлайн-методика ДДО Климова тест бесплатно, без регистрации и без смс;
  • Всего 30 вопросов;
  • Вам надо выбрать варианты ответов «Да» или «Нет»;
  • Автоматический подсчет результатов;
  • Отличная возможность пройти опросник Климова в удобном интерфейсе;
  • Время прохождения не ограничено, поэтому можно хорошо обдумать ответ;
  • Вы сможете увидеть все типы профессий по Климову (классификацию) и меру вашей расположенности к каждой из них.

ДДО дает возможность распознать свои профессиональные склонности и подсознательные задатки к определённому виду деятельности. Поэтому идеально подходит данный тест на профориентацию для школьников и подростков. Наш сайт предлагает вам, прямо сейчас, пройти тест Климова по профориентации в комфортных условиях, не выходя из дома. Вы можете пить кофе и спокойно отвечать на вопросы. Но очень важно подойти к ответам на вопросы ответственно. Если сомневаетесь в ответе, то чаще всего первый ответ, который пришел в голову, является правильным.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), он же опросник Климова на профориентацию, предназначен для выявления предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях , к определенным типам профессий.

Опросник Климова основан на предположении, что человек, пройдя необходимое и соответствующее профессии обучение, сможет выполнять любую работу, независимо от того, к какой категории из перечисленных ниже она относится. И вместе с тем, если бы у человека изначально была возможность выбора своего будущего и профессионального поприща, какой бы вид деятельности он на самом деле предпочел?

Инструкция к тесту

Ниже приведены 20 пар утверждений, которые раскрывают в сжатой форме тот или иной вид деятельности. Каждое утверждение в свою очередь имеет два буквенных обозначения — а и б.

Прочитайте каждое из двух утверждений внимательно, а потом выберите одного из них, проставив рядом знак «+», которое Вы сочли наиболее соответствующим и подходящим именно Вам. Можете поставить два знака «+», что будет говорить о еще большей привлекательности выбранного Вами вида деятельности. В случае, если выбранная работа Вам очень нравится Вы можете, поставить три знака «+».

Знаком «-» отметьте работу, которая Вам не привлекательна. По степени несоответствия данного вида деятельности Вашим предпочтениям, Вы можете поставить два знака «-», и в случае, когда эта работа очень не нравится Вам, поставьте три знака «-».

1а. Ухаживать за животными 1б. Обслуживать машины
2а. Помогать больным людям, лечить их 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
За. Участвовать в оформлении книг, плакатов, журналов 3б. Следить за состоянием и развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.) 4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать)
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Содержать животных 6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) 7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п.
8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии) 8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных 10б. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений 11б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.)
12а. Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п.
15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п. 15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые)
16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий 17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.)

Ключи к тесту:

После заполнения таблицы, состоящей из пяти рядов, каждый из которых соответствует конкретному типу профессии, по вертикали подсчитывается число знаков «+». Полученное число плюсов записывается в первую из трех пустых строчек внизу таблицы. Затем аналогичным образом подсчитывается число знаков «-» и их количество записывается во вторую пустую строку таблицы.

После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу таблицы.

При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только показатели последней строки таблицы, в которой прописана общая сумма набранных баллов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов. Например, в столбце «Ч-Ч» содержится 7 плюсов и 1 минус, сумма соответственно получается 6; а в столбце «Ч-Т» содержится 13 плюсов и 7 минусов, сумма в итоге получается тоже 6; Вам в таком случае более соответствует профессия типа «Ч-Т», так как плюсов в данной колонке больше.

Ч- X

Анализ теста и интерпретация результатов

Таким образом, в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрицательное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-З, Ч-X:

Ч-Ч — профессии типа «человек — человек»;

Ч-Т — профессии типа «человек — техника»;

Ч-П — профессии типа «человек — природа»;

Ч-3 — профессии типа «человек — знаковая система»;

Ч-X — профессии типа «человек — художественный образ».

Человек — Человек (Ч-Ч).

  • воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
  • медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
  • правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);
  • организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
  • изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).

Человек- Техника (Ч-Т).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
  • обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
  • восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
  • изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).

Человек — Природа (Ч-П).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
  • обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
  • заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
  • восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
  • изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).

Человек — Знаковая система (Ч-З).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);
  • шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
  • управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
  • составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
  • восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).

Человек — Художественный образ (Ч-Х).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);
  • исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);
  • с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).