Сообщение прочитайте его быстрее. Как быстро и легко запомнить текст. Способы, которые работают. Как работает наша память

(оценок: 3 , среднее: 1,00 из 5)

Скорочтение – это совокупность методов чтения, позволяющих увеличить скорость чтения без понижения уровня понимания и запоминания текста. Мы уже публиковали , а сегодня дополним уже сказанное еще несколькими советами для тех, кто ценит свое время. К слову, метод скорочтения применим и к художественной литературе, и к нон-фикшн, однако лучше всего пользоваться им тогда, когда книгу нужно прочитать быстро.

Три основных правила скорочтения:

  1. Базис скорочтения – выбор правильного места для чтения.
  2. Скольжение – процесс скорочтения, включающий визуальный поиск на странице ключевых фраз и предложений для понимания смысла текста.
  3. Направляющие – визуальные «гиды» (палец, маркер или ручка), которые помогают глазу двигаться быстрее по фрагменту текста.

Интересные факты о чтении

  • Обычный человек в среднем читает со скоростью до 250 слов в минуту.
  • Средний темп чтения для запоминания текста – до 100 слов в минуту.
  • Средний темп чтения для работы с учебными материалами – 100-200 слов в минуту.
  • Средний темп чтения для понимания текста – 200-400 слов в минуту.
  • Средний темп чтения методом скольжения – 400-700 слов в минуту.

А теперь попробуйте прочесть текст на картинке ниже.

Ну как, получилось? Это значит, что по тексту действительно можно скользить взглядом, улавливая отдельные слова и фразы, понимая при этом все прочтенное.

Если вы уже усвоили правила из предыдущей публикации (сосредоточиться, не повторять, оценивать полную картину, делать закладки и тренироваться), то вам наверняка будут полезны следующие советы по скорочтению :

Ставьте цели чтения

Поставьте перед собой конкретную и, главное, достижимую цель – например, прочесть 100 страниц за 4 часа. Осознавая ее, вы сможете самостоятельно решать, когда можно читать помедленнее, а когда – побыстрее, чтобы достичь этой цели. Это правило – важная составляющая скорочтения, так как иногда действительно важно замедлиться, чтобы лучше понять контекст.

Сопротивляйтесь желанию отступить

Люди возвращаются к начальным результатам по разным причинам, но какими бы они ни были, а скорость чтения от них, увы, падает.

Используйте предварительное чтение

Если вы читаете книгу, откройте сначала содержание. Если же статью – прочтите заголовок, подзаголовок, подписи, выделенные цитаты, посмотрите на графики, диаграммы и схемы. В таком случае они не будут отвлекать вас во время чтения основного текста, к тому же, вы сразу узнаете, о чем пойдет речь.

Ищите главные идеи

Внимательность к деталям или маловажным фактам вполне может помешать тем, кто собирается овладеть техниками скорочтения. Эти моменты часто отвлекают от понимания всего произведения, его идеи и тем.

Развивайте «гибкость» глаз

Как только дочитали до конца абзаца, не бездельничайте, а скорее переключайтесь на новую строку текста.

Проверяйте зрение

Глаза – это не только окна души, но еще и средства, с помощью которых мы читаем. Если они грязные, мы просто не можем хорошо видеть. Так что, если уж вы взялись за скорочтение, вам стоит регулярно навещать офтальмолога и проверять свое зрение.

И напоследок еще один интересный факт: Джон Кеннеди был сторонником скорочтения и призывал своих сотрудников тоже овладеть этим мастерством.

Почему же столь "нелестно" отзываются о "Скорочтении"? Почему через некоторое время после окончания курсов стремительно падает и скорость чтения, и качество понимания текста? Постараемся ответить на эти злободневные вопросы и выявить ряд главных причин.

Сначала рассмотрим организацию курсов "Скорочтения".

Во-первых , это групповые занятия, а не индивидуальные, т.е. абсолютно не учитываются индивидуальные особенности.

Во-вторых , количество человек в группах превышает 20-30, что негативно влияет на качество обучения (Вспомните школу!), но приносит высокие прибыли. К

роме того, организаторы курсов знают, что чем больше группа, тем легче ей управлять, тем быстрее и стабильнее рост скорости чтения на занятиях. Это объясняется тем, что в группе из 20-30 человек обязательно найдется 2-3 человека (а иногда и более) с повышенной внушаемостью, т.е. гипнабельных.

Именно на них "срабатывают" "чудеса исцеления", именно они показывают "феноменальные результаты" и у них "стремительно растет скорость чтения". Такие люди становятся в группах "скорочтения" лидерами и "заражают" всю группу.

В итоге все довольны. Скорость чтения и качество понимания текстов на занятиях стабильно растет. Как правило, такая группа показывает следующие результаты: высокая и очень высокая скорость чтения - 10%, средняя скорость чтения - 80%, низкая скорость чтения - 10%. Естественно, что понятия "высокая", "средняя" и "низкая" скорость весьма относительны и отличаются у разных "Школ Скорочтения", т.к. все "считают" по-разному!

Такая картина сохраняется недолго, уже через некоторое время по окончании курсов "Скорочтения" обладатели "средней и низкой скоростей чтения" замечают, что вернулись к первоначальным показателям, что не могут быстро читать в домашних условиях, что сами не могут вызвать "состояние скорости".

Одни начинают в этом винить себя, сомневаются в своих способностях, и в результате остаются на всю жизнь с комплексом неполноценности. Другие же, а их меньшинство, начинают винить саму программу "Скорочтения". В итоге популярность "Скорочтения" падает.

В-третьих
, руководители курсов, мягко сказать, "хитрят" в подсчетах результатов. Например, вместо букв и слов считают знаки учетно-издательского листа, т.е. пробелы, точки и запятые, что сразу "повышает скорость чтения" почти в 2 раза! А что касается оценки качества понимания текста, то доходит до смешного!

Первое, качество понимания текста определяется только по кратким ответам на вопросы, что не может являться однозначной оценкой уровня понимания.

Второе, на текст любой степени сложности и объема задается небольшое количество вопросов, на половину которых вы можете ответить и, не читая текст. В результате "подобного подсчета" скорость чтения и понимания текста запрограммировано растет.

В-четвертых , быстро читать на курсах "Скорочтения" учат научно-популярные тексты, а не учебные. Многие заблуждаются, что, научившись быстро читать, они смогут так читать все подряд. Ничего подобного! Учебные тексты без специальной, индивидуальной подготовки вы быстро читать не сможете! Так что стоит задуматься, нужно ли вам учиться быстро читать научно-популярные тексты, нужны ли они вам?

В-пятых , многие полагают, что быстрое чтение заменяет собой процесс детального запоминания текста, мол, быстро прочитал, все понял и запомнил на всю жизнь. Первое, вы можете быстро прочитать, понять и запомнить (кратковременная память) только 70% текста, а как быть с точной информацией: цифрами, формулами, названиями, терминами, составляющими 30% текста?

Ведь точная информация не запоминается быстрым чтением! Для того, чтобы запомнить точную информацию нужно применить специальные приемы и методы (мнемотехники, эйдетики или сопоставления). Второе, быстрым чтением вы запоминаете информацию только на 3 дня, если ее не повторить. Так что миф о запоминании на всю оставшуюся жизнь можете забыть!

В-шестых , многие считают, что, научившись быстро читать с экрана компьютера, можно будет быстро читать и книги. Но это ведь разная психическая деятельность! На каком материале тренируетесь, такой и будете быстро читать!

В-седьмых , программы "Скорочтения" ориентированы в основном на тренировку "правильных движений глаз" и "разгонку психики", а не на развитие мышления. А ведь научить быстро читать можно только научив быстро мыслить! Что толку быстро двигать глазами и считывать слова, если процесс мышления "отключен", если вы не понимаете о чем идет речь и не умеете эти слова связывать между собой в простые предложения (двух - или трехчленные), являющиеся единицами мыслей.

Процитируем Л.М.Веккера: "..законченная отдельная мысль, взятая не в ее ситуативной, а в контекстной общепонятной форме, не может быть выражена отдельным словом, а по необходимости получает свое воплощение в целостном высказывании, или фразе. При этом минимальной структурной единицей такой фразы, сохраняющей еще специфику мысли как законченного целого, является трехчленное предложение, содержащее подлежащее, сказуемое и связку.

Предельным же минимумом состава этой структурной единицы, возникающим при переходе связки в скрытую форму, но сохраняющим все же законченный характер, является двухкомпонентная структура, содержащая подлежащее и сказуемое". Так вот, не достаточно быстро двигать глазами, чтобы быстро понимать текст, необходимо, чтобы глаза быстро "выбирали" нужные ключевые слова и эти слова быстро "соединялись" между собой в процессе мышления, тогда это и будет быстрым чтением.

Но, к сожалению, на сегодняшний день не все преподаватели курсов "Скорочтения" это понимают или не хотят понимать- Вполне очевидно, что мы рассмотрели только основные причины падающей популярности "скорочтения", подробно не углубляясь в содержание самих программ. И понятно ваше недоумение и скоропалительный вывод о том, что "Скорочтение" - это ерунда. Нет, и еще раз нет! "Скорочтение" - это этап наивысшего развития и автоматизации процессов восприятия, мышления и памяти.

"Скорочтение" реально и естественно, но чтобы научиться быстро читать, нужно первое - ваше сильное желание; второе - индивидуальная программа "Скорочтения", третье - ежедневные тренировки.

Что касается второго пункта, то для составления индивидуальной программы "Скорочтения" вам потребуется специалист, учитывающий ваши особенности и способности.

Каждый человек периодически сталкивается с необходимостью выучить материал различного содержания и объема. Кому-то это дается легко, но преобладающее число людей сталкивается с трудностями, не зная как быстро запоминать заданный объем текста.

Работа мозга человека до сих пор не изучена на 100%, мы знаем только то, что используем малую часть способностей мозга. Психологические процессы, происходящие в сознании человека, поддаются ежедневным тренировкам. Память и другие механизмы сознания можно развить до небывалых высот. Крепкая память позволит добиться успехов в любой области жизнедеятельности человека, понадобится в «бытовой» жизни, учебе, легко повысит интеллектуальные способности.

Чтобы выучить текст, художественного или научного содержания понадобятся постоянные тренировки памяти специально разработанными для этого упражнениями. Человеческая память делится на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Она представляет собой способность к запоминанию и хранению любых объемов информации.

Каждый вид памяти развивается у людей неодинаково. Кому-то легче запоминать текст, произнося его вслух, а у кого наоборот лучше усваивается после визуализации прочитанного. Поэтому важно понять, какой вид памяти развит лучше, чтобы использовать для заучивания в дальнейшем.

Одинаковую информацию можно выучить хорошо несколькими способами. Существует три способа как запомнить необходимый материал в короткие сроки.

  • Способ рационального запоминания;

Он основывается на использовании логической памяти. В процессе рационального запоминания происходит закрепление в сознании смысловой и логической связи материала с жизненным опытом. При рациональном запоминании происходит осознание прочитанного текста и легче воспринимается информация. Этот способ помогает запомнить материал наизусть, тренирует интеллектуальные способности и увеличивает знания.

  • Способ мнемотехнического запоминания;

Это самый интересный способ из трех. Он помогает запомнить не смысловую информацию, за счет переработки в образы и ассоциативную связь. Мнемотехническое запоминание основывается на полученном жизненном опыте, переводя текст в знакомые сознанию образы. Этот способ помогает запомнить большой объем материала, не несущего смысловою нагрузку. Это могут быть даты, номера телефонов, имена, адреса. Он помогает бороться с повседневной забывчивостью, увеличивая возможность механического запоминания происходящего.

  • Способ механического запоминания.

Этот способ подразумевает зазубривание материала. Он считается малоэффективным и трудно тренируемым, так как может в любой момент подвести, «выпав» из памяти. С возрастом способность к механическому запоминанию ухудшается.

Методики запоминания

Для быстрого усвоения текста используют разные методики запоминания. Один из самых эффективных метод вдумчивого чтения. Он хорошо подойдет для заучивания больших и маленьких объемов. Таким способом пользуются актеры, которым как никому другому важно знать как быстро выучить наизусть текст.

  • Сначала медленно и внимательно читаем текст, который необходимо запомнить. Лучше прочитать его вслух. При чтении необходимо понять главную идею текста, его основной сюжет, чтобы можно было быстрее запомнить.
  • Если объем материала большой разбиваем его на смысловые части. Каждую часть нужно выучить по отдельности, находя в них главные по смыслу слова или фразы. Это поможет в дальнейшем, восстановить весь текст по порядку.
  • После этого нужно переписать весь текст, вручную. Делать это надо не спеша, вникая в суть написанного.
  • После того как все будет переписано пересказываем что помним. Вспомнить надо мельчайшие детали, опираясь на ключевые слова. Если не удается вспомнить какой-то момент, лучше не подглядывать в записи, а постараться сделать это самостоятельно. Подсмотреть можно только в крайнем случае.
  • Далее, переписываем второй раз только то, что вспомнили без подсказок.
  • На последнем этапе еще раз внимательно перечитываем текст и пересказываем. Лучше сделать это перед сном.

Этот метод запоминания подходит для того, чтобы выучить текст дословно. Он поможет студентам, ученикам школы и всем кому нужно в короткое время знать как выучить большой объем информации. Таким способом пользуются актеры театра и кино, чтобы запомнить свои роли.

Уловки для быстрого запоминания

Есть еще несколько простых, но очень эффективных уловок для запоминания всего текста, основанных на нюансах работы нашего мозга. Для этого необходимо:

  • Выделять ярким маркером главные моменты в тексте;

Это позволит не отвлекаться на лишнюю часть текста. Актеры выделяют, таким образом, свои фразы в сценарии.

  • Спеть слова или текст;

Это нестандартный метод запоминания. Пропев материал, он лучше врежется в память и его можно быстрее вспомнить.

  • Читать нужно до тех пор, пока смысл не станет ясен полностью;

Очень важно прочувствовать на себе чувства и эмоции, если это художественная литература, которые испытывают герои.

  • После прочтения нужно задавать себе вопросы о содержимом;
  • Прочитать громко с выражением;
  • Написать текст другой рукой;

Если вы левша, напишите правой, если правша - левой. Этот хитрый способ заставит мозг потратить больше усилий на анализирование всего написанного материала.

  • Найти партнера для тренировки;

Актеры репетируют попарно, это помогает в работе. Можно также попросить знакомого человека проверить вас на знание всего материала. В компании учить наизусть интереснее и намного проще.

  • Запишите текст на диктофон;

Запишите текст на записывающее устройство и слушайте его в течение дня, выполняя при этом обычные дела или вовремя поездки. Это поможет запомнить объемный текст, не отвлекаясь от других дел и не теряя лишнего времени.

Память нужно постоянно тренировать. Запоминание информации состоит из ее кодирования и отправки в специальный отдел мозга для дальнейшего хранения. Если информация понадобится, то она легко вспомнится. Когда она длительное время не используется, мозг уберет ее за ненадобностью. Человеку присуще забывание, это происходит через определенное время. Это естественный механизм работы мозга и он помогает не перегружать мозг ненужной информацией и если она не используется, то со временем пропадает из памяти.

Зачастую человек задается вопросом: как быстро выучить текст? Особенно часто проблема встает, если объём информации большой, а тема досконально не изучена. Человеку не всегда удаётся запомнить материал с первого раза, поэтому существует несколько особых приемов, которые помогут быстрому запоминанию.

Не стоит бездумно пытаться заучить сведения, такое действие не способно привести к положительному результату, поэтому одно из главных правил гласит, что умение внимательно вчитываться в материал, пытаться вникнуть и уяснить основную его мысль - это и есть две составляющие положительного результата запоминания.

Техника быстрого запоминания текста

Существует несколько специальных техник, действие которых направлено на ускоренное запоминание сведений любого объема. К ним относятся:

  1. Полный разбор и понимание читаемых данных , важно понять, что написано и какова главная мысль изучаемых сведений.
  2. Визуализация прочитанного , а именно, постараться мысленно подобрать подходящую картинку к каждому предложению или слову.
  3. После прочтения информации желательно переписать все то , что запомнилось на лист бумаги. Это поможет понять, какие данные усвоились, а что нужно проработать повторно.
  4. Прекрасным помощником для заучивания текста считают авторское чтение , то есть прослушивание данных с помощью аудиозаписи.
  5. Постараться по нескольку раз в день перечитывать изучаемое .
  6. Для того чтобы выучить текст наизусть нужно читать его перед сном .
  7. Для быстрого запоминания текста необходимо делать перерывы в период работы.
  8. Комфортная обстановка и отсутствие внешних раздражителей поможет без труда запомнить большой объем данных.

Как натренировать память для запоминания текста

Мозг человека постоянно нужно тренировать, ведь без всяческих нагрузок он «отключается», а информация не способна усвоиться хорошо. можно с помощью определенных методик, которые помогут лучше запоминать сведения. Как можно быстрее выучить текст наизусть:

  • эффективным методом тренировки памяти считается вспоминание различных неприятных ситуаций, которые произошли с человеком за последнее время, а лучше всего письменное конспектирование упомянутого;
  • смена обстановки, при заучивании отдельных видов сведений, например, в разных комнатах, такой метод благоприятно влияет на ;
  • для быстрого запоминания текста и тренировки памяти, специалисты советуют стараться громко и четко проговаривать каждое слово;
  • натренировать память можно с помощью жестикуляции и экспрессии, а именно помогать себе с помощью выражения чувств и переживаний, например, если нужно выучить диалог, достаточно просто его разыграть с собеседником, также прекрасной помощью станет жестикуляция отдельных слов и фраз;
  • для того чтобы натренировать память и запоминать большие объемы информации достаточно просто послушать себя со стороны, запишите фрагмент текста на диктофон, а перед сном прослушайте аудио в наушниках;
  • еще одним действенным методом считается ходьба во время запоминания данных, дело в том, что во время хождения клетки мозга активизируются, а информация быстро и хорошо усваивается;
  • тренировать память можно с помощью методики 60 слов за 60 секунд, то есть за 1 секунду нужно произнести 1 слово, это могут быть как названия растений, так и столицы мира;
  • заучивание иностранных слов способно привести к улучшению памяти.

Благодаря данным методикам, можно натренировать прекрасную память и логическое мышление, что поспособствует улучшению , и вопрос «как запомнить большой текст?» отпадет сам собой.

Как читать, чтобы лучше запоминать

Но, все же, как лучше запомнить и усвоить большой объём информации? Натренированная память способна принять большой объем сведений, если прибегнуть к улучшению качества их усвоения. Существует целая техника, которая способна помочь усвоить сведения и запомнить их в кратчайшие сроки:

  1. Сконцентрироваться и попытаться осознать цель, а именно подумать, чем полезна будет данная информация и принесет ли она положительные результаты.
  2. Ознакомиться с оглавлением и содержанием материала. Главной целью такой техники является осознание того, что читателю предстоит изучить. Такой метод способен не только натренировать память, но и подготовит читателя к длинным или коротким отрывкам.
  3. Для запоминания и улучшения усвоения предоставленной информации желательно выбирать только бумажные носители, так как вычитка текста с электронного носителя снижает продуктивность на 30%.
  4. Избавление от внешних раздражающих факторов является еще одним немаловажным моментом для продуктивного результата.
  5. Краткое резюме каждой главы станет полезным методом для лучшего усвоения информации.
  6. Попытка пересказать прочитанный материал собеседнику поможет читателю хорошо вникнуть в информацию. Только читать нужно, не заучивая сведения, а пытаться вникнуть в них.

Как быстро запомнить текст и пересказать его

Часто в школах или университетах задают задание – пересказ прочитанной информации. Такой метод используется для того, чтобы читатель не только смог улучшить и укрепить память, но и научился правильно и корректно выражать свои мысли, особенно это касается учеников школьных учреждений. Для того чтобы грамотно пересказать прочитанную информацию следует выполнять некоторые правила:

  • для лучшего усвоения данных необходимо хотя бы раз прочитать изложенное заранее;
  • правильный выбор времени чтения поможет усвоить материал и точно его истолковать своими словами;
  • выявление трудных для изучения моментов и повторение их отдельно;
  • определение ключевых моментов текста, взаимосвязи и последовательности действий, это поможет полноценно и качественно пересказать выученный материал;
  • хороший отдых после выученного материала – залог качественного пересказа информации.