2 типичные ошибки в выборе профессии. Карьера: Профориентаторам - Методическая копилка. Относиться к профессии, как к единственно возможной

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть…» о дипломированном специалисте, работающем не по специальности. О бросившем вуз студенте, который запутался и уже не может точно сказать, кем хочет стать. О человеке, что разочаровался в своей профессии, но продолжает ходить на нелюбимую работу…

Печально слышать истории о не сложившемся будущем. Хоть и говорят, что вернуться к истинной мечте никогда не поздно, всё же намного проще предостеречь себя от возможных ошибок заранее. Как сделать профессиональный выбор правильно, расскажет в этом материале.

Правила выбора профессии

Выбирать профессию по зарплате

Последний спорный момент затрагивает тему денег. Многие не согласятся с тем, что ориентироваться глупо. Но мы не будем переубеждать. Просто оставим здесь цитату Джона Девисона Рокфеллера — первого долларового миллиардера в истории человечества, который уж точно знал, как правильно расставлять приоритеты.


Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека, При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то , что с каждым годом появляются все новые и новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Но бойтесь того, что выбор профессии сейчас фатальным образом определит всю вашу судьбу.

Изменение выбора, освоение новой специальности сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплина р ных областях деятельности. Первая профессия, даже если вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое о б разование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

2. Бытующие мнения о престижности профессии.

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия сч и таются недостойными, неприличными (например, мусорщик). Экономист или психолог не менее полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна уч и тываться - но после учета ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) «модной», но не принос я щей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окаж е тесь, непригодны к выполнению основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за комп а нию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру», так же как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят вашего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в общ е стве, формирования образа «Я» и самооценки, поэтому, огл я дываясь на других, сравнивайте (себя с друзьями), а не слепо повторяйте. Старайтесь увидеть, чем вы отличаетесь от тов а рищей и в чем сходны. Это поможет понять, что если Вася хочет освоить опасную работу пожарного (а он - человек, сп о собный на риск), вам эта профессия может не подойти (вы ведь очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего ос о бенности данного вида деятельности, а не выбирать профе с сию только потому, что вам нравится или не нравится чел о век, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если вас во с хищает душевность учителя по химии - это не значит, что вам нравится химия сама по себе).

5. «Романтичная» или «интеллигентная» профессия.

Часто совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира- спортсмена, политика, журналиста, артиста. Для успешной реализации себя в профессиях такого рода прих о дится совершать массу рутинных, неромантичных и иногда даже неинтеллигентных действий. Оборотная сторона медали таких профессий приводит к разочарованию, обидам и боли, что обстоятельства не позволяют реализовать себя. Типичный пример: ежегодно один только ВГИК выпускает несколько десятков кинорежиссеров. Имена кинорежиссеров, творения которых доходят до зрителя, можно пересчитать по пальцам. . Как себя чувствуют остальные? Возможно, они могли бы снять не менее талантливое кино, но мы об этом не узнаем...

6. «Модная профессия». Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, ст о ит напряженный, будничный труд. Журналисты не всегда выступают в телепередачах. Чаще они перелопачивают массу информации, роются в архивах, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, к о торое озвучит диктор на телевидении.

Огромный риск того, что через некоторое время будет н а блюдаться переизбыток отнюдь не счастливых обладателей этой профессии, а следовательно, безработица и жесткая конкуре н ция. Закон маятника: резкий подъем - предвестник спада.

7. «Трудовые династии», или в общем случае «профессия, как у...» Времена и социальные обстоятельства, как н е трудно заметить, частенько меняются - это, так сказать, первый сюрприз. Второй сюрприз - тот факт, что нет стопроцентных гарантий наследования способностей и склонностей, и даже если кто-то похож на другого во всем остальном, именно в своих профессиональных н а клонностях может и отличаться.

8. Профессия, обещающая большие деньги.

Оказывается, не только что-то обещающая, но и требу ю щая немалого: бешеной работоспособности, риска, толсток о жей неуязвимости и готовности отказаться от многих других важных для человека вещей. К примеру, биржевые игроки должны постоянно держать «руку на пульсе» (трубку у уха),

принимая информацию у своих брокеров на нью-йоркской, токийской биржах... А ведь это в разных часовых поясах! Преждевременная седина, заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы...

9. Отождествление школьного учебного предмета с пр о фессией или плохое различение этих понятий.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много - переводчик, эк с курсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более, имейте в виду, что профессий сущ е ствует больше, чем школьных предметов.

10. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

Во всех профессиях, прежде всего в рабочих, появляется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства.

11. Неумение и нежелание разбираться в своих личнос т ных качествах (склонностях, способностях).

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, род и тели, учителя, товарищи. Полезными могут оказаться псих о логические тесты, а также статьи и публикации на тему поп у лярной психологии. Однако имейте в виду, к такой информ а ции надо относиться критически, как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопо з нанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

12.Незнание и недооценка своих физических особенно с тей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Существуют профессии, которые могут быть вам противопоказаны, так как они могут ухудшить состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Программисты сильно напрягают глаза, а летчики - сердце.

I3 . Незнание основных действий, операций и их порядка при

решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

Когда вы решаете задачу по математике, то выполняете определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии.

Творчески подойдите к делу, постарайтесь разработать для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены:

Анализ предложений на рынке образования;

Анализ спроса на рынке труда;

Объективная оценка своих способностей, склонностей,

знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д. Словосочетание «выбор профессии» как бы указывает на принятое однажды решение, событие, что в действительности не совсем точно.


«Кот в мешке, или Типичные ошибки при выборе профессии».

Цель: ознакомить учащихся с ошибками, которые совершают выпускники при выборе профессии и помочь избежать их в собственной жизни.

Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.

Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В результате ребята оказываются в ситуации выбора кота в мешке.

Анализируя, подходит ли вам та или иная профессия, я бы порекомендовал в первую очередь найти информацию о том, как, собственно, складывается типичный рабочий день ее представителей, сколько времени на какую конкретно деятельность они тратят. Сущность ведь не в названии профессии, а в том, что именно и в каких условиях предстоит делать.

Важно задуматься и над такими вопросами. Какие требования профессия предъявляет к способностям человека и что за противопоказания имеет, какой уровень подготовки необходим для овладения ею, где ее можно получить, дает ли она перспективы карьерного роста и с чем именно они связаны, востребована ли профессия на рынке труда.

Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или доходность.

Распространенное заблуждение состоит в том, чтобы рассматривать престижную профессию саму по себе как источник дохода – дескать, деньги достаются просто за то, что человек ею обладает. Тут нужно понимать следующее.

Во-первых, оплачивается ведь не профессия, а должность, то есть выполнение конкретных функций в той или иной организации. Конечно, потенциальный уровень доходности в разных областях деятельности различается, но дело здесь прежде всего не в профессии как таковой, а в месте работы человека, его статусе, уровне мастерства, балансе спроса и предложения на рынке труда.

Во-вторых, те профессии, что воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Ведь желающих заниматься ими обычно оказывается гораздо больше, чем реально требуется. Так, к примеру, средний уровень доходов квалифицированных рабочих в последние годы выше, чем экономистов или юристов, однако сравните конкурсы на обучение этим специальностям...

Кроме того, само понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем.

Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом.

Распространенное заблуждение школьников, а подчас и студентов состоит в том, чтобы фактически ставить знак равенства между учебным предметом и какой-то областью профессиональной деятельности, рассуждая по принципу: «нравится литература, значит, буду литератором». Но что это за профессия такая, позвольте спросить? Автор художественной литературы, что ли? Конечно, в принципе возможен и такой вариант, но куда чаще речь идет о множестве других видов профессиональной деятельности. Можно быть редактором, корректором, преподавателем русского языка и литературы, переводчиком, научным сотрудником в области филологии и т. д. Все это разные профессии, и деятельность их представителей не очень-то похожа на ту, что выполняют школьники на уроках литературы.

Это рассуждение касается и других учебных предметов. Они представляют собой не профессии, а определенные области знания, основами которых нужно овладеть, в том числе и для профессионального становления.

Переносить отношение к человеку, представителю определенной профессии, на профессию как таковую.

Если нам нравится или не нравится конкретный человек, это ни в коей мере не является характеристикой его специальности и не свидетельствует о том, что и нам стоит ею заниматься. «Хороший человек» – это не профессия. Конечно, на него хочется быть похожим, но касается это личностных качеств и общего отношения к труду, а не подменяет способности к конкретному виду деятельности.

А если, наоборот, нам повстречался кто-то неприятный, отталкивающий? Подчас это может отвратить и от его профессии: «Не хочу быть на него похожим». Но ведь, согласитесь, в тех же обстоятельствах возможен и прямо противоположный вывод: «Стану хорошим представителем этой профессии, а не таким, как он»!

Так что вывод о том, как на кого реагировать, а также ответственность за профессиональный выбор все равно остаются за нами.

Выбирать профессию «за компанию».

По сути, за этой позицией стоит уход от личной ответственности за принятие решения. Но иногда, кстати, такой выбор может оказаться успешным – ведь в компании чаще всего собираются люди, способности и интересы которых в значительной степени совпадают. Однако это именно элемент везения-невезения, а не следствие осознанного и осмысленного решения.

Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его получения.

Более оправданна позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, не важно по какой специальности.

Если абитуриент, желая овладеть определенной профессией, не смог поступить учиться именно туда, куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Например, пойти получать не высшее, а среднее специальное образование, имея в виду, что в перспективе будет возможность продолжить обучение и в вузе. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете.

Игнорировать собственные способности и интересы.

Делать своей профессией целесообразно то, что нравится и что хорошо получается. Конечно, это звучит банально, однако на удивление часто упускается из виду.

Иногда люди считают это вообще не важным (дескать, буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили). Но ведь человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно. Кроме того, вряд ли такой человек будет ощущать себя счастливым, понимая, что он «выкидывает из жизни» огромное количество времени и сил в обмен на деньги.

Еще одна причина такой ошибки – незнание собственных способностей и интересов. Невозможно сказать, понравится ли работа и будет ли она хорошо получаться, не попробовав себя в чем-то подобном. Конечно, далеко не всякие работы удастся попробовать на личном опыте, предварительно не получив соответствующее образование. Но в таких случаях можно судить о склонности к ним по косвенным признакам: интерес к конкретной сфере, желание активно получать информацию о деятельности таких специалистов, легкость осмысливания и запоминания этих сведений.

Прислушиваться к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.

Так уж повелось, что давать советы, в том числе и по поводу вопроса «кем быть», очень любят многие наши соотечественники. Тем не менее обоснованно порекомендовать что-то в такой серьезной сфере, как профессиональное самоопределение, можно только при совпадении нескольких условий.

Это: знание специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда; знание индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор; понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения.

Понятно, что обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (психолог, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и знаком на собственном опыте с определенной группой профессий.

Ошибки при выборе профессии

Ошибки при выборе профессии

1. Выбор профессии на основании советов авторитетных людей.

Ваши отец, мать, Ваши родственники, конечно, желают всего самого лучшего, по их мнению. Они готовы подсказать, как выбрать специальность, которая прокормит Вас и Вашу семью всегда. Тем не менее, советуя, близкие люди основываются на своём личном опыте. А ты совсем другой человек, воспитанный и живущий в другое время.

2. Учет неизбежного изменения рынка труда в отдалённой перспективе.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошёл начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что Ваш выбор сейчас, в 11 классе определит всю Вашу судьбу. Изменение направления, освоение новой области деятельности сделает Вас ценным специалистом, востребованным на стыке профессий. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое экономическое образование поможет юристу (по своему второму образованию) разобраться в сложных вопросах финансовой деятельности предприятия.

3. Престижность профессии.

Предрассудки могут стать препятствием нормальной жизнедеятельности. В отношении работы они проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: могильщик).

Другой пример. Экономист или инженер ничуть не более полезен для людей, чем социолог или слесарь.

Кроме того, престижность профессии хороша, когда учтены все Ваши интересы и способности. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций. Может так получиться, что «модное» название сыграет с Вами злую шутку, и на рынке труда не будут востребованы специалисты без опыта: например, - антикризисный управляющий.

4. Выбор профессии под влиянием выбора друзей

Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.

Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят старшего школьного возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому, оглядываясь на других, сравнивайте себя с друзьями, а не копируйте слепо тот или иной образ. Старайтесь увидеть, чем Вы отличаетесь от товарищей - и в чем сходны. Это поможет разобраться в определенной ситуации. Например, если Ваш друг идет в военное училище (а он - рисковый человек) – то Вам этого делать не стоит - профессия может не понравиться (Вы ведь очень осторожны и рассудительны).

5. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

При выборе специальности надо учитывать, прежде всего, особенности профессии, а не выбирать ее только потому, что Вам нравится или не нравится человек, который занимается этой работой.

Особенно опасно очарование преподавателем. Если Вас восхищает душевность литератора - это не значит, что Вам нравится литература сама по себе, вне "комплекта". Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - телеведущего, политика, журналиста, артиста.

6. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они «перелопачивают» массу информации, сайтов, архивов, разговаривают со многими людьми - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

7. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или неумение отличить эти понятия.

Рассмотрим один из вариантов. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные специальности за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари, а проанализировать на рынке труда. В запросе обычно указывается, какое образование требуется для конкретной должности, специальности. Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом.

К тому же, стоит учесть, что специальностей существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком, и при этом потребуются базовые знания истории и литературы, математики и социальных дисциплин, либо математики и физики. Выбранной профессии могут соответствовать несколько школьных предметов, которые Вам интересны и по которым, как правило, сдают вступительные экзамены в на эту специальность. Скажем, будущему инженеру в школе может нравиться одновременно и черчение, и математика.

8. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Существуют профессии, которые могут быть Вам противопоказаны, т.к. они могут ухудшить Ваше состояние .

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение физиологических систем организма. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце.

9. Устарелые представления о характере труда.

Не забывайте о динамичном техническом прогрессе, что в наши дни особенно актуально. В профессии, и, прежде всего, в рабочие, сегодня внедряется сложная и интересная техника, повсеместно повышается культура труда. Компьютер же применяется абсолютно во всех сферах деятельности - вплоть до животноводства. Поэтому каждый человек должен быть подготовлен к использованию современной техники в своей сфере деятельности. И это еще одна серьезная задача для серьезного решения проблемы

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

2. Бытующие мнения о престижности профессии
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать)
Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.

Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию
При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое. к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства.

8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии
Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

Наш сайт как раз и создан для того, чтобы направить тебя, показать основные этапы решения проблемы. Однако не воспринимай инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.

Выбор профессии – занятие ответственное и весьма сложное. Далеко не каждый может определиться с тем, кем ему быть – особенно в юном возрасте. В такой ситуации негативное влияние может оказать окружение или собственные заблуждения. Для того чтобы этого не допустить, следует изучить типичные ошибки, совершаемые при выборе профессии.

1. Профессия выбирается без представления о том, чем нужно будет заниматься

Молодые люди, планируя пойти куда-либо учиться или начать трудовую карьеру, редко в достаточной мере осведомлены о том, чем занимаются представители тех или иных профессий. В такой ситуации выбор делается, по сути, наугад. Чтобы не попасться на эту удочку, следует заранее изучить профессию, узнать, что именно нужно будет делать, при помощи каких инструментов, в какое время и в каких условиях. Иногда высокие умственные способности важнее физической силы и крепкого здоровья, а иногда – наоборот. А также необходимо заранее озаботиться тем, насколько велик спрос на выбираемую профессию среди работодателей.

2. Профессия выбирается исходя из ее престижности или предполагаемой доходности

Одно из самых распространенных заблуждений: если профессия считается престижной, то и оплата будет высокой. На самом же деле, уровень доходов зависит от занимаемой должности, размера компании, спроса и предложения на рынке труда. Кроме этого, представления о престижности могут различаться у разных групп людей и в разных странах. Например, во многих странах профессия шеф-повара считается престижной, а в Индии поваров приравнивают к прислуге.

3. Выбор делается на основе любимого учебного предмета

Подобные проблемы нередко возникают у школьников или студентов. Предпочитая какой-либо один предмет, они стараются выбрать соответствующую специальность. Однако в большинстве профессий необходимы знания из многих сфер, поэтому такой подход не будет эффективным.

4. Отношение к представителю профессии заменяет собственные ощущения

Такая ошибка может быть совершена не очень самостоятельными людьми, чей разум затуманен личной привязанностью к человеку определенной профессии. Если вам кто-то нравится, это не значит, что вам будет интересно заниматься такой же работой, как у него. Возможна и обратная ситуация: вам кто-то не нравится, и этот негатив переносится на его деятельность. Очевидно, что ничего разумного в таком подходе нет и от подобных предрассудков нужно избавляться.

5. Специальность выбирается «за компанию»

Подобный сценарий при выборе профессии не редкость. Конечно, здорово пойти учиться туда же, куда и лучший друг. Но, по факту, такая позиция говорит о том, что человек просто не хочет брать на себя ответственность за принятие решения.

6. Пренебрегаются собственные увлечения, интересы и способности

Один из принципов поиска профессии заключается в том, что работа должна приносить не только деньги, но еще и радость. То есть она должна быть по душе. Это очевидный факт, которым, тем не менее, многие пренебрегают. Нередко это делается из-за сомнений в том, что интересная работа может принести хороший доход. Правда, обычно упускается из виду и тот факт, что на нелюбимой должности за большие доходы придется расплачиваться душевными страданиями. Кроме этого, мало кому удается достигать больших успехов в том, что им не нравится делать.

  • Рекомендуем прочитать —

7. Выбор делается под влиянием чужого некомпетентного мнения

В окружении любого человека всегда есть немало советчиков. Они всегда «лучше всех» знают, что лучше для других. Такие советчики могут оказать негативное влияние и на человека, находящегося в поисках профессии. Это могут быть, например, родители, решившие за ребенка, что он обязательно станет врачом, учителем или военным. Если абитуриент не испытывает к этим профессиям особого интереса, то и успеха в этих делах он вряд ли добьется.