Что такое гендерное воспитание дошкольников определение. Гендерное воспитание детей: как вырастить личность. стремление к взаимопониманию

Существуют диаметрально противоположные точки зрения о том, что такое гендерное воспитание и какие цели и задачи оно преследует. Пока мамские форумы пестрят статьями, требующими срочно надеть на девочку розовое платье, иначе она вырастет недостаточно женственной, педагогическое сообщество, говоря о том же самом, призывает отказаться от фраз типа «настоящие мужчины не плачут». Отсутствие общей точки зрения, а также такие сильные противоречия говорят о том, что в обществе остро стоит проблема стереотипов и происходит переосмысление гендерных ролей.

Что такое гендерные роли?

Есть такая шутка, что пол — это то, что у человека между ног, а гендер — что между ушами. Пол человека формируется ещё в утробе матери, а гендерная идентичность устанавливается в процессе воспитания и социализации. Оказывается, чтобы, по версии общества, быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной», недостаточно просто иметь соответствующие половые признаки – важно также обладать определённым набором личностных качеств и привычек, присущих твоей гендерной группе. Склонности, манеры и поведение, которых общество ожидает от «настоящих» мужчин и женщин, и называются гендерными ролями, которые, в свою очередь, диктуют нам набор стереотипов, считающихся в этом обществе сугубо женскими и сугубо мужскими.

Теория гендерного равенства

Во все времена общество обозначало чёткие границы между мужским и женским поведением и функциями, но даже на территории одной страны и среди одного народа понимание сугубо мужских и сугубо женских занятий могло быть разным. В последние тридцать лет на территории стран западной цивилизации укрепилась теория гендерного равенства, благодаря которой западный мир постепенно избавляется от гендерных стереотипов и уравнивает в правах женщин и мужчин. Это прописывается во множестве международных документов, обеспечивая людям одинаковый доступ к социальным и материальным благам, в том числе к образованию и здравоохранению. В основу теории гендерного равенства легли многочисленные исследования, доказывающие, что большинство черт, ранее приписывавшихся определённому полу, на самом деле зависит не столько от физиологических особенностей, сколько от социальной среды, в которой воспитывается личность.

Так, было доказано, что мозг мужчин и женщин действительно имеет определённые (хотя и весьма незначительные) различия, но, например, разницы в аналитических возможностях у мужчин и женщин нет. Более того, было установлено, что гармонично развитая зрелая личность сочетает в себе в равной степени и мужские, и женские черты. К такому выводу в конце XIX века пришёл австрийский психолог Отто Вейнингер. Вскоре после публикации его книги «Пол и характер» были открыты мужские и женские половые гормоны. Тогда учёные обнаружили наличие женских половых гормонов в мужском организме, а мужских — в женском. Именно сочетание половых гормонов и оказывает влияние на внешность и сексуальное поведение человека. Именно из-за разной концентрации гормонов в одном организме мы видим такое разнообразие проявлений «мужских» и «женских» качеств у представителей обоих полов.

Исследования показывают, что ребёнок осознаёт свой физический пол уже в 2-3 года. Но в этом возрасте он ещё не понимает, что это значит. Под влиянием взрослых он учится по одежде, причёске, общему внешнему виду и чертам лица определять пол других людей. К семи годам ребёнок окончательно осознаёт, что физический пол остаётся неизменным, даже если девочка наденет брюки, а мальчик вдруг отпустит длинные волосы.

Формирование же гендерной идентичности, то есть осознание своей гендерной роли в обществе, происходит уже в подростковом возрасте, когда у ребёнка появляется больше шансов познавать себя, свои вкусы и предпочтения, понять, что ему по душе, а что — нет. Этому способствует и половое созревание, сопровождающееся романтическими переживаниями и первыми попытками самостоятельно строить отношения со сверстниками своего пола и противоположного. Именно в этом возрасте человек начинает полуосознанно, под влиянием родителей, школы и общества, но теперь прислушиваясь к своим собственным ощущениям, примерять на себя соответствующую гендерную роль.

Традиционный взгляд на гендерные роли

Согласно традиционному воспитанию к этому возрасту дети знают, что девочки намного спокойнее мальчиков, аккуратнее и прилежнее учатся, имеют склонность к изучению языков и литературе, должны уметь готовить, шить и убирать. Девочки должны быть послушными, отзывчивыми и тихими, ведь они готовятся стать женами, мамами и хранительницами домашнего очага. Мальчишкам же в это время прививают стойкость и независимость, их учат полагаться на собственные силы и добиваться своего. Традиционное общество считает, что мальчикам легче даются точные и естественные науки, а вот проблемы с грамотностью для них вполне нормальны. Однако на практике девочки далеко не всегда хотят быть тихими и чуткими, а мальчишки могут быть весьма посредственными на занятиях физикой.
Традиционный взгляд на гендерные роли запрещает мальчику проявлять эмоции, ведь он «мужчина», а «мужчины не плачут», в то время как девочке, напротив, разрешается быть чувствительной, но её переживания списываются на «женскую природу», и особого значения им не придаётся. Мальчикам легко списывают любые драки и ссоры, зато если девочке доведётся дать сдачи, разразится скандал, имя которому «ты же девочка».

В таком обществе родители стараются развивать у ребёнка те качества и навыки, которые будут общественно приемлемыми. Девочек повсеместно обучают танцам, лепке и вышивке, стараются подтянуть оценки по русскому языку и литературе, не разрешая им заниматься, например, конструированием, программированием или шахматами и сквозь пальцы смотря на «тройку» по алгебре. Если же мальчик вдруг решит, что ему не хочется вечера напролёт проводить, гоняя по полю футбольный мяч, а интереснее было бы, например, рисовать или вышивать крестиком, родители могут и вовсе проигнорировать его желания, ужесточая контроль за посещениями тренировок — со словами «чтобы даже не думал бабскими делами заниматься».

Отказывая ребёнку в доступе к тем занятиям, которые ему интересны, а взамен подсовывая то, что больше соответствует гендерным стереотипам, родители не дают ему возможность развивать его природные способности (ведь неспроста же ему интересна эта область деятельности), учат вынужденной беспомощности, показывая, что жизнь подростка не принадлежит ему самому и за него всё решит кто-то другой, а заодно показывают, что мнение общества («девочки таким не занимаются») важнее его собственных чувств и желаний.

Тут и наступает конфликт внутреннего мира ребёнка с внешним, и провоцирует его родитель — человек, который изначально ассоциируется с заботой и защитой. Теперь ребёнок, безоговорочно доверявший маме и папе, вдруг узнает, что они не всегда будут на его стороне. Исчезает доверительное отношение, и без того достаточно потрёпанное в силу подросткового возраста. Если в семье нет понимания, то любой упрёк в несоответствии гендерным стереотипам из внешнего мира (особенно от сверстников) будет оставлять свой след в психике подростка и приведёт к формированию комплекса неполноценности, который серьёзно помешает ему в дальнейшем. К тому же ребёнок, которому навязывали увлечения, сам никогда не научится понимать, что же ему действительно нужно.

Природа свое возьмет

Главным аргументом против гендерного равенства и в пользу традиционного гендерного воспитания с четко обозначенными женскими и мужскими ролями традиционное общество называет природную необходимость девушки быть нежной и отзывчивой женой и матерью, а мужчины — защищать свою семью и вырывать себе место под солнцем. Если природа создала нас такими, то и воспитывать детей нужно в соответствии с тем, что она им уготовила. Но, позвольте, если природа так мудра и не может ошибаться, почему же она нуждается в подкреплении гендерной роли ещё и воспитанием? Если стереотипы поведения заложены в нас изначально, почему нам необходимо прилагать какие-то дополнительные усилия?

Девочка не сможет стать достойной матерью, если воспитывать в ней независимость и чувство собственного достоинства, а у мальчика не будет шансов защитить себя, если он будет заниматься танцами? Показательным для таких предрассудков можно считать случай из практики американского психотерапевта, наблюдавшего близнецов. В самом младенчестве по врачебной ошибке один из близнецов лишился пениса. Чтобы мальчик не чувствовал себя неполноценным в будущем, родители приняли сложное решение: сменить ребёнку пол. Так Джон превратился в Джоан. Джоан не знала, что родилась мальчиком, родители воспитывали близнецов в соответствии с их гендерными ролями. В подростковом возрасте у Джоан возникли проблемы со своей гендерной идентичностью, она проявляла всё больше качеств, которые чаще ждут от мальчиков, чем от девочек. Со временем родителям пришлось открыть Джоан правду, узнав которую, та решилась на повторную операцию. Теперь Джон женат на девушке и больше не испытывает проблем с гендерным самоопределением.

Природа расставила всё по своим местам, хотя в детстве Джоан играла с куклами и носила платья. Стало быть, не так уж и страшно, если мальчик в детстве будет проявлять чувствительность, а девочка — играть со сверстниками в войнушку, — природа всё равно возьмёт своё, когда придёт время, каких бы взглядов на воспитание мы ни придерживались.

Формирование личности

Рецепт отказа от гендерных стереотипов прост. Чтобы воспитать своего ребёнка достойным членом общества, стоит, в первую очередь, прививать ему общечеловеческие ценности. Например, драться плохо не потому, что «ты девочка», а потому, что цивилизованный человек не решает проблемы с позиции силы. Слёзы нужно сдерживать не только от того, что «мальчики не плачут», да и вовсе их сдерживать не стоит, но вот знать, где и когда ты можешь позволить себе выход таких эмоций, когда стоит перетерпеть, всё-таки необходимо, неважно, мальчик ты или девочка.

Ребёнок вырастет гармоничной личностью, если он будет знать, что, каким бы он ни был, его родители всегда будут на его стороне и поддержат любое его начинание, каким бы безумным оно ни казалось. Доверие в семье — залог формирования сильной и независимой личности, которая сможет преодолеть любые невзгоды и не будет вынуждена пробираться сквозь сложный и болезненный процесс осознания себя и своей уникальности. А фразы «ты же мальчик» и «ты же девочка» лучше выбросить из своего лексикона.

В современной педагогике и психологии гендерное воспитание дошкольников нередко считается пережитком прошлого. Мамы с детства приучают детей к равенству, внушая им, что девочки и мальчики ничем не отличаются друг от друга. Между тем воспитание по гендерному признаку по-прежнему актуально.

Существует ли равенство полов?

Западная культура начала задумываться о равенстве полов в конце XIX века. Американские и европейские феминистки боролись за право женщины работать, участвовать в общественно-политической жизни и т. д. Феминистки считали несправедливостью зависимость дам от мужей или отцов.

Меньше чем за 100 лет желанное равенство было достигнуто. Однако общество от этого не стало счастливее. Современная женщина вынуждена не только вести хозяйство и воспитывать детей, но и работать наравне со своим супругом. Сегодня представительницам прекрасного пола не просто разрешили работать, их обязали это делать. Результатом борьбы феминисток стала не независимость женщины, а еще большее ее порабощение. Мужчина при этом полностью освобожден от всякой ответственности за свою семью. Став мужем и отцом, он зачастую продолжает жить той жизнью, к которой привык, будучи холостяком.

Наблюдая за своими родителями, мальчики и девочки начинают им подражать. Дети получают неверное представление о том, какой должна быть женщина, каким должен быть мужчина. Отсутствие гендерного воспитания дошкольников в условиях детского сада заставляет представителей сильного и слабого полов забыть свои роли. Такое воспитание приводит к появлению в обществе женщин-карьеристок, отказывающихся от деторождения в пользу работы, и мужчин, предпочитающих семейным ценностям мимолетные отношения с малознакомыми девушками.

Существует ли различие в воспитании?

Педагоги, настаивающие на равенстве, отказавшиеся от традиционной модели воспитания, поступают необдуманно. Они отказались от учета гендерных особенностей детей дошкольного возраста. Методика, предназначенная только для мальчика или только для девочки, кажется «прогрессивным» ученым унижением и дискриминацией. На самом деле речь не идет о том, что один пол в чем-то лучше или хуже другого. Не следует впадать в крайности и считать, например, что девочки не должны заниматься спортом, а занятие бальными танцами не для настоящего мужчины. При работе с детьми разного пола воспитатель должен учитывать, что:

  1. Мальчики намного лучше воспринимают информацию зрительно. Девочкам легче запоминать на слух. Выбранная методика подачи новой информации должна быть такой, чтобы сведения можно было получать и зрительно, и на слух.
  2. Правильное гендерное поведение заложено в ребенке на генетическом уровне. Воспитание дошкольников на основе народных традиций было принято еще в прошлом веке. Отказались от него совсем недавно. Вот почему дети интуитивно чувствуют, что агрессивное поведение мамы и пассивность папы — это не норма. Ребенок неосознанно копирует родительское поведение. Однако подсознательно он понимает, что папа и мама не правы. Такой внутренний диссонанс приводит к появлению психологических проблем.
  3. Для мальчика подходит высокая активность. Он не может слишком долго выполнять одну и ту же работу. Девочка справляется с рутиной значительно легче и предпочитает более спокойные игры и занятия. При подготовке к школе мальчиков следует больше обучать точным наукам. Девочки склонны к гуманитарным дисциплинам.
  4. Ведущим фактором в формировании личности ребенка мужского пола становится среда. На дошкольника женского пола больше влияет генетическая предрасположенность.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста основан не на дискриминации, как утверждают сторонники равенства, а на учете особенностей психического и физиологического развития детей женского и мужского пола. Уже в двухлетнем возрасте ребенок начинает осознавать свою гендерную принадлежность. Мальчики и девочки замечают, что физиологически и психологически они отличаются. К 7 годами у детей уже вырабатываются основные гендерные стереотипы поведения, принятые в данном обществе.

Воспитание сына

Дошкольный возраст — это период, когда маленький человек находит свое место в этом мире благодаря осознанию принадлежности к определенному полу. В большинстве случаев мальчики ментально созревают позднее девочек. Их гендерным воспитанием следует заняться значительно раньше.


Считается, что гендерной социализацией дошкольников мужского пола должны заниматься только отцы (дедушки, братья, дяди). Отчасти это верно, поскольку отец, будучи одного пола со своим сыном, способен передать ребенку намного больше полоролевого опыта. Однако не стоит полностью исключать из воспитательного процесса маму, бабушку и сестру. Мальчик с детства должен учиться успешному общению с лицами противоположного пола. Чтобы ребенок привыкал к своей роли с детства, необходимо использование следующих рекомендаций:

  1. Давать ему «серьезные» задания. Для эффективного гендерного воспитания нужно, чтобы дети выполняли какие-либо действия, присущие взрослым. При этом задачи родителей состоят не в том, чтобы переложить на плечи малыша свои заботы. Они должны стать для сына учителями, обучающими его на практике. Старшему дошкольнику можно доверить многое. В 5-6 лет ребенок способен самостоятельно купить хлеб, подсчитав деньги без посторонней помощи, вынести мусор, помыть посуду.
  2. С ребенком 4-5 лет уже можно беседовать, как со взрослым человеком. К этому возрасту мальчик уже успел усвоить основные моральные нормы, принятые в обществе.
  3. Родителям нужно чаще предлагать сыну принимать самостоятельные решения. Начать можно с самого простого: какое мороженое купить, какой мультфильм смотреть сегодня и т. д. Также следует поощрять инициативность сына.
  4. Желательно записать ребенка в спортивную секцию. Занятия физической культурой полезны и мальчикам, и девочкам. Однако хорошая спортивная подготовка намного важнее будущему юноше, которому придется идти в армию. Сын может выбрать один из наиболее интересных ему видов спорта. Мальчикам чаще всего нравятся футбол, хоккей, бокс, восточные единоборства. Спорт учит ребенка работе в команде, общению не только с соратниками, но и с противниками. Желание не быть хуже товарищей заставляет постоянно работать над собой.
  5. Сына не следует ругать за слезы. Не стоит подавлять эмоции в ребенке.

Воспитание дочери

Роль матери в воспитании ребенка женского пола очень велика. Именно мама передает своей дочери многие женские секреты и хитрости, которые ей когда-то передала ее родительница. Эти секреты могут касаться и приготовления вкусных блюд по особым семейным рецептам, и взаимоотношений с мужчинами. Однако нередко мама пытается не только передать дочери свой жизненный опыт, но и реализовать через нее свои несбывшиеся надежды. Если женщина в юности безуспешно пыталась стать актрисой, певицей, балериной или же бизнесвумен, она может навязать свою мечту дочери.


В результате девочка вынуждена заниматься балетом, вокалом или посещать актерскую студию. Она с детства готовит себя к «великому» будущему. Но даже добившись успеха на выбранном мамой поприще, девочка не чувствует себя счастливой. Получение блестящего образования не сделает девушку успешной в семейной жизни, ведь она никогда не готовилась к тому, чтобы быть хорошей женой и матерью. Для воспитания девочек полезны:

  1. Беседы на темы «Девочки — будущие мамы», «Каждая девочка — принцесса».
  2. Участие в домашнем хозяйстве. Вне зависимости от возраста все девочки любят стирать и гладить. Дочери охотно помогают мамам на кухне при приготовлении кулинарных изделий.
  3. Акцент на внешность. Девочка должна всегда выглядеть как принцесса. Маме следует объяснить дочери, что даже перед отцом или братом она не может появиться неаккуратной.

Вместе или раздельно?

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста не предполагает полного разделения мальчиков и девочек, как это было в дореволюционной России. Невозможность контактировать с противоположным полом приводит к тому, что, став юношами и девушками, люди испытывают неловкость при общении друг с другом. Очень часто молодые женщины ведут себя холодно и отчужденно, чтобы скрыть смущение. Для этих же целей парни проявляют грубость по отношению к девушкам.

Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста невозможно без межполовых контактов. Ни один педагог не научит правильно вести себя с противоположным полом без непосредственного общения мальчиков и девочек дошкольного возраста. Именно поэтому родителям не следует запрещать дочерям иметь друзей-мальчиков, а сыновьям — товарищей девочек. Не стоит думать, что такое общение приведет к ранним интимным связям. Наоборот, чем больше запретов, тем больше желание попробовать запретное. Дети противоположного пола, растущие вместе, редко вызывают друг у друга влечение.

Для полноценного общения мальчиков и девочек дошкольного возраста дома папы и мамы должны создавать все необходимые условия, используя дидактические игры и всевозможные психолого-педагогические приемы. Брат и сестра нередко ссорятся. Каждый стремится получить больше внимания мамы и папы. Чтобы дети знали, что они оба дороги своим родителям, при первой же удобной возможности семья должна отправляться в совместные походы, посещать кинотеатры, ходить в кафе. Маме следует больше времени проводить с дочерью, а папе — с сыном. Однако о совместной деятельности тоже не стоит забывать.

Какими должны быть результаты?

Роль родителей в воспитании ребенка состоит не только в том, чтобы использовать тот или иной метод воспитания, но и в наблюдении за действием используемой методики. Если выбранная воспитательная система по-настоящему эффективна, родители смогут:

  1. Сформировать у ребенка правильное отношение к противоположному полу. Девочки часто считают мальчиков хулиганами. Мальчики же уверены в том, что все девочки — плаксы. Благодаря хорошему воспитанию ребенок сможет понять, что представитель противоположного пола не лучше и не хуже его самого. Он просто по-другому устроен.
  2. Подготовить детей к семейной жизни. Показать ребенку, какой должна быть настоящая семья, родители могут только своим собственным примером. Если папа и мама ссорятся в присутствии детей, или их поведение нарушает морально-нравственные нормы, словесные убеждения не достигнут цели. Ради счастливого будущего сына или дочери мама и папа должны начать следить за своим поведением. Не следует выяснять отношения в присутствии детей.
  3. Научить ребенка общению не только с противоположным полом. Правильное воспитание поможет малышу строить отношения, основанные на взаимоуважении и доверии с лицами любого пола и возраста.

Ребенок — это уникальная личность со своими собственными характеристиками. Иногда, изначально заложенные в нем предрасположенности оказываются сильнее воспитания. Мальчик, который несколько лет ходил в секцию каратэ, оказывается романтиком, отдающим предпочтение лирическим стихам. Девочка, которой с детства прививали любовь к живописи и музыке, мечтает о службе в армии. Родителям необходимо не просто «лепить» из ребенка то, что им нужно. Важно учитывать особенности развития и вкусы маленького человека.

Гендерное воспитание дошкольников подразумевает под собой учет индивидуальных особенностей ребенка, в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу. Суть данного метода заключается в том, чтобы привить ребенку с детства его социальную роль.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в последнее время начинает набирать популярность. В недалеком прошлом мужчины всегда были предводителями и считались сильным полом, а женщины — слабым. Сейчас все изменилось. Все чаще мальчики растут изнеженными и неспособными совершать серьезные и мужественные поступки. Когда ребенок вырастает, его взгляд на жизнь остается таким же.

Девочки, ранее — слабый пол, начали «вытеснять» мужчин. Все чаще женщина становится главой семьи, которая обеспечивает ее членов всем необходимым.

По причине неправильного воспитания у ребенка происходит притупление чувств принадлежности к полу, что в дальнейшем является причиной неадекватных форм поведения.

Согласно исследованиям, если не предпринимать никаких мер, то уже в недалеком будущем унификация полов приведет к одиночеству. То есть созданные традиционные семьи будут быстро распадаться, так как каждый будет чувствовать свое превосходство над другим или не находить защиты в своем партнере.

Даже если в семье двое детей и они разнополые, то родители должны с самого детства научиться правильно их воспитывать. Дело в том, что к мальчикам и девочкам нужен разный подход.

Гендерный подход к воспитанию девочек

Если родители хотят, чтобы их дочка выросла заботливой и нежной женщиной, в процессе воспитания им следует делать акцент на таких вещах:

  • Уникальность малышки. Ребенок все время должен знать о том, что больше таких, как она, не существует. Нельзя занижать самооценку девочки.
  • Красота. Внешняя привлекательность повышает самоуверенность. Дочери нужно делать комплименты и восхищаться ее красотой. Предпочтительнее, чтобы это делал отец. Таким образом прививается понятие того, что девушка должна привлекать мужчин.
  • Формирование личностных качеств. Требуется донести до малышки понятие того, что оказание своей помощи постороннему человеку делает ее лучше.
  • . Не следует только требовать от малышки, чтобы она выполняла все пожелания родителей. Мама для дочки должна стать не только наставником, но и подругой. Во время разговора с матерью девочка начнет понимать, как быть хранительницей домашнего очага.

Чтобы девочке было легче понять всю информацию, которую пытаются донести до нее родители, рекомендуется обратиться к сказкам. В каждой сказке присутствует определенная мораль. Действие героев побуждает детей к проявлению различных эмоций. Они начинают переживать за главного героя, тем самым формируя в себе чувство сострадания, добра и справедливости. Из сказок девочки могут почерпнуть образцы нравственного поведения.

В гендерном воспитании нельзя недооценивать роль детских игр. С их помощью можно заложить основу будущего материнства. Девочке следует покупать игрушки, побуждающие в ней развитие заботливости и материнских инстинктов. Это могут быть куклы, коляски, посуда и прочее.

Особое внимание следует уделить одежде и уходу за собой. Маленькая модница должна с самого детства понимать, что привлекательный внешний вид дает возможность намного проще сближаться с людьми.

Ребенок все время смотрит на окружающих его людей и из этого черпает определенную часть информации, которая влияет на его социальное развитие. Поэтому в вопросах воспитания ребенка достаточно важна домашняя атмосфера. Наблюдая за тем, как ведет себя мать девочки, малышка будет стремиться подражать ей.

Воспитание мальчика

При гендерном воспитании мальчика нужно учитывать тот факт, что в будущем он должен стать мужественным человеком — защитником семьи. Кроме того, в нем должны быть сформированы и другие качества, которые не позволят сделать из малыша грубого и невоспитанного человека, поэтому только одевать и кормить ребенка недостаточно.

Чтобы из маленького человека , в вопросах воспитания следует делать акцент на таких моментах:

  • Давать специальные «важные» задания и после их выполнения обязательно хвалить кроху. Нужно акцентировать внимание на том, что ребенок ответственно отнесся к поставленной ему задаче.
  • Предоставлять крохе возможность самостоятельно решать некоторые бытовые проблемы, а также просить мальчика объяснить свой выбор.
  • Не следует подавлять все стремления ребенка. Его инициативность нужно поддерживать.
  • Ребенок должен регулярно общаться с детьми своего возраста. Хорошим занятием станет посещение какой-либо спортивной секции.

В вопросе гендерного воспитания мальчика нужно знать меру. Нельзя переусердствовать. Прежде всего, не следует взваливать на ребенка все домашние дела и требовать от него беспрекословного подчинения, мотивируя тем, что малыш должен быть сильным во всем. Такие действия лишат мальчика детства. Несмотря на особенность воспитания, не следует забывать, что малыш — это обычный ребенок, который имеет право на проявление слабости.

Влияние на воспитание мальчика должны оказывать оба родителя. Чтобы малыш не вырос эгоистичным, без чувства сострадания и оказания помощи другим, мальчик должен видеть, как его отец помогает матери выполнять домашние дела.

Существуют также нормы поведения, которые нужно соблюдать независимо от пола. Это терпимость, уважение чужого и своего мнения. Такие понятия сделают детей не слабыми, а социально адаптированными.

Введение

Проблема гендерного воспитания подрастающего поколения - одна из самых сложных и противоречивых. От её решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества.

Внимание общества и государства к проблемам гендерного воспитания обусловлено тем, что в современном мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы маскулинности (мужественности) и феминности (женственности), что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате истинно маскулинных качеств у мальчиков и юношей и феминных - у девочек и девушек.

В настоящее время объективно существуют противоречия между:

· объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях без учета гендерных различий;

· необходимостью гендерного воспитания начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Исходя из данных противоречий, я сформулировала гипотезу исследования: гендерное воспитание дошкольников будет продуктивнее, если стратегия гендерного равенства будет реализована в прикладных пособиях и методической литературе для воспитателей детского сада.

Объектом исследования я выбрала процесс воспитания дошкольников.

Предметом - гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.

Цель моего исследования - проанализировать современное состояние гендерного воспитания дошкольников.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

· Сформулировать понятие, цели, задачи и структуру гендерного воспитания;

· Проанализировать теоретическую и практическую литературу по данной проблеме;

В данной работе использованы теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение, обобщение и систематизация полученной информации.

Теоретические основы гендерного воспитания дошкольников

Понятие гендерного воспитания

Проблема полоролевого воспитания будущих мужчин и женщин с акцентом на выполнение специфических социальных функций, обусловленных их гендерной принадлежностью, активно обсуждлась педагогами с начала двадцатого века и до 1930-х гг.

Однако вскоре большее распространение получили идеи "бесполой" педагогики. В этот период вопросам полового воспитания детей и учета их психофизиологических особенностей в образовательном процессе уделялось крайне мало внимания. И только начиная с 1990-х гг. Гендерному воспитанию начинает уделяться необходимое внимание.

На современном этапе достижение гендерного равенства является одним из основных факторов устойчивого человеческого развития. Вопросы гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин были включены в повестку дня всех наиболее важных конференций ООН, включая Саммит тысячелетия, прошедший в 2000г. в Нью-Йорке. Данное событие явилось самым представительным собранием на высшем уровне, созванным для обсуждения вопросов мира и развития.

Гендерное воспитание дошкольников является сложным, многосторонним процессом. Оно осуществляется в процессе нравственного воспитания детей. Согласно общепринятым принципам дошкольной педагогики, Нравственное воспитание - это "целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества".

Современное общество ставит перед государством стратегические задачи:

· Создание эффективно действующей системы гендерного образования.

· Создание условий для организации широкомасштабного гендерного просвещения для всех слоев населения.

· Разработка учебных программ в области просвещения по правам человека с учетом гендерного аспекта.

· Проведение исследований по вопросам гендерного равенства с целью мониторинга существующих программ.

Согласно "Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы", гендерное воспитание дошкольников необходимо, так как дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым.

Механизм нравственного воспитания складывается из: знаний и представлений; мотивов; чувств и отношений; навыков и привычек; поступков и поведения. Совокупность этих компонентов формирует нравственное качество. Задача взрослого - "определить, чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру прошла безболезненно".

Согласно "Стратегии гендерного равенства", гендер - это совокупность социальных и культурных норм и ролей мужчин и женщин, которые определяют их поведение, а также социальные взаимоотношения между ними.

Слово "gender" в переводе с английского языка означает род (мужской, женский).

Гендерный подход в образовании представляет собой традиционную систему взглядов на предназначение мужчины и женщины в обществе в соответствии с их биологическими характеристиками, воспитание мальчика и девочки соответственно тем нормам, требованиям, стандартам, которые предъявляет общество к человеку в данный конкретный культурно-исторический период.

Гендерное воспитание предполагает правильное усвоение детьми гендерных ролей, подразумевающее в будущем гендерное равенство, отсутствие гендерных предрассудков и дискриминации по половому признаку.

Гендерные роли - социальные роли, предписываемые мужчинам и женщинам в соответствии с социальными и культурными нормами, существующими в данном обществе и данной исторической ситуации. Усвоение ролей, определение собственного полового соответствия должно произойти в раннем возрасте и сформироваться к началу дошкольного возраста.

Гендерное развитие - это непрерывный процесс качественных изменений и количественных преобразований феминных и маскулинных свойств личности ребёнка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола. Результат гендерного воспитания и развития - формирование позитивной гендерной идентичности.

Позитивная гендерная идентичность - это такая совокупность знаний и представлений ребёнка о себе как о мальчике или девочке, способов поведения и эмоционально-ценностного отношения к себе, как к представителю определённого пола, которое обеспечивает ребёнку адекватное социально-нравственным ценностям и нормам выполнение полоролевых функций и положительные взаимоотношения с людьми своего и противоположного пола.

Это понятие включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный отражает знания и представления ребёнка о себе как о представителе определённого пола ("образ Я"). Эмоциональный представляет собой оценку и отношение ребёнка к себе как к мальчику или девочке(самооценка). Поведенческий описывает вероятную поведенческую реакцию, конкретные действия, которые могут быть вызваны "образом Я" и самооценкой.

Под гендерным равенством подразумевается равный доступ для женщин и мужчин к ресурсам и благам вне зависимости от половой принадлежности при выполнении социальных функций.

Гендерные предрассудки - стереотипы о существовании превосходства или неполноценности, органически связанных с половой принадлежностью и так называемым "предназначением полов".

А дискриминация по признаку пола - это любое ограничение или ущемление прав и свобод человека, а также принижение его достоинства по признаку пола. Дискриминация по признаку пола является самой распространенной разновидностью дискриминации в современном обществе.

Исходя из этого, можно сформулировать определение гендерного воспитания, как целенаправленный процесс усвоение детьми гендерных ролей, подразумевающий в будущем гендерное равенство и отсутствие дискриминации по половому признаку.

Цель гендерного воспитания ребёнка (в широком значении) означает:

1. Овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;

2. Формирование определенной модели поведения;

3. Правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.

Для реализации стратегии гендерного равенства государством был предпринят ряд мер: проведена гендерная экспертиза учебников средних общеобразовательных школ; выявлена гендерная асимметрия, которая закрепляется и воспроизводится в сознании детей, при этом усваиваются устаревшие стереотипные роли мальчиков и девочек; разработаны учебные программы по гендерному образованию для предшколы (6-7 лет), 1-4 классов и студентов вузов.

Вместе с тем все проводимые мероприятия носят разрозненный характер. Необходима продуманная политика по гендерному образованию и правовому просвещению.

Подготовила: Таран Татьяна Васильевна,

воспитатель, МБДОУ»Детский сад №8»

«Всевышний сотворил человека Единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки (мужчина и женщина). С тех пор, они, такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования…» (из восточной легенды)

Вначале вспомним некоторые стороны этого вопроса.
В современной науке используются два термина:
Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему иному, как к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин.

Человек является существом либо женского, либо мужского пола.
Современная наука чётко разграничивает мужское и женское начала, связывая их с понятием пола и гендера. А что такое гендер? Для многих людей это слово покажется не только незнакомым, но еще и угрожающим.
Гендер – социальный пол, пол как плод культуры. Это понятие не биологическое, социально-духовное.
Ге́ндер - (от лат. genus - «род») - социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.
Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.
Гендерное воспитание ребёнка начинается уже с момента его рождения и длится на протяжении всей жизни.

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).
Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
Педагогам, воспитателям и родителям нужно учитывать гендерный фактор в воспитательном процессе.
Воспитатель должен знать, что недостатки формирования гендерных ролей приводят к нарушению половой и гендерной идентичности, а это, в частности, может причинить проблемы в будущих половых контактах, семейной жизни, воспитании детей.
Гендерное воспитание – это целенаправленный, организованный и направленный процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом своим гражданам в зависимости от биологического пола.

Образовательные задачи полового гендерного воспитания и разнополого воспитания в детском саду:

Воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру.
- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;
- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.

В работе с дошкольниками относительно вопросов гендерного воспитания нужно учитывать такие направления:

Дополнение зоны саморегуляции детей (например, поощрение девочек к занятиям спортом, а мальчиков - к самообслуживанию);
организация исследования равноправности сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;
устранение традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к проявлению чувств;
создание условий для тренировки межполовой чувствительности (например, через театрализацию, тренинги).

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые.
Разнополое воспитание в детском саду во многом будет опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависеть от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т.к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и масса других негативных нюансов существует.
Актуальность гендерного воспитания.
Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.
Сейчас наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей, например, в детском саду, демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота. Поэтому гендерное воспитание, которое расставит по полочкам родителям все особенности воспитания девочек и мальчиков очень актуально.
Механизмом гендерного воспитания детей младшего возраста выступают личностно-ориентированные технологии:
1. Средство:
игры
народные сказки
пословицы
колыбельные песни
2. Методы:
игры
познавательно-развивающие этические беседы
проблемные ситуации
схемы-действия
3. Формы:
игровая деятельность
экспериментальная
проблемно- поисковая
Говоря об актуальности гендерного воспитания, воспитателям и родителям рекомендуется использовать такие методы и приемы в гендерном воспитании дошкольника как игры по гендерному воспитанию:
Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы
Проблемные ситуации с этическим содержанием
Изготовление подарков для мам, пап, сверстников
Дидактические игры: «Кто чем любит заниматься? , «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?» , «Я такой, потому, что…», «Кем быть?» , «Одень мальчика, одень девочку».

Спасибо за внимание!