Пальчиковая игра ежик ежик колкий. "Здравствуй, ёжик!" конспект НОД для старшей группы. Дыхательное упражнение «Ежик»

Открытое занятие Непосредственно Образовательной Деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество» (лепка), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Коммуникация» (развитие речи) с использованием ИКТ в старшей группе на тему: «Здравствуй, ёжик!»

Цель: Активизация речи детей, развитие связной речи.

Задачи:

Обучающая:

Учить детей целенаправленно рассматривать картину, используя различные приемы: выделение объектов, «вхождение» в картину.

Продолжать учить детей описывать внешний вид и повадки животных, загадывая загадки. Уточнить представление детей о диких животных.

Учить выделять из предложений слова со звуком (ж) и (ш).Четко произносить чистоговорки; произносить фразы с различной громкостью.

Упражнять детей в лепке. Закреплять навыки работы с пластилином. Выявить творческие способности при использовании в комплексе природного материала и пластилина.

Развивающая:

Активизировать у детей воображение и речь.

Воспитывающая: Воспитывать у детей навыки культурного общения и гуманных чувств.

Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.

Материал: пластилин, семена подсолнуха, оборудование для лепки: доска, стека, влажные салфетки. компьютерная презентация о жизни ежей.

Предварительная работа: Беседа о диких животных, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок.

Ход занятия

Дети входят в зал под спокойную музыку, здороваются.

1.Игровой момент.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, здесь какое-то письмо, наверное, для нас. Давайте тихонько сядем и откроем конверт.

Читает письмо:

«Дорогие ребята! Пишут вам лесные жители. У нас случилось несчастье: потерялся наш любимый друг. Пожалуйста, помогите нам его найти»

Воспитатель: Ребята, а какие лесные жители могли написать нам это письмо? каких диких животных вы знаете? (Ответы детей).

Как вы думаете, кто же из них мог потеряться? Думаю, что нам не трудно будет догадаться,если вы отгадаете загадку:

Он живёт в лесу дремучем.
Сам он круглый и колючий.
Угадайте: это кто же?
Ну конечно, это …..(ёж

Почему вы думаете, что это ёж? Как вы догадались?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь найти ежика?

Воспитатель: Да, мы сможем помочь, найти ежа, но только если будем знать, где он живет, чем питается, как выглядит.

2.Рассказ и показ слайдов о жизни ежей.

Конечно, это ёжик. Разные звери живут в лесу. У каждого свой характер, свои повадки. Как вы, думаете, какой ёж? (Ответы детей).
Это маленький зверёк - маленькие лапки, чёрный нос, на мордочке, словно маленькие пуговки – глаза.

Ежата рождаются слепыми и без иголок.

А потом у них открываются глазки и станут вырастать маленькие мягкие иголочки. (3 слайд)

Иголочки подрастают и твердеют, пока не станут совсем твердыми.

Тогда мама-ежиха начнет их по лесу водить, учить, показывать, что к чему. А ежата за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускала ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей).

Без иголок они беззащитные, легкая добыча для зверей.

Скоро они начинают сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется. Змей, кузнечиков, яблок и груш, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек.

(5-6 слайд)

С наступлением темноты они выползают из норы и ищут себе пищу.

Всю ночь топают, под каждый листок заглядывают, переворачивают ветки. У них очень чуткий нос и очень хороший слух .

И зрение у них очень хорошее. Они, как и люди, различают многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

Воспитатель. Почему их называют ночными охотниками? (Ответы детей).

Потому что ежи охотятся и ищут пищу ночью.

Когда у ежей, вырастают твердые иголки, им уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя ежи все-таки боятся лисы.

Она их хитростью берет. Загонит в лужу, а ежи воду не любят и сразу разворачиваются. Тут лиса хватает ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же – лиса.

От врагов их только иголки и спасают. Ножки ведь у них коротенькие, быстро бегать не могут. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот они и защищаются, свернувшись в клубок. (8 слайд)

А в конце осени все ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке- норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму они спят, то и запасов им не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, им просто нужно много еды съесть. А просыпаются ежи только весной, когда станет совсем тепло.

Воспитатель. Как вы думаете, нужны ежам запасы на зиму, как белкам? Почему?

(Ответы детей).

Нет, не нужны, ведь они всю зиму спят.

Скажите, ребята, а какой ещё зверь спит зимой? (Ответы детей).

Правильно, медведь.

Ребята если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А еж отправится дальше по своим делам.

Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес.

Если Ежик не пьет молоко,

Значит, где-то в лесу далеко

Под кустами, в гнезде из листочков,

Есть у ежика сын или дочка.

Значит, надо ежика взять

И в лес отнести опять.

(Ю.Щербаков)

Ну что, ребята, понравился вам мой рассказ? (Ответы детей).

Думаю, что теперь вы все знаете о ежах и сможете его найти.

3. Звуковая культура речи. (ЛОГОПЕД)

Какой знакомый звук есть в слове «Ежик» - ж или ш.

Какой знакомый звук есть в отгадке «Ежик» - [ж] или [ш]?

(Ответы детей)

В: Произнесите слово так, чтобы слышался звук [ж].

Произнесите слово громко – тихо.

А какое животное тоже живёт в норке и в его отгадке слышится звук [ш]?

Маленькие ножки, боится кошки,

Живёт в норке, любит корки.

Почему вы думаете, что это мышка?

(Ответы детей)

В: Какой знакомый звук есть в отгадке [ш] или [ж]?

Работа над чистоговоркой.

4.Физкультминутка:

Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи.)
Не умел он хлопать -Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши.)
Не умел он топать -Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки".)
Не умел он прыгать - Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах.)
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли, (Ходьба на месте.)
Научили хлопать - Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши.)
Научили топать - Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки".)
Научили прыгать - Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах.)
Научили бегать… (Бегают на месте.)

Молодцы, ребята! Вы теперь много знаете о ежах. И самое главное, я уверена, что никто из вас никогда не обидит ежика.

Давайте мы с вами для него слепим друзей, таких же ежиков, как и он сам, чтобы ему одному не было скучно в лесу.

5.Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

Давайте разомнем пальчики, приготовим их к работе

Ежик, ежик колкий, Пальцы двух рук сплетены в замок.

Покажи иголки. Движения кистями вправо-влево.

Вот они. Вот они. Вот они. Пальцы выпрямляются, кисти

сложены в замок.

Ежик, ежик колкий, Движения кистями вправо-влево

Спрячь свои иголки. с выпрямленными пальцами.

Раз, и нет иголок. Пальцы складываются в замок.

6.Лепка из пластилина и природного материала.

А теперь принимаемся за дело!

Туловище у Ёжика, какой формы будем лепить? (Овальное) .

А каким способом можно сделать ему носик! (Вытягиванием) .

Иголки я предлагаю сделать из семечек подсолнуха

7.Рефлексия занятия.

Изготовление поделки и составление композиции.

Степень развития речи у ребенка, активность мозговой деятельности крохи находятся в некоторой зависимости от того, насколько развиты детские пальчики. Поэтому такое важное место в развитии ребенка дошкольного возраста отводится пальчиковым играм. Пальчиковая гимнастика поможет привести в тонус мелкие мышцы на ручках ребенка, и улучшить кровообращение.

Пальчиковая игра «ежик» подходит для самых маленьких. Малышам нравится повторять движения за взрослыми, особенно когда они сопровождаются стихами. Веселые стихи превращают важные для развития малыша занятия в игру.

Сначала нужно научить ребенка движениям. Ненавязчиво, во время рассказа стихотворения, изобразите все движения сами и покажите их ребенку. Малышу наверняка захочется повторить жесты за вами.

Упражнение пальчиковой гимнастики Ежик. Сложите ладони вместе, пальцы выпрямите – покажите ребенку: «Это ежик. Похож? Хочешь сам показать ежика?». Теперь прижмите пальцы:

Ежик маленький замерз (объясните ребенку – ежику холодно, и он спрятал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнышко пригрело –

Ежик развернулся (выпрямите пальцы, как будто еж выставил свои колючки).

Такой веселый стих про ежика можно рассказать детям 3 лет, для детей постарше движения должны быть посложнее.

«Колючий клубок»

Упражнение пальчиковой гимнастики про ежика «Колючий клубок»

В три-четыре года ребенку можно предложить такую игру:

Ходит-бродит вдоль дорожек (пальчиками «ходим» по столу)

Весь в иголках серый ежик (ладошки вместе, пальчики выпрямили – показываем ежика).

Чтобы волк не уволок,

Превратился еж в клубок (делаем закрытый «замок»).

Упражнение «замок» первый вариант

Научите малышей складывать ручки в «замок». Это не всегда просто сделать ребенку, помогите ему. «Замок» может быть трех видов:

  • закрытый – все пальчики плотно прижаты;
  • открытый – пальцы в «замке» оттопыриваются в разные стороны;
  • подвижный – пальчики все одновременно двигаются (будто гусеница бежит).

Веселая пальчиковая гимнастика со стихами про ежика сопровождается движениями:

Ежик, ежик колкий (закрытый «замок»),

Покажи иголки (ручки двигаются в стороны).

Вот они. (открытый «замок»).

Ежик, ежик колкий (ручки двигаются вправо-влево),

Спрячь свои иголки.

Ап! (закрытый «замок» — ежик свернулся в клубок).

Упражнение «замок» второй вариант

Упражнение «замок» делается и в другой игре:

Лежала под елками (делаем открытый «замок» — если детки маленькие, можно заменить «замок» ежиком – сложить ладошки вместе)

Подушка с иголками (ладошки вместе, чуть оттопырить, изобразить подушечку).

Лежала-лежала (пальчики в «замок»)

И вдруг побежала (открытый «замок», пошевелить всеми пальчиками – как будто ежик убежал).

Иголки и булавки

Такие упражнения сделают детские пальчики подвижными, гибкими. Следующая игра будет интересна и несложна для малышей 4-5 лет:

Тут иголки и булавки (открытый «замок»)

Выползают из-под лавки (пальчики «шагают» по столу).

На меня они глядят (из пальчиков сделать «колечки» у глаз),

Молочка они хотят (ладошки лодочкой – предлагаем ежику молоко).

Пальчиковая гимнастика полезна для малышей младшего возраста и для дошкольников. Наряду с другими упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры благотворно влияют на мозговую деятельность ребенка, а в процессе выполнения упражнений пальчики становятся гибкими, подвижными.

Если заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой «ежик», будет развиваться моторика рук, при развитой координации пальцев детям будет проще будет держать в руках карандаш или ручку. Не предлагайте малышу сразу сложные задачи: для трехлетки достаточно одного-двух несложных упражнений. Когда малыш научится складывать ладошки, собирать ручку в кулачок, «топать» пальчиками по столу, переходите к новым играм и новым упражнениям – осваивайте «замок».

Книг с пальчиковыми играми сейчас довольно много. Но, как это обычно бывает, в нужное время их не оказывается под рукой. Вот несколько несложных пальчиковых игр, в которые с удовольствием будут играть дети.
У вас есть свои любимые игры? Поделитесь!

Шарик
Я надул воздушный шарик,
Укусил его комарик.
Шарик лопнул - не беда,
Новый шар надую я.

Кошка
Вот кулак, а вот ладошка.
На ладошку села кошка.
Вот пошла она, пошла.
И в подмышечку пришла.

Ёжик
Ёжик-ёжик колкий, где твои иголки?
Вот они, вот они, вот они иголки.
Ёжик-ёжик колкий спрячь свои иголки!
Спрятались иголки!

Птичка

Птичка водичку из лужицы пьет,
Ёжик без ножек по земле ползет.
Вдруг выросли у ёжика ножки,
И побежал он по дорожке.

Гриб
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик гриб помыл,
Этот пальчик гриб сварил,
Этот пальчик гриб съел -
Оттого и потолстел.

Хомка
Хомка-хомка, хомячок
Полосатенький бочек.
Хомка рано встает,
Щечки моет,
Носик трет,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.

Длинная зарядка
Все захлопали в ладоши дружно, веселее.
Затоптали наши ножки, громче и быстрее.
По коленочкам ударим - тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем выше, выше, выше.
Закрутились наши ручки, снова опустились.
Покружились, покружились и остановились.

Пузырь
Надувайся пузырь, надувайся большой
Да не лопайся, да не лопайся.
Медленно сдуваем пузырь.
А теперь быстро-быстро надуваем (дуем),
Быстренько сдуваем…..
Опять надуваем пузырь.
Ой, какой большой пузырь!
Лопнул! И полетели маленькие пузырики…

Птичка
Птичка-птичка, вот тебе водичка.
Вот тебе крошки на моей ладошке.

Апельсин
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа.
Эта долька для чижа.
Эта долька для утят.
Эта долька для котят.
Эта долька для бобра.
А для волка кожура…
Он сердит на нас. Беда!
В домик прячемся - сюда!

Замок
За высокими лесами,
За широкими морями,
Стоит в поле теремок.
На двери висит замок.
Мы замочек потянули,
Мы замочек покрутили,
Мы замочком постучали
И открыли.

Дождик

Тихий-тихий-тихий дождик
Дождик-дождик, кап-кап-кап.
Сильней, сильней, сильней дождик,
Дождик-дождик, кап-кап-кап.
Сильный, сильный, сильный ливень,
Ливень, ливень, ливень, ливень.
В небе гром, гром, гром!
Всюду молнии кругом!

Король
Пошел король по лесу, по лесу, по лесу.
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
Давай с тобой потопаем, потопаем, потопаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

Одевалка

Надеваем рукава - пролезает голова.
Шапку натяни скорее,
Запахни пальто быстрее.
Пуговички в ряд,
Пуговички в ряд,
Пуговички в ряд - ровненько стоят.
Левый натянуть сапог - хоть бы кто-нибудь помог,
Правый натянуть сапог - а он и сам на ножку -скок!

Бродилка

Мы шагаем по сугробам.
По сугробам белолобым.
Поднимай скорее ногу,
Проложи другим дорогу.

Зайка
Зайка серенький сидит.
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть-
Надо лапочки согреть.
Зайке холодно стоять -
Надо зайке поскакать.
Зайку кто-то напугал.
Зайка прыг - и ускакал.

Медведь

Как на горке снег-снег.
И под горкой снег-снег.
Там в берлоге спит медведь.
Тише-тише, не шуметь!

Семья
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Ну а этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья!

Кролик Банни
Веселый кролик Банни
Резвится на поляне.
А если шорох он заслышит,
Замрет он и не дышит.
И лишь как стрелки на макушке
Встают у зайки ушки.
А домик у него нора
Под ёлкой у пригорка.
К ней зайка подбегает.
Прыг! И в неё ныряет.
Ветер
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише-тише-тише.
Деревцо всё выше, выше!

Ножки
Большие ножки шли по дорожке.
Большие ножки шли по дорожке.

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Черепаха

Шла по полю черепаха
И дрожала вся от страха
Говорит она: "Кусь, кусь!
Никого я не боюсь!"

(руки "идут", сжатые в кулачки)
(кулачки "дрожат")
(большой и указательный пальцы "кусаются")
(отрицание-указательным пальцем)

Замок
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И - открыли!

(Руки в замке)
(Пальцы тянем, не разжимая)
(Вращаем руки, пальцы не разжимая)
(Стучим основанием ладоней)
(Руки разжимаются)

Сороконожки
Две сороконожки
Бежали по дорожке.
Встретились,
Обнялись,
Насилу расстались -
И - попрощались!
(Средний и указательный пальчики перемещаются)
(Ладошки друг напротив друга)
(Ладошки переплелись)
(Ладошки разжались)
(Ладошки машут, прощаясь)

Ладошки
Видно, в гости собирается
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.

(Движения по тексту)

Котик
Котик лапкой умывается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Тесто
Тесто мы месили
Мы пирог лепили
Шлеп, шлеп,
Шлеп, шлеп
Слепим мы большой пирог!

(Сжимаем кисти рук)
(Ладошки "лепят")
(Разводим руки)

Рыбка
Рыбка в озере живет
Рыбка в озере плывет
Хвостиком ударит вдруг
И услышим мы - плюх, плюх!

(Ладошки соединены и делают плавные движения)
(Ладошки разъединить и ударить по коленкам)
(Ладошки соединить у основания и так похлопать)

Капуста
Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трем, трем
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмем, жмем

(Ладошки движутся параллельно друг другу)
(Кулачки трут друг друга)
("солим" щепоткой)
(Пальчики сжимаем и разжимаем)

Нелля Сердюк
Игры с детьми

Подвижная игра «Ёж с Ежатами»

Движения выполняются в соответствии с текстом.

«Под высокою сосной, на полянке на лесной. Куча листьев где лежит. Еж с ежатами бежит. Фыр-фыр-фыр-фыр-фыр!» На пенёчках посидим и вокруг всё оглядим. А потом все дружно спляшем и колючки всем покажем. Показали, покружились и домой заторопились.

Подвижная игра «Ёжик» (считалкой выбирают ежа)

Ёжик, ёжик чудачек

Сшил колючий пиджачок

Хочет с нами поиграть

Дети ходят по кругу и приговаривают :

Ежик, ежик, покажи

Нам свои иголки,

Говорят, что вы, ежи

Очень-очень колки.

Покажи, покажи

Нам свои иголки,

Говорят, что вы, ежи

Очень-очень колки.

Ежик внутри круга приговаривает

свои слова, после чего ловит ребят.

Я клубочком свернусь

По дорожке покачусь,

Кто дорожку перейдет,

На иголки попадет.

Пальчиковая игра “Ежик”.

Предложить детям сделать из

пальчиков ежика (сложить

ладони, пальцы выпрямлены).

Ежик маленький замерз

(прижать пальцы – ежик

убрал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело

(выпрямить пальцы –

ежик показал колючки)

Ежик развернулся.

Самомассаж «Ёжик»

Ёжик в бане вымыл ушки

Лоб потёр и нос помыл

Шею, кожицу на брюшке

И сказал еноту ёж :

Ты мне спинку не потрёшь?

Чистоговорка

ГИ-ГИ-ГИ – ножку ёж побереги.

ДИ-ДИ-ДИ – очень много не ходи.

РЕ-РЕ-РЕ – посиди пока в норе.

ГЕ-ГЕ-ГЕ – дай зажить больной ноге.

ЯТЬ-ЯТЬ-ЯТЬ – заживет –

пойдешь гулять.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик колкий»

Ежик, ежик колкий,

(Пальцы двух рук сплетены в замок.)

Покажи иголки.

(Движения кистями вправо-влево.)

Вот они. Вот они. Вот они.

(Пальцы выпрямляются, кисти

сложены в замок.)

Ежик, ежик колкий,

(Движения кистями вправо-влево

с выпрямленными пальцами.)

Спрячь свои иголки. Раз, и нет иголок

. (Пальцы складываются в замок.)

Ёжик-Ёжик колкий, покажи иголки.

Руки складываем в замочек, качаем

«ёжика» вверх-вниз в такт.

Вот они, вот они, вот они!

Растопыриваем пальцы, опять прячем, так 3 раза.

Ёжик-Ёжик колкий, убери иголки. Качаем

раскрывшегося «ёжика» вверх-вниз в такт. АП!

Обратно пальцы в замочек, прижимая ежика к груди.

(у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?

(малыш катает ёжика ладошками)

Надо бельчонку сшить распашонку

(малыш катает ёжика по животику)

Шалуну зайчишке починить

штанишки (катаем по ножкам)

Фыркнул ёжик - отойдите и не

плачьте, не просите (катаем по полу)

Если дам иголки - съедят меня

волки! (ёжик убегает в домик,

на место в коробку или на полку)

По сухой лесной дорожке -

Топ - топ - топ - топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорржек

Весь в иголках серый ежик.

(Руки согнуты перед грудью, кисти

рук опущены вниз. Ноги слегка

согнуты в коленях, делает мелкие,

частые шажки)

Ищет ягодки, грибочк

Для сыночка или дочки.

Динамическая пауза «По лесу ёжика везем»

Дети встают, вытягивают руки вперед и переступают с ноги на ногу

(везут тележку) . В углах групповой комнаты висят картинки с

изображением яблони, орехового куста, земляничной поляны и доктора Айболита. Соответственно тексту, дети ищут глазами эти картинки и разворачиваются в их сторону и выполняют имитацию действий (сбор яблок, орехов, земляники) .

На тележке ежика к доктору везем,

Мимо дикой яблони тропинкой мы пройдем.

Но прежде спелых яблочек с веточек сорвем.

Очень нужно есть орехи тем, кто болен. Что ж, нарвем!

Но пора нам в путь, ребята, ведь больного мы везем.

Вот лесная земляника на поляночке видна.

Эта ягода полезна, ароматна и вкусна.

Наберем ее в лукошко – много витаминов в ней.

Еж поест ее немного и поправится скорей.

А вот и доктор Айболит.

«Здравствуйте» , – нам говорит.

И обрадовался ёжик :

«Добрый доктор мне поможет» .

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Динамическая пауза

Ежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так…

Головой своей крутили

И. п. ноги на ширине стопы, руки на поясе

1-4 повороты головы в стороныпо 3 в каждую сторону

Головой своей крутили

Гриб искали

Дружно ветки раздвигали

Вот так, вот так…

Дружно ветки раздвигали

И. п. ноги на ширине стопы, руки внизу, 1-2 – поднять руки вверх, помахать ими. 5-6 раз

Ну-ка ёжик повернись,

Ну-ка ёжик покажись,

Вот так, вот так …

Ну-ка, ёжик покажись

И. п. стоя на коленях, руки на поясе

1- поворот туловища в правую сторону, руки в стороны

3- поворот туловища в левую сторону, руки в стороны 4- и. п. по 3 в каждую сторону

Учить детей оказывать элементарную помощь (царапина) себе и другим (сообщить взрослому, промыть ранку, обработать ее зеленкой). Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Учить детей понимать природные взаимосвязи. Упражнять в произношении мягких согласных. Обогатить словарь детей словами: «ветеринар», «обработать (ранку)». Продолжать учить детей изображать предмет, состоящий из нескольких частей. Упражнять в рисовании и закрашивании красками. Формировать умение дополнять рисунок деталями. Закрепить навыки счета. Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, воображение, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать сочувствие, желание помочь.

Формы активности:

Познавательная (общая и логическая), эмоционально-ценностная, художественно-эстетическая, социально-моральная, речевая.

Оборудование:

Игрушки (еж, гриб, доктор Айболит), Силуэты ежа с нарисованной ранкой. Пузырьки с зеленкой и перекисью водорода, пластырь, бинт, ватные палочки, вата. Картинки с изображением тележки, яблони, орехового куста, ягодной полянки, пенька с грибами. Листы бумаги для рисования, оборудование для рисования красками.

Предварительная работа:

1. Раскрашивание силуэтного изображения ежа и дорисовка деталей (нос, глаз, ухо, иголки).
2. Чтение сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит» и рассказа «Ежик» Н. Сладкова из книги «Сорочьи тараторки».

Показ настольного театра «Происшествие с ежом»

По лесу еж колючий шел.

Большой грибок себе нашел.

На острый сучок наступил

И ножку себе повредил.

Шагу он ступить не может,

Плачет. Кто ему поможет?

Ребята, поможем ежику? Если случилась такая неприятность, в первую очередь что нужно сделать? Обратиться за помощью к старшим. Они то знают, можно ли справиться с бедой самим, или необходима помощь доктора. К какому доктору обратиться ежику? К доктору Айболиту, ведь именно он лечит лесных зверей. Оказывается, у доктора, который лечит зверей, есть специальное название - ветеринар. Давайте повторим это слово и постараемся запомнить. Так как же называют доктора, лечащего зверей? Ветеринар.

Проблемная ситуация

Ежику необходимо попасть к ветеринару - доктору Айболиту. Но ведь он и одного шага ступить не может. Как быть? Может быть, у вас есть идеи, как попасть ежу к ветеринару?

Можно конечно отнести ежа на руках. Но не придется ли потом лечить и руки? Ведь у ежа на спине иголки длинные и колкие. Может попробуем другой способ? Ваши предложения. Можно отвести ежа на машине. Но есть ли в лесу автомобильная дорога? И не помнет ли автомобиль цветы, травы, кусты, ягоды, грибы? Какие еще будут предложения? Велосипед не нанесет вреда лесной природе. Но острые сучки, один из которых поранил ногу ежику, могут проткнуть у велосипеда колеса, и тогда мы не сможем продолжить путь. Предлагаю использовать тележку. У нее и колеса не такие тонкие, как у велосипеда, и вреда природе она не причинит. Вот такие тележки используют для перевозки не очень тяжелых грузов. (Показ картинки).

Давайте нарисуем удобную и красивую тележку для ежика. Но прежде чем приступить к рисованию, разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

Ежик, ежик колкий, Пальцы двух рук сплетены в замок.

Покажи иголки. Движения кистями вправо-влево.

Вот они. Вот они. Вот они. Пальцы выпрямляются, кисти

сложены в замок.

Ежик, ежик колкий, Движения кистями вправо-влево

Спрячь свои иголки. с выпрямленными пальцами.

Раз, и нет иголок. Пальцы складываются в замок.

Рисование «Тележка для ежика»

Дети рисуют прямоугольник желтой гуашью. Синие колеса и ручку тележки. Звучит фоновая музыка со звуками природы.

В таких тележках, как у вас получились, мы быстро довезем ежика к ветеринару. (Воспитатель раздает детям раскрашенные ими силуэты ежа, предварительно нарисовав красную полсу на ноге - «царапину». Ежей предлагается посадить на тележку).

Вот теперь все готово. Пора в путь! Отвезем ежика к Айболиту.

Динамическая пауза «По лесу ежика везем»

Дети встают, вытягивают руки вперед и переступают с ноги на ногу (везут тележку). В углах групповой комнаты висят картинки с изображением яблони, орехового куста, земляничной поляны и доктора Айболита. Соответственно тексту, дети ищут глазами эти картинки и разворачиваются в их сторону и выполняют имитацию действий (сбор яблок, орехов, земляники).

На тележке ежика к доктору везем,

Мимо дикой яблони тропинкой мы пройдем.

Но прежде спелых яблочек с веточек сорвем.

Очень нужно есть орехи тем, кто болен. Что ж, нарвем!

Но пора нам в путь, ребята, ведь больного мы везем.

Вот лесная земляника на поляночке видна.

Эта ягода полезна, ароматна и вкусна.

Наберем ее в лукошко - много витаминов ней.

Еж поест ее немного и поправится скорей.

А вот и доктор Айболит.

«Здравствуйте», - нам говорит.

И обрадовался ежик:

«Добрый доктор мне поможет».

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Прежде чем приступить к осмотру и лечению больного, доктор обязательно моет руки. Как вы думаете, зачем? Руки доктора должны быть чистыми. Ведь на немытых руках полно всяких микробов, которые могут попасть к больному. Поэтому и халат у доктора белого цвета. На белом грязь сразу будет видна, и халат постирают. Осмотрев ранку, доктор промывает ее прохладной водой. Зачем нужно промыть ранку? Чтобы очистить ее от грязи.

Потом доктор берет ватку, смачивает ее раствором перекиси водорода и легонечко протирает ранку. Это необходимо для того, чтобы поврежденное место окончательно очистить. Возьмите в руки ватку. У нас ежик не настоящий, но мы все-таки потренируемся. Легонько проведите ваткой по ранке, чтобы очистить ее. Не давите, ведь так вы можете причинить боль пострадавшему.

А вот теперь можно обрабатывать ранку йодом или зеленкой. Это нужно сделать обязательно, иначе ранка будет очень долго заживать и может воспалиться - покраснеть и начать болеть еще сильнее. У меня на столе стоят пузырьки с йодом и зеленкой. А почему зеленка так называется? Потому что она зеленого цвета. А йод желто-коричневого цвета. Ежики у вас ненастоящие, поэтому и обрабатывать ранку мы будем не по-настоящему. Возьмите в руки ватные палочки. Перед вами зеленая и желто-коричневая краски. Зеленая краска будет зеленкой, ею замажем всю ранку. А вот желто-коричневой краской - йодом нужно помазать только края ранки. Приступайте. Обработайте ранку ежику. Процедура эта немного болезненная - будет чуть-чуть пощипывать. Но что поделать, придется немного потерпеть, чтобы потом долго не мучаться с воспаленной незаживающей ранкой. Чтобы облегчит неприятное чувство пощипывания, подуйте на ранку.

Ранка ежика находится на ноге, поэтому придется ее закрыть пластырем или забинтовать, чтобы грязь не попала. Вот так добрый ветеринар - доктор Айболит полечил ежика. Теперь и вы знаете, как помочь себе и другим обработать царапину.

Пора тебе, ежик, домой. Садись на тележку, поехали! Дети, посадите своего ежика на тележку. А пока мы доберемся до ежиной норки, дадим несколько советов, как вести себя ежу, чтобы скорее выздороветь.

Чистоговорка

ГИ-ГИ-ГИ - ножку еж побереги.

ДИ-ДИ-ДИ - очень много не ходи.

РЕ-РЕ-РЕ - посиди пока в норе.

ГЕ-ГЕ-ГЕ - дай зажить больной ноге.

ЯТЬ-ЯТЬ-ЯТЬ - заживет - пойдешь гулять.

Давайте закончим наш рисунок. Дорисуем орехи, ягоды или яблоки. Кто что хочет. Можно нарисовать траву или дорожку под колесами тележки. А вверху - солнышко, облака или тучки.

Дорисовывание деталей. Дети дорисовывают детали на листе с уже изображенной тележкой.

Пусть ежик пока отдохнет, а мы поиграем.

Подвижная игра «Не зевай, дары леса собирай»

Каждый ребенок получает мешочек (корзинку, коробку) и карточку с изображением грибов, шишек, яблок (разное их количество на карточках). На полу разложены шишки, яблоки, грибы. Дети должны собрать столько этих предметов, сколько изображено на их карточке. Предметов каждого вида должно быть равное количество.

Эй, ребята, не зевай,

Скорее шишки собирай!

Эй, ребята, выходите,

Сочных яблок наберите!

Раз. Два. Три. Четыре. Пять.

Пора грибочки собирать!

Затем дети делятся на три команды: «Шишка», «Грибок», «Яблоко». Проводится эстафета: каждый член команды по очереди пробегает полосу препятствий и складывает собранные ранее предметы в большую корзину. Побеждает та команда, которая быстрее всех сложит в свою корзину все предметы.

Молодцы, ребята, давайте сядем, отдохнем. А вот и ежик как раз проснулся. Он отдохнул и сейчас хочет рассказать вам о себе.

Рассказ о жизни ежа.

Родился я, ребятки, весной. Было нас два брата и три сестры. А сколько всего, знаете? Пятеро ежат. Были мы малюсенькие и все время лежали под брюшком у мамы-ежихи. А брюшко у нее теплое, мягкое и молоком пахнет. Вот мы и сосали мамино молочко все впятером разом, причмокивая. Вот так. (Звукоподражание). А вы можете повторить? (Артикуляционное упражнение «Причмокивание»).

Сначала мы - ежата были совсем голенькие. А потом у нас стали вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки наши подрастали и твердели, пока не стали совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начала нас по лесу водить, учить, показывать что к чему. А мы за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками. Скоро мы начали сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек.

Когда у нас выросли твердые иголки, нам уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя лисы мы, ежи, все-таки боимся. Она нас хитростью берет. Загонит в лужу, а мы воду не любим и сразу разворачиваемся. Тут лиса хвать хвать ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Или возьмет и написает на ежа сверху, еж тоже раскроется и - пропал. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же - лиса.

От врагов нас только иголки и спасают. Ножки ведь у нас коротенькие, быстро бегать мы не умеем. Чуть опасность почувствуем, сразу свернемся в клубок, зашипим и затукаем, как маленький мотоцикл. Вот так. А вы можете повторить?

Дыхательное упражнение «Ежик»

(громкое выдыхание носом)

Артикуляционное упражнение «Ежик»

(закрытым ртом издавать губами звуки, подобные «тук-тук-тук»)

А в конце осени ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке-норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму еж спит, то и запасов ему не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, нам нужно много еды съесть. Ведь если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, так и помрешь, солнечных деньков не дождавшись. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.

Вот вам книги о нас, ежах. Из них вы узнаете еще много интересного о нас, ежах. А сейчас пора прощаться. Спасибо за заботу и помощь. До свидания!

Приложение:

«Ежик», Н. Сладков.

Все ежа видели, все его знают. И все его любят, хоть он на вид и сердитый. При встрече съежиться в шар и недовольно пыхтит. Рассерженный моток колючей проволоки. Этакий нелюдимый лесной колобок: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от тебя-то и подавно уйду».
И уйдет! Высунет сперва из колючего мотка мокрый рубчатый нос. Потом заблестит озорной черный глаз. Носом пошмыгает, глазом покрутит - да как припустит со всех четырех! Только пяточки замелькают.