Типы восприятия у детей. Кинестетик, аудиал, визуал или дигитал — как достичь успеха в учебе детям с разными каналами восприятия? Кинестеки — чувствуют мир

Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Получив знания об особенностях восприятия ребенка, родители сами могут подбирать соответствующие способы обучения.

Известно, что человек имеет слуховое (аудиальное), зрительное (визуальное), тактильное (кинестетическое), вкусовое и обонятельное восприятие. Основными у человека являются первые три канала восприятия информации. В зависимости от того, какой из трех будет ведущим, каждого человека относят к аудиалам, визуалам или кинестетикам. Особенности того или иного вида восприятия проявляются достаточно рано в поведении ребенка. Приведем краткую характеристику каждого из трех.

Аудиал. Такой ребенок лучше всего воспринимает информацию на слух, для него важны интонации, тембр голоса, то есть не то, что говорят, а то, как говорят. Дети-аудиалы легко узнают людей по голосу. Еще до того, как их сверстники начинают говорить, они уже имеют большой словарный запас. Любят слушать, когда им читают, как правило, знают много стихов, рано проявляют интерес к самостоятельному чтению, задают много вопросов, любят сочинять разные истории и небылицы, охотно слушают аудиозаписи.

Визуал . Визуальное восприятие — зрительное. Эти дети ориентируются прежде всего на образы, картинки. С раннего детства любят разглядывать предметы, наблюдать за людьми. Они, скорее, будут разглядывать иллюстрации в книжках, чем слушать то, что читает взрослый. Охотно играют в настольные игры, любят пазлы, рисовать и лепить. Дети-визуалы обычно замечают любые изменения во внешности человека, в окружающем пространстве, хорошо запоминают лица.

Кинестетики . Дети, которые все воспринимают через ощущения, чувства и движение, рано начинают ползать и ходить, все стремятся исследовать на ощупь. Предпочитают активные игры, где можно бегать и прыгать. Плохо концентрируются и могут быть невнимательными. Часто что-то теребят в руках, стремятся дотронуться до собеседника, любят обниматься и целоваться. Бывают капризны в отношении одежды: колючая, колется, жесткая и пр. У них хорошо развита моторная память. Чтобы, например, запомнить какую-то информацию, ребенок должен ее сам записать.

Редко можно встретить человека с одним ярко выраженным видом восприятия, у большинства людей он смешанный. Но доминирующий способ восприятия остается на всю жизнь. Родителям с раннего детства важно знать, какой тип восприятия у их ребенка, это поможет им правильно выстроить процесс обучения. Допустим, пришло время учить ребенка чтению. Для аудиала важно, чтобы книга звучала: можно проговаривать буквы, слоги, пропевать их, слушать диски с текстами. Дети- аудиалы хорошо запоминают стихи, сказки на слух. Для визуала приоритет имеют картинки, иллюстрации в книгах. Поэтому, обучая чтению, постарайтесь рисовать и писать буквы, можно разыграть маленький спектакль с кукольными персонажами, посмотреть видеоролики в Интернете. Ребенку-кинестетику надо дать возможность самому нарисовать или вылепить буквы, слоги.

Существует точка зрения, что все дети — кинестетики. В определенной мере это справедливо. Большинство дошкольников и младших школьников очень подвижны и эмоциональны. Однако наблюдая за особенностями поведения детей, вы точно обнаружите различия.

Американские психологи Л. Брэдвей и Б. Алберс Хил разработали тест для определения способа познания у детей младшего школьного возраста. Данная анкета заполняется родителями.

Инструкция . Внимательно посмотрите, какое из нижеприведенных утверждений больше всего относится к вашему ребенку. Подчеркните его.

1. Общение

Когда моему ребенку хочется выразить свои мысли, он пользуется простыми фразами (3).

Мой ребенок неправильно произносит некоторые звуки и слова (3).

Мой ребенок редко сам вызывается отвечать (3).

Мой ребенок правильно использует глагольное время (С).

Моему ребенку нравится разговаривать со взрослыми (С).

Мой ребенок любит сочинять и рассказывать вымышленные истории (С).

Мой ребенок говорит короткими, прямыми фразами (Д).

Мой ребенок невнятно произносит некоторые звуки (Д).

Мой ребенок может рассказывать что-нибудь непоследовательно (Д).

2. Любимые игрушки и занятия

Моему ребенку нравятся калькуляторы и компьютеры (3).

Моему ребенку нравится рукоделие и моделирование (3).

Моему ребенку нравится придумывать игры (С).

Моему ребенку нравится заниматься спортом и играть в подвижные игры (Д).

Мой ребенок любит кататься на велосипеде и ходить в походы (Д).

Мой ребенок любит ухаживать за домашними животными (Д).

3. Микромоторика

Мой ребенок правильно выводит буквы, точно в границах строки (3).

Для письменных работ моего ребенка характерна аккуратность (3).

Моему ребенку особенно нравится раскрашивание (3).

Мой ребенок аккуратно пишет печатными буквами (С).

Мой ребенок диктует или читает самому себе во время занятий (С).

Мой ребенок часто просит помочь при выполнении творческих заданий (С).

Моему ребенку трудно писать на разлинованной бумаге (Д).

Мой ребенок путает порядок букв и слов (Д).

Мой ребенок сильно нажимает на карандаш или кисточку (Д).

4. Навыки поведения в коллективе

Мой ребенок чувствует себя одиноко в группе детей (3).

Мой ребенок редко сам заводит разговор, он отвечает, когда его спрашивают (3).

Индивидуальные занятия нравятся моему ребенку больше, чем групповые (3).

Мой ребенок очень разговорчив (С).

Мой ребенок обычно первым начинает разговор (С).

Моему ребенку часто делают замечания за то, что он слишком много говорит на уроках (С).

Мой ребенок более общителен на игровой площадке (Д).

Моему ребенку легче выражать мысли с помощью жестов (Д).

Мой ребенок выступает в роли лидера на игровой площадке (Д).

5. Память

Мой ребенок запоминает то, что видит (3).

Мой ребенок читает, вспоминая значение слов (3).

Мой ребенок легко усваивает математические правила (С).

Мой ребенок читает, узнавая слова по их звучанию (С).

Моему ребенку нелегко вспомнить то, что он видел и слышал (Д).

Моему ребенку нужна помощь, чтобы научиться читать (Д).

6. В школе

Мой ребенок аккуратно одевается (3).

Мой ребенок отвлекается, обращая внимание на цвета и движущиеся предметы (3).

Мой ребенок следит за порядком на своем рабочем месте (3 .

Внешний вид моего ребенка ни аккуратный, ни чрезмерно опрятный (С).

Мой ребенок легко отвлекается на звуки и голоса (С).

Мой ребенок ведет дискуссии и часто сам вызывается отвечать (С.

Мой ребенок часто выглядит довольно неопрятно (Д).

Мой ребенок чрезмерно активен и часто отвлекается (Д).

Моему ребенку трудно усидеть на своем вместе (Д).

Каждый ответ соотносится с определенным способом познания, на что указывает буква в скобках после каждого варианта ответа:

3 — «зритель» или визуал

С — «слушатель» или аудиал

Д — «деятель» или кинестетик

Скорее всего, ответы будут сосредоточены в одной или двух колонках. Преобладание ответов по какому-либо варианту будет указывать, каким способом познания преимущественно пользуется ребенок.

По материалам книги Е. И. Шапиро «Как пробудить у ребенка интерес к учёбе»

Процесс обучения вашего ребенка может стать гораздо легче и эффективнее как для вас, так и для него самого, если вы поймете, каким образом он лучше воспринимает информацию. В обучении не существует универсального подхода, поэтому эксперты в области образования условно разделили всех детей на три основных типа по способу восприятия информации. Типы восприятия у детей: аудиалы, визуалы и кинестетики. Для того, чтобы определить тип вашего ребенка, для начала вам нужно определить свой, так как от этого зависит и способ вашего преподавания. Давайте же конкретно рассмотрим все типы восприятия у детей.

Аудиалы (слуховое восприятие)

Предствители этого типа легче обучаются, когда они слушают других или сами говорят на тему того, что они изучают. Они обычно: лучше запоминают что-либо, когда проговаривают это вслух нуждаются в устном объяснении предмета могут испытывать трудности с выполнением предписаний, представленных в письменном виде разговаривают сами с собой, когда изучают что-то новое предпочитают обсуждать что-либо в группах, нежели чем работать одному Важно: при общении с аудиалами у вас может сложиться впечатление, что они не обращают никакого внимания на то, что вы говорите, но на самом деле их навыки слушания развиты гораздо лучше, чем зрительные.

Визуалы (зрительное восприятие)

Как это понятно из самого названия, люди этого типа учатся посредством наблюдения. Считается, что это самый распространенный тип восприятия, и поэтому, большинство традиционных классов для занятий приспособлены для учеников именно такого типа. Для наиболее эффективного обучения им необходимо видеть, мысленно представлять и наглядно изображать полученные ими знания и навыки. Представители данного типа характеризуются тем, что они: запоминают наглядные примеры стремятся собственными глазами видеть то, что они изучают, чтобы под рукой всегда были бумага и ручка набрасывают рисунки, когда слушают лучше усваивают инструкции, когда записывают их или видят наглядный пример их исполнения Важно: порой бессмысленно объяснять людям этого типа, как делать что-либо, пока они сами не увидят, как это делается.

Кинестетики (тактильное восприятие)

Представители этого типа, как правило, активно вовлечены в процесс обучения и лучше усваивают информацию посредством практической деятельности. Также кинестетики стремятся осуществить на практике то, о чем они говорят или что изучают, обычно совершают какие-то движения, когда говорят или слушают часто используют язык жестов прикасаются к предметам, чтобы что-то узнать о них больше обращают внимание на то, что было сделано, а не то что было сказано, когда вспоминают о каком-либо событии Важно: таким детям зачастую ошибочно ставят диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) только потому, что традиционные слуховой и зрительный способы восприятия оказываются для них неэффективными.

Существует ли четвертый тип?

Несмотря на то, что специалистами чаще выделяются три вышеперечисленных типа, некоторые из них также говорят о логическом или аналитическом типе восприятия. Люди этого типа легче усваивают что-либо, когда изучают схемы и понимают, как объекты в ней соотносятся между собой. Они обычно: стремятся узнавать, как что-либо работает способны к достаточно логическим рассуждениям еще в раннем возрасте задают много вопросов, чтобы узнать, как вещи взаимосвязаны рано проявляют способности к решению математических задач в раннем возрасте способны улавливать суть игр-стратегий.

Каждый человек по-особенному воспринимает окружающую действительность и обрабатывает полученную из нее информацию. Аудиалами называют людей, к которым большая часть сведений поступает через слух. У визуалов ведущий канал восприятия – зрительный. Кинестетики же воспринимают мир посредством различных движений и ощущений (прикосновений, запахов и т.д.).

Конечно, данная классификация условна, к тому же людей, которые полностью соответствуют какому-либо одному типу, встретить сложно, однако даже в раннем возрасте можно говорить о преобладании у ребенка определенного вида восприятия.

Почему же необходимо знать, к какой категории относится ваш малыш? Это позволит грамотно развивать у него новые умения и навыки, сделает процесс получения знаний как более продуктивным, так и более увлекательным. Ребенок прочнее усвоит полученную информацию, а родителям станет проще выстраивать с ним отношения.

Чем же отличаются дети разных типов восприятия и как определить ведущий канал получения информации?

Поговорка «В одно ухо влетело, в другое вылетело» точно не про таких детей. Полученная информация надолго задерживается, хорошо перерабатывается, превращается в логичные выводы и гипотезы. Ребенок-аудиал усидчив, внимателен, обожает говорить и слушать.

В развитии детей с аудиальным типом восприятия общение играет огромную роль, вот почему родителям следует почаще разговаривать с ними с раннего детства. Аудиалы любят заниматься в небольших группах, поскольку в этом случае воспитатель или учитель сможет выкроить достаточно времени на каждого воспитанника.

Со стороны кажется, что ребенок-аудиал немного надоедлив – он любит рассказывать в деталях, что произошло в детском саду или школе, а садясь за домашнюю работу, начинает вслух обсуждать решение задачи.

Кстати, проговаривание вслух своих действий является отличительной чертой людей с аудиальной модальностью.

Правила обучения и воспитания детей-аудиалов:

  • постарайтесь создать малышу спокойную атмосферу для игр и учебы – отдельное пространство, изолированное от громких звуков, мешающих сосредоточиться;
  • не настаивайте на обучении чтению, если ребенок предпочитает слушать вас, а не самостоятельно листать книгу;
  • при общении используйте голосовые возможности: в вашей речи обязательно должны быть паузы, интонационно окрашенные выражения, выделенные громким голосом слова;
  • приобретайте или скачивайте аудиокниги, музыку (не обязательно классические произведения);
  • школьнику можно приобрести самый простой диктофон, он пригодится и при дальнейшем обучении;
  • научите ребенка проговаривать последовательность действий не только вслух, но и шепотом или в уме;
  • поощряйте желание детей посещать курсы изучения иностранных языков, поскольку большая часть занятий посвящена разговорной практике.

Читайте также: 5 скрытых проявлений ревности старшего ребёнка

Особенности ребенка-визуала

Дети с визуальным типом восприятия лучше запоминают информацию, которая состоит из рисунков, графиков, схем, выделенных фрагментов текста, плакатов и т.д. У них хорошо развита моторика пальцев, замечательная зрительная память, однако словесные инструкции они воспринимают с трудом и поэтому часто переспрашивают задания.

Его мыслительный процесс имеет ряд отличительных особенностей: воспоминания из прошлого и представления о будущем предстают в виде картинок, ребенок постоянно проигрывает воображаемые ситуации, благодаря бурной и живой фантазии. То есть думает маленький визуал образами.

Школьникам-визуалам проще запомнить объяснения педагога, если он дублирует задания на школьной доске или на схемах.

Таким детям намного легче увидеть и зрительно зафиксировать слова, чем понять правила, почему необходимо писать именно так.

Правила обучения и воспитания детей-визуалов:

  • создайте для них комфортные для домашнего обучения условия – удобный стол, набор канцелярских принадлежностей (скрепки, карандаши, маркеры, блокноты);
  • особое внимание уделяйте развитию речи, общительности, чувства коллективизма, физической координации;
  • в раннем возрасте развешивайте в комнате стикеры и картинки с названием предметов, это поможет при обучении чтению;
  • разработайте каталоги по самым разным областям знаний – карточки со схемами, рисунками являются лучшим способом изучения для такого ребенка;
  • повесьте на стену или магнитную доску карты, плакаты, макеты, объясните, как с ними работать, если малыш прежде ими не пользовался;
  • разрешите детям подчеркивать цветными карандашами или маркерами важные абзацы в книгах, журналах, также приобретите для визуалов черновики, в которых можно будет рисовать, чертить или просто черкаться.

Особенности ребенка-кинестетика

Такой малыш является практиком: он стремится изучить окружающий мир со всех сторон, принюхиваясь, ощупывая и даже пробуя на вкус. Игрушки детей этого типа восприятия, к сожалению, недолговечны – их быстро разбирают на части. Да и в школе кинестетик любит трогать учебные материалы, конструировать, собирать или, наоборот, разбирать пособия.

Читайте также: Что делать, если ребенок ворует: советы психолога

Малыш перед сном не станет слушать сказку, если мама при этом не будет гладить или обнимать его. Он сильно привязан к родителям, растет «ручным» ребенком и даже в школьном возрасте любит забираться на колени к родителям.

Маленькие кинестетики отдают предпочтение подвижным играм, чтение же они зачастую считают скучным занятием.

Именно такие дети начинают писать раньше, чем читать, вот почему чтению их следует обучать через письмо.

Правила обучения и воспитания детей-кинестетиков:

  • для плодотворных занятий ребенку необходимы практические материалы – объемные игрушки, фигурки животных, набор камней и минералов, глобус и т.д.;
  • приобретите объемистые детские энциклопедии по разным областям знаний, толковые словари, книги о природе;
  • обязательно посещайте с детьми различные выставки, музеи, контактный зоопарк;
  • не заставляйте малыша долго сидеть над заданием, так как у него быстро накапливается усталость, а внимание рассеивается, поэтому чередуйте физические и умственные нагрузки;
  • чтобы запомнить правильное написание какого-либо слова, предложите ребенку записать его несколько раз, в этом случае сработает так называемая нервно-мышечная память.

Как определить тип восприятия у ребенка?

Подросток может пройти тест «Аудиал, визуал, кинестетик» С. Ефремцева, ответив на 48 несложных вопросов.

Чтобы узнать ведущий канал восприятия у маленького ребенка, обратите внимание на несколько важных моментов.

  1. Употребляемые слова:
  • Аудиал использует слова, связанные со слухом – «слышу», «звуки», «говорю», «молчу», «громко», «тихо»;
  • Визуалы основной упор в речи делают на слова, связанные со зрением – «смотрю», «вижу», «ярко», «светло», «темно», «наблюдаю»;
  • Кинестетик описывает в речи собственные чувства или движения – «держу», «трогаю», «тепло», «холодно», «чувствую».
  1. Выражение любви к родным:
  • Аудиал выражает эмоции словами, даже не смотря на родителей;
  • Визуалу важно видеть мамино лицо, необходим контакт глаза в глаза;
  • Кинестетикам необходим физический контакт – поцелуй, объятие, поглаживание.
  1. Направление взгляда:
  • При общении ребенок-аудиал чаще всего смотрит прямо;
  • Взгляд визуала направлен вверх;
  • Кинестетики же смотрят преимущественно вниз, как будто под ноги.

Какой тип восприятия у вашего ребенка?

Вы знаете тип восприятия у вашего ребенка? Мы все по-разному воспринимаем получаемую информацию: у кого-то хорошо развита визуальная память, у кого-то слуховая. От того, к какому типу восприятия относится ваш ребенок, зависит, в каком виде ему лучше преподносить информацию. Если вы легко запоминаете стишки, а ребенок нет, это не значит, что он бестолковый. Измените подход и вы удивитесь, как легко и быстро ваш ребенок схватывает информацию.

Большую часть информации мы получаем через три канала: аудиальный, визуальный и кинестетический.

Аудиальный канал восприятия окружающего мира — это слух. Людей, у которых данный вид восприятия выходит на первое место, в психологии принято называть аудиалами .

Визуальный канал восприятия — это зрение. Людей, которые большую часть информации воспринимают через зрительный анализатор, называют визуалами .

Кинестетики воспринимают мир в большей мере через чувства, эмоции, движения, отношения.

В отдельную группу также выделяют так называемых дискретов — людей, воспринимающих информацию через логику, при помощи цифр, знаков, доказательств, но среди детей данный тип практически не встречается, поэтому о них мы не будем говорить.

Как распознать, какой тип восприятия преобладает у вашего ребенка.

В данном случае воспользоваться какими-то стандартизованными методиками не получится, придется воспользоваться возможностью наблюдать за поведением ребенка.

Во-первых, обратите внимание на речь. Аудиал чаще использует в речи слова, так или иначе касающиеся звуков, звучания, голосов, говорения — громко, тихо, шумно, кричать, послушайте, я где-то слышал, говорят и т. д. Часто может что-то мурлыкать себе под нос или отбивать ему одному ведомый ритм. Для визуала важно видеть и в речи чаще слова, описывающие внешнюю сторону предметов, событий, — видеть, ярко, точка зрения, видимость, прозрачность, красочность и т. д. Для кинестетика важны ощущения, движения, чувства — мягко, удобно, быстро, прикоснуться, скакать и т. д.

Во-вторых, обратите внимание на движения глаз ребенка, когда он что-то рассказывает. З адайте ребенку любой вопрос, отвечая на который, ему придется что-то вспомнить или придумать, например, спросите, что он делал в прошлые выходные? Визуалы чаще невольно смотрят вверх, особенно если что-то припоминают. Они рассказывают, а перед их глазами за доли секунды буквально проносится кинолента, на которой отображается все, что впоследствии они скажут. Аудиалы чаще смотрят вбок, движения глаз на средней линии, примерно на уровне ушей. Кинестетики чаще смотрят вниз.

В-третьих, обратите внимание на внешний вид ребенка. Визуалу важно хорошо выглядеть, важно, чтобы рядом с ним все было аккуратно и красиво. Он не терпит, чтобы его трогали, в разговоре держит дистанцию. Кинестетик любит удобство — удобную одежду, мебель, позу, для него очень важен комфорт. В разговоре много жестикулирует, использует мимику, пантомимику, может касаться собеседника, дергать его за рукав или крутить пуговицу на его пиджаке. Аудиал в этом отношении будет вести себя усредненно, никогда не доходя до крайностей, которые могут быть присущи и визуалу, и кинестетику.

Ну, надеюсь, более или менее определились, хотя сделать это довольно непросто, так как все же чистые виды — это скорее редкость. Кроме того, порой дети, приспосабливаясь к нам, взрослым, просто вынуждены вести себя не так, как им хотелось бы. Например, очень требовательная мама-визуал будет очень много уделять тому, чтобы приучить ребенка-кинестетика к порядку, и рано или поздно, но ребенку придется научиться выполнять определенные требования, как бы внутренне он не протестовал.

Зачем нужно знать тип восприятия вашего ребенка?

Прежде всего, потому, что все три типа по-разному воспринимают окружающую их действительность, а, следовательно, обучая их, стоит использовать приемы, непосредственно воздействующие на ведущие каналы.

Визуалу важно образное представление материала — схемы, таблицы, наглядные пособия, образцы. Важное выделять цветом, «рисовать» конспект. В речи стараться использовать слова, описывающие информацию визуально. Если ребенок испытывает необходимость, нужно ему разрешить чиркать, рисовать во время осмысления или запоминания материала. При заучивании стихотворения или пересказе текста для визуала желательна зарисовка основных моментов.

Аудиал больше реагирует на звуковое оформление. Обучая его, используйте возможности голоса — паузы, громкость, различный тембр и высоту. Особо важный материал можно спеть. Если требуется заучить большой объем информации, можно воспользоваться магнитофоном, на который предварительно наговорить запоминаемый материал (например, иностранные слова или стихотворение).

Кинестетику важно включить мышечную память. Используйте жесты, мимику, прикосновения. Позволяйте ребенку по возможности проводить опыты и эксперименты, дайте возможность добывать знания самому. Пусть сам делает выводы, заключения, пытается найти проблему и задает вопрос. Можно использовать преувеличения, проигрывать те или иные элементы изучаемого материала. В речи старайтесь использовать слова, настроенные на кинестетическую модальность. О том, как подавать информацию ребенку-кинестетику.

Конечно, строить обучение ребенка в рамках только одной модальности невозможно, да и не нужно. Тем более что время от времени все мы проявляем себя по-разному, но все же знание о ведущем типе восприятия ребенка может быть весьма полезным. Способы запоминания наиболее трудного, важного материала, приемы работы с информацией все же лучше использовать такие, которые максимально подходят каждому конкретному ребенку.

Немного информации по результатам диагностики о типе восприятия детей нашего дошкольного учреждения. Родителям одной из групп было предложено ответить на несколько вопросов с целью выявить тип восприятия своего ребенка. Родители 11 детей ответили на вопросы, касающиеся их детей. В результате чего выяснилось, что 3 ребенка имеют аудиальный тип восприятия, 2 - кинестетический, а 6 воспитанников - визуалы.

Данная информация имеет важное значение как, для педагогов в построении занятия и подготовки разнопланового по восприятию материала и это облегчает усвоение материала дошкольниками, так и родителям, т.к. зная тип восприятия своего ребенка легче контактировать, правильно выстроить взаимоотношения с ним, а также более гармонично организовывать процесс восприятия окружающего мира.

Аудиалы

Среди аудиалов — много фанатов музыки

Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами — типичный аудиал.

Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: "Все понятно, дальше!". Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора.

Как работать с аудиалами?

Путь к сердцу ребенка-аудиала лежит через звуки. Хотите отвлечь его от мелочей и посторонних дел? Поставьте незнакомую мелодию (знакомой он начнет подпевать). Эти дети лучше воспринимают информацию, идущую на фоне музыкального сопровождения. Это вам не понять, как можно делать уроки под грохот рок-музыки или под речитатив Тимати. А для аудиала музыка затмевает все посторонние звуки и позволяет сосредоточиться на главном. Но есть также аудиалы, которые могут работать только в тишине, и любые звуки будут их сильно отвлекать.

На уроках для аудиалов можно ставить музыку. Новую тему можно рассказывать под музыкальное сопровождение.

Для лучшего запоминания аудиалу требуется проговорить полученную информацию. Если в вашем классе больше детей с аудиальным восприятием окружающего мира, возьмите на заметку приемы обучения из начальной школы: повторение вслух всем классом, по рядам, по очереди, индивидуально.

Аудиалам можно предлагать пользоваться аудио-книгами и аудио-курсами. Это позволит работать наиболее эффективно.

Визуалы

Визуалы — это дети, постигающие мир глазами

В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому. Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют.

По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью — около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами.

Как работать с детьми-визуалами?

Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию.

Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом.

При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади.

Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места.

Кинестетики

Для кинестетиков мир открывается через ощущения, прикосновения

В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках.

В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории "неусидчивых, гиперактивных". Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы.

Как работать с детьми-кинестетиками?

Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку.

Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно.

Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить . Пара минут активного движения — и ребенок-кинестетик опять готов к работе.

Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение — для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев — успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую "привязку" любого правила или информации к жизненным реалиям.

Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия "запрягает долго, зато едет увереннее".

Дигиталы

Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: "А как это устроено? А почему это работает?". Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.

Как работать с учениками-дигиталами?

В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику — успех будет обеспечен.

Как определить тип восприятия информации у ребенка

Существует немало тестов, которые могут помочь определить тип восприятия информации у ребенка. Например, диагностика доминирующей модальности С. Ефремцева. Можно подключить школьного психолога и провести тест вместе.

Самый просто тест предложил А. Лурий, основатель нейропсихологии. Попросите ребенка приложить лист бумаги ко лбу и написать слово КОТ. Если написанное можно прочитать слева направо, то перед вами — визаул. Если написанное читается как ТОК, то перед вами типичный кинестетик.

Помощниками педагога в данном вопросе могут стать родители. Они лучше знают ребенка и всегда могут подсказать учителю, в чем особенность их ребенка.

В конце концов, учителю может помочь внимательное наблюдение за классом и за каждым ребенком в отдельности в процессе уроков или внеклассных мероприятий.

Впрочем, педагогам не стоит хвататься за голову и пытаться теперь каждый урок рассчитывать на каждый тип ребенка отдельно. Не существует стопроцентных кинестетиков или визуалов. В каждом ребенке изначально заложены все каналы восприятия, просто какой-то один доминирует. Достаточно знать, что в данном классе больше, например, визуалов, и делать акцент на зрительном восприятии, добавляя немного методов, пригодных для аудиалов и кинестетиков. Экспериментируйте, и вы увидите, что и работать станет легче, и дети начнут лучше успевать по предмету.