Рабочая программа и тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «уроки нравственности» в рамках реализации фгос ооо. Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию методическая разработк

В педагогике существуют разные формы работы с детьми дошкольного возраста. Современный педагог находится всегда в поиске инновационных форм, методов и способов работы с детьми и их родителями, направленной на создание единого пространства . Традиционной в своей работе, я выделила такую форму, как Тематические недели.

Основная цель проведения тематических недель в детском саду – это систематизация, углубление, обобщение знаний детей по определенной теме.

Тема недели позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Мероприятия, проводимые во время тематической недели, способствуют развитию творческого взаимодействия между детьми разных групп, воспитателями, родителями, специалистами детского сада. Они могут иметь разные формы проведения: праздники, развлечения, игры-путешествия, экспериментирования, познавательные занятия, наблюдения, экскурсии, выставки и др.

Мною представлен один из планов такой недели, посвященной очень актуальной теме – нравственному воспитанию дошкольников. Материал будет полезен для воспитателей и педагогов ДОУ. Ориентирован на группу детей 5-6 лет (старшая группа). Так же прилагается открытое итоговое занятие по теме недели «По дороге доброты».

Тематическая неделя по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Что такое доброта?»

Цель: Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;


развитие познавательных способностей, развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления, развитие коммуникативных навыков;

воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

    Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Формировать доброжелательные дружеские между детьми; положительное отношение ко всем людям. Воспитывать умение оценивать поступки окружающих. Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях; уверенность в себе и своих возможностях. Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки. Развивать представления детей о понятиях «добро». и «зло»., их важности в жизни людей. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Закреплять знание правил вежливого общения. Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.

Предварительная работа:

1. Довести до участников важность данной темы.

2. Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки.

3. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.

4. Работа с родителями по взаимодействию в рамках недели добра.

5. Разработка НОД, определение тематики бесед.

6. Подбор музыкального репертуара.

7. Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.

8. Подборка материалов для консультаций «Вежливость воспитывается »..

9. Изготовление папки-передвижки «Как воспитать ребенка вежливым».

10. В течении недели чтение произведении: В. Катаев «Цветик - семицветик», В. Осеева « Рыжий кот», «Добрые слова», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Е. Благинина « Подарок», « Как светлячок друга искал», С. Маршак «Друзья товарищи», Г. Остер «Вредные советы».

Взаимодействие с родителями:

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей».. Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».. Акция «Полечите книжку». (ремонт книг дома совместно родителей и детей). Участие в выставке творческих работ «Моя счастливая семья». Изготовление кормушек для птиц.

План мероприятий тематической недели «Что такое доброта»

Понедельник «День добра»

I пол. дня

    беседа «Что такое добро?» игры « Добрые и вежливые слова» , «Добро и зло» НОД Развитие речи «Ранняя весна» – игровое упражнение «Доброе утро»

II пол. дня:

    НОД Аппликация «Улыбка» оформление книжной выставки

Вторник «День улыбок»

I пол. дня

    акция « Подари улыбку» (с рецептом счастья) чтение худ. литературы НОД ФКЦМ «Масленица» - Заучивание стихотворения «Пусть Масленица дарит добро»

II пол. Дня

    выставка рисунков «Я радуюсь солнцу» беседа о добрых поступках и делах

Среда «День добрых дел»

I пол. дня

    сотвори добро «Накорми птиц» изготовление кормушек НОД Ознакомление с «Сивка Бурка» - Д/ игра «добрый, злой герой»

II пол. дня

    ремонт книг НОД Лепка «Девочка пляшет» - игра «Сделай комплимент»

Четверг «Волшебные ручки»

I пол. дня

    изготовление птиц в стиле оригами

II пол. дня

    изготовление «Дерево добра»

Пятница «День семьи»

I пол. дня

    праздник «Что такое добро» выставка творческих работ «Моя счастливая семья»

II пол. дня

    НОД Рисование «Дети делают зарядку» - игровое упражнение «Эмоции»

Конспект открытого итогового занятия в старшей группе по итогам тематической неделе «По дороге доброты»

Цель: формирование эмоционального отношения к действительности, как к основе развития нравственных чувств.

Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему;

Развитие умения распознавать, понимать, обозначать словами эмоциональное состояние другого;

Воспитывать стремление радоваться хорошим поступкам;

Развитие способности понимать невербальные средства общения;

Формирование речевой культуры поведения;

Развитие коммуникативной выразительности, социальной наблюдательности;

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки окружающих;

Активизация процессов внимания, зрительного восприятия, воображения.

Направление: социально-личностное.

Форма мероприятия: непосредственно-образовательная деятельность.

Возрастная группа детей: старшая.

Предварительная работа: чтение сказки «Добрая Ежиха» (А. Лопатина, М. Скребцова), сказки «Даром ни одно добро не пропадает» (А. Неелова), сказки «Жадный кармашек» (Е. Алябьева), беседа по пословицам о добре, коллективная творческая работа «Дерево доброты».

Материалы и оборудование: клубок шерстяной нити, почтовый конверт, набор пиктограмм, бусины и резинки на каждого ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент.

Педагог: Ребята, как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете – доброму или злому?». (Дети отвечают)

Педагог: послушайте стихотворение:

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда один...

(Л. Полякова)

Педагог: А как вы думаете, что такое «добро», «доброта»?

(Дети отвечают).

Знаете, а добро бывает разное. Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (Дети отвечают)

А чтобы лучше понять, что такое доброта, давайте отправимся в путешествие по дороге доброты. А поможет нам «волшебный клубочек».

Игра «Волшебный клубочек»

Дети передают клубок ниток по кругу друг другу, при этом называя доброе слово о другом, пока клубок не вернётся к педагогу.

Педагог: Ты клубочек, покатись, сказка, сказка – появись.

(Клубочек прикатывается к сказочному домику, в котором расположены разные пиктограммы). Ребята, посмотрите! Мы оказались в сказке, а вот в какой, пока не знаем… А давайте сами угадаем!

Д/и «Герой из сказки»

Педагог показывает пиктограмму, а дети сначала называют, какое настроение передает эта пиктограмма, а затем называют персонажей сказок, которые соответствуют ей.

Педагог: Снова я клубок возьму и тихонечко скажу: ты катись, катись клубочек, нам дорогу укажи. Ну-ка, что-то покажи.

Педагог: Ребята, на пути клубочка встретилась речка, а на речке злая волшебница раскидала камни. Давайте поможем речке.

Дети вместе с педагогом присаживаются на ковёр.

Ситуация-упражнение «Незаконченные предложения».

Задача детей - закончить данное предложение по-доброму, т. е. придумать доброе окончание.

Девочка нашла котенка…

Мальчик нашел забытую игрушку и…

Мама заболела и ее сын...

Старенькая бабушка уронила палочку и…

Дети слепили красивого снеговика, а Миша проходя мимо…

Все дети убирали игрушки в группе, а Коля в это время…

Девочка Таня порезала палец, и ее подружка...

Маленькая девочка потерялась и Света…

После ответа, педагог предлагает убрать камень.

Педагог: Какие вы молодцы, я очень тронута вашей добротой! Теперь и речка может дальше протекать!

Ребята, а давайте проверим, умеете ли вы дружить!

Ф/м «Дружные руки»

Что за чудо, чудеса!

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу, вам не тая,

Руки всем нужны друзья.

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лепить,

Чуткие руки умеют дружить.

Кто может стать лучшим другом?

Мама! И папа!

И товарищ по играм,

И старенький дед.

Березка у дома,

Щенок косолапый,

Хороший знакомый

И добрый сосед!

Педагог: Наше путешествие продолжается! И нам ещё нужно сделать самое главное. А дорогу нам покажет наш клубок.

Снова я клубок возьму и тихонечко скажу: ты катись, катись клубочек, нам дорогу укажи.

Педагог: Ребята, наш клубочек нашел вежливый конверт. Давайте посмотрим, что внутри! А там Загадки, хотите отгадать?

Игра «Вежливые слова»

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»

(До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»

(Спасибо)

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…»

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (Будь здорова)

Молодцы, ребята! Когда человек что-то хорошо умеет делать, про него говорят – у него золотые руки. А когда хорошо поступает, говорит добрые слова, то про него говорят, что у него доброе сердце.

Клубочек нас приводит к коробочке с бусами.

Ребята какое важное слово-доброта. А что бывает добрым? Сейчас мы с вами подумаем и соберём браслеты «доброты». Дети называют определения и нанизывают бусинку. Этими браслетами можно пользоваться, когда ты рассержен или жадничаешь, и сразу подобреешь.

Рефлексия. Что вам понравилось больше всего? За кого из ребят вы порадовались? Кто был самый активный? Кто самый внимательный? Кто нашёл самые подходящие слова в игре? Кем быть интереснее? – жадным или добрым?

Упражнение «Эстафета доброты»

Дети и педагог стоя в кругу, берутся за руки и передают с помощью рукопожатия доброту.

Педагог: Я дарю тебе добро! (берет за руку ребенка)

И каждый ребенок передает добро товарищу.

Я чувствую, что доброты стало больше, пусть же она греет вас и не покидает.

Можно пригласить в круг гостей. Под музыку можно предложить детям и взрослым обнять друг друга.

Спасибо за прекрасное занятие!


Календарный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (подготовительная группа)

Цель: Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников, приобщение их к духовным и нравственным ценностям. Возрождение лучших традиций семейного воспитания. Воспитание любви и уважения к Отчизне: народу, культуре, истории, природе, фольклору и традициям русского народа.

1. Консультация для родителей «Духовно – нравственное воспитание детей через природу».

2. Викторина «Родной свой край люби и знай»

3. Беседа «Природа родного края»

4. Изготовление поделок из природного материала

5. Акция «Посади свое дерево»

6. Музыкально – литературная композиция «Давай сохраним природу»

7. Осенины – осенняя ярмарка (выставка из овощей и фруктов и др.)

ОКТЯБРЬ

1. Анкетирование родителей о духовно – нравственном воспитании в семье

2. Беседа – диспут с детьми «Хорошие и плохие поступки»

3. Консультация для родителей «Духовно – нравственное воспитание с воспитанниками»

4. Беседа «История о том, что такое хорошо и что такое плохо»

5. Вернисаж «В мире чувств и эмоций»

6. Фотовыставка «Наши дочки и сыночки»

НОЯБРЬ

1. Ознакомление детей и родителей с народно – прикладным искусством (гжель, хохлома, городец, дымковские игрушки, жестово)

2. Занятие «Русская красавица» (история появления матрешки на Руси)

3. Беседы с детьми «Как жили люди на Руси», «Народные праздники» и др.

4. Развлечение «Посиделки в горнице» (знакомство с деревенской утварью, кухней)

5. Изодеятельность «Выпечка хлебобулочных изделий» (лепка из соленого теста)

6. Кукольный спектакль «Сказки бабушки Арины»

ДЕКАБРЬ

1. Консультация для родителей «Как провести Новый год в кругу семьи»

2. Беседа с детьми «Как я поздравляю свою семью с праздником»

3. Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год»

4. Изодеятельность «Нарисуй новогоднюю сказку»

5. Тематическое развлечение «Колядки»

6. Оформление фотоальбома «Веселые праздники нашей группы»

7. Утренник «Встреча Нового года»

ЯНВАРЬ

1. Беседа с детьми «Рождественское чудо»

2. Развлечение «Рождественские забавы»

3. Изодеятельность «Ангел», «Рождественская открытка»

4. Организация конкурса творческих работ «Рождественская звезда»

5. Консультация для родителей «Фольклор и его значение в воспитании детей»

6. Изготовление папок: «Народные традиции и праздники», «Русские народные игры»

ФЕВРАЛЬ

1. Консультация для родителей «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуре»

2. Мастер – класс «Встреча с народными умельцами» (формирование о мире увлечений людей)

3. Выставка декоративно – прикладного искусства «Наши умельцы»

4. Кукольный спектакль «Приключения на Масленицу»

5. Изодеятельность «Масленица к нам пришла»

МАРТ

1. Родительское собрание «Семья и семейные традиции», оформление альбома «Моя семья»

2. Фотомонтажи «В кругу семьи» «Из жизни группы»

3. Выставка детских работ «Мамочка, мамуля, как тебя люблю я», «Лучший папа»

4. Организация конкурса для родителей «Генеалогическое дерево и герб моей семьи»

5. Выставка семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»

АПРЕЛЬ

1. Беседа с детьми «Что такое Пасха» (история возникновения, традиции и обычаи праздника)

2. Изодеятельность «Украшаем пасхальное яйцо», «Пасхальный сувенир»

3. Развлечение «Пасха»

4. Кукольный спектакль «Сказка «Пасхальная история»

5. Организация конкурса «Пасхальный свет и радость»

МАЙ

1. Консультация для родителей «Особенности патриотического воспитания дошкольников»

2. День памяти «9 мая – День Победы» (возложение цветов к памятнику)

3. Беседа с детьми «Горжусь своим дедом» с участием ветеранов ВОВ

4. Выставка детских работ «День Победы»

5. Выпускной бал «До свидания детский сад! Здравствуй школа!

Организация духовно – нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения.

Актуальность темы вызвана резким падением духовности во всем мире. Это и диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей духовно-нравственного сознания и культуры.

Духовно-нравственное развитие личности дошкольника - целенаправленный процесс развития и становления личности ребёнка под влиянием воспитания, обучения и социальной сферы, направленной на развитие духовно-нравственной личности, выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе духовно-нравственных ценностей.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина своей Родины.

Особенности развития наших детей, снижение у них эмоционально-чувствительного восприятия не дают возможности своевременно усвоить знания, представления о духовности и патриотизме. Наши дети с трудом понимают объяснения взрослых, если это проходит в обычной традиционной форме: беседа, рассматривание иллюстраций, наблюдения. Появилось необходимость выбора наиболее эффективных методов организации воспитательно-образовательного и коррекционного процесса.

Цель

Создание организационно–педагогических условий формирования у детей духовно–нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому и семье, родной земле и родному краю.

Задачи

  1. Социализация детей;
  2. Воспитание толерантности;
  3. Формирование этических норм поведения, таких как выдержка, уважение к старшим, терпимое отношение к младшим сверстникам;
  4. Расширение и углубление знаний детей о городе, его истории, достопримечательностях, о людях-героях родного города;
  5. Формирование у детей чувства любви к родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
  6. Развитие у детей речи, мышления, воображения, умения анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;
  7. Вовлечение родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.

Календарно-тематическое планирование на первую декаду учебного года (сентябрь, октябрь, ноябрь).

I Блок: Осень

Сентябрь - Первый месяц осени. Усиливается поток холодного воздуха. По утрам густые туманы, ранние сумерки, хмурое небо. Народ прозвал этот месяц «хмурень». Ночи становятся темнее и длиннее. В первой половине сентября на юг улетают ласточки, а в конце месяца – жаворонки, журавли, скворцы. Лес становится – золотым. Сентябрь- время сбора запасов на зиму у ежей, белок, бобров, барсуков и других зимующих животных. В воздухе летают паутинки - первый признак осени. Сентябрь славен урожаем семян, плодов, овощей – свеклы, картофеля, моркови, репы, редьки и т.д.

Октябрь – середина осени, период листопада. День убавился на два часа. Средняя температура +7. Улетают последние птицы: скворцы и грачи. Октябрь последний месяц сбора урожая, подготовка растений к зиме. Белка стала голубо- белая, посветлели зайцы- беляки. Золотая осень царствует в роще у речки. На березе еще на прошлой неделе весели зеленые листья, а сегодня она вся в золотой одежде. В природе это время года всё изменяется. Только красавец дуб пока стоит в летней зеленой шубе. Какое обилие красок.

Ноябрь - последний месяц осени. Средняя месячная температура ниже нуля. День убавился на 2 часа. Погода часто пасмурная, низко повисают облака, часто идет дождь, холодно. Во дворе появляется много воробьев, галки. Деревья стоят голые и только на дубе кое-где висят засохшие листья. Для земледельцев наступает отдых. У домашних животных обрастает шерсть к зиме.

месяц

Тема недели

Сентябрь -1неделя

Диагностика знаний “Расскажем друг другу о лете…”

Цель: создать эмоциональный настрой, развитие связного высказывания.

Занятие «Будем дружно мы играть»

Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.

Выставки фотографий

“Скоро в школу” - познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество.

Беседы: «Мои летние впечатления”, “Где мы были, что видели”, “Летние месяцы”. Развитие продуктивной деятельности: рисование, аппликация тема: «Где мы были, что видели”.Развивающие игры: “Школа”, “Детский сад”, “Семья”.

Чтение В. Драгунский “Денискины рассказы”, Н. Носова “Мишкина каша”.

Наблюдения за изменениями в природе (лето-осень), поведением птиц.

2неделя

“Город чудный, город древний…”

Цель: расширять знания о Москве, воспитывать чувство причастности к своему народу, стране, её истории. Знакомство с достопримечательностями города. Закрепить знания о ПДД.

Образовательная деятельность:

“Москва-город в котором мы живём.” - познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Игры путешествия:“Театр”, “Музей”.

Беседы “Улицы Москвы”, “Чем замечательна Москва?” Чтение: Глинка “Москва”, С.Дрожжин “Привет”.

Презентация “Дорогая моя столица – дорогая моя Москва”.

Игры: “ В путешествие по Москве”.

“Ты сегодня-пешеход”-ПДД. безопасность, познание, социализация, коммуникация. Коллаж: “Движение в городе”.

Развитие продуктивной деятельности: тема «Улицы города” рисование, лепка, конструирование. Коллаж. Проигрывание социальных педагогических ситуаций: “Автомобиль и пешеход”, “Где должны играть дети”

Чтение стихотворения С. Михалкова “Шагая осторожно”.

3неделя

“Листопад, листопад листья жёлтые летят…”

Цель: расширение знаний об осени, о временах года, последовательности месяцев в году.

Образовательная деятельность:

Рассказывание по картине И.Левитана “Золотая осень”.

“12 МЕСЯЦЕВ” - художественное творчество, познание, коммуникация.

Заучивание наизусть стихотворений об осени. И.Демьянов "Летят дождинки".К.Бальмонт “Осень”. Чтение: Н.Сладков “Осень на пороге”, рассказ К.Ушинского “Четыре желания”. А.Плещеев “Осень”.

Развитие продуктивной деятельности: тема “Я – художник и рисую осень” рисование, лепка.

Беседы: “Прогулки в осеннем лесу”, “Периоды осени”, сбор листьев для гербария. Игры – путешествие: “В гостях у Лесовичка”, “Угадай по листику”.

Работа с родителями.

1. Родительское собрание – общее, по группам, решение групповых вопросов. 2.Консультация на тему « Ребенок мой родной». 3. Анкета с родителями « Ценности семьи».

4неделя

1.“Урожай собирай и на зиму запасай…”

Цель: расширение и представление знаний об урожае. Закрепление знаний о сельскохозяйственных профессиях и о профессиях в детском саду.

2. “День дошкольного работника”

Цель: расширение и представление знаний о профессиях в детском саду.

Образовательная деятельность:

“Путешествие к бабушке Агафье”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Заготовки на зиму”- объёмное рисование, аппликация. Коллаж. Чтение художественной литературы. Н. Носов “Огурцы”, “Огородники” - чтение и обсуждение. Пересказ текста по И.Соколову-Микитову. Беседа: “Труд взрослых в садах”, “Труд взрослых на полях и в огородах”. Игры: “ Магазин”, “Овощи-фрукты”.

27 сентября – День дошкольного работника. Тема: “Профессии в детском саду"- познание, коммуникация, социализация. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Наш любимый детский сад” – рисование.

Беседа: “Кто о нас заботиться в детском саду”.

Наблюдение за работой повара, воспитателя, помощника воспитателя, логопеда-дефектолога, медицинской сестры детского сада – обсуждение.

Октябрь- 1неделя

“Лесные дары осеннего леса”.

Цель: расширение и закрепление о дарах осени, о съедобных и несъедобных грибах, о ягодах.

Образовательная деятельность:

“В гостях у Гриба-Боровика”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, безопасность. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Гостинцы для лесных зверят”, “Съедобное - несъедобное» - рисование, лепка, конструирование. Коллаж тема: “Угощение Гриба-Боровика”. Чтение стихов Е. Благининой, Н. Саконской, Е.Серовой, А.Прокофьевой, В.Степанова, В.Орлова.

4 октября -“День животных”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, безопасность. Развитие продуктивной деятельности.

Беседа: “Правила поведения в природе”, “Какой гриб и с каким деревом дружит”, “Что мы приготовим из ягод”.

Игры: “Грибная поляна”, “Угадай по листику”, “Ягоды лесные и садовые”.

2неделя

“ Лес, точно терем расписной…”

Цель: з акрепление названий деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам.

«Посиделки на Покров»

Цель:

Познакомить детей с историей возникновения и разновидностями рукотворной игрушки.

Закрепить знания фольклорной тематики

Образовательная деятельность:

“Путешествие муравья через лес ” - познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Где был муравей, что видел”- рисование, ""части дерева”- аппликация, оригами. Беседа: “О деревьях. Какие деревья растут у нас в саду”. “Какие изменения в природе с наступлением осени”, “Строение дерева”. Чтение художественной литературы: рассказ о берёзке. Загадки про деревья. Для чего нужны деревья, польза от деревьев . Игры: “Собери картинку”, “С какого дерева лист”.

Образовательная деятельность:

“Зимним холодом пахнуло на поля и на леса»- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Распиши барышню ”- рисование, ""Синие узоры”- аппликация, оригами. Беседа: “Русские народные традиции ”. Чтение художественной литературы. Досуг «Покровская ярмарка»

3неделя

“Животные леса”

Цель: закрепить представления об особенностях жизнедеятельности диких животных в осенний период.

Образовательная деятельность:

“В осеннем сказочном лесу”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных. Загадывание загадок. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Лесные жители” рисование, аппликация, конструирование: “Терем-теремок”. Совместная работа родителей и детей: выставка поделок из природного материала “Животные леса”.

“Подготовка животных к зиме”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы. Чтение русских народных сказок о животных

Познавательные игры: “Кто, как зимует”, “Зайка беленький сидит”, "У медведя во бору". Беседа: “ Повадки животных в осенний период”. Чтение художественной литературы: М.Пришвин “Ёж”, Е.Чарушин “Волчишко”.

4неделя

“Стаи птиц улетают, прочь за синие море…”

Цель: расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах, о частях тела и образе жизни птиц Познакомить детей с понятиями: «лететь клином», «лететь цепочкой, стайкой».

Образовательная деятельность:

“Улетают птицы в дальние края... ”, “Части тела птиц”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация.

Развитие продуктивной деятельности: тема: “Соловушка”- оригами из бумаги, рисование, лепка. Наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах. Стихи: А.Плещеев “Скучная картина, тучи без конца…” Е.Благинина “ Стрижи”. М-Сибиряк “Серая Шейка”.

Игры: “Кто у кого?”, ”Кто лишний”, ” Кто с кем улетает осенью на юг”. Беседа: “Почему улетают птицы”, “Что происходит с насекомыми”, ” Как улетают птицы”.

Ноябрь- 1неделя

“Моя Родина – Россия. Москва - столица”.

Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, уважение к своей Родине. Закрепление знаний о флаге, гербе и Гимне России. Воспитание уважения к людям разных национальностей.

Образовательная деятельность:

“Наши богатыри”, “Памятник Минину и Пожарскому”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей.

Презентация, посвящённая ко дню народного единства.

Развитие продуктивной деятельности: тема: “Когда мы едины, мы не победимы”, “Наши богатыри” - оригами из бумаги, рисование “Флаг России” коллаж, аппликация, конструирование т. “Старинная крепость”.

Чтение “Илья Муромец и Соловей-разбойник”, пословицы, поговорки. К. Ушинский: “Наше Отечество” (отрывок), М. Исаковский: “Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: “Родина”. Обсуждение, рассматривание картины Васнецова “Богатыри” сравнение их с описанием в былинах. Беседа на тему: “Мой дом, моя семья, моя Родина”, “Широка страна моя родная”,

“Наша страна и ее соседи”.

Досуг: “Прощание с Осенью”, разучивание песни: “Я люблю по Москве погулять…”

Игры: “Защитники”, “Путешествие в Москву”.

2неделя

“Нам в деревню хочется погостить…”

Цель: закрепление представления о домашних животных, уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.

Образовательная деятельность:

“В гости к дедушке и к бабушке”, “В мире животных”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных на ферме. Составление описательных рассказов по картине, наблюдение за домашними животными. Развитие продуктивной деятельности: тема: “Кто мурлычет под рукой…” -рисование, лепка. Чтение художественной литературы, сказки. В.Г.Сутеев: “Кто сказал Мяу?”, Б.Житков “Рассказы о животных”. Беседа на тему о роли домашних животных в жизни человека. Игры: “Кто спрятался?”, “Чудесное животное”, “Пастушки”.

Чтение повести-сказки: “Карлсон, который живёт на крыше”. Беседа о прочитанном произведении.

3неделя

“На птичьем дворе…”

Цель: расширение и закрепление знаний о домашних птицах и птенцах.

«О здоровье всерьез!»

Цель: сформировать у детей понятие «здоровый образ жизни»

Образовательная деятельность:

“Возле птичника забор, за забором птичий двор…”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных на ферме. Составление описательных рассказов по картине, наблюдение за домашними птицами. Развитие продуктивной деятельности: тема: “Это кто пищит пи-пи, из яичной скорлупы…” - рисование, лепка. Чтение художественной литературы, сказки о домашних птицах, загадки, стихи: “Петушок”, “Курица и цыплёнок”, Г.Х.Андерсена: “Гадкий утёнок”, Беседа на тему о роли домашних птиц, какую пользу они приносят человеку. Объяснение значений выражений: “клевать носом”, “как с гуся вода”, “как курица лапой”. Подвижные игры: ”Гуси-гуси”.

Беседа «Почему люди болеют»

Продуктивная деятельность – лепка «Подарок для заболевшего друга».

Рисование «Поддержу больного друга»

Аппликация «Украсим носовой платок».

Игра «раз, два, три свой платочек сбереги»

Рассматривание иллюстраций и чтение стихотворений Б. Сулимова «Про носы»

4неделя

“Мамин праздник”

Цели: формирование осознанного понимания значимости мамы в жизни детей, семьи, общества. Воспитывать уважение и заботливое отношение к маме.

Образовательная деятельность:

“Мамочка любимая моя”, “Профессия моей мамы”- познание,

коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Развитие продуктивной деятельности: тема: “Портрет мамы”, “Подарок маме”- рисование, аппликация. Беседа: ”Помощь маме”, “Кем работает моя мама”, анализ бытовых ситуаций: "Почему мама расстраивается, огорчается", "Как сказать маме о плохом поступке", "Чем я порадовал маму". Чтение пословиц о маме. Чтение стихов Е. Благинина. ”Посидим в тишине”, Г. Виеру. “Мамин день”, Я. Аким. “Мама”, Е. Благинина. “Вот какая мама”и др.)

Игры: ”Ласковые фанты”, игра-путешествие на работу к маме.

II Блок: Зима

Декабрь - начальный месяц зимы. В эту пору холода всё больше и больше усиливаются, а 25декабря начинается время сильнейших морозов. Деревья стоят без единого листочка, а у многих животных началась спячка.

Январь - середина зимы и начало нового года. В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы. Но за последние годы его становится мало, климат меняется. Продолжительность дня увеличивается почти на 3 часа. В начале месяца подготавливают для зимних посадок овощей. В середине месяца можно посадить зелень.

Февраль- 15 февраля Сретенье. День первой встречи весны. У дня больше света, у ночи меньше стужи. Зима с весной встретились.

Декабрь- 1неделя

День воинской славы России.

Цель: познакомить с очередным днем воинской славы России (5 декабря 1941 года) битвой под Москвой и подвигом наших земляков-героев И.В.Панфилова и В. Г. Клочкова. Формирование эмоционально-положительного отношения к защитникам Отчизны.

Образовательная деятельность:

5декабря-День воинской славы России “ Дни воинской славы. Битва за Москву и о подвиге 28 героев-панфиловцев ”.

“Защитники”,- познание, коммуникация, чтение художественной литературы А. Платонов “Маленький солдат” , социализация. Беседа к иллюстрации по теме “Великая Отечественная война”, “Защитники Отечества” , “Москва военная”, “Танковая атака”.Развитие продуктивной деятельности тема: “военная техника” рисование, лепка.

6декабря-День защитника Руси Александра Невского. Победа армии русского полководца Александра Ярославича над шведскими войсками на реке Неве, за что его стали величать Невским. Презентация.

2неделя

“Путешествие в ателье, в обувную мастерскую”

Цель: Познакомить детей с национальной одеждой, с видами одежды, деталями одежды, обуви и головных уборов, провести связь одежды с временами года.

“Откуда берется одежда, кто их шьет?”

Цель: Познакомить детей с трудом швеи, сапожника, вязальщицы, ознакомить с инструментами, используемыми при шитье. Расширять знание детей об этих профессиях и ее значимости.

Образовательная деятельность:

“ Одежда народов мира”, “Как заботиться о своей одежде” - познание, коммуникация, чтение художественной литературы. Чтение сказки К.И.Чуковского “Мойдодыр”, Ш. Галиев “Пляшут наши сапожки”, рассматривание журналов мод. Развитие продуктивной деятельности тема: “Одежды для кукол”, коллективная работа (стирка кукольной одежды) . Оригами “Рубашка. Свитер”, рисование “Мы рисуем праздничный наряд”

Беседа “”Подводим порядок в шкафу для одежды”. “Где надо покупать обувь?” “Почему мы одеваем чешки на зарядку и на физ. занятия?”, “Почему нужна спортивная форма. Чем она отличается от других одежд?” - Рассматривание иллюстраций к сказке “Золушка”.

Дидактическая игры “Классификация одежды и обуви”,”Зимняя или летняя”, “Что носят мальчики и девочки”,“Из чего сделано?”. Спортивная эстафета “Сапоги- скороходы”.Сюжетная игры “Магазин одежды”, “Подбери пуговицу к одежде”. “Зашнуруем ботинки”.

Домашнее задание для родителей «Шьем вещи для куклы»

3неделя

“Зимующие птицы в нашем городе”

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о зимующих птицах нашего города. Познакомить детей с умением определять погоду по поведению птиц. Продолжить экологическое воспитание- забота о птицах в зимнее время года.

Образовательная деятельность

“Здравствуй, милый зимний гость! “ познание, коммуникация, чтение художественной литературы Е.Благинина “Морозы”С. Городетский “Первый снег” ,загадки, стихи. социализация.

Развитие продуктивной деятельности тема: “кормушка для птиц”аппликация, рисование тема: ”Сел на ветку снегирёк”, конструирование “Сложи птичку”.

Беседа тема: “Покормите птиц зимой”.

Игра “Скворушки”, “Что перепутал художник”,”Каких птиц много на дереве?”

4неделя

“Новогодние традиции”

Цель: Формирование эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желания активно учавствовать в его подготовке.

“Новогодний праздник у детей” - в гости пришел дед мороз, зима, снегурочка, и звери. Они показывают свои концертные номера.

Детское творчество: “Украшение елки игрушками”. Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения “ Морозные узоры”. Конструирование игрушек из объемных геометрических фигур. Декоративно-оформительская деятельность “Новогодние игрушки”.

Лепка из солёного теста “ Ёлкины игрушки – шишки, мишки и хлопушки”.

Основы праздничной культуры, участие детей в подготовке к новогоднему празднику и его проведению. Беседы: “История празднования нового года в России традиции, сложившиеся в народе при его праздновании”, “История обычая украшения ёлки; новогодняя символика”, “Обычаи встречи нового года у разных народов мира”, “Соблюдение мер предосторожности при обращении с атрибутами новогодних развлечений”.

Январь- 1неделя,2неделя

“Поёт зима – аукает”

Рождество

Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.

Промежуточная диагностика знаний. Конкурс чтецов стихотворений ко дню 14 января – старый новый год. Происхождение и назначение древних русских праздников - рождества, святок; святочная неделя (после нового года и рождеством) и связанные с ней три народных обычая: гадание, ряжение, калядование.

Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество».

Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления

3неделя

Рождественские калядки

Музыкально- дидактические хороводные игры.

  1. « Как на тоненький ледок»
  2. «К нам приходит новый год» хоровод, муз. В. Герчик, сл. З.Петровой.
  3. Игра « Ищи» - закрепить умение детей выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.

4неделя

Цель: С помощью современных технологий расширять знания о Великой Отечественной войне. Воспитать патриотизм уважение к памяти воинам, павшим на войне. Дать представление о Ленинградской блокаде

Образовательная деятельность

Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация.

Развитие продуктивной деятельности Эксперимент с водой и льдом

Цель: Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой и льдом.

Февраль- 1неделя

Мы поедем, мы помчимся…

2неделя

Моя квартира

10февраля – День памяти А.С.Пушкина. Творчество великого русского поэта А. С. Пушкина, биографические сведения из жизни поэта.

3неделя

День защитника Отечества

Цель : Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать у девочек уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины.

Познакомить детей с традициями народного праздника Масленицы. Продолжать знакомство с русским устным народным творчеством.

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворения.

КВН-“Наша славная армия”, “Аты-баты, мы солдаты!” знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Российская армия – надежный защитник нашей родины. Трудная, но почетная обязанность военных защищать родину, охранять её спокойствие и безопасность, различные рода войск – сухопутные, военно - морские, воздушные (пехота, танковые, артиллерийские, пограничные, ракетные); названия военных специальностей. Современная военная техника на страже рубежей родины.

Выставка детского творчества

Беседы: о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.

Рассматривание иллюстраций, беседа

Юлия Юмина
Календарный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (подготовительная группа)

Цель: Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников, приобщение их к духовным и нравственным ценностям. Возрождение лучших традиций семейного воспитания. Воспитание любви и уважения к Отчизне: народу, культуре, истории, природе, фольклору и традициям русского народа.

СЕНТЯБРЬ

1. Консультация для родителей «Духовно – нравственное воспитание детей через природу»

2. Викторина «Родной свой край люби и знай»

3. НОД «Природа родного края»

4. Изготовление поделок из природного материала

5. Акция «Посади свое дерево»

6. Музыкально – литературная композиция «Давай сохраним природу»

7. Осенины – осенняя ярмарка (выставка из овощей и фруктов и др.)

ОКТЯБРЬ

1. Анкетирование родителей о духовно – нравственном воспитании в семье

2. Беседа – диспут с детьми «Хорошие и плохие поступки»

3. Консультация для родителей «Духовно – нравственное воспитание с воспитанниками»

4. НОД «История о том, что такое хорошо и что такое плохо»

5. Вернисаж «В мире чувств и эмоций»

6. Фотовыставка «Наши дочки и сыночки»

НОЯБРЬ

1. Ознакомление детей и родителей с народно – прикладным искусством (гжель, хохлома, городец, дымковские игрушки, жестово)

2. НОД «Русская красавица» (история появления матрешки на Руси)

3. Беседы с детьми «Как жили люди на Руси», «Народные праздники» и др.

4. Развлечение «Посиделки в горнице» (знакомство с деревенской утварью, кухней)

5. Изодеятельность «Выпечка хлебобулочных изделий» (лепка из соленого теста)

6. Кукольный спектакль «Сказки бабушки Арины»

ДЕКАБРЬ

1. Консультация для родителей «Как провести Новый год в кругу семьи»

2. Беседа с детьми «Как я поздравляю свою семью с праздником»

3. Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год»

4. Изодеятельность «Нарисуй новогоднюю сказку»

5. Тематическое развлечение «Колядки»

6. Оформление фотоальбома «Веселые праздники нашей группы»

7. Утренник «Встреча Нового года»

ЯНВАРЬ

1. Беседа с детьми «Рождественское чудо»

2. Развлечение «Рождественские забавы»

3. Изодеятельность «Ангел», «Рождественская открытка»

4. Организация конкурса творческих работ «Рождественская звезда»

5. Консультация для родителей «Фольклор и его значение в воспитании детей»

6. Изготовление папок: «Народные традиции и праздники», «Русские народные игры»

ФЕВРАЛЬ

1. Консультация для родителей «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуре»

2. НОД «Умелые руки не знают скуки»

3. Мастер – класс «Встреча с народными умельцами» (формирование о мире увлечений людей)

4. Выставка декоративно – прикладного искусства «Наши умельцы»

5. Кукольный спектакль «Приключения на Масленицу»

6. Изодеятельность «Масленица к нам пришла»

МАРТ

1. Родительское собрание «Семья и семейные традиции», оформление альбома «Моя семья»

2. Фотомонтажи «В кругу семьи» «Из жизни группы»

3. НОД «При солнышке – тепло, при матушке – добро»

4. Выставка детских работ «Мамочка, мамуля, как тебя люблю я», «Лучший папа»

5. Организация конкурса для родителей «Генеалогическое дерево и герб моей семьи»

6. Выставка семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»

АПРЕЛЬ

1. Беседа с детьми «Что такое Пасха» (история возникновения, традиции и обычаи праздника)

2. Изодеятельность «Украшаем пасхальное яйцо», «Пасхальный сувенир»

3. Развлечение «Пасха»

4. Кукольный спектакль «Сказка «Пасхальная история»

5. Организация конкурса «Пасхальный свет и радость»

МАЙ

1. Консультация для родителей «Особенности патриотического воспитания дошкольников»

3. Беседа с детьми «Горжусь своим дедом» с участием ветеранов ВОВ

4. Выставка детских работ «День Победы»

5. Презентация видеофильма, посвященного 70–летию победы русского народа над фашизмом

6. Выпускной бал «До свидания детский сад! Здравствуй школа!

Публикации по теме:

Работа с родителями дошкольников по духовно-нравственному воспитанию личности «Работа с родителями дошкольников по духовно- нравственному воспитанию личности» Работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «На Масленой неделе. Хохломская роспись посуды» Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в подготовительной группе «На масленой.

Цели: формировать любовь к родному поселку и интерес к его прошлому и настоящему; познакомить детей с историей названия поселка,.

НОД по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Мы не знаем, как мы сможем, Мэри Поппинс мы поможем!» Цель: формирование эмоционального и морально нравственного благополучия, положительного отношения к окружающим через художественно-эстетическое.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Пасха - праздник Светлого Христова Воскресенья» «Пасха – праздник Светлого Христова Воскресенья» Подготовила и провела воспитатель старшей группы Мандрыкина Н. И. Цель: знакомство детей.

Пасхальный концерт «Палитра добра» для старших дошкольников из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию «Палитра добра» Звучит музыка. Ведущий читает стихи Весна пришла. Взгляни скорей в оконце; Как ясны и глубоки небеса. Как ожили и нивы.