Инструмент для работы с кожей своими руками. Работа с кожей. Подготовка кожи и основные приёмы работы Как работать с натуральной кожей

Изделия из кожи всегда смотрятся дорого и привлекательно. Вещи из этого материала есть в каждом доме. И в последнее время домашние умелицы все чаще обращаются к меху и коже для создания уникальных аксессуаров. Работа с кожей не требует опыта и мастерства профессиональных кожевников для начинающих рукодельниц, но все же требует аккуратности и базовых знаний. Далее приведены важные рекомендации по обращению с кожей и подробный мастер-класс по созданию резинки с несложным цветком из кожи и меха.

Учимся работе с кожей для начинающих и отвечаем на главные вопросы

Как правильно гладить и стирать кожу?

Погладить кожу несложно, обычно требуется прогладить только швы. Для этого понадобится любая бумага для запекания или сухая тряпка. Кожу нужно разместить на подходящей твердой ровной поверхности, вывернуть ее наизнанку. Для того, чтобы швы стали тоньше, рекомендуется несильно отбить их деревянным или металлическим молотком. После этого нужно прогладить изнаночную сторону через бумагу или тряпку утюгом. При необходимости можно прогладить кожу и с лицевой стороны, предварительно убавив температуру утюга.

Бытует мнение, что кожу стирать нельзя, но это не так. Большие изделия или куски кожи следует положить в ванну с небольшим количеством теплой водой. В воду предварительно требуется добавить немного жидкости для мытья посуды. Далее необходимо мягкой губкой аккуратно и быстро очистить вещь, так как нежелательно долго держать кожу в воде.

Отжимать кожу не рекомендуется. Можно повесить ее на край ванны и с силой провести по лицевой стороне рукой. Затем лицевой же стороной вверх необходимо положить изделие на гладкую поверхность, расправить его и ждать полного высыхания кожи.

Разберем основные тонкости работы с кожей

Есть несколько общих нужных советов по работе с кожей и используемым для нее инструментам.

  1. Для обработки мягкой кожи на швейной машинке подойдут иглы под номерами 80 и 90. А для более грубой кожи и ручной работы требуются специальные иглы с трехгранным острием.
  2. Для того, чтобы разрезать или склеить кожаное изделие, необходимы сапожный нож и резиновый клей. Именно эти инструменты помогут надежно и безопасно работать с кожей.
  3. Шов на коже делается только один раз, потому что от иглы на кожаных изделиях остаются заметные дыры. В крайнем случае новый шов прокладывается четко по следам старого.
  4. Удалять нарисованные линии и разметки можно водой с мылом или спиртом, а затем протереть вазелином или глицерином.

Соблюдение этих несложных правил сделает работу с кожей легкой и эффективной.

Попробуем сделать резинку для волос с самодельным цветком из кожи

Для того, чтобы научиться работать с кожей, следует начать с мелких деталей и несложных украшений. Для отработки навыка обращения с этим материалом ниже представлен мастер-класс по изготовлению цветка с кожей и мехом, который крепится на резинку для волос.

Необходимые материалы:

  1. Тонкая кожа;
  2. Желательно натуральный мех;
  3. Декоративные перья;
  4. Ножницы;
  5. Клей момент;
  6. Резинка;
  7. Шариковая ручка
  8. Кусок картона;
  9. Зажигалка.

После подготовки подручных материалов можно приступать к работе.

Шаг первый. Из куска картона необходимо вырезать формочку для лепестка. Выглядеть она будет как сердечко со срезанным концом. Далее из куска кожи нужно вырезать около пятидесяти лепестков по трафарету.

Шаг второй. Теперь необходимо обжечь края получившихся лепестков. Удобнее это осторожно сделать зажигалкой. При отсутствии зажигалки можно обжечь лепестки над свечой или на сковороде, но тогда есть риск закоптить или «пережарить» кожу.

Шаг третий. Из кожи необходимо вырезать основу цветка? ровный круг диаметром около 8-10 сантиметров. Для этого можно использовать трафарет, вырезанный из картона и нарисованный с помощью циркуля. Но для этой цели вполне подойдет любой предмет подходящего размера и формы.

Шаг четвертый. Теперь нужно приклеить лепестки к основе. Порядок расположения лепестков зависит только от вкуса и фантазии. Должно получиться от трех до восьми рядов, от их количества зависит пышность цветка. Клей следует в небольшом количестве наносить на основу и края лепестков.

Шаг пятый. После того, как клей высох, центр цветка можно украсить бусинами, пуговицей и прочими мелочами. А еще можно свернуть и склеить один лепесток, обклеить его еще несколькими, и тогда получится достойная середина бутона.

Шаг шестой. Декоративные перья и мех приклеиваются к основанию цветка с помощью дополнительных кусочков кожи.

Шаг седьмой. Теперь осталось только прикрепить готовую розу к резинке для волос. Сделать это можно при помощи все той же кожи. Дать клею окончательно высохнуть.

Получилась уникальная и нарядная резинка для волос, которая украсит прическу.

Видео-подборка по теме статьи

Для того, чтобы тренировать навыки в обращении с кожей, можно попробовать сделать разные цветы. В этом помогут подобранные видео по теме.

Шкура убитых диких животных - это первая одежда и обувь первобытного человека. И если технология выделки кожи шагнула далеко вперед, то сам процесс пошивки одежды остался практически прежним. Все так же нужно сначала порезать шкуру, а потом ее сшить. Посмотрим, что же предлагает нам современная промышленность вместо куска обсидиана и кактусовой иглы. Обсудим инструменты для работы с кожей.

Приспособления для разметки кожи

Приготовленную выделанную кожу сначала нужно выровнять. Для этого ее следует растянуть и разгладить на ровной рабочей поверхности, а затем закрепить по краю. Мел можем отбросить сразу. Когда речь идет о дорогой, а тем более экзотической коже, каждый миллиметр на счету. Для такой работы выпускаются специальные карандаши двух цветов. Если таковых у вас нет, можно воспользоваться маркером, фломастером или простой ручкой. Помните, что кожа - материал безотходный. Даже самые маленькие обрезки могут пригодиться, поэтому рисовать легче с применением шаблонов и лекал. Не обойтись вам и без портновского треугольника и линейки.

Чем разрезать материал

Раскрой полотна правильней всего начинать с прямых линий, пока кожа закреплена, а затем, отсоединив ее, резать по изгибам и ломаным линиям. Для этого вам потребуется нож и ножницы. С ножом проще, можно использовать сапожный, обойный, канцелярский или скальпель. Главное, чтобы они были острыми. А вот ножниц нужен целый набор:

Выпускаются инструменты для работы с кожей комплектом, в который входят также ножницы с фигурным профилем лезвий. Применяют их в основном при изготовлении кожаных украшений.

Чем сшивать кожу

Рассмотрим два варианта пошива кожаных изделий - ручной способ или механический, при помощи бытовой или промышленной швейной машинки. Предприятия, профессионально занимающиеся такой деятельностью, имеют все необходимое оборудование: мощные швейные машинки с лапками и колесиками, иглы с двухгранным, трехгранным, четырехгранным сечением. Мы же рассмотрим, какие нужны инструменты для работы с кожей в домашней обстановке.

Главная проблема, возникающая при шитье кожи на бытовой швейной машинке, помимо малой мощности, заключается в том, что кожа плохо скользит под лапкой. Отсюда и возникновение складок, перекосы, обрывы нитки. Хозяйки пытаются бороться с этой проблемой по-разному. Кто-то подкладывает газетку, кто-то смазывает кожу мылом, а кто-то тянет за край кожи рукой, помогая швейной машинке. Но все же проще не пожалеть тысячи рублей и пойти купить специальную роликовую лапку. Иголки также придется использовать граненые, стараясь по возможности шить максимально широким стежком, оберегая материал от разрывов.

Что касается ручного метода пошива, то инструменты для работы с кожей нужно выбирать в зависимости от вида и толщины самой кожи. Мягкий материал, такой как замша, лайка, опоек, можно шить простой иголкой. Не забывайте пользоваться наперстком. Так вы не только облегчите процесс шитья, но и убережете руки от травм. Для более плотной кожи (хром, юфть, шагрень, шевро) используем шило. И конечно, все видели, как при ремонте обуви мастер применяет сапожный крючок.

На выбор ниток тоже нужно обратить особое внимание, поскольку не все они одинаково хороши для кожи. Синтетика и капрон, безусловно, дешевле, да и на вид красивей. Они блестят, переливаются на солнышке, но для пошива кожаных изделий не годятся. Прочная искусственная нить со временем прорезает кожу, особенно хорошо это видно на обуви. Лучше заплатить немного дороже и купить нити изо льна, на худой конец - хлопчатобумажные. Если хотите блеска, тогда покупайте шелковый шнур.

Средства для склеивания

Технология склеивания кожи почти аналогична процессу склейки резины. Отсюда и выбор клея. Правда, на рынке ежедневно появляются все более новые составы, но это не проблема, поскольку кожу «разъесть» очень трудно. Итак, в отличие от резины кожу затирать наждачной бумагой не нужно, а вот почистить и обезжирить придется. Затем наносим клей, некоторое время, в зависимости от марки, даем просохнуть, опять добавляем немного клея, прижимаем и кладем под пресс. Можно склеить кожу в местах разрыва скотчем, простым или двухсторонним, но это временное решение проблемы, поскольку такой шов не вынесет большой нагрузки.

Вспомогательные инструменты

Какие инструменты для работы с кожей применяются, кроме вышеописанных? Их множество. В первую очередь, это фигурные пробойники и узорные клейма. Пробойниками и молотком мы пробиваем кожу, например под заклепки, или делаем ажурное украшение. Клейма используем для горячих оттисков. Также для этих целей можно применять электрический выжигатель, но вначале советуют хорошо наловчиться на отдельном куске кожи.

При ручном шитье используется копировальный ролик для разметки длины стежка. Иногда пригодятся пассатижи и кусачки. Для изготовления лекал подойдет весь набор чертежных принадлежностей. И вообще, инструменты для работы с кожей своими руками каждый выбирает индивидуально. Кто-то пользуется утюгом, а кто-то берет фен у жены. Одному по душе подкладывать стекло при резке кожи, другой кладет доску. Главное, чтобы в итоге у вас все получилось.

Что выбрать?

Инструменты для работы с кожей сделать самому вообще-то не сложно. Можно взять, например, велосипедную спицу, заострить ее, приделать какую-то ручку - и шило готово. Или из любой тонкой стальной трубки, сняв фаску и наточив, сделать круглый пробойник. А если ее нагреть и молотком придать квадратную или треугольную форму, то пробойник выйдет фигурным. Проявив немного фантазии и трудолюбия, можно, конечно, из любой железки соорудить и штампы, и клейма. Но так ли это необходимо, ведь за небольшие деньги в магазинах можно купить качественные, специально сделанные инструменты для работы с кожей.

Приспособления могут быть самодельными или фабричными. Какие инструменты для работы с кожей выбрать, решать вам. Разницы, в принципе, нет, потому что дело не в них самих, а в умении ими пользоваться и правильно применять.

Всем привет! Сразу признаюсь в кожевенном деле я дилетант, но с недавних пор, ремесло это меня увлекло. Насмотревшись роликов на ютубе, задор мой только увеличился. Естественно первые шаги делать можно и самым минимальным количеством инструмента из ближайшего хозмага. Но мне удалось раздобыть на обзор целый набор специального инструмента.
Инструмента, естественно, китайского. На бангуде есть несколько различных наборов. Из-за количества позиций с первого взгляда глаза разбегаются, и не понятно какой из них лучше выбрать. Или же взять конкретные позиции по отдельности. Я взял набор из, как заявлено, 30 элементов и решил на своем опыте разобраться какие из них действительно необходимы, а без каких можно и обойтись.
Упаковано все это добро в обычную картонную коробку, и расфасовано по пакетикам




Содержимое впору разместилось на куске ДСП размером 60х40 см


Начну, пожалуй, из описания всех позиций набора. Не уверен, что назову все правильно своими именами, но буду стараться.
Открою список ножами, так как это один из основных инструментов в ремесле.
1. И так для раскроя кожи можно воспользоваться вот таким дисковым ножом.




Очень острый. Диаметр диска 45 мм, максимальная глубина реза - до 8 мм.
Отлично подходит для прямолинейных резов. Так же можно резать по кривой, но с большим ограничением радиуса. Не последнюю роль в этом играет толщина кожи. Чем больше заглубление диска в материал - тем сложнее делать фигурные движения. Преимущество такого ножа особенно чувствуется при раскрое тонкой кожи 0.8 - 1.6 мм, так как материал не тянется за лезвием. Что позволяет сделать раскрой точнее, да и кромка получается ровная без каких либо задиров и микротрещин. Сменных лезвий в наборе нету, но докупить их не проблема и в отечественных интернет магазинах, правда цены на них не радуют.
2. Следующий в списке - шорный нож. Изначально довольно остро заточен (заточка односторонняя), на одной стороне лезвия красуются иероглифы.






Ширина лезвия 35 мм. Применяется для раскроя кожи, локального утоньшения и скругления углов. Удобен при совершении прямолинейных резов под линейку. Криволинейные резы делать тоже можно, но не маленькие радиусы. Во-всяком случае мне для таких целей удобнее использовать ножом с классическим расположением режущей части. При работе с обозреваемым, его рукоять находится практически под прямым углом к заготовке.
3. Также имеется макетный нож с цанговым зажимом. Кроме уже установленного в него лезвия, в комплекте имеются еще пять сменных лезвий №11. Отлично подходит для фигурного раскроя. Но, как по-мне, с толщиной материала более двух миллиметров - работать уже неудобно.




4. Комплект иголок. В наборе их семь.


Непосредственно для кожи, согласно найденной мной информации, соответствуют две из них. Выделяет их трехгранное клинообразное острие. Они не особо острые, для предотвращения повреждения нити при, например, сшивании седельным швом.






Также имеются две обычные прямые иглы с большим ушком


две изогнутые иглы


и одна мешочная, с характерным расплющенным и подогнутым острием




Не думаю что все они так уж необходимы. Лично мне, на этом этапе, хватает и первых двух.
5. Канавкорез с регулируемым упором. Служит для прочерчивания канавок под будущий шов. В основном применяется на толстой коже.


Сначала показался мне совершенно нерабочим, как я не пытался он только царапал материал и делал задиры. Присмотревшись увидел на режущей части заусенцы после заводской заточки (или где его там затачивали)


Немного манипуляций с наждачкой и порядок


правда хорошо режет только жесткую кожу, с мягким материалом не всегда хорошо получается.
6. Кромкорез. Нужен для снятия фаски с края кожи для придания более эстетического вида изделию. Как и предыдущий инструмент - хорошо работает на жесткой коже. Особенно полезен при снятии фаски с изнаночной (бахтармяной) стороны кожи.






7. Инструмент для параллельной разметки линии шва. Максимальная ширина 20 мм. Штука довольно полезная. В отличии от канавкореза не имеет острой режущей части. И если не усердствовать при разметке, то линию после него можно разгладить.






8. 9. 10. Роликовый маркер (копир). Применяется для разметки под будущие отверстия шва. В наборе их три штуки с различным шагом. При этом два из них тупые - просто оставляют отметки на коже, а один достаточно острый чтобы сразу проделывать отверстия в тонком материале.


Верхний инструмент, я опрометчиво изувечил перед тем как запечатлить на фото первоначальный вид оного. Могу только сказать, что отличался он от второго только шагом. Мои варварские действия были направлены для достижения определенной цели. Дело в том, что первые два инструмента имели практический одинаковый шаг - 2,4мм и 2.2мм соответственно, шаг третьего - 3,3мм. Значения эти я получил разделив длину отрезка на количество отметок на нем после маркировки каждым инструментом. Так вот наличие двух инструментов с практически одинаковым шагом, показалось мне не логичным, а отсутствие маркера с шагом 4 или 5 мм - недостатком. Решено было устранить эту оплошность устранением лишних зубов у одного из них. Вооружившись пассатижами - обломил лишнее. Приношу извинения перфекционистам за задетые чувства, позже я все поправил на наждаке). И все бы у меня получилось, но в процессе я немного запутался и обломил зубья не у того маркера. В результате из-за их нечетного количества получилась вот такая ерунда


Ну да ладно. Остальные два крупным планом.




А вот так выглядит разметка


11. Шило. Собственно известный всем инструмент. Единственным отличием от привычных оно отличается конусной формой. Благодаря которой можно делать отверстия различного размера. Ну собственно и все что я могу о нем написать.


12. Еще один весьма полезный и удобный инструмент для проделывания отверстий.




Согласно штрих коду - сделан в Японии. Девайс имеет шесть сменных насадок диаметром - 1,5мм, 2мм, 2.5мм, 3мм, 3.5мм и 4мм. Используется для проделывания отверстий в ремнях и пряжках. Преимущество перед револьверным - нету ограничения отступа от края изделия. Я использую для проделывания отверстий под шов. Получается намного лучше чем шилом.




Для проделывания отверстия необходимо надавить на рукоять и за счет винтовой канавки на рабочей части - поступательное движение рукояти преобразуется во вращательное резца.


Конечно ровный шов получить таким образом проблематично, но пока таким образом выхожу из положения. Позже я вернусь к этому вопросу.
13. Еще один инструмент для обработки кромки - фаскорез (скашиватель углов)








позволяет с равномерной глубиной срезать угол кожи, округляя его. Фаскорез предназначен для работы с толстой твердой кожей, ширина срезаемой полоски 5 мм. К сожалению, образец из моего набора заточен отвратительно. Я пытался поправить это дело, но к успеху я не пришел.
14. Рубанок для обработки бахтармяной стороны кожи. Предназначен для шерфования (истончения) кожи до нужной толщины перед сшиванием.






Укомплектован набором из десяти сменных лезвий. Возможно из-за качества последних мне и не удалось в полной мере оценить удобство этого инструмента.
15. 16. 17. Еще три канавкореза. На этот раз не регулируемые, то есть без упора.


Острые, отлично работают как на мягкой так и на жесткой коже. Без проблем справляются с бахтармяной стороной. Хоть и имеют различную форму режущей части






по факту канавки практически не различимы


18. Не знаю как называется этот инструмент. И о назначении его могу только строить гипотезы. Предположительно может применятся при тиснении. Заточен плохо.


19 Воск. Используется в финишной обработке изделия. Имеет как в декоративную функцию так и практическую - закрытие пор кожи для влагозащиты. В наборе имеется кусочек размером 40х40х15 мм. Довольно твердый. Натирать им лучше, предварительно разогрев зажигалкой.


20. 21. 22. Сликеры для полировки торца (уреза) кожи. В наборе три штуки различной конфигурации. Круглый предусматривает установку на дремель или шуруповерт.


23. 24. Нить вощеная. В комплекте две катушки черная и бежевая. Плоского сечения, плетеная, ширина - около 1 мм.








25. 26. 27. 28. 29. Ну и последний элемент - полоски наждачки для шлифовки края кожи. Все пять одинакового исполнения - имеют (навскидку) зернистость около 80 с одной стороны и около 120 - с другой.






Какой из элементов китайцы считают тридцатым - остается только гадать. Но, не в количестве счастье. Для полноценной работы в этом наборе не хватает одного очень важного элемента - шагового пробойника.

Именно при помощи этого инструмента можно добиться ровных швов и точного совпадения отверстий на всех элементах изделия.


Ради него я бы пожертвовал доброй половиной набора. В ближайшее время я обязательно дополню этими пробойниками свой комплект инструмента. А пока, как я уже писал выше, пользуюсь просекателем отверстий. Но добиться ровного шва таким методом у меня не получается. Да и времени это занимает довольно много.
Еще одно приспособление без которого, наверное, не обойтись в этом ремесле - шорный пони. Собственно, это зажим для фиксации всех элементов изделия при сшивании. Я изготовил его минут за 10 из подручных обрезков досок.


И так. Изрезав несколько кусков старой ненужной кожи я решил закончить это бессмысленное занятие и приняться за что нибудь более увлекательное. Для этого приобрел кусок кожи крейзи хорс размером 25х20 см и толщиной 1.6 мм. Этот отрезок обошелся мне 2,5$ плюс доставка. Размер заказывал без определенной цели. Для обычного кошелька 12х9 см, например


хватит куска кожи 30х25 см - он будет стоить около 4$, если заказывать на отрез. Покупая цельную шкуру можно сэкономить.
Первым моим изделием стал примитивный кошелек. Разложившись, принялся за работу


На вырезанных деталях отчетливо виден неровный ряд отверстий под шов


Зафиксировав детали принялся сшивать


и другую сторону


Весь процесс, от раскроя до последнего стежка занял у меня не более полутора часа. Вот что из этого получилось




Конечно примитивно, но надеюсь так будет не всегда).
Возвращаюсь к вопросу о полезности всех этих инструментов. Естественно не стоит воспринимать мнение непрофессионала как руководство. Но свое субъективное мнение я изложу. Пойду методом исключения наиболее не пригодившихся мне элементов. Фаскорез думаю еще долго будет лежать без дела. Полоски наждачки похоже тоже составят ему компанию. Рубанок. Возможно реабилитируется и я смогу по достоинству оценить его полезность после покупки хороших лезвий. Но пока ни о чем. Два маркера швов с практически одинаковым шагом, думаю достаточно было бы и одного. А вот не хватает с шагом побольше. Канавкорезов тоже многовато. К остальным инструментам и материалам (нити и воск) - вопросов пока не имею.
На этом буду заканчивать, уже появилось пару идей для подарков близким - так что нужно тренироваться дальше.
Всем спасибо за внимание.
П.С.

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

Планирую купить +78 Добавить в избранное Обзор понравился +101 +183

После выбора материала и инструментов для работы с коже (читайте об этом в нашей статье “ ”) можно переходить к работе. Мы уже писали ою основных приёмах подготовки кожи к работе . Теперь рассмотрим их более подробно. Распорите устаревшее изделие по швам. Внимательно осмотрите кожу. Места с сильными потертостями и нарушениями мереи лучше при дальнейшей работе обходить. Проверьте на ломкость. Если при перегибах образуются трещины или кожа рвется от небольшого усилия, то такие куски использовать не стоит. Небольшие дефекты окраски можно попробовать исправить тампоном, слегка смоченным ацетоном. Нитрокраска растворится, и потертости могут исчезнуть. Мелкие царапины и потертости можно покрасить средством “Карат”.

Оставшиеся добротные фрагменты вымойте в стиральном средстве при температуре не выше 40 градусов, тщательно прополощите, а остатки воды удалите, завернув кусок кожи в тряпку рулоном.

Растяните кожу на доске. Используйте молоток и мелкие гвозди. Старайтесь подтягивать кожу равномерно во всех направлениях. Оставьте сохнуть. Если вы не собираетесь в дальнейшем красить изделие, то обработайте со стороны мереи (значение это термина можно узнать ) кремом для изделий из кожи и обуви. Новая кожа с дефектами требует выполнения тех же операций.

НАРЕЗКА ПОЛОС И ШНУРОВ.
Стоит потренироваться, прежде чем вы приступите к нарезке шнуров и полос, которые являются основой для браслетов. Резать лучше всего на гладких деревянных досках (вдоль волокон). Можно также резать на ровной листовой фанере или пластике (полистироле). Проверьте, тянется ли кожа. Если кожа тянется в каком-либо направлении, вырезайте заготовку полосы поперек этого направления. Поверхность доски или пластика слегка смочите водой (без лужиц). Распределите кусок кожи на поверхности доски так, чтобы он лег без складок.

Теперь возьмите металлическую линейку (чем она тяжелее и толще, тем лучше) и положите ее так, чтобы отрезать только неровный край кожи. Если линейка очень толстая и тяжелая, то вы упираетесь в нее левой рукой так, как это показано на рисунке. Возьмите нож в правую руку (как шариковую ручку) и начинайте резать.

1. Нож прижат к линейке и скользит вдоль нее.
2. Выполняйте старое немецкое хирургическое правило “kein Druck, nur Zug”, что значит: “не давление, только тяга”. Это особенно верно для тонких и вялых кож. Без сильного нажима удается прорезать кожу толщиной 1 мм за 3-4 раза без разрывов и соскока ножа.

Если ваша линейка тонкая, следует обеспечить хороший прижим.

Можно воспользоваться струбцинами и с двух сторон прижать линейку к коже и доске.

Если же струбцин подходящего размеpa нет, прижмите линейку четырьмя пальцами левой руки и отрезайте кожу только в месте надежного прижима. Когда убедитесь, что кожа прорезана, переместите пальцы вдоль по линейке и продолжайте резать в зоне надежного прижима.

Теперь, когда вы получили ровный край, можно произвести разметку линейкой, угольником и тупым шилом. Затем вырезать полосу основы или шнур плетения.

В любительской практике приходится вырезать шнуры из узких полос. Часто линейка шире полоски кожи, из которой нужно резать шнур. Для надежного прижима линейки наклейте на нее снизу скотчем кусочки кожи такой же толщины, что и раскраиваемый материал. Б таком случае не произойдет “перепада высот” кожи и линейки.

ЧТО ДЕЛАТЬ С ВЯЛЫМ КРАЕМ КОЖИ.
Часто при резке обнаруживается вялый край кожи. Из него торчат волоски, выглядит это неаккуратно. Такой край можно смазать клеем ПВА консистенции сливок или быстро, не задерживаясь на одном месте, опалить край пламенем зажигалки.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ ШЕРФОВАНИЕ КОЖИ.
Считается одной из самых сложных операций. Тем не менее постараться и проявить терпение стоит. Шерфование позволяет получить тонкую (вплоть до толщины папиросной бумаги) кромку кожаной заготовки. Такую кромку можно затем легко сгибать, подклеивать, собирать в складки и, напротив, легко разогнать складки.

Шерфованная кожа может понадобиться тогда, когда в вашем распоряжении нет тонкой кожи.

Ее можно сделать самому из более толстой. Условия успешного шерфования:
- очень острый нож;
- гладкая неабразивная поверхность, на которой ведется шерфование.

По убывающей можно расположить лучшие поверхности так: полированный мрамор, толстое стекло, керамическая плитка, гладкое дерево.

УПРАЖНЕНИЕ. Возьмите полоску толстой (1,5-2,5 мм) кожи размером не менее 200×70 мм и расположите ее на шерфовальной поверхности. Предварительно слегка смочите ее. Отметьте на бахтарме полоску шириной 5 мм параллельно краю кожи. Проведите без нажима всей режущей поверхностью шерфовального ножа по отмеченной полосе под углом примерно 45° к поверхности кожи. Образовавшийся разрез будет направляющей для последующего шерфования. Левой рукой удерживайте кожу на поверхности, а правой вставьте нижний край лезвия в разрез и перемещайте нож вперед. Если нож острый, кожа срежется ровно, без больших усилий.

Теперь сделайте отметку на расстоянии 10 мм от края и повторите шерфование, изменив угол наклона ножа к коже. Старайтесь вести нож ровно, без рывков. Если получается рваный край или шерфование идет с трудом, заточите нож снова.

Другой способ шерфования состоит в следующем. Направляющая проводится так же, как и в первом случае. Пальцами левой руки удерживайте кожу, а указательным левой подталкивайте нож вправо, помогая движению правой руки.

КАК ПОЛУЧИТЬ ТОНКУЮ КОЖУ.
Чтобы получить тонкую узкую полоску (шнур), достаточно отрезать отшерфо-ванный край. Если же нужна широкая полоска, то ее шерфуют слева и справа, а затем осторожно, начиная с дальнего края, подшерфовьтвают от себя середину полосы по 2-3 см за один проход.

Еще один способ. Полосу кожи размещают на слегка смоченной стеклянной бутылке и удерживают левой рукой.

Если полоса длинная, то имеет смысл сделать отверстия в краях полосы и соединить их шнуровкой. Шерфовальным ножом пилящими движениями от себя последовательно срезают кожу до необходимой толщины.

КАК ИЗ КОРОТКИХ ШНУРОВ СДЕЛАТЬ ДЛИННЫЙ.
Нарезка шнуров описана ранее. Однако в любительской практике не удается вырезать достаточно длинные шнуры. Поэтому их можно соединять из нескольких коротких. Для этого отшерфуйте один шнур со стороны мереи, а другой – со стороны бахтармы. Места среза смажьте тонким слоем клея “Момент”. Высушите и соедините, строго следуя инструкции.

Отстучите место соединения сапожный или обычным молотком через кусочек кожи. Если шерфовка и склейка произведены правильно, место склейки практически неразличимо.

ПРОБИВКА ОТВЕРСТИЙ.
Кожу следует расположить на таком материале, который не тупил бы режущую кромку пробойника. Это толстый фторопласт, плотная резина (хоккейная шайба), торец древесины, подошвенная (прессованная) кожа и т.п. Левой рукой установите пробойник перпендикулярно поверхности и слегка прижмите его к коже.

Молоток держите в правой руке не за”горло”, а за “ноги”, т.е. ближе к концу деревянной ручки. Короткие, отрывистые удары наиболее эффективны. Аналогичным образом делаются прорези стамеской. Стамеску устанавливают на коже перпендикулярно поверхности. Слегка прижимая лезвие к коже и не отрывая лезвия от поверхности, выполняют покачивающие движения вдоль лезвия. Если лезвие широкое, ваших усилий может не хватить.

Воспользуйтесь молотком.

Также, предлагаем вам сделать удивительно модную и стильную вещь из кусочков кожи, драпа, замши, прочитав статьи, которые помогут вам , деталей и .

В статье использованы материалы из книги: Илья Мицель. «Кожа. Плетёные и тиснёные браслеты». Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.

Всё, что вы хотели знать о рукоделии и

При копировании материалов активная ссылка на сайт www.!

Для каждого изделия необходимо подобрать определенный материал: например, для бижутерии подойдет кожа с перчаток – она мягкая, эластичная и способна передать самый тонкий нюанс; сумки лучше шить из более жесткой кожи, и, если для этого используется кожа мягкая, необходимо сделать подкладку из плотного материала.

Вначале нужно сделать выкройку изделия. Если оно сложное, рекомендуется предварительно сшить модель из дешевой ткани и, после внесения необходимых изменений, использовать ее в качестве выкройки. Для того чтобы выкроить детали, выкройки кладут на изнаночную сторону кожи и обводят контур шариковой ручкой.

При выкраивании парных деталей нужно помнить, что кожа в поперечном направлении растягивается сильнее, чем в продольном, поэтому кроить их нужно в одном направлении. Скалывать кожу булавками нельзя: на ней остаются следы.

Мягкую кожу на машине шьют обычной иглой № 80 или № 90; для шитья более толстой кожи требуется специальная трехгранная игла. Строчка должна быть крупной, так как кожа легко прорубается. Если машина плохо продвигает кожу, можно строчить ее через тонкую бумагу, которую затем удаляют. Нитки нужно брать прочные и эластичные: хлопчатобумажные, льняные или крученый шелк. Капроновые нитки для шитья не подходят.

При шитье замши нужно учитывать направление ворса: лучше, если он будет направлен сверху вниз.

Если изделие собирается из отдельных кусочков кожи, их нужно настрачивать на флизелин или плотную хлопчатобумажную ткань. Для удобства работы их следует приклеить к основе резиновым клеем так, чтобы верхние кусочки находили на нижние на 0,5–1 см.

Кожу следует утюжить с изнаночной стороны негорячим утюгом без пара через сухую ткань.

Это очень важный процесс, благодаря которому коже придается необходимая толщина. Как правило, требуется равномерно утоньшить кожу только в местах соединения деталей, однако, если нет кожи подходящей толщины, приходится шерфовать всю ее поверхность.

Шерфованию нужно учиться на небольших кусочках кожи, которые не жалко испортить.

Для работы пластиковая подставка (оргстекло) кладется на стол подобно школьной тетрадки – под углом примерно 70° к краю столешницы. Высота стола и стула должна быть подобрана так, чтобы локоть согнутой руки не доставал до стола 1–2 см. Кожа кладется на плитку бахтармой вверх, ближе к переднему и правому краям, и прижимается к ней пальцами левой руки. Нож захватывается снизу мизинцем, безымянным и средним пальцами, большой палец упирается в торец, а указательный прижимает нож сверху по центру. Нож, указательный палец и предплечье при работе должны находиться на одной линии.

Шерфовать начинают с краев в направлении «от себя». Нож держится с небольшим наклоном вправо. Нужно научиться не строгать, а срезать слои кожи: для этого нож должен идти параллельно поверхности плиты, не врезаясь и не вырываясь из кожи. Пальцы левой руки не должны располагаться перед ножом – можно забыться и порезаться.

При шерфовании сначала срезаются длинные края, затем короткие и в последнюю очередь, при необходимости, середина.

Считаете, что это слишком сложные манипуляции? Не огорчайтесь, при определенном навыке и хорошем инструменте шерфование не требует приложения физической силы.

Готовые изделия покрывают лаком, пчелиным воском, мастикой или кремом для обуви, нанося их с помощью мягкой тряпочки, затем полируют лоскутком фланели – это предохранит изделие от загрязнения.

Окрашенное изделие для закрепления окраски рекомендуется покрыть лаком для кожи или яичным желтком.

Соединение кожаных изделий

Сшивание кожи

Сшивать тонкие детали из кожи можно обычным способом на швейной машине, только нужна специальная игла для кожи.

Те, у кого есть старинная швейная машина с качающимся челноком, могут шить даже толстую кожу – им повезло. Благодаря особой конструкции такая швейная машина делает это достаточно легко. Современные импортные швейные машины имеют съемную лапку с колесиками для проталкивания ткани. Такую лапку можно установить и на отечественную швейную машину, купив переходник– адаптер. Еще один из вариантов облегчить работу швейной машине – тефлоновая лапка для импортных машин. Она может быть установлена на любую швейную машину с помощью адаптера.

В том случае, если кожа плохо скользит, можно смазать место шва машинным маслом или подложить снизу и сверху тонкую бумагу, а затем удалить ее.

Кожу нельзя скреплять временными стежками; для наметки нужно пользоваться резиновым клеем.

Удобнее всего для шитья пользоваться иглой– шилом. Вначале игла втыкается в кожу. При ее обратном движении на противоположной стороне образуется петля, в которую продергивается вытянутый конец нити или вторая прочная нить. К концу этой нити можно привязать обычную, лучше тупую, иглу любого размера: так удобнее продевать нитку в образующиеся петли.

В результате получится шов, напоминающий обычный машинный: обе нитки образуют стежки, каждая со своей стороны, а переплетение нитей происходит между слоями кожи.

Виды швов

Шов стачной – самый распространенный, применяется для соединения деталей. Для утончения шва необходимо сшерфовать края деталей на ширину припуска, затем сложить детали лицевыми сторонами внутрь и, наживив припуски резиновым клеем, проложить строчку. После этого детали развернуть, остатки клея удалить; отогнуть в разные стороны припуски, простучать их по всей длине деревянным молотком и, промазав клеем «Момент», прижать к основе (расклеить).

Стачной шов можно украсить кантиком (рис. 6). Детали складываются бахтармой, между ними вкладывается сложенный вдвое, бахтармой внутрь, кантик (рис. 7). Вдоль линии будущего шва с одной или обеих сторон укладываются полоски кожи шириной 3–4 мм. Сшиваются одновременно обе детали, кант и полоски, причем полоски не прошиваются насквозь, а прихватываются косыми стежками и приобретают вид витого шнура.


Рис. б


Этот шов может быть использован при изготовлении сумок, жилетов и т. п. Шов с накладкой канта с одной стороны при шитье домашней обуви украсит место соединения подошвы с верхом.



Рис. 7


Шов встык. Выполняется «зигзагом». Применяется для соединения деталей, если требуется получить минимальную толщину шва (рис. 8а). Он может быть укреплен тесьмой или кожаной полоской снизу или сверху, а также с двух сторон (рис. 86).

Шов встык применяют для набора (так называют полотно, собранное из небольших кусочков кожи). Набор можно использовать для шитья сумок, жилетов, чехлов на подушки и т. п. Набор бывает мозаичным, из кусочков различных форм и размеров, и регулярным (геометрическим), собранным из правильных геометрических фигур, составляющих раппорт рисунка. Это может быть «паркет», «елочка» (рис. 9), «американский квадрат» (рис. 10), «витраж» (рис. И).


Настрочный шов. Этот шов имеет закрытый срез. Для его выполнения следует детали сложить лицевыми сторонами, припуски промазать резиновым клеем, затем верхнюю деталь отвернуть и сострочить обе детали одним швом на нужную ширину края.


Рис. 8


Рис. 9


Рис. 10


Рис. 11


Этот шов можно выполнить другим способом: сначала соединить детали стачным швом, затем, отогнув верхнюю деталь, сострочить обе детали на нужную ширину края (при этом обе строчки нужно выполнять в одном направлении).

Накладной шов. Применяется при соединении деталей внахлест: обрезной край одной детали, не подгибая, накладывают на другой, тоже не подогнутый край, и соединяют машинной строчкой на одинаковом расстоянии от срезов. Величина захода одной детали на другую – 4–8 мм. Для предварительного соединения припуски можно промазать резиновым клеем.

Таким швом удобно соединять детали с фигурным обрезом, выполненным, например, ножницами «зигзаг», а также настрачивать тесьму или отделочные полоски кожи, которые могут быть в цвет основной детали или, наоборот, контрастными.

Особенно хорош этот шов для выполнения мозаичных наборов. На основу из материала или флизелина нужно разложить мелкие кусочки кожи так, чтобы верхние находили на нижние, подобрать их по цвету, приклеить резиновым клеем и пристрачивать, двигаясь постепенно сверху вниз, обычной строчкой или строчкой «зигзаг».

Подушки, выполненные таким образом – просто загляденье!

Оплетка и продержка

Для соединения деталей, кроме сшивания и склеивания, широко используется такой прием, как оплетка. Предварительно в заготовке делается перфорация – пробиваются отверстия. Лучше это делать пробойниками различных диаметров или стамеской. Так как расстояния между отверстиями должны быть одинаковыми, для разметки мы используем линейку или циркуль.

Пользуясь пробойником, никогда не следует пробивать кожу, наложив одну деталь на другую, так как нижняя легко и незаметно может сдвинуться. Поэтому сначала заканчиваем с одной деталью, затем оплетаемые части деталей накладываем друг на друга лицевыми сторонами внутрь (наверху должна находиться деталь с уже пробитыми отверстиями) и круглым шилом намечаем место отверстий на второй детали, чтобы число отверстий и расстояния между ними впоследствии совпали.

Для оплетки можно использовать различные материалы: тонкий шнур, сутаж, тесьму, узкую ленту, нитки, но лучше всего для этой цели подходят кожаные полосочки. Чтобы получить достаточно длинную полоску из сравнительно небольшого куска кожи, можно воспользоваться нехитрым приемом – вырезать ее по спирали (рис. 12), стараясь резать ровно. Нам нужно несколько полосок, чтобы их суммарная длина была в три раза больше оплетаемого края. После этого полоски увлажняются теплой водой и наматываются с натягом на бутылку. Высохнув, полоска станет ровной; середина кожи в работе не используется – слишком велика крутизна спирали.


Рис. 12


Чтобы срастить наши полоски, их края нужно сшерфовать, намазать клеем, сложить (рис. 13) и плотно сжать. При оплетке нужно стараться, чтобы место склейки оказалось на изнаночной стороне оплетаемых деталей или между соседними отверстиями.

Для оплетки детали ширина полоски должна быть не меньше диаметра отверстия. Важно правильно выбрать не только диаметр отверстия и ширину оплетки, но и расстояние между отверстиями.


Рис. 13

Не стоит забывать, что оплетка служит не только для соединения деталей, но и является декоративным элементом, поэтому следует внимательно подойти к подбору ее цвета: он обязательно должен гармонировать с цветом основного материала. Оплетку можно использовать при соединении деталей в сумочках, очечниках, косметичках, ножнах, для отделки края в поясах, заколках и жилетах.

При соединении деталей их припуски следует при необходимости предварительно сшерфовать и склеить, а углы закруглить ножом или ножницами, так как острые углы оплести не получится.

Закрепляют концы полосок следующими способами:

1. Один конец полоски вклеивается между двумя деталями, а второй протаскивается дважды в отверстие одной из них, чтобы один виток укладывался на другой (рис. 14).


Рис. 14

2. Начало кожаной полоски вырезается более широким, в нем пробивается отверстие. Другой конец полоски протаскивается в отверстие детали и собственное отверстие, образуя замок (рис. 15). Если соединяются две детали, замок располагается между ними.


Рис. 15

Оплетка может быть простой, в один или два ряда, и сложной. На рисунках 16–20 приведен ряд простых оплеток.


Рис. 16


Рис. 17


Рис. 18


Рис. 19


Рис. 20


Для того чтобы было легче продевать кожаные полоски в отверстия, их концы следует заострить; для работы можно воспользоваться иглой с большим ушком.

Если нет пробойников, то можно пробивать отверстия стамеской.

С помощью стамески пробиваются отверстия и для выполнения так называемой «продержки» продергивания кожаных полосок, тесьмы, шнура, сутажа и т. п. (рис. 20).

Теперь более подробно рассмотрим несколько вариантов оплеток, которые впоследствии пригодятся нам для отделки. Работа очень кропотливая, но результат того стоит (рис. 21 а-з). Варианты б-з могут использоваться для отделки. Техника выполнения слегка напоминает вышивку крестом. Стежки получаются при продержке двух ремешков. Один продевается снизу вверх (удобно проталкивать шилом), а другой – через то же отверстие – сверху вниз.


Рис. 21


Для украшения изделий можно использовать декоративные оплетки, сочетающие в себе технику продержки и вышивки (рис. 22–24). Имейте в виду, этника всегда в моде!


Рис. 22



Рис. 23



Рис. 24

Кожа – это эластичный материал, подвергающийся всякой деформации, который при увлажнении принимает любую форму. Эти свойства часто используются для изготовления изделий обтяжкой.

Основа для формовки изделия может быть временной (к примеру, когда на бутылку натягивается заготовка для браслета) – в этом случае после полного высыхания кожи она удаляется; или постоянной (если вы решили декорировать саму бутылку) – тогда основа становится неотъемлемой частью изделия.

В первом случае кожа должна быть толстой, прочной и жесткой, то есть она должна после высыхания хорошо сохранять свою форму. Болванкой может служить стеклянная, металлическая или деревянная вазочка, банка, флакон из-под шампуня, стакан или коробочка интересной формы.

Пример изготовления декоративного изделия на основе небольшой стеклянной вазы приведен на рисунке 25.


Рис. 25


Вначале следует сделать выкройку из бумаги: для этого вазочка ставится в центр листа и вокруг нее бумага присборивается и закладывается в складки; лишняя бумага сверху обрезается, и выкройка расправляется. По ней, с учетом размера и формы кожи, выкраивается заготовка.

Интересный эффект получается при использовании в этой работе шорно-седельной юфти, неокрашенных подкладочных кож, которые можно оформить перфорацией, выжиганием, тиснением, накладными элементами в виде букетов или орнаментов.

На вырезанной заготовке вначале следует выполнить задуманную перфорацию или штамповку, а затем, увлажнив ее, натянуть на основу, закладывая произвольные сборки и складки, а в местах сужения обмотать широкой резиновой лентой и оставить сохнуть. Изделие можно подсушить в духовке или на батарее: в этом случае кожа станет более твердой и сухой, это придаст конструкции более жесткую форму.

После того как кожа высохнет, основу нужно вынуть и окончательно оформить вазочку. С помощью выжигательного аппарата на ней можно выполнить рисунок сообразно вкусу и фантазии.

В конце работы нужно закрепить форму вазочки, подклеив складочки изнутри или приклеив сверху вокруг узкого места декоративный ремешок; а приклеенное кожаное донышко повысит ее устойчивость.

Драпировка (жмурка)

При изготовлении некоторых изделий хороший эффект дает драпировка кожи. Этот прием может быть использован и как декоративный, и как маскирующий. Если, увы, на коже имеются дефекты (дыры, царапины, цветные пятна, неравномерная толщина кожи), драпировка поможет скрыть эти недостатки. Драпировка также очень удобна в тех случаях, когда, скажем, кусочка кожи не хватает, чтобы затянуть всю поверхность изделия. В этом случае стыки или швы укладывают складочками, маскируя их внутри этих складок. Дефекты кожи тоже убирают в складки.

Что касается неравномерной окраски, то она как раз может придать особый эффект изделию. Надо помнить об этом, приступая к драпировке.

Для работы понадобится клей «Момент» или «88», пинцет, спица или шило. Работа выполняется на основе. Если драпировка будет фрагментом на большом полотне – к примеру на сумке, – кусок кожи драпируется и приклеивается прямо на полотно. Иначе обстоит дело, если речь идет не о фрагменте, а об отдельной вещи, полностью задрапированной. Например, при выполнении гривны (шейного украшения) нужно вырезать из толстой кожи или картона основу, повторяющую силуэт изделия, а при изготовлении заколки можно использовать старую пластмассовую основу.

Учтите также, что лицевая сторона кожи и лицевая сторона изделия – не всегда одно и то же! Если кожа имеет красивую бахтарму, то лицевой стороной изделия может быть именно она.

Термическая обработка

Кожу можно подвергать термообработке, в результате чего она меняет свою форму, выгибается. Это свойство кожи с успехом используется при изготовлении украшений, аппликаций, отделки.

Простейшим вариантом термообработки является «жареная пуговица». Из кожи (лучше жесткой) вырезается несколько кружков различного диаметра. Они укладываются лицевой стороной вверх на нагретую чугунную сковородку (на электроплите поджаривать кожу можно прямо на конфорке). Через некоторое время кружки равномерно выгнутся вверх (если вы помните, при жарке кружочков колбасы эффект тот же!), и у вас получится выпуклая «пуговица». Такие пуговицы можно использовать вместо накладных элементов, окантовав их кожаной полоской или шнуром; можно изготовить из них сердцевинки фантазийных цветков или выложить орнамент из «пуговиц» разного диаметра.

Термообработкой можно пользоваться и при выполнении цветов. Для этого листья и цветы вырезаются по выкройкам и слегка поджариваются; лепестки должны принять естественную форму, чуть загнувшись к краям. Главное – не передержать, иначе края кожи обуглятся и слишком сожмутся.

Если это все-таки случится, края можно сточить стамеской или наждачной бумагой.

Особенно аккуратно нужно обращаться с кожей светлых тонов: она темнеет к краям, хотя иногда это придает изделию особый шарм, например, в цветочных композициях.

Того же эффекта можно добиться, если использовать вместо сковороды свечу – особенно если нужно, чтобы загнулась не вся деталь, а лишь ее часть, как, например, в лепестках цветов. Деталь нужно взять пинцетом и подержать над свечой ту часть, которая должна быть выпуклой. Держать нужно до тех пор, пока она не изменит форму.

Выжигание

Выжигание по коже производится обычным электровыжигательным аппаратом. Особенно красиво оно смотрится на коже светлых тонов: белой, сливочной, бежевой и песочной. Лучший материал для работы – юфть и плотная кожа. Дорогие новички, не стоит брать для выжигания тонкую кожу – без необходимого навыка вы ее попросту испортите.

Работать надо, легко дотрагиваясь до материала, вести по линиям рисунка накаленным жалом выжигателя следует так же спокойно, как карандашом или кистью. Главное, о чем нужно заботиться во время процесса, – чтобы не задерживать жало на каком-нибудь одном месте, так как, остановившись на коже, оно, конечно, немедленно ее прожжет. Сильно надавливать на материал вообще не рекомендуется: даже если жало его не прожжет, то даст слишком широкую черную линию. Конечно, линии могут быть разными по ширине, но это должно зависеть исключительно от самого рисунка.

Для того чтобы получить некоторый навык в обращении с электровыжигательным аппаратом, лучше брать для работы толстую кожу: жало в ней движется легче – этому способствует ее гладкость. Если какая-нибудь линия выжжена недостаточно, то проходить ее вторично нужно слабо раскаленным жалом. Каждую начатую линию следует доводить до конца, не перескакивая на другие. Чтобы линии получались одинаковой толщины, жало нужно стараться вести равномерно и с одинаковым, очень легким нажимом.

С помощью выжигания проще всего изображать контурные узоры, без передачи различных оттенков светотени.

Рисунок, выполненный выжиганием на толстой коже, можно окрасить анилиновыми красками. Они наносятся кисточкой в несколько приемов с перерывом 15–20 минут. После того как краски подсохнут, рисунок интенсивно протирают кусочком шерстяной ткани, чтобы придать ему яркость и блеск. Полученный цвет следует закрепить фиксатором.

Штамповка (тиснение)

Это рельефная обработка кожи. Это достаточно кропотливая работа, здесь нужно быть внимательным к толщине кожи. Штамповка (тиснение) может быть горячим и холодным.

Отделка кожи горячим тиснением основана на ее свойствах принимать прочный отпечаток от надавливания на нее горячими металлическими штампами. Для этого тиснения подходит кожа от 1,5 до 3 мм. Ручное тиснение дает большое разнообразие рисунков благодаря сочетанию имеющихся штампов.

Штампы можно изготовить самому, используя обыкновенные гвозди с большими шляпками, опилив их напильником до нужной вам формы (рис. 26).



Рис. 26


Обыкновенно рисунок отпечатывают сразу: трудно попасть на прежний отпечаток, чтобы сделать его сильнее. Для сложных рисунков составляют предварительный отпечаток на тонкой бумаге, кладут его на заготовку и отпечатывают сквозь бумагу на коже слабо нагретыми инструментами. Затем, сняв бумагу, проходят рисунок снова теми же инструментами.

Чтобы сделать выпуклый (вогнутый) орнамент, нужно аккуратно вдавливать штамп со стороны бахтармы (или наоборот) до получения нужного рисунка. Рельеф изнаночной стороны следует смазать клеем ПВА.

Для холодного тиснения подходят кожи толщиной 0,8–1,2 мм. Оно применяется, когда нужно нанести узор на гладкую кожу, например – провести линии вдоль кромок на рамках. Для этого используют ролик или другой деревянный инструмент, которым водят по линейке взад-вперед, пока линия не станет достаточно глубокой.

Для выполнения холодного тиснения на гладких поверхностях можно использовать картонный шаблон, выполненный по размеру изделия. На картон наносят узор и затем прорезают его острым ножом или скальпелем. Закругленные контуры прорезают маникюрными ножницами с закругленными концами (часть элементов рисунка при этом может выпасть).

После этого вырезанный картон (шаблон) приклеивается на изделие, выпавшие элементы вклеиваются в нужные места. После сушки производят удаление клея и неровных мест.

Когда шаблон полностью готов, его оклеивают тонкой кожей, причем вначале ее протирают мягкой тряпочкой, а затем проходят по контурам рисунка косточкой так, чтобы не повредить кожу.

После сушки в углубления можно залить краску: нитроэмаль, пентафталевую гуашь или акварель, разведенную клеем ПВА. Широко применяются акриловые краски.

С помощью масляных и акриловых красок можно расписывать обложки альбомов, шкатулки, украшения и другие изделия, выполненные из кожи.

Приступая к работе красками по коже, ее необходимо протереть (особенно светлую кожу) раствором поташа (на 1 стакан теплой воды 1 чайная ложка поташа). Ватка, обернутая чистой тряпочкой, обмакивается в раствор, чуть-чуть отжимается, чтобы с нее не текло, и ею старательно обтирается кожа. Это делается для того, чтобы кожа лучше воспринимала краску, прочнее ее держала и была достаточно чиста: раствор поташа уничтожает грязь и прекрасно очищает кожу.

Краску на кожу нельзя накладывать толстым слоем. Работая масляными красками, надо их не только класть тонко, но и слегка как бы втирать в материал. Не надо понимать это буквально, но придерживаться такого правила необходимо, чтобы краска прочно держалась на коже. Слишком толстый мазок может сломаться, потрескаться и даже отвалиться. Тонкий слой при втирании в кожу впитывается в нее и прочно на ней держится.

Автомобильными красителями в аэрозольных упаковках можно окрашивать кожу как гладко, так и в технике трафарета. Используя традиционный трафарет, вырезают из картона или пластика фигурки и окрашивают кожу через полученные отверстия. Или, наоборот, накладывают на кожаную деталь (например, на будущую серьгу) мелкие предметы четкой формы: круги, колечки, палочки. После окрашивания на серьгах появится рисунок.

Эффектно выглядит рисунок, полученный путем наложения на кожу различных растений, например, листьев клена или папоротника. Листья красиво располагают на плоскости и обрызгивают красителем, стараясь чередовать более насыщенные цветом места и менее насыщенные. Такой рисунок может украсить обложку книги, сумку.

Популярно оформление в технике горячего батика. На водяной бане растапливают кусок обычной стеариновой свечи и кистью наносят на кожу рисунок. Эффектно выглядит техника «сухой кистью», когда виден след отдельных ворсинок. Для этого стеарина на кисть набирают не много. Предварительно целесообразно попрактиковаться на ненужных кусочках кожи. После нанесения стеарина кожу покрывают анилиновым красителем (продается в хозяйственных магазинах для окрашивания тканей). Краситель предварительно разводят согласно рецепту на упаковке. Также в качестве красителя можно использовать цветные чернила.

После нанесения красителя кожу просушивают. На изделии получается узор – первоначальная окраска кожи на фоне цвета красителя.

Если задуман многокрасочный узор, работа ведется следующим образом:

1. Наносят узор стеарином на те участки, которые должны остаться самыми светлыми – цвета кожи.

2. Окрашивают поверхность самым светлым тоном из выбранных вами и высушивают.

3. Наносят стеарин на те места, которые останутся светлыми.

4. Окрашивают более темным красителем. Не забывайте, что при смешивании красок получаются другие цвета! Например, если нанести голубой краситель поверх желтого, он станет зеленоватым. Снова высушивают.

5. Теперь на изделии виден узор из нескольких цветов – цвета кожи, желтый, зеленый. Снова наносят стеарин на те участки, которые останутся зелеными. Теперь можно покрыть изделие самым темным цветом – синим, черным, коричневым.

6. Удаляют стеарин с поверхности кожи. Там, где он лежит толстым слоем, его осторожно соскребают, так, чтобы не испортить поверхность изделия. Можно быстро прогладить горячим утюгом поверх газеты. Эту процедуру повторяют несколько раз. Проглаживать надо быстро и осторожно, чтобы кожа не стянулась. Этот способ пригоден для толстой кожи и кожи средней толщины.

7. Для придания блеска поверхность кожи натирают пастами с воском или бесцветным кремом для обуви.

Аппликация

Аппликация – один из видов вышивания: нашивка или наклеивание на основную ткань узора из кусочков ткани.

Аппликация может быть накладная и вырезная.

Для выполнения накладной аппликации детали узора накладывают на основную ткань, приклеивают или пришивают. Пришивать можно вручную или на машине, можно закрепить аппликацию на изделии с помощью оплетки. На рисунке 27 дан пример накладной аппликации. На тонкой коже в серединки цветов можно пришить бусинки разных цветов или бисер.


Рис. 27



Рис. 28


Для выполнения вырезной аппликации узор наносят на основную ткань (кожу) и вырезают, затем на ее изнаночную сторону кладут кусочки ткани или кожи контрастного цвета. Если отверстия большие, детали приклеиваются по контуру и пришиваются, если узор состоит из группы мелких отверстий, то под них лучше подложить общий кусок – фон. Его можно в нескольких местах «прихватить» клеем и закрепить оплеткой (рис. 28). Нижняя деталь может быть подкладкой, например для пояса.