Кто придумал галстук и зачем. Галстук: стильный аксессуар или символ рабства? Классические виды галстуков

Галстуки заняли свое место среди мужчин по всему миру, но они не имеют практической цели и являются просто декоративными элементами. Модных экспертов, социологов и других профессионалов уже много лет интересует история появления галстука: кто его придумал и зачем, и как он стал вершиной деловой одежды.

В то время как многие люди боятся даже мысли о том, что нужно завязывать узел галстука, другие наслаждаются тем фактом, что они могут продолжать традицию формальности, уравновешенности и элегантности.

«Изящно повязанный галстук – это первый важный шаг в жизни».

Оскар Уайльд

Сложно представить современную мужскую моду без такого аксессуара , как галстук. Ведь это главное украшение и визитная карточка любого мужчины.

Английский джентльмен был обязан овладеть искусством завязывания галстучных узлов различными способами, а самым серьезным оскорблением считалось негативное высказывание о его галстуке.

Происхождение слова «галстук»

Согласно данным Оксфордского словаря, происхождение названия «галстук» восходит к слову «хорват».

Кто же его придумал?

Считается, что хорватские кавалеристы, воевавшие на стороне Франции против империи Габсбургов, носили шейные платки, как часть формы. Когда французы интересовались у хорватов, что у них на шее, солдаты думали, что у них спрашивают об их национальности.

Из-за этого недопонимания появилось слово, означающее галстук.

Интересно: грабатологист – это коллекционер галстуков

История этого элемента гардероба

Теперь об истории галстука более подробно. Людовик XIV, пораженный изяществом платков хорватских солдат, сделал этот аксессуар знаком дворянства и объявил себя родоначальником современной моды. Король даже не подозревал, что история возникновения галстука уходит вглубь веков.

Хорватский конный шарф был самой высокой модой во французском барокко. Это была длинная белая ткань, сделанная из тонкого хлопка или льна, которая сложными способами привязывалась к шее. Иногда он был украшен кружевом.

В Египте

То, что стало известно как «галстук» примерно триста лет назад, существует уже тысячи лет, датируясь еще до рассвета человеческого существования. Чтобы отобразить происхождение галстука и определить его значение, нужно вернуться во времени к древности. Если вернуться на четыре тысячи лет назад в Древний Египет, то можно увидеть на шее многих фараонов широкие галстуки, украшенные драгоценными камнями.

Полоски ткани были прямоугольной формы и обозначали социальный статус владельца.

В Китае

Древние китайцы также являются одними из первых, кто стал носить галстуки. Но эти повязки, служащие защитой от натираний доспехами.

В 1974 году была обнаружена древняя гробница Цинь Ши Хуан. Он был первым императором Китая, который умер в 210 г до нашей эры, вместе с ним была найдена знаменитая Терракотовая армия. Удивительно, но эти солдаты носили широкие шарфы, обернутые вокруг шеи, а офицеры носили тщательно связанные галстуки.

В Древнем Риме

Сначала появились шарфы, которые носились римлянами в 113 г.н.э., как знак чести. Многие имперские легионеры носили их заправленными в броню. Другие социологи считают, что шарф был символом больных людей.

Римские легионеры первыми стали завязывать шейные платки узлом. Что делает их похожими на современный галстук.

Древнеримскую традицию ношения галстуков переняли румыны.

Затем только хорваты.

Дальнейшее существование

Мода дошла до Англии через 150 лет после Франции. Англичане начали изготавливать галстуки необычных цветов и орнаментов из шерсти, шелка и атласа. Именно в это время было придумано большое количество узлов, где самым известным стал «Байроновский».

В 1827 году Оноре де Бальзак написал книгу «Искусство ношения галстука», где дает рекомендации, что надевать со смокингом или фраком и описывает все разновидности аксессуара. Среди описания встречаются такие галстуки как «Трагический», «Вальтер Скотт» – галстук из ткани в клетку. Белый галстук рекомендовал использовать исключительно со смокингом или фраком. Бальзаку принадлежит знаменитое высказывание: - «Мужчина стоит того же, что и его галстук».

В 1924 году был получен первый патент на галстук, состоящий из трех частей, скроенных по косой.

Вернемся к истории появления галстука 17 века, который бы мало похожи на сегодняшний галстук. Однако это был стиль, который оставался популярным во всей Европе более 200 лет. Галстук, как мы его знаем сегодня, не появлялся до 1920–х годов, но с тех пор претерпел много изменений.

В прошлом веке произошло много изменений в дизайне галстука:

— 1900 – 1909 гг . Галстук был обязательным набором одежды для мужчин первой декаде 20 века. Наиболее распространенными были cravats, которые произошли от ранних галстуков 17 века, привезенными во Францию хорватами. Что было другим, так это то, как они были связаны. Два десятилетия назад был изобретен узел «Four in hand» (четвертной узел или простой), который был единственным узлом, используемым для галстуков. В то же время становятся популярными два других стиля галстука – это галстук – бабочка и Аскот;

— 1910 – 1919 гг . Во втором десятилетии 20 века наблюдалось снижение моды на формальные галстуки и галстуки Аскот, поскольку мужская мода больше приближалась к стилю casual и галантерейщики уделяли больше внимания комфорту, функциональности и пригодности. К концу этого десятилетия галстуки начинают напоминать те, которые известны сегодня;

— 1920 – 1929 гг . Это важное десятилетие для галстуков, так как тут берет начало история галстука придуманного Джесси Лангсдорфом. Он разрезал ткань под углом в 45˚, используя трехкомпонентную конструкцию. Это позволило завязывать галстук стандартными узлами, при этом сохранять равномерную драпировку и не скручивать его;

1930 – 1939 гг . В эти годы галстуки стали значительно шире и часто имели смелые узоры и рисунки в стиле арт–деко. Галстуки обычно связывали узлом Виндзор, который изобрел в то время герцог Виндзор;

— в 50–е годы появился тонкий галстук, так как он лучше сочетался со стилем одежды того времени. Кроме того производители начали экспериментировать с различными видами материалов для их изготовления;

— в 60–е годы вошла в моду другая крайность – самые широкие галстуки. Изделия шириной до 15 см были не редкостью. Такой стиль получил название Kipper Tie;

— 1970 – 1979 это года, откуда пошла мода на галстук боло, а в 80–е появляется тонкий галстук, который чаще всего делали из кожи;

— К 90–м годам стали популярными галстуки шириной 8 – 10 см с наличием смелых цветочных принтов, а также узоров пейсли.

В современном мире

Галстук претерпел много изменений за всю свою долгую историю, но неизменно остается самой важной частью образа мужчины. Ведь корпоративный кодекс в современном мире требует наличия костюма и галстука.

Сегодня галстуки доступны разной ширины, вырезов, тканей и узоров. Такой широкий выбор позволяет современному человеку выразить свой личный стиль. Стандартная ширина для галстуков по – прежнему находится в диапазоне от 8 до 9 см. Тонкие галстуки варьируются шириной от 6,5 см до 7,5 см. Помимо изменения ширины, появились уникальные ткани, переплетения и узоры.

Типы узлов

В мире существует более ста различных видов узлов и при подборе необходимо обращать внимание на такие факторы, как:

  • пропорции лица и шеи;
  • тип материала;
  • размер галстука;
  • вид мероприятия;
  • тип воротника рубашки.

Выделяют 5 самых популярных типов узлов:

  1. Четвертной . Подходит для офисных костюмов в повседневной жизни;
  2. Виндзорский. Идеальный вариант для официальных мероприятий;
  3. Малый. Имеет форму треугольника;
  4. Принц Альберт. Сочетается с длинным рубашечным воротником;
  5. Элдридж. Самый сложный и красивый узел подходит для торжеств.

Правила ношения

Стоит придерживаться лишь общих следующих правил:

  • цвет должен быть светлее пиджака, но темнее рубашки;
  • широкий галстучный узел подойдет плотным мужчинам, а худым – узкий;
  • пуговицы у рубашки должны быть застегнуты;
  • узкий конец должен быть продет в петлю и не виден окружающим;
  • для галстука с рисунком следует выбрать однотонную рубашку;
  • ширина должна быть такой же, как у лацканов пиджака;
  • уголки рубашки не должны быть прикрыты узлом.

Важно: конец галстука должен доходить до пряжки ремня

Аксессуары

Зажим (заколка) и булавка – это традиционные элементы мужской одежды и предназначены для крепления.

  1. Зажим или заколка являются самыми популярными и простыми аксессуарами.

Цвет должен гармонировать с часами и кольцом.

  1. В настоящее время булавка распространена среди английских аристократов. Этот аксессуар принято надевать на свадебные приемы.

Не стоит забывать, что галстук – это важная составляющая имиджа мужчины , поэтому к выбору того или иного фасона следует подходить с особой тщательностью.

В конце концов, галстук является декоративным элементом, который должен льстить его владельцу. Он относится к неотъемлемой части гардероба мужчины, потому что оказывает большое влияние на то, как воспринимается человек, и помогает завершить образ. Психологически можно найти множество причин, чтобы носить галстук, хотя лучшая из них – выразить себя.

Источник S auap.org

Галстук - один из самых распространённых мужских аксессуаров, каждый мужчина надевал галстук и не раз. Причин для этого много: дресс-код в школе, институте, офисе; сейчас продаётся масса стильных летних костюмов, которые тоже можно носить с галстуком; появились галстуки в спортивном стиле одежды; галстук надевают на такие мероприятия как свадьба, день рождения, выставки, театры, творческие вечера и... это далеко не полный список. Для некоторых мужчин, галстук - это способ самовыражения, для других - это "удавка", от которой они избавляются сразу же, как выйдут за порог. Но, каким бы не было наше отношение к галстукам, они существуют, и, более того, имеют длинную историю.

Перед тем как углубиться в историю галстука, есть смысл разобраться с некоторыми понятиями. К примеру, на немецком языке говорят "halstuch" (ранее "krawatte"), что в переводе на русский означает "шейный платок" (или полоска ткани, обвязанная вокруг шеи, как украшение, аксессуар).

Например галстук по-украински - "краватка". Но это не имеет отношение к кровати. Кроатия - Хорватия, кроаты = хорваты, они служили в качестве наемных войск - легкой конницы в Австровенгрии и носили шейные платки - галстуки наподобие пионерских. Западная Украина тоже входила в состав Австровенгрии, и отсюда через русинов слово попало в украинский язык. В 1635 году. после того, как хорватские воины победили янычаров турецкого султана, они были приглашены Анной Австрийской к ее двору, за проявленную доблесть. Хорватские офицеры тогда носили разноцветные шелковые платки.

Привычное нам слово галстук произошло от немецкого слова Halstuch, что в переводе означает шейный платок. И действительно, галстуки возникли из шейных платков.

Современные хасиды (есть такая группа евреев) носят галстуки, а вот раньше не носили и презирали носящих, называея галстук - геринг (по-идишски - селедка). Некоторые группы верующих в россии и украине, например, пятидесятники, не носили галстуков и за ношение галстуков исключали из церкви.

Впрочем, евреи издавна носили шейные платки, например плкмя Иуды носила такие платки, которые сейчас в моде у палестинцев, в жару этим платком повязывали голову, а при песчаной буре закрывали рот и нос. Британцы приобщились к этим платкам. повоевав в пустыне. Можно лицо и даже голову замотать в песчаную бурю, или для согрева. Шею защищает от натирания и воротник от грязи.

В течение многих лет, ношение куфии (keffiyeh) было повсеместным среди британских солдат, которые теперь называют их шемаг (shemagh). Их использование некоторыми единицами и формированиями вооруженных сил и полиции прежней Британской империи относится ко времени перед Второй Мировой войной. Из-за удобства шемаги (shemagh) были приняты на вооружение палестинской полицией, пограничными силами Иордании, суданскими Силами Защиты, арабским Легионом, британскими SAS, не считая других, которые носили их, работая в Северной Африке. После войны, их использование армией продолжалось в пустыне и в умеренных широтах. С началом войны с террором, шемаги (shemagh), обычно хлопковые и в армейском стиле - оливковые, с серым или черным вышитым рисунком, были приняты и американскими войсками. Их практичность в засушливой окружающей среде, в Афганистане и Ираке, объясняет их популярность среди солдат. Солдаты часто носят шемаг (shemagh), свернутым в треугольник и обернутым вокруг головы, защищая лицо и глаза от песка. Как и другие статьи одежды военного времени, типа футболок и штанов хаки, арафатка недавно стала и этническим и военным шиком среди тех кто не заинтересован ни политикой, ни вооруженными силами. В Европе и Америке и Австралии, черно-белая куфия (keffiyeh) стала участником молодежной моды, часто используемая как обычный шарф.

От англичан эти платки попали в армию США.

Впервые в Европе шейный платок, называющийся "фокале" появляется у римских легионеров, у которых он служит не для украшения, а имеет чисто практическое значение. Одежда легионера состояла из шерстяной рубахи (tunica) с короткими рукавами или без них, поверх которой носили доспехи. Шею повязывали платком, чтобы ее не натирали пластины панциря. Шейные платки офицеры делали из шелка, который римская империя ввозила из Китая. Дело в том, что шелк не дает заводиться в белье вшам, и это настолько важно в военных условия, что в плоть до 19-го века в армиях разных стран, в том числе и Российской офицеры носили шелковое белье и шелковые шейные платки.

После распада великой империи многие римские традиции и обычаи, включая ношение шейных платков, унаследовали румыны, а от них фокалес перешли к хорватам, чей конный полк во время парада яркими шейными платками, являющимися частью униформы в свое время и сразил наповал молодого Людовика ХIV.

Но самым старым упоминанием о галстуке или шейном платке является сенсационная находка в Китае. В 70-ые годы 20 столетия крестьяне при рытье колодца нашли статуи целой армии воинов императора Цинь Шихуан-ди, который правил около 220-ых годов до нашей эры. Отказавшись от массовых жертвоприношений, он приказал похоронить с ним терракотовую армию - точную копию воинов и лошадей. Этот поступок был подарком не только для тех, кто должен был быть похоронен с правителем, но и для нас, так как идеально сохранившиеся статуи позволяют нам увидеть первое подобие галстука на шеях китайских воинов.

Терракотовая армия

Существуют исторические упоминания, что в Древнем Египте и Древнем Риме тоже использовали шейные платки, которые указывали на привилегированность их обладателей. После падения римской Империи, традицию носить "fascalia" (так называли шейные платки в Риме) унаследовали румыны, а затем и хорваты. Именно хорватам можно отнести заслугу в появлении галстука в Европе...

На военных хорватов во время победного парада, ознаменовавшего конец 30-летней войны, Людовик XIV (король Франции), увидел яркие шейные платки, которые были частью их униформы. Так, в 1663 году, история галстука получила дополнительный импульс. Так как король был большим ценителем всего прекрасного, то его внимания не избежала и эта деталь. Доподлинно неизвестно, но некоторые историки утверждают, что король приказал будущему министру обороны, Франсуа Мишелю Ле Телье, маркизу де Лувуа, достать для него несколько таких платков. Примерно в это время появляется немецкое название "halstuch".

Людовик XIV

В 17 столетии модным стал длинный жилет под камзол, на шею было принято повязывать длинный платок, который обворачивался вокруг шеи несколько раз, а свободные концы просто свисали. Такие платки были очень популярны. Было придумано много вариантов завязывать подобные платки, что занимало у модников того времени очень много времени.

Следующая эпоха в истории галстуков наступила через 100 лет, и, разумеется, случилось это снова во Франции, являющейся, как известно, законодательницей мод. А где же еще? Ведь во Франции мода не исчезала даже во времена кровавых войн и разрушительных революций. Великая французская революция рубила не только головы с плеч, но и шейные платки с шей. Исчезали старомодные галстучные узлы. Исчез кокетливый бант лавальер. Один из лозунгов революции — «Новому времени — новые галстуки!» Так появился революционный шейный платок анкруайабл, то есть «невероятный», драпируемый от груди до самого подбородка и искусно завязанный несколькими сложными узлами. В столичных европейских городах конца XVIII — начала XIX века возникла новая престижная и высоко оплачиваемая профессия — учитель по завязыванию галстуков.
Великое изобретение не скрыть — и вскоре «невероятный» галстук пересек Ла-Манш. В Англии эти огромные шейные платки получили название «салфеточная мода». Галстуки шили из шелка, шерсти, атласа, с разнообразнейшими узорами и без них. В Европе издавались учебники по завязыванию галстуков, в числе их авторов был неимоверный модник и щеголь Оноре де Бальзак. Великий французский романист так и не сумел стать лучшим учителем по галстучному делу, но одно его высказывание по этому поводу вошло в века: «Мужчина стоит того же, что и его галстук».
К середине XIX века в Англию пришла мода на отложные воротнички, и именно тогда началась история длинного галстука, причем цветного — прототипа современного. В те времена он был очень популярен в морской и спортивной среде, а потому и названия получил соответствующие: регат или four-in-hand (спортивный термин, обозначающий управление четверкой лошадей). Богема продолжала носить романтический лавальер, но мужественный и лаконичный регат постепенно завоевывал все более прочные позиции. Говорят, что его придумал один молодой яхтсмен. Не желая тратить время перед соревнованием на мучительное завязывание галстука, он просто разрезал его сзади и пришил на месте разреза петлю и пуговицу, которых не было видно из-под воротничка рубашки. Между прочим, практичный регат по сей день является частью военной униформы во многих странах мира. Вскоре подошло время пластрона — платка, который завязывался узлом на груди и закалывался специальной декоративной булавкой. Его британский вариант — эскот, получивший свое имя по названию знаменитого виндзорского ипподрома.

Англичане возвели галстук в культ, а негативное высказывание в адрес аксессуара было лично обидой - "обидой, которую можно смыть лишь кровью".

Пётр I, со своим новаторским нравом, стал поощрять ношение галстуков. Издавались указы, которые принуждали носить их, что было признаком цивилизованного вида. Но Петр изучал западную моду не столько на балах и приемах, сколько на верфях и шхунах, поэтому галстук в России ведет свой род скорее от демократичного шейного платка голландского матроса, чем от кружевного придворного банта. Россия отчаянно сопротивлялась подобному новшеству, но Петр I настаивал, применял репрессивные меры, карал не меньше, чем за бороду, — и униженные бояре, сбрив бороды, надели и шейные платки. Причем поначалу возникла жуткая путаница. Россияне никак не могли отличить шейный платок от носового, который тоже был для них в диковинку, и великий царь был вынужден издать специальное пояснение о том, что «галстуком негоже утираться и в него не велено сморкаться». Русское купечество не признавало галстуки еще и потому, что придерживалось в одежде традиционного русского стиля, к которому эта элегантная деталь костюма совершенно не подходила. Короче, Россия галстук невзлюбила. Недаром на Руси он получил такое количество презрительных имен: и гаврилка, и удавка, и петелька, и змеюка, и даже фофочка.

Пётр I

Галстук в девятнадцатом веке стал невероятно популярен: их изготавливали из разных тканей, таких как шёлк, атлас, шерсть и др. Невероятные орнаменты и узоры; необычные цвета; было придумано огромное количество узлов, самым популярным был "Байроновский узел". Появились "трагические галстуки", которые было принято надевать на похороны. Популярен был "Вальтер Скотт" - галстук в клетку, и белый галстук, который положено надевать только в торжественных случаях.

Знаменитый лорд Байрон ввел моду на свободно завязанные и не стягивающие горло платки, они так и назывались — а-ля Байрон. Кстати, эти галстуки обожал Александр Пушкин. Пылкие художественные натуры оставались верны лавальеру. «Трагические» черные галстуки надевали не только в дни похорон и траура, но и как скорбный символ неразделенной любви, а белоснежные считались уместны либо на дипломатических приемах высокого уровня, либо на балах, но ни в коем случае не с пиджаком: белому галстуку соответствовали лишь фрак или смокинг. Галстук «Вальтер Скотт», названный в честь английского писателя, шился из клетчатой ткани, подобно клетчатым одеждам его героев-шотландцев.

1924 год стал решающим для шейных платков - американский предприниматель Джесси Лангсдорф запатентовал "идеальный галстук". Такой галстук шьётся до сих пор - представляет собой три части ткани, скроенные по косой.

Революция заклеймила галстук как буржуазный пережиток, сделав исключение только для его пионерской разновидности. Но тут подоспел нэп, и галстук опять «легализовали». В 60-х годах в моду вошло уникальное приспособление. Галстуком тот предмет назвать просто неловко, однако мы носили это Нечто — из непонятного материала, невнятного цвета, с вечным узлом, на резиночке, а для особого шика еще и со впаянным бутылочным стеклом вместо галстучной булавки. Правда, нет худа без добра: цена такого «шедевра» была вполне посильной — от рубля до полутора. Может, именно здесь кроется причина того печального обстоятельства, что мы так и не научились по-настоящему любить галстук, относимся к нему, как бояре петровских времен, и продолжаем снимать его вечером через голову, чтобы, не дай бог, не повредить узел...

Пионеры в СССР носили красный галстук фасона тех шейных платков, которые носили первопоселенцы (пионеры) в америке, и это было подражание организации скаутов.

Пионерский га́стук — красная шейная косынка, завязываемая спереди специальным узлом, символ принадлежности к пионерской организации, символическая частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.

За время своего существования пионерский галстук перетерпел ряд изменений.

Вначале галстук не завязывался, а скреплялся специальным зажимом, на котором была изображена пионерская символика — костёр на фоне серпа и молота, окружённый надписью «Всегда готов!». Изображение пяти поленьев костра и трёх языков его пламени символизировали пять континентов и Коммунистический интернационал, который должен был зажечь пламя революции на этих континентах. Концы галстука вдевались в проём зажима сверху при раскрытом его фиксаторе, который отклонялся нажатием большого пальца. Придерживая одной рукой концы галстука, другой рукой зажим подтягивали вверх до уровня шеи и, отпустив фиксатор, закрепляли концы галстука.

В связи со сложностью изготовления зажимы не получили по-настоящему массового распространения, и пионерские галстуки уже с момента зарождения в большинстве случаев завязывали специальным узлом.

Помнится, мы шутили:

Как повяжешь галстук - береги его.

Может пригодится удавить кого...

За всё время своего существования галстук менял свою форму, цвет, узоры, приобретал собратьев, которые также заняли прочные позиции в истории галстука. Относительно недавно, в 20-ом столетии, появился стандартный размер галстука - его ширина равна 8,2 сантиметра, возможна ширина 7 сантиметров, встречаются ещё уже. Обычно, сейчас делают галстуки из шёлка и жаккарда. Деталей на галстуке осталось немного, они стали строже и спокойнее, скорее всего это связано с тем, что возвращается "цвет" к самому наряду.

Такой была история возникновения галстука, он менялся, выходил из моды и возвращался, но он заслужил место в наших гардеробах.

Началом истории галстуков в Европе принято считать вторую половину 17 века, когда в ознаменование победы над Османской империей в Париж прибыл полк хорватских солдат. Хорватия в то время входила в состав Австро-Венгрии, а та в свою очередь была союзницей Франции. Офицеры хорватского полка носили на шее яркие платки из шёлка которые очень быстро заинтересовали любопытных парижан. Французы, указывая на них, спрашивали – что это такое? Хорваты же, не знающие французского языка, думали, что их спрашивают – мол, кто ты, и отвечали – хорват. Так этот платок получил свое название от французского "Croates" (Хорват) позднее слово видоизменилось на Cravat . В большинстве европейских языков это название в слегка разных написаниях осталось до сих пор. Вскоре этот модный предмет заинтересовал и самого Людовика XIV слывшего очень большим модником. Вскоре королем был учрежден полк "Королевских Cravattes" , отличительной регалией солдат этого полка был все тот же хорватский платок. Вскоре подобный платок из шелка очень быстро вошел в моду.

Однако есть доказательства, что это слово использовалось во Франции в 14 веке, а в Италии в 16 веке. В одной из своих баллад, французский писатель Eustache Deschamps (1340-1407), использовал фразу "faites restraindre sa cravate" . Учитывая взаимозависимость многих европейских регионов (в частности, Франции) с Венецианской империей, а также тот факт, что эта империя в свое время занимали основную часть хорватского побережья, такого рода перекрестная культурализация не будет беспрецедентной.

Да и скорее всего, что и сами хорваты не были изобретателями этого украшения, а всего лишь позаимствовали их у римских легионеров. Римские легионеры носили шейные платки – fascalia. Ими обвязывали шею, чтобы её не натирали пластины панциря. Свои доспехи раньше римляне надевали сразу на шерстяную рубаху с короткими рукавами. Такой платок был и у тех солдат, что вместо панциря носили кольчугу. Сохранился Троянский столб, воздвигнутый небезызвестным римским императором Трояном в 113 году н.э., на котором высечены 2,5 тысячи фигур, вокруг шеи которых обёрнуты и завязаны простым узлом шейные платки, почти полностью скрытые под доспехами.

Новый предмет одежды начал входить в моду повсеместно в Европе, где мужчины и женщины стали носить кусочки ткани на шее. В конце семнадцатого века, мужчины стали носить кружевные галстуки, которые требовали огромных усилий и времени, для того чтобы их завязать и привести в надлежащий вид. В 1715 году появился новый вид галстука "Stocks" который представлял собой небольшой кусок муслина просто обернутый несколько раз вокруг шеи и заколотый булавкой.

Во времена ношения париков платки стали более большими и громоздкими, как правило завязывались спереди большим бантом, тогда же появилась и булавка. В таком виде галстук оставался примерно до 1850 года, кстати уже в начале 19 века стали появляться первые издания посвященные тому, как завязывать галстук.

С началом же индустриальной революции галстук стал упрощаться, стали появляться новые формы, в частности Ascot и галстук - бабочка, дошедшие до нашего времени. Платок так же видоизменился стал меньше и появились треугольные платки которые либо завязывались спереди либо продевались через кольцо. Примеры можно увидеть в фильмах про пионеров " Дикого запада" и английских моряков.

В нынешнем виде галстук появился лишь в 1926 году в Нью-Йорке, когда Jesse Langsdorf впервые сшил и запатентовал галстук сшитый из 3 частей ткани, выкроенных по косой. Подобный крой способствовал эластичности галстука, он не перекручивался и всегда принимал прежнюю форму.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Название «галстук» в русском языке произошло от нидерл. halsdoek и нем. h.Halstuch , что означает «шейный платок». Однако в европейских языках более распространен другой корень - от фр. cravate . Из французского это слово перекочевало во многие европейские языки (например, нем. Krawatte , исп. corbata , укр. краватка , рум. Cravată , тур. kravat , польск. krawat ). Французское же слово, вероятно, происходит от «кроат» («хорват») .

    Правила ношения галстука

    Расцветка и рисунок галстука подбираются в соответствии с другими предметами одежды и мероприятием. Для ежедневной носки используются галстуки темных тонов с небольшим повторяющимся рисунком или с одним более крупным рисунком, не сильно привлекающим внимание. Темные галстуки надеваются, как правило, со светлыми рубашками.

    История галстука

    Первые упоминания. Древняя история

    Первое упоминание о галстуках можно найти в истории Древнего Египта , где кусок ткани правильной геометрической формы, наброшенный на плечи, служил своеобразным символом социального статуса его обладателя. Также, одними из первых галстуки носили древние китайцы . Об этом свидетельствуют каменные статуи возле усыпальницы императора Шихуанди - на шеях вельмож и воинов завязаны повязки, напоминающие по форме современные галстуки. Однако данные повязки были слишком далеки от современных галстуков как по способу ношения, так и по форме и были лишены главного атрибута современного галстука - узла.

    До этой находки изобретателями галстука считались римские легионеры , носившие так называемые «фокале». Их изображения сохранились на колонне императора Траяна , воздвигнутой в честь его побед в 113 году н. э. На барельефах колонны, опоясывающих её спиральной лентой, можно насчитать 2500 фигур римских воинов в доспехах. На шее у большинства из них - завязанные узлом платки. Появление в Древнем Риме шейных платков ознаменовало начало эпохи галстуков в современном понимании этого слова.

    Дальнейшая история

    Начиная с конца XVI века время мужчины носили камзолы . А в качестве украшения они надевали круглый гофрированный жесткий воротник. Часто он представлял собой большой охватывающий шею диск, который в толщину мог достигать нескольких сантиметров. Его делали из белой ткани и крахмалили, чтобы он не терял форму.

    Со временем на смену ему пришел широкий отложной воротник с зубцами, который покрывал плечи. Такой фасон воротника называли иногда «ван-дейком». Его носили, например, пуритане .

    Предполагается, что когда хорватские офицеры, которые в XVII веке носили яркие шелковые шейные платки, в награду за своё мужество и доблесть, проявленные во время Тридцатилетней войны, были приглашены ко двору французской королевы Анны Австрийской, их необычный аксессуар заприметил сам король Людовик XIV , который не удержался и тоже повязал на себя нечто подобное, став первым законодателем галстучной моды Франции, а следовательно и всей Европы. Отсюда и одна из версий происхождения французского слова cravate (фр. - галстук), как производной от самоназвания хорватов.

    В XVII веке в моду вошел длинный жилет, который мужчины надевали под обычный камзол. На шею повязывался платок наподобие шарфа . Он несколько раз обматывался вокруг шеи, а его свободные концы свисали на груди. Живописные полотна конца XVII столетия свидетельствуют о том, что к тому времени такие шейные платки завоевали чрезвычайную популярность. Их делали из муслина, батиста и даже кружева.

    Существовало множество вариантов узлов на таком платке. Бант напоминал современный галстук-бабочку. Как известно, было по меньшей мере сто способов завязывания шейного платка. Говорят, что английский франт Браммел (Брюммель) , оказавший влияние на мужскую моду, мог потратить все утро на то, чтобы по всем правилам завязать шейный платок.

    В XVIII столетии шейный платок с длинными концами стали называть галстуком, а во второй половине XIX века по виду он уже напоминал современный галстук. Также его называли галстуком-самовязом. В моду вошли рубашки с воротником. Теперь галстук стягивали узлом под подбородком, а его длинные концы свисали на крахмальную рубашку. Именно в это время галстук стал таким, каким мы его знаем сегодня. Следует заметить, что без последующего распространения моды на ношение галстуков в Англии, вряд ли бы они приобрели то значение, которое они имеют в современной деловой моде. В Англии ношение галстуков было возведено в ранг высокого искусства, а джентльмену предлагалось на выбор до сотни различных способов завязывания. Считалось также, что самой серьёзной обидой для мужчины может стать высказывание по поводу его галстука, «обиду от которого можно смыть лишь кровью».

    Во время Великой французской революции (1789-1799) цвет «кроата» указывал на политические убеждения человека. В XIX веке франты европейского общества заново «открыли» для себя этот аксессуар. Именно тогда галстук перестал быть принадлежностью одних военных и политиков и перекочевал в гардероб обыкновенных граждан.

    Анализируя выводы публикации британских учёных, шведский математик Микаэль Вейдемо-Йоханссон из Королевского технологического института в Стокгольме заметил, что узел Ediety, который использует персонаж фильма «Матрица: Перезагрузка » Меровинген , не указан в исследовании Кембриджского университета. Он обнаружил, что это исследование игнорирует узлы, в которых есть несколько петель. Вейдемо-Йоханссон и трое его коллег разработали особую кодировку возможных действий в галстучных узлах, обозначив их буквами W, T и U, где, например, U означало «засунуть широкий конец под узкий». В результате компьютерных расчётов учёные пришли к выводу, что существует более 177 тысяч вариантов узлов. Впрочем, математики оговорили, что не все возможные узлы подходят для практического применения в этом контексте, например, попадаются узлы, где широкий конец вывернут наружу или некоторые узлы требуют слишком длинного галстука. Существует сайт tieknots.johanssons.org с генератором случайных узлов.

    Некоторые популярные галстучные узлы:

    • Узел «Аскот»
    • Узел «Балтус»
    • Узел «Виллароза»
    • Узел «Висмара»
    • Узел «Ганновер»
    • Узел «Грантчестер»
    • Узел «Двойной Виндзор»
    • Узел «Диагональ»
    • Узел «Кавендиш»
    • Узел «Кельвин»
    • Узел «Кент»
    • Узел «Крестовый узел»
    • Узел «Ложный»
    • Узел «Манхэттен»
    • Узел «Никки»
    • Узел «Онассис»
    • Узел «Ориентал»
    • Узел «Пластрон»
    • Узел «Плацбург»
    • Узел «Полувиндзор»
    • Узел «Поперечный»
    • Узел «Пратт» (он же «Шелби»)
    • Узел «Принц Альберт»
    • Узел «Святой Андрей»
    • Узел «Четвертной»

    Когда начали носить галстуки? И кто его вообще придумал?

    Происхождение названия
    Название «галстук» в русском языке произошло от немецкого Halstuch, что означает «шейный платок». Однако, свои истоки оно берёт от французского «cravate», что нашло отражение в украинском языке: «краватка» - это чуть измененное французское «cravate». Французское же слово, вероятно, происходит от хорватского. Во время тридцатилетней войны французам понравилось, как хорватские всадники повязывали на шею платки. Рассказывают, что французы показывали на нашейные платки хорватам и спрашивали, «что это такое?». Хорваты думали, что их спрашивают, «кто ты такой?» и отвечали «хорват». Так появилось французское слово «Cravate» («галстук»). Из французского это слово перекочевало во многие европейские языки.

    [править] История галстука
    Первое упоминание о галстуках можно найти в истории Древнего Египта, где кусок правильной геометрической формы, наброшенный на плечи, служил своеобразным символом социального статуса его обладателя. Также, одними из первых галстуки носили древние китайцы. Об этом свидетельствуют каменные статуи возле усыпальницы императора Шихуань Ди - на шеях вельмож и воинов повязаны повязки, напоминающие по форме современные галстуки. Однако, данные повязки были слишком далеки от современных галстуков, как по способу ношения, так и по форме и были лишены главного атрибута современного галстука - узла.

    Появление в Древнем Риме шейных платков, ознаменовало начало эпохи галстуков в современном понимании этого слова. Однако настоящей победой этого символа мужского гардероба принято считать 1635 год. После победы над янычарами турецкого султана хорватские воины были приглашены ко двору французского короля Людовика Тринадцатого в награду за свое мужество и проявленную на поле боя доблесть. Офицеры хорватской армии носили тогда пестрые шелковые шейные платки. Новый предмет гардероба настолько понравился французскому королю, что он не удержался и тоже повязал на себя нечто подобное, став первым законодателем галстучной моды Франции, а следовательно - всей Европы. Отсюда и одна из версий происхождения французского слова cravatte (фр. - галстук), как производной от самоназвания хорватов.1

    Следует заметить, что без последующего распространения моды на ношение галстуков в Англии, вряд ли бы они приобрели то значение, которое они имеют в современной деловой моде. В Англии ношение галстуков было возведено в ранг высокого искусства, а джентльмену предлагалось на выбор до сотни различных способов завязывания. Считалось также, что самой серьезной обидой для мужчины может стать высказывание по поводу его галстука, «обиду от которого можно смыть лишь кровью».1

    В 1827 году известный писатель Оноре де Бальзак написал книгу под названием «Искусство ношения галстука», в которой описал эстетическую необходимость повязывать галстук. Галстук «по-байроновски» представлял собой широко завязанный, не стягивающий горло платок. «Трагический» галстук черного цвета был принадлежностью траурной и форменной одежды. «Вальтер Скотт» шили из клетчатой ткани. Белый галстук предназначался для парадной одежды балов, вечеров и званых обедов; его полагалось носить с фраком или смокингом, но ни в коем случае не с пиджаком. Следует добавить, что во времена Бальзака галстуки были шелковые, шерстяные, атласные с различными узорами.

    В 1924 году всем вариантам шейных платков и шарфов было сказано окончательное «нет»: американский предприниматель Джесси Лангсдорф запатентовал свой «идеальный галстук». Такой галстук шился - и шьется до сих пор - из трех частей, скроенных по косой. Следствием этого патента стало повсеместное вытеснение поперечных галстуков и стандартизация длинных галстуков в полоску, косую клетку или «пей-слейз». Эти рисунки стали основой для английских клубных и колледж-галстуков, позволяющих своим обладателям таким простым способом сообщать об их принадлежности