Конспект вводного занятия по театральной деятельности «Вот и лето прошло! III. Постановка учебной задачи

Занятие в логопедической группе по теме: «Вот и лето прошло»

Занятие №1.

Тема «Формирование представления о звуках».

Коррекционно-образовательные задачи. Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. : пробуждение интереса к познанию новых звуков, создание положительного настроя на учение.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого слуха, связной речи, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека, маски зверей.

Ход занятия.

1. Оргмомент

Психогимнастика.

Посмотрите на эти лица.

Детям показывают пиктограммы.

Какие они разные!

Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.

Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

2. Сообщение темы занятия

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

3. Развитие слухового внимания

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Проводится игра «Молчанка»

Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.

Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.

А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.

Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.

Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши любые предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)

4. Знакомство с термином «Речевой звук»

Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».

Где-то собаки рычали:

Р-р-р!

В стойле коровы мычали:

Мммуу!

В комнате мухи жужжали:

Жжж!

Мимо машины бежали:

Тррр!

Гудели от ветра все провода:

Зззнь!

Капала в кухне из крана вода:

Динь!

Перекликались в ночи поезда:

Ууу! Ууу!

Листья на ветру шумели:

Тсс!

Змеи в лесу шипели:

Шшш!

А комары все пели:

Ззз!

Непоседа мячик днем и ночью

Успокоиться не хочет:

Пам! Пам!

Куклы кашляют в постели -

Днем мороженое ели!

Кхх! Кхх!

Э. Нийт (Перевод с эстонского Е. Ракеева).

Как перекликались поезда? (Ууу!) Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их износить.

Звуки издают животные, а мы с вами - говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

5. Физминутка

Пантомима «Прогулка в лес». Ходьба с высоким подниманием колен.

Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу.

Прыжки на двух ногах.

Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о! Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок.

Легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра во время бури.

Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберезовик, боровик) нашли.

6. Произношение отдельных звуков. Развитие просодии

Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк у-у-у. Мишка ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик: э-э-э. Как пели звери?

Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.

За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-тп-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).

7. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата

Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот - домик звуков.

В домике этом Красные двери, Рядом с дверями - Белые звери. Любят зверушки Конфеты и плюшки.

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь - губы, вторая - зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится... (губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это - нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.

Положите ладошку на горло. Произнесите д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.) Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)

8. Артикуляционная гимнастика

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык. Выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь.

Упражнения для губ и языка

А еще надо научиться правильно дышать.

Упражнение на дыхание «мячик-ямка»

9. Итог занятия

Что мы слушали? (Звуки.) Чем мы слушали? (Ушами.) произносим звуки? (Ртом.)


Программное содержание:

1. Формировать у детей любовь и интерес к природе, давая элементарные знания о ней.

2. Формировать у детей обобщенные представления о лете как о времени года.

3. Расширить и конкретизировать представления детей о цветах.

4. Дать представление о простейших лекарственных растениях.

5. Учить составлять небольшой описательный рассказ о лете.

6. Побуждать детей к собственной речевой активности.

Предшествующая работа:

Выставка цветов;
- рисование «Мои любимые цветы», «Лекарственные травы»;
- заучивание стихов про цветы; игры: «Я садовником родился», «Какого цвета лето?»;
- пересадка ноготков, астр, календулы с клумбы в горшки;
- целевая прогулка на луг;
- рассматривание фотографий «Как я провел лето» и составление небольших рассказов о лете из личного опыта.

Оборудование к занятию:

Веночки из искусственных цветов: ромашка, василек, одуванчик, гвоздика, незабудка; фотовыставка «Чтобы лето не кончалось»; выставка живых цветов; «Зеленая» аптека: лекарственные растения - подорожник, мята, ромашка, брусника, черника; кафе «Семицветик» с натюрмортами из овощей и фруктов; песня «Чтобы лето не кончалось» в исполнении А.Б. Пугачевой; «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

Ход занятия

Звучит песня А.Б. Пугачевой «Чтобы лето не кончалось».

Воспитатель: Вот и наступил сентябрь. Солнце греет не так жарко, как летом. На смену летним сарафанам и босоножкам приходят теплые кофты и мокасины . Не грустите! Сегодня мы расскажем о том, как сохранить летнее настроение на весь год!

1 способ

Воспитатель: Чем грустить о том, что лето прошло, повеселитесь от души: нарядитесь в летние платья, украсьте голову венками и заведите хоровод.

Дети заводят хоровод «Мы плетем, плетем венок, заплетаем полевой».

«Цветы» выбегают и читают стихи про ромашку, незабудку, гвоздику, одуванчик, василек.

Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского. Дети - «Цветы» танцуют.

Воспитатель:

Есть у нас цветов букеты,
Мед, как солнце, золотой…
Не забудем мы о лете
Даже снежною зимой.

2 способ

Воспитатель:

Вы хотите, чтобы лето не кончалось?
Устройте у себя дома летний сад.
Мы устроили, а вы?

Мы пересадили с клумбы
Ноготки, астры, бархатцы.
Ведь на улице уже холодно.
А в группе они у нас будут
Радовать долго-долго.

3 способ

Воспитатель: Вы хотите, чтобы лето не кончалось? Сделайте фотографии на память. Сколько замечательных минут вы зафиксируете на пленке. Разглядывая фотографии, вы будете мысленно возвращаться к теплым, веселым дням.

Воспитатель приглашает всех на фотовыставку «Чтобы лето не кончалось». Дети делятся впечатлениями о лете по фотографиям.

4 способ

Воспитатель: Вы хотите, чтобы лето не кончалось? Тогда собирайте цветы. Ведь запах лета можно засушить. Собирайте листья смородины и мяты, лимонника и крапивы. Поздней осенью и зимой эти запасы помогут вам вспомнить о лете. Пригашаем Вас в нашу «Зеленую» аптеку.

Дети представляют лекарственные растения.

5 способ

Воспитатель: Вы хотите, чтобы лето не кончалось? Тогда берите в руки скакалки, мячи и начинайте играть.

Игра с мячом «Что растет в саду, в огороде, в лесу, на лугу, в цветнике, в поле?».

6 способ

Воспитатель: Вы хотите, чтобы лето не кончалось? Приглашайте друзей и устройте день воспоминаний о летнем отдыхе. У каждого наверняка немало веселых историй!

Рассказы детей о лете.

7 способ

Воспитатель: Вы хотите, чтобы лето не кончалось? Почему бы вам не провести вечер в летнем кафе. Мы приглашаем вас в Разноцветное кафе «Семицветик».

Звучит песня «Чтобы лето не кончалось». Дети угощаются в кафе «Семицветик».

Воспитатель:

Спасибо тебе, Лето, мы хотим сказать!
Осень золотую нам пора встречать.
Не забудем мы о лете, будем часто вспоминать!

О себе: Стаж педагогической работы - 28 лет. Я учу детей сомневаться, удивляться, оригинально мыслить.

Елена Горошилова
Конспект НОД «Лето красное прошло»

«ЛЕТО КРАСНОЕ ПРОШЛО »

Конспект НОД

Составила :

Горошилова Е. П.

Задачи :

Продолжить учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта.

Закрепить умение в составлении сложноподчиненных предложений.

Развивать монологическую речь.

Упражнять детей в образовании прилагательных от существительных : грибы - грибное лето , ягоды – ягодное, спорт – спортивное, дождь - дождливое.

Активизация словаря : Активизировать в речи детей глаголы в неопределенной форме : бегать, плавать, кататься, играть.

Развивать : Интонационную выразительность речи.

Материал : Костюмы времен года (лето , осень, весна, зима) ; мячик;

музыка П. И. Чайковского «Времена года» ;

«Танец маленьких утят» в переложении Г. Фиртича;

рисунки детей (летний семейный отдых) .

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций на тему «Лето » ;

чтение художественной литературы :

Э. Шим : Рассказы и сказки о природе,

Ф. Хитрук : Каникулы Бонифация,

В. В. Бианки : «Синичкин календарь» ,

В. И. Даль : «Старик - годовик» ,

И. Носов : «Остров незнайки» ,

Г. Скребицкий : «Четыре художника» , «Лесное эхо» .

Заучивание стихов : М. Ивенсен : «Что такое лето » , «Лето » ;

Л. Некрасова : «Лето » ,

Т. Собанин : «До будущего лета» ,

Л. Корчагина : «Лето » ,

И. Бруниер : «Веселые дожди» .

Подвижные игры : «Мухи и паутина» , «Цапля и лягушата» , «Репка» , «Наездники» , «Бездомный заяц» , «Ручеек» , «Плетень» .

Сюжетно - ролевые игры : Магазин «Фрукты и овощи» ,«Больница» , «Семья» , «Автобус» .

Дети стоят полукругом.

Входят четыре девочки одетые в платья разного цвета : зеленое, красное , оранжевое и голубое. Звучит музыка П. И. Чайковского.

Воспитатель : Придумала мать дочерям имена. Вот лето и осень , зима и весна.

Девочка в зеленом платье : Приходит весна - зеленеют леса,

Девочка в красном платье : А лето пришло - все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Девочка в оранжевом платье : Нам щедрая осень приносит плоды

Дают урожаи поля и сады.

Девочка в голубом платье : Зима засыпает снегами поля

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Воспитатель : Дети, кто к нам пришел?

Дети : К нам пришли времена года.

Воспитатель : А какие времена года?

Дети : К нам пришла зима.

К нам пришла осень.

К нам пришла весна.

К нам пришло лето .

Воспитатель : Посмотрите, какие они красивые , но все такие разные.

Подумайте и скажите, чем они отличаются друг от друга.

Дети : Лето теплое , а зима холодная, зимой идет снег, а летом льет дождь .

Весною птицы прилетают с юга, а осенью улетают на юг.

Осенью листья опадают, а весной распускаются на деревьях.

Зимой медведь спит в берлоге, а летом бодрствует .

Зимой лепим снежки из снега, а летом колобки из песка .

Воспитатель : Какие вы молодцы!

Времена года, правильно дети сказали о Вас?

Дети, в костюмах времен года : Да!

Воспитатель : Ребята, давайте попросим их остаться с нами.

Будьте нашими гостями!

Дети (времена года) становятся в полукруг детей.

Воспитатель : Дети, а какое время года вы любите больше всего?

Дети : Больше всего мы любим лето .

Воспитатель : Конечно, мы больше всего любим лето . Потому, что летом мы много играем . Хотите поиграть?

Дети : Да.

Воспитатель : Вставайте в круг. Поиграем в игру «Какое лето » .

Вы будете передавать друг другу мячик, и говорить - какое же наше лето .

Дети : Лето красное , потому, что цветы красивые ,

Лето ягодное , потому что много ягод,

Лето дождливое , потому, что часто идет дождь,

Лето грибное , много в лесу грибов выросло.

Лето спортивное , потому, что летом можно заниматься спортом.

Воспитатель : Молодцы! Правильно сказали о лете, садитесь.

Дети садятся.

Воспитатель : Хотите еще поиграть? Мы с вами знаем игру «Продолжи предложение» , вспомнили? Вы любите лето ? Вот и расскажите. За что вы любите лето .

Я люблю лето , потому, что.

Дети : Я люблю лето , потому что летом можно кататься на велосипеде.

Я люблю лето , потому что можно загорать и купаться в море.

Я люблю лето , потому что можно ходить босиком.

Я люблю лето , потому что мама и папа в отпуске.

Воспитатель : Вот лето , как любят тебя наши дети. Лето любят все ! Даже маленькие утята из французской народной песенки о шагающих утятах. Слышите музыку?

Звучит музыка «Танец маленьких утят» в переложении Г. Фиртича;

Воспитатель : Давайте станцуем этот веселый танец «Маленьких утят» .

Дети встают в круг и танцуют танец «Маленьких утят»

Воспитатель : Дети, вам понравилось танцевать?

Дети : Да.

Воспитатель : Наше лето такое же веселое , как этот танец. А кто из вас знает стихотворение о лете?

Ребенок : Стихотворение Л. Некрасовой «Лето » .

Что такое лето ? Это много света,

Это поле. Это лес. Это тысячи чудес.

Это в небе облака. Это быстрая река.

Это яркие цветы. Это синь высоты.

Это в мире сто дорог. Для ребячьих ног

Ребенок : Стихотворение Ивенсен «Лето » .

Вот и лето подоспело

Земляника покраснела

Повернется к солнцу боком

Вся нальется алым соком.

В поле красная гвоздика ,

Красный клевер , погляди-ка,

И лесной шиповник летом

Весь осыпан красным цветом .

Видно люди не напрасно

Называют лето красным .

Ребенок : Стихотворение Ивенсен «Что такое лето » .

Лето солнышком вкатилось

Засияло, засветилось

Вишнями, ромашками,

Лютиками, кашками.

Лето ! Лето ! Лето !

В краски яркие одето

Жарким солнышком согрето

Пусть подольше будет лето !

Воспитатель : Ребята, вы говорили, что лето разноцветное , потому что много

цветов красивых летом расцветает . А вы знаете, что есть цветок с именем девочки - маргаритка? Вот послушайте о нем скороговорку :

Собирала Маргаритка маргаритки во дворе,

Потеряла Маргаритка маргаритки на траве.

Ее надо повторять медленно, а затем быстро, произносить слова четко и понятно. Давайте все вместе произнесем скороговорку.

Дети произносят скороговорку все вместе, потом по желанию 2-3 ребенка повторяют скороговорку в разном темпе.

Воспитатель : Мы сегодня с вами говорили о лете, но ведь лето .

Дети : Закончилось!

Воспитатель : Наступила.

Дети : Осень.

Воспитатель : Но мы с вами о лете не забываем. И свои воспоминания отражаем в рисунках, аппликациях, поделках.

Давайте еще раз вспомним о лете. Посмотрите на свои рисунки и расскажите всем нам о том, что на них изобразили.

Дети по одному выходят и составляют небольшие рассказы из личного опыта, по своему рисунку. Тема рассказа : «Как я провел лето » . (3-4 ребенка)

Воспитатель : Дети, вам понравились рассказы о лете?

Дети : Да.

Воспитатель : Лето красное прошло . Давайте попрощаемся с любимым летом

Скажем ему.

Дети : До свидания!

МБДОУ «Детский сад № 38» Балашиха.

Проект «Вот и лето прошло…»

Тип проекта: краткосрочный (2 недели), познавательно-творческий.

Участники: учитель-логопед, воспитатели, воспитанники, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

Актуальность

Лето – особый период в жизни каждого ребенка. От окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов. Именно поэтому так важно обратить внимание родителей на качество отдыха детей в летний период.

Детям же будет полезно вспомнить, как они провели лето. Научиться выражать словесно свои мысли, выступать перед коллективом детей.

Цель: Обогащение представлений и впечатлений детей о лете, формирование речевой активности.

Задачи

Развивать познавательные, коммуникативные и социальные способности;
развивать монологическую, диалогическую и связную речь детей, обогащать ее новыми словами и выражениями;
развивать память, мышление, воображение;
способствовать творчеству детей (развивать умение составлять рассказ по воспоминаниям);
научить выступать перед коллективом детей;
расширять представления и знания детей о сезонных изменениях в природе в летний период;
развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования;
обогащать и расширять представления детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений;
активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности, развитие детско-родительских отношений.

Предполагаемые результаты:

1.В результате проекта у детей активизирована познавательно-речевая деятельность.

2.Дети научились выступать перед коллективом других детей.

3.Дети стремятся развивать в себе творческие способности, умение наблюдать и слушать, развивать навыки обобщения и анализа.

4.Детьми были созданы творческие работы по воспоминаниям о лете.

5.Дети разучили стихотворения русских поэтов о лете.

6.В результате проекта дети расширили свое представление о сезонных изменениях в погоде в летний период (природные явления — гроза, радуга, роса, туман; созревание ягод, плодов, овощей; появление грибов; о труде, отдыхе людей в летний период)
7.Родители воспитанников приобщены к совместному творческому процессу.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ РЕАЛИЗУЮЩИЙ

Беседы

«Чем вам запомнилось это лето?», «Мои летние истории», «Лето красное – для здоровья время прекрасное!», «Витамины я люблю — быть здоровым я хочу», о труде людей «Дворник», «Косильщик».

Творчество

Рисунок на асфальте: «Лето красное»

Лепка: «Цветочная поляна»

Задачи:

Учить детей лепить цветы по выбору (василек, ромашка, мак) .
Учить лепить бутон цветка из шара способом сплющивания, лепестки — способом вытягивания, прищипывания.
Дать представления о внешнем виде цветов, уточнить цвет, форму, величину.
Развивать у детей чувство формы, наблюдательность.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы: пластилин, стеки, палочки от чупа-чупса, салфетки, дощечки.

педагог загадывает детям загадки о цветах:

Он растет на тонкой ножке,
В синей ситцевой одежке,
Ты всегда его найдешь
Там, где в поле зреет рожь.

(Василек)
Стоят в поле сестрички —
Жёлтый глазок,
Белые реснички.

(Ромашки)
В красный шелк я одеваю степи
И даю название конфете.

После каждого правильного ответа педагог выставляет дидактическую картинку цветка. Вместе с детьми уточняет строение цветка.

Педагог демонстрирует способы лепки каждого цветка.

После педагог приглашает на физ минутку «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питание,
Дружно под землей дают корешки.

Педагог уточняет с детьми, что для ромашки надо взять белый пластилин, для мака — красный, василек – синий. Когда цветы будут готовы, их надо укрепить на стебельках (трубочках). Дети выбираю нужный цвет пластилина и лепят цветы. Закончив работу, ребята прикрепляют с помощью зеленого пластилина на общую «полянку» свои цветы. В завершении педагог с детьми любуются «цветочной полянкой» и отмечают каждую работу.

Рисование красками

«Это было летом…»

Программное содержание:

Учить детей отражать свои впечатления о прошедшем лете в рисунке. Закреплять приёмы работы кистью и красками, умение составлять нужные оттенки цветов. Умение заполнять весь лист А-4 рисунком. Учить развивать речь, рассказывать о том, что нарисовали.

Предварительная работа:

Вспомнить вместе с детьми яркие события лета. Выслушать все рассказы, о том, как дети провели это лето. Кто ездил на море или в гости, что было там интересного? Вспомнить и прочитать стихи и спеть песни о лете. Рассмотреть иллюстрации о лете. Посмотреть ещё раз мультфильм «Дед Мороз и лето». Сделать выводы.

Материалы: акварель, гуашь, листы бумаги А-4, кисти.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, давайте ещё раз вспомним с вами о лете (рассказы детей). А всё что вы вспомнили, весь ваш рассказ вы нарисуете на листе бумаги. Ведь рассказы можно не только писать, но и рисовать. А какими красками вы будете рисовать лето?
(Ответы детей)

Послушайте стихотворение и вам сразу станет ясно, каким цветом рисуется лето.

Я рисую лето
Я рисую лето
– А какого цвета?
Красной краской
– Солнце,
На газонах розы,
А зеленой – поле,
На лугах покосы.
Синей краской – небо
И ручей певучий.
А какую краску
Я оставлю туче?
Я рисую лето
– Очень трудно это…
(П. Прануза)

Но прежде чем приступить к рисованию, я вам хочу напомнить, как нужно располагать свой рисунок на листе бумаги. А для этого я хочу вам показать иллюстрации из книжек, картинки. (Воспитатель с детьми рассматривают и обсуждают иллюстрации, а затем показывает на образце как правильно рисовать красками небо, землю, траву, лес, горизонт и т. д.) А как же нам можно получить нежные цвета – розовый, голубой? (Педагог выслушивает ответы детей и показывает приёмы смешивания красок). Ну что ж, ребята, а сейчас берём в руки кисти, краски и начинаем рисовать свои рассказы на листе бумаги. А чтобы вам лучше вспоминалось лето, я включу красивую музыку. (По выбору педагога). А что у вас получиться мы разберём в конце занятия и поместим все рисунки на нашу выставку.

Итог занятия:

Какие цвета красок вам понадобились, чтобы нарисовать лето? Как вы думаете, получилось ли вам изобразить свои рассказы в рисунке? Что было самым трудным для вас в рисовании ваших рассказов? Что вам понравилось больше всего в нашем занятии?
Тематические альбомы «Бабочки», «Полевые цветы», «Труд людей летом».

Педагог вместе с детьми подбирают картинки (можно нарисовать) по теме и составляют (записывают) небольшой рассказ об изображенном объекте. Затем собирают весь материал по тематическим альбомам, которые можно поместить в уголке логопеда, как демонстрационный и познавательный материал.

Например:

Бабочка-шоколадница Второе название этого чешуекрылого – крапивница. Первое название (шоколадница) бабочка получила из-за своего окраса. Крылья бабочки коричнево-оранжевого цвета, по краю которых расположена кайма из бледно-голубых пятнышек в виде полумесяца. Они придают насекомому особо нарядный вид. А второе (крапивница) — потому что кормовым растением данной бабочки является исключительно крапива. Самцы по окрасу мало отличаются от самок. Яйца откладывают те бабочки, которым удалось перезимовать. Для этого они забиваются в щели, часто зимуют в подвалах, на чердаках домов, а также в пещерах. Яйца (бледно-желтого цвета) бабочка откладывает в зарослях крапивы на нижней стороне листочка (по 200-300 штук).Гусеницы имеют темную, почти черную окраску, вдоль тела проходят желтые полосы. До своего окукливания они не расползаются далеко друг от друга и интенсивно поглощают листья крапивы. Как только гусеницы набирают достаточно питательных веществ, начинается третья стадия жизни бабочки – куколка. Гусеничка плетет вокруг своего тела кокон и находится в нем до формирования бабочки. Висит куколка вниз головой. Коконы этих бабочек часто можно увидеть на стенах домов и на заборах. Продолжительность жизни этих красавиц варьирует от нескольких недель до нескольких месяцев. Дело в том, что за лето образуется несколько поколений бабочек. Некоторые из них зимуют в укромных местах, а затем живут все лето, откладывая яйца.

Презентации: «Лекарственные растения», «Откуда хлеб пришел».

Экспериментируем

Опытно-экспериментальная деятельность с песком и водой:

«Песок»

Цели: познакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов.

Задачи: закрепить умения работать с посудой, соблюдать меры безопасности, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; активизировать и обогащать словарный запас существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия; развивать социальные навыки- умение работать в паре.

Материалы и оборудование: сухой чистый песок, большой плоский лоток, подносы, вода, стаканчики, палочки, воронка и пустая полиэтиленовая емкость, увеличительные стекла, тертый цветной мел, пластиковые контейнеры для смешивания песка и мела, пластиковые ложечки, клей ПВА, кисточки, картон.

Ход занятия:

Педагог: ребята к нам в сад пришло письмо от Чебурашки. (Показывает письмо) Он пишет, что ему подарили Золотую рыбку. В аквариум Чебурашка налил воды из реки. С водой попал мелкий мусор, бумажки, палочки. Чебурашка просит подсказать ему, как очисть воду в аквариуме.
Выслушивает предложения детей.

Эксперимент 1

Педагог: Ребята, есть метод очистки воды, который используют в очистных сооружениях- это очистка песком. Возьмем воронку, поместив в нее песок и будем медленно выливать заранее приготовленную воду, примерно такую же, какая была у Чебурашки. (В нее мы положим бумажки мелкие палочки).
Что происходит с водой?
Где остается мусор?

Ответы детей: (мусор остается наверху песка, а вода проходит сквозь него)

Педагог: сделаем вывод- Что делает песок с водой?

Ответы детей: (песок водопроницаем, может пропускать воду и очищать ее)

Эксперимент 2

Педагог: возьмите емкости с песком и медленно высыпайте на поднос, при этом не забывайте о мерах безопасности (нельзя дуть на песок). Возьмем увеличительные стекла и рассмотрим из чего состоит песок. На что похожи песчинки? Какой они формы? Какого цвета?

Как высыпается песок? На что похоже его движение? Какой звук вы слышите, когда струится песок? Где применяется такое движение песка?

Ответы детей -(песочные часы)

Ответы детей (песок состоит из маленьких песчинок, он сыпучий, легкий, желто- оранжевый)

Педагог показывает песочные часы: огромные песочные часы использовали люди в древности. Сейчас песочные часы используют в медицине для определения длительности процедур – прогревания.

Педагог: возьмем палочки и нарисуем что-нибудь на песке, затем слегка встряхнем поднос. Что вы видите на песке?

Ответы детей: (на сухом песке рисунок не сохраняется, тк песчинки разлетаются)

Педагог: посмотрите на модель «сухих песчинок». Они могут стоять друг от друга на любом расстоянии.

Педагог: А теперь представим, что мы песчинки, встанем все вместе будем выполнять движения:

«А часы идут тик так, тик-так, в доме кто умеет так?
Это маятник в часах отбивает каждый такт.
А в часах сидит кукушка, у нее своя избушка,
Прокукует птичка время, снова спрячется за дверью.
Стрелки движутся по кругу, Не касаются друг друга,
Повернемся мы с тобой против стрелки часовой.
А часы идут, идут, иногда вдруг отстают.
А бывает, что спешат, словно убежать хотят,
Если их не заведут, то они совсем встают.»

Эксперимент 3

Педагог: В емкости с песком налейте воду из стаканчиков и размешайте песок ложечками. Какой стал песок? (мокрый, липкий)
Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает в строительстве домов. Что вы летом делаете из песка? (крепости, куличики)
Возьмите палочки и нарисуйте что-нибудь на мокром песке. Встряхните емкость с мокрым песком. Исчез ли рисунок? Почему он сохранился на мокром песке?

Ответы детей: (мокрые песчинки слиплись и удерживают рисунок)

Эксперимент 4

Педагог: смешайте в емкости с сухим песком измельченный цветной мел. Что получилось?

Ответы детей (мел окрасил песок, песок стал того цвета, что и мел)

Выводы: педагог предлагает вспомнить с какими свойствами песка познакомились, обращая внимание на модели.

Заключительная часть

Педагог предлагает нарисовать картинку цветным песком.

Для этого предлагается картон,кисточки и клей ПВА, которым обводится заранее нарисованный трафарет цветка и заполняется цветным песком.

Дети выставляют готовые работы

«Вода»

Цели:

Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность, не имеет вкуса и запаха, цвета, вода растворитель, вода текучая).

Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками;
закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Пробуждать интерес к опытам, развивать наблюдательность, наглядно-действенный вид мышления.

Развивать любознательность, умение рассуждать и высказывать свое мнение.

Опыт №1

“У воды нет вкуса»
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт №2

“У воды нет запаха”
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет?

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №3

“Вода жидкая, может течь”
Предложить детям перелить воду из одного ёмкости в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”.

Вывод: вода жидкая, льется, течёт

Опыт №4

«Имеет вода цвет».
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой — с молоком. Положить по очереди синюю полоску. В каком стакане видна полоска, а в каком — нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в воде мы видим полоску, а в стаканчике с молоком — нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко — нет.

Опыт №5

«Какого цвета вода? «.

На столе лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определи цвет воды. Приложили и сравнили цвет воды и цвет каждой полоски.

Можно ли сказать, что вода синяя? Зеленая? Желтая? Красная? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок).
Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какой же цвет воды?

Опыт №6

«Снег – это тоже вода. Видоизменения воды».

Приносим стаканчики со снегом(лед). На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает -его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.
Вывод: когда тепло снег тает и превращается в воду.

Опыт №7

«Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

Налить в стаканы воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: Вода легко окрашивается в любой цвет.

Опыт №8

«Вода – растворитель».

Насыпь в один стакан с водой соли, а в другой – пару таблеток активированного угля. Помешай воду. Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли а таблетки угля легли на дно).

Вывод: Вода — растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

Опыт №9

«Тонет, не тонет».

Для опыта необходима ванночка с водой, различные по весу предметы. Опустить в воду предметы по очереди. Что произошло? Некоторые предметы утонули, а некоторые всплыли. Это зависит от веса предмета. Вывод-Вода выталкивает более легкие предметы.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Игры

Подвижные игры:

«Съедобное – не съедобное», «Что в корзинку мы берем?»

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Вершки-корешки».

Речевые игры: «Загадай – мы отгадаем».

Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «В кафе», «Турбюро».

Речевое развитие

Обогащение словарного запаса по данной теме.

Существительные: лето, жара, солнце, солнцепек, пляж, загар, купание, отдых, гроза, радуга, молния, хлеб, злаки, пшеница, рожь, колос, сноп, хлебороб, комбайн, мельник, мука, пекарь, тесто, булка, сдоба, мак, колокольчик, ромашка, лютик, кашка, клевер, купальница, незабудка, охрана, природа.

Прилагательные: жаркий, прохладный, холодный, теплый, дождливый, солнечный, радостный, золотой, усатый, тяжелый, белый, свежий, ржаной, вкусный, сдобный, красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий.

Глаголы: отдыхать, загорать, купаться, играть, кататься, ходить, ездить, летать, растить, ухаживать, убирать, молоть, месить, печь, рвать, уничтожать, охранять, нюхать, рисовать.

Составление рассказов по картине, серии сюжетных картин, описательных рассказов по плану.

Составление рассказа (предложений) по картине

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Составление рассказа по плану

Рассматривание иллюстраций и чтение художественных произведений: «Цветик – семицветик» В. Катаева; «Про мимозу» С. Михалкова; «Где обедал воробей?» С. Маршака; «Про ёжика Вовку» и др.

Чтение и заучивание стихотворений о лете.

Составление и отгадывание загадок о лете.

Кукольный театр (инсценировки): «Спор овощей», «Колобок».

Взаимодействие с родителями

Стенгазета:

«Вот оно какое наше лето!»
Сообщение «Полевой цветок» (на выбор)
Составление рассказа на тему «Самое яркое летнее впечатление».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Фотовыставка:

«Лето – маленькая жизнь»

Открытый показ НОД

«Маленькие экспериментаторы»

Презентация проекта

Фото приложение

Описание материала : предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы по теме «Вот и кончилось лето»

Конспект непосредственной образовательной области в средней группе по теме: «Вот и кончилось лето»

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Музыка», «Коммуникация»

Цель : формирование на основе различных видов искусства (поэзии и музыки) нравственно-эстетических качеств личности.

Образовательные задачи:

· уточнить представления о живой и не живой природе в начале осени

(в сопоставлении с летом).

· совершенствовать умение детей передавать через разные виды искусства свое отношение к природе;

· продолжать закреплять навыки в аппликации;

· обогащать впечатления, полученные ранее средствами музыки.

Развивающие задачи:

· развивать восприятие, память, общую и мелкую моторику рук, внимание, любознательность, творческое воображение, музыкальный слух;

· развивать умение передавать цветовую гамму своего настроения, чувств;

· развивать приемы работы с бумагой и клеем, проявлять творчество и фантазию в оформлении.

Воспитательные задачи:

· воспитывать желание прийти на помощь, аккуратность, интерес к изобразительной деятельности, любовь к родной природе, способность понимать прекрасное;

Материал: бумага, ножницы, кисти, клей, аудиозапись, салфетки. Музыкальный центр, детские музыкальные инструменты (треугольники, колокольчики)

Предварительная работа:

· заучивание стихотворений и песен об осени

(Звучит музыка «Автомобиль» М.Раухвергера. Дети въезжают в зал и встают в круг.)

(На головах шапочки овощей).

Воспитатель : Дети, посмотрите, какой у нас получился огород. А давайте вспомним «Огородную-хороводную».

«Огородная-хороводная» Б. Можжевелова.

Воспитатель : Вот сколько овощей поспело на нашем огороде.

А в какое время года собирают урожай?

Как узнать, что наступила осень?

(Звучит мелодия песни «Осень» И. Кишко)

М.Р.: Дети, вы узнали, что это за песенка?

А какое настроение в этой песне передает композитор?

Правильно, а о каком времени поется в ней?

Давайте споем немного с грустью и нежностью эту песню.

Песня «Осень» И.Кишко

Воспитатель:

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах,-

Это платье золотое

У березы на плечах…

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит, должно быть это

Улетает наше лето. Е.Трутнева.

Воспитатель: Дети, а кто из вас знает стихотворение об осени? (чтение стихотворений детьми)

М.Р .: Дети, осень своей красотой привлекала не только поэтов, но и композиторов. Вот послушайте, как композитор А.Вивальди в концерте «Времена года» изображает осень.

А.Вивальди «Времена года». 3 часть «Осень»

М.Р .: Слышите, как капают и звенят дождинки. Какой грустный. Заунывный дождик. Давайте попробуем стать музыкантами и изобразить на инструментах эту музыку.

Импровизация на детских музыкальных инструментах.

Дети, а бывает осенью весело? А когда?

Звучит музыка, входит «Осень».

Осень: Здравствуйте. Вы узнали меня? Кто я?

Молодцы. А пришла я к вам с просьбой. Я делала картину для вас, но у меня кончилась цветная бумага, и я хочу вас попросить помочь мне наклеить осенние листочки в этом парке (показывает).

Аппликация коллективная «Осенний парк».

(дети под музыку вырезают листочки и наклеивают на бумагу)

Осень: Как много листьев в нашем парке. Летят на ветру, кружатся. Сейчас зазвучит музыка, и мы все превратимся в листочки.

Звучит музыка А. Петрова к к/ф «Берегись автомобиля».

Импровизация «танец листьев»

Осень : Дети, я дарю эту картину вам, чтобы ваши родители тоже полюбовались этой красотой. До свидания. До новых встреч. (Осень уходит)

Воспитатель : Ну а нам, дети, пора идти на прогулку. Мы еще раз полюбуемся осенней красотой.