Обеспечение жильем отдельных категорий граждан. Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан Обеспечение отдельных категорий граждан

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2009, N 5

В конце 2008 г. в условиях финансово-экономического кризиса был принят Федеральный закон от 22.12.2008 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" (далее - Закон N 269-ФЗ). В соответствии со ст. ст. 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 Закона N 269-ФЗ увеличены размеры ежемесячных денежных выплат и стоимость набора социальных услуг (услуги), предусмотренные действующим законодательством. Данный Закон вступает в силу с 1 января 2009 г., за исключением отдельных положений его ст. ст. 1 - 7, п. 3 ст. 8 и ст. 9 об увеличении размеров ежемесячных денежных выплат и стоимости набора социальных услуг, которые действуют с 1 апреля 2009 г.

Статьей 3 Закона N 269-ФЗ внесены изменения в ч. 3 ст. 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1). Ежемесячные денежные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в следующих размерах:

  1. инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы - 1483 руб.;
  2. гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1, - 1483 руб.;
  3. гражданам, указанным в п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1, а также гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1 из числа граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения, - 1186 руб.;
  4. детям и подросткам в возрасте до 18 лет, проживающим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированным и переселенным из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также детям первого и последующих поколений граждан, указанных в п. п. 1 - 3 и 6 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, - 742 руб.;
  5. гражданам, указанным в п. п. 7 - 9 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1, - 297 руб.;
  6. детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, - 445 руб.

Согласно новой редакции п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) размеры ежемесячных денежных выплат ветеранам составят:

  1. инвалидам войны - 2965 руб.;
  2. участникам Великой Отечественной войны - 2224 руб.;
  3. ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Закона N 5-ФЗ, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - 1631 руб.;
  4. военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда - 890 руб.

Статьей 6 Федерального закона от 22.12.2008 N 269-ФЗ внесены изменения в ч. 2 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Ежемесячная денежная выплата инвалидам установлена в следующих размерах:

  1. инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, - 2076 руб.;
  2. инвалидам, имеющим II степень ограничения способности к трудовой деятельности, детям-инвалидам, - 1483 руб.;
  3. инвалидам, имеющим I степень ограничения способности к трудовой деятельности, - 1186 руб.;
  4. инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, - 742 руб.

В соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" ежемесячные денежные выплаты гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определены:

  1. гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), - 1186 руб.;
  2. гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр), детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия одного из родителей, - 372 руб.

Законом N 269-ФЗ увеличены размеры ежемесячных денежных выплат таким категориям граждан, как Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы. На основании новой редакции ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы по их заявлению ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере 25 778 руб.

Согласно ст. 4 Закона N 269-ФЗ абз. 1 п. 1 ст. 9.1 Закона Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" изложен в следующей редакции: "1. Героям или полным кавалерам ордена Славы по их заявлению ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере 34 960 руб.".

В соответствии с изменениями в ч. 1 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178-ФЗ) увеличены суммы, предназначенные на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг. С 1 января 2009 г. на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг направляется 615 руб. в месяц, в том числе:

на оплату социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ, - 547 руб.;

на оплату социальной услуги, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ, - 68 руб.

Одновременно ст. 8 Закона N 269-ФЗ изменен срок действия заявления гражданина об отказе от набора социальных услуг (услуги). Согласно новой редакции ч. 4 ст. 6.3 Закона N 178-ФЗ гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления. Кроме того, п. 2 ст. 10 Закона N 269-ФЗ установлено, что поданное на 2009 г. заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) действует в период с 1 января 2009 г. по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Это означает, что гражданам, подавшим заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) до 1 октября 2008 г., в 2009 г. с новым заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на 2010 г. в территориальные органы ПФР обращаться не следует.

Н.Петухова

Главный специалист-эксперт

Департамента социальных выплат

Дополнительное материальное обеспечение, как указывалось, является разновидностью материального обеспечения. Последнее, как следует из вышеизложенного, составляет основной элемент социального обеспечения, включая такие его способы, как денежные выплаты (пенсии, пособия) и натуральное обеспечение. Особенностью дополнительного обеспечения является его вспомогательный характер в системе пенсионного обеспечения: дополнительное материальное обеспечение поощряет за особые заслуги или компенсирует вредные условия работы, жизни.

Исходя из его назначения, дополнительное материальное обеспечение назначается отдельным категориям граждан, причем круг этих категорий граждан значительно более узок, нежели круг граждан, получающих основное материальное обеспечение (сравним, например, количество пенсионеров в целом и часть из них, получающих дополнительное материальное вознаграждение как Герои Советского Союза).

Законодательство о дополнительном ежемесячном материальном обеспечении состоит из отдельных нормативно-правовых актов, устанавливающих основания, размеры и порядок выплаты обеспечения. Эти акты могут приниматься на федеральном уровне и на уровне субъектов России, т.к. согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Интересно в этом плане одно из судебных дел. Прокурор Воронежской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими п. 1 постановления администрации Воронежской области от 4 мая 1995 г. "О дополнительных мерах по социальной защите участников групп разминирования территории области в 1943 - 1945 годах", а также п. п. 1.4 и 7.1 Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственным пенсиям участникам групп разминирования территории Воронежской области в 1943 - 1945 годах, утвержденного постановлением администрации области от 24 октября 2003 г.

В обоснование заявленного требования прокурор ссылался на то, что оспариваемые нормы постановления администрации области и Положения, предусматривающие назначение и выплату ежемесячной доплаты к пенсиям только тем участникам групп разминирования, которые постоянно проживают на территории Воронежской области, постоянно зарегистрированы на территории области, и прекращение выплаты доплаты в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы области, противоречат федеральному законодательству и законодательству области. Решением Воронежского областного суда от 24 сентября 2004 г. в удовлетворении заявления прокурору отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 9 февраля 2005 г. в удовлетворении представления отказала, указав, что федеральным законодательством не предусмотрено предоставление гражданам дополнительного материального обеспечения за участие в разминировании территории страны в годы Великой Отечественной войны. В связи с этим субъект Российской Федерации вправе был на своем уровне установить ежемесячные доплаты к пенсии указанным лицам. При этом администрация области имела право распространить названные надбавки к пенсии только на жителей области и при выбытии их на постоянное место жительства за пределы области прекратить выплату этих надбавок, поскольку их финансирование осуществляется из средств бюджета области.



К федеральным нормативно-правовым актам в сфере дополнительного материального обеспечения можно отнести следующие:

1) Федеральный закон «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» от 04.03.2002 N 21-ФЗ и Постановление Правительства РФ «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» от 07.06.2002 N 390;

2) Указ Президента РФ "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" от 30.03.2005 г. N 363 и Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» от 30.04.2005 N 273;



3) Указ Президента РФ «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» от 01.08.2005 N 887 и Постановление Правительства РФ «О порядке выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения инвалидам вследствие военной травмы» от 24.08.2005 N 536;

4) Указ Президента РФ «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» от 23.08.2000 N 1563 и Постановление Правительства РФ «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» от 01.09.2005 N 549, утвердившего Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию;

5) Постановление Правительства РФ «Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 14.03.2003 N 155";

В перечисленных нормативно-правовых актах установленные выплаты именуются чаще всего как дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, но иногда как ежемесячная доплата к пенсии (Постановление Правительства РФ «Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 14.03.2003 N 155). Несмотря на иную формулировку выплаты в указанном Постановлении речь идет также о дополнительном ежемесячном материальном обеспечении, т.к. оно имеет дополнительный характер.

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение производится независимо от получения других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (например, пенсий, субсидий, компенсаций и др.). В этом состоит сущность признака дополнительности рассматриваемого вида обеспечения.

Согласно преамбуле «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» от 04.03.2002 N 21-ФЗ (далее – Закон № 21-ФЗ) его целью является определение условий и порядка назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед государством гражданам Российской Федерации.

В соответствии с Законом № 21-ФЗ граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

Закон № 21-ФЗ (п. 2 ст. 1) указывает категории граждан, которым назначается дополнительное материальное обеспечение:

1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации;

2) граждане, награжденные орденом Святого апостола Андрея Первозванного;

3) граждане, награжденные орденом Ленина;

4) граждане, награжденные орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, граждане, награжденные орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, граждане, награжденные орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени;

5) граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;

6) Герои Социалистического Труда;

7) граждане, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;

8) лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР);

9) граждане, награжденные орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней;

10) чемпионы Олимпийских игр, чемпионы Параолимпийских игр, чемпионам Сурдоолимпийских игр.

Гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Законом № 21-ФЗ, на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными актами, на предусмотренную законодательством Российской Федерации пенсию за выслугу лет, устанавливаемую лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, на доплаты к пенсии, устанавливаемые законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления, на оклады за звания действительного члена и члена - корреспондента Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук, назначается либо дополнительное материальное обеспечение в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо одна из иных указанных выплат по их выбору.

Это означает, что получение таких денежных выплат фактически лишает гражданина права на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Законом от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ и что его установление в этом случае возможно только при условии прекращения иных выплат. К этим выплатам относятся:

а) дополнительное материальное обеспечение на основании иных нормативных актов;

б) пенсия за выслугу лет, устанавливаемая лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления СССР и РСФСР, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы;

в) доплаты к пенсии, устанавливаемые законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления;

г) оклады за звания действительного члена и члена-корреспондента Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук.

Как можно заметить, в рассматриваемом пункте ст. 1 Закона № 21-ФЗ не оговаривается, что граждане должны иметь право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными актами либо на доплаты к пенсии, устанавливаемые законодательством субъектов Российской Федерации и актами местного самоуправления, по тем же основаниям, которые предусмотрены для назначения дополнительного материального обеспечения комментируемым Законом.

Из этого следует общий принцип - при решении вопроса об установлении дополнительного материального обеспечения по нормам Закона № 21-ФЗ во внимание принимаются любые виды дополнительного материального обеспечения и доплат к пенсиям, предусмотренные иными нормативными правовыми актами, как федеральными, так и региональными, независимо от оснований их назначения. Здесь требуется учитывать и дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги перед субъектом Российской Федерации, и ежемесячную доплату к пенсии, назначаемую по другим основаниям.

Гражданам, имеющим одновременно право на получение дополнительного материального обеспечения по нескольким основаниям, указанным в п. 2 ст. 1 Закона № 21-ФЗ, дополнительное материальное обеспечение устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер, вне зависимости от количества званий и наград. Например, Герой Советского Союза, который одновременно является олимпийским чемпионом, будет получать одно дополнительное материальное обеспечение. Также и неоднократному чемпиону Параолимпийских игр, несмотря на наличие у него нескольких золотых медалей, будет установлено одно дополнительное материальное обеспечение.

Иным гражданам Российской Федерации, имеющим особые заслуги перед народом и государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся достижения в области культуры, науки и техники, размер дополнительного материального обеспечения может устанавливаться Президентом Российской Федерации.

Дополнительное материальное обеспечение устанавливается в размере:

1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного или орденом Славы трех степеней, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, - 415 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости;

2) гражданам, награжденным орденом Ленина, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени, лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР) - 330 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости;

3) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней, гражданам, награжденным орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней, чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Параолимпийских игр, чемпионам Сурдоолимпийских игр - 250 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости.

Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, в дань глубокого уважения ветеранам войны, с 1 мая 2005 года установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение следующим категориям граждан:

а) инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - в размере 1000 рублей;

б) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее 6 месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, - в размере 500 рублей;

в) вдовы военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовы умерших инвалидов Великой Отечественной войны - в размере 500 рублей;

г) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - в размере 500 рублей;

д) бывшие совершеннолетние узники нацистских концлагерей, тюрем и гетто - в размере 500 рублей.

Во исполнение данного Указа Президента РФ Постановлением Правительства РФ от 30.04.2005 N 273 утверждены Правила (далее – Правила № 273), которые определяют порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения указанным категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.

В указанных Правилах установлено, что, если гражданин относится к нескольким из указанных выше категорий, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается по одному из оснований, предусматривающему более высокий размер. Правилами № 273 предусмотрено (п. 10), что дополнительное ежемесячное материальное обеспечение не обязательно должно выплачиваться пенсионерам.

Указ Президента РФ от 01.08.2005 N 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» установил с 1 сентября 2005 г. дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 рублей гражданам Российской Федерации, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы, за исключением граждан, которым дополнительное ежемесячное материальное обеспечение выплачивается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов".

Во исполнение данного Указа Президента РФ Постановлением Правительства РФ «О порядке выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения инвалидам вследствие военной травмы» от 24.08.2005 N 536 установлено, что обращение за дополнительным ежемесячным материальным обеспечением установленным инвалидам вследствие военной травмы, его назначение и выплата осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами N 273.

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2003 N 155 (далее – Постановление № 155) утвержден список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии. Если предыдущими рассмотренными Указами Президента РФ дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливалось для категорий граждан, живших в тяжелых условиях в определенный промежуток времени (военное время). то Постановлением № 155 дополнительное ежемесячное материальное обеспечение предусмотрено для категорий граждан по признаку профессиональной вредности.

В утвержденный Постановлением № 155 список включены такие должности членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, как пилоты, командир воздушного судна, командир-инспектор (-инструктор, -наставник) воздушного судна, летчик, второй пилот, летчик-наблюдатель, летчик-штурман, шеф-пилот, штурман, штурман-лидировщик, штурман-аэрофотосъемщик, штурман-аэросъемщик, флаг-штурман, бортовые инженеры, бортовой инженер-инспектор (-инструктор, -наставник), бортовой инженер-штурман, бортовой механик воздушного судна, бортовой механик-инспектор (-инструктор, -наставник), бортовой радист воздушного судна и др.

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливается Постановлением № 155 в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" от 27.11.2001 N 155-ФЗ.

Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 (далее – Указ № 1563) в целях обеспечения эффективной адресной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также преемственности кадров в этом комплексе, в соответствии со ст. 80 Конституции РФ, впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по проведению государственной политики в сфере развития и безопасного функционирования ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, следующим категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем, утвержденных этим же Указом:

Гражданам, награжденным орденами Российской Федерации и (или) СССР, лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР), лауреатам премии Президента Российской Федерации, лауреатам премии Совета Министров СССР и (или) РСФСР, лауреатам премии Правительства Российской Федерации в период осуществления ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, и имеющим страховой стаж работы в этих организациях не менее 15 лет;

Гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подп. 1 или 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях.

Подпункты 1 и 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает следующие категории лиц:

1) мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

2) мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение имеют также граждане, вышедшие на пенсию до вступления в силу Указа № 1563 (при соблюдении перечисленных в нем условий).

Указ № 1563 предоставляет дополнительное ежемесячное материальное обеспечение не только категориям граждан, выделенных по наличию наград, тяжести условий труда, но и по перечням видов деятельности. Указом № 1563 утверждены следующие виды деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях:

1) разработка, испытания, производство, разборка ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, их составных частей и макетов, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении;

2) производство делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений для ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, обращение с ними на всех этапах жизненного цикла;

3) хранение, техническое обслуживание, транспортировка, подготовка к применению ядерных боеприпасов и их составных частей, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, предупреждение и ликвидация аварий с ядерными зарядами и (или) ядерными боеприпасами, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении;

4) демонтаж ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, снимаемых с вооружения по истечении гарантийных сроков службы и (или) в рамках выполнения международных договоров Российской Федерации по ядерному разоружению;

5) утилизация делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений из состава ядерных зарядов после их демонтажа как в целях долговременного хранения, так и в целях полного выведения их из ядерно-оружейной сферы.

Гражданам, имеющим право на дополнительное обеспечение в соответствии с Указом № 1563, на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными правовыми актами, на предусмотренную законодательством Российской Федерации пенсию за выслугу лет либо ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности), устанавливаемую лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления СССР и (или) РСФСР, государственные должности Российской Федерации или государственные должности федеральной государственной службы, назначается дополнительное обеспечение в соответствии с Указом № 1563 либо одна из указанных дополнительных выплат по их выбору.

Таким образом, по юридической силе нормативно-правовые акты, регулирующие дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, разнообразны: Федеральный закон, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. При этом в Федеральном законе и указах Президента РФ – излагаются категории граждан, размеры и основания выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения, а в постановлениях Правительства –порядок начисления и выплат дополнительного ежемесячного материального обеспечения.

25 марта 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка расчёта пенсий военным пенсионерам – участникам Великой Отечественной войны Распоряжение от 25 марта 2019 года №511-р. С учётом выполнения Правительством России в период с 1 января 2012 года по 1 января 2019 года Указа Президента России от 7 мая 2012 года №604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» в части ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции, по состоянию на 1 января 2019 года всем категориям военных пенсионеров, в том числе являющимся ветеранами Великой Отечественной войны, военные пенсии рассчитываются исходя из доли денежного довольствия в размере 72,23%. Законопроектом предлагается рассчитывать военным пенсионерам – участникам Великой Отечественной войны пенсии исходя из 100% денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. Это изменение коснётся участников Великой Отечественной войны, которые служили в частях и подразделениях в составе действующей армии. На эти цели дополнительно выделяется около 1 млрд рублей. Пенсии таких ветеранов увеличатся в среднем на 15–20%.

23 февраля 2019 , Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» О выпуске и распределении в 2019 году государственных жилищных сертификатов Распоряжение от 20 февраля 2019 года №252-р. В рамках госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В 2019 году планируется выдать 7151 государственный жилищный сертификат на общую сумму 16,24 млрд рублей.

28 января 2019 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Об утверждении размера индексации выплат пособий и компенсаций в 2019 году Постановление от 24 января 2019 года №32. Законодательством в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан предусмотрена индексация выплат, пособий и компенсаций один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из коэффициента индексации, определяемого Правительством России в соответствии с фактическим индексом роста потребительских цен за предыдущий год. Подписанным постановлением установлен коэффициент индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных двумя законами Российской Федерации и девятью федеральными законами, в размере 1,043.

25 января 2019 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Татьяна Голикова провела заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Правительство с 1 февраля текущего года намерено повысить размеры ряда социальных выплат.

22 января 2019 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Президент России подписал Федеральный закон об уточнении порядка подтверждения уплаты гражданами ежемесячного взноса на капитальный ремонт Федеральный закон от 22 января 2019 года №1-ФЗ. Федеральным законом, в частности, устанавливается, что орган исполнительной власти субъекта Федерации или уполномоченное им учреждение не вправе требовать от граждан документы и информацию, подтверждающие уплату ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в целях предоставления компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт.

3 января 2019 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан На обеспечение отдельных категорий граждан льготными лекарствами, медизделиями и специализированными продуктами в 2019 году направлено более 31 млрд рублей Утверждено распределение в 2019 году субвенций бюджетам субъектов Федерации в размере 31,367 млрд рублей.

28 декабря 2018 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об уточнении порядка назначения компенсации членам семей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №535-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 7 июля 2018 года №1392-р. Федеральный закон принят во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности положения статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

10 октября 2018 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Об увеличении объёма субвенций на обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов Распоряжение от 10 октября 2018 года №2173-р. Объём субвенций увеличен на 748,24 млн рублей в связи с увеличением количества граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

6 сентября 2018 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Об официальном отзыве Правительства на законопроект об уточнении порядка подтверждения уплаты гражданами ежемесячного взноса на капитальный ремонт Законопроект направлен на упрощение процедуры получения одиноко проживающими неработающими собственниками жилых помещений, достигшими возраста 70 лет, 80 лет, соответствующей компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, а именно снятие с таких граждан бремени доказывания отсутствия задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт. Правительство России поддерживает законопроект при условии его доработки с учётом замечаний технического и терминологического характера.

16 августа 2018 , Вопросы судебной системы О внесении в Госдуму законопроекта о правовом регулировании вопросов материального обеспечения судей в отставке и на пенсии Распоряжение от 16 августа 2018 года №1698-р. Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2018 года №9-П по делу о проверке конституционности части 5 статьи 2 Федерального закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», пункта 5 статьи 15 и пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с запросом Промышленного районного суда города Смоленска.

1

Государственное пенсионное обеспечение предназначено для отдельной категории граждан, которые на протяжении регламентируемого временного периода выполняли трудовые обязанности в конкретной должности или оказались в определенной ситуации, обусловленной предусмотренными законодательством обстоятельствами. Финансовая поддержка носит компенсационный характер, поскольку она возмещает потерянные возможности физического лица получать прибыль в результате полной или частичной потери трудоспособности по различным факторам. О том, как осуществляется пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, можно узнать из данной статьи.

Реализация государственного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан

Государственная финансовая поддержка отдельных категорий граждан имеет компенсационный характер. Ее назначение регулируется Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

В нормативно-правовом акте определена категория граждан, которая вправе рассчитывать на денежную компенсацию. В зависимости от занимаемой должности претендента и от обстоятельств, она может быть увеличена в несколько раз. Для получения пенсии по этой схеме необходимо соответствовать регламентируемым параметрам и иметь требуемый пакет документов для предоставления в комплекте с заявлением в уполномоченные органы.

Государственные служащие

Федеральные служащие могут рассчитывать на специальное пенсионное довольствие только при наличии стажа в 15 лет. С 2017 года, временные параметры трудового стажа увеличиваются с 15 до 20 лет, при этом каждый последующий год планируется увеличивать стаж на 6 месяцев.

Величина обеспечения рассчитывается с учетом уровня доходов, полученных за последние 12 месяцев. Она соответствует сумме параметров, определяемых разницей среднего размера заработной платы, скорректированной на уровне 45 % с величиной страховой пенсии и произведения величины стажа на скорректированный до 3 % средний размер заработной платы.

Величина довольствия не может превышать 75 % от размера среднемесячной заработной платы гражданского служащего.

Граждане, осуществляющие трудовую деятельность в статусе депутатов Государственной думы или членов Совета Федерации, на протяжении временного периода, большего, чем один год, имеют право претендовать на ежемесячную доплату. Надбавки начисляются к пенсионному обеспечению страхового характера ввиду достижения гражданином соответствующего возраста или к досрочно назначенной пенсии.

Граждане, относящиеся к этой категории, могут получать:

Бывшие депутаты Госдумы и члены Совета Федерации могут рассчитывать только на один вид обеспечения, который они вправе выбрать самостоятельно. При расчете величины доплаты, её размер, суммированный со страховой пенсией, не может превышать 55 % от базовой расчетной величины, определяемой размером оклада в период выполнения обязательств, если гражданин выполнял полномочия от 1 до 3 лет. Параметр увеличивается до 75 % при наличии трудового стажа на должности свыше 3 лет.

Судьи

Судьи имеют право на специальное пенсионное обеспечение, назначение которого регулируется законом №3132-1 от 26.06.1992 года «О статусе судей в Российской Федерации». После прекращения полномочий и ухода в отставку судьям мирового и федерального значения предоставляют ежемесячное содержание пожизненно.

Судья, находящийся в отставке имеет право выбора обеспечения, которое может быть выражено в пожизненном содержании с ежемесячными выплатами или в пенсии, оформленной на общих основаниях.

Величина пожизненного содержания определяется в зависимости от параметров трудовой деятельности и рассчитывается в соответствии с регламентируемым порядком:

  • если трудовой стаж работника менее 20 лет, он вправе рассчитывать на обеспечение в размере 80 % от оклада;
  • если стаж составляет менее 20 лет, но работнику исполнилось 55 или 50 лет, то ему полагаются регулярные выплаты, размеры которых определяется пропорционально временному периоду, на протяжении которого он выполнял трудовые обязанности в должности судьи;
  • если выслуга превышает 20 лет, то размер содержания увеличивается на 1 % за каждый отработанный год до достижения критерия в 85 процентов, который берется за основу расчётов.

Претендовать на пенсионное и ежемесячное обеспечение вправе судьи, являющиеся инвалидами ввиду получения военных травм. Для этого им нужно оформить пенсию сразу же после прекращения своих полномочий.

Космонавты

Граждане, осуществляющие трудовую деятельность по профессии космонавт, имеют право выйти на пенсию при наличии определенного трудового стажа. Для женщин данный параметр должен соответствовать 20 годам, а для мужчин – 25 годам.

Величина пенсии определяется по формуле:

55%*ЗП + 3%*ЗП*СТ = П , где

ЗП - заработная плата лица на день увольнения с должности;

СТ - количество лет стажа сверх требуемых 20 или 25.

Размер пенсионного обеспечения не может превышать 85 % величину заработной платы гражданина. В случае наличия у работника социальных обстоятельств, он может рассчитывать на прибавки пенсии, которые на 1 апреля 2017 года соответствуют денежной сумме 4959,85 рублей.

Увеличение размера пенсионного обеспечения может быть осуществлено до 200 % от исходной величины, в случае, если претендент является:

  • инвалидом 1 группы;
  • лицом, достигшим восьмидесятилетнего возраста;
  • гражданином, нуждающимся в постоянном уходе, что подтверждено медицинским заключением.

Увеличение обеспечения возможно неработающим гражданам, которые младше 55 лет или являются инвалидами, в ситуациях, когда они имеют на своем обеспечении членов семьи, ограниченных в возможностях. При наличии одного иждивенца, бывший космонавт может оформить увеличение пособия на 32 %, при уходе за двумя членами семьи – 64 %, а за тремя или более – 100 %.

Пример расчета №1. Космонавт-испытатель Серов И.А. на день увольнения с данной должности в 2017 году имел денежное довольствие в размере 69 600 рублей. Его стаж работы составлял 26 лет (из требуемых 25). В соответствии с этим размер его пенсии составил:

55% x 69 600 + 3% x 69 600 x 1 = 40 668 рублей.

Пример расчета №2. Васильев П.Р. осуществлял трудовую деятельность в должности космонавта на протяжении 30 лет. Должностной оклад гражданина составлял 88 500 рублей. Регламентируемый временной минимум он переработал на 5 лет. За выработку лет Васильеву полагается пенсия в размере 0,55 x 88,5 + 0,03 х 88,5 х 5=619 500 рублей. Поскольку получившаяся денежная сумма превышает максимальную величину, полагающуюся к выплате, то пенсия считается как 85 % от оклада, что соответствует 75 225 рублям.

Работники летно-испытательного состава

Работники, относящиеся к категории летно-испытательного состава, при определенной наработке по специальности имеют право оформить компенсацию. Ее размер зависит от величины профессионального стажа и характеристик трудовой деятельности, обусловленных временем выполнения прямых обязанностей членов летных экипажей.

Социальная пенсия увеличивается до 1000 % для работников мужского пола при наличии выслуги в 25 лет и 20 лет для женщин при условии, если 2/3 стажа они были заняты непосредственной деятельностью, связанной с полетами. Если на время испытательных полётов ушло меньше 2/3 стажа, то базовая пенсия будет увеличена до параметра, соответствующего 800 %. Чтобы получить обеспечение, летчикам не нужно увольняться с должности. Они вправе получать одновременно заработную плату и довольствие.

Участники военных действий ВОВ и жители блокадного Ленинграда

Граждане, являющиеся инвалидами, имеющими награждение медалями «За оборону Ленинграда» и знаками, идентифицирующими жителей Ленинграда в период блокады города, имеют право на единовременное получение нескольких обеспечений:

  • страхового, назначенного по возрасту или по инвалидности;
  • государственного, при условии получения инвалидности;
  • социального, в виде дополнительных ежемесячных выплат.

Участники ВОВ вправе оформить пенсию по инвалидности. Для граждан с 1 группой инвалидности полагается увеличение социального обеспечения до 250 %. При наличии 2 группы, пенсионеры получат 200 % от базового параметра, а при присвоенной 3 группе выплаты будут увеличены до 150 %.

Инвалиды, которые не участвовали в военных действиях, но проживали на территории Ленинграда в период его блокады, могут рассчитывать на увеличение пенсии в зависимости от присвоенной группы инвалидности. Обладателям 1 группы довольствие увеличивается до 200 % от базового параметра, 2 группы – до 150 %, а 3 – на 100 %.

Пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф

Граждане, пострадавшие во время выполнения трудовых обязанностей или в результате осуществления мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с техногенными или радиационными авариями, могут рассчитывать на помощь государства. Она может быть выражена в виде пенсионного довольствия, оформленного по инвалидности или в результате достижения пенсионного возраста. Граждане не имеют права оформлять несколько видов обеспечения, однако они вправе осуществить выбор наиболее выгодного довольствия, величина которого будет наибольшей.

С 1 мая 2005 года дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» установлено

в размере 1 000 руб.:

  • инвалидам Великой Отечественной войны;
  • участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (см. Приложение);
  • бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

в размере 500 руб.:

  • военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны;
  • лицам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда»;
  • бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто.

С 1 сентября 2005 года указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» установлено ДЕМО в размере 1 000 рублей для инвалидов вследствие военной травмы за исключением граждан, которые уже получают ДЕМО в соответствии с Указом Президента РФ от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Не имеет значения, в период какой военной и приравненной к ней службы гражданин стал инвалидом вследствие военной травмы и связана ли указанная причина инвалидности с прохождением военной и приравненной службы в «горячих» точках либо исполнением других служебных обязанностей. Главное, чтобы в действующем документе учреждения медико-социальной экспертизы (в справке ВТЭК, в справке МСЭ) была указана причина инвалидности - «военная травма». Также не имеет значения, в какие годы получена эта инвалидность.

Право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение имеют только граждане Российской Федерации независимо от места их проживания. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение выплачивает территориальный орган ПФР одновременно с пенсией.

Лицам, имеющим право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения по нескольким основаниям, оно устанавливается по одному из оснований, предусматривающему более высокий размер.

Если граждане имеют право на различные выплаты к пенсии, предусмотренные законодательством Российской Федерации либо нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливается независимо от получения других выплат.