Проект "трудовое воспитание дошкольников". Проект на тему «Трудовое воспитание» в подготовительной группе Проект о трудовой деятельности в детском саду

Труд - это могучий воспитатель,

в педагогической системе воспитания

Антон Семёнович Макаренко.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «КОЛОКЛЬЧИК» Подготовили и провели воспитатели МАДОУ №5 «Колокольчик» Знак Татьяна Валерьевна Андрусик Татьяна Александровна г. Советск 2016 г. «Проектная деятельность в ДОУ, как технология трудового воспитания детей дошкольного возраста»

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания. А.С. Макаренко. Актуальность. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей. Почему этому вопросу мы уделяем столь пристальное внимание? Ведь современные родители не считают трудолюбие важным качеством личности. Более значимую роль для них играет развитие интеллектуальных способностей детей. Может нам стоит, в угоду родителям, работать именно в этом направлении? Не соглашусь с родителями. Ни одному великому открытию не стать достоянием общественности, если бы человек не приложил немало трудовых усилий для его материального воплощения.

Паспорт проекта. Тема проекта: «Проектная деятельность в ДОУ, как технология трудового воспитания детей дошкольного возраста» Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Продолжительность: долгосрочный 2016-2017 учебный год. Тип проекта: групповой, социально - педагогический, направленный на взаимодействие с семьёй, разработан с учетом современных требований инновационной деятельности в ДОУ.

Задачи: развивать у детей интерес и любовь к труду; поддерживать уважение и интерес к трудовой деятельности родителей, взрослых; воспитывать желание трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности; формировать нравственно – трудовые качества, такие, как трудолюбие и целеустремлённость; привлекать родителей к совместной трудовой деятельности. Цель проекта: воспитание устойчивого положительного отношения к труду.

Этапы реализации проекта: Первый этап – Подготовительный (октябрь 2016 г.) Определение темы проекта. Формулировка цели и определение задач. Подбор материалов по теме проекта. Составление плана основного этапа проекта. Второй этап - Основной (октябрь-апрель 2016-2017г.) Распределение образовательной деятельности согласно сетке непрерывно образовательной деятельности для данного возраста. Анкетирование родителей детей. Третий этап - Заключительный (апрель - май 2017г.) Аналитический отчет о проделанной работе Участие в акции «Твори добро». Презентация проекта

Ожидаемый результаты: 1. Уважение к труду и желание помогать старшим; 2. Развитые трудовые способности; 3. Трудолюбие, ответственное отношение к труду; 4. Сформированные навыки организации совместного труда с взрослыми.

Работа с родителями: 1.Анкетирование « Трудовые обязанности дошкольников в семье » ; 2.Родительское собрание: «Вся семья вместе…»; 3. Консультации; 4.Домашние задания и организация коллективного труда в рамках акции «Твори добро». 5.Оформление центра сюжетно – ролевой игры «Салон красоты», через мастер класс. Работа с педагогами: 1. Консультация «Трудовое воспитание в ДОУ»; 2. Презентация проекта в ДОУ. Работа с детьми: 1. Беседы; 2.Игровая деятельность; 3.Просмотр мультфильмов, презентаций и иллюстраций; 4.Чтение художественной литературы, разучивание пословиц и поговорок о труде; 5.Художественное творчество; 6.Организация трудовой деятельности в группе, и в природе.

Каждый день мы беседовали и читали художественную литературу.

Мы играем.

Каждый день мы закрепляли трудовые навыки в группе. Хозяйственно – бытовой труд Труд в природе Самообслуживание

Мы закрепляли трудовые навыки во время прогулки.

Экскурсия в детско – юношескую библиотеку –знакомство с профессией «Библиотекарь»

Знакомство с профессией «Парикмахер», через сюжетно – ролевую игру «Салон красоты»

Художественно – эстетическое развитие - ручной труд. Изготовление подарков для членов семьи.

Родительское собрание на начало и конец проектной деятельности

В рамках Акции «Твори добро» совместными усилиями нашей дружной семьи был оформлен участок для прогулок

Домашнее задание «Помоги игрушке» Домашнее задание « Книжкина больничка»

Совместно – творческая работа детей и их родителей. Д/З « Я ПОМОЩНИК»

Основные результаты проекта: Подводя итог нашей работы, хотим сказать, что: Дети овладели умениями, позволяющими им выполнять содержание трудовой деятельности, которого мы придерживались в работе по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в уходе за растениями. В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, навыки использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов. В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя. У детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности. В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы, с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.

Список литературы. 1.Агеева И.Д. 500 загадок-складок для детей. – М.: Сфера. – 2011. 2.Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М.Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с. 3.Буре Р.С., Година Г. Н. Учите детей трудиться.- М., 1983 4.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика – Синтез, 2014.-64с. 5.Журнал «Дошкольное воспитание» / Гл. ред. М.А. Васильева. - № 12, 1988. 6.Журнал «Дошкольное воспитание» /Гл. ред. М. А. Васильева. - № 5, 1994. 7.Журнал «Дошкольное воспитание» /Гл. ред. М. А. Васильева.- № 13, 1997. 8.Коломинский Я. Л. Психология совместного труда детей. - Минск.асвета,1987. 9.Кравцов Г. Личность формируется в семье // дошкольное воспитание.-1991 10.Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. - М.: Просвещение, 2002. - 271 с. 11.Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. - Балашов: изд. «Николаев», 2004. - 52 с. 12.Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2014.-128с. 13.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой- 3 – е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.368с. 14. http://www.detzdrav.com/11048.html 15. http://ejka.ru/blog/schitalki/5.html

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Проектная деятельность по трудовому воспитанию

в старшей группе

Тема: «Кто любит труд, того люди чтут»

Подготовила:

Воспитатель 11гр

Андреева К.С.

Омск -2017

Тема проекта : «Кто любит труд, того люди чтут».

Вид проекта : исследовательский, личностно-ориентированный.

Актуальность проекта :

В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома. Нередко видим детей, которые не стесняются бросать мусор (обертки от сладостей, упаковки от сока и пр.) не только на улице, но и в других общественных местах. На замечания взрослого можно услышать такие объяснения: «Дворники уберут», «Я не знаю куда выбросить», «Это - не я!». Иногда, и родители не обращают внимание на такое поведение детей, не считая нужным, делать замечания. Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а так же целенаправленная работа с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться.

Цель проекта :

    показать участникам проекта значение труда в жизни человека;

    формировать у воспитанников желание трудиться, а у родителей – желание приобщать детей к посильному труду.

Задачи проекта:

    сформировать у детей представление о значимости труда в жизни каждого человека;

    познакомить детей с разнообразием профессий;

    вызвать интерес к труду;

    воспитывать трудолюбие, заботливое отношение к окружающим.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.

Практический реализация проекта.

Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом.

Участники проекта :

    дети старшей группы «Умнички»

    БДОУ г. Омска «Детский сад № 112»;

    педагоги;

    родители воспитанников.

Срок реализации проекта : октябрь – март 2017-2018учебного года.

Предполагаемый результат:

    устойчивый интерес к трудовым поручениям и посильному труду у воспитанников группы;

    осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников.

Продукты проектной деятельности:

    фотогазета «Судят не по словам, а по делам!»;

    альбома с семейными рисунками на тему «Дело мастера боится»;

    материал для заочного консультирования родителей (памятки и др.);

    презентация проекта «Кто любит труд, того люди чтут»

Презентация проекта:

    групповое родительское собрание «Трудовое воспитание старших дошкольников»;

    педсовет «Организация трудового воспитания в ДОУ».

Методическое обеспечение:

Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М. Просвещение, 1983.

Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1989.

Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1991.

Приложение №1

План работы над проектом

опрос родителей

(фамилии, имена, отчества, возраст, место проживания, место работы, профессия)

октябрь

    Беседы с детьми на тему «Трудовые поручения», «Дежурство в детском саду»

    Работа над лексической темой «Детский сад. Профессии».

    Экскурсия на тему «Наш детский сад» (знакомство с профессиями сотрудников ДОУ и местом их работы)

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности

ноябрь-декабрь

Выявление у детей знаний о членах своей семьи:

    Беседы с детьми на тему «Моя семья», «Где и кем работают наши родные»

    Музыкальное развлечение «Мамины помощники»

    Участие в смотре – конкурсе уголков ручного труда и конструирования

с воспитанниками и их родителями (по программе «Зеленый огонек здоровья» Картушиной Н.Ю.)

январь

    Беседа с детьми «Как я забочусь о членах моей семьи».

    Размещение информации для родителей на тему «Трудовое воспитание в семье»

    Анкетирование родителей на тему «Трудовое воспитание в семье»

с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности;

в родительском уголке;

индивидуальная работа с родителями

февраль

    Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка в ДОУ».

организация процесса трудового воспитания на прогулке;

в родительском уголке;

март

    Показ детям презентации «Кто любит труд, того люди чтут»

    Оформление фотогазеты «Судят не по словам, а по делам!».

    Групповое родительское собрание «Трудовое воспитание старших дошкольников» с презентацией проекта «Кто любит труд, того люди чтут»

    Оформление альбома с семейными рисунками на тему «Дело мастера боится»

    Презентация проекта «Кто любит труд, того люди чтут» на уровне ДОУ

в родительском уголке;

с использованием средств мульти-медиа;

индивидуальная работа с семьями воспитанников

оформление продуктов проектной деятельности

Примечание.

Педагоги систематически детей знакомят с пословицами и поговорками о труде; используют художественную литературу, соответствующую теме проекта, организуют участие детей в трудовой деятельности в группе. Регулярно на «Кругах общения» подводятся итоги участия детей в трудовой деятельности.

Актуальность. Основная идея . Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Нам, педагогам, и родителям важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно – он открывает для себя окружающий мир, познает его. И делает это с радостью. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь во всестороннем развитии.

Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании помочь, что-то сделать самому, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.

Основная задача воспитателя – помочь ребенку в самостоятельном приобретении собственного опыта, развить его желания и потребности в получении трудовых умений и навыков.

Положительных результатов можно достичь при условии согласования действий педагогов и семьи. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимы для успешного развития ребенка.

Участники проекта : дети, родители, педагоги.

Тип проекта: групповой, практический, долгосрочный

Цель проекта: воспитание устойчивого положительного отношения к труду.

Задачи: — развивать у детей интерес и любовь к труду;

— поддерживать уважение и интерес к трудовой деятельности родителей, взрослых;

— воспитывать желание трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде,

готовность участвовать в совместной трудовой деятельности;

— привлекать родителей к совместной трудовой деятельности.

Гипотеза : достижение наибольшей результативности в организации взаимодействия детского сада и семьи по вопросам трудового воспитания возможно в ходе проведения комплексных мероприятий. Реализуя данный проект можно добиться того, что у детей накопиться много разнообразных знаний и умений о труде взрослых, о значимости труда в жизни человека, о культуре труда.

Решению поставленных задач будут способствовать разнообразные формы работы с детьми : беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для творческих игр, организация посильного труда.

Обучение дошкольников труду необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:

— принцип системности : работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года;

— принцип учета возрастных особенностей : занятия, игры, экскурсии и наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий;

принцип постепенности : знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются;

— принцип интеграции : тематика работы по трудовому воспитанию включается в тематику других занятий, например по изобразительной деятельности, или физическому воспитанию, а также в другие виды ежедневной деятельности детей.

— принцип практического применения знаний : необходимо добиваться от детей не автоматического заучивания правил и знаний о труде, а перехода теоретических знаний в практические умения.

— принцип преемственности работы детского сада и семьи : родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса.

Прогнозируемые результаты:

повысится интерес к труду;

— дети получат необходимые знания о разных профессиях;

— будут знать о значимости труда;

— будут старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;

— научатся беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;

— у детей сформируются навыки совместной деятельности;

— установятся дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;

— для детей труд станет потребностью.

Этапы работы над проектом.

1. Подбор и изучение литературы.

2. Постановка цели, задач, группировка материала, составление перспективных планов для каждой возрастной группы.

3. Реализация проекта.

Литература:

«Беседы с дошкольниками о профессиях», Т.В.Потакова, М.: «Творческий центр»,2003г.

«Дошкольникам о технике», И.И.Кобитина, М.:»Просвещение»,1991г.

«Дошкольное воспитание» №1,2006г.

«Любить труд на родной земле», Н.Н.Кокарева, А.К.Бондаренко, М.:»Просвещение»,1987г.

«Малокомплектный детский сад» под ред. М.А.Васильевой,М.: «Просвещение», 1988г.

«Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» под ред. Р.Буре, М.:»Просвещение», 1987г.

«Нравственно-трудовое воспитание в детском саду», Л.В.Куцакова, М.:»Мозаика-Синтез»,2007г.

«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», В.Алешина, М.,2005г.

«Родной край», Р.И.Жуковская, М.:»Просвещение»,1987г.

«Учите детей трудиться», Р.С.Буре, Г.Н.Тодина, М.:»Просвещение»,1983г.

Первая младшая группа.

Задачи:

1.Формировать у детей предпосылки положительного отношения к трудовому процессу.

2. Формировать умение самостоятельно обслуживать себя.

3. Приучать убирать игрушки на место после игры.

4. Вместе с взрослыми ухаживать за животными и растениями: кормить птиц, поливать расте ния, протирать крупные листья влажной тряпочкой и т.д.

5. Привлекать к выполнению простейших трудовых действий.

6. Воспитывать уважение к людям любой профессии.

Наблюдения Сроки
— за трудом младшего воспитателя январь, февраль
— за трудом медсестры март
— за трудом повара май
Дидактические игры
— «Научим куклу мыть посуду» январь
— «Как котик катался на машине» февраль
— «Лечим куклу Катю» март
— «Автобус» март
— «Накормим куклу» апрель
— «Угостим друзей» май
— «День рождения куклы» май
— «Постираем кукле платье» июнь
— «Оденем куклу на прогулку» июль
Сюжетно-ролевые игры
— «Устроим кукле комнату» январь
— «Строители» февраль
— «Уложим куклу спать» март
— «Кукла заболела» март
— «Семья» апрель
— «Автобус» май
— «Угощение друзей» июнь
— «Девочка чумазая» июль
Художественная литература
— «Водичка-водичка…» январь
— «Репка» (сказка) февраль
— «Ладушки-ладушки…» март
— «Маша не плачет» С.Капутикян апрель
— «Теремок» (сказка) обр. Булатова май
— «Больная кукла» В.Берестов июнь
— «Песня машиниста» А.Введенский июль
Рассматривание картин
— «Перед прогулкой» январь
— «Дети на прогулке зимой» февраль
— «Кашу надо есть обязательно» март
— «Игра с куклой» апрель
— «Кормление цыплят» май
— «Большая стирка» июнь
— «Расти, расти, цветочек» июль

Вторая младшая группа.

Задачи:

1.Поддерживать и развивать интерес к труду сверстников и взрослых, стремление к общению и совместной деятельности.

2. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.

3. Воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых.

4. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (готовить к занятиям кисти, карандаши, доски для лепки и др.)

5. Развивать умение доводить начатое дело до конца.

Наблюдения Сроки
за трудом шофера сентябрь
— за трудом врача ноябрь
— за трудом повара январь
— за трудом музыкального руководителя март
— за трудом дворника май
Сюжетно-ролевые игры
— «Больница» октябрь
— «Доктор окулист» ноябрь
— «Детский сад» декабрь
— «Построим детскую площадку для кукол» январь
— «Магазин игрушек» февраль
— «Зоологический сад» март
— «Уроки Айболита» апрель
— «Мы дом построим сами» май
Художественная литература
— Б.Заходер «Шофер» сентябрь
— Н.Павлова «На машине» октябрь
— А.Кардашова «Наш доктор» ноябрь
— А.Кузнецова «Кто умеет?» декабрь
— Е.Благинина «Научу одеваться я братца» январь
— Д.Табе «Работа» февраль
— А.и П.Барто «Девочка чумазая» март
— Д.Табе «Моя мама» март
— Е.Блошкина «Вот какая мама» апрель
— Ю.Тувим «Письмо» май
— К.Чуковский «Мойдодыр» июнь
Продуктивная деятельность: аппликация
— «Расставь тарелки» сентябрь
— Тарелка с фруктами» октябрь
— Нагрузим машину овощами» ноябрь
— «Лопатка и метелка» январь
— «Чашки большие и маленькие» март
— «Мы делаем коврик» апрель
— «Построим дом» май
Рисование
-«Тарелки большие и маленькие» сентябрь
— «Поможем няне накрыть стол» октябрь
— «Ремонт машины» декабрь
— «Что нужно дворнику для работы» февраль
— «Посадим деревья на нашей улице» апрель
Лепка
— «Конфеты для гостей» октябрь
— «Фрукты и овощи» декабрь
— «Булочки, баранки, пирожки» февраль
— «Посуда» апрель
— «Домики для гномиков» май
Рассматривание картин
— «Играем с песком» сентябрь
— «Зимой на прогулке» декабрь
— «Едем в автобусе» февраль
— «Помогаем товарищу» март
— «Мы – строители» апрель
Беседы
— «Как мы убирали участок» сентябрь
— «Где работает мама (папа)?» октябрь
— по сказкам «Репка», «Лиса, заяц и петух» ноябрь
— по сказке «Петушок и бобовое зернышко» декабрь
— «Почему ты помогаешь маме?» февраль
— «Бабушкины помощники» март
— рассказ о труде младшего воспитателя апрель
— рассказ о труде строителей май
Дидактические игры
— «Что где растет?» октябрь
— «Чья вещь?» ноябрь
— «Магазин игрушек» декабрь
— «Кому что надо» февраль
— «Найди то, о чем расскажу» март
— «Ты спроси, а я отвечу» апрель
— «Кто что ест?» май

Средняя группа

Задачи:

1.Воспитывать и поощрять стремление детей помогать друг другу, формировать умение принимать помощь своих товарищей.

2.Воспитывать умение достигать цель, не переключаясь на более интересное занятие, игру.

3. Приучать детей к соблюдению навыков культуры труда: знать и находить то, что нужно для работы, бережно пользоваться предметами труда, уносить их на место по окончании работы и просьбе воспитателя.

4.Углублять знания детей о труде взрослых.

5. Развивать у детей чувство радости от совместно выполненной работы, от совместных усилий, направленных на достижение общего результата.

6.Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе, по примеру сверстников: выполнять обязанности дежурного по столовой, по уголку природы.

7. Способствовать возникновению доброжелательных, дружеских отношений.

Наблюдения сроки
— за трудом водителя сентябрь
— за трудом кондуктора октябрь
— за трудом пекаря ноябрь
— за трудом продавца декабрь
— за трудом врача февраль
— за трудом людей по благоустройству города апрель
— за трудом прачки май
Беседы
— о труде людей транспортных профессий (водитель, летчик и др.) сентябрь
— о труде хлеборобов октябрь
— о труде пекаря, повара ноябрь
— «Кем ты будешь работать, когда вырастешь?» декабрь
— о труде медсестры январь
— «Что значит бережно относиться к труду людей?» февраль
— «Где и кем работают твои родители» март
— о труде животноводов апрель
— о труде строителей май
Сюжетно-ролевые игры
— «Большая стирка» сентябрь
— «Водитель автобуса» октябрь
— «Строители» ноябрь
— «Летчики» декабрь
— «Пароход» январь
— «Ремонт квартиры» февраль
— «Пожарные на учении» март
— «Почтовое отделение» апрель
— «Больница» (стационар) май
Художественная литература
— В.Берестов «Кто чему учиться?» сентябрь
— К.Чуковский «Федорино горе» сентябрь
— «Колосок» (сказка) октябрь
— А.Седугин «Разговор машин» октябрь
— О.Дриз «Разноцветный мальчик» ноябрь
— Ю.Тувим «Каменщик строит жилища» ноябрь
— обр. Соколова-Микитова «Зимовье» декабрь
— А.Членов «Как Алешка жил на Севере» декабрь
— Н.Найденова «Ольга Павловна» январь
— К.Чуковский «Айболит» январь
— С.Михалков «А что у вас?» февраль
— С.Баруздин «Мамина работа» март
— С.Маршак «Пожар» март
— Н.Носов «Заплатка» апрель
— «Жихарка» в обр. Карнауховой апрель
— «Петушок и бобовое зернышко» (сказка) май
— Я.Дягутите «Руки человека» май
Целевые прогулки
— по близлежащей улице сентябрь
— к проезжей части улицы октябрь
— на кухню детского сада ноябрь
— в продовольственный магазин декабрь
— в медицинский кабинет февраль
— на прачечную март
— на строительную площадку май
Дидактические игры
— «Кому что нужно для работы?» сентябрь
— «Для чего нужен предмет?» октябрь
— «Отгадай и назови» ноябрь
— «Найди о чем расскажу» декабрь
— «Так бывает или нет?» январь
— «Продайте то, что опишу» (инструменты) февраль
— «Кто что делает» март
— «Из чего готовят кашу?» апрель
— «Вершки-корешки» май
— «Как у нашего крыльца посадили деревца» сентябрь
— «Мой папа — шофер» октябрь
— «Как мы снеговика лепили» декабрь
— «Кошкин дом» январь
— Покормим птиц» февраль
— «Летят самолеты» март
— «Дом, в котором ты живешь» май
лепка
— «Собираем урожай» октябрь
— «Чашки для кукол» ноябрь
— «Покормим птичек» декабрь
— «Снеговики» январь
— «Как мы трудились на участке» февраль
— «Поможем Айболиту вылечить медвежонка» март
— по сказке «Федорино горе» апрель
аппликация
— «Книжки – малышам» сентябрь
— «Мы – строители» (коллективная) ноябрь
— «Домик для собачки» декабрь
— «Мы скворечник смастерим» март
— «Автобусы на нашей улице» (коллективная) апрель
— «Грузовики везут груз» май
конструирование
— «Город мастеров» (мебель) сентябрь
— «Теремок» октябрь
— «Гараж для машин» ноябрь
— «Выставка машин» (коллективная) декабрь
— «Будка для собаки» февраль
— «Мост через реку» март
— «Двухэтажный дом» (коллективная) апрель
Рассматривание картин
— «Пассажирский транспорт» сентябрь
— «Откуда хлеб пришел?» октябрь
— «Уборка урожая» ноябрь
— «Дети кормят рыбок» декабрь
— «Как мы снеговика лепили» январь
— «На ферме» февраль
— «Мамины помощники» март
— «Мой папа – строитель» апрель
— «На стройке дома» май

Старшая группа

Задачи:

  1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых.
  2. Систематизировать знания детей о труде взрослых в разное время года.

3. Бережно, относиться к тому, что сделано руками человека.

4. Показывать результаты труда, его общественную значимость.

5. Развивать желание вместе с взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения, доводить начатое дело до конца, развивать творчество, инициативу.

6. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

7. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности:

Помогать взрослым, поддерживать порядок в группе, на участке детского сада;

Самостоятельно убирать постель;

Выполнять обязанности дежурных по столовой, на занятиях, в уголке природы.

Наблюдения Сроки
-за трудом столяра сентябрь
-за трудом библиотекаря октябрь
-за трудом строителей ноябрь
-за трудом повара декабрь
-за трудом людей по благоустройству города январь
-за трудом дворника февраль
-за трудом медицинской сестры март
-за трудом пожарных май
Беседы
-о труде хлеборобов сентябрь
-о библиотеке и библиотекарях октябрь
-о труде лесничего ноябрь
-о труде нефтяников декабрь
-«Кто благоустраивает наш город?» январь
-о труде пожарных февраль
-о труде врача март
-о военных, космонавтах апрель
-о труде людей транспортных профессий (летчик, капитан и др) май
Целевые прогулки, экскурсии
-в мастерскую столяра сентябрь
-в детскую библиотеку октябрь
-по близлежащей улице ноябрь
-на строительную площадку январь
-в пожарную часть февраль
-в медицинский кабинет март
-к проезжей части улицы май
Сюжетно-ролевые игры
-«Детский сад: музыкальный руководитель» сентябрь
-«Библиотека» октябрь
-«Больница» ноябрь
-«Нефтяники» декабрь
-«Салон красоты» январь
-«Летчики». «Пограничники» февраль
-«Мамы всякие нужны…» март
-«В городском транспорте» апрель
-«Строители» май
Дидактические игры
-«Угадайте, что я делаю» сентябрь
-«Что сначала, что потом?» октябрь
-«Назови профессию» ноябрь
-«Ты спроси, а я отвечу» декабрь
-«Выбираем работу» январь
-«Кому что нужно?» февраль
-«Продайте то, что опишу» март
-«Отгадай и назови» апрель
-«Зачем (для чего) нужно это делать?» май
Продуктивная деятельность: рисование
-«Уборка урожая» сентябрь
-«Как мы ходили в библиотеку» октябрь
-«Кто в лесу главный?» ноябрь
-«Я б в нефтяники пошел…» декабрь
-«Снегоуборочная машина» январь
-«Пожар» февраль
-«Добрый доктор Айболит» март
-«Полет на луну» апрель
-«По морям, по волнам…» май
лепка
-«Что выросло в саду» сентябрь
-«Теремок» октябрь
-«Кто в лесу главный?» (коллективная работа) ноябрь
-«Памятник первооткрывателям нефти» декабрь
-«Мы на прогулке» (коллективная работа) январь
-«Пожарная машина» февраль
-«Айболит лечит зверей» (коллективная работа) март
-«Ракета» (барельефная лепка) апрель
-«Кораблик на волнах» (барельефная лепка) май
аппликация
-«Что растет в саду?» сентябрь
-«Улица нашего города» (коллективная) октябрь
-«Как мы сажали деревья» ноябрь
-«Что нам стоит дом построить» декабрь
-«Птицы на кормушке» январь
-«Машины едут на пожар» (коллективная) февраль
-«Мама на работе» март
-«Летят самолеты» апрель
-«Аллея героев» (коллективная) май
ручной труд
-«Тележка для сбора урожая» сентябрь
-«Подставка для журналов» октябрь
-«Сказочный домик» ноябрь
-«Елочные украшения» декабрь
-«Карусель» январь
-«Высотное здание» февраль
-«Автобус» март
-«Ракета» апрель
-«Военная техника» май
Конструирование
-«Машины» сентябрь
-«Спец. Транспорт» октябрь
-«Гараж с двумя въездами» ноябрь
-«Мосты» декабрь
-«Детский сад» январь
-«Улица» февраль
-«Самолет» март
-«Ракета» апрель
-«Аэродром» май
Рассматривание картин
-«Ребенок в детском саду» сентябрь
-«Семья», «Наш огород» октябрь
-«Врач прилетел» ноябрь
-«В магазине» декабрь
-«Наш уголок природы», «Мы дежурим» январь
-«Защитники» февраль
-«Мамины помощники» март
-«Птицеферма» апрель
-«На строительстве жилого дома» май
Художественная литература
А.Барто «Урок в саду» сентябрь
А. Бродский «Мой брат» сентябрь
З.Александрова «Мой мишка» октябрь
В.Зайцев «Я одеться сам могу» октябрь
Б.Заходер «Переплетчица», «Сапоги», «Портниха» ноябрь
Я.Дагутите «Каравай» ноябрь
Э.Мошковская «Уши» декабрь
Н.Сынгаевский «Помощница» декабрь
В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом» январь
А.Кардашова «Наш доктор» январь
Я.Тайц «Послушный дождик» февраль
Г.Ладонщиков «Наши друзья», «Помощники весны» февраль
Г.Люшкин «Мастерица» март
П.Образцов «Лечу куклу» март
Н.Носов «Огурцы» апрель
Н.Носов «Мишкина каша» апрель
«Мышь и воробей» (удмуртская сказка) май
«Два Мороза» май

Подготовительная к школе группа

Задачи:

1. Воспитывать интерес к различным профессиям, к профессиям и месту работы своих родителей.

2. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.

3. Расширять представления о труде взрослых.

4. Воспитывать уважение к труду взрослых, любовь к труду.

5. Формировать потребность трудиться.

6. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения; беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми.

8. Воспитывать стремление быть полезным окружающим, добиваться результатов.

Наблюдения Сроки
— за трудом кастелянши, завхоза сентябрь
— за работой сантехника детского сада октябрь
— за работой постового полицейского ноябрь
— за трудом взрослых на почте декабрь
— за трудом продавца, кассира январь
— за трудом контролера в кинотеатре февраль
— за трудом парикмахера март
— за трудом электрика детского сада апрель
— за трудом строителей май
Беседы
— рассказ завхоза о своей работе сентябрь
— с сантехником о его труде октябрь
— о труде регулировщика дорожного движения ноябрь
— о труде почтальона декабрь
— о труде продавца-консультанта, кассира январь
— разговор с киномехаником февраль
— о труде стилиста, визажиста март
— о труде нефтяников апрель
— о защитниках Родины май
Экскурсии, целевые прогулки
— на склад продуктов и инвентаря сентябрь
— в библиотеку октябрь
— к проезжей части (на пост полиции) ноябрь
— на почту декабрь
— в магазин бытовой техники январь
— в кинотеатр февраль
— в салон (парикмахерскую) март
— в музей нефти апрель
— к Вечному огню май
Сюжетно-ролевые игры
— Детский сад сентябрь
— На перекрестке октябрь
— Почтовое отделение ноябрь
— Торговый дом декабрь
— Театрализованное представление январь
— Дамский салон февраль
— Музыкальный театр март
Сервисный центр (автомобильный) апрель
— День Победы май
Дидактические игры
— Угадай, что я делаю? сентябрь
— Что сначала, что потом? октябрь
— Назови профессию ноябрь
— Угадай профессию декабрь
— Кому без них не обойтись? январь
— Кто трудится в поле? февраль
— Найди предмет март
— Отгадай и назови апрель
— Ты спроси, а я отвечу май
Продуктивная деятельность: рисование
— Собираем урожай сентябрь
— Кем буду? октябрь
— В гостях у мастеров Дымково ноябрь
— Почтальон Печкин декабрь
— Как мы ходили в кинотеатр январь
— Мой папа на работе февраль
— Кем работает мама март
— Откуда хлеб на стол пришел? апрель
— Салют над городом май
Лепка
— Дары осени сентябрь
— Фабрика игрушек октябрь
— Наша улица (коллективная) ноябрь
— Чайный сервиз декабрь
— Что мы лепили из снега? январь
— Мы на прогулке (коллективная) февраль
Как мы помогали дворнику март
— Нефтяная вышка апрель
— Военный парад на Красной площади (коллективная) май
Аппликация
— Машины на уборке урожая сентябрь
— Корабль октябрь
— Виды специального автотранспорта ноябрь
— Фабрика новогодних игрушек декабрь
— Дома на нашей улице (коллективная) январь
— Военная техника февраль
— Поезд март
— Мы — строители апрель
— Вечный огонь май
Ручной труд
— Тачка для груза (из картона) сентябрь
— Автобус (из спичечных коробков) октябрь
— Мебельная фабрика (из коробочек) ноябрь
— Кораблики (из природного материала) декабрь
— Вертолет, самолет (из пластиковых бутылок) январь
— Аэродром (коллективная) февраль
— Швейная мастерская (из ткани) март
— Космические аппараты (из бросового материала) апрель
— Кремль (коллективная) май
Конструирование
— Здания сентябрь
— Машины октябрь
— Микрорайон города (коллективная) ноябрь
— Водный транспорт декабрь
— Мосты январь
— Железнодорожный состав (коллективная) февраль
— Терем-теремок март
— Зоопарк апрель
— Красная площадь (коллективная) май
Рассматривание картин
— И.Шишкин «Рожь» сентябрь
— А.Пластов «Сенокос» октябрь
— В.Васнецов «Богатыри» ноябрь
— Зимняя подкормка диких животных декабрь
— Как делают шерстяные вещи январь
— Мы в классе; Дети готовят уроки февраль
— На строительстве школы март
— Работаем в саду апрель
— На ферме; На пастбище май
Художественная литература
— В.Куприн «Отцовское поле» сентябрь
— По Е.Пермяку «Как Маша стала большой» сентябрь
— И.Муравейка «Я сам пахал» сентябрь
— Я.Купала «Поле» сентябрь
— В.Берестов «Лисица-медсестрица» октябрь
— А.Усанова «Строители» октябрь
-С.Могилевская «Наш первый разговор» октябрь
— По В.Сутееву «Умелые руки» октябрь
— Э.Успенский «Если был бы я девчонкой» ноябрь
— М.Майн «Пуговица» ноябрь
— Р.Гамзатов «Мой дедушка» ноябрь
— М.Ильин «Машины с нашей улицы» ноябрь
— И.Драч «Врач» декабрь
— И. Молярова «Песенка иголки» декабрь
— Д.Родари «Чем пахнут ремесла» декабрь
— Э.Мошковская «В порту» декабрь
— С. Баруздин «Каменщик», «Маляр», «Плотник» январь
— С.Баруздин «Кто построил этот дом?» январь
— Л.Квитко «Бабушкины руки», «Дочка» январь
— И.Токмакова «Кем быть?» январь
— В.Глущенко «Грядка» февраль
— О.Высотская «Птичий дом» февраль
— Е.Пермяк «Мамина работа» февраль
— С.Сахаров «Два радиста» февраль
— Г.Лющин «Строители» март
— С.Маршак «Почта» март
— Е.Благинина «Не мешайте мне трудится» март
— О.Донченко «Голубой винтик» март
— А.Прокофьев «Хороши мои дела» апрель
— К.Ушинский «Умей обождать» апрель
— М.Родина «Мамины руки» апрель
— Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» апрель
— Сказка «Колобок» май
— Ш.Перро «Красная шапочка» май
— М.Пожаров «Маляры», «Мы – военные» май

IV Итоговый

Тема
1. Фотоальбом «Я – сам»
2. Доклад на педсовете

«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

3. Развлечение «Мамины помощники»
4. Консультация для родителей «Приобщайте ребенка к труду»
5. Развлечение «Мы скворечник смастерили»
6. Субботник по уборке территории детского сада с родителями
7. Выставка рисунков на тему «Мой город»
8. Трудовой десант (по уборке игрового участка)
9.»Служба быта» (совместный труд по уборке помещения — открытое занятие)
10. Высадка рассады цветов в цветники
11. Презентация «Труд в детском саду»
12. Выставка рисунков и фото «Как я тружусь дома»
13. Акция «Посади дерево» (совместно с родителями)
14. Презентация лучшей семьи «Помощники детского сада»
15. Составление кроссвордов
16. Праздник труда

Воспитателей Татаренковой Людмилы Николаевны и Пучковой Инны Николаевны

Вид проекта: социально-педагогический, направленный на взаимодействие с семьей, среднесрочный

Год разработки: 2013-2014 г.

Описание проекта:

Проблема:

Большинство родителей не привлекают ребенка к посильному совместному труду.

Не дают возможность действовать самостоятельно, делают за него то, что он может сделать сам.

Ребенок, в принципе овладевший необходимым навыком, не исполняет указаний взрослого.

Исследование проблемы: Анкетирование родителей.

Цель проекта:

Своевременно развить чувство радости труда и позитивное отношение к труду у младших дошкольников, желание быть самостоятельным.

Задачи проекта:

  1. Воспитывать самостоятельность, инициативу, желание быть умелым, способность справляться с возникающими затруднениями, оказывать помощь окружающим

  2. Способствовать активному участию каждого ребенка в различных видах труда, расширяя его возможности.
  3. Закрепить имеющиеся у детей культурно- гигиенические навыки.
  4. Способствовать организации взаимодействия детей и родителей в совместной практической деятельности, создание дома условий для повышения мотивации трудовой деятельности детей.

План реализации проекта:

  1. Выявление проблем по теме проекта.
  2. Исследование проблем: анкетирование родителей на тему « Трудовое воспитание в семье».
  3. Постановка целей и задач.
  4. Домашнее творческое задание изготовление макета «Помогаю, как могу»
  5. Подбор материалов для консультирования родителей по теме «Трудовое воспитание младших дошкольников».
  6. Проведение родительского собрания с использование презентации «Трудовое воспитание младших дошкольников».
  7. Оформление бюллетеня для родителей « Что мы умеем и чему мы учимся»
  8. Образовательная деятельность с детьми в ходе режимных моментов:
  • ежедневная уборка игрушек в игровой форме с участием игрового персонажа и поощрение детей: значки, наклейки;
  • ежедневное сопровождение процесса умывания чтением потешек и коротких стишков по данной теме, использование макета « Умывайка»;
  • ежедневное прослушивание музыкальных произведений во время одевания и раздевания детей, использование макета « Одевайка»;
  • коллективный труд на прогулке: « Уборка снега с дорожки», « Кормление птиц»;
  • продуктивная деятельность на прогулке: « Постройка снежных фигур»;
  • ежедневные поручения для детей.

Ознакомление детей с трудом взрослых: наблюдение, чтение, сюжетно- ролевые игры, беседы и речевые игры с использованием коллажей.

10. НОД с детьми включение детей в различные виды труда:

  • ХБТ: обтирание модулей, расчистить дорожки от снега.
  • Ручной труд: Аппликация, лепка с использование природных материалов, постройки из снега на прогулке.
  • Труд в природе: уход за комнатными растениями, кормление птиц.
  • Ежедневные поручения по различным видам труда.

11. Составление рассказов по коллажу « Помогаю, как могу».

12. Повторное анкетирование родителей.

Реализация проекта:

Важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания. Поэтому на первом этапе было проведено выявление и исследование проблем: Организовали наблюдение за процессом одевания детей, когда их забирают родители и устный опрос « что делает ребенок дома сам, а что вместе».

Провели анкетирование для родителей на тему « трудовое воспитание в семье».

Результаты такой диагностики первоначально показали, что дети большую часть времени проводят пассивно, они не вовлечены в трудовую деятельность дома - даже посильную. (уборка своих игрушек, складывание вещей).

Большинство дел родители делают сами за ребенка, не привлекая их к совместным делам.

Поэтому особое внимание нами уделялось работе с родителями в этом направлении. Очень важно вовлекать детей в процесс труда взрослых именно в семье

Родителям важно заинтересовать ребенка тем, что они делают, дать возможность попробовать ребенку самому выполнить, поддержать, похвалить. Тогда в ребенке сформируется инициативность. Для того чтобы активизировать родителей мы предложили совместное творческое задание – составление коллажа « Помогаю, как могу».Родителям предлагалось вспомнить, какие совместные дела ребенок выполняет дома с папой, а какие с мамой и все это оформить в в виде коллажа, чтоб ребенок мог об этом рассказать.

Далее мы провели родительское собрание, на котором продемонстрировали родителям мультимедийную презентацию о трудовом воспитании детей в семье! «Посмотрите, это мы!», рассказали о важности формирования трудовых навыков в семье. Предложили оказание простейшей помощи во взрослых делах.

Консультируя родителей, мы советовали родителям давать возможность детям самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой. Предлагали в это время ознакомиться с новой информацией в родительском уголке.

Мамам советовали, чтоб дома они доверяли дочкам протирать полы, помыть посуду. Папы могут организовать своих сыновей почистить ковровые дорожки. Напоминали, что ребенка надо похвалить, можно даже поощрить. А если ребенок сделал свою работу некачественно, то переделать, но так, чтобы он не видел.

Оказывать родителям необходимую помощь следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.

Затем решили каждую неделю в группах размещать на стенде бюллетень для родителей «Что мы умеем и чему учимся», для того чтобы родители знали, каике навыки мы прививаем в детском саду, и закрепляли их дома.

На втором этапе осуществляли работу в ходе режимных моментов и в ходе НОД.

Так как цель проекта это своевременно развить чувство радости труда у детей и позитивное отношение к труду, то первоначально нам важно было создать определенные условия для решения этой задачи:

  • эмоциональная обстановка при организации труда детей;
  • демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности;
  • участие в ней на правах партнера;
  • поощрение желания детей участвовать в трудовой деятельности.

Самообслуживание это один из видов труда, а так как младший дошкольный возраст это сенсетивный период для формирования навыков самообслуживания мы уделяли этому особое внимание. Осознание своей самостоятельности требует самовыражения в деятельности, исключением излишней опеки со стороны взрослых. При этом роль труда малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Ребенок младшего возраста способен научиться самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользоваться туалетом. Для того, чтобы дети быстрее усвоили процессы умывание, одевания раздевания были изготовлены схемы, которые расположены соответственно в туалетной комнате и приемной. Глядя на эти схемы, каждый ребенок видит, что надо сделать сначала, что потом и чем заканчивается тот или иной процесс.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов включала в себя такие методы и приемы:

Уборка игрушек в игровой форме:

Цель:

  1. Выполнять до конца порученное дело, трудиться совместно.
  2. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться.
  3. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки.

Руководство трудом детей:

Руководя трудом детей необходимо постоянство оценочных воздействий на ребенка. Мимика, интонации, взгляд, жест, слово выражающее одобрение, ласку, шутку, недовольство, возмущение взрослого, является компонентами этого совместного действия. Кроме того, мы используем поощрение с помощью наклеек на шкафчик, поощрительных значков. Ребенок старается справиться с трудностями, поэтому, так необходимо поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе.

Кроме того руководство не обходится без ежедневных поручений в различных вида труда.

Например:

  • Убирать мусор в корзину.
  • Расставлять стулья (в групповой комнате, в зале).
  • Раскладывать в коробки отточенные карандаши.
  • Протирать клеенки после занятий.
  • Собирать со столов кисточки после занятий.
  • Собирать обрезки бумаги со столов и пола.
  • Убирать строительный материал и т.д.

Ознакомление с трудом взрослых.

Затем приобщение малышей к труду продолжали с ознакомления детей с трудом взрослых. Наблюдение за трудом взрослых является одним из мощных факторов социализации ребенка, кроме того дети накапливают впечатления. Учитывая то, что у наших воспитанников еще не сформирована речь, преобладает непроизвольное внимание, они не способны выделить самые существенные стороны трудового процесса, мы начали знакомить их с трудом взрослых последовательно: проводили экскурсии по саду, наблюдали за работой медсестры, нянечки, дворника, грузчиков и т.д.

Брали интервью по заранее приготовленным вопросам.

Что делает труженик?

  • Как он это делает?
  • Как он относится к своему делу?
  • Для чего он это делает?

С профессиями и трудом взрослых также знакомили детей через чтение сказок, сюжетно-ролевые игры « Больница», « Магазин», «Парикмахерская»;

Также через беседы о профессиях родителей с использование коллажей, которые родители изготовили дома. Дети рассказывали « Неумейкину», где работают мама и папа.

В ходе НОД дети попробовали себя в различных видах труда, где они выступали в роли помощников взрослых, работая рядом и помогая неумеющему взрослому или игровому персонажу.

Для рациональной организации трудовой деятельности мы купили фартуки для хозяйственно-бытового труда, в группу приобрели небольшие тазики для стирки кукольного белья и игрушек.

ХБТ: мытье и уборка игрушек, поручения, на прогулке убирали снег с дорожек, помогали дворнику.

Ручной труд : делали коллективные аппликации, лепили с использованием природных материалов, на прогулке делали постройки из снега.

Труд в природе : ухаживали за комнатными растениями, кормили птичек на прогулке.

Все чему учились сами и учили « Неумейкина».

На третьем этапе провели НОД «Составление рассказов по коллажу « Помогаю, как могу»

Оценка эффективности работы по проекту:

Для оценки эффективности проводимой в ходе проекта работы, проведен повторный опрос и анкетирование родителей, которые показали,что родители стали больше давать увеличился положительный результат на 20 %. Детям возможностей делать то, что они умеют самостоятельно.

В ходе работы над проектом увеличился процент родителей(25%),привлекающих детей к совместному труду.

Заключение:

Таким образом, работа по проекту дала положительные результаты. В ходе работы по проекту увеличилось число родителей, привлекающих детей к совместному труду.

Также польза от совместного труда со взрослыми наиболее была очевидна для детей, которые отказывались от выполнения поручений, а контакт со взрослыми во время труда способствовал тому, что дети спокойно выполняли освоенные действия.

Такие результаты радовали не только нас, но и детей с родителями, ведь в совместной деятельности они получают также радость общения.

По наблюдению педагогов группы, дети стали более активно участвовать в различных видах труда, появилось желание помочь, закрепились культурно- гигиенические навыки.

Таким образом, в процессе труда у детей совершенствуются навыки и умения, развивается наблюдательность, шире становится круг интересов, формируется нравственные качества: трудолюбие, начальные формы ответственности, чувство долга.

Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как в трудолюбии, ответственность за порученное дело, добрый совет. Добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствует воспитанию положительных черт личности.

Результаты анкетирования родителей:

По второму вопросу: является ли самообслуживание трудом для ребенка 33% опрошенных родителей не считают, что самообслуживание является трудом для ребенка. Остальные 67 % считают самообслуживание трудом, но не уделяют развития навыков самообслуживания должного внимания, т.к 47% опрошенных в силу нехватки времени делают за ребенка то, что он может сделать сам.

На вопрос, к какому виду труда привлекается ребенок в семье, ответили:

  • КХБ- 73% -привлекают 27 %-не привлекают.
  • К труду в природе также привлекают 73 % опрошенных. Ручной труд 20% детей не привлекают, остальные 80% был доступен.
  • К труду по самообслуживанию привлекаются только 53% остальные 47% не привлекаются, то есть родители делают за ребенка то, что он может сделать сам.
  • К ручному труду 80% привлекают и 20% - нет.

На вопрос о нужности совместного труда 32% ответили утвердительно, 68% практически не привлекают к совместному труду, так как не хватает на это времени.

Кроме того,13% считают, что можно наказывать трудом, остальные 87% нет.

Бережное отношение к результатам труда хотят воспитать все 100 % опрошенных.

Кроме того в ходе реализации проекта, по наблюдениям педагогов группы и родителей,

5 % детей в группе, в принципе овладевшие необходимыми навыками, но не исполнявшие указаний взрослых, как в детском саду, так и дома. Пришли к выводу, что эти дети находились на том этапе развития, когда они могут работать только в том случае, если кто-то из взрослых что-то делает рядом - не важно, то же это дело, что и у ребенка, или какое-то другое. Мы поняли, что дети как бы подзаряжаются от контакта взрослых и спокойно выполняют только что освоенные операции. Поэтому польза от совместного труда со взрослых наиболее очевидна для этих детей.

Материалы для работы по проекту:

  1. Материалы для консультирования родителей

«Трудиться−всегда пригодится!»

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.»

В. А. Сухомлинский.

«Каждому, кто имеет дело с воспитанием дошкольников, известно знаменитое изречение ребенка «Я сам!». Это удивительное заявление говорит о качественном скачке в развитии малыша, ибо этим он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний.

В развивающейся позиции ребенка «я сам», «я могу», «я научусь», «я умею» заложены зачатки будущих важнейших качеств: самостоятельности, ответственности, активности в познании мира, в деятельности. И потому очень важно не затормозить эти тенденции в поведении и устремлениях ребенка, а всячески поддерживать и развивать их.»

Р. С. Буре.

Проект:

Краткосрочный;

Групповой;

Информационно – творческий;

Срок реализации проекта – 1.11.2016−30.11. 2016 уч.год.

Участники проекта:

Воспитатель группы: Штокалова И. В.

Дети средней группы

Родители воспитанников;

Сотрудники ДОУ.

Проблема: Большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о значении труда в жизни человека. Основополагающий вопрос: как вызвать желание ребёнка трудиться.

Проблемные вопросы : Что такое труд? Какие виды труда бывают? Где трудятся наши родители? Какие трудовые поручения мы можем выполнять? Как мы трудимся в группе, на улице и дома?

Цель проекта :

Показать участникам проекта значение труда в жизни человека;

Формировать у воспитанников желание трудиться, а у родителей – желание приобщать детей к посильному труду;

Формирование положительного отношения к труду у детей 4-5 летнего возраста

Задачи проекта:

Воспитывать желание трудиться;

Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания;

Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело;

Разъяснять детям значимость их труда;

Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым;

Учить доводить начатое дело до конца;

В данном проекте будут рассматриваться все виды труда дошкольника.

Виды труда дошкольнико в:

· Самообслуживание.

· Хозяйственно-бытовой труд.

· Труд в природе.

· Ручной труд.

Для работы применялись следующие формы организации труда.

Формы организации труда:

· Поручения.

· Дежурства.

· Коллективный труд (общий, совместный).

Актуальность проекта :

В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома. Нередко видим детей, которые не стесняются бросать мусор (обертки от сладостей, упаковки от сока и пр.) не только на улице, но и в других общественных местах. На замечания взрослого можно услышать такие объяснения: «Дворники уберут», «Я не знаю куда выбросить», «Это - не я!». Иногда, и родители не обращают внимание на такое поведение детей, не считая нужным, делать замечания. Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а также целенаправленная работа с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться.

Ресурсное обеспечение проекта:

Художественная литература;

Журналы, картинки на заданную тему;

Альбом «Профессии наших родителей»;

Фотографии для стенгазеты;

Необходимое оборудование для выполнения практических задан

Формы реализации проекта.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям:

Формы и методы реализации проекта:

Образовательная область

Виды детской деятельности.

«Познание»

1.Познавательные занятия:

«Из истории профессий»

«Все профессии важны – все профессии – нужны»

2.Беседы о труде взрослых в детском саду.

3.Творческие рассказы:

«Кем работают мои родители».

«Я горжусь своей мамой» «Я горжусь своим папой».

4. Чтение художественной литературы:

Рассказы о труде:

В. Маяковский «Кем быть?» ,

М. Познанская «Пойдем на работу» ,

Д. Родари «Чем пахнут ремесла» ,

С. Маршак «Откуда стол пришел» , «Мы военные» ,

С. Михалков «А что у вас?» , «Дядя Степа» , «Дядя Степа - милиционер» .

В Лифшиц «И мы трудиться будем » .

Б. Житков «Железная дорога» ,

М. Ильин «Машины на нашей улице»

Н. Найденова «Ольга Павловна» .

С. Баруздин «Кто построил новый дом» ,

Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим» ,

С. Михалков «Бабушкины руки» ,

« Труд и лень » , С.Михалков «Моя улица», С. Баруздин «Страна, где мы живём», С.Я.Маршак «Почта», Е.Пермяк «Пропавшие нитки», Б.Житков «Впередсмотрящие».

5. Вечер загадок о профессиях.

6. Заучивание стихов о труде.

7. Изучение пословиц поговорок о профессиях и труде.

«Коммуникация»

Оформление игротеки дидактических игр:

«Кому что нужно?»

«Для чего нужен этот предмет?»

«Кем быть?»

«Кто чем занимается?»

«Кто больше знает профессий»

«Профессии»

«Произнеси правильно»

«Подскажи словечко»

«Умные машины»

«Хорошо - плохо»

«Дели-объединяй»

«Кем я хочу стать?»

«От слова к слову»

«Собираемся на работу»

«Едем на работу»

«Магазин»

«Знаю все профессии»,

«Что сначала, что потом»

«Ассоциации».

Проблемная ситуация «Возьмем куклу на прогулку».

Игровая ситуация «Мой внешний вид».

Просмотр мультфильма «Смешарики».

Изготовление фотоальбома «Профессии наших родителей»

Беседы о труде взрослых в детском саду.

«Художественное творчество»

Рисование.

Аппликация.

Конструирование.

Ручной труд.

«Социализация»

1. Сюжетно – ролевые игры

«Магазин»

«Столовая»

«Супермаркет»

«На ферме»

«Ветеринар»

«Парикмахерская»

«Ателье»

«Библиотека»

«Поликлиника»

«Моряки»

«Пожарные»

«Детский сад»

«Строители»

2.Беседа о назначении разных предметов

«Для чего нужна лопата, грабли, сапа?»

«Кто пользуется иглой, нитками, режет ткань и шьёт одежду?»

«Что в работе использует дворник?»

«Физическая культура»

«Здоровье»

Подвижные игры

«Король»

«Почтальон»

«Космонавты»

«Краски»

Взаимодействие с родителями.

Консультации о труде в уголке для родителей.

Участие в презентации своей профессии.

Совместное оформление альбома «Трудиться-всегда пригодиться!»

Проведение родительского собрания по теме «Трудовое воспитание в семье и саду»

Этапы работы над проектом.

1.Подготовительный этап.

*составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.

*подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)

*создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно -ролевых, настольно-печатных.

*сотрудничество с родителями.

Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы.

Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

2.Основной этап.

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций, беседы, экскурсии, наблюдения, рисование, аппликации, дидактические игры.

Мероприятия по работе с родителями:

Изготовление альбома на тему «Профессии», участие в оформлении стенгазеты «Трудиться-всегда пригодиться!»

Оформление мини-практикумов по изготовлению мнемотаблиц и дидактических игр о профессиях;

Организация выставки детских работ: рисунков, аппликаций;

Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок, кукол, детских костюмов, декораций, книжек-малышек;

3. Заключительный этап.

Изготовление цифрового фотоальбома «Профессии наших родителей»;

Подведение итогов конкурса среди семей книжки-малышки «Профессии»;

Вручение памятных дипломов, призов;

Оформление фото-выставки;

Проведение итогового занятия «Посадка лука в уголке природы»;

Оформление выставки коллективных работ,

Презентация проекта и проведение родительского собрания по теме «Трудовое воспитание в семье и дома».

Список используемой литературы.

1. Буре P.ж C. Я сам! // Дошкольная педагогика. – 2001. – №4.

2. Буре Р. С. Организация труда детей // Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. – М., 1974.

З. Буре Р. С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду // Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / Под ред. Р. С. Буре. – М., 1994.

4. Кулакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М., 1990.

5. Куцакова Л. В. Дошкольники трудятся. Комплект методических пособий. – М., 1996.

Каждому, кто имеет дело с воспитанием дошкольников, известно знаменитое изречение ребенка "Я сам!". Это удивительное заявление говорит о качественном скачке в развитии малыша, ибо этим он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний.

В развивающейся позиции ребенка "я сам", "я могу", "я научусь", "я умею" заложены зачатки будущих важнейших качеств: самостоятельности, ответственности, активности в познании мира, в деятельности. И потому очень важно не затормозить эти тенденции в поведении и устремлениях ребенка, а всячески поддерживать и развивать их.

Так, уже двухлетний ребенок в первых трудовых действиях может проявить самостоятельность – например, овладеть процессами самообслуживания. Его "я сам" в конце третьего года жизни – результат сформировавшихся ранее умений. А потому трудовое воспитание дошкольника начинается именно в этом возрасте.

Несмотря на то что результаты детского труда не играют большой роли в жизни общества, роль его в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Трудовое воспитание детей – это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.

Участие в труде всегда обеспечено действием мотивов, побуждающих к активности: овладение новыми навыками, забота о сверстниках, проявление внимания к взрослым, забота о своем внешнем виде и т. д. – это очень ценные мотивы.

Первые трудовые действия ребенка связаны с самообслуживанием. Как трудно малышу справляться с процессом одевания! И как упорно при этом он пытается проявить самостоятельность! Но, к сожалению, под нажимом взрослого, которому некогда ждать, а легче одеть ребенка самому, малыш может смириться с положением пассивного существа, опекаемого взрослыми (мамой, бабушкой, педагогом). И совершается грубая ошибка в воспитании: ребенок все сильнее начинает чувствовать свою беспомощность, и вместе с тем растет его неуверенность, пропадает стимул к самостоятельности. В дальнейшем у него вырабатывается привычка пользоваться услугами взрослых, появляется убежденность в том, что удовлетворение его потребностей – это обязанность взрослых.

Постепенно овладевая трудовыми процессами, связанными с самообслуживанием, ребенок все больше начинает чувствовать, что он уже что-то умеет, благодаря чему достигает успеха. Он отказывается от помощи взрослых, которые спешат его одеть, и все чаще просит: "Я сам…"

Предположим, ребенок овладел навыками одевания. Более того, у него сформировалось понимание об опрятности, и он заботится о своем внешнем виде. А дальше? Постепенно все сопутствующие одеванию действия становятся повседневными делами: поставить обувь на место, аккуратно повесить в шкафчик одежду и т. д. Детское "я сам" наполняется новым содержанием: "Я умею сам и потому буду делать сам!", "Я всегда буду убирать игрушки после игры, ведь я это умею делать, я уже большой!" У ребенка формируется стремление к порядку, желание поддерживать чистоту.

Дети растут, и возможностей выполнять различные трудовые поручения у них становится больше. В детском саду они уже могут накрывать на стол, мыть игрушки, протирать влажной тряпкой полки и т. д.

Педагогу нужно оценить важность детского труда для группы и подчеркнуть, что все это дети уже могут выполнить сами, без помощи взрослых. Так постепенно появляется потребность делать полезное для других. Поручения становятся все более систематическими, разнообразными.

Особая специфика в трудовом воспитании детей появляется при переходе их в среднюю группу. Здесь они впервые встречаются с понятием "вместе", в связи с чем педагогу необходимо правильно распределить одно задание между всеми участниками трудового процесса, учитывая при этом интересы каждого. И именно в этот период детское заявление "Я сам" постепенно перерастает в "Я сам вместе с друзьями". Если в процессе такой деятельности развертывается деловое общение "в связи" и "по поводу" возникающих ситуаций, то нужно объяснить партнеру допущенную им ошибку и посоветовать, как ее исправить, предложить свой вариант распределения работы или поддержать предложение партнера, направленное на улучшение качества будущего результата и пр.

Так, на фоне делового общения развертывается сфера личностных взаимоотношений: симпатии детей друг к другу, доброжелательность, умение уступать и пр. А в заявлении ребенка "Я сам" появляются новые мотивы, понятия "я умею разъяснить сверстнику, в чем он не прав", "я могу научить другого".

В процессе коллективной деятельности возможно возникновение конфликтных ситуаций, если воспитатель не разъяснит детям нравственные нормы взаимоотношений. Позиция ребенка, ведущим мотивом которой станет осознание своих возможностей, будет побуждать его к активному усвоению этих норм, так как они становятся средствами налаживания доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Появляется новая позиция ребенка – "я могу отвечать за результат общего дела". Дошкольник начинает осознавать свое место в обществе сверстников: "я вместе с друзьями", и позже – не "я", а "мы вместе". Ребенок начинает тянуться к обществу сверстников, а чувствуя поддержку с их стороны и испытывая удовлетворение от сделанного им, становится членом этого общества.

Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуравновешенные дети становятся целеустремленными, активными, организованными, они потому и непослушны, что не умеют реализовать свою потребность в активной деятельности, а труд помогает им в этом. Труд увлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, объединяет общими эмоциональными переживаниями. И если педагог постоянно поддерживает трудовую активность каждого ребенка, его уверенность в собственных силах, то трудолюбие становится чертой личности дошкольника.

В своём проекте я постаралась охватить все виды труда, так как считаю, что все виды труда очень значимы в детсадовской жизни ребёнка, и невозможно какой-либо вид труда отстранить или не обратить на него внимания. Вот что у меня получилось.

Труд в природе

Ручной труд

Труд в природе

Мы дежурим

Навыки самообслуживания и хозяйственно-бытовой труд

Наши работы

Мы посадили лук и овёс в уголке природы

Мы посадили меллису в уголке природы

Вот мы и собрали урожай