Дошкольное воспитание в детском саду. Дошкольное воспитание детей. во-первых взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию

Ольга Смирнова
О воспитании в семье и в детском саду

«О воспитании в семье и в детском саду » .

«Дети – живые цветы жизни»

М. Горький.

Семья- источник любви , уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей . Именно они вместе с детским садом помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к дальнейшей ступени жизни и к труду. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Родители для своих детей являются главными представителями своей страны. Они приобщают их к родному языку, к родной природе, к традициям своего народа.

Правильное воспитание формирует культуру поведения, умение выполнять элементарные правила.

Ясное представление цели и задач воспитания подрастающего поколения, глубокое значение возрастных и индивидуальных способностей детей- важное, но не достаточные условия успешного формирования личности растущего человека. Напряду с этим родители должны владеть методикой воспитания , то есть более или менее хорошо знать основные средства, пути и способы воспитательного воздействия , обладать соответствующими умениями, навыками и приёмами.

Детство- это «великая пора жизни» , когда кладется основание всему будущему нравственному человеку, подготавливается из него гражданин, член семьи и общества . Главные основы воспитания закладываются до пяти лет. Обязательное условие успешного влияние родителей на ребенка- это искренняя любовь к нему. Конечно все родители, как правило, любят своих детей. Но родительская любовь, только в том случае помогает воспитывать , если она не слепая, а разумная, сочетающая уважение с требовательностью.

Действенную помощь в воспитании детей оказывают добрые семейные традиции. Передающиеся из поколения в поколение. Среди них- уважение к старшим, забота о младших, самообслуживание, взаимопомощь, коллективный труд.

Огромную роль в воспитании играет непосредственное духовное общение родителей с ребенком. Это и коллективные трудовые занятия. И совместные игры, развлечения, прогулки, и семейное чтение, и задушевные беседы по различным вопросам, представляющим взаимный интерес. Такие контакты помогают развивать и укреплять дружеские отношения родителей и детей, лучше узнавать друг друга; старшим они позволяют влиять на младших в нужном направлении.

Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают некоторые родители. Само определение «воспитанность » говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания . Воспитанность человека заключается в его духовности, в гармонии нравственных качеств, в душевной тонкости и способности к самоконтролю.

Следует обратить особое внимание на роль личного примера родителей в формировании личности ребенка.

Если родители серьёзно намерены воспитать детей хорошими , высоконравственными людьми, то их повседневный личный пример отвечать этим намерениям :

Родительское требование к себе

Родительское уважение к своей семье

Родительский контроль над каждым своим шагом

Вот первый и самый главный метод воспитания !

Воспитать настоящего человека- непростое дело; оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности.

В своих усилиях по формированию личности ребенка родителю отнють не одиноки. Их воспитательная деятельность , когда дети становятся воспитанниками детских садов дополняется целенаправленным влиянием воспитателей . В связи с этим важное значение приобретает тесное сотрудничество семьи и детского сада .

Формирование личности наиболее успешно осуществляется в коллективе.

В детском саду дети , постоянно общаясь, упражняются в культуре поведения, умении действовать согласованно, проявляя вежливость, доброжелательность, товарищество, взаимопомощь.

Задача педагогов и родителей- формировать у детей нравственные привычки, которые выражаются в культуре общения. Организованности, дисциплинированности, трудолюбии, культуре деятельности. Это также и привычки гигиенические, помогающие ребенку выглядеть опрятно и подтянуто.

Формирование нравственного поведения дошкольника должно проходить под руководством взрослого. Основная задача- воспитывать у него организационное поведение в соответствии с общепринятыми правилами,

руководствуясь которыми он может самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками, управлять своими желаниями.

Сотрудничество, взаимопомощь семьи и детского сада , принося пользу и родителям и педагогам, в конечном счете служат интересам успешного воспитания подрастающего поколения.

Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи , что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи , воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи , прививать чувство привязанности к семье и дому .

Подготовила : Смирнова О. И (воспитатель )

Список используемой литературы :

-«Умом и сердцем» . М. Издательство 1986г

- «Родина и сердце» В. А Сухомлинский

- «О дошкольном воспитании » .М. Просвещение

Публикации по теме:

Консультация «Нравственное воспитание в детском саду и семье» Гуманные чувства, закладываемые семьей, являются важной предпосылкой нравственного развития ребенка. Общение ребенка с родителями происходит.

Доклад «Создание условий в детском саду и семье для восприятия художественных произведений» Доклад (из опыта работы) «Создание условий в детском саду и семье для восприятия художественных произведений» Для маленького ребенка каждый.

Батик – это обобщённое название разнообразных способов ручной росписи ткани. Батик дает уникальные и широчайшие возможности для творчества.

Стратегии анализа проблемных педагогических ситуаций как основа взаимодействия ребенка и взрослого в семье и детском саду Стратегии анализа проблемных педагогических ситуаций, как основа взаимодействия ребенка и взрослого в семье и детском саду. Семья.

Консультация для педагогов «Правовое воспитание в семье и детском саду» Современные психолого - педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей.

Отдав ребёнка в детский сад, родители считают, что дома заниматься с ребёнком необязательно. Задача воспитателей- через различные формы довети до сознания родителей о необходимости взаимосвязи воспитания детей в саду и дома. Совместное выявление проблем и способов их решения позволит избежать ошибок в воспитании и развитии ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание детей в семье и в детском саду

Воспитание детей – одна из главных задач общества. Ведущее место в этом вопросе занимает семья. Через воспитание в семье ребёнок познаёт принятые в обществе правила и нормы поведения. В первые годы жизни семья является основным воспитателем, это основная среда обитания ребёнка. Его там понимают и принимают таким, какой он есть. В семье ребёнок познаёт окружающий мир, складываются его представления об отношениях между людьми.

По достижении ребёнком полутора-двух лет, родители предпочитают отдать ребёнка в детский сад, так как, считают, что в общении с другими детьми ребёнок всесторонне развивается, там ведётся подготовка к школе. Воспитатели-первые учителя для детей. Они передают свои знания и умения своим воспитанникам. Далеко не все родители обладают необходимыми знаниями. Дошкольники отличаются высокой эмоциональностью, впечатлительностью. При правильном воспитании в семье и дома у них появляются такие чувства, как сочувствие, любовь не только к близким, но и к более широкому кругу людей. Развивается речь, служившая раньше средством общения, начинает использоваться для управления своим поведением.

Детский сад освобождает родителям время для работы, помогает родителям воспитывать детей. Одна из главных задач детского сада- научить детей жить в коллективе. Ребёнок получает опыт взаимоотношений с другими людьми, он должен научиться заботиться о себе. Взаимодействие детского сада и семьи является важным направлением в развитии личности ребёнка. Оно возможно, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всём протяжении пребывания ребёнка в детском саду: от поступления и до выпуска в школу. Совместное с родителями воспитание детей –это совместное выявление достижений и трудностей ребёнка, создание плана деятельности и его реализация для успешного воспитания и развития ребёнка. Воспитатели помогают родителям перевести воспитание в семье на более высокую ступень, но это возможно при изучении семьи. Для этого воспитатели используют такие методы, как посещение семьи, беседы, анкетирование и т.д. Посетить семью ребёнка бывает трудно, если между воспитателем и родителями напряжённые отношения. Целью посещения семьи может быть развитие контактов с семьёй, обсуждение проблем воспитания ребёнка. Беседа –это способ получения информации. Беседа начинается с краткого вступления, в котором обозначаются цели и задачи разговора. Анкетирование- метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Вопросы нужно ставить так, чтобы родители высказывали своё мнение, а не то, что хочет услышать педагог.

Взаимное воспитание ребёнка в семье и детском саду позволяет совместно выявлять и решать проблемы в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Труд -важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Труд детей дошкольного возраста является в...

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить...

Консультация для родителей "Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду"

Становление личности ребенка изначально происходит в семье. Нравственное воспитание детей происходит на протяжении их жизни. Среда, в которой развивается и растет ребенок, играет определяющее значение...

Дошкольный возраст — это пора, когда у детей закладываются основные умения, знания, навыки и формируются основы социального поведения. Именно в дошкольный период начинается становление личности ребенка. Этот период очень важен, поскольку является фундаментом для построения будущего вашего малыша.

Подготовка к школе — главная задачи дошкольного возраста

Какой период жизни детей относится к дошкольному детству, и чем он важен

Период, который в обществе называют дошкольное детство, начинается примерно в два-три года. Именно в это время происходит осознание себя частью социума. Продолжается этот период до шести-семи лет – возраст, когда можно начинать систематическое обучение.

До 5 лет дети считаются младшими дошкольниками, от 5 до 7 лет старший дошкольный возраст.

Как видим, возрастные границы размыты, поскольку значение имеет не календарная дата, а социальные факторы и особенности ребенка.

В возрасте от 2 до 7 лет (указываем максимальные возрастные границы этого периода) закладываются:


Основные периоды дошкольного возраста

Для дошкольного возраста характерными чертами является следующее:

  • главные жизненные потребности и нужды дети могут удовлетворить только при помощи взрослых;
  • значение и роль семьи очень высоки, поскольку материальное благополучие ребенка, его духовность и познавательные интересы в первую очередь формирует семья;
  • дети не могут защитить себя сами от агрессивного воздействия внешних неблагоприятных факторов.

Педагоги, работающие с детишками дошкольного возраста, должны учитывать особенности их психики и физиологии, для того, чтобы процесс обучения и воспитания был максимально эффективным. Их задача помочь ребенку стать участником социального процесса, сформировать такие общечеловеческие качества, которые сделают его достойным гражданином.


К дошкольникам нужен особый педагогический подход

Важная роль в воспитании и обучении малыша отводится его родителям, поскольку семья – это тот фундамент, на котором идет построение личности ребенка.

Основные направления дошкольного воспитания

Процесс воспитания детей-дошкольников условно делится на две части:

  • первая – это процесс подготовки к школе,
  • вторая представляет процесс, развивающий определенные личностные качества детей.

С уверенностью можно констатировать, что те детки, которые посещают детские дошкольные учреждения и осваивают образовательные программы, получают более полное образование на этом этапе обучения.

Особенности воспитания дошкольника в семье

В процессе воспитания детей дошкольного возраста, родителям следует ознакомиться с простыми правилами и действовать в соответствии с ними.

Воспитание своих детей основывается на личном примере – об этом ни в коем случае нельзя забывать. Ссоры в семье, грубость, невнимание близких людей друг к другу, неопрятность, дурные привычки, — ребенок впитает в себя весь этот негатив и отобразит, как в зеркале.


Воспитание в семье — главное в дошкольном возрасте

Старайтесь чаще обнимать своего любимого ребенка. В ваших объятиях он чувствует любовь и защиту. Детям такого возраста нужны тактильные контакты. Исследования детских психологов показывают, что востребованность в объятиях у малышей в день – не менее восьми.

Ребенка нужно хвалить. Чем чаще, тем лучше. Лесть и фанатизм в этом деле будут лишними — ребенок сразу почувствует фальшивые нотки. В теории воспитания и обучения детей данной возрастной категории считается, что похвала повышает самооценку, а также мотивирует детей на добрые дела и самосовершенствование.

Малыши-дошкольники должны расти оптимистами. Детей нужно научить воспринимать окружающий мир позитивно, поскольку мир к позитивным людям относится благосклонно. Любая, даже неприятная ситуация, должна становиться уроком, давать жизненный опыт.


Позитивное настроение — важное условие гармоничного развития

С детьми нужно много говорить. Любое образование начинается со слов. Он должен научиться слышать вас, уметь высказать свои проблемы.

Взрослым нужно обязательно интересоваться жизнью ребенка, расспрашивать его о жизни вне дома, о взаимоотношениях со сверстниками. Ваш карапуз с самого раннего возраста должен научиться Вам доверять. Положительным моментом такого общения является обучение ребенка разговорной речи и умению вести диалог.

Детям следует прививать чувство ответственности. В силу своего возраста он не всегда понимает, что значит отвечать за свои поступки, за порученное дело. Научите его этому в семье.

Как учить? Только своим собственным примером. Папа помогает маме накрывать на стол, а потом моет посуду. Пусть сынишка вместе с папой приберет на кухне, а маму мужчины отправят отдохнуть, поблагодарив за ужин. Банальный пример, но мальчуган будет знать, что мужчина отвечает за женщин, что он сильнее. Пусть малыш отвечает за уборку своих вещей, пусть учится ухаживать за домашними питомцами. Подрастая, он будет знать, что в жизни любому человеку приходится за что-либо нести ответственность за других людей, за свои дела и поступки.


Надо воспитывать ответственность у детей

Необходимо развивать у ребенка стремление к изучению нового, удовлетворять и поощрять его стремление к знаниям. Пусть ребенок играет в разные полезные игры развивающего характера, смотрит энциклопедии, читайте ему интересные книги, стимулируйте тягу к познанию нового.

Самое главное – надо любить своего ребенка, каким бы он не был. Любите его капризного и хандрящего. Не провоцируйте и не шантажируйте малыша любовью. От этого у детей начинают развиваться комплексы и возникает страх лишиться маминой любви. В конечном итоге эксперименты могут детскую расстроить психику.

Чем должны руководствоваться родители в воспитании и образовании будущего школьника

Что нужно принять к сведению родителям, чтобы воспитание было разумным? Существуют разные программы помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста. Родителям будет совершенно не лишним почитать специальную литературу.

Какие качества следует воспитывать в ребенке?

  • дети должны вырабатывать усидчивость – это важно для дальнейшего обучения в школе;
  • у детей нужно стимулировать процесс познания, поощрять его любопытство и помогать в решении разных заданий. Школьные программы довольно серьезны, не имею интереса к познанию, учиться ребенку будет трудно;
  • логическое мышление, умение делать заключения и выводы – эти качества так же очень важны, старайтесь приучить ребенка не только логически мыслить, но и уметь делать выводы.

Логическое мышление формируется с помощью развивающих игр

Есть замечательное высказывание: чем будешь удобрять, то и прорастет. Возможно, оно несколько грубовато, но суть его верна в корне. В ребенка надо вкладывать любовь, заботу и внимание, тогда в ответ родители получат то же самое.

Образование и воспитание детей в детских учреждениях

Программы дошкольного образование предполагают, что процесс обучения осуществляется в форме занятий. Во время занятий педагоги-воспитатели взаимодействуют с малышами. У детишек формируются трудовые и спортивные навыки, ведется их умственное и эстетическое развитие.


Занятия в детских учреждениях проводятся согласно методических планов

Каждым педагогом в процессе занятий используются определенные методы обучения. Дошкольное образование классифицирует такие методы следующим образом:

  • Словесные предполагают применение словесных объяснений, ведение диалогов с детьми, ответы на вопросы. Деткам дошкольного возраста свойственно быстро впитывать себя новое, развиваться, поэтому процесс обучения постепенно усложняется.
  • Наглядные предполагают, что на занятиях используются предметы и картинки, иллюстрации и дидактические наглядные материалы.
  • Практические – это возможность использовать полученные навыки в реальной жизни, в общении с другими детьми и взрослыми. Для совершенствования практических навыков, учебные программы рекомендуют специальные упражнения.
  • Игровые – имитация и проигрывание жизненных ситуаций через игры.

Роль игры в развитие различных качеств

Для дошкольников свойственно играть. Через игры детки познают реальный мир. Программы обучения включают в себя много игровых элементов. Воспитание детей, включающее игровые элементы, самое эффективное. Дошкольное образование, чаще всего, использует обучающие игры, которые очень важны во всем обучающем процессе. Часто занятия проводят в виде игр дидактического типа. Особенностью таких обучающих занятий являются разные варианты, предлагаемые для принятия решений. Наличие нескольких вариантов дает возможность детям развивать логику, просчитывать последствия того или иного выбора.

Наиболее популярные программы и методики развития детей дошкольного возраста

Имеется много различных методик развития и воспитания детей дошкольного возраста. Популярны такие программы, как, «Детство», «Радуга». Каждое детское дошкольное образовательное учреждение вправе выбирать программы, которые будут основными. Все эти программы соответствую государственным стандартам дошкольного обучения. Обычно, детские сады выбранные программы используют пять лет. Это период, когда малыши поступают в детсад и до выпуска. Администрация и педагоги работают в тесном сотрудничестве с родителями. Они рассказывают папам и мамам, что это за программы, какой результат поучают и насколько они эффективны.


Патриотическое воспитание с младшего возраста — важный этап

Итак, в плане формирования умений и навыков, воспитания и обучения малышей-дошкольников, большая роль отводится детским садам и школам или группам раннего развития.

Существуют специальные методики, программы, которые способствуют тому, что у детей развивается логика, стимулируется тяга к познанию мира, мышление, прививается любовь к знаниям.

Конечно, программы имеют плюсы и минусы, поскольку направлены на речевое развитие, либо на математическое обучение. Есть эстетические направления и художественные. Но самым главным является то, что все программы предполагают не только общее групповое обучение, но и индивидуальный подход.


Занятия с психологом в детском саду

Родители должны изучать литературу, материалы по программам дошкольного обучения и воспитания. Детские психологи есть практически в любом детском саду. Родителям не надо стесняться подходить и обсуждать свои проблемы и просто беседовать по вопросам эффективного воспитания детей.

Важно знать, что никакие программы не заменят живое общение. Родители должны уделять своим малышам как можно больше внимания, играть с ними, гулять, беседовать, больше проводить времени на отдыхе.

Только при поддержке и участии в воспитании в дошкольном возрасте со стороны взрослых, ребенок может получить достойное образование в будущем.

Педагогика -- это наука о воспитании, обучении и образовании человека. Воспитание является основным педагогическим понятием. В процессе воспитания про-исходит преемственность общественно-исторического опыта от поколения к поколению.

Воспитание -- это целенаправленное руковод-ство духовным развитием человека, подготовкой его к жизни и труду в обществе. Воспитание в широком смысле слова включает в себя весь процесс форми-рования личности и влияние на человека всего уклада жизни, а также обучения и образования.

Обучение --это такая познавательная деятель-ность, в которой человек овладевает знаниями, уме-ниями, навыками, развивает свои умственные и твор-ческие способности, формирует мировоззрение. В про-цессе обучения в человеке воспитывается ряд ка-честв личности: моральный облик, эстетические вкусы и взгляды, формируются профессиональные интересы и стремление овладеть избранной профессией.

Образование -- это совокупность систематизи-рованных знаний, умений, навыков, приобщение чело-века к культуре.

Воспитание, обучение, образование взаимозави-симы, так как подчинены единой цели -- формирова-нию личности человека.

Педагогика дошкольного возраста является состав-ной частью общей педагогики. Она включает в себя ранний возраст.

Воспитание -- это выработка определенного миро-воззрения и поведения, гармоническое развитие чело-веческой личности. Воспитание предусматривает комп-лекс физического, умственного, нравственного, трудо-вого, эстетического развития ребенка. Однако соот-ношения между этими сторонами развития в дошколь-ной педагогике несколько иные, чем в педагогике школьного возраста: физическое воспитание детей до 7 лет выступает на первый план, а умственное воспи-тание, хотя и играет важную роль, не может занимать такое место, как в школе. В дошкольном возрасте закладываются основы характера человека, но детям еще недоступна система понятий, идей, лежащих в основе нравственного воспитания. Привитие трудолю-бия рассматривается как метод воспитательного воздействия: развитие самостоятельности, радостный труд по уходу за растениями, животными, помощь старшим, самообслуживание. Важное значение в этом возрасте придается эстетическому воспитанию, форми-рованию художественного вкуса. Все 5 видов воспи-тания проводятся в основном в форме игры, интерес-ных специальных занятий с детьми в соответствии с возрастными особенностями.

Физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание осуществляются параллельно. Все эти линии развития настолько связаны между собой, что проводимое специальное занятие не может отвечать задачам только, например, умственного или нравственного воспитания. Проводя с дошкольника-ми праздник 1 Мая, мы говорим им о дружбе наро-дов -- нравственное воспитание, о весне и цветах -- эстетическое воспитание, дети читают стихи -- умственное воспитание, с ними проводится подвижная игра -- физическое воспитание.

Воспитание детей ведется на основе научных мето-дов и принципов: последовательно -- от легкого к трудному, от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному. В дошколь-ной педагогике используют определенные методы: наблюдение, естественный педагогический экспери-мент, изучение дневников родителей и воспитателей по наблюдению за детьми, беседы с детьми и их роди-телями, изучение произведений детского творчества, а также различные виды контроля за физическим и нервно-психическим развитием ребенка.

Физическое воспитание -- это целостная система, в которой сочетаются охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ре-бенка, его полноценное физическое развитие. Физи-ческое воспитание направлено на своевременное фор-мирование у детей двигательных навыков, умений, физических качеств: развития интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности.

Как известно, недостаточная двигательная актив-ность (гиподинамия) очень распространена среди взрослого населения развитых стран. При этой болез-ни века возникает нарушение деятельности всех систем организма. К сожалению, такое состояние все чаще встречается и у детей дошкольного возраста, которые в первые годы жизни мало ходят, так как родители вместо прогулки возят их в прогулочных колясках, более старшие длительное время проводят у телевизо-ра. В результате нарушается процесс нормального развития, возникают качественные изменения обмена веществ, среди которых самая частая патология -- это нарушение жирового обмена.

Большую роль в борьбе с гиподинамией и в общем развитии ребенка играют занятия физкультурой, по-движные игры, особенно если они проводятся во время прогулок на свежем воздухе. Такие прогулки с физио-логической точки зрения можно рассматривать как сложный комплексный раздражитель, благотворно действующий на все анализаторы, способствующий развитию и совершенствованию функций организма.

Двигательная активность тонизирующее действует на центральную нервную систему ребенка. При дви-жениях импульсы от работающих мышц по нервным волокнам достигают подкорковых центров, а оттуда происходит активизирующее воздействие на клетки всех областей коры головного мозга. При снижении двигательной активности воздействие импульсов от работающих мышц на кору происходит недостаточно. Это в свою очередь приводит к изменениям регули-рующей функции мозга, в частности нарушается регу-ляция деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма.

Усиленная работа мышц обеспечивает также усло-вия для повышения обмена веществ, что способствует росту организма (усиливается выделение гормона роста гипофизом). Физические упражнения влияют и на эмоциональное возбуждение. Мышечная работа снижает нервное напряжение и возникшие при этом отрицательные эмоции. При двигательной активности повышается частота дыхания, что улучшает степень насыщения крови кислородом.

Наблюдения, проводимые учеными, показали, что дети, раньше начавшие самостоятельно ходить, отли-чаются более быстрым совершенствованием речи. Дальнейшие длительные наблюдения за этими детьми выявили более высокие показатели учебной деятель-ности их в школе.

Мощным средством укрепления здоровья и пра-вильного физического развития является закалива-ние. Выдающиеся отечественные врачи, общественные деятели и педагоги подчеркивали важную роль зака-ливающих процедур в профилактике заболеваний. Первая книга в России о закаливании детского орга-низма Г. Н. Сперанского была опубликована в 1910 г. В дальнейшем были разработаны физиологические основы метода и правила закаливания ребенка с ранне-го возраста.

Основными условиями проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий являются постепенность, систематичность, последовательность, индивидуаль-ный подход и учет эмоционального состояния ребенка. Важное значение имеет учет местных климатогеографических условий, т. е. правильное использование при-родных закаливающих факторов: воздуха, солнца и воды. Оздоровительно-закаливающий комплекс включает такие факторы, как воздушные и темпе-ратурные условия детских учреждений, соответствую-щая одежда детей в помещении и на прогулке, на занятиях физкультурой и пр.

Для осуществления задач физического воспитания детей необходимы следующие условия: соответствующая культурная обстановка (условия жизни ребенка);

ь соблюдение гигиенических правил;

ь регулярное, достаточное и полноценное питание;

ь устойчивый правильный режим, создающий воз-можности для нормальной жизни ребенка, его актив-ной деятельности, проведения с ним подвижных игр и занятий.

При выполнении этих условий следует соблюдать единство и согласованность оздоровительной и воспи-тательной работы в семье и в детских учреждениях.

Умственное воспитание -- это формирова-ние у детей представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, совершенствование ощущений и восприятий, развитие внимания, вооб-ражения, мышления, речи, игры. Умственное воспи-тание не сводится только к расширению объема при-обретаемых детьми знаний, но также развивает лю-бознательность и умственные способности, формирует простейшие способы умственной деятельности и выра-батывает волевые реакции и поведение ребенка.

Умственное развитие -- это количественные и каче-ственные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка. Развитие это протекает на основе опыта, приобретаемого ребенком, и под влия-нием воспитательных воздействий.

Ежедневная умственная нагрузка необходима для развития и укрепления здоровья ребенка, так как она способствует стремлению детей к творческой деятель-ности. Стремление к поиску целенаправленной дея-тельности, как известно, проявляется в самом раннем детстве.

Дети дошкольного возраста при неправильном воспитании иногда праздно проводят время, что является весьма опасным. Еще в XVIII в. выдающийся медик К. В. Гуфеланд отметил, что бездельники и лентяи старятся и дряхлеют значительно раньше времени. Современная наука еще не может полностью объяснить, почему это так происходит. Для правиль-ного умственного развития детей необходимо:

наличие соответствующих игрушек и пособий для проведения специальных занятий и самостоятельной игры;

ь положительное общение детей со взрослыми и между собой;

ь своевременное развитие у детей органов чувств, ощущений, восприятий, представлений, т. е. формиро-вание сенсорной культуры;

ь развитие речи, умение слушать и пересказывать;

ь развитие игры и других видов деятельности детей.

Умственное воспитание осуществляется путем обу-чения детей на занятиях и в жизни (в играх, труде и т. д.). Важное значение имеет своевременное раз-витие устной речи: пополнение запаса слов, обучение правильному произношению, грамматическому строю и т. д. Для развития внимания, памяти и других познавательных процессов личности необходимо разно-образить жизнь ребенка ежедневно и особенно в празд-ничные дни, проводя с ними занятия и игры. А. М. Горь-кий говорил, что игра является путем к познанию мира, в котором дети живут и который призваны изменить. То же можно сказать и о других видах деятельности, в процессе которых происходит развитие детей.

Нравственное воспитание -- это формиро-вание положительных черт характера человеческой личности, которые, определяют моральный облик со-ветского человека.

Ребенок с первых дней жизни связан с окружающими его людьми и общается с ними, в результате чего и возникают первые симпатии к людям. Позже его ин-тересует вопрос, что хорошо и что плохо. Дети при-сматриваются к поступкам своих товарищей и взрос-лых. Таким образом, постепенно в представлении детей создаются моральные мотивы поведения, которые нередко имеют еще весьма наивный характер. Для правильного нравственного воспитания необходимо:

ь установление правильных взаимоотношений между детьми, а также между детьми и взрослыми;

ь четкое выполнение режима и сохранение положи-тельного эмоционального состояния ребенка;

ь привитие любви к родной природе (это является основой воспитания патриотизма), к окружающим людям, к городу или селу, где ребенок находится, к дому, где он живет, и т. д.;

ь воспитание организованности и культуры поведе-ния ребенка.

С самого раннего детства следует развивать у детей умение доводить начатое дело до конца (на-пример, все кольца надеть на стержень пирамидки),

преодолевать встречающиеся затруднения (например, сделать некоторое усилие, чтобы перешагнуть канав-ку; немного подождать, когда дадут желаемую игруш-ку), спокойно относиться к неудачам и небольшим неприятностям (например, разлил суп или слегка ушибся). Необходимо воспитывать любознательность, сосредоточенность и многое другое, что лежит в осно-ве характера человека.

Трудовое воспитание является частью нравственного воспитания. В связи с тем что труд взрослого человека является его основной деятель-ностью, этот вид развития личности следует рассмат-ривать как составную часть воспитания подрастаю-щего поколения. Уже в дошкольном возрасте форми-руются такие качества ребенка, как трудолюбие, целенаправленность, организованность, умение прео-долевать трудности, а также воспитываются аккурат-ность и вкус к хорошо выполненной работе.

Основная задача -- это воспитать активного по-лезного человека для нашего общества. Для этого необходимо:

ь наличие пособий для активизации трудовой дея-тельности;

ь показ, пояснение и упражнение в действиях;

ь спокойная деловая обстановка, учитывающая воз-можности ребенка;

ь развитие самостоятельности у детей;

ь поощрение желания помогать старшим и своим товарищам;

ь постоянство требований к последовательности вы-полнения, к качеству трудовых действий и резуль-тату;

ь развитие творчества в формировании трудовых навыков.

Систематическое участие в трудовой деятельности повышает общее развитие детей, придает им уверен-ность в своих силах, формирует стремление преодо-левать посильные трудности и получать удовлетво-рение от проделанной работы.

Эстетическое воспитание -- это развитие художественного вкуса, привитие любви к прекрасно-му, к искусству, формирование творческой активности личности. Оно обеспечивает всестороннее развитие гармонической личности, являясь частью гуманисти-ческого воспитания. Ранний возраст является подготовительным этапом к эстетическому освоению окру-жающего мира. Ребенок радостно реагирует пока только на отдельные наиболее яркие игрушки, пред-меты, на ритмические движения, музыкальные звуки. Позже восприятие красивого, приятного, произведе-ний искусства совершенствуется. Используя разные виды искусства, воспитатель формирует у ребенка восприимчивость ко всему доброму и красивому, обо-гащает его духовный мир. Осуществляется это бла-годаря следующим условиям:

ь эстетика окружающей среды (здание детского учреждения, групповая комната, игрушки, одежда ребенка и окружающих его людей, домашняя обста-новка и др.);

ь оснащение педагогического процесса необходимыми для эстетического развития детей пособиями, матери-алами, музыкальными инструментами;

ь приобщение ребенка к истинной красоте природы, живописи, музыке, что ляжет в основу формирования эстетического вкуса и эстетических чувств, восприя-тий, суждений;

ь создать условия для активной деятельности детей;

ь учет индивидуальных способностей детей к твор-честву;

Эстетическое воспитание должно осуществляться всеми имеющимися воспитательными средствами изо-бразительного, музыкального искусства, через литера-туру и народное творчество и т. д.

Физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание осуществляется в соответствии с определенными принципами дошкольной педагоги-ки: активностью и интересом, сознательностью, нагляд-ностью, последовательностью и систематичностью, индивидуальным подходом к детям.

Активность является естественной потребностью ребенка, но ее надо умело направлять, поощрять к самостоятельной деятельности, развивая интерес к тому, что он делает, не подавляя инициативы.

Весьма внимательного и осторожного подхода тре-бует воспитание сознательности. Следует считаться с возможностями ребенка, так как многое он восприни-мает на веру, полагается на авторитет взрослых, обла-дает большой внушаемостью и стремлением подра-жать. Поэтому нельзя подменять сознание ребенка слепым подчинением авторитету взрослого или выра-боткой автоматической привычки. Действия должны быть осознанными и разумными.

Важное значение в работе с детьми имеет прин-цип наглядности, вытекающий из особенностей дет-ского восприятия и мышления. Великий русский педа-гог К. Д. Ушинский отмечал, что если ребенка учить запоминать неизвестные ему слова, не показывая предметы или картинки, то он долго и напрасно будет мучиться над ними, но, связав с картинками даже 20 таких слов, ребенок усваивает их на лету.

Принцип систематичности и последовательности получил свое отражение во всей работе детских учреж-дений: в организации режима, проведении специаль-ных занятий и т. д.

Неповторимость каждой человеческой личности обязывает воспитателей учитывать индивидуальные особенности детей. Воспитывая коллектив, надо рас-сматривать детей не как сумму однородных единиц, а как совокупность индивидуальностей, взаимно дополняющих друг друга.

Период дошкольного детства оказывает глубокое и практически необратимое влияние на развитие человека, его судьбу. Задолго до появления профессиональных психологов это знал народ, когда учил воспитывать дитя, пока поперек лавки укладывается.

Сто лет назад дошкольное воспитание осуществлялось в семье. Девочки лет 7-8 присматривали за малышами, а за ними приглядывали бабушки, не такие шустрые, чтобы везде поспевать, но разговорчивые. Они и раскрывали детям тайны мироустройства.

Массовые бесплатные детские сады стали распространяться в нашей стране с 1918 года. С тех пор сделаны открытия в психологии воспитания, детские сады изменились, а в 2013 г. в России принят государственный стандарт дошкольного образования, который определяет цели и условия организации воспитания.

Какие качества личности воспитывают в детском саду

Дошкольники разные - молчуны и болтушки, ласковые и агрессивные, непоседы и копуши. Семейные, национальные, социальные различия оставляют отпечаток в индивидуальности ребенка. Уникальность каждой личности уважают в детском саду, так должно быть. Поэтому воспитывают, придерживаясь примерных ориентиров, не подгоняя ребенка и не останавливая.

У детей стараются воспитать качества, которые никогда не будут лишними. Это:

  • самостоятельность, инициатива;
  • дружелюбие;
  • чувство собственного достоинства;
  • культура взаимодействия с детьми и взрослыми;
  • умение считаться с правилами;
  • творческая фантазия;
  • умение играть в группе и самостоятельно;
  • чувство красоты;
  • активная выразительная речь;
  • подвижность, ловкость, координация;
  • чистоплотность;
  • безопасное поведение;
  • любознательность, наблюдательность, смекалка.

Как же воспитать все это? Первое, что воспитывает ребенка, это организация пространства и времени его пребывания в детском саду.

Организация пространства детского сада

Дети в нем получают представления о порядке, чистоте и красоте в доме, устройстве и назначении помещений, оборудовании мест питания, сна, игры, спорта, исследований, прогулок, гигиены. Обязательно есть места общения и уединения. Соблюдается баланс постоянства и обновления.

Игровое пространство наполнено всевозможными предметами, образующими тематические центры — конструирования, творчества, ролевой игры и т.д. Благодаря наличию легкой детской мебели, ширм, матов, мягких модулей пространство легко перестраивается и дети могут играть в путешествия, дом, школу, театр, больницу, магазин. Ребенок учится управлять пространством и находить конструктивные решения для того, чтобы играть во что хочет.

Предметы подбираются так, чтобы побуждать детей к разным видам деятельности. Ребенка ведь нельзя заставлять, а вещи как бы говорят, «поиграй со мной». Воспитатель направляет внимание детей, помещая на виду краски или мячи, костюмы сказочных героев или книжки с картинками, приборы для экспериментов или лего-конструктор. В другое время эти предметы лежат на своих местах и доступны детям. Ребенок может свободно выбрать материал и деятельность с ним. Для этого у него есть личное время в течение дня.

Организация времени в детском саду

Распорядок дня включает обязательные моменты (сон, прогулку, питание, мероприятия), а также время занятий по выбору ребенка. Дети учатся планировать, делать перерывы в играх, откладывать, договариваться и возобновлять начатые замыслы, например, после сна или прогулки. Ребенок учится управлять временем.

Уклад детского сада включает также традиционные события, праздники, мероприятия, которые придают лицо каждой организации. Где-то проводятся олимпиады, где-то театральные сезоны — это решают педагоги и родители. Родители и педагоги могут определять до 40% содержания программы воспитания в своем детском саду.

Как организован процесс воспитания?

В основе деятельности педагогов — понимание особенностей возраста и наблюдение каждого ребенка. Это помогает создать фон — эмоциональное благополучие, хорошее настроение, позитивное отношение ребенка к другим и себе.

Главное в воспитании — организовать виды деятельности, выполняя которые ребенок меняется как человек. Для детей 3-7 лет это игра. Никакая другая деятельность заменить ее не может. Игру сопровождают такие виды деятельности, как познавательная, исследовательская, включая экспериментирование (с песком, водой, воздухом), коммуникативная, речевая, творческая, двигательная. Игра окрашивает все эти занятия радостью и придает им смысл. В сюжетно-ролевой игре дети проживают все нравственные ситуации — добро и зло, правду и ложь, благородство и несправедливость.

Важно организовать сотрудничество детей между собой, с взрослыми — педагогами и родителями. Так дети учатся управлять собой, своими словами и действиями.

Выход из таких ситуаций требует от современного педагога умения быть интересным, находчивым и авторитетным игроком, без нравоучений и назиданий. Уметь поддержать детскую инициативу и предложить свой, привлекательный поворот сюжета, подходящий к целям воспитания.

Воспитатель проводит и специальные образовательные занятия, только не как в школе. Иное расположение взрослого и детей — кружком, на стульях или на полу, более естественное, чем за партами. Другой способ общения, больше похожий на игру, свободную беседу, развлечение.

Педагог не может обойтись без родителей, потому, что ребенку они нужны, нужна целостность воспитательной среды.