Образовательная программа кружка творческая мозаика. Образовательная программа дополнительного образования детей кружка «мозаика. дополнительного образования детей

Пояснительная записка

Программа "Бумажные фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность.воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

Общая характеристика внеурочной деятельности

«Бумажная фантазия»

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого. Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования.

Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Программа предусматривает преподавание материала по "восходящей спирали", то есть возращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно-образной игры. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме.

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:

Однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

Постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

Тематические - по итогом изучения разделов, тем;

Итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ еѐ выполнения: путѐм эксперимента, по схеме или по выкройке, учатся самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, сложность, композиция. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения. Все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно. Выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков –вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и проч. Развивается мелкая моторика руки, и, как следствие, улучшается письмо, чтение и речь.

Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Место внеурочной деятельности, курса в учебном плане.

Курс «Бумажная фантазия» реализуется в рамках внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 68 часа в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Предметные результаты

Формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

Отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

Осваивать навыки организации и планирования работы;

Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.

Формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой;

Развивающие:

Развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

Формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

Развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;

Развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

Развивать психометрические качества личности;

Развитие мелкой моторики рук и глазомера;

Формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.

Формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

Формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

Создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;

Осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

Воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.

1. В ценностно-ориентационной сфере – формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком

окружающего мира.

2. Формировать элементарные

исследовательские умения.

Учащиеся получат возможность:

применять полученные знания и умения:

а) для решения практических задач в повседневной жизни;

б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Бумажные фантазии»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

Устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

Адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

Устойчивого интереса к новым способам познания;

Адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

Учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

Планировать свои действия;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

Адекватно воспринимать оценку учителя;

Различать способ и результат действия;

Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные результаты:

Учащиеся смогут:

Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться, приходить к общему решению;

Соблюдать корректность в высказываниях;

Задавать вопросы по существу;

Использовать речь для регуляции своего действия;

Контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

С учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

Владеть монологической и диалогической формой речи.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные результаты:

Обучающийся научится:

Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

Анализировать объекты, выделять главное;

Осуществлять синтез (целое из частей);

Проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Строить рассуждения об объекте;

Устанавливать аналогии;

Обучающийся получит возможность научиться:

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

Сформировать навыки работы с информацией. Программа ориентирована на достижение воспитательных результатов. Участвуя в школьных творческих выставках, они получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинают их ценить.

Раздел 1: Работа с бумагой и картоном. Аппликации.

Бумага – удивительный материал, один из самых доступных и безопасных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Стоит приложить совсем немного усилий – и лист бумаги открывает фантастический, сказочный мир!

Она известна всем с раннего детства, т.к это самый доступный и дешёвый материал. Её можно сгибать, рвать, мять … бумага оживает в руках.

Цель: познакомить практическим путём с различными видами бумаги и её свойствами.

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Аппликация - вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага. Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Цель: развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность, познакомить с основами знаний в области композиции, Цветоведение.

Раздел 2: Подготовка к зимним праздникам. Объемные игрушки.

Дети с радостью ждут праздники, которые стимулируют познавательный творческий интерес к деятельности. Тематические праздники сопровождают образовательный процесс в течении всего учебного года и оказывают влияние на воспитание личности ребёнка.

Цель: сформировать эстетические чувства, повысить самооценку ребёнка, учить грамотно и красиво строить свои мысли, высказывания, отвечать на вопросы. Воспитывать навыки культуры поведения, доброжелательного отношения к окружающим.

Раздел 3: Квиллинг. Бумажная филигрань .

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство создания объемных или плоскостных композиций из разноцветных полосок бумаги.
Квиллинг – удивительное занятие, основано на умении скручивать, полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции.

Цель: научить основным приёмам работы в технике «бумагокручения» составлять пространственные и сюжетные композиции; развивать творческое воображение. Развивать сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, совершенствовать координацию движений, гибкость, точность в выполнении действий.

Раздел 4: Работа с разными материалами.

Оригами - это искусство складывания бумаги , создание различных фигурок и декоративных вещей из этого простого и доступного материала. В маленьком квадрате бумаги содержится бесконечное множество скрытых линий, с помощью которых бумага под рукой человека принимает самые причудливые формы от геометрических фигур до оригинально смоделированных растений и животных. Оригами это идеальный способ проведения детского досуга.

Цель: научить детей изготовлению изделий в технике оригамииз заготовок кадратной формы;развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

Календарно-тематическое планирование

Тема уроков

Кол-во час.

деятельности учащихся

Вводное занятие

Правила и приемы организации рабочего места. Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Инструменты и приспособления,применяемые при работе. Техника безопасности при работе с инструментами.

Раздел: «Работа с бумагой и картоном. Аппликации. (17ч)

Аппликация «Лебедь»

Навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

;- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

Картина из салфеток «Золотая осень»

Аппликация «Маленький воробей»

Аппликация «Закладки - Осень»

Аппликация «Ромашки в технике оригами»

Аппликация «Улита»

Аппликация «Слоненок»

Панно с астрами. Коллективная работа.

Панно «Георгины»

Парная работа.

Аппликация «Петушок – золотой гребешок»

Раздел «Подготовка к зимним праздникам». (10ч)

Вырезание и наклеивание ажурных симметричных

выполнять простейшие фигуры, объёмные и полуплоскостные композиции по образцу, с внесением изменений по замыслу детей; рациональному использованию материала.

простейшие способы работы в технике бумагопластика (витая спираль, петли, гофрировка). Работа по шаблону, способы скрепления деталей.

Новогодняя гирлянда

Декоративная книжка-календарь.

Коллективная работа. Панно «Снегири на рябине»

Раздел: «Квилинг. Бумажная филигрань» (13 ч)

Изготовление цветов.

Подготовка к работе. Общая схема выполнения работы. Основные приемы работы: подготовка полос, изготовление роллов, базовых элементов, закручивание надрезанных полосок, вырезание листьев, соединение и наклеивание элементов. Оформление работ.

Аленький цветочек в технике квиллинг.

Панно «Пшеничные колоски»

Коллективная работа.

Панно «Ландыши»

Мотивы Гжели

Мотивы Хохлома

Раздел 4 «Работа с разными материалами»

Аппликация из природного материала «Виноград».

навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

развивать такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Оригами «Полевые цветы»

Полевой натюрморт.

«Виноградная гроздь»

"Цветочное настроение"

Пластилиновые незабудки.

Пластилиновая хохлома

Аппликация из пластилина.

Аппликация «Звоночек»

Аппликация «Сапожок»

Конструирование из бумаги: панно «Луговые цветы»

Объемная аппликация в технике оригами «Цветы космеи»

Объемная аппликация в технике оригами «Гвоздики»

Аппликация" Грибы в технике оригами".

материально-техническое обеспечение
внеурочной деятельности

    И.К.Щеблыкин «Аппликационные работы в начальных классах,

    И.Л.Гусарова «Аппликации в детском саду. М.,2007г.

    М.А.Гусакова «Аппликации» М.,2010

    Майорова И.Г. «Трудовое обучение в начальных классах ». М. Просвещение 2011г.

    Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. -Ташкент 2012г.

    Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 2008 г.

    Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000

    В.Н.Полунина. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 2010г.

    А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 2011г.,

    Аппликации из разных материалов.

11. Соколова С. Школа оригами: аппликации и мозаика. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»;СПб.:Валери СПД, 2002. – 176с., ил. (Серия:«Академия «Умелые руки».)

12. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. - М.: Лист, 1998.

13. Амоков В.Б. Искусство аппликации. - М.: Школьная пресса, 2002.

14. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. - М.: Рольф Аким, 1999.

15. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. - М.: Издательский дом МС, 2001.

16. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. - Ярославль: Академия развития, 2000.

17. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2002.

18. Игры и развлечения: Книга 3. - М.: «Молодая гвардия», 1992.

19. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

20.Пищикова Н.Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 64с.

21.Пищикова Н.Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 48с.

22. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. - М.: Творческий центр «Сфера», 2000.

23. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «ИД КОН - Лига Пресс», 2002.

24. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.

25. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. - Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.

26. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. - Ярославль: «Академия развития», 2001.

27. Новотворцева Н.В. Дидактические материалы по развитию речи у дошкольников и младших школьников. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994.

28. Павлов А.П. Загадки. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993.

29. Проснякова Т.Н. забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2010. – 104с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

    Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, -М.: Рольф Аким, 1999.

    Соколова С. Школа оригами: аппликации и мозаика. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»;СПб.:Валери СПД, 2002. – 176с., ил. (Серия:«Академия «Умелые руки».)

3. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. - М.: Педагогика, 1987.

4. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2002.

5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «ИД КОН - Лига Пресс», 2002.

6. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.

7. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, - Ярославль Академия развития, 2001.

8. Проснякова Т.Н. забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2010. – 104с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

9.Пищикова Н.Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 48с.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №27»

Г. АЧИНСК

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ План КРУЖКА

«ЧУДЕСА ИЗ БУМАГИ»

НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Воспитатель:

Ачинск 2010

Пояснительная записка

Программа кружка «Чудеса из бумаги» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий, Ханны Линд, Джун Джексон,

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия : миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

Содержание кружковой программы «Чудеса из бумаги» предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности . В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.


Занятия кружка «Чудеса из бумаги» направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

Для обучения должны широко использоваться игровые формы активности детей. Учет специфических особенностей конструкторской деятельности детей позволяет определять задачи работы кружка «Чудеса из бумаги»:

· формировать психические предпосылки трудовой деятельности;

· интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество;

· способствовать постепенно развертывать систему вытекающих друг из друга целей;

· разнообразные способы работы с различными материалами и инструментами;

· совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек.

При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Посещение кружка «Чудеса из бумаги» позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они научатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.


Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование соответствующих педагогических технологий, в частности, технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, игровой основе. Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации учения, формированию общеучебных умений и навыков. При отборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей , индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

· активизация и индивидуализация обучения;

· игры и игровые ситуации;

· творческие работы и т. д.

Цель программы кружка «Чудеса из бумаги» - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.

Задачи программы кружка «Чудеса из бумаги»:

Обучающие:

· формировать умения следовать устным инструкциям;

· обучать различным приемам работы с бумагой;

· знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол. Сторона, вершина и т. д.;

· обогащать словарь ребенка специальными терминами;

· создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

Развивающие:

· развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;

· развивать мелкую моторику рук и глазомер;

· развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

· развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;

· развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

· воспитывать интерес к конструированию из бумаги;

· формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

· учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Методы, используемые на занятиях кружка:

· беседа, рассказ, сказка;

· рассматривание иллюстраций;

· показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

В результате обучения по данной программе дети:

· научаться различным приемам работы с бумагой;

· научаться следовать устным инструкциям;

· будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;

· разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;

· разовьют мелкую моторику рук и глазомер;

· разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;

· познакомятся с различными техниками работы с бумагой;

· овладеют навыками культуры труда;

· улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе .

Формы подведения реализации кружка «Чудеса из бумаги»:

· составление альбома лучших работ;

· проведение выставок детских работ.


Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа кружка «Чудеса из бумаги» рассчитана на 1 год (с детьми подготовительной к школе группы). Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Занятия проводятся в двух подгруппах, четыре раза в месяц с сентября по май.

Количество занятий

Количество детей в подгруппе

В месяц

В год

Список детей по подгруппам

1 подгруппа

2 подгруппа

1. Сотникова Алина

1. Павлов Дима

2. Клочкова Даша

2. Картелева Марина

3. Королева Настя

3. Василькович Максим

4. Иванова Ира

4. Щенникова Полина

5. Карелина Настя

5. Ковалькова Лена

6. Васильева Лиза

6. Корольков Антон

7. Горячая Алена

7. Цыган Кирилл

8. Демко Никита

8. Чечихина Нелли

9. Антонова Полина

9. Фогель Саша

10. Скворцов Артур

10. Зыкова Настя

Перспективный план кружка «Чудеса из бумаги»

На учебный год

месяц

тема

сентябрь

«Волшебные свойства бумаги»

Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.

сентябрь

«Объемные фигуры простым взмахом ножниц»

Познакомить детей с техникой получения объемных фигур при помощи ножниц. Совершенствовать навыки вырезания.

сентябрь

«Фантазии с листом бумаги»

Познакомить со способами использования разных видов бумаги применительно к разным фактурным поделкам; развивать воображение, фантазию; воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

сентябрь

«Симметричное вырезание»

Знакомство с явлениями лучевой (радиальной) симметрии.

Развитие пространственного мышления. Формирование умения планировать свои действия.

«Довольный котяра»

Обучать детей способам выкраивания деталей; совершенствовать навыки вырезания, учить создавать яркий и выразительный образ.

«Мотыльки»

Закреплять способы вырезания по сложному контуру; совершенствовать навыки выкраивания деталей поделки; воспитывать аккуратность в работе.

«Аквариум»

Научить детей создавать объемные фигурные образы; учить четко следовать устным инструкциям воспитателя; воспитывать умения работать коллективно, прислушиваясь к мнению участников продуктивной деятельности.

«Нарядные открытки»

Творческое экспериментирование – поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа (пушистой, мягкой формы);

Развитие воображения, мелкой моторики, координации в системе «глаз-рука».

«Стены домов»

Научить детей создавать постройки из готовых коробочек; Развивать воображение, фантазию; Учить предвосхищать результат, работать четко, стремясь к конечной цели.

«Крыши домов»

Продолжать работу по конструированию из готовых коробочек, усложняя элементы построек. Развивать логическое мышление, воображение, память. Воспитывать интерес к конструированию из коробочек.

«Двери и окна»

«Лестницы. Балконы. Этажи»

Учить создавать дополнительные композиционные детали из бумаги, которые бы совершенствовали ранее сделанные образы и постройки; учить видеть недостатки в собственной работе, воспитывать желание совершенствовать свои работы, доводить начатое дело до конца.

«Вращающаяся елочка»

Познакомить детей с гофрированной и крепированной бумагой; освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам и вырезание силуэта по контуру. Оформление работы.

«Снежинки»

Учить детей создавать разнохарактерные узоры на сложенной вчетверо бумаге. Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение; совершенствовать навыки вырезания; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

«Снеговик-артист»

Повторить и обобщить понятия об объемных фигурах; совершенствовать навыки выполнения поделок из картона на основе базовой формы цилиндр; развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.

«Лесной олень»

«Детская площадка»

Учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам, конструирование из коробочек, оригами. Воспитывать желание помогать товарищу.

«Многоэтажный дом»

Совершенствовать навыки работы по конструированию из готовых коробочек; развивать чувство цвета, композиции; воспитывать желание помогать товарищу, давать советы по оформлению работы.

«Мышка-коробочка»

Учить самостоятельно создавать нестандартные образы, функционально применяемые в жизни садика и группы (коробочки); совершенствовать навыки вырезания и работы с клеем; развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги

«Мышиный пир»

Учить детей создавать отдельные элементы для коллективной композиции, работая в парах; совершенствовать навыки работы с бумагой; объяснить детям, что вклад каждого из них важен для конечного результата коллективной работы.

«Бумажный бант»

Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания; учить из длинных тонких полосок бумаги создавать большой бант для оформления открыток. Развивать мелкую моторику рук.

«Шкатулка»

Учить самостоятельно клеить коробочки на основе предложенной воспитателем выкройки; учить украшать полученный результат с помощью разного вида бумаги; развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.

«Сирень»

Применение техники прорезного декора для оформления венчиков цветов. Применение техники симметричной аппликации для вырезания листьев разной формы

«Гвоздики»

Знакомство с явлением осевой симметрии и освоение техники объемной симметричной аппликации: складывания квадрата (прямоугольника) пополам, вырезание половины изображения (линия сгиба – это середина цветка) по нарисованному или воображаемому контуру и получение симметричного силуэта. Обогащение и расширение возможностей освоенной техники

Применение техники симметричной аппликации для вырезании листьев разной формы; творческое экспериментирование –поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа.

«Одуванчики»

Закрепление представлений о строении цветковых растений. Освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам. Оформление цветов.

«Вертушки»

Учить детей из плотной бумаги создавать вертушки для наблюдения за ветром на прогулке; учить приемам сгибания по диагонали; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками

«Абажуры»

Учить детей создавать поделки, основываясь на базовой форме усеченный конус; учить декорировать свои творческие работы; развивать чувство цвета, композиции.

Учить детей многократному сгибанию, по принципу «гармошка»; развивать эстетические чувства; развивать мелкую моторику рук

«Коллаж»

Учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам, квиллинг, торцевание, оригами. Воспитывать желание помогать товарищу

«Гусеница»

Учить комбинировать бросовые материалы, применяемые как вспомогательные при изготовлении поделок из бумаги; развивать творческое воображение.

Открытка «Божья коровка»

Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук.

«Пчелка на сотах»

Учить детей работать коллективно, совещаясь, используя знания и умения работы с различными видами бумаги, полученные ранее. Развитие творческое мышление

«Бумагоград»

Оформление выставки, где у ребенка есть возможность продемонстрировать навыки, приобретенные при посещении кружка.

Методическое обеспечение программы кружка «Чудеса из бумаги»

I . Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы

1. Давыдова. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. – М: «Просвещение», 1979 г.

4. , . Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.

5. . Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.

II . Материалы из опыта работы педагога

1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

2. Инструкционные карты сборки изделий

5. Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы кружка «Чудеса из бумаги».

Анастасия Пигур
Рабочая программа к кружку «Волшебный мир мозаики.»

Вид программы : комплексная

Образовательная область : искусство

Продолжительность усвоения : один год

Возрастной диапазон :7- 12 лет

Форма образовательного процесса : групповая, индивидуальная

Форма контроля : выставки

Пояснительная записка.

Мозаика - один из основных видов монументального декоративного искусства. Мозаичные работы развивают у детей усидчивость, аккуратность, точность, способствует развитию зрительно-моторных координаций. Дети в мозаичных работах рисуют и компонуют изображаемое на листе, работают ножницами , наклеивают детали изделия. Умение соразмерять длину разрезаемых на кусочки полоски развивает у детей глазомер. Подобная работа дает большое количество комбинаций, что является мощным импульсом к творчеству, заставляет детей фантазировать, применять знания, использовать свой жизненный опыт. Создаются условия для интеграции умственной и практической деятельности. Данная программа предполагает более обширное, чем в общеобразовательной школе, изучение видов мозаики .

Цель программы :

1. Эстетическое воспитание детей.

2. Повышать сенсорную культуру.

3. Формирование духовно богатой, высокоразвитой, художественно эрудированной и грамотной личности.

Задачи программы :

Развивающая : развивать творческие способности, фантазию, эмоционально-эстетическое отношение к предметам.

Обучающая : обучать основам работы с ножницами , кистью, бумагой, клеем, формировать пространственное представление.

Воспитательная : формирование таких качеств, как вкус, аккуратность, дисциплинированность.

Кружок «Волшебный мир мозаики » рассчитан на детей в возрасте от 7-12 лет. Количественный состав группы до 12 человек. Форма работы занятия . Учебные занятия рассчитаны проводиться один раз в неделю, продолжительность занятий 30 минут. Срок реализации программы 1 год . Формы организации учебного процесса групповая, индивидуальная.

Методы работы :

1. Словестные : рассказ, беседа, объяснения.

2. Наглядные : демонстрация, примеры, иллюстрации.

3. Практические : выполнение мозаичных работ , игра.

Прогнозируемый результаты :

Умение реализовать теоритические знания на практике.

Владеть приемами работы с ножницами , бумагой, картоном, пластилином, приподними материалом необходимым для работ .

Формы подведения итогов : выставки работ учащихся , участие в тематических конкурсах.

Учебный план. (1 год обучения)

№ Наименование Количество часов в неделю Количество часов в год

1 Мозаика из цветной бумаги 1 3

2 Мозаика из кружков цветной бумаги 1 3

3 Мозаика из клочков бумаги 1 3

4 Мозаика из пойеток и бисера 1 3

5 Мозаика из стружки карандашей 1 3

6 Мозаика из фольги 1 3

7 Мозаика из природного материала 1 8

8 Мозаика из пластилина 1 5

9 Мозаика из скорлупы яиц 1 3

Всего : 9 34

Мозаика из цветной бумаги .

Мозаика из цветной бумаги-это самый доступный вид мозаик для детского творчества и дети с удовольствием выполняют этот вид работы . Эти работы помогают воспитывать у детей экономное отношение к бумаге.

№ Наименование работ Количество часов

1 Вводная беседа 1

2 «Мухомор» 1

3 «Мак» 1

Мозаика из кружков цветной бумаги .

Работы , выполненные с помощью этого вида мозаики , красивые и интересные. С помощью их у детей развивается мелкая моторика рук, и отрабатывается навык выравнивания кругов.

№ Наименование работ Количество часов

1 «Белка» 1

2 «Цыплёнок под скорлупой» 1

3 «Арбуз» 1

Мозаика из клочков бумаги .

Предлагаемый вид работы очень интересен . Он предполагает несколько способов выполнения работ . При выполнении работы получаются объемными.

№ Наименование работ Количество часов

1 Вводная беседа «Методика выполнения работ » 1

2 «Попугай» 1

3 «Парусник» 1

Всего : 3

Мозаика из пойеток и бисера .

Очень интересный вид мозаики из пойеток и бисера . Работы из этого материала получаются яркие и блестящие. Пойетки широко используются для украшения танцевальных и национальных костюмов и бывают разных форм. Для работ выбраны пойетки в форме круга, листа, полуовала, цветочков.

№ Наименование работ Количество часов

1 «Рыбка» 1

2 «Стрекоза» 1

4 «Фламинго» 1

Всего : 3

Мозаика из стружки карандаша.

Очень оригинальный вид работы с бросовым материалом. Данный вид работ способствует развитию внимания, мелкой моторики рук, наблюдательности, фантазии. Их можно делать как полностью из стружки карандаша, так и комбинировать с другими материалами.

№ Наименование работ Количество часов

1 «Ежи» 1

2 «Ящерица» 1

3 «Зимородок» 1

Всего : 3

Мозаика из фольги .

Это еще один из видов работы с бросовым материалом. При работе с этим материалом воспитанники младшего школьного возраста приобретают навыки работы с таким материалом как фольга. Формирование одинаковы шариков фольги развивает глазомер, мелкую моторику рук. Работы , выполненные в этой технике получаются объёмными.

№ Наименование работ Количество часов

1 «Космонавт» 1

2 «Слон» 1

3 «Солнышко» 1

Всего : 3

Мозаика из различных материалов :

В этом разделе собраны работы из различного материала (горох, фасоль, из круп, макаронных изделий, крылаток клена, сухой листвы). Эти работы можно выполнять из одного материала или комбинировать. При выполнении этих работ детям необходимо не только наклеить материал, но и раскрасить его создав единую композицию.

№ Наименование работ Количество часов

1 «Корзина с фруктами и овощами» коллективная работа 2

2 «Птицы на ветках» коллективная работа 2

3 «Вишневое дерево» 1

4 «Кролик» 1

5 «Медвежата» 1

6 «Лягушата» 1

Всего : 8

Мозаика из пластилина .

Пластилин - достаточно многогранный в использовании материал. С его помощью можно не только лепить сказочные фигурки, но еще и создавать невероятной красоты мозаичные панно . Пластилиновая мозаика собирается из маленьких пластилиновых шариков, которые предварительно подготавливаются из пластилина нужных цветов. Скатывание шариков полезно для развитие детской моторики, оказывает положительный массажный эффект для детских ручек и доставляет массу положительных впечатлений в процессе работы .

№ Наименование работ Количество часов

1 «Морские обитатели» коллективная работа 2

2 «Динозавр» 1

3 «Цветочная поляна» коллективная работа 2

Всего : 5

Мозаика из скорлупы яиц .

Мозаика из скорлупы не новое, но простота, новизна и декоративность работ вызывает интерес , фантазию, учит мечтать и экспериментировать, удовлетворяет внутреннюю потребность украшать окружающее . Чтобы работа получилась красочной, дети должны уметь подобрать цвет и тона красок в зависимости от композиций.

№ Наименование работ Количество часов

1 «Улитка» 1

2 «Лиса» 1

3 «Скат хвостокол» 1

Всего : 3

Используемая литература :

1. «Веселое путешествие в страну Мозаики » Е. Д. Закражевская,С. В. Марсаль издательство «Феникс» Ростов- на-Дону. ,2005

2. «Поделки из всякой всячины» С. Шухова,издательство «Айрис-пресс» Москва,2004

Муниципальное казенное учреждение

Дополнительного образования детей

«Лямбирский районный Дом детского творчества»

«Утверждаю»

Директор

МКУ ДОД «Лямбирский РДДТ»

___________Г.Ш.Алукаева

«_____» __________2014 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

кружка «Веселая мозаика»

Направленность программы –

художественно-эстетическое

Возраст обучающихся – 10 -12 лет

Общее количество часов –

Педагог дополнительного образования

Курмакаева Л.К.

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Направленность: Народная мудрость гласит, что мир не един и время преходяще. Действительно, меняется все: вкусы, нравы, настроения. Люди увлекаются то резьбой, то чеканкой, то вязанием, то плетением, потом забывают, теряют истоки, снова находят. И так бесконечно. Но одно остается неизменным – вечное стремление к творчеству.

Одна из актуальных задач современного дополнительного образования и воспитания – есть обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Включение учащегося в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания учащегося и развития его художественно-творческих способностей. Посещая кружок, дети начинают более активно осмысливать окружающий мир, творчески воплощая его в формах декоративно – прикладного творчества.

Актуальность: Кружок «Веселая мозаика» привлекает детей возможностью сделать своими руками поделки – игрушки.

Разве не приятно самому смастерить подарок, картинку, сувенир и получить удовольствие от удачно воплощенного замысла и от радости, доставленной близким и друзьям.

Большое значение придается работе каждого кружковца. Ребята участвуют в оформление праздников, изготовлении корновальных костюмов, масок, поделок

Желательно, чтобы отдельные работы кружковцы выполняли коллективно. Коллективный труд приносит ребятам большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. Здесь особенно важно, чтобы дети понимали результативность такого вида труда, осознавали его преимущества. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у детей дружеских, доброжелательных отношений и взаимопомощи.

Оборудование и инструменты, необходимые для занятий кружка: столы рабочие, стулья, полки для готовых изделий, ножницы, карандаши простые, краски, кисти, шкаф для хранения инструментов.

Материалы, необходимые для работы кружка: бумага разная по фактуре и плотности, цветные лоскутки клей ПВА и д.р.

Важно на первом занятий показать детям, как правильно работать с различными инструментами и как их правильно хранить. Ножницы на занятиях должны лежать справа, кольцами к себе, с сомкнутыми лезвиями. Передавать ножницы можно только кольцами вперед. Нужно следить, чтобы острые инструменты не падали на пол, так как в падении они могут поранить кого – нибудь.

Образовательный процесс в кружке рассчитан на 2 года, так как предусматривает решение комплекса задач обучения и подготовку ребенка к взрослой жизни. Занятия в первый год обучения – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа). Второй год – 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа). Программа включает в себя: историю возникновения и многообразие игрушки; приемы выполнения ручными и машинными способами, правила ухода за вышитыми изделиями; цветоведение; организацию труда.

Овладение школьниками содержанием программы не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способствовать поставить на рынок товаров и услуг уникальный продукт.

Целью программы является овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно – эстетического вкуса.

1. Задачи обучающие:

Обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;

Формировать интерес к декоративно – прикладному творчеству;

Развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.

2.Задачи воспитательные ; способствовать воспитанию творческой активности: формировать чувство самоконтроля.

3.Задачи развивающие : способствовать развитию у обучающихся логического мышления: содействовать формированию всесторонне развитой личности.

4.Задачи мотивационные : создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Развивать активную деятельность.

5.Задачи социально – педагогические: формирование общественной активности, реализация в социуме.

Программа дополнительного образования «Веселая мозаика по целевой направленности является прикладной, по срокам реализации рассчитана на 2 года. По содержательной направленности программа относится к художественно – эстетическим. Возраст обучающихся – 11-14 лет. Занятия проходят в группах по 10 – 12 человек.

Приступая к работе, составляется тематический план занятий с учетом контингента кружковцев условий режима и материальной базы кружка. Для того чтобы в каждой выставке былпредоставлен более разнообразный ассортимент изделий, учащимся даются разные задания.

Большое внимание уделяется коллективным работам. Такая форма работы позволяет ускорить выполнение задания способствует общению, добрым отношениям.

Итоги работу кружка подводятся после каждой смены на выставке детского творчества, где представляют лучшие работы. К ее подготовке привлекаются все кружковцы.

Требования к уровню подготовки учащихся

(для двух лет обучения)

Учащиеся должны знать:

Эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для вышивки:

Способы влажно – тепловой обработки вышитого изделия;

Способы перевода рисунка на ткань; способы закрепления нитей;

Правила безопасности труда:

Учащиеся должны иметь представление о понятиях: эскиз, рисунок, орнамент, мотивы, ритм, раппорт, композиция, основные и составные цвета, контраст.

Учащиеся должны уметь;

Организовать трудовой процесс, технический правильно выполнять приемы ручной работы.

Переводить рисунок на ткань; Составлять цветовое решение по данной композиции; раскроить изделие.

Осуществлять влажно – тепловую обработку вышитого изделия; соблюдать правила техники безопасности.

Выполнять работу качественно и в срок.

Результатом образовательного процесса первого года обучения является ; интерес к декоративно – прикладному творчеству;

желание творить, радовать близких людей подарками, сделанными своими руками;

желание самостоятельно выполнять понравившуюся работу из пособий по рукоделию, используя полученные знания и умения;

желание детей видеть друг друга, радоваться общению и успеху других, стремится помогать друг другу;

заинтересованность родителей в продолжении занятий ребенка в кружке.

Результативность образовательного процесса второго года обучения складывается из;

творчества, создания художественных вариантов в выполнении и оформлении изделии;

качества работы;

интереса к совместной работе в изготовлении коллективных работ;

заинтересованности родителей в занятиях ребенка, его понимания и поддержки.

Работы, предлагаемые для изготовления на втором году обучения, более сложные и объемные, требующие большего внимания от каждого учащегося, поэтому результативность будет выше, если в группе будут заниматься не 12-15 человек, а 8-9.

Условно в программе можно выделить следующие этапы:

1 – й этап. Введение: даются общие сведения о творческих объединениях, об организации работы коллектива.

2 - й этап. Вязание бисером - обучающиеся узнают о старинном виде рукоделия, изготовлении самодельных бус, о способах нанизывания бисера на нить, декорировании цветочными мотивами, вязании и сборке квадратов, использовании одновременно нескольких цветов, изготовлении подвесок, вязании сетки с бусами.

3 – й этап. Декоративная вышивка – один из самых распространенных видов художественно – прикладного искусства. Программа включает в себя историю возникновения и многообразие вышивки, приемы выполнения ручным способом, применение вышивки, при оформлении интерьера и в отделке швейных изделий, основы композиции, цветоведение.

4 – й этап. Игрушечный мир – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения мягкой игрушки в домашних условиях, изготовления веревочных кукол, игрушек с каркасом, узнают историю возникновения игрушки.

5 – й этап. Массовые мероприятия – организовываются экскурсии в музеи и на выставки, участие в конкурсах.

Все это способствует формированию интереса к декоративно – прикладному творчеству.

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используют различные формы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используют разновидность рассказа – объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

Тема занятия

Кол – во часов

В том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие

2.

Вязание с бисером

Основы бисероплетения

Декоративные бусы

Пасхальное яичко

Очечник

Вязание цветочных букетов

Вазочка «Паутинка»

ИТОГО:

3

Игрушечный мир

Основы изготовления каркасного материала

Подбор материала и техника кроя игрушек

Изготовление мягкой игрушки «Петушок»

Изготовление мягкой игрушки «Клоун»

Изготовление мягкой игрушки «Бычок»

Изготовление мягкой игрушки «Собачка»

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЕРЕВОЧНЫХ ИГРУШЕК

Заяц

Бычок

Обезьянка

Изготовление плоских игрушек

Медвежонок – карандашница

4.

Итоговое занятие

4

2

2

5.

Экскурсии, выставки

4

2

2

ИТОГО:

144

30

114

ВСЕГО:

144

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения

Тема занятия

Кол-во

часов

В том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие

4

2

2

2.

Вязание с бисером

4

2

2

Основы бисероплетения

Декоративные бусы

Пасхальное яичко

Очечник

Вязание цветочных букетов

Вазочка «Паутинка»

3.

Декоративная вышивка

Способы перевода рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка

Односторонняя, двусторонняя, счетная и цветная глади

Шов роспись, тамбурный шов, стебельчатый шов.

Накладная сетка, крест простой и двойной

Отделка края вышитого изделия

Выполнение творческих работ

Закладка

Носовой платок

Салфетка

Прихватка

Полотенце

Передник

4

Игрушечный мир

Основы изготовления каркасного материала

Подбор материала и техника кроя игрушек

Изготовление мягкой игрушки «Петушок»

Изготовление мягкой игрушки «Клоун»

Изготовление мягкой игрушки «Бычок»

Изготовление мягкой игрушки «Собачка»

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЕРЕВОЧНЫХ ИГРУШЕК:

Обезьянка

Изготовление плоских игрушек

Медвежонок – карандашница

Итоговое занятие

Экскурсии, выставки

ИТОГО:

ВСЕГО:

Тема занятия

Кол-во

часов

Вводное занятие. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда.

Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды. Народная вышивка.

Краткие сведения о нитках, тканях. Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске.

Знакомство с журналами, разработка и зарисовка собственных орнаментов, цветовые сочетания.

ВЫШИВКА БИСЕРОМ

Родословная стеклянной бусинки. Венецкие бусы и бисер, Наследие индейских племен. Развитие бисерного искусства в России. «Золотой век» русского бисера.

Технология выполнения простых приемов бисероплетения. Приемы работы и правила выполнения.

Приемы и способы выполнения простых «фенечек».

Практическая работа, украшение пасхального яичка(небольшой мотив)

Вышивка очечника. Приемы вышивки (одной иглой, двумя иглами)

Практическая работа, вышивка очечника

Приемы вязания цветочных букетов. Оформлений изделий, правила их выполнения.

Практическая работа цветочные букеты.

Оформление вазочки «Паутинка»

Практическая работа по выполнению элементов оформления края изделия бисером и стеклярусом.

ДЕКОРАТИВНАЯ ВЫШИВКА

Зарисовка простейших швов: «вперед иголку», «строчка», стебельчатый, тамбурный, петельный.

Расчет ткани для салфетки. Подготовка ткани к вышивке.

Определение центра ткани. Разметка контрольных линий на ткани. Перевод рисунка на ткань.

Правила закрепления нитки. Замена нитей в середине работы. Использование пялец

Выполнение узора вышивки.

Обработка и заделка краев салфетки. Стирка и утюжка вышитой салфетки.

Выполнение счетных швов: крест, полукрест, двойной крест. Счетные швы в истории вышивки и в современных изделиях.

Выполнение творческих работ.

Практическая часть. Выполнение творческих работ.

Выполнение творческой работы «Закладка», Разработка и зарисовка собственных орнаментов. Цветовые сочетания.

Выполнение творческой работы «Носовой платок» Обработка краев с использованием петельного шва.

Выполнение творческой работы «Салфетка»

Выполнение творческой работы «Прихватка». Нанесение узора, цветовое сочетание.

Выполнение творческой работы «Полотенце» Нанесение узора, цветовое сочетание.

Выполнение творческого проекта «Передник»

ИГРУШЕЧНЫЙ МИР

Ознакомление и изготовление трафаретов для кроя тканевых игрушек.

Подбор материала и техника кроя игрушек

Использование мехового материала для изготовления игрушек

Изготовление мягкой игрушки «Петушок», подбор цвета, использование различной фурнитуры для оформления.

Изготовление мягкой игрушки «Клоун», подбор цвета, использование различной фурнитуры для оформления.

Ознакомление и изготовление веревочных игрушек (приспособления к данным игрушкам: клей, надувной шарик, цветные нити, бумага, кусочки ткани)

Изготовление мягкой игрушки «Заяц», подбор цвета, использование различной фурнитуры для оформления.

Изготовление мягкой игрушки «Бычок», подбор цвета, использование различной фурнитуры для оформления.

Изготовление мягкой игрушки «Обезьянка», подбор цвета, использование различной фурнитуры для оформления.

Выполнение творческого проекта «Медвежонок - карандашница»

Итоговое занятие

Выставка проделанных работ.

Итого:

Инструменты, приборы и материалы,

необходимые для работы

    Иголки (большой ассортимент).

    Наперстки.

    Ножницы разных видов: большие, маленькие и закругленными концами.

    Выколка

    Измерительные инструменты: ленточный метр, линейки (разные)

    Английские булавки.

    Подушечка для игл

    Нитковдеватель

    Вязальные крючки разных диаметров.

    Лупа.

    Шило.

    Пяльца.

    Разные виды бумаги; калька ватман, копировальная и др.

    Разные виды тканей; тонкие, плотные, и специальные.

    Разные виды ниток: шелк, мулине, акрил, ирис.

    Отделочные материалы: сутаж, тесьма, атласные ленты.

    Прикладные материалы: бисер, бусы, стеклярус, стразы, кусочки тканей и кожи

Список литературы.

    «Мир игрушек и поделок» сост. О.В. Парулина – Смоленск, 2000 - 336 с – Азбука быта.

    Новикова И.В. Базулина Л.В. – 100 поделок из природных материалов – Ярославль: Академия развития – 2002 – 160 с. (Умелые руки)

    Уткин П.И., Королева Н.С., Народные художественные промыслы. – М., 1992.

    Литвинец Э.Н. Сделай сам М – 1991 г.