Каковы самые серьезные проблемы школьного воспитания? Актуальные проблемы современного воспитания материал на тему Проблема воспитания в современных условиях

Перечислите актуальные проблемы воспитания и пути их решения в соответствии с содержанием нормативных документов, представленных в списке литературы.

Актуальные проблемы воспитания, стоящие сегодня перед педагогами:

формирование у школьников гражданской ответственности, патриотизма;

формирование правового самосознания;

формирование духовности и культуры, толерантности;

формирование инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

в решении задач воспитания обнаруживаются и социальные проблемы, которые нельзя оставлять без внимания:

– потребность в высоком качестве человеческого ресурса социально-экономического развития и отсутствие действенных механизмов решения этой задачи;

– становление гражданского общества и несформированность гражданской позиции взрослых относительно среды взросления подрастающего поколения;

– необходимость интеграции субъектов образования, консолидации действий представителей экономической, политической и культурной сфер региона и отсутствие необходимых условий для их взаимодействия в решении практических проблем;

– потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания в обеспечении целостности педагогического процесса и отсутствие соответствующих четких положений в стандартах образования, определяющих качество образования через качество не только обучения, но и воспитания.

Стержнем современных воспитательных концепций является ориентация на совместную деятельность, на сотруднический, гуманистический характер отношений воспитателей и воспитуемых. В большинстве концепций воспитание рассматривается как целенаправленный процесс управления, формирования, организации воспитательного воздействия.

Вопросы государственной образовательной политики в области воспитания нашли отражение в нормативных правовых документах федерального уровня: Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992), где определены базовые принципы, охватывающие круг социально важных идеалов воспитания (ст. 2), Программа развития воспитания в системе образования России определи лила цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе, Концепции модернизации российского образования на период до 2025 г., определившей воспитание как первостепенный приоритет в образовании, Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2000), Федеральных целевых программах «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации » и «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» и др.



Однако органами государственной власти, уделяется недостаточно внимания вопросам воспитания, что приводит к таким асоциальным явлениям, как безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних, детская и подростковая преступность, наркомания, алкоголизм, проявления нацизма и т. п. До сих пор на федеральном уровне не принята комплексная программа воспитания, которая охватывала бы все важнейшие направления воспитательной и профилактической деятельности.

Вместе с тем государственно-отраслевой подход к данной проблеме дает основание рассматривать воспитание как целенаправленную деятельность, осуществляемую в системе образования, которая ориентирована на создание условий для разностороннего развития личности обучающихся на основе общечеловеческих, отечественных и национальных культурных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.



Проблемы воспитания связаны со следующими аспектами:

1. Сегодня доминирует идея «реализма целей воспитания», понимаемых не как всестороннее, а как разностороннее развитие личности.

2.Для многих имеющихся определений воспитания характерны основные общие признаки: целенаправленность воздействий на воспитанника; социальная направленность этих воздействий; создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений и освоение социальных ролей. При определении целей воспитания в последнее время акцент переносится на создание определенных условий для развития и саморазвития личности воспитуемого с помощью соответствующих психолого-педагогических средств. В связи с этим воспитание следует рассматривать как:

Органическую часть целого - образования личности, осуществляемого под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности;

Процесс взаимодействия взрослых и детей; управление процессом формирования и развития личности и создание условий для самореализации.

3. Среди ключевых идей, лежащих в основе современных подходов к воспитанию, можно выделить следующие:

Идея саморазвития и самоопределения личности, которая является основополагающей для демократического, гуманистического воспитания;

Идея базовой культуры личности как основание для разработки содержания воспитания;

Идея коллективной творческой деятельности как совокупность задач, методов, технологий, обеспечивающих создание гуманистического саморазвивающегося сообщества детей и взрослых;

Идея диалога культур, призванная обеспечить эффективное взаимодействие ребенка с иными моделями мира («принятие и понимание Другого, не такого, как Я»). Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.

4. В практическом отношении есть необходимость создания общей стратегии воспитания на основе использования многообразия современных концепций, разработки комплексных программ по воспитанию и обучению, охватывающих период от дошкольного детства до студенческих лет, разработки специальных программ по подготовке педагогов к этой работе и обеспечения их всеми необходимыми методическими материалами

Современные направления воспитания определяются нормативными документами Министерства образования РФ.

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» воспитание должно быть направлено на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Согласно программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе.

Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в ФГОС, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д.

Формирование позитивной модели поведения обучающихся способно обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, в государстве, в мире. Равноправное участие молодых граждан России в глобальных цивилизационных процессах в качестве свободных носителей этнокультурной, религиозной и национальной традиции призвано способствовать гармонизации интересов личности и общества в их социокультурной взаимосвязи, повышает осознание ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия. Сегодня воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации.

Необходимость Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодёжной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. Для этого требуется разработка системы мер по формированию воспитательной компоненты на межведомственной основе.

В связи с этим цель программы укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве РФ на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.

Поэтому необходима:

1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

2. Разработка нормативной базы на уровне субъектов РФ, обеспечивающей развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях с учетом региональной специфики конфессионального и этнокультурного многообразия России в соответствии с государственной политикой в области образования.

4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

5. Организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с привлечением органов государственной власти.

6. Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по развитию воспитательной компоненты в субъектах Российской Федерации

Также можно отметить, что в настоящее время благодаря государственной политике в сфере образования наметились положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную сферу, обеспечивающую человеческий ресурс социально-экономического развития страны. Разрабатываются законодательная база развития образования в стране и регионах, федеральные и региональные программы и проекты по воспитанию детей и молодежи.

За последние годы в образовательных учреждениях особенно усилилось внимание к разработке и реализации системы гражданского, патриотического и физического воспитания, к профилактике социального сиротства, к преодолению проявлений асоциального поведения обучающихся и молодежи, к защите прав детей. Основной акцент в воспитательной работе сделан на организацию социальной практики, профессиональную ориентацию, культурно-досуговую деятельность.

В деятельности общеобразовательных учреждений наблюдаются следующие позитивные тенденции:

– реализуются инновационные проекты культурно-исторической направленности и духовно-нравственного содержания, основанные на ценностях традиционных религий;

– наблюдается повышение социального статуса педагога-воспитателя, классного руководителя, педагога дополнительного образования;

– осознается необходимость сохранения преемственности ценностей и целей воспитания в определении фундаментального ядра содержания образования.

Ожидаемые результаты реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях

– создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;

– выработка и реализация последовательной государственной политики в области воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и механизмов ее осуществления;

– закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.;

Создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

В результате выполнения Программы будет обеспечено:

Создание и внедрение новых программ воспитания и социализации обучающихся в общеобразовательных учреждениях;

Внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий воспитания и социализации детей и молодежи;

Внедрение процедур независимой экспертизы воспитательной деятельности образовательных учреждений и процесса социализации обучающихся;

Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.

В ходе реализации Программы будет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой в общеобразовательных учреждениях. Будут обеспечены: поддержка региональных комплексных программ воспитания и социализации, направленных на достижение стратегических целей формирования личности гражданина России и стимулирование взаимодействия системы образования и культуры в целом, высшего, среднего и начального профессионального образования, базового общего и дополнительного образования в рамках совместных проектов и программ развития с активным привлечением родителей учащихся и представителей общественности; подготовка и переподготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации детей и молодежи; формирование сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации программ воспитания и социализации, а также образовательной продукции разного вида, необходимой для методического обеспечения воспитательной работы; повышение показателей активности всех целевых групп, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия их друг с другом, привлечение к сотрудничеству специалистов из учреждений культуры, спорта и др.; внедрение и поддержка механизмов и моделей социального партнерства, обеспечивающих эффективность системы воспитания и социализации подрастающего поколения; воспитание ценностного самосознания высоконравственной, творческой, компетентной личности, ориентированной на укрепление культурно-исторических традиций и основ государственности современной России; интеграция усилий заинтересованных социальных институтов (семьи, общественных организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта, бизнеса, религиозных организаций) во взглядах и позициях на воспитание, как неотъемлемое условие общественного, культурного развития посредством воспитательного пространства; обеспечение качества воспитательного процесса на основе развития воспитательного потенциала основного и дополнительного образования, расширения возможностей для удовлетворения культурно-образовательных потребностей детей и молодёжи на основе укрепления и развития ресурсов дополнительного образования детей, а также посредством развития спектра дополнительных образовательных услуг, в том числе и дистанционных; развитие социальной активности и гражданской ответственности несовершеннолетних посредством профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних, включения их в разнообразные социально востребованные сферы деятельности и актуальные для региона и страны проекты; обеспечение роста социальной зрелости учащихся, проявляющегося в осознанном выборе здорового образа жизни, развитии талантов и способностей, в сознательном профессиональном самоопределении, ориентации на саморазвитие и самосовершенствование во благо современного российского общества и государства.

ФГОС направлен на обеспечение: воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей воспитания и путей их достижения; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Таким образом, существующие проблемы воспитания представлены в содержании нормативных документов. Во ФГОС начального общего образования отражены требования к реализации ООП рамках которой рассматривается и воспитание. В Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях на 2013-2020 гг представлено современное состояние воспитания в котором отражены существующие проблемы и пути решения проблем в пунктах Ожидаемые результаты реализации Программы и Показатели и индикаторы реализации Программы.

Получает воспитание, прежде чем начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Родителям приходиться вкладывать много сил физических и душевных. Воспитание детей в современной семье отличается от тех методов, которыми пользовались наши родители. Ведь для них важным моментом было, чтобы ребёнок был одет, сыт и хорошо учился. Все потому, что от людей многого не требовали, главное - покорность и исполнительность во всём. Поэтому дети учились спокойно, а после уроков отдыхали, как им вздумается.

Если говорить о сегодняшнем дне, то современное воспитание детей представляет собой набор определённых методов. Это помогает направить ребёнка в правильное русло, чтобы он стал успешным, востребованным, сильным и конкурентоспособным. Причём важно делать это уже со школы, иначе стать человеком с большой буквы невозможно. По этой причине ребёнок, приходя в первый класс, уже должен уметь читать, знать цифры, а также информацию о своей стране и родителях.

Современного ребёнка разнообразны, поэтому сложно выбрать оптимальный вариант. По мнению специалистов, главным является единство политики родителей и учителей. В крайнем случае, дополнять друг друга, а не противоречить. Если учителя имеют современный взгляд на воспитание детей, то ребёнку сильно повезло. Ведь именно такой специалист сумеет правильно преподнести знания в подходящем именно ему формате.

Современные методы воспитания

Воспитание детей в современной семье обязательно должно начинаться с родителей, а также с учителей и воспитателей. Все потому что они берут на себя ответственность прививать малышу какие-либо качества. Причём невозможно его научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая таковыми качествами. Ведь дети хорошо чувствуют ложь, поэтому уроки окажутся бессмысленными.

Сегодня деток обучают уже с рождения. Окружают картинками и надписями, стимулируя интеллект. Затем ребёнка отправляют в центр раннего развития, где профессионалы, используя определённую методику, продолжают формировать маленькую личность. Кроме того, современные подходы к воспитанию детей можно разделить на четыре типа.

Деспотический стиль воспитания

Здесь строгие родители себя ставят в качестве авторитета. Причём часто выдвигают завышенные требования. Главная проблема здесь - это отсутствие инициативности малыша, подавление его воли, а также исключение возможности принимать самостоятельно решения. Такая забота чревата неумением преодолевать жизненные препятствия.

Либеральный стиль воспитания

Современное воспитание детей по либеральному методу представляет собой противоположность деспотии. Здесь за основу берётся принцип потакания желаниям отпрысков. Выходит, дети получают много свободы, если не ссорятся и не конфликтуют со взрослыми. Такой вариант может привести к самым серьёзным последствиям. Всё потому, что опека родителей-либералов помогает растить эгоистичных, злых и безответственных детей. Такие люди в жизни добиваются, наверно, многого, но вот по-настоящему человеческих качеств в них мало.

Стиль воспитания - равнодушие

Очень опасно воспитание ребёнка в современном мире по методу наверное, самое страшное, когда родители не уделяют своему малышу никакого внимания. Последствия безразличия могут быть непредсказуемыми. Поэтому родителям, переживающим за будущее своего ребёнка, об этой методике стоит забыть.

Демократический стиль воспитания

Воспитание детей в современном обществе по такому методу позволяет одновременно предоставлять детям свободу и при этом воспитывать. Здесь родители имеют контроль над ребёнком, но своей властью они пользуются с особой осторожностью. Важно проявлять гибкость и каждую ситуацию рассматривать отдельно. В результате малыш может получить жизненные знания, более объективно понимая, и зло. При этом за ним всегда остаётся право выбора. Выходит, что современное воспитание детей - это целая наука. Имея правильные знания, можно обеспечить ребёнку хорошее будущее. Он будет счастливым, самостоятельным и уверенным в себе человеком. Главное - уметь не злоупотреблять правами родителей, и уж тем более не игнорировать его. Кроме того, важно уметь находить компромиссы, чтобы в семье не было вражды.

Проблемы воспитания

Современные детей тесно связаны с окружением, в котором они находится. Ведь детская психика воспринимает одинаково быстро хорошую и плохую информацию. По сути, для ребёнка семья - это обстановка, в которой он воспитывается. Здесь он учится многому и получает знания о жизненных ценностях, формирующихся на опыте многих поколений. Сегодня жизнь устроена так, что родителям приходится много работать, иначе можно забыть о достойном существовании. Поэтому родственники, или же они вовсе предоставлены сами себе. Получается, что современные проблемы, возникающие при воспитании ребёнка - общества в целом.

Современные проблемы отцов и детей

На сегодняшний день семьи испытают много проблем, воспитывая своё дитя. Они возникают в зависимости от определённого периода времени.

Младенец

Дети до шести лет ещё не имеют сформировавшегося характера. Тем не менее, они действуют в соответствии со своими инстинктами. Главное желание человека, даже маленького. - это свобода. Поэтому малыш спорит со своими родителями, делая все, что ему запрещают. Причём многие шалости ребенка возникают на фоне простого любопытства.

На таком этапе основной проблемой родителей является желание взять шефство. Малыш же, наоборот, борется за свою свободу. Такое противоречие вызывает конфликт. Поэтому современное воспитание детей подразумевает наличие тактики, гибкости и спокойствия по отношению к действиям ребёнка. Необходимо стараться держать его в рамках, но при этом позволять самостоятельно решать какие-то вопросы, делать выбор в определённых ситуациях, а также спрашивать его мнения, если речь идёт о семейных делах.

Младшие классы

Данный период является самым сложным. Все потому, что ребёнок получает определённую свободу действия. Он пытается занять своё место в социуме. Поэтому появляются новые знакомые, он играет собственную роль. Ему приходится самостоятельно справляться с какими-то возникшими проблемами. Конечно, это его пугает - отсюда все появляющиеся капризы и недовольства. Методы воспитания современного ребёнка в такой период обычно подбираются тщательнее. Причём основываться они должны на доверии, доброте, заботе и понимании. Следует лояльнее относиться к своему ребёнку, учитывать нагрузки, которые он испытывает.

Подростковый период

Когда ребёнок становится подростком, он начинает отчаянно стремиться к свободе. Период можно сравнить с младенческим временем, но отличие здесь есть. Ведь теперь он уже имеет свой характер, взгляды на жизнь, и у него есть друзья, оказывающие на него определённое влияние. Поэтому воспитание детей в современном обществе на данном этапе является самым сложным. Ещё не до конца сформировавшийся человек отстаивает свою позицию, не понимая, что его мнение может быть ошибочным.

Здесь родителям важно не рушить убеждения, возникшие у ребёнка. Правильнее будет дать свободу, но при этом держать его под незаметным контролем. Все советы и мнения должны выражаться в мягкой форме. Причём критиковать тоже нужно осторожно, старясь не задеть детское самолюбие. Главное - сохранять доверительные и тёплые отношения со своим ребёнком.

Взрослая жизнь

Подросток, переступивший грань совершеннолетия, уже не нуждается в нравоучениях, исходящих от его родителей. Теперь он желает сам принимать решения и испытать на себе все, что раньше ему запрещали. Это всевозможные вечеринки, алкоголь и курение. Да, родителям страшно такое слышать, но через такое проходят многие. Зачастую возникают конфликты между родителями и детьми, после чего они вовсе прекращают общение. Важно до такого момента ситуации не доводить, стараться решать проблемы, идя на компромиссы.

Конечно же, бывают редкие исключения, когда повзрослевшие дети очень привязаны к своим родителям. Поэтому в них чувство бунтарства выражено в меньшей степени. Тем не менее, родителям нужно смириться и отпустить своё дитя во взрослую жизнь. Главное - стараться сохранять тёплые отношения. Пусть у него будет своя жизнь, но вот делиться радостями и проблемами он будет с родителями. Ведь когда они стараются понимать своего ребёнка, то он отвечает им тем же. Особенно во взрослой жизни, когда так нужна помощь и поддержка близких ему людей.

Мы – взрослые – пытаемся дать нашим детям образование, учим уму-разуму, любим их, проявляем о них заботу. Но они совсем другие, отличные от нас. Многие старательно учатся, послушны, хорошо воспитаны, отзывчивы, принимают участие в школьных мероприятиях. Но есть и такие ученики, которые вызывают постоянные проблемы в общении с педагогами и со сверстниками, безразличны ко всему, а есть и такие которые живут в виртуальной действительности – фактически – «детки в сетке». Есть и такие, которые примкнули к неформальным молодёжным движения, выглядят и ведут себя не как все, пытаются показать свою независимость и индивидуальность.

Почему такое происходит, в чём причина? Почему возникают данные противоречия? Ответ на эти вопросы вы найдёте в данном выступлении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы выступления

Надёхиной О.Г.

на районном семинаре

заместителей директора по воспитательной работе

«Актуальные проблемы воспитания современных школьников».

Слайд 1.

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения и любви… но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, любви, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания.

Слайд 2. Любовь к детям многогранна.

Крупская любила детей заботливо, Гайдар – весело, Макаренко – требовательно, Сухомлинский – нежно, Корчак – грустно.

Слайд 3.

Когда дети вырастали и уходили, Януш Корчак говорил: … «Мы не даём вам Бога, ибо каждый из вас должен найти его в своей душе. Не даём родины, ибо её вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даём любви к человеку, ибо нет любви без прощенья, а прощенье есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даём вам одно, даём стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, в жизни по правде и справедливости. И может быть, это стремление приведёт вас к Богу, Родине и Любви».

Слайд 4. Загадочное новое поколение – подростки.

Они живут рядом с нами, общаются. Мы – взрослые – пытаемся дать им образование, учим уму-разуму, любим их, проявляем о них заботу. Но они совсем другие, отличные от нас. Многие старательно учатся, послушны, хорошо воспитаны, отзывчивы, принимают участие в школьных мероприятиях. Но есть и такие ученики, которые вызывают постоянные проблемы в общении с педагогами и со сверстниками, безразличны ко всему, а есть и такие которые живут в виртуальной действительности – фактически – «детки в сетке». Есть и такие, которые примкнули к неформальным молодёжным движения, выглядят и ведут себя не как все, пытаются показать свою независимость и индивидуальность.

Почему такое происходит, в чём причина? Почему возникают данные противоречия?

Слайд 5. «Определите актуальные проблемы современных подростков»

Работа в группах. Творческое задание.

Давайте попробуем определить актуальные проблемы воспитания современных школьников – тех, кого нам с вами приходится ежедневно обучать и воспитывать, с какими проблемами мы сталкиваемся каждый день.

Каждая группа получила лист ватмана и маркер определённого цвета. За 3 минуты каждая группа должна обсудив написать на листе ватмана проблемы воспитания современных школьников. Затем ватман вывешиваем на магнитную доску и обсудим, что у каждой группы получилось. Выберите сразу того, кто будет лидером вашей группы.

Вывешивание на магнитную доску заданий. Обсуждение.

Слайд 6. Прелести современной жизни.

Загадочное поколение современные подростки. Что их окружает в реальной и виртуальной действительности. Если мы оглянемся вокруг себя, то увидим, что кругом идёт ожесточённая борьба людей за власть, за обладание, за наживу, за место в обществе, за превосходство в чём-то, за свободу, за территорию и т.д. При этом в этой борьбе некоторые используют средства дозволенные и, чаще, недозволенные, не останавливаются ни перед чем, используя свою силу, хитрость и коварство в борьбе со своими соперниками, мошенничество, подлог и даже убийство.

Прочтите газеты, посмотрите новости по телевидению, послушайте последние известия по радио. Каждый день нам сообщают криминальные истории среди высших чиновников и депутатов, разные разоблачения, убийства и грабежи и многие страшные истории. Другой раз даже не верится, что люди могли совершить такое: мать убила своих детей, сын убил своего отца…

Вспомните историю. Ведь не было ни одного года, когда где-то на Земле не велись кровопролитные войны – малые и большие, не проходили массовые убийства, захват заложников и т.п. Современные школьники всё чаще проявляют жестокость по отношению друг к другу – на перемене первоклассник избивал ногами своего одноклассника, не осознавая того, что делает. Участились случаи нанесения телесных повреждений учащимися друг другу во время учебного процесса, наблюдаются явления «дедовщины» (шестиклассники обижают пятиклассников), асоциальное поведение, бескультурие, постоянные опоздания на уроки, наблюдаются случаи, когда дети уходят из дома, бродяжничают, родители чаще стали говорить: «Забирайте его или её куда хотите, у меня больше нет сил».

Почему такое происходит, в чём причина? Почему возникают данные противоречия? Всё лучшее в человеке даётся воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Ребёнок – это зеркало нравственной жизни общества, родителей и, конечно же, школы.

Слайд 7. Феномен детской жестокости

В Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав регулярно рассматриваются случаи нанесения телесных повреждений учащимся. Это драки между учащимися, где один другому наносит телесные повреждения. Данные телесные повреждения освидетельствованы в травмпункте, составлены протоколы сотрудниками милиции и преданы на рассмотрение и принятия решения к тем, кто наносил телесные повреждения в соответствии с законодательством. Зачастую мы узнаём о данных фактах последними. Учителя не видели, что одного били в кабинете, другого на перемене у кабинета, третий выбежал на улицу, т.к. раньше времени учитель отпустил с урока, и ученикам очень хотелось покидаться снежками, а другой толкнул ученика, извинился, а агрессивный класс подстрекал на «стрелку» - драку при свидетелях.

Конфликт. Агрессивное поведение.

Данное количество зафиксированных побоев это результативность исполнительской дисциплины педагогов – выполнения должностных инструкций, обязанностей во время дежурства по школе, во время перемены, это безучастность большинства родителей в воспитании детей, или наоборот, гиперопека и создание мотивации своему чаду, что он самый самый, и лучше его никого нет, это и самоутверждение в классном коллективе, желание быть лидером. Наша педагогическая непредусмотрительность, недоработка классных руководителей в воспитательной работе. Если каждый случай рассмотреть индивидуально, то мы приведём ряд аргументов в нашу с вами защиту, но факт на лицо. Возникает необходимость проводить своевременную предупреждающую работу по данному явлению.

В чём же феномен детской агрессивности

Слайд 8. Агрессия .

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Слайды 9. Социальные составляющие агрессивного поведения.

  1. Агрессия как инстинктивное поведение
  2. Агрессия как побуждение (мотивация)
  3. Агрессия как социальное научение (приобретённое поведение)

Конфликты всегда возникают в детской среде.

Слайд 10. Конфликт.

Конфликт - это столкновения, серьёзные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания

Причины конфликтов

1.Противоречия между интересами, взглядами

2.Противоборство между лидерами, между отдельными группами в коллективе

3.Особенности темперамента, восприятия, убеждения

4.Ошибки в общении (неумение слушать, правильно задавать вопросы, проявлять эмпатию, реагировать на критику

Слайд 11.

Учащихся необходимо учить как себя вести в случае возникновения конфликта

Правила эффективного поведения в конфликте.

1. Остановитесь! Не торопитесь реагировать!

2.Дай себе немного времени, чтобы оценить ситуацию!

3.Откажись от установки: «Победа любой ценой!»

4. Подумай о последствиях выбора!

Слайд 12.

Когда ты очень раздражён, разгневан

1.Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу «в бой»

2. Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своём дыхании

3.Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут

4.Если не удаётся справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой некоторое время

Слайд 13.

Способы разрешения конфликта.

  1. Проявление нежности по отношению к партнёру
  2. Использование юмора
  3. Компромисс
  4. Третейский суд
  5. Обоюдный анализ
  6. Ультиматум, временное расставание и принуждение

Слайд 14.

В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли – боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая чёрная, что не затрёшь её никакими белилами» А.П.Чехов

Ещё одна из актуальных проблем воспитания наших детей - это поведенческая этика наших детей.

Слайд 15. «Этикет»

Этикет – это умение правильно вести себя в обществе, что облегчает коммуникативные процессы, помогает достижению взаимопонимания.

Человек с хорошим вкусом всегда стремится к жизненной правде, а не к фальши. Проявляет вкус во всём:

  1. В отношении к жизни, к работе;
  2. В поведении с окружающими;
  3. В привычках;
  4. В речи;
  5. В одежде;
  6. В отношении к искусству;
  7. Какие предпочитает книги, фильмы, музыку;
  8. Как обставляет свою квартиру;
  9. Как проводит своё свободное время;
  10. С кем дружит.

Дисциплина учащихся формируется из разных составляющих – внешний вид в школе – выполнение Устава школы, правил для учащихся. Наши современные дети часто забывают о своих обязанностях, мы постоянно проводим мероприятия по правам детей, рассматриваем статьи Конвенции о защите прав детей, а выполнение обязанности оставляем как бы за кадром, что говорить о родителях наших детей, фактически педагоги становятся совсем бесправными, они только должны, должны и должны.

По пристрастиям человека можно получить представление о его мировоззрении, степени развития и воспитанности. Воспитанный человек познаёт истинно прекрасное как в искусстве, так и в жизни не только эмоционально, при помощи чувств, но и осмысленно. Одной из возможностей избежать агрессивного настроения среди подростков является спортивно-оздоровительная работа, увеличение охвата учащихся досуговой деятельностью, объединение обучающихся общим делом.

Слайд 16.

Физкультурно-оздоровительное пространство является одним из факторов профилактики правонарушений и агрессивного поведения несовершеннолетних.

Слайд 17.

Цели и задачи личностно-ориентированного подхода в физкультурно-оздоровительной работе

  1. Умение ребёнка работать в команде
  1. Умение выполнять разные социальные роли и отвечать за себя и команду в целом
  2. Умение быть социализированной личностью, умеющей адаптироваться в жизни

Слайд 18.

Сухомлинский В.А. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

Наше будущее – здоровые дети.

Только 15% детей рождается абсолютно здоровыми.

Слайд 19.

Д.А.Медведев «Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех».

Слайд 20. «Среди нехоженых дорог одна твоя».

Туристско-краеведческая работа тоже даёт возможности снятия агрессивного поведения подростков, только в походах, поездках формируется дружный коллектив, когда дети один за всех и все за одного.

«Дороги трудны! Но трудно без дорог!

В здоровом теле здоровый дух.

З анятия туризмом предоставляют возможности

  1. Освоение навыков туризма и ориентирования
  2. Физическое и нравственное воспитание
  3. Развитие познавательных интересов
  4. Воспитание коллективистских навыков

Слайд 21.

Сократ: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»

Воспитание в каждом ребёнке человечности, доброты, творческой активности, бережного отношения к близким и всему окружающему – вот ключевые ценности, на которых должна строиться воспитательная работа.

Слайд 22.

2. Творческое задание – работа в группах

Определите понятие «субкультура» и назовите известные вам неформальные молодёжные движения.

Самостоятельная работа. Выступление групп. (переключи презентацию)


Принятие Федерального закона об образовании в РФ, переход на новую систему оплаты труда - меняет кардинально основы учебно-воспитательного процесса в современной школе. Особенно неоднозначная ситуация складывается в области воспитания. Одной из приоритетных задач в концепции модернизации российского образования является воспитание подрастающего поколения.

Воспитание — важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение двух взаимосвязанных целей: обеспечение процесса социализации гражданина в обществе и поддержку процесса индивидуализации личности.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: кто же должен воспитывать детей — семья или школа? Большинство людей бы ответили: и семья, и школа! А если перефразировать вопрос: кто должен быть ведущим в воспитании детей — семья или школа? Если выслушать ответы, то выясняется, что ни семья, ни школа не хотят взять власть в вопросе воспитания в свои руки .

Наше общество столкнулось с этой проблемой особенно остро в связи с тем, что в последние два десятилетия страна претерпела много изменений, которые не могли не повлиять на социум.

Из-за нестабильного положения в государстве, отсутствия экономической стабильности, дезориентации населения, обострения политической ситуации, социальной напряженности, межнациональных распрей, криминализации жизни, ухудшения экологической обстановки, падения нравственности большинство семей оказалось в условиях выживания как материального, так и физического. В таких условиях семья перестала выполнять свои воспитательные функции как основной социальный институт. Во многих семьях недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми . Естественно, что при таких условиях воспитание подрастающего поколения в семье отошло на второй план.

Но до сих пор многие педагоги считают, что семья является наиболее мощным фактором воспитания, так как ей доступен больший арсенал воспитательных средств, а школа не может скорректировать в ребенке то, что заложено родителями. Результатом является отсутствие единого воспитательного пространства.

Методика воспитательной работы школы — самый слаборазвитый отдел современной педагогики. Кто прав — семья или школа — не мне решать, но я считаю, что школа может и должна выступать как руководящая воспитательная организация.

В чем же проблемы воспитания в школе ?

  • Во-первых, школа уже долгое время выполняет функции «фабрики» по производству людей, начиненными неким набором знаний. Зачастую о вопросах воспитания начинают задумываться только тогда, когда случается какое-то происшествие . Многие видят воспитательный процесс только как средство повышения успеваемости, метод борьбы с правонарушениями.
  • Во-вторых, отсутствие единого педагогического коллектива. Педагоги до сих пор не осознали, что невозможно воплощать даже самые гениальные воспитательные идеи, не будучи единым, сплоченным коллективом единомышленников. До тех пор пока учитель отвечает только за «свой» класс, у процесса воспитания нет будущего.
  • В-третьих, отсутствие индивидуального подхода к ребенку. У многих педагогов индивидуальный подход ассоциируется с возней с капризными детьми и их родителями, забывая о том, что необходимо учитывать личные особенности ребенка для создания ситуации успеха при включении его в коллектив.
  • В-четвертых, отсутствие хорошей дисциплины. К ребенку необходимо предъявлять дисциплинарные требования с начальных ступеней образования. Детям необходимо четко сформулировать, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенка необходимо учить нормам поведения в обществе, так же как и умению читать и считать! Только в этом случае ребенок может стать достойным членом этого общества, и независимо от того, где он будет находиться, он будет соблюдать те правила и нормы поведения, к которым был с детства приучен. Все это приведет к силе характера, воспитанию гражданской ответственности, самоконтролю.
  • В-пятых, отсутствие системы наказания. Наказания могут быть совершенно разными. Это и замечание наедине, и перед классом; это и обсуждение проступка на педсоветах или школьных собраниях. Главное, при любой форме наказания необходимо соблюдать принцип уважения к человеку. Нельзя забывать, что обсуждается конкретный поступок, и любому наказанию должны предшествовать беседы тет-а-тет . Наказание — процесс достаточно тонкий, поэтому . Необходимо сузить круг людей до директора и заместителей директора по учебно-воспитательной работе .
  • В-шестых, отсутствие единого коллектива учащихся школы. Ученики мало общаются между собой. Хорошо, если они знают учащихся из своей параллели. Вся школа разбита на множество маленьких коллективов, не общающихся между собой. Многие педагоги считают саму идею создания единого коллектива абсурдной и невыполнимой! Но, по моему мнению, это возможно. Как же добиться желаемого результата? Необходимо создавать школьное самоуправление, развивать идею совместных школьных мероприятий, в которых будут задействованы учащиеся разных возрастных категорий, проводить общешкольные собрания, на которых бы совместно решались вопросы, касаемые жизни школы, вводить шефство. Т.е., фактически, необходимо создавать школьную семью .

Проблема воспитания и организации воспитательного процесса имеет важное значение в современном обществе, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. При этом важно помнить, что воспитательная система — не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат — развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога.

Литература:

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. —4е изд.,дораб.—М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второгопоколения).
  2. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;.
  3. Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015 г.г. утверждена постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61
  4. Лизинский В.М. "Практическое воспитание в школе”, М, Центр "Педагогический поиск”, 2002.
  5. Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр "Педагогический поиск”, 2002.
  6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание - М, 2000.
  7. Аршинов В.И., Савичева Н.Г. Воспитательное пространство в контексте синергетического подхода // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. - Калуга, 2000.
  8. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001.

Фото : Марина Учеватова.

Поскольку родители в семье полностью отвечают за моральную и материальную поддержку детей, их роль очень важна, особенно в первые годы. Они должны обеспечивать безопасность детей и быть хорошим примером для подражания как в психологическом, так и физическом плане.

Содержимое

Проблемы современного воспитания детей , с которыми сталкиваются родители:

  • Родители могут позволять своим детям делать то, что они захотят. В таком случае дети могут стать непокорными и с ними трудно будет справиться. Такие дети, как правило, растут общительными и напористыми. Это не плохо в целом, но может привести к психическому стрессу у родителей.
  • В большинстве семей оба родителя работают и часто приходят домой уставшими. И не могут уделить своему чаду достаточно внимания, ребенок может чувствовать себя обделенным и обиженным. Такое воспитание может привести к тому, что ребенок станет враждебным по отношению к другим.
  • Некоторые родители стремятся сделать ребенка лучше себя и бывают чрезмерно строгими и наказывают за малейшие ошибки. В этом случае дети боятся своих родителей и слушаются их. Однако они становятся чрезмерно зависимыми от своих родителей, чтобы принимать какие-либо решения в собственной жизни.
  • Помимо эмоциональной зависимости от родителей, дети могут также чувствовать себя обделенными, если существуют финансовые проблемы.
  • Если родители сами плохо справляться со стрессовыми ситуациями, то это так же может негативно повлиять на детей, и они могут приобрести различные страхи не чувствуя поддержки.

Несмотря на эти проблемы современного воспитания , существует несколько научно обоснованных советов, что бы вы вырастили счастливых и хорошо воспитанных детей .

Необходимо понимать ребенка. Многие родители воспитывают своих детей на примере других семей, но каждый ребенок индивидуален, и стиль воспитания, который подходит для одного ребенка, может не подходить для другого. Поэтому метод воспитания зависит от личности. Например, детям, которые плохо справляются со своими эмоциями, может потребоваться больше внимания, в то время как, адаптированный к общественной среде ребенок, может пострадать от чрезмерного контроля.

Необходимо шутить и играть с детьми, это повышает творческие навыки ребенка. Такие детям проще общаться в дальнейшем с людьми.

Очень важно, чтобы родители перестали искать совершенство в своем ребенке или в себе. Такое мышление только усиливает стресс, и снижает уверенность в себе. Надо стараться уменьшить давление, чтобы вы и ваш ребенок могли жить счастливее и спокойнее.

Хорошо известный факт, что родители, которые постоянно выражают негатив, или обращаются грубо с детьми , в итоге получают чрезмерную агрессию от ребенка, увеличивающуюся по мере взросления. Необходимо уменьшить количества гнева в доме, это снизит шансы на серьезные социальные проблемы в перспективе. Теплые, заботливые отношения между матерью и отцом помогают снизить поведенческих проблемы у детей. Подавая хороший пример, родители помогают ребенку создать свои новые, здоровые семейные отношения в будущем.

Не позволяйте родительским обязанностям повлиять на ваши супружеские отношения. Исследования показывают, что родители, страдающие семейными проблемами, способствуют образованию стресса у своих детей, что приводит к бессоннице и другим психическим проблемам.

Дети всему учатся у своих родителей, успешное воспитание требует активного и постоянного духовного, физического, интеллектуального и эмоционального присутствия родителей в жизни ребенка. Чем больше времени тратится на эффективное воспитание ребенка, тем больше шансов, что ребенок будет счастлив в будущем.

Двойные стандарты — мама разрешает, папа нет или наоборот.

Часто в семье по вопросам воспитания детей возникают разногласия. Это случается из-за того, что родители имеют разный взгляд на одну и ту же ситуацию. Мама чаще всего имея более мягкий характер разрешает что-то, а папа запрещает. Ребенку в такой ситуации сложно принять чью-то позицию, ведь мнение каждого из родителей для него одинаково важно. Это путает ребенка, потому как в силу возраста сам он не может правильно расставлять приоритеты.

Прежде всего, родителям необходимо помнить, что их мнения должны совпадать. В случае разногласий, их лучше обсудить между собой, не привлекая к этому ребенка. Четкое определение границ — что можно, а что нельзя, необходимо четко определить.

Родители в любом случае должны действовать совместно и в интересах ребенка. Поэтому важно, чтобы родители принимали одинаковое участие в воспитании малыша. Отец, как правило, выполняет в семье функции добытчика и может быть не у дел, считая свой долг выполненным. Тем не менее необходимо его привлекать к решению бытовых вопросов и просто совместному времяпрепровождению.

Очень важно не ссорится на глазах ребенка, поскольку ссора начавшаяся на почве разных мнений легко может перейти на личности и репутация родителей в глазах ребенка будет подорвана.

Не стоит срывать злость на ребенке. Надо прислушиваться к его проблемам, несмотря на то, что свои собственные кажутся важнее. Спрашивайте мнение ребенка как можно чаще, обсуждайте с ним семейные проблемы.

Честность — это основа воспитания. Не стоит врать ребенку, достаточно одного раза, когда ребенок поймет, что вы его обманули и доверие вернуть будет очень сложно.

Способность принимать решения и нести за них ответственность — важное качество, которое необходимо прививать ребенку с детства. К мнению ребенка надо прислушиваться, предлагать ему возможные варианты, не навязывая свой. Пусть это будет совет, но решение примет он сам.

Разговаривать в приказном тоне тоже не стоит. За успешно завершенное дело нужно похвалить. Здесь лучше, не ограничиваться банальным “молодец”, а развернуто объяснить, что сделал ребенок и как это важно.

Дети любят , когда с ними разговаривают по — взрослому, поэтому стоит обращаться к ребенку за советом и внимательно выслушать его мнение.

Воспитать ребенка и привить ему правильные ценности не просто. Но если родители хотят вырастить сильного и ответственного человека, придется приложить усилия и начать придется с себя. Ребенок – чистый лист и будет повторять ровно то, что видит в самых первых учителях в жизни — то есть в вас.

Поэтому важно, чтобы родители придерживались одинаковых взглядов в воспитании . Станьте для ребенка самым близким человеком, которому можно доверять, тогда вам будет проще его понять и договориться с ним. И помните — гармоничные отношения в семье, дают большую гарантию, что у вашего ребенка тоже будет благополучная семья в будущем .

Влияние на ребенка.

Рассмотрим несколько примеров влияния на детей. Самый негативный способ воспитания ребёнка - диктат . К сожалению, многие родители стремятся контролировать своего ребёнка во всем, не давая возможности выбора и принятия самостоятельного решения. Это плохо сказывается на развитии личности. Во взрослом возрасте такие дети обычно замкнуты и имеют множество проблем во взаимоотношениях.

Гиперопека взрослого способна вырастить из ребёнка несамостоятельного, инфантильного человека, с неуверенной позицией в жизни. Это даже опасно потому, что защищая малыша от малейшей опасности мы лишаем его возможности научиться самому трезво оценивать ситуацию и действовать в нужный момент.

Противоположная сторона гиперопеки - невмешательство. Когда родители уверены в том, что своим отсутствием в жизни ребёнка дают ему возможность быть самостоятельным, получается совсем другая ситуация. Ребёнок начинает чувствовать себя ненужным и покинутым, появляется чувство отчуждения. Во взрослом возрасте возникают проблемы с близкими людьми и человек не способен строить отношения.

Вредные привычки.

Если Вы заметили вредные привычки у своего ребёнка, то нужно непременно отучать его от них. Все мы знаем, что дети любят сосать палец, ковыряться в носу, кусать ногти и прочее, всё это не так страшно, когда у ребёнка одна-две привычки, но если вредных привычек много, то родителям нужно работать над этим.

Прежде всего, начать с себя, сколько времени Вы уделяете детям, занимаетесь ли с ними. Когда в семье разлад и частые ссоры, дети это чувствуют и появляются вредные привычки. Но не стоит забывать и о проблемах медицинской сферы.

Любая привычка у ребёнка может зафиксироваться и стать рефлексом , чтобы этого не произошло, не нужно слишком много требовать от малыша и ставить невыполнимые задачи.

Ребёнок сосёт палец и часто сам не осознает, что делает это, в этот момент главное не давить на него, иначе Вы рискуете только усилить проблему.

Самый лучший способ избавиться от вредной привычки у ребёнка - ролевая игра. Например, Ваш сын грызёт ногти - предложите ему игру в мастера маникюра и расскажите как правильно стричь ногти и ухаживать за ними. Будьте примером для своих детей, избавьтесь от вредных привычек сами и Вы увидите как дети будут подражать Вам, вредные привычки исчезнут.

Другая немаловажная проблема у детей - детская агрессия.

Она выражается в желании сделать другим больно. Такие дети могут мучить животных, рассказывать ужасные истории.

Нужно разобраться в причине такого поведения ребёнка. Обычно это простое любопытство или непонимание боли другого существа. Важно объяснить ребёнку, что его действия причиняют страдание. Если в семье старшие дети ведут себя жестоко, то младшие также будут подражать им. Ваша главная задача вовремя предотвращать такие ситуации, учить детей любить и заботиться друг о друге.

Поддерживайте Ваших детей, помните, что им очень важно Ваше внимание. Повышайте самооценку ребёнка путём уважения его действий и решений. Очень часто в момент ссоры родители заставляют своих детей чувствовать себя виноватыми в этом. Ребёнок должен знать, что он любим и ценен ни смотря ни на что. Главное не перестараться, иначе Вы разовьёте большое самомнение у малыша . Хвалите ребёнка только за реальные поступки, подкрепляйте в нём уверенность в его силах.

Если Вы заметили, что дети начали проявлять высокомерие по отношению к другим , поговорите с ними. Дайте понять детям, что к ним будут относиться также как и они к другим.

Если у Вашего ребёнка что-то не получается, то это не повод ругаться на него , в такой момент нужно ободрить малыша и помочь ему справиться с задачей. Любые Ваши действия должны быть направлены на установление доверия между Вами и Вашими детьми, это поможет выстроить полноценные отношения.

Самым благоприятным способом воспитания ребёнка на сегодняшний день является сотрудничество . В чем оно выражается? В поддержке друг друга всей семьи, в общих целях и совместных решениях проблем и задач разного характера. Ребёнок, который воспитывается в такой семье, вырастает уверенным в себе человеком, который способен принимать решения и строить свою жизнь.

Самое главное в воспитании детей - наладить контакт и взаимопонимание. Для этого нужно видеть в ребёнке личность, уважать выбор и решение Вашего малыша, ценить его мнение. Таким образом Вы не только повышаете самооценку ребёнка, но и его уверенность в себе.

Будьте авторитетом для своих детей, умейте выслушать и понять ситуацию. Многие дети не могут выразить словами то, что их волнует, главное, чтобы ребёнок Вам полностью доверял и тогда он обратиться к вам за помощью или советом. Для этого необходимо уделять детям достаточно времени, играть с ними, читать и заниматься совместной деятельностью. Если в семье несколько детей, то обязательно нужно выстраивать отношения с каждым ребёнком.

Подумайте и пересмотрите свой стиль воспитания, ведь в большинстве случаев когда ребёнок не слушается или капризничает проблема заключается в предвзятости родителей, достаточно просто услышать своих детей.

Если между родителями нет конфликтов и супружеская пара проявляет уважение друг к другу, то дети вырастут хорошо приспособленными к взрослой жизни. Однако выполнение этих функций сопряжено с проблемами для большинства родителей. Если Вы находитесь в депрессии, то постарайтесь не показывать это ребенку, постарайтесь как можно быстрее решить эту проблему, возможно обратившись к услугам психолога онлайн .