Диагностика по раннему возрасту. Диагностика детей раннего дошкольного возраста учебно-методический материал на тему. Дыхание: теория и практика

Ранний возраст включает в себя период от одного года до трех лет. Ведущей в этом возрасте становится предметная деятельность, которая вместе с общением, стимулирующим развитие речи, определяет весь ход социально-личностного и познавательного развития ребенка. Диагностика речевого развития не проводится отдельно, так как в этом возрасте речь включена в общение и является его средством. Определение уровня познавательной активности происходит при диагностике предметной деятельности.

На втором году жизни ребенок переходит от предметно-манипулятивной деятельности к собственно предметной деятельности, в процессе которой происходит овладение ребенком действиями с предметами.

В основе развития предметной деятельности лежит развитие двигательных навыков (см. таблицу 6).

Таблица 6

Двигательные навыки в раннем детстве .

Тонкая моторика

Грубая моторика

12-13 месяцев

15-18 месяцев

18-21 месяц

21-24 месяца

24-30 месяцев

Чертит по бумаге цветными мелками. Вставляет предмет в отверстие, например, прищепку в бутылку. Держит ложку, подносит ее ко рту. Сам надевает шапку и обувь.

Переворачивает страницы книги (по 2-3 сразу).

Выводит каракули, росчерки.

Открывает дверь, поворачивая ручку. Нанизывает три и более бусинок. Переворачивает страницы книги по одной за раз.

Держит пальцами мелок или карандаш: большой палец с одной стороны, остальные – с другой.

Ходит самостоятельно. Заползает вверх по лестнице. Неуклюже бросает предмет. Берет и бросает большие игрушки.

Ходит босиком и задом наперед. Взбирается и спускается по лестнице с помощью взрослых. Бросает мяч на 1-1,5 метра.

Сам поднимается и спускается по лестнице, держась за перила, наступая на ступеньки одной и той же ногой, затем приставляет другую.

Пинает ногой большой мяч. Легко наклоняется, чтобы поднять предмет.

Недолго стоит и балансирует на одной ноге без посторонней помощи. Стоит на цыпочках. Чередует ноги, поднимаясь по лестнице. Ездит на маленьком трехколесном велосипеде, крутя педали.

В качестве параметров предметной деятельности выступают:

Виды действий,

Познавательная активность,

Включенность деятельности в общение со взрослым .

Выделяют насколько видов действий с предметами :

    Ориентировочные и манипулятивные действия. К ним относятся действия, с помощью которых ребенок знакомится с предметами (трогает, рассматривает и др.), предметные манипуляции (стучит, бросает и др.), физические действия, определяемые спецификой предмета (катает мяч, растягивает резинку и др.)

    Предметные и игровые. Эти действия осуществляются с учетом назначения предметов (ест ложкой, строит дом из кубиков и др.).

Познавательная активность включает следующие показатели:

Интерес к действиям с предметами;

Настойчивость в предметной деятельности;

Эмоциональная вовлеченность в действия с предметами;

Стремление к самостоятельности в деятельности.

Включенность предметной деятельности в общение отражается в следующих параметрах:

Стремление ребенка действовать по образцу;

Ориентация на оценку взрослого;

Речевое сопровождение действий.

Общение со взрослым наравне с развитием предметной деятельности является определяющим в развитии ребенка раннего возраста. Основной формой общения в раннем возрасте является ситуативно-деловое общение. Кроме ситуативно-делового общения у ребенка сохраняется потребность в эмоциональных контактах со взрослым, а также зарождаются элементы внеситуативно-познавательного общения (проявляется в интересе к совместному чтению и рассматриванию книг).

Параметрами ситуативно-делового общения являются инициативность ребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого и средства общения.

Инициативность в общении отражает стремление ребенка привлечь внимание взрослого к своим действиям, приглашение к совместной деятельности (демонстрация умений, просьбы о помощи, поиск оценки своих действий и др.).

На третьем году жизни интенсивно развивается процессуальная игра – действия с игрушками, имитирующие людей, животных, реальные предметы. Развитие процессуальной игры также может рассматриваться как диагностический параметр. Наличие у ребенка потребности в игре выявляется на основании следующих показателей:

Инициативность в игре (вариативность игровых действий, речевая активность ребенка в игре, использование ребенком предметов-заместителей);

Длительность игры;

Эмоциональное состояние в ходе игры.

Чувствительность к воздействиям взрослого отражает желание и готовность ребенка принять предлагаемую взрослым форму сотрудничества.

Средства общения включают в себя действия, посредством которых ребенок стремится привлечь внимание взрослого. Показателями данного параметра являются:

Понимание речи взрослого;

Экспрессивно-мимические средства;

Предметные действия;

Активная речь (лепет, отдельные слова, фразы).

Ранний возраст является периодом интенсивного речевого развития. Поэтому диагностика речи в данном возрасте является наиболее важной.

При диагностике развития речи выделяют три главных параметра:

Степень развития активной речи – любые речевые обращения, просьбы, требования, названия предметов и др. в репертуаре коммуникативных средств ребенка;

Степень развития пассивной речи – понимание значения слов, предложений, различных частей речи;

Способность выполнять речевые инструкции взрослого .

Наиболее наглядны возрастные изменения в сфере активного словаря. Количество слов в речи ребенка (и понимаемых, и активно используемых) стремительно увеличивается: в 2 года - около 250 слов, в 2 г. 6 мес. - 450, в 3 года - 800 (по некоторым данным - до 1500). При этом считается, что так называемый "пассивный словарный запас" (найти и показать по просьбе, или принести) у ребенка примерно в полтора раза больше "активного" (то есть способности правильно назвать). Существенно меняется не только количество слов, но и их состав.

К 2,5 годам к уже освоенным вопросам «кто», «что» добавляются новые: «где», «куда», «какой».

Можно сказать, что, начиная с этого возраста, содержание речи, ее словарный состав - сопровождает и отражает познавательное развитие ребенка: например, способность различать и объединять примеры по величине проявляется в правильном употреблении слов "маленькие" и "большие". В этом периоде появляется и способность воспринимать (и соответственно обозначать словом эстетические и этические категории, половую принадлежность людей).

Часто можно наблюдать, что появление в разговоре какого-то слова вызывает другие на эту тему; они могут быть связаны ассоциацией по смежности («у зайчика уши длинные, а хвост маленький»).

К тремгодам уже появляются почти все части речи (кроме причастий и деепричастий). Часто наблюдается словотворчество (и как необычные изменения знакомых слов, и как изобретение собственных). В обозначениях людей уже практически всегда отражается пол и возраст. Ребенок может по просьбе назвать части тела и определить их назначение.

Появление числительных отражает представление о числе и размере, хотя это еще нельзя рассматривать как умение считать.

Формирование грамматической системы речи (изменений слов, синтаксической структуры предложения) требует определенного уровня познавательных способностей ребенка: чтобы правильно использовать, например, форму множественного числа, или рода, нужно понимать, что эти формы означают. В психолого-педагогических схемах развития период от двух до двух с половиной лет в плане развития речи обычно характеризуется довольно кратко: «появляются сложные предложения, не всегда правильные грамматически».

В качестве диагностического критерия нормального возрастного развития в плане усвоения грамматики на третьем году жизни следует рассматривать не столько правильность используемых изменений окончаний слов, сколько сами попытки их изменять.

В речи ребенка становится все больше сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, используются многие служебные слова.

Примерно с двух лет ребенок начинает устойчиво использовать разные интонации в случаях, когда он произносит фразу-требование, фразу-сообщение и фразу-вопрос; к трем годам значительно увеличивается разнообразие эмоций, передаваемых интонациями речи .

Необходимость организации контроля за развитием детей в раннем детстве.

Правильный контроль за психическим развитием детей является залогом успешной воспитательной и оздоровительной работы в дошкольном учреждении, обеспечивает своевременную коррекцию в режиме дня, организации бодрствования, сна, корм­ления.

Обеспечить правильное воспитание в детском учреж­дении (наметить правильный режим, план занятий и др.) и дать матери совет по воспитанию ребенка дома можно лишь тогда, когда хорошо известно состояние здоровья ребенка и уровень его развития в данное время. Обуче­ние детей будет успешным лишь при условии, если мето­ды и предлагаемая ребенку дидактическая задача будут основываться на уже достигнутом ранее уровне его раз­вития. Поэтому одним из обязательных условий пра­вильного воспитания является хорошо организованный контроль за состоянием здоровья, развитием детей и их поведением.

Этот контроль должен осуществляться во всех детских учреждениях - поликлиниках, яслях, домах ребенка, яслях-садах, санаториях. Он является одним из средств достижения лучших результатов воспитания. Для анализа здоровья, поведения и развития детей не­обходимо пользоваться объективными показателями.

Учитывая повышенную физическую и психическую ранимость детей раннего возраста, их легкую заболевае­мость и быструю утомляемость, неустойчивость эмоцио­нального состояния, необходимо:

1. Прежде всего обеспечить повседневное объективное наблюдение за текущим состоянием,то есть следить, как ре­бенок чувствует себя в данный момент. Это помогает своевременно заметить начинающееся заболевание или даже предупредить его, избежать легко возникающего утомления. Объективными показателями текущего со­стояния здоровья являются: состояние возбудимости, температура, состояние зева, кожи и стул.

О состоянии возбудимости нервной системы можно судить по устойчивости аппетита, характеру засыпания, сна и пробуждения, активности во время бодрствования и эмоциональному состоянию ребенка. Эти сведения воспитатель получает, во-первых, у родителей на утрен­нем приеме ребенка, во-вторых, наблюдая за ребенком в течение дня. Все эти сведения она фик­сирует в групповом дневнике. Врач, старшая медицин­ская сестра и педагог, ежедневно приходя в группу и просматривая записи, узнают о состоянии детей и, если это необходимо, принимают те или иные меры для устра­нения каких-либо отрицательных явлений в поведении ребенка.



2. Наряду с ежедневным наблюдением за состоянием здоровья и возбудимости ребенка необходимо контроли­ровать ход физического и психического развития.

Основными показателями физического развития яв­ляются: масса, рост, окружность груди и головы.

Все из­мерения и их анализ ведет старшая медицинская сестра. Результаты измерений фиксируются при поступлении ребенка в дет­ское учреждение, затем ежемесячно в дату рождения для детей первого года жизни, а для детей 2-го и 3-го года - один раз в 3 мес.

Контроль за динамикой психического разви­тия ведется воспитателем. Учет и анализ психического развития строиться по объективным показателям, куда входят основные данные, характеризующие развитие эмоциональных реакций, сенсорное развитие, развитие движений, речи и мышления, деятельности, навыков и взаимоотношения со взрослыми и между детьми.

Контроль за развитием детей, не посещающих дет­ское учреждение, ведут работники поликлиники.

К контролю за развитием следует привлекать родите­лей, предварительно познакомив их с показателями, на­учить их правильно определять уровень развития ребенка и на основании этого намечать задачи и методы его дальнейшего воспитания.

3. Контроль за поведением детей и их индивидуаль­ными особенностями. Для правильного планирования воспитания одного контроля за динамикой развития не­достаточно. Необходимо следить за поведением детей и знать индивидуальные особенности каждого ребенка. Очень важно следить за характером и содержанием дея­тельности детей, за их эмоциональным состоянием, за характером взаимоотношений со взрослыми и детьми.

К индивидуальным особенностям ребенка относятся:

Быстрота формирования умений и навыков (темп разви­тия),

Преобладающее значение деятельности того или иного анализатора в ходе развития ребенка,

Поведение во время еды, засыпания,

Длительность и глубина сна,

Аппетит и причины их нарушений,

Работоспособность (длительность активного бодрствования),

Состояние воз­будимости и т. д.

Анализируя развитие того или иного ребенка, необхо­димо одновременно учитывать все показатели. Только в этом случае можно правильно на­метить необходимые приемы для дальнейшего развития.

Диагностика развития детей раннего возраста.

Диагностика развития детей - составная часть системы оздо­ровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреж­дении. Цель ее прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы и дошкольного учреж­дения в целом. При этом устанавливают также правильность меди­ко-педагогических воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитатель­ные воздействия, определив для него индивидуальный режим жизни.

Что же это за критерии, по которым оценивается уровень раз­вития детей?

Диагностика развития ребенка, разработанная в нашей стра­не в 30-е годы в клинике проф. Н. М. Щелованова (за детьми перво­го года жизни), а в 50-е годы продолженный сотрудниками Цент­рального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ) под руководством проф. Н. М. Аксариной (для второго и третьего года жизни), имеет методологическую основу, кото­рая отличает его от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономер­ностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.

Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому, чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле за развитием. А это, в свою очередь, слу­жит основанием создания для него необходимых условий - «со­циальных ситуаций», которые обеспечивают «...особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий» (Л. С. Выготский), необходимых для формирования новых качественных достижений в психическом развитии детей. На первом году жизни развитие ребенка контролируют детские поликлиники один раз в ме­сяц, на втором - один раз в квартал, на третьем - один раз в пол­года, в так называемые эпикризные сроки.

Диагностика развития ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического раз­вития детей, их поведения. Невозможно врачу определить состоя­ние здоровья ребенка без оценки его психического развития, как нельзя педагогу оценить психическое развитие без учета его состоя­ния здоровья и применять соответствующие педагогические воз­действия. В дошкольных учреждениях очень важна связь в работе врача и педагога. Развитие ребенка неразрывно связано с его воспитанием. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), важно своевременно и правильно определить задачи для дальнейшего его хода.

Известно, что ребенок развивается неравномерно: неравно­мерно созревание различных морфологических структур, функцио­нальных систем, неравномерно и его психическое развитие. Поэтому так важна диагностика и одновременный контроль за развитием детей раннего возраста

Развитие речи

Понимание речи

Уметь различать и называть знакомые игрушки и окружающие предметы, их основные качества;

иметь представления об одежде, назначении вещей; закрепить названия одежды и ее деталей, обозначение действий и последовательность одевания на прогулку;

уметь называть изображенные на картинке предметы и их качества, действия; выполнять действия по картинкам

Уметь показывать по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки; закреплять умение определять части тела человека и животных

Уметь выполнять поручения по просьбе взрослого, связанные со знакомыми действиями

Уметь рассматривать картинки в книжке, слушать потешки, стихи

Активная речь (произносит до 20 облегченных слов)

Уметь произносить простые слова, соотносить их с предметами

Уметь сравнивать предметы по величине; отчетливо произносить звук о

Иметь представления о том, кто, что и как ест; учить отчетливо произносить звук а

Уметь произносить простые слова, соотносить их с действиями

Иметь способность к обобщению путем упражнения в подборе к глаголам соответствующих существительных

Иметь представления о назначении предметов, активизировать в речи слова – названия предметов и их качеств; учить образовывать существительные по аналогии

Уметь произносить длительные «гудящие» звуки – уууу

Уметь отчетливо произносить звуки «у», «а»; закрепить произношение «ау»

Уметь различать и называть птиц; побуждать подражать голосам птиц и запоминать звукоподражания (кря-кря, га-га-га, кко-кко-кко, бал-бал-бал)

Сенсорное воспитание

Форма

Уметь группировать предметы по их форме (круг, квадрат)

Цвет

Уметь группировать предметы по цвету

Величина

Уметь чередовать предметы по величине

Нанизывание колец одинакового раз мера

Уметь снимать и надевать на стержень кольца с широким отверстием

Нанизывание колец, разных по размеру

Уметь надевать и снимать большие и маленькие кольца на стержень пирамидки

Действия с кубиками

Уметь детей ставить кубики один на другой (строить башню, дом)

Показ предметов в действии

Разыграть с несколькими предметами
несложный сюжет с использованием обобщения действия

Воспроизведение одного знакомого действия с игрушкой

Уметь детей по подражанию воспроизводить одно знакомое действие (качает, возит и т.д.)

Действия с
несколькими
игрушками

Уметь переносить знакомые действия с одним предметом на другой предмет, учить выполнять действия с простейшими транспортными средствами для перевозки небольших предметов, игрушек, (каталка, коляска тележка), отмечать особенности (ездит, гудит, есть колеса, они крутятся)

Действия с разными игрушками

Уметь производить одинаковые действия с разными предметами

Развитие движений

Ходьба

Уметь ходить самостоятельно

Общеразвивающие упражнения

Уметь устойчиво стоять, приседать, наклоняться, поворачиваться

Упражнять в ползании, способствовать развитию самостоятельности

Основные движения

Упражнять в ползании и пролезании под препятствие

Разнообразные движения (действия) с предметами круглой формы

Уметь выполнять разнообразные действия с предметами круглой формы: переносить, бросать, катать, учить подниматься по лесенке детской горки приставным шагом

Уметь бегать в указанном направлении

Развитие бытовых навыков

Бытовые навыки

Уметь пить из чашки

Уметь держать ложку в кулачке, опускать в густую пищу, доносить до рта, есть (взрослый докармливает)

Уметь правильно умываться, мыть и вытирать руки, лицо после умывания

Уметь проситься на горшок

социально-эмоциональная сфера

Уметь подражать мимике, движениям близкого взрослого (смеется, хмурится, улыбается)

Уметь познавать окружающее через эмоциональные ощущения (упасть – больно, дотронуться до батареи – горячо)

Уметь заинтересовываться новой игрушкой

Уметь проявлять интерес к играм детей

Уметь различно реагировать на плясовые и спокойные мелодии, напевность стихов, прибауток

Примерный план диагностического исследования детей в 1 год 6 месяца

Познавательная сфера (способности)

Уровень развития навыков (способностей)

Развитие речи

Понимание речи

Уметь показывать части тела по просьбе взрослого, понимать слова, обозначающие части тела человека и животных

Уметь обобщать по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера и цвета

Уметь выполнять знакомые бытовые действия по просьбе
взрослого

Активная речь

Продолжается развитие подражания звукам, имитирующим голоса животных. В активной речь присутствуют общеупотребляемые слова

Сформировано четкое произношение звуков м, п, б (мь, пь, бь), изучено, отчетливо и внятно произносить отдельные звукосочетания, закреплены в речи названия отдельных предметов

Закреплены произношение звука ф; закреплены названия предметов и их качеств; укреплены артикуляция и голосовой аппарат

Сенсорное воспитание

Форма

Уметь ориентироваться в двух формах (шар – куб, кубик –
кирпичик); находить предметы этих форм по просьбе взрослого

Уметь подбирать предмет такой же формы, как на образце

Уметь группировать однородные объекты, ориентировать на слова «такой», «не такой»

Величина

Уметь ориентироваться в двух величинах (большой и маленький), находить предметы этих величин после показа и по просьбе взрослого

Величина

Уметь собирать пирамидку из двух контрастных колец по величине после показа

Цвет

Уметь ориентироваться в двух - трех цветах находить такого же цвета игрушку, как просит или показывает взрослый

Уметь формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов

Уметь различать цвета и понимать названия цвета

Уметь располагать грибочки в отверстия на квадрате аналогичной окраски

Игровые действия с предметами

Игровые действия

Уметь переворачивать страницы книг, учить катать перед собой коляску

Уметь тянуть игрушку за веревочку за собой

Уметь производить (отображать) часто наблюдаемые действия: кормить куклу; причесывать куклу

Уметь использовать в играх предметы-заместители. Производить с ними такие же действия, что и с реальными предметами

Уметь проявлять сообразительность: подставлять что-то, например, вязать; использовать дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь

Развитие движений

Ходьба обычная

Уметь хорошо самостоятельно ходить: прямо, по кругу, огибая предметы

Перешагивание,

Ходьба по лесенке

Уметь перешагивать через препятствия на полу приставным шагом

Уметь входить и сходить по детской лесенке чередующимся шагом

Уметь проходить по слегка наклонной доске

Уметь бросать мяч вниз, вперед вверх

Развитие бытовых навыков

Бытовые навыки

Уметь держать ложку в кулаке

Уметь есть частично полужидкую и жидкую пищу

Уметь пить из чашки, почти не проливая во время кормления

Уметь самостоятельно умываться и вытирать руки полотенцем

Социально-эмоциональная сфера

Социально-эмоциональная сфера

Уметь проявлять социально значимые жесты и мимику («жалеет»)

Уметь переключаться с одного эмоционального состояния на другое (огорчается – успокаивается)

Уметь уступать игрушку другому ребенку, не отнимать игрушку

Уметь воспринимать различные художественное слово

Уметь повторять с удовольствием знакомые движения под музыку

Примерный план индивидуального развития детей в 1 год 9 месяца

Познавательная сфера (способности)

Уровень развития навыков (способностей)

Развитие речи

Понимание речи

Уметь понимать сюжеты по картинке; отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что делает?», «Где?»;

Уметь выполнять (и запоминать) два поручения (возьми и поставь, возьми и принеси)

Уметь понимать несложный рассказ со знакомыми событиями

Активная речь; четкое произношение

Уметь использовать предложения из двух слов:
– при общении со взрослыми;
– при общении друге другом;
– в играх; упражнять в развитии речевого дыхания; учить называть словом свои или чьи-то действия; учить договаривать последние слова знакомых стихов, потешек

Сенсорное воспитание

Форма

Закреплено умение сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм:
шар-кубик; шар-кирпичик; призма-кирпичик; упражнения в группировке предметов по форме.

Величина

Уметь ориентироваться в трех величинах одной формы (большой – поменьше – маленький)

Уметь управлять, нанизывать и снимать двух- трёх-размерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень сначала по одному кольцу, потом по два кольца каждой величины

Цвет

Уметь ориентироваться в цветах: красный, желтый, зелёный, синий. Уметь группировать предметы по цвету

Игровые действия с предметами

Игровые действия

Уметь отображать жизненные действия в игре (кормить, возить, баюкать)

Уметь укладывать куклу спать, побуждать к называнию слов, обозначающих одежду куклы, ласковых слов «убаюкивания»

Уметь произносить слова, обозначающие столовые принадлежности, использовать их при кормлении куклы

Уметь пользоваться предметами-заместителями

Уметь воспроизводить из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа

Развитие движений

Ходьба-перешагивание

Уметь перешагивать через небольшие препятствия на полу

Ходьба по гимнастическим снарядам (доске, скамейке)

Уметь проходить по доске, немного приподнятой над полом, или по гимнастической развивать чувств скамеечке; развивать чувство равновесия, умение ориентироваться пространстве

Метание

Уметь забрасывать мяч в корзину, стоящую на полу

Бег

Уметь бегать в разных направлениях

Лазание

Уметь легко влезать на диван, стул, спускаться на пол

Развитие бытовых навыков

Бытовые навыки

Уметь самостоятельно есть любую пищу

Уметь есть с хлебом

Уметь самостоятельно снимать шапку, обувь

Уметь частично одеваться (натягивать шапку, надевать туфельки и другую одежду, обувь по погоде и времени года)

Уметь обращать внимание на грязное лицо, руки

Уметь знать место игрушек, одежды и других вещей

Социально-эмоциональная сфера

Социально-эмоциональная сфера

Уметь подражать взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги

Уметь при общении со взрослым использовать эмоционально окрашенные возгласы, мимику, движения

Уметь контактировать со сверстниками

Уметь эмоциональному узнаванию настроения, т. е. собственно реагировать на речь, музыку, художественное слово

Примерный план диагностического исследования детей в 2 года

Познавательная сфера (способности)

Уровень развития навыков (способностей)

Развитие речи

Понимание речи

Уметь понимать короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях; отвечать на вопросы об этих событиях

Уметь выполнять до 3 поручений (возьми, отнеси, положи)

Уметь называть названия детали лица (губы, зубки, язык, лоб, ушки, щёки и др.) и тела (руки, ноги, спина и др.)

Уметь использовать предложения из 2-3 слов при общении со взрослыми и детьми

Уметь употреблять в речи:
– прилагательные,
– местоимения,
– предлоги

Уметь договаривать четверостишия в знакомых стихах

Уметь называть предметы по картинкам

Уметь говорить «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуй»

Сенсорное воспитание

Форма

Уметь соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец

Уметь группировать однородные по форме предметы и соотносить разные предметы

Величина

Уметь ориентироваться в трёх и более контрастных величинах

Уметь собирать пирамидку по убыванию размера из 4-5 колец

Цвет

Уметь различать 3-4 цвета, подбирать цвета по образцу, некоторые из них называть

Уметь устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов

Качества предметов

Уметь различать величину предмета: тяжелый – легкий; учить различать фактуру: мягкий – твердый; учить различать температуру: холодный – теплый

Игровые действия с предметами

Игровые действия

Уметь доставать (вылавливать) сачком га воды понравившуюся игрушку

Уметь производить несколько последовательных игровых действий, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинки); учить пользоваться предметами-заместителями

Уметь выполнять два последовательных действия

Уметь сооружать из кубиков знакомые постройки для мягких игрушек

Развитие движений

Ходьба

Уметь перешагивать через несколько препятствий чередующимся шагом

Ходьба и бег

Уметь удерживать равновесие при ходьбе по ограниченной площади или по гимнастическому снаряду, лежащему на полу

Уметь подниматься и спускаться по лестнице, забираться на детскую горку и спускаться с нее

Уметь менять темп: ходьба и бег

Бег

Уметь бегать семенящим шагом

Прыжки, подскоки

Уметь подпрыгивать, подскакивать

Ловля и бросание

Уметь удерживать мяч одной или двумя руками

Уметь бросать мяч в горизонтальную цель

Уметь ловить мяч с близкого расстояния

Катание предметов
круглой формы

Уметь скатывать с горки предметы круглой формы

Развитие бытовых навыков

Бытовые навыки

Уметь есть аккуратно, не обливаясь

Уметь при умывании тереть ладони, части лица, вытираться полотенцем, носовым платком

Уметь самостоятельно одеваться (натягивать носочки, шапку, обуваться

Уметь частично раздеваться

Уметь складывать на место одежду, обувь, посуду, игрушки

Уметь пользоваться носовым платком (при напоминании)

Социально-эмоциональная сфера

Социально-эмоциональная сфера

Уметь проявлять эмоции при общении (мимика, возгласы, движения)

Уметь улыбаться, пользоваться эмоционально-окрашенной речью при совместных играх с детьми

Уметь эмоционально заинтересовать детей музыкой, пением, фольклором

Уметь смотреть мультфильмы, детские телевизионные передачи

Уметь сопереживать, сочувствовать другому человеку, учить понимать фразы: «Это можно», «Это нельзя»

Методика психолого-педагогической оценки негативных тенденций в развитии детей 1-3 лет (Афонькина Ю.А.)

Методика проводится в ходе наблюдения за ребенком в разных видах деятельности, беседы с воспитателями или родителями.

Шкала наблюдения (вопросов):

1.Наличие вредных привычек у ребенка:

Проявляются постоянно(4 балла)

Проявляются эпизодически под влиянием внутреннего состояния ребенка, например в ситуации стресса (3 балла)

Проявляются эпизодически в зависимости от внешних факторов, например ухода родителей (2 балла)

Проявляются редко, чаще на фоне переутомления (1 балл)

Не проявляются (0 баллов)

2. Наличие страхов:

Проявляются очень часто; устойчивы, навязчивы, множественны; приводят к снижению уровня активности, нарушениям в физиологической сфере (сон, питание и пр) (4 балла)

Проявляются часто и приводят к дезориентации ребенка и ярко выраженному эмоциональному дискомфорту (3 балла)

Проявляются не часто, но сохраняются в течении определенного времени (2 балла)

Проявляются редко, обычно под влиянием сказочных персонажей, и легко проходят (1 балл)

Не проявляются (0 баллов)

3. Аффективность:

Превращается в обычный способ поведения (4 балла)

Становится средством воздействия на взрослого, манипулирования им для достижения собственных целей (3 балла)

Проявляется эпизодически в некоторых ситуациях (2 балла)

Не присуща (0 баллов)

Становится привычным способом поведения (4 балла)

Проявляется часто в определенных ситуациях; может выступать неадекватным коммуникативным актом, средством воздействия на взрослого (3 балла)

Проявляется не очень, в определенной ситуации; переключение достигается с трудом (2 балла)

Проявляется редко, обычно при переутомлении, плохом самочувствии, легко проходит (1 балл)

Не проявляется (0 баллов)

5. Негативизм:

Становится привычным способом поведения (4балла)

Проявляется во многих видах деятельности (3 балла)

Проявляется часто, настойчиво (2 балла)

Проявляется при нарушении самостоятельности (1 балл)

Не проявляется (0 баллов)

Интерпретация данных:

Низкий уровень развития негативных тенденций у ребенка – 0-6 баллов

Средний уровень – 7-14 баллов

Высокий уровень – 15-20 баллов

Методика психолого-педагогической оценки общения воспитателя с детьми 1-3 лет (Афонькина Ю.А.)

Наблюдение за общением воспитателя с детьми в различных видах деятельности.

Обработка данных проводится по следующей шкале.

1.Особенности обращения к ребенку:

Всегда обращается на личностно-эмоциональном уровне (4 балла)

Эпизодически обращается на личностно-эмоциональном уровне (3 балла)

Обращается на деловом уровне (оценивая, указывая, одергивая и пр.) (2 балла)

Обращается к ребенку редко, только в ситуации нарушения дисциплины, правил и пр (1 балл)

Не обращается к ребенку (0 баллов)

2. Преодоление особенностей детей, препятствующих их успешной деятельности (ситуативности поведения, низкой работоспособности и пр.):

Преодолевает успешно: широко использует разнообразные приемы, реагирует на специфические проявления каждого ребенка (4 балла)

Преодолевает успешно: ориентируется на содержание и структуру деятельности и используемый дидактический и игровой материал (3 балла)

Преодолевает не очень успешно: не всегда удается организовать деятельность ребенка (2 балла)

Преодолевает неуспешно, использует неадекватные приемы (1 балл)

Не замечает особенностей детей, мешающих им активно участвовать в деятельности (0 баллов)

3. Организация использования предметно-развивающей среды:

Побуждает детей к активной деятельности, с активизацией разнообразных анализаторов и форм активности; создает действенную мотивацию с опорой на интересы и потребности ребенка; учит продуктивно действовать; создает условия для индивидуальной активности (4 балла)

Побуждает детей к активному использованию среды, учит действовать в ней, но не индивидуализирует их активность (3 балла)

Побуждает детей действовать в предметно0развивающей среде, учит разнообразным способам активности, но директивно, не опираясь на потребности ребенка (2 балла)

Предлагает детям развивающий материал, но не обучает способам активной деятельности: берет инициативу на себя, отводя детям роль созерцателей и помощников (1 балл)

Предлагает детям развивающий материал, который не соответствует их потребностям, возможностям; игнорирует их инициативу (0 баллов)

4. Регулирование детских взаимоотношений:

Стимулирует у детей симпатии друг к другу; побуждает к содействию; предотвращает конфликты (4 балла)

Стимулирует интерес к сверстнику; содействие детей стимулирует редко; позитивно и быстро разрешает конфликты (3 балла)

Обращает внимание ребенка на сверстника, приводя его в пример; побуждает подражать; конфликты разрешает директивно (2 балла)

Включается в детские контакты только при наличии конфликтов; предпочитает метод санкций (1 балл)

Не акцентирует внимание на детских взаимоотношениях (0 баллов)

5. Создание психологического климата:

Дети заняты деятельностью; заинтересованы, доброжелательны, инициативны (4 балла)

Дети заняты деятельностью; настроены на общую с воспитателем активность, но никаких эмоций (восторг, радость, удивление) не проявляют (3 балла)

Не все дети включены в деятельность; могут испытывать дискомфорт по разным причинам; эмоции неустойчивы (2 балла)

Наблюдается повышенная конфликтность детей (1 балл)

Интереса к деятельности нет; дети часто отвлекаются, не проявляют выраженного интереса к педагогу или предлагаемому материалу; конфликтны; наблюдается физическая агрессия по отношению к сверстникам или игрушкам; на предложения воспитателя отвечают отказом (0 баллов)

6. Отношение к детской самостоятельности:

Самостоятельность поощряется на уровне постановки и достижения целей (4 балла)

Воспитатель самостоятельность поощряет, но не учит ребёнка достигать цель; быстро разрешает сам поставленную перед ребенком задачу (3 балла)

Самостоятельность не поощряет; делает акцент на послушании; директивное общение с детьми (2 балла)

Самостоятельность организована директивно; проявления самостоятельности не отмечаются (1 балл)

Самостоятельность организована директивно; проявления самостоятельности не поощряются (0 балл)

Интерпретация данных:

Низкий уровень – 0-9 баллов

Средний уровень – 10-17 баллов

Высокий уровень – 18-24 баллов

Методика изучения прогноза адаптации.

Анкета поможет родителям и педагогам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, получаем примерный прогноз на адаптационный период ребенка.

Фамилия имя ребенка______________________________Дата рождения_______________

1.Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное - 3 балла

Неустойчивое - 2 балла

Подавленное - 1 балл

2. Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла

Долго не засыпает - 2 балла

Неспокойно - 1 балл

3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Да - 1 балл

Нет - 3 балла

4 .Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч - 3 балла

1 ч - 1 балл

5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший - 4 балла

Избирательный - 3 балла

Неустойчивый - 2 балла

Плохой - 1 балл

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно - 3 балла

Отрицательно - 1 балл

7. Просится ли Ваш ребенок на горшок?

Да - 3 балла

Нет, но бывает сухой - 2 балла

Нет и ходит мокрый - 1 балл

8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)- 1 балл

Нет - 3 балла

9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

11. Как Ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Не играет сам - 1 балл

12. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

13. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт - 3 балла

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Введение


Ранний возраст является уникальным и определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Это период становления функциональных систем, формирования высших корковых функций в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, что особенно интенсивно происходит в первые три года жизни. Поэтому отклонения в моторном, психическом, речевом и эмоциональном развитии, которые проявляются уже в раннем возрасте, отрицательно влияют на дальнейшее развитие ребенка, вызывая трудности в овладении чтением, письмом и счетом, является причиной появления вторичных психологических наслоений и школьной дезадаптации.

В связи с этим особое значение приобретает психодиагностика как отрасль психологии, направлена на всесторонний анализ психического, физического и речевого и личности в целом с целью выявления и преодоления недостатков развития. Основные задачи психодиагностики в специальной педагогике и психологии - установление первичного дефекта и целенаправленная коррекция выявленных нарушений и предупреждение возможных вторичных последствий. Самое раннее вмешательство с целью выявления и преодоления отклонений в развитии детей раннего возраста и предупреждения их последствий является сегодня актуальным и побуждает к разработке и систематизации диагностических методик и дидактических материалов для работы с детьми раннего возраста в условиях ДДУ, ПМПК и семьи.


.Особенности психического развития детей раннего возраста


В раннем возрасте развиваются психические функции - восприятие, мышление, память, внимание. Причем среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Все их поведение является импульсивным. В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего возраста у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле. В этот период в процесс активного восприятия включается память. В основном это узнавание, хотя ребенок может непроизвольно воспроизвести увиденное и услышанное раньше. Но еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт. Раннее детство забывается так же, как и младенчество.

Важная характеристика восприятия в этом возрасте - его аффективная окрашенность. Это приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает, и начинает разворачиваться импульсивное поведение - достать ее. Л.С. Выготский так описывает это единство: «В раннем детстве господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие».

Мышление в этот период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и ответном действии.

В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве.

Этот период характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами. Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят. К концу года формируется сюжетно - отобразительная игра. Развиваются элементы наглядно-действенного мышления. Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово. Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе. Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр. Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности. Появляются элементы совместной деятельности.

Для детей этого возраста характерны яркая эмоциональность, непосредственность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых. Чувство радости у малышей вызывают движения, игрушки, появление животных. Желания ребенка неустойчивы и быстро проходящие, он не может контролировать или сдерживать их. В раннем возрасте отсутствует соподчинение мотивов - он еще не может принимать решения. Но особое удовольствие доставляет общение с взрослым, особенно «деловое». Сотрудничество с взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша. В общении со сверстниками происходят изменения: от интереса к сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Взрослые должны предупреждать конфликты между детьми. Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельности, на фоне которого они возникают. Нужно стремиться к тому, чтобы доброжелательные чувства, возникающие непроизвольно между детьми, постепенно распространялись и на совместную предметную деятельность.

Предметная деятельность - ведущая в этом возрасте не только потому, что она преобладает, но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного формирования психики. Дети осваивают действия с предметами, развивается глазомер, координация движений. Обогащается сенсорный опыт. Тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, что влияет на развитие активной речи. Развиваются сосредоточенное внимание, самостоятельность, умение добиваться определенного результата.

В самостоятельной деятельности детей большее место занимают предметные действия с игрушками, отображающими близкие и понятны ребенку образы людей, животных, предметы обихода. Воспроизведение действий людей, знакомых жизненных ситуаций составляет содержание сюжетно-отобразительной игры. Действия с игрушками начинает формироваться в совместной деятельности со взрослыми в 1-м полугодии 2-го года жизни. Элементарные действия с одной игрушкой малыш повторяет многократно. Примерно с полуторагодовалого возраста некоторые дети во время игры прекращают свою деятельность и смотрят на свое произведение, как бы оценивая его со стороны. К двум годам это делают уже практически все дети. Почти одновременно с этим в лексиконе ребенка появляется фраза «Я - сам». Эта фраза не только говорит о том, что ребенок выделяет себя, но и о том, что свое произведение он уже рассматривает как результат собственной деятельности. Овладевая ходьбой, многие полуторагодовалые дети специально ищут, искусственно создают себе препятствия, преодолевают ими же придуманные трудности. Они пытаются взбираться на горки, когда вполне можно их обойти, на ступени лестницы, когда в этом нет необходимости, на предметы мебели, ходят, как бы сознательно наступая на своем пути на мелкие предметы, идут туда, где путь закрыт. Все это, очевидно, доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие важные характерологические качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность. Позже наблюдается перенос действий с одного предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным. Появляются действия с игрушками, являющиеся отражением отдельных моментов жизни ребенка и окружающих его взрослых. Ребенок может воспроизвести подряд несколько действий, пока еще не связанных между собой. В них отсутствует жизненная логика. Игра носит процессуальный характер. 2-е полугодие 2-го года жизни характеризуется развитием сюжетно-отобразительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не заботятся о правильной последовательности действий. Усвоение первых знаний и умений происходит в практической деятельности детей при непроизвольном внимании и запоминании.

В период от полутора до двух лет детьми начинают усваиваться нормы поведения, например, необходимость быть аккуратным, сдерживать свою агрессию, быть послушным и т.п. При соответствии собственного поведения заданной извне норме дети испытывают удовлетворение, а при несоответствии - огорчаются. Примерно к концу второго года жизни многие дети явно переживают, если им почему-то не удается выполнить какое-либо требование или просьбу взрослого. При переходе со второго на третий год жизни открывается возможность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств - потребности в достижении успехов. Первым и, очевидно, самым ранним проявлением этой потребности у детей является приписывание ребенком своих успехов и неудач каким-либо объективным или субъективным обстоятельствам, например прилагаемым усилиям. Другой признак наличия этой потребности - характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей. Для того чтобы подняться на эту ступень мотивационно - личностного развития, ребенок должен уметь объяснить свои успехи ссылками на собственные психологические качества и способности. У него для этого должна сложиться определенная самооценка. Еще один показатель развития мотивации достижения успехов у детей представляет собой способность ребенка различать задания разной степени трудности и осознавать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения этих заданий. Наконец, четвертый показатель, обычно свидетельствующий уже о достаточно высокой развитости у ребенка когнитивной сферы, сориентированной на достижение успехов, представляет собой умение различать способности и прилагаемые усилия. Это означает, что ребенок становится готовым к анализу причин своих успехов и неудач, способным более или менее произвольно управлять деятельностью, направленной на достижение успехов и избегание неудач.

Принято считать, что развитие ребенка как личности начинается с двух - трехлетнего возраста. Это правильно, если иметь в виду появление чисто внешних поведенческих признаков личностной индивидуальности. Они у ребенка действительно возникают только на третьем году жизни. Однако есть основания полагать, что на самом деле процесс формирования личности начинается гораздо раньше. Какие же это основания? Во-первых, никакое психологическое качество, ни одна форма поведения не появляется сразу же в полностью готовом виде. Ее внешнему проявлению обычно предшествует достаточно длительный скрытый период развития, как это бывает, например, у растения прежде, чем его ростки появятся на поверхности земли. Во-вторых, многие качества личности и формы поведения становятся «видимыми» в жизни человека лишь спустя много времени после того, как они первоначально начали складываться, и тогда, когда человек в целом уже достиг значительного уровня социально-психологической зрелости. Кроме того, для проявления ряда личностных качеств необходимы подходящие жизненные условия. К примеру, судить о том, влияет ли на личность ребенка стиль обращения с ним ближайших родственников, в частности матери, в младенчестве, мы можем не тогда, когда ребенку два или три года, а только спустя много лет, когда, став взрослым, он сам обзаводится детьми и аналогичный стиль обращения демонстрирует на своих детях. Наблюдая в эти годы за поведением уже ставших взрослыми детей в их собственной семье, мы вдруг обнаруживаем, что оно как две капли воды похоже на наше. Значит, соответствующие личностные влияния имели место еще в младенчестве или раннем возрасте, но впервые проявились во внешнем поведении спустя десяток и более лет. Из сказанного можно сделать вывод о том, что, вероятно, процесс личностного формирования ребенка начинается в течение первого года жизни, но вначале происходит скрыто для внешнего наблюдателя. Судить о том, что в эти годы закладывается в личности ребенка, мы можем в основном ретроспективно, прослеживая истоки тех личностных качеств, которые в уже сформированном виде выступают в более позднем возрасте. Такими свойствами обладают многие черты характера: доброта, общительность, отзывчивость, внимательность, доверие к людям. Трудно предположить, чтобы они были врожденными, и тем не менее есть основание считать, что истоки этих качеств уходят в глубь раннего детства ребенка и коренятся в опыте общения и взаимодействия с взрослыми, который получает младенец в течение первого года жизни.

В раннем возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности - коммуникативная. Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого - общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии. К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.


Психодиагностика раннего детства [греч. psychikos - душевный + diagnsis - распознавание, определение] - совокупность методов и средств диагностики психического развития детей младшего возраста (новорожденных, младенцев, младших дошкольников). П. р. д. - важное и актуальное направление психодиагностики. В раннем детстве контроль за соответствием нормам психического развития необходим в целях раннего выявления возможных отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на выравнивание отдельных сторон психического развития. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства, незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального развития подчас приводят к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. С другой стороны, в раннем детстве имеются более широкие возможности коррекции за счет большой пластичности, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка.

Существуют разные модели психологической диагностики, которые различаются по способу и цели получения информации о ребенке, процедуре проведения диагностики, способу анализа полученных данных. Условно их можно разделить на две категории: стандартизированные измерительные методы (тесты) и «клинические». Тесто логическая модель диагностики строится на использовании стандартизированных заданий, характер выполнения которых соотносится с определенной шкалой значений. Целью тестирования является измерение уровня развития определенного психического явления (например, когнитивных функций, функциональных состояний, поведенческих черт личности) как у отдельного индивида, так и у группы. Метод тестирования предполагает стандартизированную процедуру обследования: специальные материалы и оборудование, временной регламент, жесткую систему оценок. Вывод об уровне развития делается на основании соответствия результатов выполнения тестовых заданий с заранее определенной нормой. «Клиническая модель» диагностики опирается на качественное дифференцирование психических явлений, а не на их количественное измерение. В ней отсутствует жесткая директивность и регламентация, что позволяет максимально приблизить процедуру диагностирования к естественной ситуации, позволяет определить не только актуальный уровень развития, но и зону ближайшего развития базовых характеристик психической деятельности, выявить динамику развития личности.

Методики диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития детей, особенно самых ранних возрастных групп (новорожденные, младенцы), имеют ряд особенностей. Большинство тестов для детей моложе шести лет являются либо тестами выполнения элементарных действий, либо тестами выполнения устных инструкций. Небольшое число заданий включает элементарные действия с карандашом и бумагой. Большая часть тестов для младенцев предназначена для исследования сенсомоторного развития (способность держать головку, манипулировать с предметами, сидеть, поворачиваться, следить за предметом глазами и т.д.).

Тесты для раннего возраста, как правило, построены по типу шкалы. Такие методики включают определенный круг нормативов - критериев, являющихся опорой для наблюдения за проявлениями в различных сферах психического развития ребенка (сенсомоторики, эмоционального общения, речевого развития и т.д.). Оценка уровня развития базируется на фиксации выполнения нормативного задания (например, оперирование кубиками особым образом) или обнаружении той или иной способности (например, движение по направлению к предмету и хватание его). Нормативы соотносятся с возрастом обнаружения данной способности у нормальных детей в стандартизационной выборке. На основе сопоставления определяемого таким образом «психического» и хронологического (паспортного, биологического) возрастов рассчитываются количественные и качественные показатели уровня психического развития. Предпосылки для разработки нормативных шкал были созданы исследованиями в процессе наблюдения за психическим развитием детей (В. Штерна, Э. Клапареда, Ш. Бюлер и др.). Вторым важнейшим условием появления рассматриваемой группы методик стало создание психометрических шкал исследования интеллекта. Одним из первых тестов для младенцев явился вариант шкалы Бине-Симона, предложенный Ф. Кюльманом в 1912 г. В этом варианте были использованы задачи, близкие по характеру заданиям основной шкалы, а также показатели психомоторного развития. Шкала Бине-Кюльмана предназначалась для обследования детей, начиная с 3-летнего возраста.

Одними из наиболее известных в истории психологической диагностики шкал для исследования детей первых лет жизни явились «Таблицы развития» А. Гезелла (1925), включающие показатели-нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: «моторика», «язык», «адаптивное поведение», «личностно-социальное поведение». Исследование базируется на стандартизированной процедуре наблюдений за ребенком в обыденной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых матерью ребенка. В проведении обследования помогает подробное, снабженное рисунками описание процедуры наблюдений за поведением, типичным для детей разного возраста. Шкала предназначена для возрастного диапазона от четырёх недель до шести лет.

В «Шкале развития», предложенной Д. Лешли, разработана схема наблюдения, которая позволяет составить представление о развитии ребенка на момент наблюдения. Периодические наблюдения на протяжении всего раннего возраста позволяют судить о динамике развития ребенка в этот период. В карточках Лешли отражены следующие сферы развития:

·физическое развитие (развитие движений, локомоций и моторики)

·общение и развитие речи (внимание к взрослому, понимание речи)

·социальное развитие и игра (включенность в общение, вокализации, обмен игрушками)

·самостоятельность и независимость (сколько времени в период бодрствования ребенок может занять сам себя)

·особенности поведения ребенка (непоседливость, концентрация внимания, легкость включения в игру и пр.)

Методическая особенность процесса наблюдения по Лешли, названного «методом повременных проб», состоит в регулярности наблюдения по заранее отмеченным временным отрезкам. Так, один из вариантов состоит в наблюдении за ребенком в течение 30 мин с записью впечатлений через каждые 30 с. Информация, полученная о ребенке, оценивается сравнением:

) показателей ребенка со средними показателями детей данного возраста;

) полученной информации о ребенке с его же результатами в более раннем возрасте.

В последнее время в области П. р. д. за рубежом широкое применение нашли шкалы Н. Бейли (Bayley Scales of Infant Development, 1969). Данная методика предназначена для обследования детей в возрасте от 2 до 30 мес. Набор тестов состоит из трех частей:

Умственная шкала, направленная на оценку сенсорного развития, памяти, способности к научению, зачатков развития речи - результатом измерения является «индекс умственного развития» (MDI).

Моторная шкала, измеряющая уровень развития мышечной координации и манипулирования - результатом измерения является «индекс психомоторного развития» (PDI).

Запись о поведении ребенка, предназначенная для регистрации эмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивости и т.д.

Имеются данные, свидетельствующие о высокой валидности и надежности шкал. Шкалы Бейли позволяют вовремя обнаружить сенсорные и неврологические нарушения, эмоциональные расстройства, выявить негативные влияния социальной среды на развитие ребенка, но они более пригодны для оценки уровня текущего развития, но не для прогноза будущего развития.

В отечественной психологии значительный вклад в становление П. р. д. внесли исследователи 20-30-х гг. XX в. К. Корнилов, А.П. Нечаев, А.А. Люблинская и А.И. Макарова, Н.Л. Фигурин и М.П. Денисова. В 40-е гг. Н.М. Щеловановым разработаны «Показатели нервно-психического развития детей в первый год их жизни». Разработка содержала критерии для оценки уровня психического развития детей в возрасте от 2 до 13 мес. Н.М. Аксариной (1969) комплекс нормативных критериев был дополнен, диапазон исследования расширен на возрастные группы от рождения до трех лет. Методика позволяет качественно судить о психическом развитии в категориях соответствия или несоответствия норме развития. Аналогичны в этом отношении «Показатели нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни» (Р.В. Тонкова-Ямпольская, Г.В. Пентюхина, К.Л. Печора, 1984).

Дети в возрасте до 4 лет еще весьма слабо осознают собственные личностные качества и не в состоянии дать правильную оценку своего поведения. Самооценка и уровень притязаний у них еще не оформились настолько, чтобы иметь четкое представление о себе, о своих достоинствах и недостатках. Поэтому методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до 4х летнего возраста не должны включать в себя такие задания и вопросы, которые ориентированы на самосознание ребенка и предполагают с его стороны осознанную, взвешенную оценку собственных личностных качеств. При проведении диагностики следует чаще обращаться к методу внешней, экспертной оценки, используя в качестве экспертов независимых, профессионально подготовленных взрослых, хорошо знающих данного ребенка. Еще одна особенность, связанная с непроизвольностью процессов у детей раннего возраста, которую надо учитывать при диагностике: дети лишь тогда будут демонстрировать свои способности, когда сами методики и имеющиеся в них психодиагностические задания вызывают и поддерживают к себе интерес на протяжении всего времени диагностики. Оптимальным для детей раннего возраста считается время выполнения тестовых заданий, находящееся в пределах от одной до пяти минут, причем, чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть. Основным средством сбора информации о детях в этом возрасте является наблюдение, а главным психодиагностическим методом - естественный эксперимент.

Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за ними в процессе занятий ведущей для данного возраста деятельностью - предметной игрой.

Изначально диагностика психического развития создавалась с гуманными целями - помочь детям с аномалиями или трудностями в развитии - и по своему назначению была призвана служить индивидуализации воспитания и обучения. Однако в связи с широким распространением психологической диагностики (особенно тестирования) в практике образования произошла подмена этих целей. Диагностика стала использоваться преимущественно для селекции и сегрегации детей - отбора в образовательные учреждения и распределения на группы (с замедленным и ускоренным темпами развития, с уклоном в то или иное направление развития и др.). Такая практика фактически нарушает право ребенка на образование и право родителей на выбор образовательного учреждения для своих детей, закрепленные в Законе РФ «Об образовании» и в Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 9). В соответствии с этими законами и «Международной конвенцией о правах ребенка» все дети признаются равными в своих правах, и учреждения образования не должны ущемлять права ребенка. Как с правовой, так и с этической точки зрения, результаты диагностики недопустимо использовать для определения одних детей в группу способных, а других в группу слабых. Это может привести к устойчивым искажениям в их личностном развитии, формированию «комплекса непригодности» или «привилегированности.


Заключение


В образовательном процессе, помимо педагогического наблюдения, используются методы психологической диагностики развития детей. В отличие от педагогического наблюдения, которое осуществляется воспитателем в процессе повседневной жизни в группе, психологическая диагностика проводится психологом и предполагает, помимо наблюдения, использование специальных методик. Психологическая диагностика помогает воспитателю выстраивать педагогический процесс наиболее эффективно, творчески подходить к обучению и воспитанию детей, обеспечивать условия для личностного развития каждого. Используется она как для оценки актуального состояния ребенка, так и для выявления зоны ближайшего развития, которая дает представление о его потенциальных возможностях. Проведение такой диагностики при поступлении ребенка в детское учреждение помогает определить пути и методы воспитательной работы педагогов и родителей в период адаптации. Психологическая диагностика используется также как средство текущего контроля психического развития ребенка и для индивидуального консультирования по запросу родителей; помогает своевременно выявить задержки и отклонения в этой сфере, определить их причины и при необходимости выбрать соответствующие методы коррекции, предполагающие создание адекватных психолого-педагогических условий. Важность такой работы связана с быстрым темпом развития в период раннего детства, так как незамеченные вовремя или показавшиеся незначительными отклонения от нормального развития могут привести к выраженным сдвигам на последующих возрастных этапах. В раннем возрасте имеются более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям.

Список используемой литературы

ранний ребенок диагностика учебный

1.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2-З. Проблемы развития психики. /Под ред. А.М. Матюшкина.-М.: Педагогика, 1983. - 368 с., ил. - (Акад. пед. наук СССР).

2.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

.Психология. В 3-х кн. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений./Р.С. Немов. - 4-е изд.-М.:Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2007.-631 с.

.Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 176 с.

.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Татьяна Красникова
Диагностика детей раннего возраста

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА)

Диагностика развития познавательного уровня

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Цветовой гнозис (4 цвета : красный, синий, желтый, зеленый)

Нормативы :

различение от 1,5-2 лет;

выбор по названию - в 2-3 года;

самостоятельность названия - в 2,5-3 года.

Стимульный материал : цветные наборы дидактических игр "Бабочки и крылья", "Рыбки и хвостики", "Цветочек и лепесточек", "Носки и варежки", "Листочки" и др.

Пример инструкций :

1) "положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек";

2) "покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек";

3) "назови, какого цвета этот цветочек".

Аналогично предъявляются другие задания.

Нормативы :

сличение - от 1,5-2 лет;

выбор по названию - в 2 года;

самостоятельность названия - в 3 года.

Стимульный материал : круг (шарик, квадрат (кубик, прямоугольник (кирпичик, треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов.

Пример инструкции :

1) "дай такую же" (форма и цвет совпадают) ;

2) "покажи, где кубик";

3)"назови форму".

Предметный гнозис

Стимульный материал : 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам) .

Инструкция :

1) "покажи, где нарисован. ";

2) "что нарисовано?" или "что это?"

Нормативы :

В 1,5-2 года называют 4-5 картинок.

В 2,5 года называют многие предметы из групп : игрушки, посуда, одежда, мебель.

В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия : игрушки, одежда, мебель, обувь.

Методика "Выбор по образцу" (парные картинки)

Стимулъный материал : шесть пар одинаковых предметных картинок.

Нормативы :

выбор из двух карт инок - в 2 года;

выбор из четырех картинок - в 3 года.

Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

Конструктивный праксис (методика "Разрезные картинки")

Стимульный материал : картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.

Нормативы :

разрезная картинка из двух фрагментов - в 2,5-3 года;

разрезная картинка из трех фрагментов - в 3 - 3,5 года.

Анализ результатов :

1) совершает целенаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5- З лет)

Стимульный материал : кубики, прямоугольные бруски (кирпичики, треугольные призмы (крыша, полусферы разных цветов.

Анализ результатов :

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным) ;

2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Пространственный гнозис

Стимулъный материал : мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Пример инструкций :

"Посади мишку около коробки", "Положи в коробку", "Посади на коробку", "Спрячь картинку под коробку", "Достань из-под коробки", "Покажи, где верх (низ) ", "Иди вперед (назад) ".

Нормативы :

2,5-3 года - дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1-2 заданиях, легко корректируются;

3,5-4 года - выполняют все задания.

Диагностика способов деятельности.

Складывание пирамидки. Складывание матрешки

Стимульный материал : пирамидка из четырех и шести колец с колпачком.

Нормативы :

снимают кольца с пирамидки - в 1 год;

собирают пирамидку без учета диаметра колец - в 1,5-2,5 года;

собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания - в 3-3,5 года; работа зрительным соотношением.

Анализ результатов :

1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.) . Данные действия являются неадекватными;

2) простое манипулирование (специфическая манипуляция) ;

3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает, не учитывая свойств предмета) ;

4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);

5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);

6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы) .

Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.

Методика "Вкладыши" ("Мисочки")

Стимульный материал : семь цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.

Анализ результатов :

1) неспецифические манипуляции (использование вкладыша не по назначению; неадекватные действия) ;

2) специфические манипуляции (познавательные) ;

3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша) ;

4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);

5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);

6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к друг у;

7) зрительное соотнесение (правильное решение на основании только

зрительного анализа);

До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3 годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5-3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.

Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок достигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту , следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т. е. быстрый переход от низкого способа к более высокому, свидетельствует в пользу ребенка . Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат могут быть связаны с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.

Методика "Почтовый ящик" ("Коробочка форм") (Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард)

Стимульный материал : деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями - полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.

Анализ результатов :

до 3 лет допускается силовая проба;

в 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.

Ребенок действует силой, т. е. толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру. Пробы :

ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру; примеривание : ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладывают к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг - к треугольнику, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга. Зрительное соотнесение : ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.

Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)

Стимульный материал и исследование : ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие.

Нормативы :

15 месяцев - подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может

вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;

18 месяцев - снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая

одновременно 2-3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит

игрушку на новом месте;

2 года - запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу - каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных

действий;

2,5 года - подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.) . Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;

3 года - подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.

Диагностика развития игры .

Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.

Анализ уровня развития игры :

2) манипуляция с предметами - до 2 лет;

3) процессуальные игровые действия - с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т. п.) ;

4) процессуальная игра с элементами замысла - от 2-3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т. п.) ;

5) сюжетная игра - к 3 годам.

Диагностика развития двигательной сферы.

Общая моторика.

Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам :

1 год - самостоятельная ходьба;

1,5-2 года - поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;

2,5 года - подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;

3 года - поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами.

Одновременность движений : по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.

Отчетливость движений : ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкенезий.

Тонкие движения пальцев рук

Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами.

Нормативы :

2 года - повторяют штрихи, рисуют круги;

2,5-3 года - рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека - "головонога".

Оральный праксис :

губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку) ;

щек (надуть и втянуть щеки) ;

языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка "горку").

Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые, объем (доводятся ли движения до конца, переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.

Исследование памяти

Выполнить по памяти серию инструкций : встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.

Нормативы :

1,5 года - выполняют 3 действия;

2 года - выполняют 3-4 действия;

3 года - выполняют 5 действий.

Игра "Что изменилось - чего не стало"

Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.

Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.

Исследование внимания

Методика "Зрительный диктант"

Стимульный материал : три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку) .

Нормативы :

для детей 2-2 ,5 лет - найти две повторяющиеся картинки;

для детей 3-4 лет - найти две повторяющиеся картинки;

для детей 5 лет - отыскивание картинок в таблице.

Инструкция : "Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики) . Как можно быстрее. Но не ошибайся".

Анализ результатов :

скорость выполнения одной таблицы - 1,5 минуты.

Нарушения внимания :

1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания) ;

2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий) ;

3) "застреваемость" внимания (нарушение переключаемости, слабая способность переходить с одного объекта на другой;

4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации) .

При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения учитываются : контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакция на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности.

1. Контактность :

а) легкий, быстрый контакт;

б) поверхностный;

в) контакт устанавливает с трудом;

г) уходит от контакта;

д) протестная реакция.

2. Внимание :

а) взгляд фиксирует (не фиксирует) ;

б) устойчивое (неустойчивое) ;

в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой;

г) "застревание";

д) с явлениями генерализации.

3. Фон настроения :

а) нормальный;

б) несколько повышен (снижен) ;

в) эйфорический;

г) депрессивный;

д) контрастирующий.

4. Реакция на поощрение и порицание :

а)адекватная;

б) индифферентная;

в) с повышением (понижением) результативности работы;

г) корректировка деятельности;

д) отсутствие реакции;

е) отказ от деятельности при порицании;

ж) агрессивная реакция на порицание;

з) дезорганизация деятельности.

Результаты исследования заносятся в карту цифровыми обозначениями в соответствии с диагностическим уровнем и возрастом испытуемого . Перед началом психологического исследования собираются полные анамнестические сведения, социальная характеристика семьи. При составлении заключения трактовка состояния отклоняющегося развития на основе качественного анализа результатов систематизируется только по нозологическому принципу. Соответственно даются рекомендации о направлении ребенка в тот или иной тип детского воспитательного учреждения.