Физическое развитие 2 младшая группа конспект занятия. Конспект занятий по физическому развитию во второй младшей группе. Задачи в области фгос «физическое развитие» для средней группы на учебный год по месяцам

Ирина Агеенко
Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе

ЗАДАЧИ :

1. Закрепить представления детей о геометрических фигурах : умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине) .

2. Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.

3. Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно.

4. Закрепить умение различать понятия длинный – короткий.

5. Развитие мелкой моторики и координации движений руки.

6. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

7. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

8. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛ : доска магнитная; письма с одной стороны украшенное цветом и с другой - геометрическими фигурами; карточки с заданиями из письма; геометрические фигуры разных цветов и размеров; мяч; числовые карточки от 1 до 10; картинки с задачами, две дорожки разной формы и длины; счетные палочки на каждой команды; ящик – сюрприз с конфетами.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас. Давайте друг друга поприветствуем улыбкой. Раздается стук, влетает воздушный шар, а на его веревочке письма разного цвета с геометрическими фигурами. Ребята посмотрите и скажите что у меня в руках? (Письма)

Да, правильно.

Ребята, а письмо не одно. Их у меня (вместе считаем) 6. Вам интересно от кого первое письмо?

Сейчас я его открою и прочту .

«Здравствуйте друзья, в нашем математическом королевстве произошла путаница. Все числа перепутались в числовом ряду, геометрические фигуры забыли свои имена, а дни недели забыли в каком порядке должны находится. Я за вами долго наблюдала как вы интересно играли на занятиях по математике и хочу вас попросить помочь мне. Королева Математической страны.»

Ребята, ну что вы согласны помочь Королеве Математической страны?

Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну. Ребята у меня конвертов и в каждом из них находится задание.

Итак, первый конверт розового цвета и 1-ое задание : дети делятся на две команды по 5 человек. Игровое задание со счетными палочками.

Материалы : счетные палочки для каждой команды

Ход : воспитатель дает детям задание :

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник) .

2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат) .

3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник) .

Второй конверт желтого цвета и 2-ое задание :

Ребята посмотрите на доску, все числа в числовом ряду перепутались. Давайте расставим их по порядку. У детей в руках цифры от 1 до 10,они должны, по очереди правильно построить цифры в ряд.

Отлично, теперь назовите соседей числа 5, 2, 8,1,4.

Третий конверт зеленогоцвета и 3-е задание : на телевизоре

Найди цветы с одинаковым количеством лепестков.

Четветрый конверт красного цвета и 4-ое задание :

Скажи наоборот. Игра с мячом. Дети сидят на стульчиках полукругом. День-ночь.

Начало-…

Радость-…

Далеко-…

Физминутка

Мы устали засиделись,

Нам размяться захотелось,

То на стену посмотрели, то в окошко поглядели,

Вправо, влево, поворот, а потом наоборот.

Приседанья начинаем,ноги до конца сгибаем,

Вверх и вниз,и вверх и вниз,

Приседать не торопись,и в последний раз присели,

А теперь на место сели.

Пятый конверт коричневого цвета и 5-ое задание : на телевизоре

Детки, посмотрите, у всех жителей волшебной страны «Математики» очень красивые домики. Давайте отгадаем, какие цифры живут в этих домиках.

Шестой конверт синего цвета и 6-е задание :

Ребята, давайте еще поиграем. Эта игра «Верно-неверно» .

Если вы услышите то, что считаете правильным, «ты и я, вместе мы друзья!» , если же то, что не правильно – дружно хлопать в ладоши.

Утром солнышко встает;

По утрам нужно делать зарядку

Нельзя умываться по утрам

Днем ярко светит луна

Утром ДЕТИ ИДУТ В ДЕТСКИЙ САД

Ночью люди обедают

ВЕЧЕРОМ ВСЯ СЕМЬЯ СОБИРАЕТСЯ ДОМА

Седьмой конверт белолго цвета и 7-е задание : Развивающая игра «Фигуры»

Дети делятся на две команды, у первой команды пазл с овалом, у второй с квадратом. Нужно кто быстрее соберет, пазл правильно.

Восьмой конверт оранжевого цвета и 8-е задание :

На доске расположены геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, цилиндр, полукруг) Ребята как называются эти фигуры? А давайте посмотрим, какие геометрические фигуры есть у нас с вами в группе ? (Ответы детей) Молодцы!

Вот и подошло к концу наше занятие и путешествие по математической стране. Друзья мои, вам понравилось? (ответы детей) . Ну, а теперь вернемся в наш детский сад. Ребята, у нас два пути обратно- прямая дорожка и волнистая. По какой дорожке мы вернемся домой быстрее? Какой путь короче? А в благодарность от Королевы Математики мы с вами получаем вот такой ящик. Интересно, что же там? (Ответы детей) Конечно это конфеты, вы сейчас пойдете к няне и поделитесь с остальными ребятами, а позже я вас позову. Дети уходят.

Письмо КОРОЛЕВЫ МАТЕМАТИКИ из МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРАНЫ

«Здравствуйте друзья, в нашем математическом королевстве произошла путаница. Все числа перепутались в числовом ряду, геометрические фигуры забыли свои имена. Я за вами долго наблюдала, как вы интересно играли на занятиях по математике , и хочу вас попросить помочь мне.

Королева Математической страны.»

Публикации по теме:

H3]Открытое занятие для родителей во второй младшей группе по ФЭМП "В гостях у еи" Программное содержание: - продолжать учить группировать.

Кнспект открытого занятия по ФЭМП во второй младшей группе на тему: «В гостях у пчёлки Майи». Программное содержание: Упражнять в умении.

Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие по сказке «Золотой ключик» Тема: Путешествие по сказке «Золотой ключик» Задачи: Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры;.

Я предложила ребятам отправились в воображаемую страну Математика, где живут цифры, числа, задачи, примеры, часы, геометрические фигуры.

Занятие в старшей группе по ФЭМП.

Тема: « Одна голова хорошо, а две лучше»

Тип деятельности: интегрированная непосредственно образовательная деятельность.

Приоритетная область: познавательное развитие - формирование элементарных математических представлений.

Интегрируемые образовательные области:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Цель: формировать математические представления у детей дошкольного возраста (закрепление)

Задачи:

Образовательные:

Обеспечить применение на практике логического мышления, сообразительности, наблюдательности, мыслительных процессов;

Систематизировать знания детей: в навыках счета, решении математических задач, составления числового ряда, порядкового счета, умении ориентирования на листе бумаги;

Развивающие:

Обеспечить развитие образного восприятия и воображения;

Обеспечит развитие свободного общения со взрослым и сверстником;

Обеспечить развитие игровой деятельности;

Воспитательные:

Создать ситуацию коллективной и самостоятельной работы;

Вызвать желание помочь друг другу;

Порадоваться вместе с детьми;

Подвести к мысли, что «одна голова хорошо, а две лучше»

Предварительная работа: выучить слова стихотворения «Как хорошо

когда много друзей» с движениями.

Оборудование и реквизиты:

На доске - цифры 0-10, сосульки – 10шт, для физмин- солнце-2, ласточки-3, гнездышки-5, мяч, простые карандаши, демонстрационные листы, карточки с цифрами, плоскостные геометрические фигуры на каждого ребенка, числовые домики, магнитная доска, мультимедийная установка, ноутбук, презентация к НОД, мячей по количеству детей.

Развернутый конспект совместной деятельности

Организационный момент.

АМО релаксации «Как хорошо когда много друзей»

В.:

Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Как хорошо когда много друзей».

Встав в круг и взявшись за руки, дети произносят слова и выполняют движения:

Как хорошо когда много друзей, (сужают круг, обнимаются)

Вместе нам жить веселей. (расширяют круг)

Я твой друг и ты мой друг, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

И в мир математики отправимся: «Ура!» (поднимают руки вверх и кричат: Ура!)

Вхождение в тему (целеполагание)

АМО «Письмо из школы Семи гномов»

Цель: Стимулировать познавательную активность.

Задачи: Погрузить детей в тему занятия, активизировать внимание, выполнять словесную инструкцию, использовать знания, полученные ранее, развивать мыслительные операции.

В: Ребята, сегодня нам по интернету, прислали сообщение из школы «Семи Гномов»

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам гномики. Мы живём в волшебной стране геометрических фигур. Мы посылаем вам интересные игры-задания. Разгадав все задания, вы получите сюрприз. Играйте, думайте, считайте! До новых встреч!!! ».

Ребята, а вы хотите справиться со всеми заданиями и получить приз? А вы знаете, друзья,что вместе мы справимся с любыми заданиями, которые ожидают нас!

«Когда мы едины, мы непобедимы!» Впереди нас ждут новые игры - задания!

В:Предлагаю сделать небольшую разминку. Вставайте в кружок.

«Разминка с мячом» (первое задание из сосульки)

1.Есть семь братьев, годами равные, именами разные? (дни недели)

2.Назовите дни недели, начиная с понедельника.

3.Сколько дней в недели?

4.Что лишнее: понедельник, среда, пятница, осень? Почему?

5.Какой сегодня день недели? (четверг)
6.Вчера какой был день недели? (среда)
7.Завтра какой будет день недели? (пятница)
8.Назовите день недели между вторником и четвергом?

9.Назови седьмой день недели.

В. Молодцы. Вы готовы к работе.

Задание 1.

1. Изобрази в ряд геометрические формы предмета, которые я назову .

(Раздаточный материал на каждого ребенка)

В: Ребята, я буду называть предметы, а вы подумайте, на какую геометрическую фигуру они похожи, и разложите в ряд эти фигуры.

Тарелка, книга, косынка, апельсин, огурец, салфетка.

Рита, посчитай сколько всего геометрических фигур, у тебя получилось?

(1,2,3,4,5,6 - У меня получилось всего 6 геометрических фигур)

Молодец!

Даша, какая фигура изображена первой? (Первая по счету фигура – круг)Почему? (Потому,что тарелка круглой формы).Молодец!

Женя, какая фигура изображена третьей? (Третья по счету фигура –треугольник)Почему?

(Потому, что косынка треугольной формы). Молодец!

Ярослав, какая фигура изображена между третьей и пятой? (Между третьей и пятой расположен круг) Почему? (Потому, что апельсин круглой формы). Молодец!

Виталик, какая фигура изображена перед третьей? (Перед третьей фигурой – прямоугольник). Почему?(Потому, что книга прямоугольной формы.) Молодец!

Андрей, какие фигуры не назвали? (Мы не назвали две фигуры – овал и квадрат) Молодец!

Ребята, уберите из ряда геометрических фигур: не овал, не треугольник, не круг.

Маша, какие геометрические фигуры нужно убрать? (Прямоугольник и квадрат). Молодец!

Тимур, как ты считаешь, чем похожи квадрат и прямоугольник?

(У них 4 стороны и 4 угла). Молодец!

Костя, как ты считаешь, чем отличаются квадрат и прямоугольник? (У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две стороны длинные, а две короткие) Молодец!

Физминутка

Дружно встали! Отдыхаем!

(Подъем с места, выход из-за столов)

Все сейчас пересчитаем!

Мы подпрыгнем столько раз, сколько солнышек у нас! (2)

Наклонимся столько раз, сколько ласточек у нас! (3)

И присядем столько раз, сколько гнездышек у нас! (6)

Сядем на пол столько раз, сколько луговых, садовых и лесных цветов у нас! (0)

Топнуть левою ногой, столько раз сколько хлопну я в ладоши!

Топнуть правою ногой, столько раз сколько хлопну я в ладоши!

Надо-надо разминаться!

(Ходьба на месте)

Продолжаем заниматься!

(Возвращение на рабочие места)

Задание 2.

Дидактическая игра « Запомни и повтори»

Пальчиковая гимнастика презентация

В: вдоль верхней стороны листа проведите прямую линию красным карандашом;

вдоль нижней стороны листа – зеленым карандашом; вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом;

В верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом, в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом – желтым карандашом, в нижнем правом – зеленым карандашом;

В середине листа поставьте точку красным карандашом.

Ангелина, расскажи какие геометрические фигуры и где ты их нарисовала? (Я нарисовала)

Гимнастика для глаз презентация «Крошка Енот»

Задание 3.

Остались у вас силы, чтобы решать задачки? Реши задачки.

Если я разделю яблоко пополам, сколько я детей смогу угостить? (Двух детей)

Сколько гостей, я смогу угостить, если разделю два яблока пополам? (Четырех гостей)

Сколько гостей можно угостить, если одну грушу разделить на четыре части?(Четырех гостей)

Сколько носов у двух псов? (Я думаю два носа у двух псов)

Шесть подснежников нашел Вадим, а потом еще один. Вы ответьте на вопрос: сколько он подснежников нашел? (Я считаю, что Вадим нашел семь подснежников).

Сколько крыльев у двух скворцов? (Я считаю, что у двух скворцов четыре крыла.)

Росли две вербы, на каждой вербе по две ветки, на каждой ветке по две груши. Сколько всего груш? (Нисколько. На вербе груши не растут)
(третья сосулька)

Задание 4. Работа в командах (задания из седьмой сосульки)

Активные методы обучения «Моя компания»

Звездочки по количеству детей, а на двух звездочках №1 и №2 – компании.

Дети тянут жребий, у кого попадутся звездочки с цифрами, они капитаны.

Каждый капитан по очереди выбирает себе матросов.

Игровое упражнение «Найди пропущенное число»

1 компания

2компания

Игровое упражнение «Магический квадрат»

3компания

Игровое упражнение «Какое число будет стоять на пятом месте»

0 2 4 ___ __?__

Команды выполняют задания и проверяют друг у друга правильность выполнения.


Задание 5

«Найдем сюрприз по плану»

В: Ребята, нам предстоит пройти по определенному пути: вперед до строительного уголка, повернуть направо и дойти до кухонного уголка; открыть кухонный шкаф. (дети находят шкатулку). Ребята посмотрите, шкатулка закрыта. На ней замок, вместо цифр буквы. Читаем «ГАВ». Что, это замки вместо собак гавкать стали? Код должен состоять из цифр, а здесь буквы. Чем же нам может помочь эта таблица?

Коля, какая по счету буква «А»? (первая). Молодец!

Никита, какая по счету буква «В»? (третья). Молодец!

Набираем код «413». Вот замок и открылся!

Рефлексия:

АМО «Весенняя веточка»

Цель: Выяснить впечатление детей от занятия, их эмоциональное состояние.

Задачи: Осознание своих чувств, эмоций и эмоций других людей.

Необходимые материалы: на доске нарисована веточка, листья из цветной бумаги- на одной стороне схемы- картинки НОД, цветочки для веточки на каждого ребенка.

Технология проведения:

Ребята, с какими мы заданиями справились, для того чтобы найти сюрприз?

(Дети перечисляют опираясь на схемы-картинки) .

Какое задание оказалось трудным?

Возьмите каждый цветочек и отметьте те листочки-задания, которые вам показались интересными.

Этот метод осуществляет личностно – ориентированный подход, воспитатель получает информацию об усвоение материала, а также планирует индивидуальную работу с детьми.

Итог: Ребята, со всеми заданиями вы справились. Молодцы! А как вы думаете, почему вам удалось справиться с заданиями? (потому, что мы дружно работали. Одна голова хорошо, а две лучше.) Ребята, вы з наете числа, умеете решать задачи, знаете геометрические фигуры. Я благодарю вас за активное участие

Литература:

1.Логика и мышление 5-6лет Д.Денисова

2.Шаг в математику А.П.Багунц, М.И.Мирошник

3.Конспекты занятий в старшей группе математика В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова

4.Математика в детском саду В.П.Новикова

5.Сценарии занятий с дошкольниками Е.А.Ульева

6.Развитие элементарных математических представлений И.А.Морозова, М.А.Пушкарева

7.Занимательная математика И.А.Яворовская

8.Интернет ресурсы


МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Цель математического развития дошкольников

Всестороннее развитие личности ребенка.

Подготовка к успешному обучению в школе.

Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование системы элементарных математических представлений.

2. Формирование предпосылок математического мышления.

3. Формирование сенсорных процессов и способностей.

4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование
связанной речи.

5. Формирование начальных форм учебной деятельности.

Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ

I. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

И. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, пло­щади, объеме, массе, времени).

III. «Форма»: представления о форме предметов, о геометриче­ских фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.

IV. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.

V. «Ориентировка во времени»: представление о частях су­ток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Принципы обучения математике

Сознательность и активность.

Наглядность.

Деятельностный подход.

Систематичность и последовательность.

Прочность.

Постоянная повторяемость.

Научность.

Доступность.

Связь с жизнью.

Развивающее обучение.

Индивидуальный и дифференцированный подход.

Коррекционная направленность и др.

Особенности практического метода:

Выполнение разнообразных предметно-практических и ум­ственных действий;

Широкое использование дидактического материала;

Возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;



Выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);

Использование математических представлений в быту, игре, труде и др.

Особенности наглядного метода

Виды наглядного материала:

Демонстрационный и раздаточный;

Сюжетный и бессюжетный;

Объемный и плоскостной;

Специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);

Фабричный и самодельный.

Методические требования к применению наглядного мате­риала:

Новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;

По мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;

Одна программная задача объясняется на большом разно­образии наглядного материала;

Новый наглядный материал лучше показать детям заранее...

Требования к самодельному наглядному материалу:

Гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрацион­ного материала);

Эстетичность;

Реальность;

Разнообразие;

Однородность;

Прочность;

Логическая связанность (заяц - морковь, белка - шишка и т. п.);

Достаточное количество...

Особенности словесного метода

Вся работа построена на диалоге воспитатель - ребенок.

Требования к речи воспитателя:

Эмоциональная;

Грамотная;

Доступная;

Достаточно громкая;

Приветливая;

В младших группах тон загадочный, сказочный, таинствен­ный, темп небыстрый, многократные повторения;

В старших группах тон заинтересовывающий, с использова­нием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе...

Требования к речи детей:

Грамотная;

Понятная (если у ребенка плохое произношение, воспита­тель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;

С нужными математическими терминами;

Достаточно громкая...

Приемы ФЭМП

1. Демонстрация (обычно используется при сообщении но­вых знаний).

2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятель­ной работе).

3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для пре­дотвращения, выявления и устранения ошибок).

4. Вопросы к детям.

5. Словесные отчеты детей.

6. Предметно-практические и умственные действия.

7. Контроль и оценка.

Требования к вопросам воспитателя:

Точность, конкретность, лаконизм;

Логическая последовательность;

Разнообразие формулировок;

Небольшое, но достаточное количество;

Избегать подсказывающих вопросов;

Умело пользоваться дополнительными вопросами;

Давать детям время на обдумывание...

Требования к ответам детей:

Краткие или полные в зависимости от характера вопроса;

На поставленный вопрос;

Самостоятельные и осознанные;

Точные, ясные;

Достаточно громкие;

Грамматически правильные...

Лекция № 2

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

ДЕТЕЙ В ДОУ

Примерная структура традиционных занятий

1. Организация занятия.

2. Ход занятия.

3. Итог занятия.

Организация занятия

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

В младших группах: подгруппа детей может, например, расса­живаться на стулья полукругом перед воспитателем.

В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкаль­ном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.

Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересо­вывающим, радостным.

В младших группах: используются сюрпризные моменты, ска­зочные сюжеты.

В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.

В подготовительных группах, организовывается работа дежур­ных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

Ход занятия

Примерные части хода математического занятия

1. Математическая разминка (обычно со старшей группы).

2. Работа с демонстрационным материалом.

3. Работа с раздаточным материалом.

4. Физкультминутка (обычно со средней группы).

5. Дидактическая игра.

Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.

В младшей группе: в начале года может быть только одна часть - дидактическая игра; во второй половине года - до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

В средней группе: обычно четыре части (начинается регуляр­ная работа с раздаточным материалом, после которой необходи­ма физкультминутка).

В старшей группе: до пяти частей.

В подготовительной группе: до семи частей.

Внимание детей сохраняется: 3--4 минуты у младших дошкольников, 5-7 минут у старших дошкольников - это и есть примерная длительность одной части.

Виды физкультминуток:

1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) - обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.

2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) - целесообразно проводить в старшей группе.

3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) - чаще применяет­ся в подготовительной группе.

4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) - регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

Замечание:

Если занятие подвижное, физкультминутку можно не про­водить;

Вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.

3. Итог занятия

Любое занятие должно быть законченным.

В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем иг­рушки и будем одеваться на прогулку».)

В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.

Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуаль­но похвалить или сделать замечание).

Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)

1. Образовательные задачи берутся из разных разделов про­граммы по формированию элементарных математических пред­ставлений и комбинируются во взаимосвязи.

2. Новые задачи подаются небольшими порциями и кон­кретизируются для данного занятия.

3. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

4. Знания даются систематично и последовательно в доступ­ной форме.

5. Используется разнообразный наглядный материал.

6. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.

7. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществ­ляется дифференцированный подход к отбору заданий.

8. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвое­ния материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.

9. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.

10. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.

11. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).

12. Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.

13. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отра­жать в речи свои знания.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Солнышко»

Конспект образовательной деятельности

В области – «Познание»
Развитию математических представлений в подготовительной группе

Воспитатель: Кирюхина А.А.
группа №3» Фиалка»

р.п. Ильиногорск 2017 год

НОД по развитию математических представлений в подготовительной группе
Тема: «Игра-путешествие в страну Математики»
Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи: образовательная область “Познание”:
Образовательная:
Продолжать формировать умение решать арифметические задачи, логические задачи;
закреплять умение увеличивать и уменьшать число на 1;
совершенствовать навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10;
закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность, зрительную память, смекалку, воображение;
Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах. Закреплять знания о составе чисел в пределах 10
Развивать умение моделировать, ориентируясь по правилам, ориентировка на листе бумаги в клетку. Упражнять в составлении рисунка из геометрических фигур.

Развивающая . Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование. Развивать творческое воображение, восприятие умения анализировать, сравнивать предметы, умение обобщать.

Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.
Воспитывать умение работать в коллективе, паре. Совершенствовать стиль партнѐрских отношений (умение договариваться, учитывать мнение другого.)

Методы: - Игровой
Наглядный (использование иллюстраций).
Словесный (вопросы, создание проблемных ситуаций, индивидуальные ответы детей).
Практический решение задач и примеров.
Приемы руководства деятельностью детей:
1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая
ситуация.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: дидактические
игры, задачи на логическое мышление.
3. Приемы организации практической деятельности детей: беседа, показ, объяснение.
4. Приемы поддержания интереса у детей: игра, показ.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, самооценка.

Демонстрационный материал к занятию: письмо, сундучок, ёлка с шишками-заданиями, листок с таблицей, Карандаши, фломастеры, листы бумаги, Телеграмма от Феи из волшебной Страны Математики, карточки с числовыми неравенствами, карточки с точками и цифрами, счетные палочки, сюрприз (сундук), магнитная доска, фланэлеграф.
Раздаточный материал к занятию : листок с таблицей, листок в клеточку, счётные палочки, карандаши, веер с цифрами Геометрические фигуры для построения квадрата.
Место проведения : групповая комната.
Организационная часть. Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, погладьте свои руки, голову, животик, вы такие милые, добрые, улыбнитесь и поприветствуйте друг друга.
. Проводится психологический этюд «Ласковушка».
- Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?
-Я, Альбина Александровна. А ты кто? - Я, Тимошенька - дружок!
-Я, Дашуля - огонек. –Я,- Аришенька - подружка.
-Я, Лизонька - веселушка. Я- Златушка - хохотушка.
-Мы Алиночки - балериночки. -Я, Арсюшка - всезнайка. –
А я, Диана - грустинка. -Я, Тимурчик, я, Максим, я, Миша мы - друзья не разлей вода!
Воспитатель: - Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, вот таких пригожих, я приглашаю в путешествие! Согласны? Дети: - Да!
Введение в игровую ситуацию:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, почтальон вручил мне телеграмму, адресованную нашей группе. Давайте ее прочитаем
Телеграмма:
«Здравствуйте дорогие ребята, пишет вам Фея из Страны Математики. Я приглашаю вас в Страну Математики. Но путь в эту страну будет нелегким. Чтобы в нее попасть, нужно много знать.А чтобы показать свои знания, вам нужно выполнить задания. Тот, кто справиться с этими заданиями, получит приз»
Воспитатель: Ребята, вы хотите попасть в Страну Математики?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте подготовимся к путешествию и проведем разминку для ума.
И у меня для вас есть игра, которая называется:
«Назови число»
Для того, чтобы начать игру, нам надо встать в круг.

После того, как дети встали в круг, воспитатель объясняет детям правила игры.
-Я буду бросать мяч и называть число, вы, бросая мне мяч обратно, называете предыдущее число (уточнить).
- Назовите число, которое стоит перед числом 12; (11) ,16,18,10
А теперь надо называть последующее число (уточнить).
- Назовите число, которое стоит после числа 9; (10),14, 10,15

Давайте усложним задание.
- Назовите число, которое стоит между числами 8 и 10; (9), 14 и 16; (15), 18 и 20 (19)
- Сколько ранним утром глаз открывается у нас? (2)
- Сколько ушей у двух мышей? (4)
- Сколько углов в треугольнике? (3)
- Если два больше одного, то один …(меньше двух).
- Если мышка меньше волка, то волк …(больше мышки).
- Если лиса веселее, чем зайка, то зайка …(грустнее, чем лиса).
- На дубе три ветки, на каждой ветке по две груши. Отгадайте, сколько всего груш на дубе?- Молодцы! Теперь я вижу, вы действительно готовы отправиться в путешествие.
Воспитатель: - Подумайте и скажите: «На чем можно путешествовать»?
Дети: - на машине, на поезде, самолете, пароходе, воздушном шаре и т.д.
- Чтобы узнать на каком транспорте мы отправимся путешествовать, нужно соединить на листах точки по порядку. И получится картинка. Я дам вам небольшую подсказку, загадаю загадку.
Загадка: Чудо-птица синий хвост прилетела в стаю звёзд? (ракета)
Воспитатель: Молодцы вы справились с заданием, но что бы ракета взлетела, нам нужно выполнить следующие задание:
- На доске записаны числовые выражения
8+1= 7+2= 4+5= 2+7= 6+3= 8 - 4=
Воспитатель: Среди этих чисел есть одно лишнее. Как его найти? Как вы будите выполнять задание?
Дети: Сначала нужно решить числовые выражения, а потом найти лишнее число.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Наша ракета готова к взлёту. Полетели.

1 остановка: Задачкина
Воспитатель: У феи живут самые разные животные и птицы, и они любят придумывать разные задания для путешественников. Они предлагают вам поработать в парах и придумать задачу по числовому примеру (карточки с примерами на столах у детей).
Воспитатель: Давайте вспомним, что такое задача. Из каких частей она состоит? Для этого соберем пирамидку
1. Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно)
2. Что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти)
3. Что такое решение задачи? (Решение, это то, что можно сложить, объединить, прибавить)
4. Что такое ответ задачи? (Ответ задачи, это то, что получилось, и известно нам)
Дети: Задача: условие-------вопрос------решение ------ответ.

Воспитатель: Если в задаче из целого удаляется часть. Становится меньше, чем было и требуется найти остаток, каким действием решается такая задача?
Дети: Вычитанием
Воспитатель: Вычитание – это значит, что нужно увеличить или уменьшить?
Дети: Уменьшить.
Уменьшить, чтобы найти оставшуюся часть.
Воспитатель: Если в задаче объединяются части. Становится больше, чем было, каким действием решается задача?
Дети: Сложением.
Воспитатель: Сложение - это значит, что нужно увеличить или уменьшить?
Дети: Увеличить. Объединить части и найти целое.
Дети за столами с помощью числовых карточек составляют и решают задачи.
Воспитатель: Чтобы легче было работать, проведём разминку.
.Физкультминутка.
(Дети выполняют движения согласно тексту. Педагог следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерного образа животных.)
У нас славная осанка
Мы свели лопатки
Мы походим на носках
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята
И как мишка косолапый.
И как серый волк-волчище.
И как заинька-трусишка,
Вот свернулся волк в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
2. Остановка “Счетная”
Педагог: Вы попали на прекрасную полянку, где растет много красивых цветов и порхает много разноцветных бабочек. Педагог показывает картину с изображением цветов и бабочек
- Сколько бабочек?- Сколько цветочков?- Чего больше?- Чего меньше?- На сколько?
а) Дети отвечают на вопросы с помощью веера с цифрами
б) Воспитатель: А вот ещё испытание.
На этой поляне, стоит чудесная елочка. На елочке висят шишки. На каждой шишке задание.
1. На березе три синички
Продавали рукавички.
Прилетело еще пять.
Сколько будут продавать? (Ответ: 3 +5= 8)
2. Пять малышек - медвежат
Тихо в люлечках лежат.
Одному никак не спится,
А скольким сон хороший снится? Ответ: (5 – 1 = 4)
3. Собрались лесные звери.
На полянке возле ели.
Новый год! Новый год!
Закружился хоровод.
Серый волк с лисой-плутовкой
Так отплясывают ловко!
Восемь белок, три зайчонка
Пляшут весело в сторонке.
Сосчитайте побыстрей,
Сколько здесь всего зверей? (Ответ: 1 + 1 + 8 + 3 = 13)
4 . К косолапому на день рождения
Пришли друзья по приглашению:
Воробей, синичка,
Лисонька- сестричка,
Зайка здесь и белка здесь
Можете гостей всех счесть? (Ответ: 1+1+1+1+1=5)
* Курочка стоит на одной ноге. Ее вес на одной ноге 2 кг. Сколько килограмм станет весить курочка, если встанет на две ноги? (2 кг.)
* В кафе заглянули два папы, два сына и дед с внуком. Сколько мужчин зашли в кафе? (Трое)
* В одном семействе было пять сыновей. У каждого по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Шесть)
* Трое шагали по дороге, нашли десять гвоздей. Если следом пройдут шестеро, сколько гвоздей они найдут? (Ни одного – предыдущие трое все забрали)
* Три девочки играли в куклы час. Сколько часов играла каждая девочка? (Один час)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с этим испытанием!
Игра с палочками.
Выложи фигуру как у меня.
переложи две палочки так чтобы образовалось
пять равных квадратов.
Выложи такую же фигуру. Убери две палочки, чтобы получилось четыре одинаковых квадрат

Остановка “Конечная”
Воспитатель: Ребята наше путешествие подошло к концу. Посмотрите ребята на этой красивой поляне я нашла сундук. Но я не могу его открыть, мне нужен ключ. Я предлагаю вам выполнить ещё одно задание может это поможет нам. Давайте не будем терять время. Присаживайтесь за столы, подвиньте листочки, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.
4 клетки - вправо 2 клетки - вверх
клетки - вправо
клеток - вниз 4 клетки - влево
клетки - вверх 4 клетки - влево 1 клетка - вниз
1 клетка - влево 1 клетка - вниз
клетка - влево
клетки - вверх
клетки – вправо
Воспитатель: Что получилось?
Дети: Ключик.
. Воспитатель: Чтобы открыть сундук вам нужно решить последнее задание разложи правильно цифры по порядку
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Педагог: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать? На каких станциях вы сегодня побывали?
Ответы детей: подводят итог.
Воспитатель: Какие молодцы! Я очень довольна вашими знаниями, все дети были очень внимательными, активными и старательными. Поэтому за свои знания, всех детей Фея наградила.

Формирование представлений о свойствах предметов (цвет, форма, размер),

Развитие наблюдательности, познавательного интереса,

формирование навыков самостоятельной работы,

устанавление соответствия между цифрой и количеством предметов,

формирование пространственно-временного представления (слева, справа, вверху, внизу),

закрепление умения обозначать словами положение предметов по отношению к себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению математики в старше группе

Цели:

формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер),

развивать наблюдательность, познавательный интерес,

формировать навыки самостоятельной работы,

продолжать устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов,

продолжать формировать пространственно-временные представления (слева, справа, вверху, внизу),

закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная.

Развивающая среда: набор карточек с изображением различного количества предметов, карточки с цифрами, листы бумаги, карандаши.

Ход занятия

Сегодня к нам в гости придет один сказочный герой. А вот какой герой вы сейчас узнаете. Перед вами листок бумаги, а на нем, точки с цифрами. Соединив по порядку точки с цифрами, вы узнаете, кто к нам пришел. Зайчик приготовил для вас задания.

1. Разминка.

1. Сколько носов у трех котов?

2. Сколько ушей у двух мышей?

3. Какая цифра спряталась в слове “семь-я”?

4. Сколько пальцев на одной руке?

5. Какой сегодня день недели?

6. Сколько раз в году бывает день рождения?

7. Какое сейчас время года?

8. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок,
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят?

9. Сколько углов в треугольнике?

10. Сколько дней в одной неделе?

11. Что бывает раньше: утро или вечер?

2. Зайчик очень любит заниматься, а особенно играть в игру

«Составь фигуру».

Давайте и мы поиграем? (У каждого ребёнка на столе набор счётных палочек)

Возьмите 4 палочки и составьте из них , а из трех палочек - ∆.

Чем похожи эти фигуры? (У них есть углы и стороны)

Чем отличаются? (У - 4 угла и 4 стороны, у ∆ - 3 угла и 3 стороны)

Возьмите в левую руку круг, а в правую -овал

Чем Ο и 0 отличаются от и ∆? (У Ο и 0 нет углов)

2. Физминутка .

Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается. (Дети “умываются”)
Вымыл носик,
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо. (Дети трут ладошками носы, “хвостики”, уши)
Вытер сухо!
И поскакал:
Скок-поскок!
Скок-поскок! (Дети скачут)

3. Найди ошибку.

Дети подходят к столу. Здесь карточки с предметами, а рядом цифры, вот только здесь что-то напутано. Проверьте и исправьте ошибки. По очереди исправляют ошибки, если они есть. Молодцы, вы справились с этим заданием.

4. “Что где находится?”

Перед вами карта с геометрическими фигурами, несколько секунд вы запоминаете расположение фигур. Дети за столами на своих листках выкладывают геометрические фигуры, а потом проверяют в парах друг у друга.

Какая геометрическая фигура находится в правом верхнем углу?

Где расположен зеленый треугольник?

Где расположены прямоугольники?

Какие геометрические фигуры расположены в правом нижнем углу?

Сколько геометрических фигур на карте?

Все задания вы выполнили успешно, а теперь гимнастика для глаз.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно секунд 5.

2. Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.

4. Поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

В конце занятия сказочный герой спрашивает у детей, понравилось ли им занятие, что было самым интересным, самым сложным.

Игра

1) Я буду произносить слова, а вы, будете внимательно слушать и хлопать в ладоши всякий раз, когда среди слов вам встретятся названия животных. Внимание, начали: арбуз, стол, кошка, мяч, воробей, телевизор, слон, крот, ворона, коза. Хорошо ребята справились.

Нет, он два ра

2) В этой цепочке слов вам надо будет присесть каждый раз, как я назову растение. Слушайте внимательно: кувшин, крокодил, дуб, помидор, ракета, гвоздика, сорока, капитан, обезьяна, гриб, магазин, ромашка.

Умнички, ребята, я смотрю, все справились с заданием.

А сейчас последнее задание на внимание. 3) Вы должны будете топнуть ногой каждый раз, как я назову птицу. Крыша, клён, синица, солнце, крот, филин, фиалка, тигр, стол, чайка, сова, чайник, совок, снегирь.