Ребенок плачет в садике что делать. Что делать, если ребенок плачет в яслях? Особенности нервной системы ребенка

Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, со временем сталкиваются с его категорическим отказом посещать дошкольное учреждение. У кого-то это проявляется буквально после первого визита, кто-то начинает устраивать истерики по утрам, успешно отходив два-три месяца. Что же делать родителям, столкнувшимся с явным нежеланием любимого чада ходить в детский садик?

Причины, по которым ребенок не хочет ходить в детский сад

Если ребенок отказывается идти в садик, рекомендации психологов сводятся к обязательному выяснению причин, по которым малыш ведет себя подобным образом. Дети всегда ведут себя целесообразно, просто взрослые не могут понять, что они хотят сказать и чего добиться своими капризами. Взрослому кажется, что карапуз просто «чудит», однако к любому нехарактерному для крохи поступку следует отнестись со вниманием. И если он плачет и устраивает целые истерики, собираясь в садик, нужно выяснить каковы причины такого поведения.

Возможные причины, по которым ребенок не хочет посещать детский садик:

  • резкая смена устоявшегося режима и ритма жизни. Дети отличаются консерватизмом и смена образа жизни, чужие люди, а также отсутствие мамы, которая ранее всегда была рядом, выбивают их из колеи. Если раньше малыш знал, какое событие последует дальше, то сейчас все по-другому. Нужно подчиняться новым, непонятным правилам, учиться поведению в коллективе, совместно играться игрушками и пр. Воспитатель воспринимается как чужой человек, к которому у малыша нет доверия. Шустрого, она одернет, спокойного или скромного по характеру постарается втянуть в активную игру. Как результат - оба останутся недовольны и утром выразят протест идти к этой тете снова;
  • иная, отличная от домашней среда существования. Невкусная или непривычная еда, неудобная ложка, холодный горшок, тяжелое одеяло, шум в группе, множество детей, мультиков перед дневным сном - факторов способных вызвать неприятие садика масса. Адаптация к новым социальным условиям у детей протекает достаточно болезненно, нельзя слезы в детском саду списывать на капризы. Родители с помощью воспитателя должны выяснить, что именно вызывает у малыша дискомфорт и постараться максимально решить проблему;
  • неприятие воспитателя. Если малышу в первый день не понравился воспитатель - это серьезная проблема. Активные, шумные дети часто имеют конфликт с воспитателем, поскольку удобнее приструнить шалуна, чем уделить ему достаточно внимания. К тому же в группе таких детей может быть сразу несколько, и их излишняя активность может привести к конфликту. У воспитателя просто не хватит времени разбираться в сути возникшего конфликта, проще поставить зачинщика в угол. Нередко воспитатели насильно закармливают детей с ложечки, мотивируя это тем, что голодный ребенок будет капризничать;
  • не получается влиться в детский коллектив. Даже если с воспитателем установились доверительные отношения, и она малышу нравится, бывают ситуации, когда у ребенка не получается вписаться в коллектив и он предпочитает держаться особняком. Потребность общаться со сверстниками у каждого ребенка разная. Возможно, малыш просто устает от постоянно окружающих его детей. Но, если после полугода посещения садика, он по-прежнему не сблизился с товарищами в группе, предпочитая компании одиночество, это тревожный знак. Стоит проконсультироваться с психологом, возможно, у малыша есть психические отклонения.

Если родителям самостоятельно не удается разобраться в причинах отказа малыша ходить в детский садик, нужно обязательно посоветоваться со специалистом. В противном случае, ребенок, который по тем или иным причинам не убрал свой детский страх, вырастет неуверенным в себе человеком с кучей страхов и психологических зажимов. Тогда уже необходимо обращаться к специалисту, такому как психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.

Определить причину нежелания ходить в ясли родителям поможет конструктивный диалог с малышом. По дороге домой нужно расспрашивать, что больше всего понравилось сегодня, а что не понравилось. Дома в процессе игры в «детский сад» моделировать различные ситуации и внимательно наблюдать за реакцией крохи на одни или другие события. Это поможет выяснить, что вызывает негативное отношение к садику.

Как только родители начали водить кроху в ясли, они всячески должны помочь ему адаптироваться, чтобы период адаптации не затянулся. Дети по-разному реагируют к смене образа жизни, это напрямую зависит от характера и темперамента. Экстраверты привыкают к переменам, связанным с садиком, проще и быстрее, нежели интроверты, у которых адаптация может затянуться на полгода и более.

Стоит ли водить в садик, если ребенок плачет?

Польза сада неоспорима, ведь он является самой первой школой жизни и учит малыша как себя вести в социуме. Однако, что делать, если ребенок не хочет ходить в садик и постоянно там плачет? Психологи советуют попробовать сменить детское дошкольное учреждение. Иногда этого бывает достаточно. Желательно перед знакомством с новым садиком обратиться к психологу, который поработает с ребенком.

Если же и это не поможет, нужно искать возможности оставлять малыша дома под присмотром бабушек или нянь. Ведь живя в постоянном стрессе, кроха не сможет полноценно развиваться и усваивать информацию.

Зачем нам детский сад: 7 причин

Когда есть выбор, оставить ребенка с бабушками или отдать в сад, родители начинают задумываться, что будет лучше для малыша. С одной стороны, в саду дети больше болеют, подвергаются влиянию со стороны невоспитанных сверстников. С другой стороны, именно в саду ребенок учится правильно вести себя в социуме, потому сад детям все-таки нужен.

Семь причин посещать детское дошкольное учреждение:

  1. Социальная адаптация. Именно в саду малыш впервые сталкивается с социальными нормами поведения и учится себя правильно вести в социуме. Здесь у него больше чем дома возможностей наблюдать, анализировать и делать выводы.
  2. Всегда можно по поведению отличить ребенка, который до школы посещал сад. В саду дети приобретают нужные поведенческие навыки и в школе им проще влиться в коллектив.
  3. Приобретение знаний и опыта. Сидя дома у ребенка меньше способов получения информации, в саду же дети обмениваются знаниями, а также в процессе игры закрепляют полученную от воспитателя информацию.
  4. Развитие личностных качеств. Сидя дома малыш перенимает некоторые черты характера родителей и бабушек, а в общении со сверстниками у него четче проявляются индивидуальные черты характера.
  5. Самостоятельность. Детям, посещавшим дошкольное учреждение, легче пережить адаптационный период в школе.
  6. Приобретение иммунитета. Часто болевшие в саду дети, в школе уже практически не пропускают занятий, в отличие от тех, кто сидел дома.
  7. Обучение дисциплине. Это пригодится на протяжении всей жизни - как в школе и институте, так и на роботе.

Кроме того, отдавая ребенка в сад, у родителей появляется возможность отдохнуть от круговерти бытовых хлопот и заняться самореализацией.

Ваш ребенок плачет горько, отчаянно, безнадежно – так, как умеют плакать только маленькие дети, словно нет ничего страшнее в этом мире, чем их сиюминутное горе. Умом вы понимаете, что на самом деле никакой трагедии не произошло – вы всего лишь привели своего малыша в детский сад, но сердце ваше разрывается от боли. Вы не понимаете, как можно оставить маленького любимого человека – заплаканного, глубоко несчастного и бесконечно одинокого – здесь, в чужом и незнакомом для него месте. И он не понимает. И вам обоим от этого плохо. Но не отчаивайтесь: рано или поздно все наладится. Просто запаситесь терпением, чтобы процесс адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению прошел с наименьшими моральными потерями для всех.

«Расставанье – маленькая смерть…»

Многие дети посещение детского сада воспринимают именно как трагедию вселенского масштаба. Это для нас, взрослых, смена обстановки – дело привычное. У детей же все сложнее. Впрочем, эта сложность бывает разной степени. Недаром психологи всех начинающих детсадовцев распределяют по трем условным группам:

  • Дети высокой степени адаптации. Это те малыши, которым смена обстановки не доставляет больших психологических неудобств. Общительные, открытые, дружелюбные, они одинаково спокойно чувствуют себя и во дворе, и дома, и среди друзей, и в группе незнакомых сверстников. Детский сад для них всего лишь еще одно место, где приходится бывать.
  • Дети средней степени адаптации. У таких новое место может вызывать тревогу, но недолго. Эти дети порой сторонятся незнакомых, но непродолжительное время. Придя в детский сад, они немного поплачут, погрустят, но через час-другой, а то и раньше, забудут обо всех тревогах и опасениях.
  • Дети низкой степени адаптации. Это о них говорят: «не садовский ребенок». Именно эти малыши пугаются всего, что для них ново, незнакомо и непонятно. Они, переступив порог детского сада и почувствовав перспективу расставания с родителями, начинают плакать навзрыд. А как иначе – ведь их сейчас оставят, бросят, забудут, и тогда привычный мир рухнет.

Конечно, все дети разные. Но каким бы ни был ваш ребенок, посещение детского сада для него все равно будет психологическим испытанием. Если он умеет ориентироваться в незнакомой обстановке, то это не значит, что ему не нужна ваша поддержка. Тем более нужно быть рядом с тем малышом, для которого расставание с вами, пусть даже на непродолжительное время, равносильно смерти.

Почему ребенок плачет при посещении детского сада

У вас бывает так: вы просыпаетесь утром и понимаете, что на работу вам совсем-совсем не хочется? Причины на то могут быть разные: усталость, неприятный начальник, недружелюбные коллеги, неуютная рабочая обстановка – да мало ли что, главное, что не хочется, и все. Тем не менее вы, взрослый ответственный человек, встаете и идете. Или остаетесь дома, притворяясь больным. А теперь представьте, что все то же самое может испытывать и ваш несмышленый малыш. Только у него нет выбора – идти в детский сад или нет. Его берут и ведут. А он плачет – от безысходности и непонимания. Тем временем ему есть что рассказать о своем нежелании идти туда, где другие дети и воспитательница:

  • Ваш ребенок – великий консерватор. Ему, как и большинству маленьких детей, не нравятся перемены. Он не привык по утрам рано вставать, потом идти и в дождь, и в холод куда-то в чужое место к чужим людям, есть незнакомую еду, играть чужими игрушками и зачем-то слушаться чужую тетю. Он не принимает этого, потому что не понимает – зачем. Он, может, и говорит вам свое «не хочу», но вы же его не слушаете. Единственный для него способ защиты самого себя – плач.
  • Уровень настроения ребенка прямо пропорционален уровню его иммунитета. Когда человек болеет, он редко бывает радостным. Вот и ваш малыш, придя в детский сад и получив серьезный удар по своему здоровью (детский сад, как известно, не курорт и не санаторий), пребывает в унынии, которое сопровождается традиционным плачем.
  • Ваш ребенок не понимает, как можно остаться без вашего внимания. Он не знает, что такое быть самостоятельным, и не умеет таким быть. И в этом ваша вина: вы слишком его опекали, поэтому, придя в детский сад, он плачет от беспомощности, ведь без вас он чувствует себя никем.
  • В детском саду ребенок ощущает себя одиноким. Да, это звучит парадоксально, ведь в дошкольном учреждении дети и взрослые повсюду. Тем не менее внимания этих взрослых ребенку и недостает. Детей – много, воспитатель – один, естественно, на всех его не хватает, и некоторым детям от этого может быть плохо.
  • Вашего малыша в детском саду обижают. Дети по сути своей жестоки, ведь зачастую они даже не понимают, что делают или говорят плохие вещи. Детские дразнилки и обзывалки могут быть, на ваш взгляд, вполне безобидны, но для вашего ребенка они становятся причиной слез и нежелания идти в садик.
  • Плача, ребенок берет с вас пример. Когда вы ведете свое чадо в детский сад, вы ведь волнуетесь за него, переживаете, правда? Бывает так, что, когда вы передаете его воспитательнице и прощаетесь до вечера, ваши глаза вдруг оказываются на мокром месте? Так почему бы и малышу, который все видит и подмечает, не поплакать с вами за компанию? Дети очень тонко чувствуют тревогу родителей, поэтому трудно ждать от них психологической стойкости, если сами родители не готовы ее продемонстрировать.

Если ребенок плачет, когда идет в детский сад, это знак о том, что у него не все в порядке и ему нужна ваша помощь.

Что нельзя делать родителям, чьи дети плачут в детском саду

Ваша задача – помогать, но помощь должна быть адекватной. К сожалению, не все действия родителей попадают под это определение, даже если они уверены в своей правоте. Итак, что должны учитывать взрослые, если они хотят, чтобы адаптация их ребенка в дошкольном учреждении прошла с минимумом психологических затрат?

  • Отдавать ребенка в детский сад в наиболее подходящее время. Речь в данном случае идет не о времени суток, а о возрасте ребенка. Известно, что наиболее критический период для детской адаптации в новом месте – от трех до пяти. В этом возрасте ребенок сам по себе испытывает определенный кризис, причем у мальчиков он более выражен, нежели у девочек. Если в это время отдать ребенка в садик, то ему придется очень непросто. Так что постарайтесь сделать это до наступления «опасного» возраста. Слишком рано отрывать его от себя тоже не следует. Наиболее оптимальным для большинства детей считается период от двух до трех лет.
  • Нельзя наказывать малыша за его слезы и злиться на него из-за нежелания идти в детский сад. Во-первых, вы только усугубите и без того непростую ситуацию – разовьете в нем чувство вины. Во-вторых, какой смысл злиться на то, что ребенок всего лишь проявляет эмоции, на которые имеет полное право. Он такой же человек, как и вы, только маленький и беззащитный.
  • Не берите с ребенка обещание, что он «больше не будет» плакать, капризничать, отказываться идти в детский сад. Не связывайте его «честным словом»: он в силу возраста может его не сдержать, поэтому этот воспитательный момент не принесет должного эффекта.
  • Не высмеивайте детский страх перед садиком и не обсуждайте эту проблему с другими людьми в присутствии ребенка. Это только усугубит детскую тревогу.
  • Не шантажируйте ребенка детским садом, мол, если не будет слушаться, то вы сдадите его туда навечно. Тем более не стоит плохо говорить о воспитателях вашего малыша. Иначе в его сознании садик останется исключительно нехорошим и опасным местом с такими же людьми.
  • Не позволяйте собой манипулировать: если ребенок поймет, что его слезы способны тронуть родительское сердце и помогают избежать посещения детского сада, он не перестанет плакать никогда.
  • Не обманывайте свое чадо обещаниями, что вы заберете его из садика совсем скоро. «Скоро» в представлении ребенка – это через 10 минут. Вы же не придете так быстро, правда? А малыш будет ждать. И в итоге не дождется и будет при этом чувствовать себя обманутым.

В общем, будьте осторожны, но при этом не ждите, что проблема нелюбимого детского сада разрешится сама собой. Если не предпринимать никаких действий, то ребенок так и будет плакать изо дня в день, а это может причинить его нервной системе непоправимый вред.

Как помочь ребенку, который плачет в детском саду

Что делать, если ребенок плачет в детском саду? Ответ на этот вопрос волнует многих родителей. На самом деле он не так сложен, как кажется. Вот что советуют специалисты тем взрослым, чьи дети каждый новый день встречают слезами из-за перспективы идти в садик:

  • Адаптация к детскому саду должна быть постепенной. Привести плачущего ребенка утром и забрать вечером – это слишком жестоко. Попробуйте для начала расстаться на два часа. На следующий день – на три. И так день за днем постепенно увеличивайте этот промежуток. Пусть ребенок привыкнет к мысли, что его не оставят, что за ним обязательно придут и что его задача – просто подождать.
  • Прежде чем отдать ребенка в детский сад, придите туда на экскурсию. А еще лучше – посетите несколько детских садов. Если ребенок увидит, что это совершенно нормально – когда днем детки ждут своих родителей все вместе под присмотром воспитателей, может, он не так бурно будет реагировать на свое расставание с мамой и папой.
  • Начните приучать малыша к новому распорядку дня еще дома. Отрепетируйте подъем, завтрак, сборы и т. д. Чем меньше неожиданностей встретит ребенок в саду, тем проще пройдет его адаптация.
  • Расскажите ребенку, что новые игры и новые друзья – это здорово, хотя к ним придется привыкать, но это нормально. Поделитесь с ним своим опытом: вспомните, как вы сами впервые пришли на новую работу, как знакомились с коллегами.
  • Доверьте на первых порах проводы в детский сад вашего малыша тому члену семьи, к которому ребенок не слишком привязан эмоционально – с таким ему будет проще попрощаться без слез.
  • Четко проговорите малышу то время, когда вы за ним придете. Только обозначьте его не часами, а событиями: после обеда, или после сна, или после дневной прогулки.
  • Начинайте детскую социализацию еще до отправки в детский сад. Учите малыша общаться с детьми и взрослыми вне дома. Поиграйте в детский сад с игрушками.
  • Разрешите ребенку взять с собой в садик какую-нибудь игрушку из дома. Или снабдите его чем-нибудь, что напоминало бы ему о вас, – носовым платком, символическим ключом от дома. Пусть малыш чувствует, что вы с ним, вы рядом.
  • Не нервничайте по утрам. Чем больше вы заводитесь из-за перспективы опоздания или других проблем, тем нервознее чувствует себя ребенок.
  • Покажите по отношению к воспитателям свое дружелюбие. Тем самым вы дадите понять ребенку, что эти тети вам не чужие и что бояться их не нужно.
  • Придумайте вместе с малышом свои ритуалы утреннего прощания и вечерней встречи. Упорядоченность значительно облегчает жизнь, делая ее ожидаемой и понятной.
  • Обязательно интересуйтесь у ребенка, как прошел его день. Скажите ему, что он молодец, потому что умеет ждать.
  • Будьте сами спокойны и доброжелательны, как бы ни сжималось ваше сердце при расставании. У ребенка должен быть перед глазами пример правильного поведения. Если вы не волнуетесь, значит, и ему будет не так страшно.

Как правило, адаптация к детскому саду занимает от двух до трех месяцев. Если же прошло около полугода, а ребенок никак не может привыкнуть к новой для себя жизни, необходимо обратиться за помощью к психологам. Возможно, причина неприятия детского сада находится гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Дети бывают разными. Один немедленно начинает плакать в детском саду, как только мама скрылась за дверью, а потом успокаивается. Другой малыш рыдает на протяжении всего дня. Третий сразу же заболевает – и это тоже форма протеста против незнакомой обстановки. Для ребенка расставание с мамой и папой – целая трагедия. Он может пережить ее быстро, если обстановка в детском саду ему нравится. Но если нет, ребенок может так и не приспособиться к чужим для себя условиям. Результатом может быть истерика, постоянный плач в саду и частые болезни.

Какие дети лучше всего приспосабливаются к детскому саду?

По оценкам воспитателей и детских психологов, к незнакомой обстановке в детском саду лучше всего приспосабливаются дети из многодетных семей, которые родились и воспитывались в коммуналках, где процесс воспитания с самого начала основывался на равноправных партнерских отношениях с родителями (когда родители считают ребенка равным и относятся к нему как к взрослому).

Когда плач может быть вредным для здоровья ребенка

Американские исследования показывают, что плач может нанести непоправимый вред нервной системе ребенка. Плач ребенка нужно дозировать, считает доктор психологии Пенелопа Лич. Она исследовала около 250 детей и выяснила, что плач более 20 минут подряд наносит сильный удар по здоровью ребенка. Это относится не только к плачу в детском саду, но и к воспитанию ребенка дома. Те дети, которые плачут более 20 минут, затем испытывают больше проблем на протяжении всей своей жизни, потому что привыкают к мысли, что на их крик о помощи никто не придет и не поможет. К тому же, утверждает доктор Лич, длительный плач детей разрушает их мозг, что в дальнейшем приводит к проблемам с учебой.

Когда ребенок плачет, в его организме вырабатывается гормон стресса кортизол, вырабатываемый надпочечниками. Этот кортизол и является тем гормоном, который способен повредить нервную систему ребенка. Чем длительнее плач, тем больше кортизола вырабатывается и тем больше вероятности повреждения нервных клеток.

"Это не значит, что ребенок никогда не должен плакать или что родители должны беспокоиться, как только ребенок заплакал. Все дети плачут, некоторые больше, чем другие. Плох для детей не сам плач, а то, что ребенок не получает ответа на свой крик о помощи», - пишет в своей книге доктор Лич.

Когда нельзя отдавать ребенка в садик?

Родителям стоит знать, что мальчики в возрасте от 3 до 5 лет намного хуже адаптируются к новой среде, чем девочки того же возраста. Период трех лет – самый сложный для ребенка. В этом возрасте происходит перелом психики, формирование «Я» ребенка, это для него критический возраст. Если в период наибольшей уязвимости сдать ребенка в садик, его психика может непоправимо пострадать, а период адаптации затянется надолго – до полугода.

Дети от трех до пяти лет очень тяжело переживают разлуку с мамой, так как их связь с ней в этом возрасте наиболее крепка. Разрывать ее очень рискованно, это нужно уметь делать.

Нельзя отдавать ребенка в садик, если он часто болеет – это вконец расстроит ослабленную иммунную систему ребенка. Нельзя отдавать ребенка в садик, если он еще очень маленький и слишком тяжело переживает разлуку с мамой.

Как правильно адаптировать ребенка к детскому саду?

Сначала ребенок должен сходить в детский садик с мамой и посмотреть, что там делают другие детки. Просто оставить ребенка в детском саду и уйти на целый день – бесчеловечно. Нервная система малыша получит мощный удар, от которого будет долго оправляться.

Маме или папе надо обязательно сходить с малышом в детский садик и побыть в детской среде. Ребенок будет более спокойным, если мама рядом. Когда дети находятся на прогулке, мама может привести малыша в садик, чтобы он погулял с ними без разлуки с мамой. Нужно привести ребенка в садик еще и вечером, чтобы он видел, что родители забирают детей после смены. Это очень важно для ребенка – знать, что за ним обязательно придут.

Чтобы ребенок не видел, как плачут другие дети при расставании с мамой, всю первую неделю его нужно приводить в садик на час позже – не к 8.00, а к 9.00. И нужно предварительно покормить малыша завтраком в привычной домашней обстановке, поскольку в садике он может отказаться от еды.

Всю первую неделю маме можно оставаться с ребенком в группе, чтобы он чувствовал свою защищенность и понимал, что здесь ему ничего плохого никто не сделает. Но оставаться не на весь день, а сначала на пару часов, до утренней прогулки, затем уйти с ребенком домой. Потом время в садике можно увеличить.

И наконец во вторую неделю можно попробовать оставить ребенка одного в садике, но не на весь день, а до обеда. Затем забрать малыша домой.

В третью неделю малыша можно оставлять в садике уже на весь день. За это время он успеет понять, что в садике ему ничего не грозит, а наоборот, интересно играть с новыми детьми, слушать интересные сказки и делиться новыми игрушками.

Степень адаптации малышей к садику

У каждого ребенка свои особенности нервной системы, поэтому они по-разному адаптируются к незнакомой среде детского садика. Одни привыкают и приспосабливаются быстро, другие – очень сложно. По тому, насколько быстро ребенок начинает ориентироваться в незнакомых условиях, можно разделить их на три большие группы.

Самая сложная степень адаптации

Из-за незнакомой обстановки у ребенка может произойти нервный срыв, он долго и безутешно плачет, оставшись без мамы, начинает часто и долго болеть. Ребенок не хочет контактировать ни с кем, кроме родителей, не хочет играть в садике с другими детьми, замкнут и плохо сосредоточен. Игрушками его развеселить не удается, малыш перебирает их одну за другой, ни на одной не останавливаясь. Желания играть у него нет, как и желания устанавливать контакт с другими детьми.

Как только воспитатель что-то говорит ребенку, он может пугаться и начинать звать маму, плакать либо вообще не реагировать на слова воспитателя.

Действия родителей

Нужно максимально гибко обращаться с таким ребенком, первую неделю-две мама должна быть вместе с ним в садике, и желательно сходить на консультацию к психологу.

Средняя степень адаптации

Такой ребенок может играть с другими детьми, плакать не очень долго, но у него проявляется скрытый протест на незнакомую обстановку. А проявляется он частыми заболеваниями – простудами, ангинами, насморком, аллергиями. Когда мама оставляет ребенка одного и уходит, он сравнительно недолго переживает, а затем начинает играть с другими детьми. В течение дня у него могут быть, казалось бы, беспричинные вспышки капризности, гнева, агрессии или плаксивости. По этим симптомам можно понять, что ребенок еще не адаптировался как следует.

Обычно такие дети могут адаптироваться к новому детскому коллективу и воспитателям не меньше полутора месяцев.

Действия родителей

Деликатность родителей и воспитателей, разговоры и объяснения, которые касаются пребывания ребенка в садике. Родители должны каждый день поговорить с ребенком, выяснить, какие события происходили в садике, и разобрать их по косточкам. Родители также должны постоянно держать связь с воспитателями, чтобы вовремя среагировать на любые проблемы ребенка.

Высокая степень адаптации

Когда ребенок очень хорошо адаптируется в незнакомой обстановке, родителям и воспитателям легко. Хорошая адаптация обозначает, что ребенок ходит в садик охотно, быстро устанавливает контакт с детьми, адекватно реагирует на замечания воспитателей. Период адаптации для таких деток самый короткий – меньше трех недель. Ребенок почти не болеет, это значит, что он благополучно переносит условия детского сада.

Ребенок с хорошей степенью адаптации не скучает, не капризничает, не плачет. Он умеет сам найти себе занятие и вовлечь в него других детей. Он спокойно делится игрушками и свой в компании других детей. Такой ребенок спокойно засыпает и вовремя просыпается, не нервничает на прогулке.

Когда приходят родители, ребенок охотно рассказывает им о событиях, которые происходили в садике.

Действия родителей

То, что ребенок сравнительно легко переносит обстановку в детском саду, не значит, что нужно предоставлять его самому себе. В первую неделю нужно все равно адаптировать ребенка, подготовить его к садику, рассказать о новых детках и чужой тете-воспитателе. Ребенку надо рассказать, зачем он ходит в садик и что его там ждет. И самое важное – дать понять малышу, что мама или папа обязательно заберут его домой после смены.

Если ребенок плачет в саду, это – показатель того, что ему нужна помощь. Ведь маленький человечек еще так беззащитен, а его нервная система такая хрупкая. Обязательно спросите у воспитательницы, сколько плачет ваш ребенок и когда. Может быть, он больше всего расстраивается по утрам, когда вы уходите? Может быть, вечером, когда думает, что его не заберут? А может быть, ребенок плачет после сна, потому что новая обстановка для него некомфортна? В зависимости от причины плача вы сможете устранить ее и успокоить тем самым расстроенного малыша.

  1. Обратите внимание на то, плачет ли ребенок после того, как в садик его отводит мама или, может быть, плач усиливается, когда в садик его отводит папа? Если ребенок меньше плачет, когда в садик его отводит другой член семьи (не мама), пусть этот член семьи (папа, дедушка, старшая сестра) его пока и отводит. Так нужно делать, пока малыш не адаптируется.
  2. Узнайте у воспитателя, какие игры или игрушки больше всего радуют вашего ребенка. Может, он успокаивается, ложась спать с любимой лошадкой? Или после разговора с девочкой Ирочкой? Или ему нравится, когда воспитательница читает ему сказку про Золотого петушка? Эти методы нужно применять, когда ребенок плачет в саду.
  3. Не молчите, разговаривайте с ребенком даже в том случае, если он еще мал и говорить с вами не может. Когда мама и папа разговаривают с ребенком, что-то объясняют, делятся впечатлениями, малыш успокаивается и плачет намного реже. Очень хорошо, когда по дороге в детский сад мама рассказывает ребенку о том интересном, что ждет малыша в группе. А по дороге домой тоже что-то рассказывает ребенку, спрашивает, как он провел день.
  4. Можно давать ребенку в сад его любимую куклу или мишку – игрушку, с которой он чувствует себя более защищенно. Такая игрушка наверняка найдется у каждого ребенка. Это особенно хороший способ, если у ребенка тяжелая или средняя степень адаптации к незнакомой среде. Можно также дать ребенку с собой его любимую вещь – платьице, полотенце, платочек, любимые тапочки. С этими предметами ребенок будет чувствовать себя немного уютнее – с ним вроде бы частичка привычной домашней обстановки.
  5. Есть еще один прекрасный способ смягчить адаптацию ребенка в садике. Можно дать ребенку ключ и сказать, что это ключ от квартиры. Можно сообщить ребенку, что теперь ключ от квартиры (дома) будет только у него и без этого ключа мама или папа домой попасть не смогут, пока не заберут из садика своего малыша. Это очень хороший ход, который поможет ребенку чувствовать себя важным и нужным. Это также поможет обрести ребенку дополнительную уверенность в себе и в том, что родители обязательно заберут его из садика как можно скорее. Этот ключ должен находиться у ребенка в таком месте, чтобы малыш мог достать его и ассоциировать с приходом родителей. Это придаст ему уверенность в себе в те моменты, когда малыш плачет в садике.
  6. Когда родители забирают ребенка из садика, они не должны спешить, нервничать и кричать. Даже если родители нервничают молча, ребенок моментально считывает эти эмоции и повторяет их. Ведь связь малыша с родителями в этом возрасте очень крепка. Чтобы ваш ребенок не расстраивался и не плакал, постарайтесь сами быть в хорошем настроении и добром здравии.
  7. Не стоит реагировать на первые же слезы и капризы ребенка. Он быстро поймет, что таким образом может манипулировать мамой и папой. Будьте тверды в своих намерениях и не отступайте от них. Если уж решили сдать ребенка в садик, переживите вместе с ним первый месяц адаптации (а может, и дольше) и чутко реагируйте на его потребности и проблемы. Ваша твердость и доброжелательность поможет ребенку обрести спокойствие в непривычной среде.
  8. Придумайте милую традицию, когда прощаетесь с ребенком, оставляя его в саду. Научите его посылать воздушный поцелуй или поцелуйте ребенка в щечку, погладьте его по спинке, подайте другой условный знак, который говорит о любви к ребенку. Этот обмен знаками «я тебя люблю» успокаивает малыша, дает ему ощущение защищенности не смотря на то, что любимая мама (папа) сейчас уйдет.

Если ребенок плачет в детском саду, родители могут избавить его от любых проблем терпеливостью, любовью, внимательностью. Ведь период адаптации когда-то был и у них.

Я рыдала в больнице по той же причине, по которой плачут дети в детском саду при адаптации!!!
Читать до конца. Подробно всё разжую)

Как же так вышло?

В субботу я поступила в больницу с подозрением на аппендицит. Мне осмотрела куча врачей, и ото всех я слышала только «аппендицит, классическая картина».

На операцию я шла с вполне себе легким сердцем.

А потом я очнулась и улыбчивая медсестра сказала мне, что везёт меня в гинекологическое отделение.

-Как так? Почему?

-К вам придёт доктор и все расскажет.

Конец разговора.

И вот тут включается фантазия… А если… Любая женщина может легко представить, какие ужасные мысли роились у меня в голове в те минуты.

Когда меня привезли в палату, я уже ревела.

Почему я ревела белугой?

  1. Потому что неизвестность - это пытка.
  2. Потому что я морально подготовилась к удалению аппендицита, а не к этому.

А потом 3 часа я ждала врача и мучилась неизвестностью… Нет, я не рыдала это время, у меня включились защитные механизмы, я начала логически рассуждать, пытаться отвлечься и т.п. Но первые 10 минут дались мне тяжело.

Как моя история поможет вам в адаптации ребёнка к детскому саду?

Потому что дети, так же как и я в больнице, плачут или из-за неизвестности, или из-за обманутых надежд.

Потому что не знают, что их там ждёт.

Потому что ребенок ожидал, что мама придёт скоро, а её все нет и нет. И вот тут малыш начинает придумывать страшилки, куда пропала мама… Как тут чувствовать себя в безопасности, когда мир так неустойчив и обманчив?!

И если у взрослых есть защитные механизмы психики, то у дошколят их практически нет. У дошколят основной механизм защиты — это

Представьте себя на месте ребенка: Как будто вас отправили на супер-пупер курорт, а оказались вы одна на заброшенном острове среди аборигенов, еще и не факт, что мирно настроенных…

Стало страшно? А ребенку ещё страшнее.

Как помочь ребёнку ходить в сад без слёз?

1) Говорите правду.

Не обманывайте ребёнка, что пошли в магазин и пропали до вечера, да ещё и не купили ничего… Как только ребёнок поймает вас на обмане, пусть даже он ничего не скажет, его адаптация усугубится в разы.

Не надо вешать ребёнку лапшу на уши!

Лживая картинка рушится при столкновении с реальностью — это выбивает опору из под ног. И тогда фрустрация потребности в безопасности цветет пышным цветов: привет слезам, кошмарам, истерикам, непослушанию, болячкам и иже с ними.

Особенно, если ребёнок идёт в сад года в 4. Ему уже хватает опыта, чтобы понять, что не со всеми ребятами он подружится, что он будет немного скучать. Такой ребенок уже лучше отслеживает временные рамки, его уже всеми этими «ушла за хлебом и не вернулась» не проведешь.

2) Объясняйте ребёнку, что его ждёт.

Вот как в моем ситуации в больнице. Если бы хоть один врач перед операцией мне рассказал, что, возможно, это окажется не аппендицит, что есть и другие варианты развития событий, то у меня была бы возможность морально подготовиться. Я бы не испугалась после операции, я бы не чувствовала себя обманутой.

Ребенку, конечно, мы стараемся рассказывать все в положительном ключе. Об этом

Да, и здесь есть сказка для детей по подготовке к детскому саду и сказки про деток которые плакали и грустили в садике:

Но, если ребенок уже плачет в саду, значит фрустрируется его потребность в безопасности в первую очередь, плюс, возможно, потребность в любви (малыш считает, что его мама больше не любит, бросила и т.п.).

В таких случаях стоит проигрывать не только положительные сюжеты, но и сюжеты со слезами, расстройством ребенка. Пример такой игры и ее результатов

Обсуждайте с ребенком, все плюсы и минусы в саду. Да, там нет мамы и папы. Да, без них неуютно и скучно. Но детский сад нужен вашей семье по ряду конкретных (!!!) причин, понятных вашему ребенку.

Давайте ребенку конкретные варианты развития событий!

«Ты поиграешь, погуляешь и я приду».

«Ты порисуешь, сходишь на музыку, погуляешь, пообедаешь и я приду за тобой. Если я задержусь на работе, то ты успеешь поспать в саду».

3) Не надо говорить, что «здесь нечего бояться».

Очень даже есть чего, если ребёнку уже страшно. Лучше спросите, из-за чего именно он расстроен, из-за чего переживает, что тревожит. Выводите ребенка на конкретику. Так вам самим (т.е. вашей семье: маме и/или папе/дедушке/бабушке)

4) Не надо запугивать ребёнка садом .

Многие люди, особенно советской закалки, любят детей пугать. Это могут быть фразы из серии: «Вот пойдешь в сад, там с тобой никто возиться не будет!», это могут быть и более мягкие, но не менее пугающие ребёнка фразы: «Как же ты такой стеснительный/несамостоятельный и т.п. в сад пойдешь?!»

5) Позаботьтесь о себе.

У вас тоже может произойти такой же «сбой системы». Вы рассчитывали на одно, готовили ребенка к одному, а на выходе получили совсем другое. Перебирайте разные варианты развития событий. Поговорите со знакомыми, узнайте, кто с чем сталкивался в детском саду.

Тогда вы будете в состоянии и ребенка к разным вариантам подготовить, и наготове у вас будут

Легкой адаптации к детскому саду!

P.S. А ваш ребенок плачет в садике? Какие еще темы про сад вам интересны?

Ни одну маму не оставит равнодушной плач любимого малыша. Хочется его немедленно успокоить, пожалеть, приласкать…

Даже если он в чём-то провинился. Хоть и эмоционально нелегко даются такие моменты, но хорошо одно – кроха сейчас рядом с вами и вы можете контролировать ситуацию.

А вот когда мамы узнают, что их ребёнок плачет в детском саду, недавно начав туда ходить, то их часто охватывает сильная тревога, страх и даже паника. «Он ещё совсем маленький и совсем один там», «Может, малыш ещё не готов к садику?», «Как же ему помочь?» - такие мысли проносятся в голове у мамы.

И, согласитесь, наиболее сильное беспокойство испытывают те, кто уже к этому времени вынужден был выйти на работу. Ведь нет возможности примчаться к своему чаду и мгновенно уладить ситуацию.

Почему ребёнок плачет в детском саду?

Рассмотрим основные причины стресса, который испытывает малыш от посещения садика:

  1. Разлука с мамой на длительное время;

Чем меньше возраст ребёнка, тем сильнее стресс по этой причине и тем тяжелее проходит адаптация к садику.

  • До 2 лет дети ещё сильно привязаны к маме и нуждаются в тесном эмоциональном контакте с ней, в её заботе и ласке. Если они этого резко лишаются, то их психика сильно страдает;
  • Да и у малышей 2-3 лет связь с родителями ещё очень крепка, поэтому попадание в мир совершенно незнакомых ему «тётей» и других детей не может пройти гладко.

Дети, в таком случае, обычно весь день подходят к воспитателю с вопросом: «А когда придёт мама?» Каждая минута ожидания для них мучительна. И это самая распространённая причина того, что ребёнок начинает плакать в детском саду.

  1. Переход на новый режим;

График питания, сна, прогулок в садике отличается от домашнего. И, чем сильнее разница, тем тяжелее привыкать ребёнку. Это очевидно.

Поэтому (особенно в первое время посещения детского сада) он может отказываться от еды, испытывать трудности в засыпании, как в самом садике, так и дома;

Знайте! Чем более приближены по времени к садиковским все домашние процедуры и мероприятия, тем легче приспособиться ребёнку к новым условиям.

  1. Самостоятельность;

Дети, которым не давали действовать самостоятельно и, к началу посещения садика, не привили основных навыков самообслуживания (есть ложкой, одеваться, мыть руки, ходить на горшок), оказываются совершенно беспомощными в новой обстановке. И это усиливает стресс.

  1. Другое отношение к ребёнку со стороны взрослых;

Если дома он привык к ласке, доброте и вниманию мамы, папы и других близких родственников, то в садике малыш может столкнуться с повышенной строгостью, серьёзностью и требовательностью воспитателей. Притом колоссальный недостаток внимания не может не отражаться на настроении и состоянии ребёнка.

  1. Приобщение к новым правилам и нормам поведения. «Это нельзя», «Это надо вот так», «Делай так», «Не ходи туда» и т. д. – вызывают у маленького человечка множество вопросов и непонятностей в стиле: «А почему?»
  1. Малыша могут обижать в садике другие дети, отбирать игрушки, толкать и пр. Такие действия могут вылиться в то, что ребёнок плачет после детского сада или отказывается идти туда утром;
  1. Невкусная еда. Рацион в садике может в корне не устроить кроху, особенно если он привередлив в еде и питается очень ограниченно.

К чему может привести стресс от посещения детского сада?

Конечно, любая адаптация к чему-либо всегда вызывает хотя бы минимальный стресс. Даже мы, взрослые, подчас очень настороженно относимся ко всему новому.

А тут ребёнок. Да ещё попадает в первое в своей жизни внедомашнее учреждение. Без слёз, очевидно, не обойтись. Но иногда стресс настолько сильный, что может повлечь за собой различные неприятные последствия:

  • Частые заболевания. Стресс приводит к ослаблению иммунитета, и ребёнок оказывается в ситуации, когда количество источников заражения возрастает, а сопротивляемость организма снижается. Вот и результат;
  • Кроме того, есть такое явление, как психосоматика, когда наше психическое состояние, переживания и стрессы отражаются на здоровье. Чаще всего это происходит на уровне подсознания. Например, недостаток внимания к себе ребёнок неосознанно может стремиться восполнить посредством болезни.
  1. В нем вы найдете простые, бесплатные способы укрепить здоровье ребенка во время посещения детского сада;
  2. Ребенок будет реже болеть, быстрее пройдет адаптацию и перестанет плакать в детском саду;
  3. Про психосоматические причины болезней и как их избежать, вас тоже ждет отдельный блок в этом подробном видеокурсе.
  • Отказ от еды. Психическое состояние очень часто отражается и на пищевом поведении. С началом посещения садика, малыш может начать хуже кушать, в том числе и дома. Читайте статью по теме: Ребенок плохо ест, что делать ?>>>;
  • Проблемы со сном. На какое-то время ребёнок может даже перестать спать днём, долго засыпать ночью, опять-таки, требуя повышенного внимания к себе (ведь укладывая его спать, мама будет долгое время рядом). И, конечно, до боли знакомый вариант: малыша сложно разбудить утром, так как он не хочет идти в садик;
  • Изменения в поведении. Когда ребёнок плачет перед детским садом, после него и когда находится в нём, это автоматически указывает на то, что он стал более капризным.

Также, как следствие сопротивления новым условиям или в результате взаимодействия с другими детьми, малыш может начать проявлять агрессивность (в отношении себя, родителей, неодушевлённых объектов). Не торопитесь наказывать его за каждое грубое действие, ведь так подчас он выражает свои душевные переживания.

Как подготовить малыша к детскому саду?

Что же делать, когда ребёнок плачет в детском саду? Первое правило:предположить заранее, что такая ситуация произойдёт и начать готовить малыша к садику.

  1. Начните задолго до посещения детского сада рассказывать ребёнку о нём: что это такое, зачем туда ходить, что там хорошо. Рассматривайте фотографии в журналах, где дети играют вместе, в том числе в садике;
  2. Научите необходимым умениям: самостоятельно кушать и одеваться, ходить на горшок и мыть руки (читайте статью по этой теме: Как приучить ребенка к горшку ?>>>);
  3. Постепенно приближайте режим дня малыша к тому, который установлен в садике. Особенно это касается графика сна и приёма пищи;
  4. Чаще бывайте в людных местах: на детских площадках, в парках. Проходите с малышом мимо садиков, останавливайтесь, чтобы посмотреть на других детей там во время прогулки. Комментируйте их действия: «Смотри, дети играют (бегают, прыгают, смеются)», делая акцент на позитивных эмоциях (узнайте, что делать, если ребенок боится других детей ?>>>);
  5. Приучайте ребёнка оставаться наедине с другими родственниками (не только с вами). Так постепенно будет происходить привыкание его сначала к своим, а потом и к чужим людям;
  6. Больше общайтесь со своим крохой. Особенно если ребёнок плачет, когда идёт в детский сад. Если замечаете, что он взволнован или чего-то боится, попытайтесь выяснить причину. Но очень мягко. Никогда не высмеивайте и не обесценивайте страхи своего чада. Относитесь к ним с пониманием и всегда поддерживайте кроху;
  7. В первые дни, месяцы посещения садика, проявляйте к ребёнку повышенное внимание. Ведь малышу его так не хватает!
  8. Нередко тревога и стресс передаются детям от их родителей. Умейте вовремя отслеживать собственные страхи и негативные эмоции, чтобы справляться с ними, а не «награждать» ими своё чадо;
  9. Когда ребёнок плачет утром в детском саду или перед ним, не ругайте и не критикуйте его. Так вы только усилите стресс и замедлите процесс адаптации. Рассказывайте о положительных моментах садика или просто переключайте внимание малыша на что-то другое;
  10. Пусть малыш плавно привыкает к детскому саду. Сначала ходите туда вместе с ребёнком на два часа во время прогулок вашей группы. Затем постепенно увеличивайте длительность его пребывания в садике;

Кстати! Развивающие центры и частные детские сады с малочисленными группами могут стать хорошим вариантом для мягкой адаптации малыша.

  1. Станьте активным участником жизнедеятельности вашего крохи в детском саду. Познакомьте его с воспитателями, с другими детьми, включайтесь в коллективные игры. Пусть ваш авторитет сыграет значимую роль в адаптации малыша к садику.

Из него вы сможете узнать, как познакомить ребенка с садиком и режимом и подружить малыша с воспитателем.

Пусть, когда вы уходите, у вашего ребенка будет верный и надежный друг в детском саду. Надежный взрослый, который пожалеет, уделит внимание и будет оберегать ребенка. Это возможно, если вы примените алгоритм из курса «Я иду в детский сад!»