Нормативно-правовая основа социальной защиты многодетных семей. Социальная защита многодетных семей Необходима органам соцзащиты в отношении многодетных семей

Время на чтение: 7 мин

Российское государство заинтересовано в увеличении количества его жителей, поэтому последние десятилетия проводится политика охраны и социальной защиты материнства, детства и семьи.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Многодетные семьи при этом вносят большой вклад в увеличение естественного прироста населения, поэтому их поддержке и защите посвящены специальные акты как на государственном, так и на федеральных уровнях.

Социальная защита многодетных семей в Москве

Данная правовая область отнесена к совместному ведению государственных и региональных властей.

Основными нормативными актами государственного значения являются следующие документы:

  • Указ Президента РФ № 431 "О мерах общественной многодетных родителей";
  • Федеральный закон "О трудовых на территории Российской Федерации";
  • Федеральный закон № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

Данные нормативные акты регулируют основные начала предоставления социальной поддержки , конкретные же условия их предоставления и перечень утверждаются законами регионов. Между регионами объем и условия социальной помощи многодетным семьям разнятся в зависимости от финансирования и принятых законов.

В Москве таким нормативным актом является Закон города Москвы № 60 от 23 ноября 2005 года "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве".

Согласно данному закону, многодетной семьей является семья, в которой есть трое или более детей до достижения ими 16 лет, а при обучении в образовательном учреждении – до 18 лет. При этом в состав семьи не включаются дети, находящиеся на государственном обеспечении или дети, в отношении которых родители родительских прав или в них.

Для получения и денежных выплат многодетной семье необходимо получить удостоверение многодетной семьи в Москве.

Порядок получения статуса многодетной семьи в Москве

Для того чтобы получить удостоверение многодетной семьи, необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление установленного образца;
  • паспорта родителей или законных представителей с в Москве либо один из документов: копию нанимателя жилья, домовую книгу или из нее, единый жилищный документ;
  • справка управляющей компании или иной организации, выполняющей подобные функции;
  • свидетельства о рождении всех детей ;
  • документ регистрации детей в Москве ;
  • фотографии старших членов семьи - родителей размером 3 на 4 см;
  • свидетельство, подтверждающее факт отцовства , опеки или попечительства, удочерения или усыновления;
  • документ о факте отсутствия второго родителя в случае, если заявитель - единственный родитель;
  • справка, подтверждающая факт обучения в образовательной организации;
  • о браке .

Пакет документов можно подать в многофункциональные центры или с помощью сети Интернет на официальном портале мэра Москвы.

Денежные выплаты и иные меры социальной поддержки многодетным семьям

Многодетным семьям в столице полагаются следующие денежные выплаты:

  • компенсация и расходов на оплату жилья семьям с тремя и четырьмя детьми в размере 1044 рублей в месяц на семью, для семей с большим количеством детей в размере 2088 рублей на семью;
  • при рождении ребёнка предусмотрена в размере 14500 рублей ;
  • до достижения ребенком 3 лет многодетная семья имеет право на получение пособия в размере 10000 рублей на ребенка ежемесячно , в отношении детей от 3 до 18 лет на каждого полагается пособие в размере 4000 рублей ежемесячно. Данные выплаты предоставляются в случае, если подушевой семейный доход не превышает размер на одного человека.
  • компенсация стоимости продуктов в размере 600 рублей в месяц на каждого ребенка до 3 лет;
  • компенсация за рост стоимости жизни в размере 1200 рублей в месяц на семью для семей с тремя и четырьмя детьми, в размере 1500 рублей на семью для семей с большим количеством детей, данные выплаты производятся до достижения младшим ребенком 16 лет, а в случае прохождения обучения в образовательных учреждениях до наступления 18 лет вне зависимости от размера дохода семьи;
  • компенсация за пользование телефоном в размере 250 рублей на семью в месяц;
  • компенсация в размере 10000 рублей на каждого ученика в семье раз в год на возмещение расходов на приобретение одежды для школы;
  • в семьях, имеющих более 5 детей, выплачивается 1800 рублей на покупку детских товаров в месяц на семью;
  • для семьи с 10 и более детьми ежемесячно выплачивается дополнительное пособие в размере 1500 рублей на семью.

Некоторые меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям в натуральной форме:

  • предоставление бесплатного проезда одному из родителей и детям;
  • предоставление бесплатных лекарств по рецептам врача для детей до 18 лет;
  • предоставление молочных продуктов для школьников до 7 лет по рецептам врача;
  • первоочередной приём в государственные детские сады бесплатно;
  • бесплатная парковка на год и освобождение от оплаты транспортного налога . Данная льгота была введена Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 года № 289-ПП;
  • бесплатное ежемесячное посещение столичной муниципальной бани, зоопарка, Ботанического сада, спортивного состязания, музеев, выставок , право покататься на аттракционах в парке имени Горького или в другом месте;
  • возможность купить льготные билеты в Большой театр .

Данный перечень льгот намного шире, чем гарантированный Указом президентом России.

Также нюансом является то, что несмотря на право многодетных семей согласно государственному закону получить бесплатно , в Москве такие участки не выдаются в связи с отсутствием свободных земель, в то же время вопрос о компенсации пока не разрешен.

Но несмотря на это, обширный перечень различных социальных льгот гарантирует возможность многодетной семье обеспечить своих детей надлежащими условиями для жизни и развития.

Очевидно, насколько важна помощь многодетным семьям со стороны государства и общества, предоставление ряда льгот, особенно в сфере образования детей и оказания медицинских услуг, а также материальной поддержки. Однако не следует порождать и развивать иждивенческие настроения, следует создать такие условия, чтобы любая семья, в то м чи сле и многодетная, могла достигнуть высокого уровня благосостояния и духовного развития. Но пока это недостижимо, основная тяжесть работы с многодетными семьями ложится на социального работника. Вся работа с этой категорией семей строится на основе этих документов: Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г., введенный в действие с 1 июля 1992 г. и разработанных на его основе постановлений областных и городских органов власти и местного самоуправления. Принят и реализуется Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г., в ноябре 1995 г. в него внесены изменения в соответствии с законом «О внесении изменений» в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Получила президентский статус Федеральная Программа «Дети России». Действует национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации. Социальные службы на местах применяют Законы или Указы, напрямую не относящиеся к многодетным семьям. Так, например, в Новочеркасском управлении по труду и социальной защите населения на основании Закона Ростовской области, принятом 24 февраля 1999 г. «Об адресной социальной помощи малоимущим жителям Ростовской области», выплачиваются материальные пособия многодетным семьям как попавшим в экстремальные условия, 6 месяцев в году оказывается натуральная помощь. Такая практика позволяет оказать дополнительную помощь многодетным семьям.

Большинство исследователей, занимающихся проблемами многодетных семей, отмечают, что эти семьи нуждаются в комплексной системе мер социальной защиты. На нынешнем этапе развития, многодетным семьям необходима помощь, связанная не только с нехваткой средств на питание и одежду, но и на лекарство, на расходы, связанные с расширением платного медицинского обслуживания в поликлиниках и стационарах, санаториях и оздоровительных лагерях. Важнейшее место должны занимать меры, которые способствуют адаптации многодетной семьи в современных экономических условиях. Среди этих мер-организация собственного дела и самозанятости, переход на работу в коммерческие структуры, где оплата гораздо выше, использование вторичной занятости для получения вторичных денежных доходов, самообеспечение продуктами питания за счет выращивания их на приусадебных участках, дачах, огородах и т.п. Возможности разных типов многодетных семей зависят от многих условий: от возраста родителей, их образования и квалификации, числа детей, их обеспеченности жильем, предметами длительного" пользования, наличия приусадебного участка, сада, огорода, автомобиля, от состояния рынка и наличия рабочих мест по специальности родителей, развитости рыночных отношений в месте проживания.

Молодые семьи чаще выбирают дополнительные заработки, а также занятость в коммерческих структурах с более высокой оплатой труда. В большинстве многодетных семей главным кормильцем является отец, поэтому необходимо обеспечить мужчинам возможность дополнительных заработков, что облегчит материальное положение семьи. Необходимо способствовать и самостоятельным, заработкам детей, желающих помочь семье Или удовлетворить свои нужды. Следует подумать и о частичной занятости женщин, создавая условия работы м неполным рабочим днем или надомной работы. Социальный работник так же может помочь многодетной семье получить кредиты на организацию фермерского хозяйства или его развитие, создание промышленного или торгового предприятия, надомного производства. Доктор экономических наук Панкратьева Н. В. предлагает такую меру, как увеличение налогонеоблагаемой части дохода и считает, что это должно иметь достаточно весомое значение в определении располагаемого денежного дохода многодетных семей (денежного дохода за вычетом налогов, обязательных платежей и взносов). При прочих равных условиях значимость этой меры для семейного бюджета будет способствовать повышению экономической активности многодетных семей. В своей статье в журнале «Семья в России» она приводит формулу расчета общественно-нормативной величины дохода семьи с двумя родителями и различным числом детей:

Д = п. м.x(2+d),

где Д-доход семьи,

п. м.-величина прожиточного минимума,

d-число детей в семье.

Достигнуть достаточного уровня дохода во всех многодетных семьях можно путем повышения заработной платы или пособий, или одновременно того и другого. В связи с этим предлагается ввести двухступенчатую систему пособий на детей. Сохраняя действующую систему пособий на детей, целесообразно ввести специальные дополнительные пособия на детей из многодетных семей.

Для семей с тремя детьми в размере:

минимальный вариант-1,0 прожиточного минимума на семью;

максимальный вариант-1,25 прожиточного минимума на семью.

Для семей с четырьмя и более детей:

минимальный вариант-1,25 прожиточного минимума на семью;

максимальный вариант-1,5 прожиточного минимума на семью.

Величина пособий матери по уходу за ребенком до 1,5 года должна быть увеличена до размера:

минимальный вариант-1,0 прожиточного минимума;

максимальный вариант-1,25 прожиточного минимума.

Но даже такие, казалось бы, большие пособия позволяют решить материальные проблемы семьи с тремя детьми, при большем количестве детей возникает дефицит средств, так как не обеспечивается даже прожиточный минимум.

Помогают решить материальные проблемы многодетной семьи льготы, которые предоставляет Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»:

-льгота по медицинскому обслуживанию;

-льгота на проезд в общественном транспорте;

-многодетным семьям, имеющих трех и более детей, предоставляется проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных линий для учащихся общеобразовательных школ (Указ Президента РФ от I 5.05.92 г. №431);

- социальные льготы.

Также для многодетных семей установлено:

- прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

- бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча или за счет других внебюджетных отчислений;

- один день бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

Многодетным семьям установлена скидка в размере ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, электроэнергией.


Статус многодетной семьи устанавливается в соответствии с региональным законодательством и подтверждается удостоверением установленного образца. Удостоверение многодетной семьи выдаётся органами социальной защиты населения по месту жительства семьи. В большинстве российских регионов многодетной семьей считается семья, имеющая в своем составе трех и более несовершеннолетних детей.

По данным последней переписи населения в стране насчитывался 1 миллион 250 тысяч многодетных семей.

Меры социальной поддержки и льготы многодетным семьям установлены Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в дальнейшем по тексту - Указ N 431). Другими федеральными и региональными нормативно-правовыми актами предусмотрено:

  • Пособия на детей

    Перечень детских пособий гражданам, имеющим детей, связанных с их рождением и воспитанием, установлен Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ.

  • Ежемесячные выплаты на детей

    Перечень ежемесячных выплат на детей установлен Федеральным законом N 418-ФЗ от 28 декабря 2017 года “О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей”, Указом Президента РФ от 20 марта 2020 года №199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", региональным законодательством.

  • Бесплатное предоставление земельного участка многодетным семьям

    В соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Земельного Кодекса РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно гражданам, имеющим 3-х и более детей, устанавливаются региональными законами.

  • Социальная поддержка многодетных семей по обеспечению жильем
  • Единовременное денежное поощрение одному из награжденных орденом "Родительская слава" родителей
  • Субсидирование ипотеки

    Предоставляется по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации:

    • при рождении у них начиная с 1 января 2018 г. и не позднее 31 декабря 2022 г. второго ребенка и (или) последующих детей, являющихся гражданами Российской Федерации, - по ставке 6 % годовых на весь срок кредита (займа);
    • проживающих на территории Дальневосточного федерального округа и приобретающих жилое помещение на указанной территории, при рождении у них начиная с 1 января 2019 г. и не позднее 31 декабря 2022 г. второго ребенка и (или) последующих детей, являющихся гражданами Российской Федерации, - по ставке 5 % годовых на весь срок кредита (займа),
    а в случае рождения с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. второго ребенка и (или) последующих детей - по 1 марта 2023 г.
  • Социальная поддержка многодетных семей - заемщиков ипотечного кредита

    Предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13-2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" на погашение 450 тысяч рублей из их ипотечного кредита.

  • Региональный материнский капитал (РМК)

    Назначается при рождении третьего или последующего ребенка за счет бюджетных средств региона.

  • Ежемесячная субсидия родителям на оплату детского сада
  • Налоговые льготы по имущественному и земельному налогам
  • Право на досрочную пенсию многодетным матерям , родившим и воспитавшим 5 детей
  • Право многодетных родителей на ежегодный оплачиваемый отпуск по их желанию в удобное для них время

    Работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. Такое правило устанавливает статья 262.2 Трудового Кодекса РФ.

РМК является важной мерой демографического стимулирования многодетных семей и назначается в большинстве субъектов РФ при рождении третьего ребенка. Так как подавляющее большинство многодетных семей обременены существенными жилищными проблемами, такая мера в значительной степени призвана помочь в их решении. Более подробно с условиями предоставления и вариантами использования РМК можно ознакомиться на нашем портале "Материнский капитал" в разделе "Региональный материнский капитал при рождении третьего ребенка" по региону своего проживания.

Также для решения жилищных проблем отдельные регионы устанавливают для многодетных семей единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.

Например, в Тамбовской области при рождении одновременно трех и более детей или при повторном рождении в трехлетнем периоде одновременно двух или нескольких детей в семье, признанной в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, Законом от 26 мая 2011 г. N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области" предоставляется единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, размер которой исчисляется исходя из количества членов семьи и 18 м 2 общей площади жилья, приходящейся на каждого члена семьи, и утвержденной средней стоимости 1 м 2 .

1 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 N 487-ФЗ "О внесении изменения в статью 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации", законодательно закрепивший возможность предоставления многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, взамен выделения бесплатного земельного участка, альтернативную государственную поддержку в улучшении жилищных условий многодетной семьи.

В соответствии с внесенными изменениями подпункт 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ изложен в следующей редакции:

"6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно ;".

Основные параметры социальной поддержки и льготы многодетным семьям, установленные Указом N 431:

  • Скидка в размере не ниже 30 % установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
  • Бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
  • Бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
  • Прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
  • Бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
  • Бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
  • Один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

Кроме этого, Указом N 431 предусматривается:

  • помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечение выделения для этих целей земельных участков, а также предоставление льгот по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставление безвозмездной материальной помощи либо беспроцентной ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков;
  • содействие в предоставлении многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

Также Указом N 431 Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

Принимаемые в соответствии с Указом N 431 региональные нормативные акты могут устанавливать и другие льготы многодетным семьям, с которыми можно ознакомиться в разделе "Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах " по своему региону проживания.

Новости по теме

  • Для малоимущих россиян подготовили новые выплаты и льготы

    Борьба с бедностью стала ключевой темой политической повестки с 2018 года, эта же цель стоит и перед новым премьер-министром Михаилом Мишустиным и его новым правительством. Ранее стало известно, что он выступил категорически против освобождения людей с низкими доходами от налогообложения, предложив взамен...

  • В Госдуме объяснили, зачем информировать россиян о положенных им льготах

    Президент России Владимир Путин подписал закон, который наделяет россиян правом самостоятельно выбирать, как их будут информировать о полагающихся им льготах. В Госдуме объяснили необходимость этого нововведения.

  • Предпенсионерам положены льготы

    В 2019 году в России появилась новая социальная группа — предпенсионеры. Эта категория населения возникла в связи с проведением пенсионной реформы, подразумевающей повышение возрастного ценза по выходу на заслуженный отдых. Ранее завершить свой трудовой путь мужское население нашей страны могло...

  • Меры социальной поддержки и льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма
  • Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
  • Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО "Маяк"
  • Меры социальной поддержки граждан, пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
  • Меры социальной поддержки граждан из подразделений особого риска
  • Меры социальной поддержки граждан, имеющих особые заслуги и выдающиеся достижения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

социальный защита многодетный семья

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что семья является одним из старейших и важнейших социальных институтов общества, влияющих на формирование и развитие личности. Огромный диапазон и уникальность средств влияния семьи делают ее мощным, незаменимым средством социализации и социального становления личности.

В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Новая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих правил.

В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают проблемы, связанные с многодетной семьей. По данным последней переписи населения, в России насчитывается 1 миллион 500 тысяч многодетных семей. С каждым годом это число увеличивается. Родители трех и более детей должны знать, что государство помогает семьям.

Многодетная семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования.

Существующие проблемы таких семей обуславливают необходимость оказания им помощи со стороны государства. Материальная и моральная поддержка многодетной семьи, создание нормальных условий жизни в ней родителей и детей помогут решению демографической ситуации в нашей стране, поэтому очень важно осмыслить как нынешнее положение многодетной семьи, так и пути улучшения их положения.

Для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей государство предпринимает определенные меры, однако все еще нет четкой системы их социальной поддержки. Для успешного решения возникающих проблем необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При этом, социальные работники должны выступать как посредники между семьей и обществом (группой, коллективом, государством), так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений. Создание эффективной системы социальной защиты семьи является неотъемлемым условием развития нашего общества.

Внимание к многодетным семьям в настоящее время объясняется и тем, что в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса они занимают одно из первых мест среди других травмированных категорий.

Целью исследования является результаты деятельности специалистов по социальной работе с многодетными семьями.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть понятие и правовое регулирование социальной защиты многодетных семей в РФ;

2. проанализировать меры по социальной поддержке многодетных семей;

3. выявить актуальные проблемы в социальном обеспечении многодетных семей и пути их решения.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения многодетных семей в РФ.

Предметом исследования являются правовые нормы действующего законодательства, в частности Конституция РФ, Федеральный закон от социальной работы с многодетными семьями.

Методологическую основу исследования составляют научные труды в области теории государства и права, права социального обеспечения. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой и другие.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в правотворческой и правоприменительной деятельности, разработке теоретических проблем в сфере права социального обеспечения и совершенствовании отраслевого законодательства.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав: вводной, аналитической и практической, заключения и списка использованной литературы. План работы отражает содержание заявленной темы.

В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы обобщающего характера, выявлены актуальные проблемы и предложены пути их решения.

Работа включает в себя список использованной литературы, определяющий основные источники. При написании выпускной квалификационной работы были изучены труды авторитетных специалистов в области права социального обеспечения К.Н. Гусова, М.Л. Захарова, Е.Е. Мачульской и других.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РУГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РФ

1.1 Понятие и категории многодетных семей по российскому законодательству

На протяжении последних ста лет в России произошли огромные изменения в уровне рождаемости, отражающие переход от традиционного к новому, современному типу репродуктивного поведения. Сегодня многодетность является скорее исключением из общего правила для подавляющего количества регионов России.

В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида. Одна из наиболее обобщенных концепций, обосновывающих малодетность, - смена акцентов в системе "общество - семья - человек". Если раньше доминантными были интересы семьи, то теперь отдается предпочтение индивиду, что влечет неизбежное изменение ориентаций личности на внесемейные ценности.

Итак, очень быстро пройдя путь от традиционного типа рождаемости до современного, Россия в 90-х годах ХХ века заняла место в ряду стран с очень низкой рождаемостью. Не исключено, что со временем положение изменится, и рождаемость несколько повысится, но возврат к прежним репродуктивным нормам вряд ли вообще возможен, т.к предпринимаемые сегодня меры социальной защиты семей с детьми не могут остановить резкого падения уровня жизни семей, и как следствие ухудшение условий для содержания детей.

Изменения репродуктивного поведения российских семей - следствие трансформации функции семьи в процессе длительного исторического, экономического и социокультурного развития России. Темпы и масштабы этого перехода не были одинаковыми на разных этапах социально-экономического развития Российской империи, затем - Российской Федерации в составе СССР и, наконец, России как самостоятельного государства.

Семейное законодательство конкретно России не устанавливает, какая семья является многодетной.

Основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус многодетной семьи, является Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 №250). Данный Указ устанавливает для многодетных семей льготы в области жилищно-коммунальных, транспортных, медицинских, образовательных услуг, льготы в области трудовых и земельных отношений.

В соответствии с данным указом органы исполнительной власти субъектов России самостоятельно устанавливают, какие семьи являются многодетными. При этом понятие "многодетная семья" определяется ими с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона.

Однако анализ иных отраслей права позволяет утверждать, что многодетной является семья, имеющая трех и более детей (п.8 ст.36 Жилищного кодекса РСФСР). Так, определение данное в Законе г. Москвы от 5.11.2008 №56 гласит, что: "многодетная семья - это семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении всех типов до 23 лет, если они учатся по очной форме". В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. Таким образом, статус многодетной семьи (а, следовательно, и меры социальной поддержки, которые полагаются многодетной семье) сохраняется за ней до совершеннолетия последнего ребенка, а при условии его обучения в образовательном учреждении по очной форме обучения - до 23 лет.

В настоящее время многодетные семьи устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности и т.д.).

Российская семья, жизнедеятельность которой является отражением закономерностей развития общества, претерпевает существенные изменения. Сложившаяся ситуация в области воспроизводства населения проявляется в затянувшемся демографическом кризисе, который приводит к отрицательным экономическим и социальным последствиям.

В современном обществе идет переосмысление понятия, что такое семья. Возникновение, развитие и функционирование семьи и брака изучает специальная социологическая дисциплина - социология семьи. Семья - одна из древнейших форм социальной общности, которая возникла значительно раньше классов, государств и наций в недрах первобытнообщинной формации. Ее несомненная общественная ценность и интерес к ней обусловлены, прежде всего, тем, что она связана с «производством и воспроизводством» непосредственно жизни - человеческого рода, воспитанием детей, удовлетворением в наиболее приемлемой форме самых насущных потребностей человека.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа и как важный социальный институт. При этом семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

1. вступление в первый брак - образование семьи;

2. начало деторождения - рождение первого ребенка;

3. окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

4. «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;

5. прекращение существования семьи -- смерть одного из супругов.

На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействие с другими семьями и обществом в целом.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

1. репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства;

2. воспитательная - первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

3. хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

4. экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

5. функция первичного социального контроля - регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи:

6. духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;

7. социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

8. досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

9. эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

Многодетные семьи играют значительную роль в улучшении демографических процессов. Снижение среднего числа детей в семье отражает те изменения рождаемости, которые создают неблагоприятную демографическую ситуацию. По данным ВЦИОМ, для нормального воспроизводства населения необходимо, чтобы более 50 % населения имели больше трех детей, 10 % - троих.

Роль и значение воспитательного процесса для человека и общества проявляется в первичной социализации человека. Потенциал, заложенный в многодетной семье, может проявляться как с позитивной, так и с негативной стороны, а процесс социализации детей имеет трудности, проблемы, присущие также и другим типам семей.

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX в. в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

1. Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

2. Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.

3. Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Первые две категории вполне благополучны. Они успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в социальной поддержке, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своих детей и успешно решают задачи их воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы социального педагога.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов.

Типы многодетных семей, причины, по которым они образовались, необходимо знать и учитывать для того, чтобы более подробно и детально изучить истоки сложившихся проблем в каждой конкретной семье.

Многодетные семьи всех типов относятся к категории семей социального риска, что связано с существованием широкого спектра проблем (материально-бытовых, жилищных, трудовых, социально-педагогических, медицинских и т. п.). Поскольку многодетность обеспечивает высокий темп воспроизводства населения, материальная и моральная поддержка многодетных семей, создание нормальных условий жизни в ней родителей и детей крайне необходимы для решения демографических проблем.

Таким образом, можно сказать, что многодетная семья - это в большинстве случаев малообеспеченная семья.

Реальные доходы многодетной семьи резко упали, что привело к увеличению издержек на питание и уменьшению всех других видов расходов. В структуре доходов роль пособия на детей не велика, хотя и дает некоторую прибавку к семейному бюджету.

Данная трудность влияет как на внутрисемейные отношения, так и на отношения семьи с социальным окружением.

Все вышеперечисленные в проблемы многодетной семьи очень сильно влияют на каждого члена семьи, особенно на подрастающих детей, и чтобы более или менее сгладить влияние отрицательных факторов многодетности, необходимо изучать положение многодетной семьи с различных сторон.

1.2 Правовое регулирование социальной защиты многодетных семей в Российской Федерации

Развитие всех сфер жизни общества с необходимостью затрагивает и законодательство, в том числе ту его часть, которая регулирует отношения по социальному обеспечению семей, имеющих детей. Проблемы семей, имеющих детей, выходят за рамки чисто семейных отношений, это в конечном итоге экономические и политические проблемы, решение которых требует самого активного вмешательства государства.

Идея равенства всех людей на Земле как юридическая норма была обоснована еще просветителями XVII в. в концепции естественных прав человека, закреплена в Декларации независимости США 1776 г., в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г.

Настоящим достижением мировой цивилизации в гуманитарной сфере стало принятие Организацией Объединенных Наций (ООН) в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, статья 1 Декларации гласит: »Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства». Здесь важен принцип равноправия всех членов, человеческого сообщества, взрослых и детей, подчеркивается недопустимость дискриминации человека по какой-либо причине.

Декларация прав ребенка, провозглашенная в 1959 г., утверждает: »Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита, предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно, здоровым и нормальным путем, в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка».

Еще один важный международный документ -- Конвенция о правах ребенка -- был принят Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Согласно Конвенции, дети имеют право на равенство перед законом, право на юридическую защиту, право на развитие, право на жизнь, здоровье, выбор места жительства, право на воссоединение со своей семьей, на выражение мнения, на информацию, на свободу объединения, право на личную жизнь, право на доступ к достоверной информации, право на образование. Необходимо упомянуть статью 23 Конвенции о правах ребенка, которая признает право детей с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью в условиях, которые гарантируют их достоинство, благоприятствуют их самостоятельности и облегчают их активное участие в жизни общества. Дети с особенностями развития должны получить возможность участия в общественных мероприятиях. Например, приглашение переводчика на язык жестов позволит глухим посещать спектакли и представления. Слепым детям и детям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата важно помочь добраться в нужное место, обеспечить транспорт.

Социальная защита населения находит свою реализацию в виде государственной социальной политики государства. Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями. В этом смысле положение людей с инвалидностью в ряде стран связано с недостаточно развитым и не всегда эффективным правовым контекстом в части предусмотренных механизмов реализации соответствующего законодательства и ответственности за его исполнение.

Необходимо разграничить понятие »социальная защита и социальная поддержка». Понятия социальная защита и социальная поддержка обеспечение родственны, но не тождественны. При их использовании в качестве научных определений социальная защита включает в себя социальную поддержку как составную часть, а кроме того охватывает гарантии по охране труда, здоровья и природной среды, минимальной оплате труда и др., обеспечивающие нормальные условия жизнедеятельности человека

В законодательстве термин »социальная защита населения» используется в разных значениях. Как такового, легального определения социальной защиты населения, нет до сих пор. Термин социальная защита -- это составное понятие из слов социальное и защита. Социальное -- это все то, что связано с жизнью общества, все, что опосредует взаимоотношения субъектов общественной жизни (человека и социальной группы, человека и общества в целом). Защитить -- это значит не допустить наступления неблагоприятных событий.

Таким образом, социальная защита населения -- это система мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, а также смягчение и ликвидацию их последствий. Под социальным риском следует понимать вероятность наступления неблагоприятной жизненной ситуации, независящей или мало зависящей, от самого гражданина, т.е. обусловленной внешними причинами.

Социальная поддержка -- это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг. Система же социальной защиты выполняет превентивную функцию, которая не свойственна системе социального обеспечения1.

Кроме социальной поддержки в социальную защиту можно включать другие подсистемы: подсистема защита населения от чрезвычайных ситуаций, подсистема обеспечения занятости, подсистема защиты сбережений и денежных средств.

В России права граждан на участие в жизни общества и защита их интересов закреплена федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Они направлены на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других конституционных прав и свобод.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты . В нашей стране семейные отношения регулируются Семейным кодексом Российской Федерации, который определяет следующие вопросы, касающиеся неполной семьи: брачно-семейные отношения между мужчиной и женщиной, установление происхождения ребенка, порядок усыновления детей, а также установление алиментных обязательств, членов семьи . Национальный стандарт Российской Федерации о «Социальном обслуживании населения. Социальные услуги семье», устанавливает состав, объем и формы предоставления всего комплекса социальных услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, следующих групп:

Малообеспеченным семьям;

Неполным семьям;

Семьям и отдельным гражданам, оказавшимся в экстремальной ситуации, семьям беженцев и вынужденных переселенцев;

Многодетным семьям;

Семьям с неблагоприятным психологическим климатом и т.д.

Для улучшения положения семей в России необходимо усиление государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций. Государственная помощь семьям с детьми, поддержка института семьи и брака, стимулирование рождаемости выступают важнейшими направлениями семейной политики, которая призвана решать следующие задачи:

Обеспечивать социальную безопасность института семьи на основе опытной проверки принимаемых решений на федеральном и региональном уровнях;

- создавать необходимые условия для стабилизации семейно-брачных отношений, успешной реализации семьей репродуктивной, жизнеохранительной, экономической, социально-культурной, воспитательной и других ее функций, формировать в обществе высокий престиж семейных ценностей и семейного образа жизни и др. .

Защита семьи, в том числе и неполной семьи, и прав детей, в нашей стране осуществляется в соответствии с нормами гражданского, семейного, административного, жилищного, уголовного и других отраслей права.

Законодательство предусматривает ряд льгот и пособий для неполной семьи (матерей-одиночек).

Реформа социального обеспечения наряду с пересмотром норм о пенсионном обеспечении, относящимся к семьям, в состав которых входят дети, должна, по нашему мнению, принципиально по-новому подойти и к проблемам помощи семьям, имеющим детей. Разработка нового нормативного акта о семьях, имеющих детей, потребует пересмотра многих теоретических положений, сложившихся в науке права социального обеспечения, выдвижения новых, отражающих реальные жизненные ситуации, учет данных многих наук, изучение опыта законодательства других стран.

В настоящее время подготовлен проект всесторонней Государственной программы по улучшению положения женщин, семьи и охраны материнства и детства. Государство обязано создавать родителям благоприятные условия, позволяющие сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей. Программа исходит из установления единства интересов семьи и общества; признания значимости семьи как одного из основных социальных институтов общества, обеспечивающего жизнедеятельность человека, воспроизводство населения, историческую и культурную преемственность поколений; необходимости усиления защиты прав ребенка; необходимости изменения социального статуса женщины; улучшения здоровья нации; создания равных возможностей для самореализации личности независимо от пола, возраста, национальности, места жительства.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ устанавливаются следующие виды государственных пособий:

1) пособие по беременности и родам;

2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

3) единовременное пособие при рождении ребенка;

4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

5) пособие на ребенка;

6) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

7) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

8) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", находятся в распоряжении таких органов либо организаций и указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе.

Межведомственное информационное взаимодействие в целях назначения и выплаты пособий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Статья 4. Средства на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:

1) средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (от 07.06.2013 N 129-ФЗ);

2) средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, образовательным организациям дополнительного профессионального образования и научным организациям на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях (ФЗ от 02.07.2013 N 129-ФЗ;

3) средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде пособия на ребенка(ФЗ от 29.12.2015 N 388-ФЗ);

4) субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях. Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации(ФЗ от 07.06.2013 N 129-ФЗ);

5) субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (ФЗ от 07.06.2013 N 129-ФЗ).

Расходы на доставку и пересылку государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата пособий (ч. 2 ФЗ от 30.05.2001 N 67-ФЗ).

Финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, определяющим финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий (ч. 3 ФЗ от 30.05.2001 N 67-ФЗ).

Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, не взимается (ч. 4 ФЗ от 30.05.2001 N 67-ФЗ).

Рассматривая помощь семьям в воспитании детей как важное направление социальной программы развития нашего общества, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают целесообразным осуществить дополнительные меры по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей, с тем чтобы обеспечить рациональное сочетание общественного и семейного воспитания детей, облегчить положение работающих матерей, уменьшить различия в уровне жизни семей в зависимости от наличия детей и создать благоприятные условия для жизни и быта молодых семей. Одновременно с этим необходимо повысить внимание к решению проблем, связанных с улучшением охраны материнства и младенчества, воспитанием детей, упрочением семьи.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

1. В целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми:

В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Совершенствование денежных выплат, а также льгот и услуг, оказываемых семьям с детьми, на современном этапе осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей » № 431, где устанавливают для многодетных семей:

1) скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;

2) бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;

3) бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;

4) прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

5) бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

6) бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;

7) один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;

8) оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

9) обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков;

10) содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;

11) при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работ и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.

Определение перспектив развития социального обеспечения семей с детьми требует от ученых анализа результатов, оценки социально-экономических задач, и построения на этой основе концепции развития обеспечения семей с детьми и модели системы денежных выплат, услуг и льгот.

Таким образом, многодетным семьям необходимо учитывать, что получение льгот, пособий и субсидий, положенных им по законодательству, не предоставляется автоматически, а носит заявительный характер. Для получения выплат и льгот следует обращаться с заявлением и необходимыми документами как непосредственно в орган социальной защиты населения, так и в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или же через портал государственных и муниципальных услуг. При обращении за пособиями после наступления обстоятельств, с которым закон связывает их выплату, пособия, как правило, назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление.

В соответствии со ст. 7 пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей - ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

Пособие по беременности и родам устанавливается в размере:

среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", - женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

300 рублей - женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

стипендии - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;

денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах.

Лицам, указанным в абзацах втором - пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, за исключением матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Лицам, указанным в абзаце седьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и матерям, уволенным в период беременности, указанным в абзаце шестом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет.

Матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам, указанным в абзаце пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка либо со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, до достижения ребенком возраста полутора лет.

Лицам, указанным в абзаце восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня смерти матери и (или) отца либо дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения медицинской организации) до достижения ребенком возраста полутора лет.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:

1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;

40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;

40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам), - лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер пособия составляет 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия, исчисленный в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 процентов размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.

В случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных настоящей статьей, без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.

Размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Определение многодетной семьи в данном нормативном акте не приводится. Дается лишь указание, что в каждом регионе страны этот статус должен устанавливаться самостоятельно в целях оказания адресной социальной поддержки с учетом национальных и культурных особенностей, демографической ситуации и уровня экономического развития. В соответствии с этим на местах разрабатывается и назначается необходимый объем социальных льгот и денежных выплат

Таким образом, в настоящее время вопросы правового регулирования статуса многодетных семей и их социальной поддержки решаются на уровне нормативных актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Зачастую предоставляемых в настоящее время мер на практике оказывается недостаточно, в том числе в связи с несовершенством нормативной базы и недостаточной информированностью населения. Многим многодетным родителям требуется юридическая помощь для получения права на предусматриваемые социальные денежные выплаты (в том числе детские пособия) и льготы.

В большинстве субъектов Российской Федерации многодетной считается семья, на содержании которой находятся три ребенка и более в возрасте до 18 лет. В связи с наличием большого количества проблем, многодетные в России характеризуются высокими социальными рисками, поэтому нуждаются в различных мерах государственной социальной поддержки, предоставляемых как на федеральном, так и на региональном уровне.

В связи с этим в настоящее время можно рассматривать сложившуюся систему социальной поддержки семей с детьми (включая многодетных) как завершенную и не предполагающую существенного расширения.

ГЛАВА 2. МЕРЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

2.1 Деятельность органа социальной защиты в сфере защиты многодетных семей

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Конституции« Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7., п.1.). А также в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.).

Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения.

Демографическая проблема - одна из самых острых в России. И многодетные семьи, многодетные родители, являясь единственным решением данной проблемы, нуждаются в повышенном внимании федеральной и региональной власти.

Политика государства, заботящегося о будущем России, должна иметь долгосрочный план вывода семьи из кризисного состояния. И этот план должен иметь отчетливо прослеживающийся социальный характер. Семье с детьми необходимо обеспечить достойные условия для жизни и работы. Именно с этой целью создана и функционирует система социальных гарантий. Под системой социальных гарантий понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется принцип распределения по потребности с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно исторических условий каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов. К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения.

Семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы.

Положение семьи, уровень её благополучия и стабильности являются важнейшими социальными индикаторами, определяющими жизнестойкость нации, общества и государства. Особенности социально-экономических преобразований последних десятилетий негативно повлияли на уровень жизни населения, наложили свой отпечаток на процессы жизнедеятельности семьи. Наряду с падением рождаемости, увеличением числа разводов, ростом детской беспризорности и безнадзорности, растет опасность социальной деградации семьи вообще, являющейся на протяжении многих веков одной из господствующих форм отношений между полами, могучим гармонизирующим регулятором общества.

...

Подобные документы

    Государственная семейная политика в области поддержки многодетных семей, нормативно-правовая база, сравнительный анализ систем поддержки многодетных семей субъектов РФ. Программа мероприятий по совершенствованию деятельности органов социальной защиты.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2010

    Понятие и категории многодетной семьи как объекта социальной защиты. Проблемы социальной поддержки многодетных семей в Миасском городском округе. Мероприятия по совершенствованию оказания государственной социальной помощи семьям, у которых много детей.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2014

    Семья как система социального функционирования человека, социальный институт общества. Понятие многодетной семьи. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации. Социальная поддержка многодетных семей в Саратовской области

    контрольная работа , добавлен 11.11.2008

    Сущность понятия "семья". Категории и функции многодетной семьи. Анализ основных направлений деятельности Департамента социальной защиты населения Вологодской области. Основные предложения по совершенствованию социальной защиты многодетных семей.

    дипломная работа , добавлен 16.09.2017

    Социальная адаптация в системе технологий социальной работы с многодетной семьей. Социальное обслуживание и защита населения по адаптации многодетных семей к условиям жизнедеятельности на примере Территориального центра помощи семье и детям г. Вологды.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2013

    Роль органов местного самоуправления в социальной защите населения Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, проблемы и меры социальной защиты семей с детьми (многодетных), социальной адаптации бывших заключенных и несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2012

    Материальные проблемы многодетных семей и государственная система социальной защиты. Причины ориентации молодых семей на малодетность. Сравнительный анализ показателей брачности, разводимости и рождаемости. Причины кризиса современной российской семьи.

    реферат , добавлен 09.11.2009

    Социально-экономическая ситуация многодетных семей в России. Содержание социальной помощи семьям, имеющим три и более ребенка. Общее понятие о социально-бытовых услугах, материальной, натуральной помощи. Нормативно-правовая основа социальной защиты семей.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Категории многодетности. Проблемы многодетных семей: финансовые, трудоустройства, жилищные, медицинские, психолого - педагогические. Льготы и система социальной помощи многодетным семьям: служба занятости, социальной защиты, здравоохранения, образования.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2008

    Анализ экономических и психологических причин, вызывающих дисфункцию семейных отношений. Основные задачи Центра социальной помощи семье и детям имени Беланова города Мценска. Особенности социально-педагогической работы с детьми из многодетных семей.

На протяжении последних лет государство активно призывает граждан улучшить демографическую ситуацию в стране.

Например, повысить рождаемость пытаются посредством оказания социальной помощи .

Внедрение эффективных мер поддержки привело к долгожданному результату – все чаще родители задумываются о рождении 3-го ребенка. Какие же льготы положены большой семье?

Законодательное регулирование вопроса

Актуальные в настоящее время меры поддержки многодетных семей содержит в себе Указ Президента РФ № 431, датированный 05.05.1992 г.

В документ регулярно вносятся поправки и дополнения, но он не перестает оставаться единственным действующим законодательным актом, регулирующим взаимоотношения большой семьи и государства.

В Указе прописан определенный перечень льгот, включающий в себя такие жизненные области, как коммунальные услуги, субсидии, помощь в развитии фермерского хозяйства, льготный ипотечный кредит, предоставление и т.д.

Этим же документом основной список обязанностей по всесторонней поддержке многодетных семей возлагается на региональную власть .

Общие сведения и перечень господдержки

Федеральный документ устанавливает следующие льготы для больших семей:

Кроме того, региональные власти при разработке местных программ должны учитывать необходимость в трудоустройстве многодетного родителя, предоставлении работы по гибкому графику (неполная занятость, работа в домашних условиях, временный труд и т.д.), обучении и переобучении в соответствии с состоянием экономики и рынка труда.

Жилищный вопрос

В настоящее время действует несколько программ, направленных в отношении многодетных семей.

Отличие состоит в правилах и условиях предоставления помощи.

Субсидии

Федеральная программа предусматривает предоставление жилья в любом субъекте страны.

Кроме того многодетным семьям положены следующие виды поддержки :

Каждый новорожденный, появившийся в семье после заключения договора с банком, дает право списать часть кредитных обязательств – до 18% от суммы. Срок предоставляемого ипотечного кредита – до 30 лет.

Адресная помощь

Адресную материальную помощь в соответствии с федеративными программами выделяют не только многодетным, но и семьям. Для ее получения требуется подача соответствующей письменной заявки.

Наиболее распространенные виды адресных выплат :

  • единоразовая;
  • продуктовая;
  • ежемесячная (регулярного характера);
  • компенсация транспортных расходов школьников.

Предоставляемые выплаты напрямую зависят от численного состава детей в семье.

Выделение адресной помощи требует предоставления пакета документов , состоящего из:

В ответ на просьбу о предоставлении адресной помощи придет отказ, если будут обнаружены следующие факты:

  • выезд в другую область;
  • фальсификация и мошенничество;
  • ложные сведения, указанные в поданных документах;
  • недостоверная сумма общего дохода семьи.

Социальный контракт

С 2011 года и по настоящее время государство продолжает проведение эксперимента, выражающегося в предоставлении адресных выплат и другого вида бюджетной помощи в соответствии с подписанным социальным контрактом.

Подобного рода соглашение с одной стороны подписывает многодетная семья, а с другой – отделение социальной защиты. При этом преследуется единственная цель – создание комфортного микроклимата, чтобы семья постепенно могла справиться с непростым материальным положением и в будущем достичь приличного уровня жизни.

Адресная помощь может оказываться в каждом отдельно взятом регионе по-разному, но последовательность ее оформления примерно такая:

  1. Нанесение визита в отделение социальной защиты по месту прописки и предоставление его работникам всех необходимых документов.
  2. Специально созданной комиссии отводится 25 дней для определения необходимости предоставления помощи.
  3. Продолжением положительного ответа является разработка программы, способствующей выходу многодетного семейства из кризисных условий.
  4. Затем следует подписание соглашения, срок действия которого может варьироваться от 3 до 6 месяцев, где максимально подробно описан ряд обязательств, возлагаемых на многодетного родителя (поиск работы или развитие сельского хозяйства и т.д.).
  5. После прохождения всех этапов программа вступает в действие. Помощь заключается в предоставлении строительных материалов для проведения ремонтных работ, в помощи с поиском работы или с развитием собственного дела.

Сфера образования и медицины

Многодетная семья может рассчитывать на следующие медицинские привилегии :

  • предоставление медикаментов для детей на безвозмездной основе;
  • внеочередное обслуживание в любом лечебном учреждении;
  • приоритетное предоставление места в санаторно-курортном учреждении;
  • выделение витаминов, необходимых в сезонное время, а их матери – в течение очередного интересного положения.

Значительно облегчающие жизнь льготы предоставляет сфера образования :

  • бесплатные учебные и методические пособия, выдаваемые как в школе, так и в ВУЗе;
  • дополнительное образование на безвозмездной основе (в данную группу входят различные кружки и секции);
  • приоритетные условия при зачислении в ВУЗ, то есть, если член многодетной семьи набрал такое же количество баллов, как и другой абитуриент, то на учебу будет принят первый;
  • , размер которой составляет половину (при этом промежуточная аттестация должна быть пройдена на «4» и «5»);
  • возврат половины стоимости платного образования;
  • внеочередное выделение места в дошкольном учреждении;
  • предоставление питания и школьной формы на безвозмездной основе.

Оказание юридических услуг

Наличие в семье 3-х и более детей дает право на получение бесплатной юридической помощи по следующим вопросам:

  • покупка жилья;
  • страхование, касающееся любых областей, кроме медицинского;
  • состав пакета документов, необходимых для оформления льгот;
  • представительство в судебных заседаниях и т.д.

Бесплатные правовые консультации – это весьма актуальная услуга, так как многие многодетные семьи чувствуют себя незащищенными ввиду нехватки денежных средств.

О государственной поддержке многодетных семей в Москве смотрите в следующем видеосюжете: