Денверский тест психомоторного развития 1969 1989 1990. Перинатальная психиатрия (продолжение). Инструкция по тестированию

Перешли с подгузников на эти трусики от Goon. Давно хотела с ними познакомиться, но как то постоянно не выходило, то в наличие нет, то еще что и теперь жалею, что не сделала этого раньше. По качеству они превзошли все мои ожидания. Из плюсов лично для меня, это очень мягкий, нежный, хлопковый материал. Так же у них отсутствует какой либо запах и плюс они нейтрализуют сторонние неприятные запахи. Резинки хорошо удерживают подгузник на месте, в какой бы позе дочь не спала, а гель очень быстро впитывает влагу и ощущение сухости остается, даже когда трусики наполнены полностью. Кстати, проверить это можно благодаря удобным полосочкам-индикаторам. Хочу отметить, что дочь стала спать гораздо спокойнее, просыпается реже. Как и собственно мы тоже, теперь спим крепче и дольше) Кроватка всегда сухая, не приходится постоянно перестирывать простыни) Так что мы с ними спокойны в любой ситуации и на прогулке и во время сна эти трусики нас не подведут. Ну и самый главный плюс это то, что в них дочь чувствует себя в комфорте, я думаю ей они нравятся)

Отзыв о продукте - Подгузники Goon L (9-14 кг)

Вот тот случай, когда родители считают детей ничего не понимающими дурачками. Вы, "оберегая психику ребёнка", заставили старшего ребёнка мучиться, искать любимую кошку, сами зная, что она умерла. Скорее всего, он не был так глуп, он понимал, что "ей стало легче, но она убежала из клиники", скорее всего, значит, что мама просто врёт, но логика вступала в конфликт с ещё имеющимся доверием к матери, когда считаешь, что если мама что говорит, то она права - и он понимал, что случилось, но всё же продолжал ждать и надеяться: "А вдруг и правда она жива, ведь мама не может мне врать?" А потом, когда даже младший вам рассказал, что всё же он всё понимает (а они наверняка обсуждали случай друг с другом, и всё больше приходили к неутешительным выводам о том, что мама врёт), вы ещё и убедили его, что он якобы "не виноват". По-моему, это прямой способ воспитать детей, которые не способны нести ответственности за свои поступки. Я считаю, тут гораздо полезнее было бы сказать, что да, Куся умерла, потому что ты её столкнул, но уже ничего не поделаешь, и теперь ты знаешь, что твоё баловство и эксперименты могут привести к тяжёлым последствиям, и, конечно, ты так не будешь делать больше никогда. Ребёнок бы поплакал и навсегда запомнил то, что совершил. А личность человека складывается именно из воспоминаний. И, пожалуйста, не пропагандируйте москитные сетки как защиту от выпадания кошек. Они предназначены защитить ваш дом от насекомых, и не более. Максимум, могут защитить вашего попугайчика от вылетания из окна. Тут недавно в новостях мелькало, что годовалый ребёнок вывалился с такой сеткой с 10-го, что ли, этажа... погиб, конечно. Эти сетки не защитят ни кошку ни ребёнка. Они делаются из пластика, и приклеиваются двухсторонним скотчем, или же прикалываются кнопками. Малейшая нагрузка -и сетка вылетает. Кошка может прыгнуть на сетку за птичкой или бабочкой, и полететь вниз. Или может просто начать её драть, точа когти, и разорвать. Если будете заводить кошку, то купите и установите сетку "антикот", это металлическая решётка, которая прочно крепится к раме на саморезах или болтах, и может выдержать даже взрослого человека.

Описание презентации СКРИНИНГОВОЕ И УГЛУБЛЕННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ по слайдам

СКРИНИНГОВОЕ И УГЛУБЛЕННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР)О. В. ЕЛЕЦКАЯ, КАНД. ПЕД Н. , ДОЦЕНТ О. ЕЛЕЦКАЯ: ЛОГОПЕДАМ: HTTPS: //VK. COM/ELETSKAYA_OLGA_ELETSKAYA@MAIL. RU

СПОСОБНОСТЬ ДЕТСКОГО МОЗГА Способность детского мозга восстанавливать нарушенные функции, как и возможности всего организма в целом, очень велики в первые месяцы жизни. Именно в этот период жизни еще возможно дозревание нервных клеток мозга взамен погибших после гипоксии, образование между ними новых связей, за счет которых в будущем и будет обусловлено нормальное развитие организма в целом. Даже минимальные проявления перинатальных поражений ЦНС требуют соответствующего лечения и адекватных психолого-педагогических мероприятий для предотвращения последствий гипоксии.

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ До трехлетнего возраста речевые нарушения у детей обозначают термином «задержка речевого развития» (Ляпидевский С. С. , 1969; Степаненко Д. Г. , 2002; Корнев А. Н. , 1999; Корнев А. Н. , 2005).

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ выраженный дефицит экспрессивного словаря позднее появление фразы у ребенка по сравнению со сверстниками. Следует отметить, что дети с нормальным развитием значительно различаются как по возрасту, в котором они впервые приобретают разговорную речь, так и по темпу прочного усвоения речевых навыков.

ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ВАЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ доброкачественный (темповый) или патологический характер носит задержка речевого развития.

До сих пор не существует четкого разграничения патологической задержки речевого развития от крайних вариантов нормы. Одним из общих правил в отечественной клинической практике является определение степени задержки речевого развития в эпикризных сроках, а в зарубежной практике, где используются статистические методы оценки, в стандартных отклонениях (Левина Р. Е. , 1975; Корнев А. Н. , 2006).

Задержка речевого развития считается патологической, если развитие речи ребенка отстает от нормального на два и более эпикризных срока или стандартных отклонения.

Вопросы отграничения специфических и неспецифических нарушений речи от временных обратимых состояний, трактуемых обычно как задержка речевого развития (ЗРР) базируются на том положении, что развитие речи ребёнка при задержке речевого развития отличается от нормального только своими темпами.

Дети с задержкой речевого развития способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями, что малодоступно детям с нарушениями речи, которые осваивают языковые обобщения главным образом только в процессе логопедических занятий.

У детей старше трех лет степень задержки в эпикризных сроках и в статистическом выражении имеет меньшее диагностическое значение, так как существует естественная тенденция к неуклонному улучшению речевых функций. В этом возрасте более важным показателем оценки является тип течения нарушения речи.

Если отмечается стационарное течение без существенных улучшений, то данное расстройство является патологическим, а не вариантом нормы. Однако главным критерием тяжести нарушений речи в возрасте после трех лет является степень нарушения коммуникативной функции речи в целом и по каждому параметру фонетической и лексико-грамматической сторон речи (Моховиков А. Н. , 2006).

При дифференциальной диагностике определяющее значение имеет комплексное обследование. Оно включает в себя клинический анализ нарушенного умственного и речевого развития, психологическое изучение ребенка, направленное на разграничение ведущего дефекта (речевого или интеллектуального), а также дополнительные методы исследования - электроэнцефалографическое и другие. Дифференциальной диагностике помогает анализ динамики психического развития ребенка.

После трехлетнего возраста у ребенка необходимо определять конкретный вид речевого нарушения и структуру речевого дефекта.

В некоторых случаях дифференциальная диагностика может быть успешной только при динамическом обследовании ребёнка в процессе проведения с ним логопедических занятий.

Сократить разрыв между наличием специальных образовательных потребностей и оказанием коррекционной помощи Создать на основе выявленного посредством диагностики потенциала ребёнка и возможностей семьи индивидуальную программу реабилитации (ИПР)РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЁНКА

СКРИНИНГ В РОДДОМЕ Аудиологический скрининг детей первого года жизни Приказ Минздравмедпрома России № 108 от 23. 03. 96. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1 -го года жизни» и Указания Минздрава России № ДОЗ от 05. 92. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и их реабилитации»

СКРИНИНГ В РОДДОМЕ Скрининг на 5 генетических заболеваний: фенилкетонурия врожденный гипотериоз галактоземия муковисцидоз адреногенитальный синдром.

ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ За последние годы в РФ открыты 22 перинатальных центра, которые оснащены высокотехнологичным = дорогостоящим оборудованием. (Всего 85 субъекта) С 2012 года Россия полностью перешла на критерии регистрации новорожденных, рекомендованные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) , в соответствии с которыми регистрироваться будут новорожденные, появившиеся на свет после 22 -й недели беременности с массой тела более 500 граммов.

УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДИАГНОСТИКА Нейросонография Допплерография АКСИАЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНАЯ ТОМОГРАФИЯ ПОЗИТРОННО-ЭМИССИОННАЯ ТОМОГРАФИЯ ОКОЛОИНФРАКРАСНАЯ СПЕКТРОСКОПИЯ МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНАЯ СПЕКТРОСКОПИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ВНУТРИЧЕРЕПНОГО ДАВЛЕНИЯ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ Рутинная ЭЭГ-картирование Низкочастотная ЭЭГ, или ЭЭГ полного диапазона Суммарная (амплитудная) ЭЭГ и мониторинг мозговой активности Полиграфия Вызванные потенциалы головного мозга Слуховые стволовые вызванные потенциалы Соматосенсорные вызванные потенциалы Зрительные вызванные потенциалы Электромиография и электронейромиография ВИДЕОЗАПИСЬ СПОНТАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПЛОДА, НОВОРОЖДЕННОГО И ГРУДНОГО РЕБЕНКА БИОХИМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Унификация через отбор и закрепление единой формы документации и оборудования Стандартизация — установление единых норм и правил, предъявляемых к его оформлению Применение новых технологий — выработка новых способов и средств проведения диагностики ТРЕБОВАНИЯ К ДИАГНОСТИЧЕСКОМУ ИНСТРУМЕНТАРИЮ

Шкалы развития младенца Bayley Денверский скрининг-тест развития (DDST) Порядковые (числовые) шкалы психологического развития Профиль психического развития G. D. Alpern-Boll Шкала ментального развития R. Griffiths KID-шкала Шкала поведения новорожденных (NBAS) Тестовая методика Prechtl, Beintema Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет Е. О. Смирнова. СКРИНИНГ- МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ ДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ ОРАЛЬНО-СЕГМЕНТАРНЫЕ АВТОМАТИЗМЫ Название рефлекса Способ вызывания Рефлекторный ответ Сроки выявления Ладонно-ротовой (Бабкина) Надавливание на область ладони Открывание рта, сгибание головы 0 — 3 мес. Хоботковый Быстрый легкий удар пальцем по губам Вытягивание губ «хоботком» до 2 -3 мес. Поисковый (Куссмауля) Поглаживание пальцем в области рта (не губ!) Опускание угла рта, поворот головы к раздражителю до 3 -4 мес. Сосательный Вкладывание в рот соска, пальца, пустышки Сосательные движения до 1 года

БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ ДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ СПИНАЛЬНЫЕ СЕГМЕНТАРНЫЕ РЕФЛЕКСЫ Название рефлекса Способ вызывания Рефлекторный ответ Сроки выявления Защитный Положить ребенка на живот Поворот головы в сторону до 3 мес. Опоры и автоматический подход Удерживать ребенка вертикально на весу Сгибание ног во всех суставах 1 -1, 5 мес. Поставить на опору Выпрямляет туловище, стоит на опоре на полусогнутых ногах на полной стопе Слегка наклонить вперед Шаговые движения

БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ ДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ СПИНАЛЬНЫЕ СЕГМЕНТАРНЫЕ РЕФЛЕКСЫ Название рефлекса Способ вызывания Рефлекторный ответ Сроки выявления Ползания (Бауэра) Ребенка укладывают на живот, к стопам подкладывают ладони Спонтанное «ползание», отталкивание от ладони 3 день — 4 мес. Хватательный (Робинзона) Надавливание пальцем на ладонь Захватывание пальца, при этом ребенка можно приподнять вверх на пальце до 3 -4 мес. Рефлекс Галанта Раздражается кожа спины паравертебрально вдоль позвоночника Изгибание спины дугой открытой к раздражителю 5 день — 3(4) мес. Рефлекс Переза Проведение пальцами с легким надавливанием от копчика к шее по остистым отросткам Крик, поднимание головы, разгибание туловища, сгибание конечностей до 3 -4 мес. Рефлекс Моро Удар по поверхности, на которой лежит ребенок или внезапные пассивные движения в конечностях Отведение рук в стороны и открывание кулачков (I фаза), возвращение к исходному положению (II фаза рефлекса) до 4 -5 мес.

БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ ДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ МИЕЛЭНЦЕФАЛЬНЫЕ ПОЗОТОНИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ Название рефлекса Способ вызывания Рефлекторный ответ Сроки выявления Симметричные шейные тонические Пассивное сгибание головы Повышение флексорного тонуса в руках и экстензорного тонуса в ногах до 2 мес. Асимметричные шейные тонические Ребенок на спине, голова пасивно поворачивается к плечу Разгибание конечностей на стороне, к которой повернуто лицо и сгибание противоположных Тонический лабиринтный В положении на спине превалирует тонус разгибателей, на животе-сгибателей

БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ ДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ МЕЗЕНЦЕФАЛЬНЫЕ ПОЗОТОНИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ Название рефлекса Способ вызывания Рефлекторный ответ Сроки выявления Шейная выпрямляющая реакция Активный или пасссивный поворот головы в сторону Ротация туловища в сторону поворота головы конец 1 мес. Туловищная выпрямляющая реакция Соприкосновение стоп ребенка с опорой Выпрямление головы Рефлекс Ландау Ребенок удерживается свободно в воздухе лицом вниз Вначале он поднимает голову, затем возникает экстензия (разгибание) спины и ног с 4 -5 мес.

ТАБЛИЦА ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 1 МЕС-3 ГОДА (Л. О. БАДАЛЯН, 1984; Б. В. ЛЕБЕДЕВ, 1995). Возраст Оценочные тесты Физическое развитие Психическое развитие 1 -2 мес В положении на животе удерживает голову, поворочивает ее в стороны. Фиксирует взором предметы, улыбается, гулит. 3 -5 м Хорошо держит голову, повораивается на бок, сидит с подержкой, приподнимает верхнюю часть туловища. Захватывает предметы, следит где мать, смеется, четко произносит гласные звуки. 6 -8 м Сам сидит, встает на четвереньки, сам переворачивается, стоит с опорой. Различает окружающих, рассматривает и переставляет игрушки, хлопает в ладоши, произносит слоги «ма», «ба», выражает удивление и интерес в отношении новых предметов.

ТАБЛИЦА ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 1 МЕС-3 ГОДА (Л. О. БАДАЛЯН, 1984; Б. В. ЛЕБЕДЕВ, 1995). Возраст Оценочные тесты Физическое развитие Психическое развитие 9 -10 м Ползает, стоит и ходит с поддержкой Реагирует на свое имя, понимает запреты, произносит слова «мама», «папа», берет предметы двумя пальцами, знает названия игрушек. 11 -12 м Первые самостоятельные шаги, приседает за игрушкой. Указывает части тела, ест сам ложкой, произносит отдельные слова, выполняет большое количество инструкций. 2 года Бегает, влезает на стремянку, поднимается по лестнице. Легко повторяет слова и фразы, понимает их смысл, в предложении по 3 -4 слова. Различает цвета, понимает сюжет простых картин. 3 года Одеватся самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Запоминает стихи и песенки, появляются вопросы «зачем? «, «когда? «, имеет понятие о количестве предметов.

«ШКАЛЫ РАЗВИТИЯ Н. БЕЙЛИ» (ВЕYLEY SCALES OF INFANT DEVELOPMENT, 1969) Тест Нэнси Бэйли и ее коллег по университету в Беркли является результатом более чем 45 -летних исследований развития детей, является высоковалидным. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес. Р О Д И Л А С Ь: 2 8 С Е Н Т Я Б Р Я 1 8 9 9 Г. , Д А Л Л Е С, О Р Е Г О Н, С Ш А У М Е Р Л А: 1 9 9 4 Г. , К А Р М Е Л, К А Л И Ф О Р Н И Я, С Ш А H T T P: / / W W W. F E M I N I S T V O I C E S. C O M / N A N C Y — B A Y L E Y /

ТЕСТ БЕЙЛИ СОСТОИТ ИЗ 3 ШКАЛ: 1. Умственная шкала (Меntal Scа 1 е) направлена на оценку сенсорного развития, памяти, способности к научению, зачатков развития речи. Результатом измерения является «индекс умственного развития» (МDI). 2. Моторная шкала (Моtor Scale) измеряет уровень мышечном координации и манипулирования. Результатом измерения является «индекс психомоторного развития» (РDI). 3. Запись о поведении ребенка (The Infant Behavior Record) предназначена для регистрации эмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивости и т. д. К А Л И Ф О Р Н И Й С К И Й У Н И В Е Р С И Т Е Т В Б Е Р К Л И

Каждый пункт теста оценивается как «выполненный» или «невыполненный» . Время тестирования детей младше 15 мес – 25 -35 мин, старше 15 мес – до 60 мин. Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30. Тест признан высоковалидным и стандартизированным.

ДЕНВЕРСКИЙ СКРИНИНГ-ТЕСТ РАЗВИТИЯ (DDST) FRANKENBURG W. К. , J. В. DODDS H T T P: / / W W W. S T E P A N — B L O G. R U / M B O O K / P A G E 2 0 5. H T MТест разработан Д. Б. Доддсом и В. К. Франкенбургом для выявления детей, страдающих задержкой психического развития в возрасте от рождения до 6 лет. Д Е Н В Е Р С К И Й У Н И В Е Р С И Т Е Т

1) грубая моторика; 2) тонкая моторика; 3) речь; 4) социальная адаптация. ДЕНВЕРСКИЙ СКРИНИНГ-ТЕСТ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖИТ 4 ШКАЛЫ:

Из 105 пунктов 75 предназначены для детей до 3 лет. Обычно ребенок тестируется по 20 пунктам. Каждый пункт оцениваются как «выполненный» , «невыполненный» , «отказ от выполнения» , «не было возможностей для выполнения» .

Тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на основании сведений, полученных от родителей. Дети, выполнившие все пункты, считаются развивающимися нормально. Если имеется один невыполненный пункт в какой-либо шкале, результат считается сомнительным, два невыполненных пункта – задержка развития.

Денверская оценочная методика была стандартизирована на 1036 нормальных детях в возрасте от 2 недель до 6 лет, 816 из которых были младше 3 лет. Тест высоко достоверен и стандартизирован.

Тестирование занимает около 30 мин и требует минимальной подготовки исследователя (несколько часов). В этом преимущество данного теста по сравнению с тестом Н. Бэйли, который требует высшей психологической квалификации.

Тест представляет собой психометрическую оценку развития ребенка, разработанную И. Узгирис и Дж. Хантом на основании концепции психического развития Ж. Пиаже. Он предназначен для детей от рождения до 2 лет. ПОРЯДКОВЫЕ (ЧИСЛОВЫЕ) ШКАЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ I. UZGIRIS, J. MCHUNT НА ОСНОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Ж. ПИАЖЕ (МОДИФИКАЦИЯ Е. В. МАТВЕЕВОЙ)

1) развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте; 2) умение ребенка использовать разные средства для получения желаемого предмета; 3) вокальная и жестовая имитация (2 субшкалы); 4) причинные действия; 5) построение объектных связей в пространстве; 6) развитие отношений к объектам (при смене игрушки или роли в игре). ТЕСТ I. UZGIRIS, J. MCHUNT СОДЕРЖИТ 6 ШКАЛ:

Тест состоит из 64 пунктов. Экспериментальные ситуации располагаются по мере усложнения. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0 -3 мес. , 4 -7 мес. , 8 -11 мес. , 12 -17 мес. , 18 -24 мес.

ПРОФИЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ G. D. ALPERN-BOLL (1980) Методика Г. Д. Альперн-Болл предназначена для детей от рождения до 9 лет. В результате тестирования определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка. A L P E R N G. D. , B O L L T. J. , S H E A R E R M. S. D E V E L O P M E N T P R O F I L E I I. A S P E N , C O. : P S Y C H O L O G I C A L D E V E L O P M E N T P U B L I C A T I O N S , 1 9 8 0.

1) физическое развитие; 2) «социальная» шкала; 3) шкала коммуникации; 4) способность к обучению; 5) шкала «самопомощи» . ТЕСТ G. D. ALPERN-BOLL СОДЕРЖИТ 5 ШКАЛ (186 ПУНКТОВ)

Тест Р. Гриффитс рассчитан на младенцев от 0 до 24 мес. ШКАЛА МЕНТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ R. GRIFFITHS

1) локомоторная активность (глаза-руки, слух-рука); 2) развитие речи; 3) тонкая моторика; 4) «персональная» шкала; 5) «социальная» шкала. ШКАЛА МЕНТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ R. GRIFFITHS СОДЕРЖИТ 5 СУБШКАЛ (260 ПУНКТОВ)

После выполнения заданий рассчитывается интеллектуальный коэффициент ребенка и определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

Шкала Дж. Рейтер представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста). Исследуются дети в возрасте 0 -15 мес. KID-ШКАЛА J. REUTER

1) познание; 2) движения; 3) самообслуживани е; 4) общение; 5) языковая шкала. ТЕСТ СОДЕРЖИТ 5 ШКАЛ (252 ПУНКТА)

Шкала Т. Бразельтон оценивается поведение и неврологический статус детей от 2 дней до 6 недель жизни. Методика состоит из 20 вызываемых рефлексов и движений, оцениваемых по 4 -балльной шкале. Имеется также 27 заданий для квалификации движений, взаимодействия со взрослыми, статического контроля, реагирования на стресс. Оценка проводится по 9 -балльной шкале, указывающей на 5 возможных типов поведения. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того или иного типа поведения. Результатом исследования является отнесение детей либо к группе риска, либо к норме. ШКАЛА ПОВЕДЕНИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ (NBAS) Т. BRAZELTON

1) двигательная с оценкой моторики, 2) мышечный тонус, 3) тактильная, 4) слуховая сенсорная, 5) зрительная сенсорная, 6) шкала реактивности. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТЕСТ GRAHAM ДЛЯ НОВОРОЖДЕННЫХ И ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ МЕСЯЦЕВ ЖИЗНИ СОДЕРЖИТ 6 СУБШКАЛ

ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА F. R. PRECHTL И D. J. BEINTEMA (1975) С помощью методики Ф. Р. Пречтл, Д. Дж. Бейнтема оцениваются дети от 1 до 9 дней жизни по шкалам внешнего вида, позы, движений, дыхания неврологического статуса P R E C H T L H. , B E I N T E M A D. T H E N E U R O L O G I C A L E X A M I N A T I O N O F T H E F U L L T E R M N E W B O M H I F A N T. — C L I N. D E V. M E D. S E R. N O

Методика В. Керей, С. Мак Девит выявляет индивидуальные различия между младенцами вне зависимости от темпа их психомоторного развития. Тест предназначен для скрининговых исследований младенцев от 4 до 8 мес. ОПРОСНИК МЛАДЕНЧЕСКОГО ТЕМПЕРАМЕНТА W. CAREY, S. MCDEVIT

1) активность, 2) синхронность, 3) доступность, 4) приспособляемость, 5) сенситивность, 6) настроение, 7) постоянство, 8) отвлекаемость, 9) агрессия. ОПРОСНИК МЛАДЕНЧЕСКОГО ТЕМПЕРАМЕНТА W. CAREY, S. MCDEVIT СОСТОИТ ИЗ 95 ПУНКТОВ, ОЦЕНИВАЮЩИХ ПОВЕДЕНИЕ ПО 6 -БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ, СОДЕРЖИТ 9 КАТЕГОРИЙ:

При анализе результатов младенцы могут быть расценены как «довольно трудные» (асинхронные, игнорирующие общение), низкоадаптивные (сенситивные), «легкие» (синхронные, доступные, адаптивные), «медленно реагирующие» (неактивные, тихие) дети, относящиеся к промежуточному типу. ОПРОСНИК МЛАДЕНЧЕСКОГО ТЕМПЕРАМЕНТА W. CAREY, S. MCDEVIT

Создан для проведения скринингового обследования при расстройствах аутистического спектра (РАС) у детей в возрасте от 16 до 30 месяцев. Может проводиться, как часть обычного медицинского обследования. Так же может быть использован для оценки риска наличия аутизма и представителями не медицинских специальностей. Обработка данных занимает менее 2 -х минут. МОДИФИЦИРОВАННЫЙ СКРИНГОВЫЙ ТЕСТ-ОПРОСНИК M-CHATROBINS, FEIN, BARTON

Шкалы KID и RCDI представляют собой вопросники, составленные по результатам анализа разнообразных типичных форм поведения детей первых лет жизни. Вопросники заполняют родители ребенка или любой человек, который постоянно с ним общается. Никаких специальных знаний для заполнения бланков анкеты не требуется — достаточно внимательно прочесть и правильно понять инструкцию и вопросы шкалы. Развитие ребенка оценивается следующим образом: число набранных ребенком баллов (число пунктов в вопроснике, которые он выполняет) сопоставляется со статистически обработанными и стандартизованными оценками большой выборки типично развивающихся детей. CHILD DEVELOPMENT INVENTORY; CDI Г. АЙРТОН

Главный недостаток – неточность данных. Некоторые родители склонны переоценивать развитие ребёнка, другие, напротив, недооценивают. МАКАРТУРОВСКИЙ ТЕСТ РЕЧЕВОГО И КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Интеллектуальный тест разработан и сертифицирован в 1911 г. французкими психологами Альфредом Бине и Теодором Симоном. ТЕСТ «ШКАЛА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ БИНЕ-СИМОНА»

1. Показать глаза, нос, рот, уши и т. д. 2. Воспроизвести предложение из шести слов. 3. Повторить по памяти два названных числа. 4. Назвать изображенные на рисунке предметы. 5. Знать свою фамилию. 3 ГОДА

1. Назвать свой пол. 2. Назвать несколько предметов, продемонстрированных взрослым. 3. Воспроизвести ряд из трех однозначных чисел. 4. Уметь сравнить длину отрезков (три задачи) 4 ГОДА

1. Сравнить попарно вес (15 -6 г, 3 -12 г). 2. Перерисовать квадрат. 3. Повторить слово из трех слогов. 4. Решить простую логическую задачу. 5. Сосчитать четыре предмета. 5 ЛЕТ

1. Определить время дня. 2. Определить назначение некоторых предметов домашнего обихода. 3. Перерисовать ромб. 4. Сосчитать до 13 и сосчитать 13 предметов. 5. Сравнить и описать два лица (3 задания). 6 ЛЕТ

Ранняя диагностика ранняя терапия ранняя интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых детей http: //shkola 7 gnomov. ru/parrents/eto_interesno/fizic heskoe_razvitie/id/951/ МЮНХЕНСКАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ (МФДР),

Мюнхенская функциональная диагностика развития детей создана в Мюнхенском университете и Институте социальной педиатрии. Она применяется для оценки общего психомоторного развития детей раннего возраста (Г. И. Келер, Х. Д. Эгелькраут).

Движение хватание восприятие взаимосвязей, объединившее в себе развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций понимание речи и активная речь, самостоятельность социализация. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ СФЕР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Базовые методики диагностики: М. Л. Дунайкина (2001); Е. А. Стребелевой(1996) методика экспресс-обследования – ГНОМ (график нервно-психического обследования младенцев) Г. В. Козловской, А. В. Горюновой и др. (1997) Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни (Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт) (1983) Тест развития детей первого года жизни О. В. Баженовой (1986); Оценка уровня психомоторного развития ребенка — (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова) (1981)МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦЕВ В РОССИИ

ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Г. В. ПАНТЮХИНА, К. Л. ПЕЧОРА, Э. Л. ФРУХТ Один из первых отечественных тестов психического развития. Методика представляет собой качественную оценку развития ребенка без использования баллов. К А Н Д И Д А Т П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Х Н А У К, Д О Ц Е Н Т П Е Ч О Р А К С Е Н И Я Л Ю Ц И А Н О В Н А

для 1 -го, 2 -го и 3 -го года жизни. СОСТОИТ ИЗ 3 ВОЗРАСТНЫХ ШКАЛ

10 дней – 2, 5 -3 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных и эмоционально положительных реакций; 1, 5 -3 – 5 -6 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки, гуления; 5 -6 – 9 -10 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи; 9 -10 – 12 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, понимания и активной речи. НА 1 -М ГОДУ ИССЛЕДУЮТ:

Развитие понимания речи, развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков. НА 2 -М ГОДУ:

Активная речь, игра, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, развитие навыков. НА 3 -М ГОДУ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ:

Активная речь, игра, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, навыки, движения. НА 3 -М ГОДУ ВО ВТОРОМ ПОЛУГОДИИ:

Нормой считается выполнение навыков в пределах ± 15 дней от проверяемого возраста. Тест стандартизирован на 630 детях 1 -го года жизни, 730 – 2 -го года и 360 детях 3 -го года жизни.

Тест включает 98 диагностических проб, разделенных на 6 шкал: двигательное, эмоциональное, сенсорное развития, действия с предметами, взаимодействия со взрослыми, голосовая активность. Каждая из проб позволяет оценить уровень развития той или иной поведенческой реакции. ТЕСТ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ О. В. БАЖЕНОВОЙ

0 баллов – отсутствие, 1 балл – намеченность, 2 балла – несовершенная форма проявления, 3 балла – совершенная форма проявления. Пробы, выполнение которых требует достаточно высокого уровня психической активности ребенка, имеют значительно больший удельный вес при их оценке. ОПРЕДЕЛЯЮТ 4 СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ:

набранное за выполнение всех проб данной шкалы, суммируют. Набранная сумма баллов представляет собой актуальную оценку (АО) , которая сравнивается с контрольной оценкой (КО) , являющейся нормативным показателем для данного возраста. КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ,

представляет собой отношение АО к КО. На основании данных ИР по 6 шкалам строится диаграмма (профиль психического развития). Развитие оценивается в возрасте 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12 мес. ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – ИНДЕКС РАЗВИТИЯ (ИР) –

Развитие оценивается по 7 нервно-психическим показателям (динамическим функциям): коммуникабельность, голосовые реакции, безусловные рефлексы, мышечный тонус, асимметричный шейный тонический рефлекс, цепной симметричный рефлекс, сенсорные реакции. Оцениваются также уровень стигматизации, черепно-мозговая иннервация и патологические движения, которые помогают выявить группу детей с повышенным риском задержки развития. ОЦЕНКА УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (Л. Т. ЖУРБА, Е. М. МАСТЮКОВА)

проводится на основе показателей, оцениваемых по 4 -балльной системе с учетом динамики нормального возрастного развития. ПОМЕСЯЧНАЯ КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА У РЕБЕНКА ДО 1 ГОДА

Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам. 27 -29 баллов в большинстве случаев можно расценивать как вариант возрастной нормы. При оценке 23 -26 баллов детей относят к безусловной группе риска. 13 -22 балла свидетельствуют о задержке развития. Ниже 13 баллов – больные с тяжелой задержкой развития вследствие органического поражения мозга.

Тест состоит из 12 возрастных субтестов. Психическое развитие исследуется на 1 -м году жизни каждый месяц, после года - каждые три месяца, от 2 до 3 лет – 1 раз в полгода. Субтесты состоят из 20 вопросов (заданий), позволяющих тестировать развитие сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, познавательных поведенческих функций. Для исследования уровня развития каждой функции предлагают 4 задания. ТЕСТ «ГНОМ» ГРАФИК НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МЛАДЕНЦЕВ. Г. В. КОЗЛОВСКАЯ И СОАВТ.

ТЕСТ «ГНОМ» ГРАФИК НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МЛАДЕНЦЕВ. Г. В. КОЗЛОВСКАЯ И СОАВТ. Для исследования сенсорной функции тестируется зрительная, слуховая и тактильная чувствительности. Для определения состояния моторики – статика, кинетика, тонкая моторика и мимика. В эмоционально-волевой сфере исследуются: формирование и дифференцировка эмоциональных реакций, появление и характер эмоционального резонанса (способности воспринимать эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать). Для оценки волевых функций исследуются активная и пассивная произвольная деятельность. Познавательные функции тестируют по четырем показателям: речь, мышление, игра и внимание. Поведенческие функции состоят из двух разделов: биологического (пищевого поведения, формирования навыков опрятности) и социального поведения, для изучения каждого из которых предлагают по два задания.

Здоровые дети – показатель коэффициента психического развития (КПР) от 110 до 90 баллов; Группа риска – КПР 80 -89 или выше 111 баллов; Группа нарушения развития – КПР ниже 80. ТЕСТ ПОЗВОЛЯЕТ РАСПРЕДЕЛИТЬ ОБСЛЕДУЕМЫХ ДЕТЕЙ ПО ТРЕМ ГРУППАМ:

Анализ анамнестических данных, состояние двигательного развития, состояние артикуляционного аппарата, обследования доречевой деятельности — голосовой активности детей, а также ее интонационной выразительности. Данные рассматриваются в динамике в процессе логопедической работы, то есть исследование носит лонгитюдный характер. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАС ДЦП Е. Ф. АРХИПОВОЙ

Комплексное изучение детей раннего возраста включает исследование следующих основных линий развития: двигательного, социального, познавательного, речевого развития. КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП 1 -3 ЛЕТ О. Г. ПРИХОДЬКО

I. Двигательное развитие: общая моторика, функциональные возможности кистей и пальцев рук, артикуляционная моторика. II. Социальное развитие: контактность, средства общения, эмоциональная сфера, навыки самообслуживания. III. Познавательное развитие: уровень познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности, сенсорное развитие (зрительное, слуховое, тактильно-кинестетическое восприятие), уровень развития деятельности (предметных действий), внимание, запас знаний об окружающем, обучаемость и использование фиксированных видов помощи. IV. Речевое развитие (уровень развития понимания обращенной речи и собственной речи).

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Ю. В. ГЕРАСИМЕНКО 1. Исследование предпосылок становления речи у детей третьего года жизни 1. 1 Исследование познавательного развития детей третьего года жизни 1. 2 Исследование двигательного развития детей третьего года жизни 1. 3 Исследование социального развития детей третьего года жизни 2. Исследование речевого развития детей третьего года жизни 2. 1 Экспрессивная речь 2. 1. 1 Звукоподражание 2. 1. 2 Активный словарь: номинативный и предикативный словарь 2. 2 Импрессивная речь 2. 2. 1 Выполнение простых слухоречевых инструкций 2. 2. 2 Выполнение многоступенчатых слухоречевых инструкций

Т. А. Титова, О. В. Елецкая, М. В. Матвеева, Н. С. Куликова Учебно-методическое пособие. М. : ФОРУМ, 2015. 192 с.

ЛИТЕРАТУРА Косенкова Е. Г. Лысенко И. М. , Баркун ГК. , Журавлева Л. Н. Шкалы оценки психомоторного развития детей: современный взгляд на проблему Охрана материнства и детства (2012) № 2 (20) http: // elib. vsmu. by/bitstream/handle/123/5300/omd_2012_2_113 -118. pdf? sequence=1 Пальчик А. Б. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных / А. Б. Пальчик, Н. П. Шабалов. – 4 -е изд. , испр. и доп. – М. : МЕД-пресс-информ, 2013. – 288 с. : ил. Микиртумов Б. Е. , Кощавцев А. Г. , Гречаный С. В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. — СПб: Питер, 2001. 256 с. - («Краткое руководство»). Смирнова Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / - Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. 2 -е изд. испр. и доп. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2005. — 144 с.

Навыки

К 1 месяцу:
Грубые движения - Лёжа на животе, приподнимает голову.
Речь - Улыбается.

Ко 2 месяцу:
Грубые движения - Лёжа на животе, поднимается на (размашистые) руках, поднимает голову.
Тонкие движения - Следит взглядом за предметами, находящимися перед глазами.
Речь - Гулит (воркует). Узнаёт родных.

К 3 месяцам:
Грубые движения - Лежа на животе, поднимается на локтях.
Тонкие движения - Уверенно держит голову в вертикальном положении и лёжа на животе. Следит взглядом в диапазоне 180 градусов.

К 4 месяцам:
Грубые движения - Лёжа на животе, приподнимается, опираясь на ладони. Переворачивается с живота на спину. Оборачивается на голоса.
Речь - Громко смеётся.

К 5 месяцам:
Грубые движения - Переворачивается со спины на живот. Пытается ползать.
Тонкие движения - Хватает погремушку.
Речь - Оборачивается на звуки.

К 6 месяцам:
Грубые движения - Сидит без поддержки.
Тонкие движения - Берёт предметы одной рукой.
Речь - Имитирует речь (лепет).

К 7 месяцам:
Грубые движения - Садится.
Тонкие движения - Пытается брать мелкие предметы.

К 8 месяцам:
Грубые и тонкие - Ползает. Встаёт, держась за опору. Берёт мелкие предметы, изучает погремушку.
Речь - Понимает слово “нет”. Произносит мама, папа – несознательно.

К 9месяцам:
Тонкие движения - Извлекает звуки из предметов (стучит, бросает и т.п.)
Речь - Жестикулирует.

К 10 месяцам:
Речь - Называет родителей – папа, мама.

К 11 месяцам:
Тонкие движения - Берёт мелкие предметы большим и указательным пальцами.
Речь - Произносит первые слова помимо мама и папа.

К 12 месяцам:
Грубые движения - Самостоятельно ходит.
Тонкие движения - Кладёт мелкие предметы в бутылку. Умышленно бросает предметы.Черкает карандашом.
Речь - Произносит слова осмысленно, но речь непонятна.
Навыки обучения и ухода за собой - Играет с куклой, (но жёсткая игра). Пьёт из чашки. Помогает одевать себя.

Средняя продолжительность ночного и дневного сна

1 неделя
Ночной - 8,25
Дневной - 8,25

1 месяц
Ночной - 8,5
Дневной - 7,0

3 месяца
Ночной - 9,5
Дневной - 5,5

6 месяцев
Ночной - 10,5
Дневной - 3,75

9 месяцев
Ночной - 11,0
Дневной - 3,0

12 месяцев
Ночной - 11,25
Дневной - 2,5

Оценить поведение младенца и ребенка раннего возраста можно, срав­нивая его с нормативами, приведенными в руководстве по клинической пси­хиатрии Г. И. Каплана (Н. I. Kaplan) и Б. Д. Садока (табл. 9).

У детей в возрасте от 0 до 3 лет центральная нервная система еще недо­статочно дифференцирована. Вот почему на разные вредности ребенок реа­гирует одинаково общим возбуждением, движениями, нарушениями пищева­рительного тракта, сна и т. п. Нередко признаками нервно-психических рас­стройств могут служить монотонный плач, расстройства сна, пищеварения. В связи с этим информация, касающаяся особенностей его сна, питания, навыков опрятности, игровой активности может оказаться весьма ценной.

Важным показателем психического здоровья ребенка являются особенно­сти его взаимодействия с другими людьми. Если малыш не стремится к обще­нию, слабо реагирует на «заигрывания» с ним, совсем не просится к матери и к другим близким на руки, а при попытке взять его пассивен как мягкая иг­рушка, то это может свидетельствовать о нервно-психическом расстройстве.

Еще в возрасте до года ребенок умеет определять такое расстояние до матери, на котором он способен дать ей знак о своих потребностях хныкань­ ем и получить помощь, то есть расстояние, на котором он находится в состо­янии относительной безопасности.

Если мать оказывается или кажется ребенку недоступной, активизирует­ся деятельность малыша, направленная на восстановление близости. Страх потерять мать может вызывать панику. Если потребность в близости часто не удовлетворяется, то и в присутствии матери ребенок перестает чувствовать себя в безопасности. Только при развитом чувстве безопасности ребенок постепенно увеличивает расстояние, на которое спокойно отпускает мать (см. эксперимент М. Ainsworth в разделе перинатальная психология).

Помимо клинических методов включенного наблюдения, общения с ре­бенком для определения уровня его психического развития и отклонений в психической сфере используют психологические методики. До сих пор на­ходят свое применение тест развития А. Гезелла и шкала развития Брюне-Лезин [Вшпе О., Lezin С, 1951].

Тест развития А. Гезелла был разработан с целью диагностики развития моторики, речи, адаптивного поведения, социального поведения и эмоциональ­ной сферы детей с рождения до 6 лет. При обследовании отмечаются спонтан­ные и вызванные реакции ребенка на стимулы и определенные ситуации.

Шкала развития Брюне-Лезин является результатом развития идей А. Ги-зелла и Ш. Бюллер. Она позволяет диагностировать уровни развития моторики, речи, социального поведения, адаптивности и координации детей с рождения до трех лет. Шкала состоит из серии стандартных стимулов и описаний спонтанного поведения. При обследовании ребенка делаются на­блюдения за его поведением в установленных ситуациях и оцениваются его реакции на стандартные стимулы.

При необходимости скринингового исследования чаще всего пользуются Денверовским Скрининговым тестом (DDST), разработанным Д. Б. Доддсом (J. В. Dodds) и В. К. Франкенбургом (W. К. Frankenburg). Тест содер­жит 4 шкалы: общая моторика, мелкая моторика, речь и социальная адапта­ция. Его применение позволяет быстро выявить детей, имеющих предполо­жительно задержку психического развития.

Большинство исследователей, занимающихся проблемами развития де­тей раннего возраста, используют методику Н. Бейли . Н. Бэйли при создании своей методики включила в нее задания, разрабо­танные другими авторами, в том числе и видным российским детским пси­хиатром Н. И. Озерецким (1928).

Шкала развития младенцев Н. Бейли позволяет определять текущий уровень развития младенцев от рождения до 2,5 лет жизни. Шкала состоит из трех частей:

1. Умственная шкала (mental scale) - представлена набором тестов, по­зволяющих оценить начало речевого развития, функцию памяти, сен­сорно-перцептивные способности, способности к решению проблем и обучению и др. Результатом измерения является показатель умствен­ного развития (MDI).

2. Моторная шкала (motor scale) позволяет измерить координированность движений тела, тонкой моторики и определить показатель психомо­торного развития (PDI).

3. Поведенческая шкала (the infant behavior record), предназначенная для оценки интересов, эмоций, активности, поиска стимуляции или ее из­бегания, определяющих ориентацию ребенка в окружающем мире и степень социальной адаптации (IBR).

В России Г. В. Козловская (1995) разработала оригинальную клинико-психологическую методику оценки психического здоровья детей первых лет жизни (график нервно-психического обследования младенца и малыша - методика «ГНОМ»). С помощью этой методики можно определить коэф­фициент психического развития (КПР) ребенка раннего возраста.

Диагностика психического развития ребенка.

Детей от 0 до 6 лет. Каждому ребёнку предлагаются задания в соответствии с его возрастной группой. Тест используется для выявления симптоматики возможных проблем, для подтверждения или опровержения подозрений о несоответствии возрастной норме, а также для проверки ребёнка с проблемами развития. Тест предложен в 1967 году, в 1992 году вышла доработанная вторая версия теста (Денвер II).

История

Впервые тест Денвер был опубликован в 1967 году в Денвере , штат Колорадо Франкенбургером и Доддом , с целью распознавания возможных проблем развития в раннем детстве. Он был адаптирован и стандартизован более чем в двадцати странах и использовался для тестирования детей по всему миру. В результате такого широкого применения многое было изучено, что повлекло некоторые изменения и реализовалось в тесте Денвер II (ДII). Денвер II появился в связи с тем, что первоначальный Денвер был нечувствителен к языковым задержкам, а также в связи с необходимостью замены предметов, которые трудно использовать .

Описание теста Денвер II

Детский тест на развитие Денвер II не является тестом на , это не проверка умственных или интеллектуальных особенностей ребёнка. Он не пригоден для диагностики серьёзных нарушений, таких, как речевые проблемы, эмоциональные задержки, невозможность обучения. Тест также не пригоден для диагностики физического развития. Тест позволяет сравнить решение конкретным ребёнком каких-либо задач по сравнению с тем, как это же задачи решили другие дети его возрастной группы.

Тест Денвер II состоит из 125 заданий, которые разделены на 4 блока:

  1. Личностно-общественные характеристики, то есть возможность контакта с людьми и забота о собственных нуждах.
  2. Тонкая моторика, то есть координация движений глаз и рук, манипуляции
  3. Язык, то есть возможность слышать, понимать и использовать язык.
  4. Локомоции, то есть сидение, ходьба, подпрыгивание и остальные большие движения.

В Денвер II также входят 5 пунктов «Теста поведения», расположенные на тестовом бланке. Они заполняются после проведения теста и несут в себе информацию о поведении ребёнка во время теста, а также помогают экспериментатору получить дополнительные сведения о том, как ребёнок использует свои возможности.

К тесту прилагается бланк с возрастной линией. На бланке теста каждое задание помечено одним из четырёх знаков: Л-О (личностно-общественная характеристика), Т. М. (тонкая моторика), Я (язык), Л (локомоции). Возрастная шкала наверху и внизу страницы показывает возраст в месяцах и годах от 0 до 6 лет. Каждое деление есть один месяц (до 24 месяцев); после, каждое деление - три месяца. Каждое из 125 тестовых заданий представлено прямоугольником, в котором показано, что 25 %, 50 %, 75 %, 90 % детей данного возраста из стандартизированной выборки выполнили задание правильно. На некоторые вопросы могут ответить близкие люди, и тогда в левом углу будет буква R. Только такие пункты могут быть пройдены по сообщению родителей, однако по возможности их следует перепроверять во время проведения теста.

Все задания должны проводиться в соответствии с четко установленным порядком проведения, описанным в руководстве, иначе, нормы изображенные на прямоугольнике, не могут быть применены. Исследователю следует периодически обращаться к руководству по проведению теста для избежания нежелательных отклонений.

Проведение теста

Перед началом проведения теста необходимо высчитать возраст ребёнка, начертить возрастную линию на бланке и подготовить материал для тех заданий, которые будут проводится. Цели тестирования могут быть различны, и в зависимости от них можно одну из двух стратегий проведения теста: выявление задержки (нарушения развития) или установление достигнутого уровня развития («силы» ребёнка).

  1. Для выявления риска в развитии ребёнка, тест проводится следующим образом:
    • в каждом разделе необходимо дать ребёнку те задания, которые пересекаются возрастной линией, а также три слева от неё.
    • если ребёнок не выполняет эти три задания (отказывается, не получается, нe может), то необходимо двигаться влево от возрастной линии до тех пор, пока ребёнок не выполнит три задания подряд.
  2. Для установления силы ребёнка, необходимо:
    • в каждом разделе дать ребёнку задания, пересекающиеся с возрастной линией и три ближайшие справа.
    • продолжать давать ему задания, двигаясь вправо до тех пор, пока он не сможет выполнить три подряд.

При этом можно давать ребёнку 3 попытки, прежде чем регистрировать невозможность выполнения - так ребёнок может сделать то, что никогда не делал раньше (необходимо учесть, что на это тратиться время).

Оценка результатов

Для каждого задания оценка надписываемая в каждом прямоугольнике рядом с отметкой 50 %. В тесте Д2 используются следующие оценки:

  • «В» - для успешного выполнения задания, когда ребёнок выполняет задание (или по сообщению близкого).
  • «НВ» - когда ребёнок не может выполнить задание (или по сообщению близкого ребёнок не может выполнить это задание).
  • «Н.о.» - ребёнок в принципе не имеет возможности выполнить данное задание - эта оценка ставится только по сообщению близкого.
  • «О» - когда ребёнок отказывается пробовать выполнять задание.

Интерпретация результатов

Задания можно разделить на 5 видов: «продвинутые» задания, «нормальные» задания, «предостерегающие» задания, «замедленные» задания и задания «нет возможности».

  • «Продвинутые» задания. При выполнении ребёнком задания, которое находится полностью справа от возрастной линии, развитие по этому заданию считается очень высоким. «Продвинутые» задания не учитываются при интерпретации всего теста.
  • «Нормальные задания». Если ребёнок отказывается или не может выполнить задание, которое полностью лежит справа от возрастной линии, его развитие будет считаться нормальным, так как в этом возрасте менее 25 % детей выполняют это задание. Такая же ситуация с теми заданиями, которые пересекаются возрастной линией между отметками в 25 % и 75 %. «Нормальные» задания также не учитывающая при интерпретации всего теста.
  • «Предостерегающие» задания. Если ребёнок отказывается или не выполняет задания, в которых возрастная линия лежит от 75 % до 90 %, задание отмечается как предостерегающее. Такие задания фиксируются буквой «П» на тестовом бланке и учитываются при интерпретации всего теста.
  • «Замедленные» задания. Если ребёнок отказывается или не выполняет задание, которое полностью лежит слева от возрастной линии, фиксируется задержка в развитии этого задания. В таком случае на тестовом бланке необходимо закрасить правую часть прямоугольника, обозначающего это задание.
  • Здания «нет возможности». Если родители говорят, что ребёнок не может выполнить задание, оно фиксируется как «нет возможности». Эти задания также не учитываются при интерпретации всего текста.

Нормальное развитие фиксируется в том случае, когда отсутствуют пометки «задержка» и максимум одно «предостережение». В данном случае рекомендуется повторное тестирование во время следующей встречи с ребёнком.

Аномальное развитие фиксируется в случае 2 или более пометок «задержка». Необходимо проведение диагностического исследования.

Сомнительное развитие фиксируется в случае одной пометки «задержки» и 2 или более «предостережений». Необходимо посоветовать родителям поработать над проблемными областями, а также провести повторное обследование при возможности. Если результат не изменится или ухудшится, необходимо проведение диагностического исследования.

Невозможность тестировать может зависеть от количества отказов, которые в результате могут дать «задержку» или «предостережение». Если в итоге получится результат «аномальное» развитие, следует проводить повторное исследование. Если и оно даст результат «аномальное» развитие или невозможность интерпретации, необходимо проведение диагностического исследования.

Практическое применение

Проводилось исследование, оценивающее Денвер II в терминах того, как его результаты соотносятся с результатами психологов в пяти центрах заботы о ребёнке: две группы детей из пяти были детьми белых родителей с высшим образованием и три группы составляли афро-американские дети из семей с низким доходом. 
Психологи оценили 104 ребёнка, из которых 18 были оценены как отстающие в развитии . Все, кроме двух, из этих 18 были из низко-доходных центров, однако упоминаний, касающихся использования отличающихся норм для афро-американских детей не указано. Результаты Денвер II, в котором использовался старый оценочный метод, включали 33% опросников о нормальном развитии и отклонении. Однако тест признали ненадежным, так как он оказался нечувствительным к отклонениям, что в результате привело к тому, что много детей с отклонениями было упущено. Если брать более жесткие рамки для оценивания нормы, то много нормальных детей были бы отнесены к отклоняющимся. Таким образом, на базе этого исследования Денвер II потерпел неудачу, после чего редко используется в исследованиях, однако материалы все еще доступны с официального сайта www.DenverII.com.

Другое исследование оценивало Денвер II в рамках программы общественного медицинского центра . Критерием ненормальности выступали рекомендации логопедов и психологов-лингвистов вмешиваться в естественный ход развития ребенка. В этом исследовании приняли участие 418 детей, 64 из которых нуждались в раннем вмешательстве. Успех этой программы оценивался с точки зрения вероятности соответствия направления ребёнка по результатам диагностики на получение помощи и действительная необходимость этой помощи. Соответствие составило 56%; вместе с процентом детей, которые были направлены по результатам тестирования, но не нуждались в помощи, сумма составила 72%. По сравнению с обследованиями, проводимыми в клиниках с помощью возрастных тестов, успех оказался выше . Исследование показало ценность учета дополнительной информации помимо результатов теста, потому что диагностика увеличила вероятность соответствия с 44% до 56%, не направляя при этом на обследование детей с незначительными задержками.

В ходе популяционного исследования на 3389 бразильских детях в возрасте от 0 до 5 были получены нормативные показатели развития, основанные на диагностике теста Денвер. Однако они также могут быть использованы и для Денвер II .

Преимущества теста Денвер II

  1. Возможность проведения теста не только дипломированным психологом, но и родителем, педагогом, воспитателем в детском саду, врачом в поликлинике и т. д.;
  2. Дает родителям полезные для взаимодействия с ребёнком сведения;
  3. Возможность одноразового или лонгитюдного исследования ;
  4. От ребёнка требуется выполнение повседневных обыкновенных действий;
  5. Возможность оценить сразу несколько линий развития: социальные контакты, личностный рост, язык, тонкая моторика, локомоции;
  6. Простой и наглядный способ представления результатов;
  7. Не требует долгой обработки.