Игры и упражнения для развития голоса. Картотека речевых игр -В «Развитие силы голоса и речевого дыхания Картотека заданий по развитию силы голоса

С помощью голоса можно не только передавать информацию, но и раскрывать свои чувства и выражать эмоции, убедить собеседника или растрогать его. Одним словом, голос - это главный инструмент убеждения. Он может быть приятным, мелодичным, сильным, а может быть еле слышным, резким или раздражающим. Стоит помнить, что наши голосовые связки - это тоже мышцы, и неправильное дыхание, напряжение или зажатость мышц может привести к искажению голоса. Для того чтобы восстановить голос или сделать его красивым и приятным достаточно нескольких упражнений.

Упражнение 1. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина.

Вдруг грохотом грома сменилась она!

И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит!

Скажи погромче слово «гром» -

Грохочет слово, словно гром!

Я сижу и слушаю, не дыша,

Шорох шуршащего камыша.

Камышинки шепчутся:

— Ши, ши, ши!

— Что вы тихо шепчете, камыши?

Разве так шушукаться хорошо?

А в ответ шуршание:

— Шо, шо, шо!

— С вами я шушукаться не хочу!

Я спою над речкой и спляшу,

Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!

Камышинки шепчутся:

— Ша, ша, ша…

Словно просят шепотом:

— Не пляши!.

До чего пугливые камыши!

Гром грохочет — бух! Трах!

Словно горы рушит.

Тишина в испуге — ах! —

Затыкает уши.

Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти!

Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!

Иду вперед (тирлим-бом-бом) —

И снег идет (тирлим-бом-бом),

Хоть нам совсем, совсем не по дороге!

Но только вот (тирлим-бом-бом)

Скажите, от — (тирлим-бом-бом),

Скажите, от — чего так зябнут ноги?

Упражнение 2. Подберите кричалки, шумелки, считалки (фольклорные или литературные), другие стихотворные произведения, которые, по вашему мнению, можно использовать для тренировки силы голоса.

Упражнение 3. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

Упражнение 4. Произнесите фразу с повышением голоса к ее концу: "Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!"

Упражнение 5. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:

Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь аквалангистом.

Все ниже опускаюсь, ниже!

А дно морское ближе, ближе!.

И вот уж в царстве я подводном!

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом.

Упражнение 6. Добейтесь звонкости, собранности звука, произнося плавно и протяжно звук М.

Упражнение 7. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги:

ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Упражнение 8. Это упражнение надо выполнять вдвоем. Между двумя разговаривающими должно быть достаточно большое расстояние (хотя бы 6-10 метров), говорить надо тихо, почти шепотом, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы.

Упражнение 9. Придумайте речевую ситуацию, когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии и негромко. Продемонстрируйте эту беседу.

Упражнение 10. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали. быстро ехали. быстро ехали".

Упражнение 11. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

Божья коровушка,

Полети на облышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом:

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

Упражнение 12. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

Еле-еле, еле-еле - -(медленный темп)

Завертелись карусели. - -(медленный темп)

А потом, потом, потом - -(средний темп)

Все бегом, бегом, бегом! - -(быстрый темп)

Все быстрей, быстрей, бегом, - -(очень быстрый темп)

Карусель кругом, кругом! - -(очень быстрый темп)

Тише, тише, не спешите - -(средний темп)

Карусель остановите. - -(средний темп)

Раз, два, раз, два - -(медленный темп)

Вот и кончилась игра. - -(медленный темп)

Упражнение 13. Укажите, в каком темпе надо читать строчки стихотворения:

Мы идем по кругу,

Посмотри.

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дороге,

Меняем часто ноги.

Поскакали, поскакали:

Скок-скок-скок!

А потом как аист встали —

и молчок!

Упражнение 14. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:

Убежало молоко,

Убежало молоко!

Вниз по лестнице скатилось,

Вдоль по улице пустилось,

Через площадь потекло,

Постового обошло,

Под скамейкой проскочило,

Трех старушек подмочило,

Угостило трех котят,

Разогрелось — и назад:

Вдоль по улице летело,

Вверх по лестнице пыхтело

И в кастрюлю заползло,

Отдуваясь тяжело.

Тут хозяйка подоспела:

— Закипело?

— Закипело!

Упражнение 15. Подберите стихотворное произведение, в котором изменение темпа речи играет важную роль для понимания содержания.

Работа над тоном речи

Упражнение 16. Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.

Упражнение 17. Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками:

Пришла?! Мне страшно за тебя! - -(со страхом)

Во всем вини саму себя! - -(со страхом)

Пришла?! А самолюбье где? - -(с осуждением)

За ним как верный пес везде! - -(с осуждением)

Пришел!? Так обмануть меня! - -(с презрением)

Ты не мужик, а размазня! - -(с презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг! - -(с ехидством)

Меня ведь не обманешь вдруг! - -(с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть! - -(радостно)

Нам друг без друга не прожить! - -(радостно)

Ушел!. Придет иль нет? Загадка. - -(с тревогой)

Я поступила с ним так гадко! - -(с тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! - -(с облегчением)

Избави бог от этих встреч! - -(с облегчением)

Упражнение 18. Соедините реплики персонажей и авторские слова:

Реплики

"Сашенька, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела."

"И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?"

"Я на тебя нисколько не сержусь. Клянусь."

"Я ни в чем не виновата!"

"Да-а-а, с тобой каши не сваришь."

— с сожалением протянула она.

— сказала она тихо, но решительно.

— кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.

Упражнение 19. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.

Упражнение 20. Расскажите об опоздании студента на лекцию от лица профессора, читавшего лекцию, самого студента, вахтера.

Упражнение 21. Придумайте речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.

Упражнение 22. Подберите отрывок из произведения для детей с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают верно выбрать тон речи?

Будем тверды в достижении цели
и мягки в средствах ее достижения.
Аквавива.

Как приятно слышать размеренную, спокойную, негромкую речь. Невольно заслушиваешься и удивляешься способности красиво и правильно пользоваться свом речевым аппаратом.

В дошкольном возрасте очень часто встречаются нарушения речи, которые сопровождаются нарушениями речевой моторики. Это, чаще всего, дизартрия, ринолалия и другие функциональные расстройства. Дети дошкольного возраста часто разговаривают громко или тихо, зависит от темперамента и особенностей характера, не умеют понижать или повышать голос. Часто встречаются дети, которые говорят монотонно, без интонационной окраски, имеют назальный оттенок. Все эти нарушения могут быть исправлены в дошкольном возрасте и, не иметь осложнений в дальнейшем развитии. В речевых группах детского сада особенно заметны нарушения голоса, так как они могут сопровождать тяжелые нарушения речи. Своевременная помощь детям в коррекции голоса дает возможность устранять и другие нарушения речи.

Нарушения голоса оказывают весьма существенное влияние на общее развитие детей, их нервно – психическое состояние, формирование речи, так как голос имеет большое значение в процессе общения. Роль голоса велика в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний. Диапазон встречающихся нарушений - от полного отсутствия голоса (афония) до незначительных его изменений (дисфония). Степень отрицательного влияния нарушений голоса на личность в целом и отдельные ее проявления зависят от характера и глубины расстройства. В связи с этим возникает необходимость своевременного преодоления встречающихся у детей расстройств голоса. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и использование правильных и своевременных методов коррекции.

Причины возникновения нарушений голоса и их проявления.

Голосовая функция нередко оказывается нарушенной у детей. Голосовой аппарат – это дыхательные органы, голосовые связки, гортань, полости носа и рта. Причины расстройства голоса весьма разнообразны: заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трохеи, даже сердца и сердечно – сосудистой системы. Голос характеризуется тембром, высотой и силой. От частоты колебания голосовых связок зависит высота голоса и характеризуется повышением и понижением тона, то есть сменой его от низкого к высокому и наоборот. Это основной тон голоса. Сила голоса зависит от амплитуды колебания голосовых связок и характеризуется громкостью. Это умение управлять голосовыми связками. Она зависит от уровня подсвязочного и надсвязочного давления и от степени смыкания голосовых связок. Также у голоса есть тембр, благодаря которому, мы узнаем друг друга – это индивидуальная окраска. Все компоненты голоса взаимосвязаны и реально существуют в единстве. Качество голоса может ухудшаться в результате заболеваний верхних дыхательных путей, при снижении слуха, при особенностях характера.

Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. У детей с речевыми диагнозами голос тихий, слабый, немодулированный, тембр глухой, с назальным оттенком, монотонный, темп замедленный. Несформированность произвольного сокращения мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных. Вибрация складок нарушается при слабости или парезах мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной. Это проявляется при недостаточной работе коры больших полушарий, нарушении иннервации проводящих путей языкоглоточного и блуждающего нервов, нарушении мышечного тонуса. Одним из нарушений голоса, встречающихся у детей дошкольного возраста, является дисфония и афония. Афония – это полное отсутствие голоса. Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра. При дисфонии голос бывает слабый, хриплый. Если вовремя не обратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате. К дисфонии могут привести постоянное перенапряжение голоса в результате слишком громкого разговора, пения, крика, несоблюдение основных правил гигиены голоса. Развитию дисфонии могут также способствовать аденоидные разрастания в носу, которые затрудняют носовое дыхание и приучают ребенка дышать ртом. При ротовом дыхании вдыхается воздух, который не очищается, не согревается и не увлажняется, как это бывает при носовом дыхании, вследствие чего возникают хронические воспалительные процессы в слизистой оболочке гортани, голос становится хриплым. Недостаточное небно-глоточное смыкание – причина назальности в речи.

Коррекционная работа при нарушениях голоса.

Работа над голосом затрагивает все его качества: силу, высоту, длительность, тембр и их изменения в речевом процессе. Коррекционные воздействия следует строить на результатах обследования. Обследование голоса проводится вместе с основным, в начале года. Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений.

  1. Длительность. Произнести короткий и длинный звук У – УУУУУУ (учитывается, как долго может ребенок тянуть звук и как отличает продолжительность).
  2. Сила. Нужно произнести сочетание звуков, слово или фразу тихо, громко и шепотом (учитывается различия между громкостью).
  3. Высота голоса. Подражать произнесению. Мычит корова - МУ, теленок – му (учитывается различие).
  4. Модуляция голоса. Самолет приближается и улетает УУУУУууууууУУУУУУ (учитывается умение повышать и понижать голос).

Данные заносятся в таблицу.

Коррекционная работа строится по принципам:

  • Связь с медиками – специалистами.
  • Последовательность, систематичность.
  • Работа начинается с сохранных функции голоса.
  • Каждое упражнение проводиться до тех пор, пока ребенок полностью не усвоит.
  • Все упражнения подбираются от простого к сложному.
  • Терпение и доброжелательное отношение к детям.
  • Занятия по коррекции голоса должны включать в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику и лечебную физкультуру.

Вся работа строится после консультации с ЛОР – врачом. Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Формируя умение произносить гласные звуки, слоги, слова и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы не было излишнего форсирования звука, неприятных ощущений. Усиливая голос, дети не должны его повышать, поскольку это может привести к срыву голоса. Высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон ниже, у других – выше. В ходе работы над тембром, силой, высотой голоса создается основа для развития интонационно – выразительной стороной речи. Для коррекционных занятий можно сформировать подгруппы детей по сходным нарушениям.

Упражнения для активизации мышц небной занавески .

1. Активизация небной занавески:

  • вертикальные поглаживающие, разминающие, толчкообразные движения большим пальцем по направлению от верхних резцов до маленького язычка.
  • поперечные движения на границе твердого и мягкого неба, при выполнении этих движений активизируется еще и мышца задней стенки глотки.
  • при произношении звука [А] - растирающие движения по мягкому небу от верхних резцов до маленького язычка (рот широко открыт, раздражение идет от произношения).
  • быстрое, краткое произношение звука [А] с одновременными толчкообразными движениями по мягкому нёбу большим пальцем.

2. Гимнастика мягкого неба:

  • покашливание;
  • зевание;
  • глотание воды небольшими порциями;
  • имитация полоскания рта.
  • одновременно с поворотом головы влево – вправо произносить звуковую дорожку из гласных и-э-о-у-а-ы.

4. Гимнастика нижней челюсти:

  • открывание и закрывание рта, имитация жевания;
  • открывание рта с одновременным движением языка вперед, затем это упражнение с произношением звука [А] , вначале тихо, затем громко и с силой (чем шире рот, тем уже глотка, чем уже глотка, тем активнее мышцы задней стенки глотки).

Недостаточное небно-глоточное смыкание – причина назальности в речи, поэтому упражнения по активизации мышц нижней челюсти, мягкого неба и задней стенки глотки взаимосвязаны.

Дальше коррекционная работа ведется последовательно, все упражнения проводятся по порядку, отрабатываются. После усвоения можно переходить к следующему. Чаще всего нарушены все компоненты голоса, поэтому предлагаем упражнения сначала на развитие тембра голоса, затем – длительности, силы, высоты и интонационной выразительности речи также их можно чередовать.

Развитие тембра голоса.

Упражнения на развитие тембра и длительности вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти. Они придают речи ровность, гибкость и выносливость голоса, т. е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.

Упражнение 1

И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный: «а», «о», «у», «ы», «э».

  • «А» - руки вверх.
  • «О» - руки кольцом перед собой.
  • «У» - руки рупором.
  • «Ы» - руки овалом впереди.
  • «Э» - руки овалом сзади.

Упражнение 2

И.п. стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7-10 секунд.

Упражнение 3.

Произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

Мы в лес пойдем
(Дети поднимают руки в стороны и вверх)
Детей позовем: «Ay! Ay! ».
(Делают руки рупором)
Взял я лук и крикнул:
«Эх! Удивлю сейчас я всех!».
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
И вокруг сказали все:
« Э__ э__ э__ э ».
Тарлапан Е

Упражнение 4.

Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.

Упражнение 5.

Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов:

«Мо-моо, му-муу».
Рано-рано поутру
Пастушок: « Туру-ру-ру!».
А коровы вслед ему
Замычали: «Му-мууу».
И.Токмакова

Развитие длительности и устойчивости звучания основного тона голоса .

Упражнение 1.

Плавно соединить руки округло перед собой (или над головой) и произнести протяжно: «О». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко: «О». То же с слогами, словами.

Упражнение 2.

Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить - «У».

Упражнение 3.

Стоя, развести руки в стороны, покачивая ими («самолет летит»), произнести протяжно: «В». Резко опустить руки вниз, присесть и произнести коротко: «В» («самолет сел»).

Развитие силы голоса .

Упражнение 1.

Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А». Руки над головой, громко: «А». Так же с другими гласными.

Упражнение 2.

Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары - шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише - шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары - слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.

Мы хлопаем руками: «Хлоп-хлоп-хлоп».
Мы топаем ногами: «Топ-топ-топ».

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Была тишина, тишина, тишина...(Почти без голоса, одной артикуляцией).
Вдруг грохотом грома сменилась она. (Шепотом) И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? (Голосом разговорной громкости).
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит. Уже барабанит! (очень громко)
А. Шибаев

Развитие диапазона высоты голоса

Изменение высоты голоса – одно из наиболее значительных средств его выразительности. Она создает мелодику тона, т. е. движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Предлагаются упражнения на изменение высотной модуляции, которые способствуют развитию интонации, гибкости и постепенно расширяют объем голоса.

Упражнение 1.

Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О». Руки вверху, высоким голосом: «О». Так же повторить с другими гласными и в сочетаниях с согласными типа «та-то-ту».

Упражнение 2.

Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося «У…..ту…» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.

Игра «Самолет».

Самолет идет на взлет. (Произносят низким голосом, руки опущены: «У»). Самолет летит, в нем мотор гудит. (Высоким голосом, руки в стороны: «У»); Самолет садится. (Низким голосом, руки опущены, приседают: «У»).

Упражнение 3.

Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.

Летит поезд во весь дух:
-Ух! Ух! Ух!
(Произносят высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками).
Загудел тепловоз:
«У-у-у-у».
(Низким голосом, останавливаются и гудят).
Домой деток повез:
«Ду-ду-ду ».
(Приседают).

«Ой! - воскликнул окунек,
- Я попался на крючок».
Произносят высоким голосом.
Сом сердито проворчал:
«Из-за шалости попал».
Низким голосом.
Ф. Бобылев

Маленькие ножки.
Бежали по дорожке:
Топ! Топ! Топ!
(Высоким голосом с одновременным легким ритмичным постукиванием двумя пальцами).
Большие ноги -
Шли по дороге:
Топ! Топ! Топ!
(Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу).

Развитие интонационно – выразительной стороны речи.

Развитие интонации придает речи эмоциональную окраску, организует смысловую сторону речи при помощи логических интонации, отражают смысл слов, обладают силой воздействия на слушателя. Поэтому, предлагаются инсценировки русских народных сказок, стихов с подражанием героев, диалогов с различными интонациями.

Упражнение 1.

Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движениями тела, мимикой.

Боль: «А-а-а, у меня болит голова» - руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.

Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» - руки вверх, глаза широко открыты, рот в улыбке.

Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» - руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.

Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» - руки вперед, брови немного сдвинуты.

Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» - руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.

Упражнение 2.

Игра-упражнение для развития выразительности мимики движений, голоса «Скажи и покажи». По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый - грустный, злой - добрый, удивленный - равнодушный.

Упражнение 3.

Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т.д.).

Упражнение 4.

Эмоциональная окраска картин типа: «Молодец!», «Ай-яй-яй, плохо!» и т.д.

Упражнение 5.

Выразительное чтение стихотворений, считалок, насыщенных интонационно-окрашенным материалом.

Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»
Кто встречается с бедой, произносят слово «Ой!»
Кто отстанет от друзей, произносят слово «Эй!».
У кого захватит дух, произносят слово «Ух!».
А. Тетявкин

Упражнение 6.

Инсценировка доступных детям стихотворений, сказок («Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т.д.).

Игры для развития голоса.

Игры являются логическим продолжением упражнений и направлены на развитие сплоченности детского коллектива, внимания детей, чуткости аудио (слухового) восприятия и адекватного коммуникационного реагирования. В процессе этих игр дети овладевают темпоритмическими (интонация, система пауз) и динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи, учатся владеть своим голосовым аппаратом.

Игра «Магнитофон»

Для игры нужно изготовить или нарисовать карточки – символы

Вариант 1. «Воспроизведение»

Перед началом игры детям нужно продемонстрировать работу аудиотехники, чтобы дети могли убедиться и услышать, как магнитофон в точности воспроизводит записанную на пленку речь.

Основная задача участников игры в том, чтобы как можно точнее воспроизвести сказанное водящим.

Вариант 2. «Регулирование »

Продемонстрируйте детям возможности магнитофона: регулирование громкости и скорости воспроизведения записи. Используя символические изображения, нужно правильно отреагировать на команды. Дети воспроизводят речевой образец по определенному символу.

Вариант 3. «Наоборот»

Участники делятся на две команды или пары. Одна команда получает картинку с условным обозначением и задание воспроизвести что-либо в соответствии с ним. Задача других – с противоположным звучанием. Шепотом – громко, быстро – по слогам…

Вариант 4. «Фонограмма»

Перед началом игры можно предложить детям прослушать несколько записей из цикла «Голоса родной природы» и придумать им соответствующие названия. Взлет самолета, вьюга, дождь, шелест листьев, поезд… Предложите детям самим озвучить какой-нибудь шум (в лесу, на болоте, на кухне, пылесос, чирикание птиц). Запишите на магнитофон. Это очень интересно.

В этих играх можно петь, играть на музыкальных инструментах, рассказывать стихи, сказки, истории, воспроизводить звуки, слова, фразы, предложения за ведущим, самостоятельно или совместно. Также можно поработать с чистоговорками, скороговорками, пословицами, поговорками, звукоподражаниями.

Огромное значение в развитии голоса имеет речь взрослого. Чаще всего детям не удается выполнить упражнения с первого раза, хотя после показа педагога, ребенок справляется с заданием. Из этого следует, что речь педагога должна быть красивой, правильной, четкой, яркой и доброжелательной. Дети стремятся быть похожими на взрослых, и у них появляется желание исправлять свои дефекты в речи. Важно, чтобы детей окружали умные педагоги, с правильной, достойной подражанию, речью.

При правильной организации работы по коррекции голоса будут заметны следующие результаты:

  1. Голос у детей стал звонче и громче, приобрел модулированность, достаточную громкость, звонкость. Он стал легче, сильнее в процессе повседневного речевого общения. Дети свободно могут управлять своими голосовыми возможностями без напряжения.
  2. Активизировалась деятельность артикуляционного аппарата, движения стали ловкими и точными. Легче ставятся и автоматизируются дефектные звуки.
  3. Улучшения голоса положительно влияют на эмоциональную сферу, настроение. Дети становятся более активными, бодрыми, чувствуют себя полноправными членами детского коллектива. Улучшения голоса положительно влияет на характер ребенка, способствует нормальному общению с окружающими.
  4. Нормализировалось речевое диафрагмальное дыхание.
  5. Коррекция голоса положительно отражается на эмоционально – волевой сфере, появляется вера в свои силы и желание продолжать работу над улучшением качества голоса.
  6. Применение приемов улучшения качества голоса требует меньших усилий со стороны логопеда и ребенка, сокращается длительность логопедической работы.

Список литературы.

  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., 2005
  2. Белошеева А.А., Голышева В.А., Неволина Г.Л., Окунева Г.Ю.Нервно – психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей. Пермь, 1999
  3. Микляева Н.В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2004
  4. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков. С. – П., 2006
  5. Журнал « Логопед» 2004, № 1, с. 17.
  6. Журнал « Логопед» 2005, № 4, с. 94

Голос – это не только оружие профессиональных певцов, но и обычных людей. Сильный и хорошо поставленный голос уже самим звучанием располагает к себе людей, поэтому «акулы» бизнеса умеют привлечь партнера одной речью. Работа вокалиста по уровню нагрузки может приравниваться к физическому труду грузчика.

Развитие с психологической стороны

Звучание речи передает эмоциональное состояние человека, его уверенность или страхи. Даже когда человек не замечает, голос передает окружающим его характер и редко лжет. Мало какого работодателя заинтересует сотрудничество с неуверенным работником, которого всегда плохо слышно.

Всем людям от рождения дан сильный и уникальный голос. Удивительно, но на фоне городского шума, окружающего людей, вместо того, чтобы перекричать этот шум, в обществе стало уместнее говорить в «пол тона». Однако сложно перебороть боязнь привлечь лишнее внимание, если говорить более громко и четко. Поэтому развивать голосовые связки необходимо не только для тренировки голоса для пения, но и для повседневных ситуаций.

Всем известно, что одним из ключевых факторов успешной карьеры является умение говорить. Дело не только в грамотности речи, но и в ее звучании. Чтобы получить расположение и уважение окружающих, недостаточно просто громко говорить. Уверенное звучание - это не крик, а спокойный и лаконичный тон. Для достижения такого результата проводятся, как групповые тренинги, так и индивидуальные занятия.

Развитие со стороны физического здоровья

Человек неосознанно настраивает звучание, используя диафрагму. Но наш организм не раскрывает все ее резервы. Дыхание насыщает организм кислородом, который должен все время обновляться, а не накапливаться. Постоянное блокирование звука делает наше дыхание не ровным, а прерывистым, что влияет на самочувствие. Чаще всего звук блокируется в стрессовых ситуациях, что отражается на физическом состоянии организма. Часто во время переживаний происходит надрыв голоса, что сопровождается затруднением дыхания, а, впоследствии, обмороком.

В стандартных и спокойных диалогах дыхание равномерное и спокойное. Поэтому необходимо тренировать голосовые данные, чтобы он не дрогнул в непривычной обстановке или стрессовой ситуации. Человек, особенно часто выступающий перед аудиторией, должен быть уверен в своем голосе, чтобы не заострять внимание на его звучании.

Даже после первых тренировок голосовых связок можно почувствовать жжение и напряжение, как и после физических упражнений. Данный факт указывает на то, что в повседневной жизни голосовые связки почти не напрягаются. Голос можно «натренировать», как и другие мышцы.

  1. Центральным органом, участвующим в формировании звука, является диафрагма. Она считается «источником» звуков. Для тренировки дыхания разработано множество методик гимнастики.
  2. Если правильно наладить озвученное дыхание, то впоследствии на него, как на основу, ложатся все остальные аспекты звучания. Среди многообразия видов дыхательной гимнастики работают только те, что предназначены конкретно для решения этой задачи.
  3. Основа для красивого голоса - это, в первую очередь, здоровье. Соблюдение элементарного режима, правильное питание и т. д. Ведь он тоже – часть организма, как и остальные составляющие, и он также поддается воздействию на внешние факторы. К примеру, те же заболевания могут на долгое время повредить голосовые связки, нормальную работу которых не всегда возможно восстановить.
  4. Кроме физических препятствий для развития, чаще проявляются психологические барьеры. Удивительно, но психологические зажимы голоса снимают при помощи физического воздействия.
  5. Если тело находится в напряжении, то голос также будет не устойчивым. Напряжение в мышцах передается и на голосовые связки, из-за чего повышается тон, он начинает дрожать.
  6. После длительных переговоров и дискуссий голосовые связки должны некоторое время быть в состоянии покоя.
  7. При его небольшом срыве можно проделать пару упражнений для расслабления всего тела.
  8. Исполнение песен в душе, караоке и т. п. очень благоприятно влияет на развитие голоса, особенно для пения. Связки, как и мышцы, нужно разогревать.

Внимание! Курение заметно понижает громкость голоса.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс


Упражнения для развития голоса

Несколько вокальных упражнений

Для начинающих исполнителей представлены для развития голоса для пения, которые устраняют дрожь, добавляют ему мощности и силы.

  • Рот открыть, как можно шире и опустить нижнюю челюсть. Губы расслабить, чтобы получился звук между «О» и «А». При произношении «Р» гортань должна быть слегка приподнята. При протягивании «О» немного ее опустить. В итоге должен получиться звук «РО-О-О-О-О», который будет подниматься из груди.
  • Тот же звуковой ряд. Быстрый вдох и выдох. При выдохе должны сокращаться мышцы пресса. Подъем должен быть выше, чтобы звучание было глубже. Рот не закрыт, челюсть и шея – расслаблены.

Упражнения для тренировки дыхания

  1. Встаньте прямо. Руку опустите на живот, а другую – снизу грудной клетки. Сделайте глубокий вдох (носом), чтобы живот напрягся, а грудная клетка расширилась. После этого плавно выдохните, чтобы грудная клетка и живот вернулись в исходное положение.
  2. Плавно вдохнуть (с помощью носа) и задержать дыхание на 3-4 секунды. Выдох (через рот) должен быть неспешный и плавный.
  3. На плавном выдохе произнести ряд согласных звуков.
  4. Вести вслух счет, начиная от 1 до 6 на одном вдохе. Счет постепенно увеличивать.


Тренировки для приятного звучания

  • Занять положение стоя, расставить ноги по ширине плеч. Пару раз спокойно вдохнуть и выдохнуть, следующий вдох должен быть глубоким, а выдох резким и громким со звуком «ха»!
  • Сделайте глубокий вдох, а выдох должен быть протяжным со звуком «бом», «бон». Выходящие звуки нужно тянуть, чтобы поучилась легкая вибрация на уровне носа и верхней губы. Еще один вариант данного упражнения выполняется со звуками «мо-мо», «ми-ми», «му-му». Но эти слоги сначала произносятся быстро, а потом тянутся.
  • Высунутым языком нужно попытаться дотянуться до подбородка. В таком положении опустить голову вниз. Потом язык потянуть вверх, пытаясь достать им до кончика носа, а голову нужно поднимать.

Важно! Вышеперечисленные упражнения лучше походят для тренировок в утреннее время, достаточно и десятиминутных повторений.

Тренировки для мощности

  1. Упражнение, направленное на работу живота и грудной клетки. Сделайте вдох и выдох. На втором выдохе произносите плавно звук «м». Повторять три раза с последующим усилением.
  2. Язык поднять к небу, но не напрягать. Пробовать выговаривать звук «р». Звук будет похож на рычание тигра. Упражнение повторять три раза. После этого выговаривать около десяти слов с ярко выраженной буквой «р».

Внимание! Банальный рык на самом деле отлично тренирует энергичность голоса, а также уменьшает картавость.

Общеразвивающие тренировки

  • Приложите ладонь к уху и пойте, говорите. Таким образом появляется представление своего голоса со стороны. Достаточно максимум десяти минут ежедневно для этой тренировки.
  • Упражнение для передачи нагрузки горла на губы и диафрагму. Слог «кьюу» произносить с округленными губами, а остаток «икс» произносить с улыбкой, как можно шире. Делать тридцать повторов за одну тренировку. Это упражнение для выносливости голосовых связок, что отлично помогает при длительных выступлениях.
  • Поможет обрести интенсивное звучание и выносливость данное упражнение: чтение текста, но сначала без согласных, а потом, наоборот – без гласных.
  • Произносите слова, стараясь делать усилие в области живота. Произносить нужно, как бы выпуская гнев, открывать рот и делать упор на согласные. Такие манипуляции эмоциями в голосе позволят сделать его более красочным.

Важно! Все упражнения выполняются с ровной осанкой.

Заключение

Выражение «глаза – зеркало души» применимо и к голосу. По нашей речи можно определить место рождения, национальность, возраст и т. д. Самое главное в том, что по нему можно узнать о характере человека, его жизненную позицию.

Поэтому он является еще и оружием, как в профессиональной , так и в повседневной жизни.

Упражнения для развития голоса можно проводить как самостоятельно, так и брать уроки у специалистов. Какие тренировки будут эффективные: домашние или групповые – это индивидуальный выбор, который следует делать, исходя из конечной цели.

Оксана Хорохова
Картотека игр и упражнений на развитие голоса

Развитие голосовой функции - это необходимое направление в логопедической практике. Игры на развитие голоса активно используются на подготовительных этапах коррекции речи, но также применяются и в последующей коррекционно-логопедической работе.

1. "Телефон". Стоящий или сидящий первым в ряду ребенок произносит шепотом на ухо соседу заданное ему слово. Так слово передается до последнего ребенка. Кто передаст его не правильно, тот произносит заданный стишок.

2. "Эхо". Детей распределяют на две группы. Одна из групп - "эхо". Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи) . Вторая группа ("эхо") тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.

3. "Поезд". Приближаясь и удаляясь, поезд издает звуки, постепенно усиливающиеся или затихающие.

4. "Усатый кот". Один из детей - "кот", притаившись, подползая произносит вполголоса : "Я усатый жадный кот, слышу ваш мышиный ход", а остальные дети ("мышки") тихо проходят мимо него и шепчут : "Тише, мыши, кот все ближе, ближе". Кто скажет громко, того кот хватает.

5. Произнесение стишков с изменением силы голоса : в соответствии с содержанием одни слова произносятся тише, другие громче.

Мне мила моя работа (тихо,

Я доволен (громко,

Я горжусь (еще громче!

Нет ни горя, ни заботы (умеренно,

Как за дело (громче)

Я берусь (еще громче!

6. "Вьюга". По сигналу "Вьюга началась" дети тихо гудят : У-у-у. По сигналу "Сильная вьюга" дети громко произносят : У-у-у. По сигналу "Вьюга затихает" дети постепенно уменьшают силу голоса . По сигналу "Вьюга кончилась" замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда : горизонтальное движение руки - дети говорят тихо, движение руки вверх - усиление голоса , движение руки вниз - уменьшение силы голоса .

7. "Дует ветер". Дети ведут хоровод. Логопед сопровождает движения рассказом. "Утром дети идут в школу. Светит солнце. Дует тихий ветерок : в-в-в (произносится тихо) . Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо : в-в-в) . Окончились уроки. Дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер : в-в-в (произносится громко) . Как дует сильный ветер?" Дети громко повторяют.

8. "В лесу". Детям предлагаются картинки "Дети в лесу", " Мальчик заблудился", "Поезд", которые логопед использует в процессе рассказывания.

Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашел большой гриб и говорит : О-о-о! Как говорит Петя? (дети длительно повторяют) .Петя шел по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать : ау-ау-ау! Давайте поможем Пете. (Дети повторяют) . Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел : у-у-у! (Дети повторяют) .

9. "Лесенка". Перед детьми на доске картинка с нарисованной лесенкой или макет лесенки. По ходу игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса .

"На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла. (Дети произносят низким и громким голосом : ав-ав-ав). На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала. (Дети произносят более тихим и более высоким голосом : мяу-мяу-мяу).На третью ступеньку вскочил петух и громко запел : ку-ка-ре-ку. (Дети произносят громким и высоким голосом : ку-ка-ре-ку). На четвертую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал : ж-ж-ж. (Дети произносят низким и тихим голосом : ж-ж-ж) . На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку : з-з-з. (Дети произносят тихим и высоким голосом : з-з-з) .

10. "Корова и телята". Детям предлагается сюжетная картинка "На лугу". Дети распределяются на две группы. Логопед обращается к первой группе : "На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?" Дети первой группы произносят низким голосом : му-му-му. "Коровам отвечают телята. Как они отвечают?" Логопед обращается к детям второй группы. Дети отвечают высоким голосом : му-му-му. Затем группы меняются ролями.

11. "Протяни звук". В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть определенный гласный звук (а, о, у, и, э) . Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.

12. "Повтори за мной". В игру можно играть как вдвоем, так и парами. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией "ах-ах-ах", "ай-ай-ай", "о-го-го", "ох-ох-ох","ой-ой-ой" и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка - догадаться, какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.

13. "Уложи куклу". Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу. Взрослый объясняет малышу : "Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немного. Но сначала посмотри,как это нужно делать". После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает : "А-а-а!", а уже затем эти действия выполняет ребенок.

14. "Вездеход". Играть можно вдвоем и группой из 3-4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход :

Вы сегодня что, проспали?

И на поезд опоздали!

Вы садитесь в вездеход.

Самый лучший вездеход.

Всюду он нас довезет.

Стихотворение следует произносить немного нараспев. Взрослому необходимо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.

15. "Поход в лес". Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Произносят стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения :

Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)

И друзей с собой зовем : "Ау! Ау!" (сделать ладони рупором)

В этот солнечный денек (руки опустить вниз)

Я залезу на пенек : "Ух!" (прижать ладони к щекам)

Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.

16. "Коровка". Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги : "Мо-о, му-у". Чтобы игра проходила веселее, можно читать различные забавные стишки, например :

"Му" - коровка по утру

Замычала на лугу.

Травку там она жует,

А дома молочко дает.

17. "Дом". Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делая глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги : "Дин-н, дон-н, бим-м, бом-м". Затем произносят стихотворение с движением.

Бим-бом! Бим-бом! (стоять на месте)

Дружно строим вместе дом (положить руки на пояс, наклоняться вперед) .

Бим-бом! Бим-бом! (хлопать в ладоши)

Как хорош будет наш дом! (поднять руки вверх) .

18. "Кто дольше". Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе протяжно произносят слоги, которые состоят из согласных "м" и "н" и различных гласных : "Мам-м-м, мум-м-м, мом-м-м" и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.

19. "Самолет". Дети вместе с взрослым становятся в круг. Затем, разводят руки в стороны и покачивают ими, представляя себя самолетами. Протяжно произносят звук "у", быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят "у".

20. "Ракета". Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Логопед предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает. Дети начинают протяжно произносить низким голосом звук "у", руки немного разведены в стороны . Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом звук "у". Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук "у". А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.

Управление общего образования администрации

Ртищевского муниципального района Саратовской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Звездочка» г.Ртищево Саратовской области

КАРТОТЕКА

дидактических игр и упражнений

для развития тембра (высоты) голоса

по развитию речи для дошкольников

Воспитатель:Салькина Ю.С.

Ртищево 2017 г.

Упражнения на развитие тембра (высоты) голоса

Упражнение № 1 «Угадай, кто позвал»

Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного, звука комплекса. Педагог предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

Упражнение №2 «Повтори так-же»

Педагог предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака: АВ (громко) АВ – АВ (тихо). Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.

Упражнение №3 «В гостях у сказки»

Педагог предлагает ребенку сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

    Кто сидел на моем стуле?

    Кто ел из моей чашки?

    Кто спал в моей постели?

    Кто же был в нашем доме?

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок – изображения трех разных медведей. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Упражнение № 4 «Измени звуки»

Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе. Педагог предлагает ребенку сказать, например, МЯУ:

Громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:

И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.

Упражнение № 5 «Измени звуки»

Петь звуки и назвать звуки в сочетаниях

АУ УАИ

УА АИУ

АИ АУИ

ИА ИУА

ИУ ИАУ

УИ УИА

Пример: АУИ: 1 –А, 2 –У, 3 –И.

Упражнение №6 «Колокольчик»

В лесу, на опушке, живет колокольчик

Толстый и важный, ворчливый всегда.

Лишь только проснется, в лесу раздается

Его недовольное грубо ЛА-ЛА

Соседки его на тоненьких ножках

В ответ ему весело Ла-Ла-ЛА-ЛА

Хватит ворчать вам, бурчать и сердиться,

Пойте нежнее вы с нами ЛА-ЛА

Упражнение №7 «Мы шагаем»

Упражнение направлено на различение по тембру маленького стихотворения. Воспитатель предлагает ребенку голосом выделить смысл прочитанного:

Большие ножки

Шли по дорожке.

ТОП-ТОП-ТОП

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ

Упражнение №8 «Кто кем становится»

Воспитатель предлагает ребенку, используя тембровую окраску голоса, показать маленькое и взрослое животное.

Жил – был маленький ЩЕНОК.

Он подрос, однако.

А теперь он не щенок-

Взрослая…. (СОБАКА)

ЖЕРЕБЕНОК с каждым днем

Подрастал и стал…. (КОНЕМ).

БЫК, могучий великан,

В детстве был… (ТЕЛЕНКОМ)

Толстый увалень БАРАН-

Маленьким…. (ЯГНЕНКОМ)

Этот важный КОТ пушок-

Маленьким…. (КОТЕНКОМ)

А отважный ПЕТУШОК-

Крохотным… (ЦЫПЛЕНКОМ)

А из маленьких гусят

Вырастают…..УТКИ

Специально для ребят, тех, кто любит шутки

Упражнение №9 "Кто боится прививки?"

Предметные картинки выкладывают перед детьми.

Педагог произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа.

Упражнение №10 "Угадай-ка"

Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом.

Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.

У меня живет котенок?

Упражнение №11 «Разговор овощей»

Произнесение слогов посредством дыхания без напряжения голосовых связок.

Как-то овощи на грядке заговорили по порядку.

Горох: « Ох! Ох! Ох»!

Тыква: « Ква! Ква! Ква!»

Кабачок: « Чок! Чок! Чок!»

Репа: « Па! Па! Па!»

Огурцы: «Цы! Цы! Цы!» и т.д.

(Спокойный вдох и выдох, на выдохе – произнесение слогов.)

Упражнение №12 «Ворона»

Ворона пела в хоре, сидя на заборе: (Вдох.)

«Кар-р, ка-а-арр…» (Произносить протяжно на выдохе.)

Каркала певица,

Охрипла и потом

Стала петь беззвучно

И с закрытым ртом.

«Кар-р, ка-а-арр…»

Упражнение №13 «Рыбка»

Вдалеке, вдалеке плавает карась в реке:

«Буль-буль-буль… Буль-буль-буль…» (Вдох – пауза – три коротких выдоха с паузами.)

Вдалеке, вдалеке сомик плавает в реке:

«Буль-буль-буль… Буль-буль-буль…»

Упражнение №14 «Грибная семья»

Меж еловых мягких лап (Сжимают и разжимают пальцы рук.)

Дождик кап-кап-кап! (Стучат указательным пальцем по ладони.)

Где листок к листку прилип, (Потирают ладони друг о друга.)

Вырос гриб, гриб, гриб, гриб, гриб… (Выставляют большой палец и поглаживают им каждый палец, начиная с мизинца.)

Не один гриб, друзья, это целая семья! (Поглаживая, выставляют все пальцы руки.)

Упражнение №15 « Улиточка »

Описание игры: Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я.