«Домашняя игротека» для профилактики дисграфии. Профилактику дисграфии начинаем в детском саду Основные направления коррекционной работы по предупреждению дисграфии

Стелла Егорова
Родительское собрание «Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста»

Здравствуйте, уважаемые родители !

Сегодня у нас с вами не обычное собрание . Темой является проблема дисграфии в младших классах , которое берет начало в дошкольном возрасте . Также проведу фронтальное занятие с детьми совместно с родителями , научимся играть в игры, которые направлены на профилактику дисграфии .

Дисграфия – это нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки, искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм на письме.

Чем опасна дисграфия ?

При таком отклонении, начиная с первого класса, детям с трудом дается письмо, особенно трудно им писать под диктовку. Если такой ребенок напишет диктант, то у него в работе будет много ошибок. Кроме грамматических ошибок, дети игнорируют написание заглавных букв, а также точки, тире и запятые. У них очень плохой почерк.

Такие дети знают о своем недостатке и стараются, особенно при написании сочинений, использовать короткие фразы, состоящие из нескольких слов. И там тоже много ошибок.

Зачастую, особенно после 4 класса, школьники не желают посещать уроки, потому что стесняются, всячески стараются увильнуть от выполнения заданий по русскому языку, а то и вовсе пропускают уроки.

Со временем, дети-дисграфисты становятся «изгоями» , они не хотят участвовать в жизни школы, увиливают от общественных работ. Достигнув зрелого возраста , такие люди стараются найти работу, где ничего не надо писать.

Характерные ошибки при дисграфии :

Зеркальное написание букв, смешения графически сходных букв;

Ошибки, связанные с нарушением произношения. Ребенок пишет то же, что и говорит («сапка» вместо «шапка» );

Ошибки в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, определении мягкости, твердости, глухости, звонкости (п-б, к-г) ;

Ошибки на уровне слога, слова, предложения и текста;

Ошибки, связанные несформированностью лексико-грамматических категорий.

В группу риска попадают дети :

1. Дети с общим недоразвитием речи.

2. Дети, у которых в 2-3 года была задержка в развитии речи.

3. Дети, у которых есть проблемы с памятью и вниманием.

4. Если ребенок левша или переученный левша.

5. Если у ребенка была травма головы.

6. Если к семи годам у ребенка не исправлены нарушения звукопроизношения.

7. Если ребенок слишком рано, в 6 лет, пошел в школу, и в семье интенсивно пытаются подстегнуть интеллектуальное развитие ребенка, игнорируя естественные темпы физиологического и психологического развития. Или, наоборот, если ребенок рос в социально неблагополучной среде, где возможность развиваться естественно была ограничена.

8. Часто болеющий (особенно в раннем возрасте , ослабленный ребенок;

9. Ребенок, в семье которого наблюдались случаи дисграфии ;

10. Ребенок, воспитывающийся в двуязычной семье.

Для предупреждения и коррекции данного вида ошибок необходима планомерная и последовательная работа.

Грамотное предупреждение дисграфии у дошкольников должно осуществляться по нескольким направлениям :

1. Важно перед школой и в момент обучению чтению тренировать навыки звукового анализа и синтеза. Недоработка в этом вопросе чревата ошибками на письме и чтении.

Важно, чтобы ребенок перед школой хорошо овладел понятиями «звук» , «буква» , «согласный» , «гласный» , «твердый согласный» , «мягкий согласный» , «слог» , «ударение» , «слово» , «предложение» .

Дошкольник должен понимать различия между :

Буквой и звуком;

Гласным и согласным;

Словом, слогом и звуком;

Твердым и мягким согласным;

Звонким и глухим согласным.

Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.

Упражнения на тренировку звукового анализа (фонематического анализа) нужно делать со всеми дошкольниками , чтобы предупредить возникновения дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза :

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «О» и топни ножкой, когда услышишь звук «У» .

Разложи картинки на две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем.

Я назову звонкий звук, а ты – парный глухой (Б – П, Д – Т и т. д.)

Я назову твердый, а ты – парный мягкий (С – СЬ, М – МЬ и т. д.)

Звонкий или глухой? Картинки, названия которых начинаются с глухого звука «П» положи в домик без звоночка, а картинки, названия которых начинаются на звонкий звук «Б» в домик со звоночком.

У кого больше? Побеждает тот, на чьей карточке в слове большее количество слогов.

Найди слова с одинаковым первым звуком в слове.

Найди слова с одинаковым слогом в конце слова.

2. Если у ребенка были нарушения звукопроизношения и он заменял один звук другим, необходимо исправить речь прежде, чем начнете обучать ребенка письму и чтению.

Но бывает и так, что звуки исправлены, а ребенок иногда все же продолжает их путать! Например, раньше малыш вместо звука «Ш» произносил звук «С» , но логопед поставил шипящий звук и вроде бы все нормально. Но в некоторых словах ребенок как бы по привычке возвращается к старому произношению, и говорить «малыс» вместо «малыш» , или «космош» вместо «космос» . Забавно, правда? Да, но и опасно! Ведь так будет и писать.

Различение звуков, которые ребенок неправильно произносил, путал и менял друг друга, должно быть хорошо отработано в разнообразных упражнениях по профилактике дисграфии :

Если услышишь звук «Ш» подними символ (картинка, символизирующая звук, например, шарик, из которого выходит воздух, а если прозвучит звук «С» - покажи его символ (например, насос) .

Повтори за мной звуки, не перепутай : «Ш» «С» «Ш» , «С» «С» «Ш» , «Ш» «С» »Ш» и т. д.

Подними символ звука «Ш» , если услышишь слово с этим звуком. Если же в слове будет звук «С» - подними символ звука звук «С» .

Посели слова со звуками «Ш» и «С» в разные домики.

3. При знакомстве с буквами необходимо учить называть букву ее звуковым аналогом : «В» , а не «ВЭ» , «Щ» , а не «ЩА» или «ЩЕ» , «Л» , а не «ЛЭ» или «ЭЛ» . Сразу же учите ребенка читать каждую букву только одним звуком, который ее обозначает. Иначе на письме появятся ошибки, связанные с неправильным, искаженным звуковым образом буквы, ребенок будет писать вместо «ваза» - «вэаза» , вместо «щука» - «щаука» , вместо «лапа» - «лэапэа» , потому что ребенок произносит название буквы как два звука. Возникает путаница в восприятии букв и звуков нашей речи. Если такая ошибка была допущена родителями или педагогом (бывает и такое, выполняйте упражнения по профилактике дисграфии .

Звуковой диктант. Взрослый называет букву (произнося их как один звук, ребенок пишет.

Зрительный диктант. Взрослый рисует букву на доске или листе бумаги, ребенок пишет ее и произносит (только один звук, обозначающий букву) : буква «Ш» , буква «Т» и т. д.

Определи, какая буква первая в словах и назови ее. Взрослый предлагает набор из 2-3 картинок, названия которых начинается с одного звука. Например : рыба, руль, рысь – все слова начинаются со звука «Р» . Ребенок называет букву ее звуковым аналогом.

4. При обучению письму (печатными буквами) перед школой нужно делать много упражнений по закреплению правильного образа буквы. Нужно научить ребенка не путать буквы, имеющие сходные элементы и не переворачивать их, писать каждую букву в нужную сторону. Чем лучше ребенок запомнить образ буквы, тем меньше ошибок он допустит при письме.

Проводите с дошкольниками упражнениями по профилактике оптической дисграфии :

Обведи букву;

Слепи букву из пластилина, выложи из счетных палочек или веревки;

Дорисуй недостающие детали;

Зачеркни неправильно написанные буквы;

Выучи стихотворение про букву;

Какая буква получится, если добавить детали?;

Какая буква получится, если убрать детали?

Нарисуй букву в воздухе;

Сравни две буквы, чем они похожи, чем отличаются?

А теперь фрагмент совместного с родителями занятия .

Л.: Дети, с какими звуками мы познакомились на прошлых занятиях?

Д.: Звуки С и Сь.

Л.: Дайте характеристику этим звукам, вам в этом поможет Звуковичок.

Д.: Оба согласные, оба глухие, звук С – твердый, обозначаем синим цветом, звук Сь – мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Л.: Играем в игру «Светофор» (с фишками) . На мягкий звук поднимаем зеленую фишку (родители , на твердый звук – синюю фишку (дети) .

Л.: С, СЬ, СЬ, С; СА, АСЬ,УС, СИ; СОБАКА, ОСИНА, СОСНА, ТАКСИ, СОСИСКА.

Л.: А теперь игра «Собери слово» (по первым звукам слова)

Л.: А теперь выполним звуко-слоговой анализ этого слова (работа с пособием) . Один ребенок работает у доски.

Л.: Давайте с вами выучим правило : «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов»

Л.: Следующее задание, это работа с буквами. (каждому ребенку раздаются листочки, на них три палочки) . Задание детям :

Л.: Первую палочку превратить в букву Т. Вторую палочку превратить в букву П, а третью – в К.

Л.: Задание родителям : дописать буквы и прочитать слова (КИТ, КОТ)

Л.:И последнее задание. (Детям раздаются листочки, там пропечатаны разные буквы в три строчки) . Подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки А,О.

Л.: Родителям задание : из букв собрать слово .

Л.: Молодцы, все справились.

В конце родительского собрания родителям были розданы

ПАМЯТКИ «ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ »

Проблема нарушений письма - одна из самых актуальных для школьного обучения.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов.

Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.

Дисграфия - специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках на письме, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. (Р. И. Лалаева)

Выделяют 5 форм дисграфии:

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.

  1. Акустическая диcгрaфия

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-Т’; Ц-Т; Ц-С и т.д.).

Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

  1. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:

  • пропуски букв и слогов;
  • перестановка букв и (или) слогов;
  • недописывание слов;
  • написание лишних букв в слове (бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»);
  • повторение букв и (или) слогов;
  • контаминация - в одном слове слоги разных слов;
  • слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);
  1. Аграмматическая дисграфия

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил.

  1. Оптическая дисграфия

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

  • недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
  • добавление лишних элементов;
  • пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное написание букв.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Помимо работы логопеда по коррекции данного вида дисграфии, родители так же должны проявлять активность в помощи преодоления логопедических ошибок на письме у их детей.


  • Игры-шарады, игра «Слова», игра «Поле чудес» и другие различные игры с письменными ответами поспособствуют развитию словарного запаса, вербального мышления.
  • Используйте прописи или запись букв по зрительному образцу (практически на каждой тетрадке в линейку на оборотной стороне есть прописной алфавит). Возраст в данном случае не важен! Пусть Ваш ребенок пишет раз в день несколько слов (например, словарных) или предложений, аккуратно выводя каждую букву. Ведь небрежный почерк так же влияет на правильность письма. Когда ребенок пишет слова аккуратно, то им запоминается зрительный и кинестетический образ букв, буквенных сочетаний, слов. Чтобы сделать это занятие более интересным, Вы можете попросить Вашего ребенка написать о том, как прошёл его день или написать его желание (например, поиграть в компьютер) и исполнить его в дальнейшем.
  • Придумайте какую-нибудь интересную семейную традицию, связанную с письмом. К примеру, писать друг другу открытки или утренние записки с пожеланиями.
  • Важно сохранять позитивный настрой и не ругать ребенка за ошибки, а постараться объяснять их. Например, объяснить значение неправильно написанного слова, его происхождение или ещё раз объяснить различие приставки и предлога.

Успешная учёба в школе – это задача не только учителей и специалистов, но и родителей, их активная поддержка и помощь! Удачи!

В данной консультации родителям предлагается: познакомится с понятием "дисграфия", её отличительными признаками, сообщается о важности профилактики данного состояния у детей, в качестве профилактики предлагается использовать кинезеологические упражнения разных видов (даётся их описание).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скоро в школу.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках, которое часто обусловлено органическими поражениями зон головного мозга и несформированностью высших психических функций, отвечающих за процесс письма.

Признаки:

1.В тетради ребёнка систематически встречаются следующие ошибки:

Искажение букв и недописание элементов;

Замена рукописных букв графически сходными;

Замена букв другими, обозначающими похожие звуки;

Изменение звуко-буквенной структуры слова: пропуски (огорода - ОГОРДА), перестановки (Москва - МОСКАВ), персеверации (горка- ГОГКА), смешение или соединение букв и слогов (лист-СИСТ);

Нарушения структуры предложения, слитное или раздельное написание слов (Белая берёза растёт у окна. – БЕЛАБЕ ЗАРАТЁТ ОКА.);

Аграмматизмы на письме (НЕТ КАРАНДАШОВ).

2. Школьник с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно.

3. Ребёнку нелегко вычленять из речевого потока законченную мысль.

4. На уровне текста отсутствуют обозначения границ предложения.

Все эти сигналы говорят о риске возникновении дисграфии.

Профилактика дисграфии.

Профилактика дисграфии должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики.

Хороший эффект дают кинезеологические упражнения.

Кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно.

Занятия по профилактике дисграфии можно проводить с раннего возраста, необходимо проводить в дошкольном (особенно, если выявлены проблемы в речевом развитии).

Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем они значительнее. Постепенная, скурпулёзная работа поможет ребёнку усвоить специфику родного языка.

Варианты кинезеологических упражнений.

1.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

«Колечко» - как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.

«Зеркальное рисование» - на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально - симметричные картинки, буквы, узоры.

«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин.в день.

2. Массаж рук (кисти) и ног (ступни) с использованием массажёров разной степени твёрдости и остроты.

При покупке массажёра обязательно прочитайте инструкцию.

3. Игры – раскраски.

При подготовке к школе эффективны раскраски с подобными заданиями:

Раскраски с кодированием цвета, раскрашивание по образцу;

Раскраски наоборот (нужно раскрасит только фон, а рисунки оставить незакрашенными);

Раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка);

Раскраски, где требуется раскрасить или обвести наложенные контуры;

Штриховки – дорисовки.

Нормы раскрашивания: для рисунков – 1 рисунок в день; для узоров – 2-3 узора в день; для букв - от 2 до 5 букв в день. !!!Избегайте переутомления


Она заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

1. Меры по предупреждению анте- и перинатальной па­тологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюде­ния за беременными и профилактика осложнений беремен­ности, предупреждение родового травматизма, инфицирова­ния плода и новорожденного и т. п.

2. Меры по снижению соматической и инфекционной за­болеваемости детей в первые годы жизни.

3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перина­тальной церебральной патологии.

4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после 2 лет) является достаточным осно­ванием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фонологической системы ребенка являются бе­зусловным показанием для проведения курса логопедичес­кой и медико-педагогической коррекции.

5. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.

6. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

Вторичная профилактика дислексии

Ее основа заключается в раннем выявлении предрасполо­женности к этому нарушению и проведении комплекса пре­дупредительных мер. Для предупреждения нарушений чте­ния рекомендуется следующее:

1. Формирование функционального базиса навыков чте­ния. Организационно удобнее всего данную работу проводить в речевой группе детского сада или в детском саду для детей с задержками психического развития.

2. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков одновременно с преимущественно аналитическим навыком - письмом. У этих детей оба навыка порой взаимодезорганизуют друг друга. В связи с этим целесообразно у детей, угрожаемых по дислексии, начинать обучение чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму - позже, в школе. Наш опыт подобной работы свидетельствует, что обучение чтению детей с недоразвитием речи (как одну из групп риска) мож­но начинать с 5 лет 1 .

1 Разработка и апробация методики раннего обучения чтению детей с недоразвитием речи проводились при участии логопеда детского сада № 3 г. Кировска Ленинградской области С. Г. Третьяковой.

Первый год из двухлетнего курса обучения (в старшей и подготовительной группах речевого детского сада) обычно уходит на формирование функционального базиса чтения. Методика этой работы в основном совпадает с той, которая была рекомендована нами выше для коррекции нарушений у школьников. К концу первого года обучения дети должны владеть анализом звуковой стороны речи: делить фразы на слова, слова - на слоги, выделять звук на фоне слова и оп­ределять его место. Важно развивать способность к устно­му синтезу слова из слогов (например, в игре «Магнито­фон»). Этот вид упражнений включается в занятия на протяжении всех двух лет обучения. Дети должны научиться воспроизводить и различать пространственные и временные последовательности из 3-4 фигур, предметов, слов, слогов и т. п.

На втором году обучения детей знакомят с буквами. В со­ответствии с разработанной нами экспериментальной про­граммой дети вначале усваивают гласные буквы: А, У, О, И, Е, Ы. Большинство детей с недоразвитием речи за 2 месяца усваивают все перечисленные буквы. Карточки с их изобра­жением активно используются в упражнениях на выделение звука на фоне слова для обозначения этого звука. В отличие от бытующего мнения о трудности усвоения йотированных гласных букв мы не встречали у дошкольников подобных затруднений при знакомстве с буквой Е.

Учитывая, что дети с недоразвитием речи слабо владеют отвлеченными теоретическими понятиями, целесообразно избегать в преподавании теоретических аспектов звуко-буквенных соотношений. Лучше опустить, например, объясне­ния того, что буква Е обозначает два звука - ЙЭ. В ходе по­следующей демонстрации чтения прямых и обратных слогов дети практически овладевают правилами чтения буквы Е в слогах, например ЛЕ и ЕЛ, хотя объяснить этого еще не уме­ют. В 1-м классе в соответствии с программой они получат и соответствующие теоретические знания. Усвоив столько глас­ных, дети в дальнейшем с каждой пройденной согласной мо­гут читать разнообразный набор слогов и больший набор слов.

Обычно на третьем месяце второго года обучения можно приступать к освоению согласных. Мы рекомендуем такую их последовательность: Л, В, К, П, Н, Р, М, С, Т, Д... Основа­нием для этого методического подхода являются следующие соображения. Данная последовательность согласных при­мерно соответствует их частотности, подсчитанной нами в дву- и трехсложных словах (существительных и глаголах), которые составляют большинство текстов, предлагаемых детям в букварный период. Основным недостатком традици­онной последовательности изучения букв 1 является невоз­можность чтения предложений до тех пор, пока не будет изучена значительная часть согласных (в букваре - после усво­ения 5 согласных). Это резко обедняет материал для чтения, насыщает его бессмысленными, не свойственными живой речи оборотами типа «У Лары шары» и «У Муры лапы». Со­здается дефицит глаголов в подобных материалах. Предла­гаемая нами последовательность освоения согласных позво­ляет читать предложения уже после овладения первой из них. При этом подлежащее и сказуемое обозначены слова­ми, а дополнение - картинкой (например: «Алла ела...», «Алла лила...»). Освоение чтения на примере полноценных по составу и осмысленных предложений облегчает овладе­ние навыком. Для ребенка это не самоцель, а средство овла­деть смыслом читаемого.

1 В массовой школе: А, У, М, Р, Ш, П, Ы, Л, И, С, О, К, X, Т...; в рече­вой школе: А, У, М, X, О, С, П, К, В, Т, Н, Ы, 3, Л, И...

В процессе обучения используются слоговые таблицы (по методу «Называние - поиск -- прочтение»), приведенные выше. При усвоении каждой очередной согласной параллель­но отрабатывается чтение всех вариантов слогов - прямых и обратных, мягких и твердых, например: Л А, АЛ, ЛИ, ЛЫ, ЛЕ, ИЛ и т. п.

Для облегчения детям выделения слога в напечатанном слове используется цветовая маркировка слогов. <...>

Уместно использовать такие игры, как «Словесно-картиночное домино» и «Словесное лото». В первой из названных игр ребенок подбирает карточку со словом к картинке, кото­рой оканчивается уже выложенный ряд (или наоборот). Кар­точки домино изготавливаются с набором картинок и слов, доступных для чтения на данном этапе обучения. По мере продвижения по программе ассортимент слов и картинок расширяется. При игре в «Лото» ведущий называет слово, а игроки закрывают фишками (или карточками с напечатан­ным словом) такое же слово на своей игровой доске.

Удобна для формирования осмысленного чтения игра в «Почту». Получив «письмо», ребенок должен выполнить то задание, которое в нем описано.

Апробация экспериментальной методики обучения чте­нию (краткое описание которой мы привели) на дошкольни­ках группы риска подтвердила ее практическую пригод­ность. В результате двухлетнего обучения в речевой группе детского сада удалось сформировать у детей стабильный на­вык слогового чтения. Впоследствии ни у одного из них (за исключением нескольких детей со сниженным интеллектом) при обучении в массовой школе не возникало трудностей в чтении. Средние показатели успеваемости по чтению в 1-м классе у них не отличались от здоровых сверстников. У де­тей из параллельной речевой группы, не проходивших экс­периментального обучения, соответствующая успеваемость была в среднем хуже и отмечались случаи дислексии.

Методическая разработка по теме:

«Предупреждение дисграфии и дислексии у старших дошкольников с речевыми нарушениями»

Выполнила: учитель-логопед

Большеболдинского д/с «Солнышко»

Мазанова Елена Николаевна

2014г.

1.Пояснительная записка

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников - это частичное расстройство процессов письма и чтения,обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают чтение и письмо.

Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения в школе, так как любую патологию легче предупредить, чем устранить.

В настоящее время является общепризнанным, тот факт, что между недоразвитием устной речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь. Но как показывают многочисленные исследования известных отечественных дефектологов (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Н.А.Никашина, А.К.Маркова, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина и др.) затруднения при обучении грамоте возникают не у всех детей с недостатками произношения, а лишь у тех, недостатки произношения которых являются показателем незаконченности фонемообразования. К этой категории относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В практике работы нашего ДОУ количество детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в подготовительных группах на начало учебного года всегда довольно значительно. Прогнозирование их готовности к обучению чтению и письму требовало усиления работы с данной категорией нарушений именно в добукварный период. Необходимость этого диктуется тем, что весь ход нормального речевого развития ребёнка протекает по строго определённым закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего. Поэтому, выпадение какого-то одного звена (или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию и других, «надстроенных» над ним, звеньев. Отсюда следует, что раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и предпосылками возможных нарушений чтения и письма и устранение у них данных проявлений, является необходимым условием для успешной коррекции недостатков фонетико-фонематического недоразвития в дошкольном возрасте и предупреждения в дальнейшем нарушений чтения и письма.

Все сказанное обуславливает актуальность темы исследования, над которой я работала. Отмеченные положения предопределили постановку цели и задач исследования.

2.Цели и задачи раздела.

Цель: определение влияния коррекционно-логопедической работы с детьми с речевым недоразвитием на предупреждение дисграфии и дислексии.

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.Изучить особенности проявления предпосылок дисграфии и

дислексии у дошкольников.

3.Выстроить систему работы по предупреждению нарушений

чтения и письма.

5.Систематизировать игры и игровые упражнения для предупреждения нарушений чтения и письма.

6.Отследить динамику устранения фонетико-фонематического недоразвития речи и предпосылок возможных нарушений чтения и письма у детей подготовительной группы

Объект : Коррекционно- логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии.

Предметом исследования является фонетико-фонематическое (ФФН)и общее (ОНР) недоразвитие речи дошкольников.

Гипотезой исследования является предположение о том, что коррекционно-логопедическая работа на ранних этапах речевого развития детей устраняет фонетико-фонематические проявления нарушений речи, предупреждая появление дисграфии и дислексии в период школьного обучения.

3.Психолого-педагогическое обоснование методики по предупреждению дисграфии и дислексии.

Для успешного овладения письмом, его техникой у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:

    Различие на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляционно близкие: звонкие - глухие, мягкие - твердые, свистящие - шипящие, сонорные.

    Правильное произношение речевых звуков, в плане отсутствия замен одних звуков другими.

    Развитие словарного запаса, лексико-грамматического строя речи.

    Достаточное формирование фонетико-фонематических представлений. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно: выделение звука на фоне слова; определение места звука в слове - начало, середина, конец; выделение ударного гласного звука, и более сложные виды анализа и синтеза слов.

    Достаточный уровень сформированности зрительно-пространстенных представлений. Умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве. Такие понятия, как круг, овал, квадрат, треугольник; больше, меньше, вверху, внизу, справа, слева, необходимы для прочного усвоения зрительных образов букв.

При ФФН дети нестойко употребляют звуки речи. Некоторые звуки ребёнок по инструкции изолированно произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда звуки одной фонетической группы заменяются, а другой искажаются. Поскольку у детей нарушено фонематическое фосприятие, т.е. дети не различают звуки в потоке речи, то страдает понимание речи. Им трудно повторить слоги с оппозиционными звуками, самостоятельно подбирать слова на заданный звук, выделять звук из слова и т.д.

Дети с ОНР, как известно, имеют ограниченный словарный запас, грамматически неверно выражают свои мысли, неправильно произносят звуки речи, смешивают их на слух и в произношении, то в их письменной речи будут встречаться ошибки в виде смешения букв, искажения слоговой структуры, ошибок в словообразовании и управлении, в бедности синтаксических построений.



Основные принципы в коррекционной работе по профилактике дисграфии:

    Компенсация дефектных или незрелых функций и операций происходит за счет развития деятельности всех анализаторов, участвующих в акте письма с опорой на достаточно сформированные функции.

    Опережающее развитие устной речи по отношению к письменной. Что позволяет закреплять слухо-произносительные, зрительно-слуховые, слухо-моторные связи необходимые для полноценного письма.

    Учитывая возрастные и психические особенности дошкольного возраста, коррекционная профилактическая работа проводится максимально в рамках игровой деятельности.

Изучив работы дефектологов, коллег-логопедов, учителей, занимающихся проблемами дисграфии и вопросами раннего обучения грамоте (И.Л. Калинина, Л.Г. Милостивенко, А.Н. Корнев, В.В. Лайло, И. Н. Садовникова), а так же обобщив свой личный опыт, я предложила систему работы по предупреждению дисграфии и совершенствованию навыков чтения и письма для детей с нарушениями речи.
К основным коррекционным задачам этой программы относятся:
- развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;
- совершенствование зрительно-пространственного восприятия;
- формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;
- развитие восприятия.

П риоритетные направления логопедической работы:

Согласно ФГТ, содержание коррекционной деятельности должно быть направленно на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии различных категорий детей с речевыми нарушениями.

Содержание коррекционной деятельности должно обеспечивать:

Выявление особых образовательных потребностей детей с речевыми нарушениями,

Осуществление индивидуальной – ориентированной психолого - медико педагогической помощи детей с речевыми нарушениями,

При организации коррекционно – профилактической работы я опираюсь на следующие принципы логопедического воздействия.

    Этиопатогенетический принцип,

    Принцип системного подхода,

    Принцип индивидуально – дифференцированного подхода,

    Принцип поэтапного формирования умственных действий,

    Принцип учета ведущей деятельности и мотивации,

Преодоление ФФН и профилактика нарушения чтения и письма осуществляется комплексно. Работа ведется по нескольким направлениям:

    Формирование звукопроизношения,

    Развитие фонематического восприятия,

    Формирование навыков языкового анализа и синтеза,

    Обогащение активного словаря и формирование практических умений им пользоваться.

    Развитие грамматических навыков,

    Формирование связной речи,

    Совершенствование пространственных представлений,

    Развитие способности к запоминанию и воспроизведению,

    Развитие мелкой моторики рук,

    Развитие тактильных ощущений,

    Развитие конструктивного праксиса,

    Расширение «поля зрения» ребенка.

В содержании коррекционной деятельности должны быть отраженно взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения.

Предупреждение ошибок чтения и письма необходимо проводить на всех этапах коррекционно – логопедической работы:

На уровне буквы,

На уровне слога,

На уровне слова,

На уровне словосочетаний,

На уровне предложения,

На уровне текста.

1 этап: подготовительный

    развитие зрительного гнозиса,

    Развитие оптико – пространственной ориентировки

2 этап: основной

    Цель: предупреждение ошибок чтения и письма на материале от букв к предложению.

3 этап: заключительный

    Цель: закрепить навыки грамотного чтения и письма на материале текстов.

Первый блок работы направлен на развитие зрительного гнозиса

    формирование зрительного восприятия,

    развитие зрительной памяти,

    формирование пространственного восприятия, зрительного анализа и синтеза.

Второй блок работы включает развитие оптико - пространственной ориентировки, включающий в себя:

    преодоление нарушения ориентировки в собственном теле, дифференциации правых и левых его частей;

    преодоление нарушения ориентировки в окружающем пространстве;

    развитие ориентировки в двумерном пространстве.

Третий блок направлен на предупреждение ошибок при чтении и письме

    На уровне буквы,

    На уровне слога,

    На уровне слова,

    На уровне словосочетаний,

    На уровне предложения,

    На уровне текста.

Содержание коррекционной работы

1. Развитие фонематического восприятия . Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением . Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

3 . Развитие навыков звукового анализа и синтеза . Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Ребенок должен понимать разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы - подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

4. Развитие грамматических навыков . Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

5. Развитие связной речи . Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

4.Ожидаемые результаты освоения программы

В течение нескольких лет к основной программе (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием; Н. В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи ) были добавлены упражнения и игры для предупреждения ошибок чтения и письма
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
- развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др. Очень полезна она и для детей массовых групп 5-7-летнего возраста.






5.Обоснование используемых в образовательном процессе образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

Диагностика предпосылок дисграфии и дислексии.

Для выявления нарушений проводится диагностика по основным направлениям:

    Исследование не речевых психических функций.

    1. Слухового внимания.

      Зрительного внимания.

      Восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.

    Исследование состояния моторной сферы.

    Состояние общей моторики.

    Составление мимической мускулатуры.

    Состояние артикуляционной моторики.

    Исследование состояния импрессивной речи.

1. Пассивный словарь.

2. Понимание различных форм словоизменения.

3. Понимание отдельных предложений в связной речи.

4. Состояние фонематического восприятия .

    Исследование состояния экспрессивной речи.

    Активный словарь.

    Состояние грамматического строя речи

    Состояние связной речи.

    Исследование фонематической стороны речи, звукослоговой структуры слов.

    Состояние звукопроизношения.

    Состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза.

    Навыки чтения, знание букв.

В зависимости от того, какие именно из перечисленных выше предпосылок письма оказались несформированными, принято выделять разные виды дисграфии. Единой классификации ее не существует, поэтому я пользуюсь наиболее общепризнанными ее формами, чаще всего встречающимися в практике.

    Акустическая дисграфия, связана с не различием или недостаточным устойчивым различием некоторых акустически близких звуков на слух.

    Артикуляторно-акустическая дисграфия, связана с не различием ряда звуков не только на слух, но и в собственном произношении ребенка, замены в устной речи одних звуков другими.

    Дисграфия на основе несформированности анализа и синтеза речевого потока.

    Аграмматическая дисграфия, связана с несформированностью у ребенка грамматических систем.

    Оптическая дисграфия, связанна с трудностью зрительного различия буквенных знаков.

Основные предпосылки видов дисграфии и коррекционная работа по их предупреждению.

Акустическая дисграфия , в основе, которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, Трудности при различии фонем близких по звучанию, приводящие к частым заменам на письме соответствующих букв. При письме может смешивать свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, аффрикаты и компоненты входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с и т. д.), а так же гласные о-у, и-е.

Для преодоления этого вида дисграфии необходимо воспитание четкой слуховой дифференциации не различаемых на слух звуков. Пока это не достигнуто, ребенок будет продолжать писать наугад.

Должное внимание следует уделять специальным упражнениям в фонематическом анализе слов, включающих не дифференцируемые ребенком звуки.

Работая по предупреждению дисграфии, особое внимание надо обратить на на воспитание слуховой дифференциации твердых- мягких и звонких- глухих согласных.

Артикуляторно-акустическая дисграфия , связана со звуковыми заменами в устной речи, нарушения звукопроизношения характера искажений, замен, пропусков. При письме ребенок будет отражать неправильное произношение звуков речи. Эти нарушения обычно возникают, из-за не преодоленной до начала обучения грамоте, сенсорной функциональной дислалии.

Большое внимание должно быть уделено работе над формированием фонематического анализа и синтеза слов, что позволит ребенку безошибочно определить место нахождения «сомнительных» звуков. При работе с дошкольниками возможно и необходимо проводить звуковой - фонематический анализ слов.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза речевого потока связана с тем, что ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделять какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова на составляющие их слоги и звуки. У детей наблюдается фонетико-фонематическое недоразвитие. Трудности при проведении фонематического и слогового анализа и синтеза, анализа слов в предложении, анализа предложений в тексте. А без четкой ориентировки в звуковом составе слов для обозначения каждого конкретного звука не может быть выбрана соответствующая буква и тем более определен их порядок. При письме наблюдаются пропуски гласных, согласных, при стечении, перестановки букв, добавление букв, пропуски и перестановки слогов и т.д.

Аграмматическая дисграфия, связана с недоразвитием грамматических систем. У дошкольников с ОНР наблюдаются трудности в формировании словарного запаса, грамматического строя речи. Формирование словарного запаса замедлено и неполно. Часто они смешивают по значению слова, имеющие сложный звуковой состав. Из тех слов, которые дети осмыслили правильно, они произносили искаженно по причине артикуляторных либо фонематических затруднений. У детей с трудом формируются функции словообразования и словоизменения. Ограниченность лексического запаса приводит к тому, что часто, вопреки смыслу, дети заменяют нужное, но малоизвестное слово другим, более привычным, хотя не соответствующим определенному значению. Трудности формирования грамматического строя проявляются в аграмматизмах - ошибках согласования и управления слов. Имеет место частое затруднение анализа связей в сложных предложениях, например, установление причинно-следственных отношений. При письме аграмматизмы на уровне слова, словосочетания, предложения и целого текста.

Оптическая дисграфия связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений, способностей. А в дальнем с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многими из которых кажутся ему похожими. При письме зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замены и смешения графически сходных букв. Необходима коррекционная работа по предупреждению оптической дисграфии. В частности, избежать замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов или похожих, по разному расположенных в пространстве элементов, не дописывание элементов букв, зеркальное изображение букв.

Для профилактики оптической дисграфии необходимо развивать у ребенка зрительно-пространственные представления, что даст ему возможность заменить различия в начертании, узнавании смешиваемых им букв.

Основные направления коррекционной работы по предупреждению дисграфии.

    Развитие сенсорных функций и психомоторики: зрительного, слухового восприятия, пространственных представлений, кинестетической организации движений, конструктивного праксиса.

    Развитие меж анализаторного взаимодействия: слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей, способности запоминать, воспроизводить пространственную, временную последовательность.

    Развитие психических функций. Развитие мышления, памяти, слухового, зрительного внимания.

    Развитие интеллектуальной деятельности, мыслительных операций.

    Развитие всех сторон речи:

    Формирование, коррекция звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

    Развитие фонематического слуха фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

    Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование развития лексико - грамматических категорий.

    Формирование связной речи: обучение разным видам пересказа: подробному, выборочному, краткому, составление рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т. п.

    Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями: предложение, слово, слог, буква, звук, составление схем и т. д.

    Развитие не речевых функций и операций:

    пространственно-временных ориентировок, представлений.

    развитие тактильных ощущений.

    развитие мелкой моторики, развитие графических навыков - развитие конструктивного праксиса.

Принципы построения коррекционной работы

При разработке и проведении профилактической работы с детьми, имеющими предрасположенность к дисграфии,за основу были положены следующие принципы:

1. Принцип комплексности реализовывался путем осуществления коррекционной работы направленной на весь комплекс речевых и не речевых симптомов, выявленных у детей с онр.

2. Принцип системности предполагает воздействие на речь как на единую систему речи.


3. Онтогенетический - последовательность логопедической работы определяется появлением тех или иных форм в гипотезе.

4. Патогенетический - в основе всех нарушений определяется механизм, нарушение какой-то психической функции.

5. Принцип учета поэтапности формирования умственных действий.

Коррекция нарушений письма - целостная единая система, но в этой системе выделяются определенные этапы, каждый этап выделяется своими целями, задачами, методами работы.

Необходимо учитывать теорию формирования умственных действий (по П.Я. Гамперину). Согласно этой теории всякое умственное действие проходит несколько этапов своего формирования: ориентацию, реализацию, контроль.

6. Принцип развития - постоянный переход от зоны актуального развития к зоне ближайшего развития (по Выготскому).

7. Принцип деятельного подхода - необходимо учитывать структуру деятельности, важно создавать мотив, заинтересовать ребенка.

8. Принцип максимального использования наглядности, особенно на начальных этапах работы.

9. Учет особенностей высших психических функций, обеспечивающих овладение письмом, у детей с речевыми нарушениями.

Одним из условий нормального протекания процесса овладения письмом и чтением является сформированность комплекса речевых и не речевых психических функций и процессов. Профилактическая работа должна строиться с учетом выявленных индивидуально-психологических особенностей, присущих дошкольникам.

Основные задачи по профилактике дисграфий у детей с ОНР

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.

6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "Кулак - ребро - ладонь"), пробы Хеда, рядоговорения.

7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и само массажа пальцев, игр о пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.

8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.)

9. Расширение "поля зрения " ребенка.

10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.

Игры и упражнения по профилактике дисграфии у детей с речевыми нарушениями

1. Предупреждение ошибок письма на уровни буквы

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве.

Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.

Найти недостающее элементы буквы. Для этого обращаются к игре "Буква сломалась".

Демонстрация букв в разном положении.

Предъявление букв разного шрифта: печатные; прописные; строчная; стилизованная...

Определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

Поиск букв, наложенных друг на друга.

Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.

Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: начало, середина,конец

Реконструирование букв.

2. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

Игра "Живые буквы".

Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.

Составим слог по первым звукам: УМ.

Придумываем слова с данным слогом.

3 . Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

В начале необходимо дать понятие "слово".

Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова - союзы и предлоги, состоят из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы "а" дети знакомятся с союзом "а".

На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить -считалку, взмахом рукой ограничивая на каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.

Для уяснения лексического значения слова хорошо давать задания на подбор нужного слова к смысловому ряду:по опорным признакам,на обобщающие понятия.

Подбор к данному слову родственных слов.

Исключение лишних слов.

Составление слова из данных слогов (вначале слоги даны по порядку, затем в рассыпную).

Разделение слова на слоги, а затем их перестановка.

Составление слова с использованием начальных звуков (букв), других слов.

Составление слова по конечному звуку других слов.

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова.

Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям.

Работа с омонимами. Придумывание предложений с данным словом в различных лексических значениях.

4. Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.

Сочетание существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: Какой?, Какая?, Какие?, Чей?, Чья?, Чье?, Чьи?

б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое?

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные.

г) Предъявление словосочетаний с пропущенным окончанием прилагательного.

д) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа "Помоги Сочетание существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом.

в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного.

Сочетание существительных с числительными.

В русском языке у существительных изменяется окончание, а порой - и вся основа при счете.

Необходимо учить детей верно согласовывать числительные 1,2,5

Сочетание числительных с существительными, не имеющими единственного числа;

5. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.

Составление предложений по схемам.

Составление схем к данным предложениям.

Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

а) Пропуск предлогов;

б) Пропуск существительных;

в) Пропуск прилагательных;

г) Пропуск наречий;

д) Пропуск глаголов;

6.Реализация принципа интеграции на логопедических занятиях.

Реализация принципа интеграции образовательных областей - обязательное условие при выполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с действующими государственными требованиями (ФГТ, Приказ от 23.11.2009 № 655). Для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», обеспечивающих всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Это не может не сказаться положительно на формировании связной речи, грамматических компетенций, подготовке к обучению в школе, развитии познавательных процессов в целом. Вот почему на логопедических занятиях, наряду с традиционными, ставятся и решаются задачи смежных образовательных областей, проводятся интегрированные и совместные занятия с преподавателем физической культуры, воспитателями, психологом. Это позволяет сделать занятия более интересными и динамичными. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями, учит адаптироваться к новым условиям. Невозможно освоить звуковой анализ слова, не овладев навыками количественного и порядкового счета, не усвоив соотношения части и целого. На логопедических занятиях дети учатся подсчитывать звуки и слоги в словах и слова в предложениях, определять их последовательность, сравнивать количество букв и звуков в слове. Неразвитые пространственные представления, проблемы со структурированием элементов в ряду, неточность зрительного восприятия, сложности самоконтроля заметно тормозят процесс овладения навыками чтения и письма. Освоив применение предлогов и введение их в активную речь, ребенок осознанно определяет положение предметов в пространстве. Развитие лексико-грамматических компетенций при использовании, например, уменьшительных и увеличительных суффиксов зависит от формирования представления о размере.

Таким образом, формирование элементарных математических представлений и математического словаря у детей с системным недоразвитием речи - основная задача для учителя-логопеда с первых занятий. Ведь зрительное и пространственное восприятие, как и зрительная и слухоречевая память, тесно связано с возможностью установления закономерностей.

Для формирования навыков и умений необходимо:

Проведение дидактических игр, с однотипными игрушками, предметами, муляжами («Первый, последний», «Что изменилось?», «Следующий, предыдущий»);

Обучение ориентировке на листе бумаги: «Поймай фигуру», «Слева, справа, в середине», «Графический диктант», на теле: «Сделай так», «Закрой глаза и повтори», в пространстве: «Холодно – горячо», «Найди по схеме», «Самый, самый», «Ближе – дальше», во времени:«Делу время», «Веселая неделька»;

Сравнение графической структуры букв и цифр («Четвертый лишний», «Буквы, цифры за вуалью», «Допиши»);

Отработка порядкового и количественного счета одновременно с согласованием существительных с числительными и прилагательными («Числовой куб», «Самый любимый пятый»). На первых этапах хорошо помогают стихи-«запоминалки»;

Подборка логоритмических упражнений с учетом решаемых задач. Дети любят считалки как современные, так и фольклорные, загадки-«вопрошалки», включающие логические отношения направления, величины, последовательности.

7.Достижение детьми планируемых результатов

Диагностика предпосылок дисграфии и дислексии

Для выявления предпосылок дисграфии и дислексии проводится логопедическая диагностика, которая включает в себя следующие параметры:

1.Обследование устойчивости внимания

2.Обследование зрительного и слухового восприятия

3.Обследование зрительной и слуховой памяти

4.Обследование общей моторики

5.Обследование моторики артикуляционного аппарата

6.Исследование мимической мускулатуры

7.Обследование лексического запаса

8.Обследование грамматического строя речи

9.Обследование фонематической стороны речи

10.Обследование слоговой структуры слова

11. Обследование звукопроизношения



Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Аграмматизм - нарушение понимания (импресс.) и употребления (экспресс.) грамматических средств языка.