Конспекты занятий адаптационной группы к проекту. Занятие в период адаптации для детей раннего возраста Занятия по адаптации для детей раннего возраста

РоньжинаА.С.

Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адап-тации к дошкольному учреждению.

— В пособии представлен цикл занятий, которые помогут детям 2-4-х лет успешно адаптироваться к условиям до-школьного учреждения.

Игры и упражнения, составляющие основу занятий, спо-собствуют снятию психоэмоционального напряжения, сни-жению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенство-ванию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.

Пособие адресовано психологам и воспитателям, рабо-тающим в массовых детских садах, в ДОУ для детей с тяже-лыми нарушениями речи, с задержкой психического разви-тия, может быть использовано педагогами групп кратковре-менного пребывания и специалистами психологических цен-тров, проводящих групповые занятия с детьми.

ВВЕДЕНИЕ

При поступлении в дошкольное образовательное учреж-дение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы-вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ-ным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном, уч-реждении

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положи-тельными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.

Психолог приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находится в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незна-комых взрослых и большим количеством детей. Чтобы умень-шить воздействие стрессирующих факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей. В при-сутствии родителей дети с большей готовностью идут на кон-такт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со свер-стниками, участвуют в совместных подвижных играх, актив-нее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в до-школьном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ

Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определя-ются основные задачи занятий:

> преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

> обучение воспитателей методам проведения групповых за-нятий в адаптационный период;

> формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются за-дачи комплексного развития детей:

> снижение импульсивности, излишней двигательной ак-тивности, тревоги, агрессии;

> развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

> развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

> развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, коор-динации движений;

> развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуж-даются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учеб-ного года.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песен-ки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быст-ро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объ-единяют детей, задают положительный эмоциональный на-строй. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети

постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на кон-такт со взрослыми и сверстниками.

СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ

Как правило, занятие начинается с упражнений, требу-ющих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотво-рения. Эти упражнения создают положительный эмоцио-нальный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую ра-боту.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, сво-бодно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

В ходе практической работы было замечено, что от быст-рой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляют-ся и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упраж-нения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-иг-ровым сюжетом.

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектова-ние и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сокра-тить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изме-нить последовательность частей в соответствии с настроени-ем детей и т.п.

Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кро-ме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Предполагается, что на первых занятиях психолог разучивает с детьми отдель-ные части сценария, а последнее занятие проводит совмест-но с родителями.

Родители приглашаются на занятия из следующих со-ображений:

> совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них психолог пока-зывает новые средства и способы общения с детьми;

> неформальная атмосфера занятий способствует более ак-тивному и открытому общению психолога с родителями.

Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

> Психолог является непосредственным активным участни-ком занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, за-дает образцы выполнения действий.

> Не стоит настаивать на активном участии всех детей в за-нятии. Нормально, если на первых порах часть детей бу-дет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы присту-пить к игре.

> Не следует оценивать детей, добиваться единственно пра-вильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется и не смогут проявлять собственные спонтанные,

живые и естественные реакции.

> В процессе практической работы допустимо как сокраще-ние количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребно-стями и индивидуальными особенностями детей. Родите-лям нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях не только в течение первого месяца, но и позднее; полезно порекомендовать им дома поиграть с ре-бенком в те же игры.

> Психолог может использовать цикл занятий как основу своей работы с детьми раннего возраста или проводить от-дельные занятия, игры и упражнения.

Надеемся, что предложенные в пособии советы, упраж-нения и игры помогут правильно организовать общение пе-дагогов, детей и родителей в сложный адаптационный пери-од, сделают пребывание ребенка в детском учреждении ин-тересным, радостным и полезным.

Занятие 1

БОЖЬЯ КОРОВКА

> создание положительного эмоционального настроя в груп-пе;

> развитие умения действовать соответственно правилам игры;

> развитие координации движений, общей и мелкой мото-рики, ориентации в собственном теле;

> развитие зрительного восприятия (цвета, формы, разме-ра предметов);

> развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

игрушечная божья коровка (желательно круглой формы); большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, куби-ки и т.п.;

черная краска для рисования пальцами или гуашь, сме-шанная с зубной пастой;

лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).

Ход занятия

■- Приветствие.

■ Психолог показывает детям игрушечную божью ко-ровку и говорит:

К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотри-те, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.

* Во время рисования пальцами необходимо использовать специ-альные краски для пальцеграфии или добавлять в гуашь зубную пасту, чтобы краска не впитывалась в кожу и легко смывалась. ** Здесь и далее значком 0 отмечен раздаточный иллюстративный материал, данный в приложении.

Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.

Психолог предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает очки на сцинке божьей коровки.

Если дети затрудняются с ответом, психолог сам на-зывает цвет, форму и величину игрушки.

■Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!

Психолог, делая вид, что пытается поймать воображае-мого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.

Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.

Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.

Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки. Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони,

представляя, что держат воображаемого жучка.

■ Психолог рассказывает потешку и показывает движе-ния. Дети повторяют за ним.

Божья коровка, Улети на небо,

Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого!

Ритмично покачивают ладонями.

Делают взмахи перекрещенными кистями рук.

Машут кистями рук на себя. Ритмично хлопают в ладоши. Грозят указательным пальцем.

Как правило, на первом занятии многие дети не спо-собны повторить некоторые движения за взрослым (скрестить кисти рук, погрозить указательным пальцем). В этом случае мамы, воспитатель, психолог сажают малышей к себе на колени и, поддерживая их ладони, делают вместе с ними вышеописанные движения.

Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давай-те согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки.

Обучая этому дыхательному упражнению, психолог может попросить детей широко открыть рот и длитель-но произносить звук «А».

Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.

Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и вы-дохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, под-ставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

На начальном этапе освоения этого упражнения мож-но предложить детям на выдохе длительно произно-сить звук «У».

■ А теперь, ребята, давайте сами превратимся в бо-жьих коровок.

Мы вокруг себя покружились. И в божьих коровок превратились.

Божьи коровки, покажите мне ваши Головки, носики, ротики, Ручки-крылышки, ножки, животики.

Кружатся. Показывают названные части тела.

Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки полза-ют по листочкам.

Дети встают на четвереньки и ползают по полу.

Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.

Дети переворачиваются на спину, шевелят расслаблен-ными ногами и руками.

Если психолог наблюдает у кого-то из детей напря-женные, скованные, резкие движения, то он может поглаживанием и легким встряхиванием помочь ре-бенку снять излишнее напряжение.

Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.

Дети снова встают на четвереньки и ползают.

Игра повторяется 2-3 раза.

■ - Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коро-вок в воздух, и они полетели.

Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бега-ют, плавно машут руками, жужжат.

Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! Дети бегут в объятия к психологу и воспитателю.

На детском-родительском занятии дети прячутся в объя-тиях у родителей.

Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машин-ки, матрешки и т.п.) и говорит:

Ребята, божьей коровке захотелось поиграть с ваши-ми игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки.

Дети выполняют задание.

■ - Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, пока-жем ручками, какая она круглая.

Дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.

При необходимости взрослые могут взять руки детей в свои и показать им, как выполняются вращательные движения.

Дети садятся за столы. Психолог раздает краски и ли-сты с изображением божьих коровок.

Теперь нарисуем черные точки на сцинках божьих коровок.

Дети вслед за психологом обмакивают указательные пальцы в черную краску (гуашь, смешанную с зубной пас-той) и закрашивают круги на спинках божьих коровок.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне-ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Психолог говорит:

Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!

На повторных занятиях можно предложить де-тям пальцем, большой кисточкой или поролоно-вым тампоном нарисовать: травку около божь-ей коровки; солнышко в верхней части листа.

Занятие 2

ЛИСТОПАД

> создание атмосферы эмоциональной безопасности;

> снятие эмоционального и мышечного напряжения;

> снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;

> развитие умения двигаться в одном ритме с другими деть-ми, подстраиваться под их темп;

> развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций;

> развитие речи, воображения, творческих способностей.

Материалы:

большой зонт;

магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с за-писью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь;

лист с изображением осеннего пейзажа И я кисточка (для каждого ребенка).

Ход занятия

■ Приветствие.

■ Психолог предлагает детям посмотреть, что происхо-дит за окном. Он обращает внимание малышей на приметы осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо) и говорит:

Представьте, что мы идем гулять в осенний лес.

Дети выстраиваются в колонну. Психолог говорит:

Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигать-ся дружно. Не обгоняйте друг друга.

ИДУТ ДРУГ за другом.

Бегут, стараясь

не обгонять друг друга.

Зашагали ножки: топ-топ-топ, Прямо по дорожке: топ-топ-топ. Ну-ка, веселее: топ-топ-топ, Вот как мы умеем: топ-топ-топ. Побежали ножки По ровненькой дорожке, Убегают, убегают, Только пяточки сверкают.

Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Дождик и солнышко».

Дети ходят по комнате, изображая, что собирают листья. Как только психолог включает кассету со звуками дождя или дает команду «Дождик!», - дети бегут под большой зонт, ко-торый держит кто-нибудь из взрослых, и прячутся так, чтобы веем хватило места. Психолог может барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя, слегка обрызгивать его из пульверизатора. (Детям доставляет огромное удоволь-ствие наблюдать, как с зонта скатываются капельки, подстав-лять руки, чтобы их поймать.) Шум дождя прекращается или звучит команда «Солнышко!» - дети выбегают из-под зонта.

Игра повторяется 2-3 раза.

На датско-родительском занятии дети «прячутся от дождя» под зонтами своих родителей.

Включается кассета с записью спокойной музыки. Дети берут в каждую руку по кленовому листочку. Психолог говорит:

Представьте, что вы - кленовые листочки. Пришла осень - пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют лис-точки на ветру.

Дети, изображая полет листьев, плавно движутся под музыку.

Психолог читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Листопад, листопад, Листья желтые летят, Под ногой шуршат,

Скоро станет голым сад.

Кружатся, изображая листочки. Подбрасывают листочки вверх.

Ходят по листочкам.

Ложатся на поя и слушают музыку.

Дети садятся за столы. Психолог раздает краски, кис-точки и листы с изображением осеннего пейзажа и предла-гает нарисовать летящие по небу листья. Дети, рассказывая стихотворение «Листопад», в ритм стиха прикладывают ки-сточку к листу бумаги.

Все рассматривают рисунки, психолог хвалит детей за работу.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упраж-нения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Психолог прощается со всеми до следующей встречи.

На повторных занятиях можно предложить де-тям: докрасить пальчиком (поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) осенний лист; обмакивать кленовые листья в та-релочку с краской и делать ими отпечатки на большом листе ватмана.

Занятие 3

> сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

> повышение эмоционального тонуса;

> развитие чувства ритма, координации движений;

> развитие ориентации в пространстве;

> обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;

> развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

Материалы:

большой мяч;

матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).

Ход занятия

Приветствие.

■ Психолог показывает детям большой мяч и предлага-ет определить его величину, цвет и форму. Дети выполняют задание.

Покажите рукой форму мяча.

Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеи-ми руками одновременно.

Давайте сядем вокруг мяча и расскажем про него сти-хотворение.

Все садятся вокруг мяча и кладут на него ладони. Дети повторяют за психологом стихотворение С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч» и ритмично шлепают по мячу снача-ла одной, потом другой рукой.

Психолог оказывает помощь детям, которые нерит-мично шлепают по мячу. Он кладет свою ладонь на ладошку ребенка и помогает ему скоординировать движения руки с ритмом стиха.

■ - А теперь представьте, что вы превратились в мя-чики. Катя, ты будешь мячиком какого цвета? А ты, Вова? Ит.д.

Дети рассматривают свою одежду и называют соответ-ствующие цвета.

Я буду играть с мячами - легонько шлепать вас ла-дошкой, а вы будете прыгать, как мячики.

Психолог, рассказывая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч», поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка. Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на мес-те. На слова: «не угнаться за тобой» - дети убегают от психо-лога к воспитателю (родителям). Игра повторяется - и дети убегают от воспитателя (родителей) в объятия психолога.

■ Психолог предлагает «мячам» поиграть в прятки. Он читает стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Дети дрыгают. На слова: «не угнаться за тобой»-дети разбегают-ся по группе и прячутся. Психолог ищет детей. Найденный ребенок должен сказать, где он прятался (под столом, за крес-лом, в углу и т.п.).

Игра повторяется 2-3 раза.

■ - Ребята, вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глаза, а мячик спрячется.

Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч. По коман-де психолога дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он «прятался».

■ Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором находятся маленький мячик и кубик.

В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек.

Дети поочередно отыскивают мячик на ощупь и расска-зывают, как они отличили его от кубика.

■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне-ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Психолог говорит:

Наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг другу «спасибо» за веселую игру. До свидания!

На следующем занятии можно предложить де-тям раскрасить пальчиком (поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) полос-ки на мяче

Занятие 4

ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС

> сплочение группы, развитие эмпатии;

> развитие слухового внимания, произвольности, способно-сти быстро реагировать на инструкцию;

> снижение излишней двигательной активности;

> обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;

> развитие пространственных представлений, умения ото-бражать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;

> развитие общей моторики;

> развитие памяти, речи и воображения.

Материалы:

картина или фотография «Осенний лес»;

игрушечный ежик;

игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь;

красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каж-дого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки.

Ход занятия

Приветствие.

■ Психолог показывает детям картину, на которой изоб-ражен осенний лес. Дети рассматривают картину, называют время года, объясняют, по каким признакам они определи-ли, что изображена осень.

Психолог говорит:

Давайте представим, что мы идем на прогулку в осен-ний лес.

Дети встают друг за другом и идут по кругу.

Психолог рассказывает потешку и показывает движе-ния. Дети повторяют за ним.

По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Шагают наши ножки. По камушкам, по камушкам, По кочкам, по кочкам,

По маленьким листочкам, В ямку — бух!

Движутся обычным шагом.

Движутся большими шагами.

Выполняют прыжки с продвижением вперед.

Движутся мелкими шажками. Приседают на корточки.

С целью развития произвольного контроля за действи-ями психолог обращает внимание детей на то, что нуж-но приседать на корточки, а не просто садиться на ковер или падать на колени.

Ну вот, мы и в лесу. Нас должен встречать ежик... Где же он?

Дети находят спрятанную игрушку и говорят, где нахо-дился ежик.

Игра повторяется 2-3 раза.

■ Психолог рассматривает с детьми игрушечного ежа, предлагает его потрогать. Дети касаются ладонью игрушки, делают вид, что укололись, отдергивают руку, говорят, что ежик колючий.

Психолог предлагает детям выучить стихотворение Б. Заходера.

Что ты, еж, такой колючий?

Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки да медведи!

■ Психолог объясняет, как ежик защищается от «сво-их соседей», предлагает детям поиграть.

Дети, изображая ежиков, ползают на четвереньках по груп-пе. Когда психолог показывает игрушку (лису, волка или мед-ведя), дети должны сгруппироваться и сидеть неподвижно.

Игра повторяется 2-3 раза.

Некоторым детям сложно соблюдать условие игры: не двигаться при появлении лисы (волка, медведя) — они стремятся убежать, спрятаться. Вхождение в роль поможет преодолеть импульсивность. Детям напоми-нают, что ежи не умеют бегать, как зайцы, не умеют лазить по деревьям, как белки, — но у них есть надеж-ное укрытие — иголки.

Психолог говорит: -

Ежик собрал в лесу кленовые листочки. Он просит вас помочь ему правильно разложить листочки по корзинкам.

Психолог дает каждому ребенку набор кленовых листь-ев, выставляет три корзинки - красную, желтую и зелёную. Дети раскладывают листья по корзинкам соответствующего цвета.

.♦. Психолог предлагает спеть ежику песенку.

Выбирается ребенок, который будет изображать ежа. Он садится и обхватывает руками колени (или ложится и свора-чивается калачиком). Психолог и остальные дети встают вок-руг него и поют песенку.

Шли по лесу не спеша.

Вдруг увидели ежа.

Ежик, ежик, — мы друзья,

Дай погладить нам тебя. ,

Все наклоняются и ласково прикасаются к «ежику».

Игра повторяется 2-3 раза.

Чтобы каждый ребенок побывал в роли ежа, можно предложить сесть в центр круга сразу нескольким де-

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне-ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Все прощаются до следующей встречи.

На повторных занятиях можно предложить де-тям: дорисовать (пальчиком, кисточкой, ка-рандашом) иголки у ежика 0;разложить по корзинкам сыроежки или цветы, вырезанные из красного, желтого и зеленого картона.

Занятие 5

ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА

> развитие умения согласовывать свои действия с действи-ями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;

> закрепление знаний детей о принадлежности к полу (де-вочка - мальчик);

> закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);

> развитие общей и мелкой моторики;

> развитие восприятия, речи и воображения.

Материалы: игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»;

игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой;

бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки);

обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего

мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка).

Ход занятия

■ Приветствие.

■ Психолог говорит:

Ребята, к нам в гости едет веселый Петрушка.

Раздается « гудок паровоза» и в групповую комнату вхо-дит воспитатель, который везет куклу на игрушечном паро-возике.

«Петрушка» обращается к детям*:

■ - Здравствуйте, дети! Я - веселая игрушка, а зовут меня... .

Дети хором произносят: «Петрушка!»

Правильно, угадали! Наверное, вы меня ждали? Ну, тогда давайте играть и веселиться! Кто хочет на моем паровозе прокатиться?

■ Дети встают друг за другом, берутся одной рукой за ленту, привязанную к паровозику, дружно шагают и поют песенку.

Паровоз, паровоз, маленький блестящий,

Он вагоны повез,будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Плюшевые мишки, зайки пушистые,

Кошки да мартышки!

■ Вот мы и приехали в страну игр и развлечений! Вставайте в круг. Давайте поиграем с нашими ручками и ножками. Ой, а где же ваши ручки? Спрятались?

Психолог и «Петрушка» поют песенку и показывают движения. Дети повторяют за ними.

Где же, где же наши ручки?

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек!

Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки!

Пляшут, пляшут наши ручки! Пляшут наши ручки!

Где же, где же наши ножки?

Где же наши ножки?

Где же, где же наши ножки?

Нету наших ножек!

Вот, вот наши ножки! Вот наши ножки!

Пляшут, пляшут наши ножки! Пляшут наши ножки!

Где же, где же наши детки? Где же наши дет^.и? Где же, где же наши детки? Нету наших деток!

Вот, вот наши детки! Вот наши детки!

Пляшут, пляшут наши детки! Пляшут наши детки!

Прячут руки за спину.

Поворачивают ладошки тыльной стороной вверх-вниз.

Ритмично машут ладошками перед собой.

Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.

Садятся на корточки.

Ритмично хлопают ладошками по ногам.

Ритмично топают ногами.

Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.

Прячут лицо в ладошки.

Открывают лицо, улыбаются, покачивают головой.

Пританцовывая, поворачи-ваются вокруг себя.

Ура! Нашлись наши детки! Вам мои игры еще не на-доели? Тогда всё на карусели! А у вас есть билеты? Получи-те: девочки-желтые, мальчики — синие.

«Петрушка» раздает детям «билеты». Девочки получа-ют желтые прищепки, а мальчики - синие. Дети самостоя-тельно прикрепляют прищепки на одежду. «Петрушка» об-ращается к каждому из детей с вопросами: «Какого цвета у тебя билет? Почему?»

Дети отвечают:

У меня желтый билетик, потому что я девочка.

— У меня синий билетик, потому что я мальчик. «Петрушка» показывает «карусель» (обруч с желтыми

и синими лентами), предлагает детям подойти к тем лентам, которые совпадают по цвету с их «билетиками». Дети выби-рают себе ленты и называют их цвет.

Дети, взявшись за ленты, встают в круг. Психолог и «Петрушка» рассказывают потешку и показывают движе-ния. Дети повторяют за ними.

Еле-еле, еле-еле,

завертелись карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз, два, раз, два!

Закружилась голова!

Идут медленно. Идут быстрее. Бегут.

Переходят на шаг. Останавливаются.

Берутся руками за голову, наклоняют голову вправо-влево.

Делают вращательные движения головой.

Игра повторяется 2-3 раза. Чтобы у детей не закружи-лась голова, направление каждый раз меняется на противо-положное.

При отсутствии обруча и разноцветных лент можно предложить детям встать в круг и взяться за руки.

Ребята, вы так весело катались на карусели, иг-рали, что вашим игрушкам тоже захотелось поиграть.

Дети выбирают себе игрушки и подходят к психологу.

Психолог и «Петрушка» рассказывают потешку и пока-зывают движения. Дети повторяют за ними.

Прыгай, прыгай веселей!

Прыгай, прыгай побыстрей!

Вверх, вниз, вверх, вниз!

И немного покружись!

Прыгают с игрушками в руках.

Поднимают игрушку над головой, приседают, ставят игрушку на пол.

Вытягивают руки с игруш-кой вперед и кружатся на месте.

Игра повторяется 2-3 раза.

Раз дается « гудок паровоза ».

Ребята, паровозик говорит; что нам пора возвращать-ся. Садитесь быстрее в вагончики. Поехали!

Дети берутся за ленту, привязанную к паровозику, друж-но идут и подпевают «Петрушке».

Вот какой паровоз к празднику купили,

Вот какой паровоз детям подарили.

Катится, катится дальняя дорога!

Вдоль нашей комнаты, прямо до порога.

■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне-ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось. .

Психолог и дети благодарят «Петрушку» и паровозик за путешествие и игры. Все прощаются до следующей встречи. Петрушка уезжает,

На повторных занятиях детям предлагается; раскрасить (пальчиком, поролоновым там-поном, кисточкой, карандашом) круги на одежде Петрушки покататься на кару-сели» с зелеными и красными лентами, взяв "билеты» соответствующего цвета.

Занятие 6

НОВЫЙ ГОД

>создание положительного эмоционального настроя в группе;

> отработка умения согласовывать свои движения с движе-ниями других детей, с ритмом и текстом песни;

> отработка быстроты реакции;

> развитие общей и мелкой моторики, ориентации в соб-ственном теле;

> развитие тактильного восприятия, внимания, речи и во-ображения,

Материалы:

игрушечный Дед Мороз;

новогодняя елка;

пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой;

краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой;

лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка);

матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для де-тей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленьки-ми игрушками и т.п.).

Приветствие.

Ход занятия

■ Психолог показывает детям игрушечного Деда Мороза.

«Дед Мороз» здоровается с детьми, спрашивает, как их зовут.

Психолог говорит:

Сейчас, Дедушка Мороз, мы познакомим тебя со все-ми детьми.

Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом. Пси-холог проговаривает рифмовку.

В нашей группе,

в нашей группе

Много маленьких ребят. Все на стульчиках сидят. А у нас есть...

Все ритмично хлопают в ладоши.

Психолог показывает на ребенка, все хором называют его имя.

■ «Дед Мороз» спрашивает детей, знают ли они, какое сейчас время года, какой праздник скоро будут отмечать. Дети отвечают на вопросы. «Дед Мороз» хвалит ребят, пред-лагает потанцевать вокруг елочки. Все встают в круг.

Дети по лесу гуляли,

любовалися на ель,

Какая ель, какая ель, Какие шишечки на ней.

Топни ножкой: топ-топ-топ, А в ладошки: хлоп-хлоп-хлоп. Шаг туда и шаг сюда, Повернись вокруг себя.

Идут вокруг елки. Поднимают руки вверх.

Выполняют кистями рук движение «фонарики».

Ритмично топают ногами. Ритмично хлопают в ладоши. Делают шаги вперед-назад. Кружатся на месте.

Конспекты адаптационных занятий в клубе «Будущий дошкольник»

Цель работы: создание условий благоприятной адаптации для детей дошкольного возраста, осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения.

· Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у будущих дошкольников при посещении детского сада.

· Создание доброжелательной атмосферы в детском саду как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

· Организация взаимодействия между детьми и специалистами ДОУ.

помощь детям в адаптации к посещению детского сада, как один из элементов успешной социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №390

Дзержинского района г. Волгограда

Конспекты адаптационных занятий

в клубе «Будущий дошкольник»

Разработала:

Клецкова Ю.А., социальный педагог

МОУ центра развития ребенка детского сада №390

г.Волгограда

Волгоград, 2013г. Цель работы: создание условий благоприятной адаптации для детей дошкольного возраста, осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения.

ЗАДАЧИ:

· Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у будущих дошкольников при посещении детского сада.

· Создание доброжелательной атмосферы в детском саду как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

· Организация взаимодействия между детьми и специалистами ДОУ.

Основная идея педагогической деятельности – помощь детям в адаптации к посещению детского сада, как один из элементов успешной социализации.

Занятие №1.

«У Маняши День Рождение»

Здравствуйте ребята!

Ой, кто это? Познакомьтесь, это кукла Маняша, у нее сегодня День Рождение. Она приглашает Вас на свои именины. Маняша пришла к нам со своим подружками, которые сидят за праздничным столом. Смотрите, она очень нарядная, красивая с веселыми бусами, а вы хотите тоже сделать такие бусы для своих лялек?

1. «Бусинки»

Они будут тоже нарядные. Зайчик принес бусинки, а мы с Вами нарядим веревочку бусинками (набор у каждого ребенка). Мамы, возьмите коробочки и помогите своим деткам.

2. «Танцы»

Ребята, нарядите кукол, наденьте бусы им. Вот какие нарядные. Ляли стали в пляс вместе с ребятами.

Маняша очень рада.

3. «Волшебный мешочек»

Как весело играли и танцевали! А какие сюрпризы нам приготовил зайка? Что у него в лапках? Конечно же, это волшебный мешочек (потрясти его). А что там?

А теперь по очереди мамы и детки вытаскивают по одному предмету из мешочка. Игрушки: зайчик, утята, рыбки, цыплята, яблоко, груша, машина, книжка, тигренок, медвежонок и т.д.

4. «Накормим зайку»

Вот какие подарки он принес нашей имениннице, а мы говорим ему за такие подарки спасибо. А зайка наш любит морковку. Маняша принесла ему морковку в корзине, накормим зайку и сложим морковку в мешочек зайчику.

Ой, рассыпалась (специально рассыпать морковку). Какая я неловкая.

Зайка теперь Вам говорит спасибо за морковку, он не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! До свидания! Спасибо.

Кукла большая с бусами.

Стол и стулья для 8 кукол.

Заяц, столы, стулья, бусинки, шнурки, тарелочки.

Музыка с песней про день рождение.

Волшебный мешочек с разными игрушками.

Морковка в мешочке из муз. зала, корзина.

Занятие №2.

«Уточка и ее утята»

Здравствуйте ребята!

Нас встречает кто? Правильно, это Уточка. Почему она такая грустная? (Крякает Уточка).

У меня пропали ребятки,

Шаловливые утятки.

Не видали, не слыхали,

А мимо Вас не пробегали?

1. «Поиск утят. Танец маленьких утят»

Нет. Ребята, надо помочь нашей Уточке. Походим по группе поищем утяток.

Ой, а что это за кочка возле домика? Посмотрите. Это же мои утятки (пальчиковые утята). Как я рада! Спасибо.

Потанцуем с утятами, попрыгаем, покушаем, попьем и т.д. Музыка с песней «Танец маленьких утят».

2. «Собери утенка»

Ребята, но здесь не все мои утятки! Где же остальные? Они сидят на паровозике. Куда же они снова собрались от меня?

Скорей возьмите разрезную картинку, и вместе с мамами постарайтесь собрать. Какие красивые утятки у Вас получились, даже стали послушнее, чем были раньше.

3. «Озеро»

Вот какие у меня утятки. Ну-ка, посчитаю их сейчас, 1, 2, 3 … 8. Ну, так я и думала, опять не все мои детки.

Где же последние шалуны? Ушли плавать на озеро. Найдем бассейн и моих утяток (сочки для ловли). Накормим и спать уложим.

Уточка теперь Вам говорит спасибо за помощь, Уточка не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! До свидания! Спасибо.

Уточка крякающая.

Пальчиковые утята из театр. зала, запись песни «Танец маленьких утят».

Разрезные утята 8 штук, тарелочки, столы и стулья для детей.

Бассейн с водой, сочки, салфетки, пластмассовые утята.

Занятие №3.

Сказка «Колобок»

Здравствуйте ребята!

Я очень рада видеть Вас в нашем детском саду. Давайте пройдем в группу.

В группе встречает Бабка из сказки «Колобок».

1. «Колобок и Браслетики-колобки»

Здравствуйте ребята! Смотрите, кто это у меня в руках? Да, конечно же, это колобок. Вот какой я его большой и круглый испекла. Ребятки, а Вам маленькие колобки-браслетики.

2. «Дорожка с лапками и дощечками»

Покатились Колобки по дорожке с дощечками, затем попрыгали по лапкам.

3. «Заяц. Кочки»

Навстречу ему Заяц (сидит на паровозике, накрытый тканью). Попрыгаем как Зайки по кочкам или через кочки (кубики или липкие круги).

Убежали от Зайки.

4. «Серый Волк. Тоннель. Обручи»

Укатились Колобки и от Серого Волка.

5. «Медведь. Ручей»

Впереди Мишка Косолапый. Убежим и от него. Попрыгаем через ручейки (голубая широкая лента приклеена), то вперед, то назад.

Прыгайте осторожно со мною,

Не промочите ножки водою.

6. «Лиса. Много Колобков»

Катятся Колобки, а навстречу им Лиса. Мы и от тебя Лиса уйдем. Сели с мамами и покатали мячики друг другу. Вот и убежали Колобки ото всех зверей.

Все Колобки вернулись на свои места.

Спасибо Вам ребятки, что вы такие шустренькие. Бабушка и Колобок с Вами не прощаются, а говорят до новых встреч!!! До свидания! Спасибо.

Бабка, 1 бол. колобок, 32 браслетика с колобками.

Дорожки с лапками и дощечками.

Заяц и платок, липкие круги или кубики деревянные.

Волк и платок, тоннель в физ. зале, обручи с подставкой.

Медведь и платок, голубая липкая лента-ручей.

Лиса и платок, мячи с глазками, 2 корзины для мячей.

Занятие №4.

«Цветы у Зайки»

Здравствуйте ребята!

Я очень рада видеть Вас в нашем детском саду. Давайте пройдем в группу.

Посмотрите. Солнышко встало и мы проснулись. С нами и с солнцем проснулось все вокруг. Вот домик стоит. А кто в нем живет? (Выглядывает Зайка).

Здравствуй Зайка! Солнышко встало, а ты еще спишь.

У меня горе, Серый Волк сорвал все мои цветы в клумбе (плачет).

Не плачь, Зайки, мы тебе поможем. Да, ребята, поможем.

1. «Собери цветы»

Поможем поставить цветы в вазу. На полянке разбросаны цветы, собираем и ставим в корзиночку и в вазочку.

2. «Собери фигуру»

Следующая полянка ждет нас. Садимся за столы, у каждого тарелочка с фигурками. Зайчик пройдет по кругу и посмотрит, какие у Вас успехи.

Какие Вы молодцы! Быстро справились.

3. «Мозаика»

Сейчас Зайка покажет еще полянку, где сломаны цветочки. В ящичках мозаика для каждого ребенка, попробуй сложить цветочки разного цвета. А Зайка пройдет и посмотрит, что у Вас получилось.

Какие Вы умницы!

4. «Танец с пластмассовыми Зайками»

Зайка очень рад, что вы помогли ему посадить цветочки. Зайка приглашает вас потанцевать с его друзьями зайками.

5. «Печенье из соленого теста»

Зайка предлагает испечь печенье для Мишки косолапого. У каждого комочки теста и инструменты для приготовления. Приготовленное печенье выкладываем на тарелочку, которая в центре стола.

6. «Цветы»

Зайка приготовил для Вас подарки – цветочки, которые вы можете прикрепить на маячку. Это цветы.

Зайка Вам говорит спасибо за помощь, он не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! До свидания! Спасибо.

Зайчик с платочком.

Цветы и лукошко из муз. зала.

Игра из 10 гр., столы и стулья,

тарелочки с деталями на 8 человек.

Мозаика разного цвета собираем на полу, ящички.

Пластмассовые зайцы для ребят и для мам.

Соленое тесто, 1 большой поднос, 8 мал. тарелочек, салфетки, дощечки, 8 вилочек.

32 цветочка из самоклейки.

Рецепт соленого теста:

1 ст. муки;

1 ст. мелкой белой соли;

1 ст.л. растительного масла;

0,5 ст. воды.

Цветы разбросаны по группе. Соберем букетики и подарим мамам, а мамы поставят в лукошко.

2. «Домики»

Я опять огорчен, у меня Лиса отобрала домик, и мне теперь негде ночевать. Помогите построить дом из кубиков для меня и моих друзей.

3. «Пирамидка»

Ой, а что это за мешочек. Что в нем? (Потрогайте). Тем колечки от пирамидки.

Сложим пирамидку, только здесь не все кольца, остальные лежат в корзиночках. Берем кольца из корзиночке.

Ой, рассыпалась пирамидка. Какой я неловкий.

4. «Домик-конструктор»

В коробочках детали от конструктора, постойте домик. Работу будем выполнять за столом, пройдемте в другую зону, где стоят столы.

Какие вы молодцы, ловко справились с этим заданием!

Зайка теперь Вам говорит спасибо за такие красивые и прочные дома, он не прощается с Вами, а говорит до новых встреч!!! За участие вам картинки зайчат. До свидания! Спасибо.

Заяц, цветы и лукошко.

Столы, корзины и одинаковое количество кубиков.

Мешочек, большая пирамидка, корзина для остальных колец.

Конструктор из 10 гр., 8 шт. тарелочек для деталей.

(Мыльные пузыри).

Картинки зайчат.

Марина Яценко
Цикл занятий в адаптационной группе кратковременного пребывания

Занятие №1

Цель : Формировать эмоциональный контакт между ребенком и воспитателем во время первой встречи.

Оборудование : Игрушка зайчик Степашка, корзина с разноцветными мячиками.

Ход занятия:

Мама с ребенком входят в групповую комнату .

Воспитатель встречает их с доброжелательной улыбкой, приветствует, ласково называя ребенка по имени.

Что за маленькие ножки,

К нам бежали по дорожке?

А дорожка привела,

В детский садик малыша!

Воспитатель приглашает ребенка и маму в игровую зону.

Малыш постепенно осваивается и выбирает игрушки по своему интересу. Воспитатель импровизирует и обыгрывает ситуации с выбранными игрушками, привлекая маму и малыша к игре. Воспитатель обращает внимание на большую корзину. При помощи игрушки зайчика Степашки достает из корзины разноцветные мячики и бросает их по очереди, маме и малышу, комментирует :

Мой веселый, звонкий мяч, Катаю мой мячик,

Ты куда помчался вскачь? Мой мячик катись,

Красный, желтый, голубой! Малыш как поймает,

Выбирай себе любой! Обратно вернись!

Мама ловит мячики и складывает их в корзину, ребенок подражает ей.

По окончании занятия мама и малыш прощаются с игрушками и воспитателем до новой встречи.

Вывод : Играя вместе с взрослыми, малыш выполняет простые поручения с мячиками и учится понимать значения слов : «кати» , «покати» , «дай» , «на» , «возьми» .

Занятие №2

(Воспитатель – Ребенок – Мама)

Цель : Формировать доверительные отношения между ребенком и воспитателем. Учить преодолевать страхи.

Оборудование : Игрушки : зайчик Степашка, разноцветные маленькие машинки, горка.

Ход занятия:

Мама с ребенком входят в групповую комнату . Воспитатель доброжелательно встречает их со словами :

Кто у нас хороший? Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий? Кто у нас пригожий?

Малыш (имя) у нас хороший! Малышка (имя) у нас хорошая!

Малыш (имя) у нас пригожий! Малышка (имя) у нас пригожая!

Он к нам в гости пришел! Она к нам в гости пришла!

Он игрушки нашел! Она игрушки нашла!

А ну, пойдем скорей играть!

Малыш проходит в игровую зону, выбирает игрушки по своему интересу, воспитатель обыгрывает и импровизирует.

Воспитатель привлекает внимание ребенка к горке, которой не было на предыдущем занятии . Знакомая ребенку игрушка – заяц Степашка по ступенькам забирается на горку и усаживается наверху. Воспитатель с помощью Степашки скатывает с горки машинки :

Машинку толкаю,

Машинку лови,

А если уедет,

Ее догони!

Ребенок ловит машинки и ставит в импровизированный гараж. Мама направляет его действия. Затем Степашка скатывается с горки и снова забирается по ступенькам. Воспитатель помогает зайчику и привлекает на помощь ребенка. Малыш сначала наблюдает, а потом сам пробует забраться на горку. Воспитатель помогает ему и комментирует действия :

По ступенькам я иду,

Ни за что не упаду.

Я на горку заберусь,

И быстрей с нее скачусь!

Первые несколько раз, когда ребенок скатывается с горки, воспитатель его поддерживает, а мама ловит внизу. По окончании занятия

Вывод : Играя таким образом, ребенок преодолевает свои первые страхи и учится доверять воспитателю. Ребенок осваивает понятия : «верх» , «низ» , «вверх» , «вниз» .

Занятие №3

(Воспитатель – Ребенок – Мама)

Цель : Формировать доверительные отношения между ребенком и воспитателем. Формировать у ребенка представление о себе. Преодолевать чувства тревожности.

Оборудование : Игрушка кукла Катюша, прозрачный платок.

Ход занятия:

Мама с ребенком входят в групповую комнату . Воспитатель протягивает малышу руки и ласково произносит слова :

Дай ладошечку,

Моя крошечка.

Дотрагивается до руки ребенка, берет ладонь в свои руки и поглаживает ее со словами :

Я поглажу тебя,

По ладошечке.

Воспитатель подает свою ладошку ребенку и произносит слова :

На ладошечку, моя крошечка.

Ты погладь меня по ладошечке.

Ребенок дотрагивается до руки воспитателя, поглаживает ее.

Воспитатель берет ребенка за руку и проводит его в центр игровой зоны. На подушечке сидит кукла Катюша. Воспитатель привлекает к ней внимание ребенка :

Вот красивая игрушка –

Наша куколка Катюшка.

Может хлопать, может петь.

Кто желает посмотреть?

Воспитатель берет куклу и делает с ней несколько танцевальных движений. Мама хлопает в ладоши, привлекая ребенка танцевать.

Воспитатель усаживает куклу на подушку и накрывает ее прозрачным платком :

Спряталась от нас Катюша?

Будем искать ее вместе с (имя ребенка) .

Малыш снимает с куклы платок и радуется, Воспитатель комментирует :

Вот нашлась Катюша,

Наша дорогуша!

Действие с платком можно повторить несколько раз.

Воспитатель аккуратно набрасывает платок на ребенка :

Где же наш малыш (имя ребенка?

Спрятался от нас (имя ребенка!

А ну, найдем его скорей!

Воспитатель осторожно снимает платок с ребенка. Ребенок радуется, игра повторяется.

В заключение занятия воспитатель предлагает уложить куклу Катюшу спать. Ребенок качает кроватку, а воспитатель напевает :

Баю, баю, баю,

Катюшу я качаю!

Спи малышка, засыпай,

Глазки детка закрывай!

По окончании занятия ребенок и мама прощаются с игрушками и воспитателем до следующей встречи.

Вывод : Преодоление тревожности через игру – залог успешной адаптации ребенка .

Занятие №4

(Воспитатель – Дети – Родители)

Цель : Развивать эмоциональную сферу детей. Формировать контакты со сверстниками.

Оборудование : Игрушка : собачка Филя, корзинка с маленькими разноцветными мячиками, большой яркий мяч.

Ход занятия:

В групповую комнату входит подгруппа детей (2-3 ребенка) с мамами. Воспитатель с доброжелательной улыбкой здоровается с детьми, называя каждого по имени.

Кто сегодня к нам пришел?

Кто игрушечки нашел?

Дети проходят в игровую зону и выбирают игрушки по интересам. Воспитатель по очереди подходит к каждому ребенку и обыгрывает выбранные игрушки.

Затем воспитатель предлагает мамам взять за руки своих детей и выстроиться в круг. Воспитатель становится в центре круга, в руках у него большой яркий мяч. Воспитатель обращает внимание детей на мяч, подбрасывает его вверх или стучит об пол :

Вот какой, вот какой

Мячик яркий, заводной.

Никогда не плачет,

По дорожке скачет.

Мяч в руках я подержу

И ребятам покажу.

Кому дать? Кому дать?

Кто же будет мяч кидать?

Воспитатель по очереди кидает мяч каждому ребенку и

Конспект занятия. Тема: «Домашние животные. Кошка»

Младенцева Дарья Геннадьевна, воспитатель МДОУ «ЦРРд/с «Дружба»
Описание: Вашему вниманию предлагается конспект занятия ориентированный на детей, посещающих адаптационные группы в дошкольных учреждениях, направленный на осуществление преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в детском саду.
Назначение работы: материал предназначен педагогам адаптационных групп в детских садах.

Цель: содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Задачи:
Формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.
Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Подготовка детей к поступлению в детский сад.

Оборудование: колокольчик, корзинка с кошкой-игрушкой, мешочек, геометрические плоские формы (квадрат, треугольник) на каждого ребенка, ноутбук, колонки, листы белой бумаги с нарисованными кошкой и мышками (4-5шт) на каждого ребенка, карандаши.

Ход занятия

1.Встреча детей и родителей, включение детей в самостоятельную игру с родителями. Консультирование родителей по запросу.

2.Приветствие. Педагог звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, Маша!» и передает колокольчик ей и так по кругу.

3. Игра, направленная на социальное развитие: «Пальчики ходят в гости».
Дети и взрослые садятся на ковер в круг.
Ребята, а вы любите ходить в гости? Сейчас наши пальчики отправятся друг к другу в гости. Смотрите. (показывает детям руки, сжатые в кулаки, затем распрямляет указательные пальцы и разыгрывает небольшое представление,
- Привет, я пальчик правый (слегка сгибает и разгибает палец правой руки в такт словам, а ты кто?)
- А я пальчик левый (слегка сгибает и разгибает палец левой руки). Давай дружить? (Приближает оба пальца друг к другу - «пальчики целуются»; сцепляет пальцы - «пальчики обнимаются».) Ой, смотри, сколько вокруг друзей-пальчиков. Пойдем к ним в гости.
- Покажите свои пальчики.
Воспитатель подносит свою руку к ручке кого-нибудь из малышей:
- Привет, я пальчик. Будем дружить? » («Целует» и «обнимает» пальчик ребенка.)
Затем воспитатель «отправляется в гости к пальчикам» другого малыша.
- Когда мы ходим в гости, мы обязательно здороваемся. Поздороваемся друг с другом и с нашими родителями! (Обращается к каждому малышу, называя его ласково по имени.)

4. Игра: «Кто в гости к нам пришёл?»
Вы ничего не слышите? Мне, кажется, что этот странный звук идет с приемной. Пойдемте посмотрим. Ой, что это? А как вы думаете, что там может быть? Кто это? А как она сюда попала? Кто же принес к нам корзину? Давайте пригласим гостью к нам. Скажем «Здравствуй, кошечка, проходи, пожалуйста». Давайте познакомимся с нашей гостьей. Представимся друг другу. Меня зовут Даша. Это Илюша, Маша и т.д. А давайте, и мы придумаем нашей кошке имя.
Педагог с детьми рассматривают кошку, гладят его шерстку.
-Посмотрите, какая она красивая, мягкая, пушистая. Погладьте её. А где у котика ушки, усы – удивительной красы, глазки, которыми он видит даже ночью? (Дети показывают.)
Как у нашего кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые!
Кошечке очень понравилась потешка и она просит рассказать о ней еще раз при помощи движений рук.
Дети вместе с воспитателем рассказывают стих с помощью движений рук.

5. Музыкальная игра: «Киска» (Железнова, мамины уроки 2, дорожка 33)

6.Игра: «Домик для кошечки»
Цель: формировать обобщенное представление о доме; учить строить дом по схеме; учить детей простым приёмам конструирования: соединять детали на плоскости, располагая их горизонтально и вертикально.
Ребята, посмотрите, а в корзинке у кошечки лежит какой-то мешочек? Что это здесь? (Фигуры)
А давайте с помощью фигур мы с вами построим дом для нашей кошки! (Игра геометрическими формами.)

7.Песенка: «Котёнок» (Железнова, песенки возгласы). Прослушивание.

8.Чтение потешки: «Кисонька - Мурысонька».
Цели: помочь детям понять содержание услышанного; вызвать соответствующее эмоциональное отношение к кисоньке; воспитывать умение слушать.
- Кисонька-мурысонька,
Где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна!
Не ешь одна!
Не ешь одна! Угости ребяток!

9.Музыуальная подвижная игра: «Едет котик» (Железнова, подвижные игры)

10.Пальчиковая игра: «На ладошку села кошка»
1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать.
(загибаем пальчики)
Вот кулак, а вот ладошка.
(показать кулак и ладошку)
На ладошку села кошка и крадется потихоньку,
(по ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка)
Может, мышка там живет?
Кошка мышку стережет. Мяу!
(как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)

11. Рисование. Тема: «Спрячь мышку» (карандаши)
Цель: Учить правильно держать карандаш или фломастер; самостоятельно рисовать (зарисовывать); формирование интереса к рисованию.
Жила¬-была маленькая мышка. Однажды пошла мышка погулять.
Вдруг слышит, как кто-¬то кричит совсем рядом: «Мяу!». Это кошка хочет поймать мышку! Испугалась маленькая мышка, задрожала... Давай скорее спрячем мышку от кошки!

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Центр развития ребенка детский сад «Радуга»

Д. Николаевка МР Уфимский район

Республика Башкортостан

«В гости котик к нам пришёл» адаптационное занятие в группе раннего возраста

Подготовила и провела:

педагог-психолог Капельман ОЮ

Ноябрь 2015г.

Задачи:

Помощь в адаптации детей к новым условиям и ритму занятия;

Пробуждать интерес ребёнка к жизни детского сада;

Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве;

Оборудование: мягкая игрушка –кот; игрушка- мышка; фольга; сундучок; муз запись-звуки; мягкие подушечки для релаксации; бабочка –дых. упражнения «Весёлый дождик»; манная крупа на разносе.

Ход занятия

Приветствие: «

Здравствуйте щёчки плюх-плюх-плюх;

Здравствуйте глазки миг-миг-миг;

Здравствуйте губки чмок-чмок-чмок;

Здравствуй мой носик бип-бип-бип;

Здравствуйте детишки раз, два, три;

Девчоночки и мальчишечки; (все обнимемся)

Педагог: предлагает погладить котёнка. «Какая у него мягкая шёрстка, есть хвостик, глазки, язычок, лапки, коготки. Его зовут Барсик.

А что котик любит кушать? (молоко)

Покажите, как он лакает!

(дети и педагог показывают)

«Вот как! Вот как!

Игра «Прятки»-котик просит спрятать глазки, носик, ротик, ушки ищет «Где же ваши…ушки…глазки…»Вот, вот, вот они!

Педагог: Давайте покажем «Игры с эмоциями»

Показ карточки- котик кричит (дети изображают)

Показ карточки- котик выпускает коготки (дети изображают).

Показ карточки- котик подмигивает (дети изображают).

Показ карточки –котик плачет (дети изображают).

Педагог предлагает детям встать на четвереньки и показать, как ходят котятки. (спинку прогибаем…

Дети выполняют движение.

Шуршание в коробочке.

Педагог-психолог: Показ «коробочка»(открывает)

Кто здесь живёт? (показывает маленькую мышку и бумагу фольга)

Педагог : Как пищит мышка?

Дети «Пи-пи-пи»

Педагог : «Мышка очень нравиться играть с бумагой.

Педагог:

«Мнём, мнём и катаем. Нашей мышке мы подарим. Будет мышка играть, наши шарики догонять!

Педагог: Котик Барсикприглашает всех ребяток на прогулку.

Игра «Наденем мы на ножки красивые сапожки,(ходьба по кругу)

Пойдут наши ножки по узенькой дорожке,

По дорожке мы шагаем и селедочки оставляем!

Дети вместе с педагогом подходят к столу и рисуют пальчиками на манной. Игра «Мы шагаем, мы шагаем и след очки оставляем».

Намочил котёнок лапки,

Он пошёл гулять босой.

Не нашёл себе он тапки

И скорей бежит домой.

Бабочка лети, лети, лети!

На головке (на плече и т. д.)

Отдохни!

Вот и пришло время прощаться. Котик Барсик говорит вам До свидания! Спасибо!

А бабочка полетит и проводит вас в группу.

Приветствие: « Здравствуйте ручки хлоп-хлоп- хлоп,

Здравствуйте ножки топ-топ-топ;

Упражнение на дыхание «Дует, дует ветер»

Педагог: Игра « Мы знакомимся ». Голос котёнка (муз запись).

Мяу, здравствуйте, ребята! Кто это к нам пришёл! (котёнок)

Котёнок здоровается с каждым ребёнком: протягивает лапку и называет по имени детей.

Педагог : «Мышке очень нравиться играть с бумагой.

Педагог: А сейчас мы сделаем комочки.

«Мнём, мнём и катаем. Нашей мышке мы подарим.

Будет мышка играть, наши шарики догонять!

Дети вместе с педагогом подходят к столу и рисуют пальчиками на манной крупе Игра «Мы шагаем, мы шагаем и следочки оставляем».

Педагог: Посмотрите ка ребята, пока мы рисовали, к нам прилетела бабочка. Какого она цвета?

Бабочка лети, лети, лети!

На голове (на плече и т. д.)

Отдохни!

Работа с детьми!

Работа с детьми и родителями !

Работа с родителями!

Работа с педагогами!

Важно в работу каждого ДОУ включать не только физкультурно-оздоровительные технологии, но и методы, направленные на повышение эмоционального настроя. Для этих целей может использоваться музыка.

Музыкальное воздействие позволяет снять напряжение, улучшить настроение детей, дать им заряд бодрости.

Положительно влияет и сказкотерапия . Сказки используются в терапевтических, психологических и развивающих целях.

Изо терапия. Рисование пальчиками или ладошками способно отвлечь ребенка, вызвать у него радость, снять напряжение, преодолеть страх и неуверенность.

Арттехнологиииспользуемые в детских садах, благотворно влияют на малышей. Они основаны на восприятии различных цветов и их влиянии на состояние психики детей. Если в ДОУ будут использоваться все описанные методы здоровье сбережения малышей, то можно быть уверенным, что дети станут здоровее, увереннее в себе, спокойнее.

В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни.

В процессе коррекционной работы педагога- психолога возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одной из главнейших задач – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его. Здоровье сберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.

К технологиям, направленным на сохранение здоровья и его стимулирование, относят различные подвижные игры, в том числе и спортивные, гимнастику, разминку для пальцев, глаз, дыхания, использование дорожек здоровья.

    Самомассаж

    Артикуляционная гимнастика

    Дыхательная гимнастика

    Зрительная гимнастика

    Общая и пальчиковая моторика

    Псих гимнастика

    Релаксация