Детские развивающие центры. Виды комплексных занятий в детском клубе Направления центра раннего развития

Раньше детей дошкольного возраста отдавали в детские сады, но в последние годы все большее распространение получают детские развивающие центры. Что же это за заведения, и чем они занимаются?

Детский развивающий центр – это частная коммерческая или некоммерческая организация, которая помогает детям адаптироваться к социуму, подготовиться к школе, получить необходимые знания и навыки. Детские центры ориентированы на детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Одной из таких организаций является Детский Центр «Солнечный Город» , который принимает на обучение даже малышей возрастом до года.

Что дает ребенку посещение детского развивающего центра?

В детских центрах малыш получает возможность интересно проводить свободное время, приобретая навыки общения со сверстниками и взрослыми и приучаясь к самостоятельности. Здесь он знакомится с другими детьми, приобретает первых друзей, учится правильно вести себя в коллективе. Большим преимуществом таких организаций перед детскими садами является то, что учебные группы очень маленькие (примерно 6 – 8 человек), и это позволяет педагогам уделять достаточно времени каждому ребенку. В развивающих центрах практикуется индивидуальный подход к детям, что дает возможность выявить у малыша способности к рисованию, музыке, танцам, пению или другим видам искусства. Поскольку каждый ребенок индивидуален в своем развитии, опытные педагоги развивающих центров подберут наиболее подходящую программу занятий для каждого.

Какие занятия проводятся в детских центрах?

Учебная программа детских развивающих организаций довольно обширна, и ориентирована на детей разного возраста. С малышами проводятся занятия по развитию мелкой моторики, речи, мышления. Дети постарше занимаются творчеством – рисованием, лепкой, изготовлением поделок, а также учатся читать, писать, изучают математику, иностранный язык, основы этикета и другие предметы. Занятия музыкой, вокалом, хореографией тоже входят в программу обучения.

Физическая культура также является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка. Как правило, умственная деятельность, чередуется с физической (физкультминутками, подвижными играми), что позволяет детям меньше уставать и лучше усваивать информацию. Занятия проходят в веселой, непринужденной обстановке, отсутствует строгая дисциплина, как в детском саду. Помимо учебных занятий, в развивающих центрах практикуется проведение детских утренников, конкурсов, викторин.

Как правило, в развивающих центрах работает логопед. Многие дети имеют некоторые дефекты речи, которые желательно устранить до поступления в школу. Занятия с логопедом помогут эффективно справиться с этой задачей. Кроме того, в центрах имеется практикующий детский или семейный психолог. Родители могут записаться на консультацию и получить квалифицированную помощь в решении какой-либо проблемы, а также задать специалисту все интересующие вопросы, касающиеся воспитания ребенка.

Занятия в детских развивающих центрах проходят в ненавязчивой, игровой форме. Это позволяет малышам весело и с пользой проводить свободное время в окружении сверстников, познавая окружающий мир и получая новые знания.

10.06.2016

Расскажите об этом друзьям →

В любом городе сегодня родители могут без проблем выбрать для своего ребенка детский развивающий центр . Эти центры предлагают родителям интересные занятия с малышами от шести месяцев. Чтобы правильно подобрать для своего крохи развивающий центр следует знать некоторые особенности этих досуговых организаций.

Что представляют собой центры раннего развития

Центры раннего развития - организации предоставляющие родителям с детьми занятия и комплексные курсы, направленные на развитие детей раннего возраста, дошкольников и школьников. Некоторые развивающие центры имеют на своей базе детские сады кратковременного пребывания, в программу которых уже включены развивающие занятия.

Также центры раннего развития значительно расширяют рамки своей работы, предлагая родителям малышей посетить лекции, курсы и творческие мастерские вместе со своими детьми и без них. Иногда центры арендуют спортивные залы и бассейны для проведения занятий с детьми и родителями.

Что представляет собой занятие в развивающем центре

В зависимости от возраста и предпочтений ребенка вы можете выбрать как посещение одного занятия, так и записаться на полный курс.

Занятия в развивающем центре часто построены на принципах определенной авторской методики, например, Железновых, Зайцева, Вальдорфской педагогики, карточной системы занятий или пособиям Маниченко.

Для малышей предлагаются занятия на развитие таких навыков как: совершенствование мелкой моторики, развитие речи, творческое и логическое мышление. Для деток постарше функционируют творческие мастерские, изостудии, танцклассы. Каждый центр предлагает в своей программе занятия укрепляющие здоровье: зарядки, физкультминутки, подвижные игры, посещения бассейна и другие.

Очень широко представлены в центрах развлекательные мероприятия, такие как кукольные спектакли и представления, организация детских праздников, дня рождения и т.д.

Длительность одного занятия в развивающем центре варьируется в зависимости от возраста ребенка и направленности - от 30 минут и до 1,5 часов. Естественно на занятиях с детьми до года присутствуют родители. Занятия могут быть построены по принципу свободного взаимодействия (мама с ребенком занимается в своем темпе и последовательности) или иметь заданную структуру (педагог ориентирует на те, или иные дидактические материалы и следит за временем).

Что дадут ребенку занятия в развивающем центре?

Как правило вундеркиндом ребенок от таких занятий не станет и диплом об окончании развивающего центра не получит, но интересное проведение времени малышу гарантировано. К тому же с помощью разнообразных упражнений и методик родители могут увидеть, что ребенку больше всего нравится и что у него получается лучше, чем у сверстников, к чему больше склонен малыш (рисование, конструирование, пение или танцы).

Для расширения клиентуры и привлечения родителей с детьми многие центры проводят лекционные занятия для взрослых, психологические тренинги и обучающие семинары.

Как выбрать хороший развивающий центр в своем городе?

Первое и самое важное в выборе - это посетить выбранный центр. Вас никто не заставит платить за эту экскурсию.

Важно, чтобы комнаты для занятий с малышом были просторные и светлые. Методические материалы присутствовали в достаточном количестве и были разнообразны. Хорошо, если в центре будет помещение, где родители дошкольников или школьников могут спокойно подождать свое чадо.

Поинтересуйтесь количеством детей в группе. Заранее узнайте, какое количество детей предусмотрено для выбранного вами занятия. Самыми лучшими для процесса познания считаются группы с наполненностью в 6-8 человек. В группах большей численности преподавателю будет сложнее осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Обратите внимание на программу и длительность. Из-за того, что малыши не могут долго удерживать свое внимание, программа занятия должна быть разносторонней и интересной. Педагоги на занятиях должны учить ребенка обращаться с тем или иным развивающим материалом, следить за правильностью выполнения заданий, предлагать малышу такие материалы и задания, которые помогут расширить его познания.

Основные центры раннего развития в России:

Сеть центров раннего развития:

«Сема» (300 центров по России). В программе представлены:

  1. Развивающие занятия,
  2. Организация детских праздников,
  3. Родительские клубы.

«Ясам» (13 городов России). В программе центра представлены:

  1. Интеллектуально-развивающие занятия,
  2. Азбука общения
  3. Рисование,
  4. Танцы,
  5. Организация дней рождения
  6. Прокат развивающих игрушек

«Точка роста» (24 города России). В программе центра представлены:

  1. «Горошинки» для детей от 8 месяцев до 3-х лет
  2. «Ростки» для детей от 3-х до 6-ти лет
  3. «Успехи» для детей от 6-ти до 12 лет
  4. Обучающая методика для педагогов, сценарные разработки праздников.

«Крошка Ру» - (филиалы в 11 городах России). В программе центра представлены:

  1. От 1 до 2 лет (творчество, фитнес, социализация),
  2. От 2 до 3 лет (развивающие игры, музыка, изо, монтессори занятия),
  3. От 3 лет до 7 (подготовка к школе, английский язык, физическое развитие, творчество, музыка, изо и др.)
  4. Есть возможность индивидуальных занятий

Московские развивающие центры с несколькими филиалами:

1. «Созвездие» - детский развивающий центр Монтессори (6 филиалов). Занятия с детьми от 8 месяцев, детский монтесори-сад (4ч. в день), подготовка детей к школе, занятис логопедом, психологом, комплексное музыкальное развитие, английский язык, фитнес, актерское мастрество, семинары для родителей, детские праздники.

2. «Азбука» - детский развивающий центр (7 филиалов в Москве и московской области). Предоставляет развивающие занятия для детей от 1 года до 14 лет. Есть занятия для родителей - танцы, рукоделие, обучающие семинары и психологические тренинги для родителей.

3. «Радость» - развивающий детский центр с филиалами - Cад-пансион в п. Слобода МО, развивающий центр в г. Дзержинский МО, развивающие центры в Братеево и в Марьино. (детский сад кратковременного пребывания, развивающие занятия, логопедические группы, театральные занятия, подготовка к школе, изостудия, вокал, английский язык. Для взрослых есть курсы: танцы, ушу, беби-йога, курсы для беременных. Предлагают проведение детского праздника дня рождения.)

4. «Рождество» - Семейный клуб родительского опыта. 4 площадки в Москве (недалеко от станций метро «Спортивная», «Римская», «Проспект Мира», «Ясенево» («Теплый стан»). Программы: подготовка к беременности и родам, ведение младенчества и поддержка грудного вскармливания, педагогические семинары и мастерские для родителей, психологические курсы и тренинги для взрослых и детей, студийные занятия с детьми от года до 8 лет по авторской программе, подготовка детей к школе, познавательные программы для школьников, семейный отдых и праздники.

Надеемся, эта статья поможет вам определиться с выбором развивающего центра для своего ребенка. Будем рады, если читатели поделятся сведениями о других развивающих центрах в своем городе.

Современные мамы уделяют особое внимание развитию и воспитанию детей. Поэтому в нашей стране стали появляться детские развивающие центры. При этом если ранее посещение коммерческих детских центров могли себе позволить только обеспеченные родители, то сейчас такое дошкольное обучение и развитие доступно людям с любым достатком.

При открытии центра необходимо определить направление его работы и перечень оказываемых услуг. В данном бизнес-плане рассматривается детское дошкольное учреждение, которое ставит целью развитие интеллектуальных и творческих навыков детей в возрасте от 2 до 7 лет.

Курсы, предлагаемые детским центром :

  • Раннее развитие (2-4года);
  • Подготовка к школе (4-7лет);
  • Дошкольный университет (5-7 лет);
  • Английский язык (4-7 лет).

Успешность детского центра в первую очередь зависит от его преподавателей. Необходимо обратить внимание не только на квалификацию педагогов, но и на то, как он может расположить к себе детей. Нередко молодые выпускники педагогических факультетов оказываются хорошими преподавателями, которые нравятся и детям, и их родителям. К тому же за свои услуги такие специалисты не завышают цены.

Чтобы детский центр пользовался спросом, необходимо выбрать помещение с удобным расположением: в местах с высокой проходимостью или в центре города. Для данного центра подойдет помещение с площадью около 40-50 кв. метров. В составе этого помещения должны быть две учебные комнаты, отдельный санузел и комната, где родители будут ожидать окончания занятий. Можно ограничиться одной учебной комнатой, но тогда сильно сократится выбор предлагаемых курсов.

При выборе помещения необходимо руководствоваться нормами СЭС и органов Пожарного надзора. Детский центр нельзя размещать в подвальном, полуподвальном помещении или цокольном этаже. Помещение должно иметь отдельный вход. Следует обратить внимание и на удобный подъезд к центру, и на наличие парковочных мест для автомобилей.

На этот бизнес оказывает значительное влияние фактор сезонности. Это связано в зимний период с новогодними праздниками, а летом - с периодом отпусков. Поэтому максимальный спрос на посещение занятий в детском центре приходится на периоды с сентября по декабрь и с февраля по май.

При открытии детского развивающего центра необходимо уделить особое внимание планированию расписания занятий. В первой половине дня приходят заниматься малыши - до обеда и дневного сна (с 9.00 до 13.00). Дети постарше занимаются после 17 часов, когда их забирают из детских садов. Чтобы период с 13 до 17 часов не выпадал из расписания, в центре можно проводить индивидуальные занятия.

Сумма первоначальных инвестиций - от 464 900 рублей.

Стоимость одного абонемента на 8 занятий - от 3 000 рублей.

Срок окупаемости составляет 6 месяцев.

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Рассмотрим подробнее каждое направление занятий.

Раннее развитие . В два года ребенок готов к общению со сверстниками, поэтому на занятиях особое внимание уделяется взаимодействию детей между собой. Данное направление помогает развивать основные познавательные процессы у детей: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Важное место отводится развитию речи, мелкой и крупной моторики. С трех лет начинается знакомство со счетом, художественным творчеством.

Группа кратковременного пребывания . Порой возникает необходимость оставить детей без собственного присмотра. Идеальным вариантом в такой ситуации будет возможность доверить ребенка профессиональным педагогам. В такую группу принимаются дети от 2 до 6 лет. Группа формируется не более чем из 10 человек. Во время занятий детки знакомятся с окружающим миром, играют в подвижные игры, занимаются лепкой, рисованием. Занятия проходят в утренние часы с 9:00 до 11:45.

Подготовка к школе . Дети с четырех лет легко обучаются чтению. Когда ребенок начинает читать короткими словами, начинается обучение математике. Сначала дети учатся считать в пределах десяти, затем ребенок свободно ориентируется в сотне. Не остается без внимания и овладение письмом, поэтому педагоги учитывают все особенности подготовки руки к письму. Во второй половине занятия проходит игровой интеллектуальный тренинг, который направлен на эффективное развитие восприятия, внимания, мышления, памяти и воображения ребенка.

Английский язык . На занятиях преимущественно общаются на английском языке. Это происходит спонтанно, дети не задумываются о том, как это нужно делать, общаются легко, непринужденно и с удовольствием!

ИЗО (рисование, лепка) . На занятиях каждый ребенок развивает цветовое восприятие и воображение, чувство прекрасного и художественный вкус. Дети осваивают законы композиции и различные техники рисования, учатся выражать свое я, свои мысли и чувства, настроение и желания.

Количество групп для каждого направления зависит от спроса на данный вид занятий и возраст детей в группе.

В детском развивающем центре есть возможность заниматься как в группе, так и на индивидуальных занятиях. Отличием является расписание занятий и стоимость. Индивидуальные занятия проходят с 13:00 до 17:00, т.к. в утренние и вечерние часы все комнаты заняты групповыми занятиями. Стоимость индивидуального занятия дороже группового занятия в 1,5 раза.

На каждый вид занятий можно приобрести как разовое посещение, так и абонемент. Абонемент действует в течение одного месяца и включает в себя 8 занятий.

Если ребенок регулярно занимается в течение трех месяцев, то абонемент на следующие месяцы можно приобрести со скидкой 10%.

Данная система оплаты позволяет привлекать постоянных клиентов.

3. Описание рынка сбыта

Целевая аудитория детского развивающего центра

Планируя открыть детский развивающий центр необходимо предполагать то количество детей, которое может прийти.

При открытии детского центра необходимо обратить внимание и на количество детских садов, школ, расположенных поблизости. Очень часто дети после садика приходят на развивающие занятия. А также у этих детей могут быть младшие братья и сестры, которых удобно привести утром на занятия после того, как старшего отвели в сад или школу.

Анализ конкурентов

Конкурентные преимущества детского развивающего центра

Среди конкурентных преимуществ детского развивающего центра можно выделить:

  • Высококвалифицированный педагогический персонал;
  • Большой выбор занятий;
  • Удобное месторасположение, наличие парковочных мест;
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • Бесплатное проведение мастер-классов;
  • Организация различных детских праздников, дней рождений;
  • Гибкая система ценообразования;
  • Наличие скидок.

Безусловно, главное конкурентное преимущество центра - это ваша благоприятная репутация, благодаря которой родители будут сами рекомендовать ваш центр своим друзьям и знакомым.

4. Продажи и маркетинг

5. План производства

Начинать предпринимательскую деятельность необходимо с государственной регистрации организации. При открытии детского развивающего центра лучше зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Во время регистрации необходимо правильно выбрать коды ОКВЭД: 85.32 - предоставление социальных услуг детям, 92.51 - открытие учреждения клубного типа, 93.05 - предоставление персональных услуг. Для деятельности детского развивающего центра лучшим выбором будет упрощенная система налогообложения (УСН), которая предполагает уплату налога в размере 6% от полученной выручки. В завершении регистрации предпринимательской деятельности необходимо открыть расчетный счет в банке, встать на учет во всех фондах: пенсионном фонде, фонде обязательного медицинского страхования и фонде социального страхования.

Важно отметить, что лицензия на открытие детского развивающего центра не требуется. Она будет необходима, если в центре будут предоставляться услуги по программам дошкольного образования.

После регистрации нужно подобрать помещение для детского развивающего центра. Помещение следует разделить на несколько отдельных комнат:

  • Приемная;
  • Две комнаты для игр и занятий;
  • Комната для персонала;
  • Два туалета - один для детей, а второй для взрослых.

Подбор помещения следует делать с учетом удобного расположения детского центра. Критериями выбора такого местоположения являются:

  • Центр города или район с многоэтажной застройкой;
  • Вблизи от остановок общественного транспорта;
  • Наличие парковки.
  • Мебель;
  • Напольное покрытие: мягкий и теплый ковер, специальные мягкие покрытия в игровых зонах;
  • Развивающие игрушки: кубики, пирамиды, мозаики, пазлы и др.;
  • Учебные материалы: книжки, тетрадки, альбомы, карандаши, краски, пластилин и др.;
  • Офисная техника: компьютер, принтер;
  • Кулер с водой.

В комнатах для игр и занятий располагаются столики и стульчики для детей, стол и стул для педагога, шкафчики и стеллажи для учебного материала, игрушек и поделок, на стене висит классная доска, на окнах - вертикальные жалюзи. В каждом классе должно быть качественное освещение и вентиляция.

6. Организационная структура

Для детского развивающего центра лучше выбрать организационно-правовую форму Индивидуальный предприниматель. Чтобы начать работу детского развивающего центра нужно подобрать квалифицированный персонал. В штате должны состоять следующие специалисты:

  • Администратор;
  • Педагоги-специалисты:

Преподаватели по раннему развитию детей (2 специалиста);

Преподаватели по подготовке ребенка к школе (2 специалиста);

Преподаватель по английскому языку

  • Бухгалтер;
  • Хозяйственный работник.

Для эффективной работы детского центра необходимо подробно прописать должностные инструкции для каждого сотрудника.

Должностные обязанности сотрудников

  • Администратор

1. Подготовка помещения к началу занятий;

2. Предварительная запись клиентов на занятия;

3. Ведение клиентской базы;

4. Встреча клиентов;

5. Консультирование клиентов по всем услугам детского развивающего центра;

6. Продажа услуг центра, принятие оплаты;

7. Проведение телефонных переговоров;

8. Поиск новых клиентов;

9. Учет посещаемости занятий.

  • Преподаватель

1. Своевременное начало каждого занятия;

2. Индивидуальный подход к каждому ребенку;

3. Проведение занятий по современным методикам;

4. Развитие собственной клиентской базы;

5. Привлечение новых клиентов;

6. Регулярное самостоятельное повышение квалификации.

  • Бухгалтер

1. Ведение бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ;

2. Своевременная подготовка и сдача отчетности в ПФР, ФСС, ИФНС;

3. Расчет и перечисление заработной платы;

4. Оплата налогов и отчислений в ФСС, ПФР, ОМС.

Бухгалтер может работать неполный рабочий день или по совместительству.

Фонд заработной платы

*Указана средняя заработная плата преподавателей, т.к. оплата преподавателя зависит от часов работы. Ставка составляет 500 руб./час.

7. Финансовый план

Самыми затратными в открытии детского развивающего центра являются инвестиции в рабочее оборудование. Затраты на оборудование составляют 295 900 рублей. Общая сумма инвестиций составляет 600 000 рублей.

Современные дети отличаются от предыдущего поколения тем, что их развитие происходит более стремительно и интенсивно. В наш век информационных технологий и развитых условий для жизни, детский мозг умеет «схватывать» все на лету, усваивать больше информации, запоминать все увиденное, формировать вопросы о том, что его интересует. А современный темп жизни зачастую не дает родителям возможности полноценно заниматься развитием своих чад.

На помощь маленьким «почемучкам» и их родителям приходят специализированные центры развития. Такие центры на Западе давно стали нормой, а на постсоветском пространстве они начали появляться относительно недавно. Родители принимают решение отдать своего ребенка в один из таких центров, чтобы с ним занимались профессионалы и учили его всему необходимому — и оказываются правы.

Каждый центр занимается с детьми по той или иной методике, их работа направлена на активацию логического мышления, развитие общей эрудиции, улучшение мелкой моторики, расширение кругозора.

Для центров развития ведущие психологи мира разрабатывают специальные методики, и эти методики с успехом внедряются в нашу систему образования. Эти методики направлены на сохранение оптимального баланса между интеллектуальным и эмоциональным развитием, а также помогают физическому развитию и взрослению малыша.

Как правило, воспитатели в таких центрах индивидуально подходят к каждому своему воспитаннику. Поэтому в группах занимается всегда не больше 5-6 человек, а длительность занятий составляет от получаса до двух часов в зависимости от возраста детей.

На занятиях детей учат азам языков, занимаются с ними творчеством — лепят, рисуют, поют, делают аппликации, а также решают задачки на логику. Все обучение построено в формате игры, что помогает детям узнавать больше о мире, любить его и стремиться узнавать новое.

Помимо этого, центры помогают адаптироваться детям в обществе, учиться общаться со сверстниками, решать небольшие ситуационные проблемы, делиться, дружить. Такие центры помогают готовиться к школе или садику.

Сколько бы мнений ни существовало о подобных центрах развития среди родителей, психологи и педагоги едины во мнении, что занятия в них действительно помогают детям начать логически мыслить, быстрее адаптироваться к миру и социуму, познавать мир, узнавать много нового и интересного.

Виды комплексных занятий в детском клубе

Мы с вами рассмотрели разные модели детских клубов, поговорили о спектре возможных занятий, затронули выбор методики обучения и коснулись вопроса о необходимых дидактических пособиях. Теперь перейдем непосредственно к занятиям. Какие элементы должны входить в их структуру? Какова оптимальная продолжительность каждого этапа и занятия в целом?

Как вы знаете, детские клубы предлагают различные специальные занятия (монокурсы): музыку, шахматы, танцы, иностранные языки и т. д. И ведут эти курсы, и разрабатывают программы для них специалисты в данных областях.

Кроме монокурсов, существуют общеразвивающие занятия, которые преобладают в расписании большинства детских центров. Такие занятия, в отличие от специальных, направлены на решение нескольких задач одновременно: на обучение ребенка чтению и счету, на выработку у него умения ориентироваться в окружающем мире и правильно держать карандаш, на формирование различных навыков, на развитие мелкой моторики, речи, памяти, мышления и т. д.

Подобные занятия можно назвать комплексными, поскольку они включают множество упражнений и заданий, взятых из разных по назначению курсов. Преимущества общеразвивающих занятий очевидны: родители платят сразу за несколько учебных предметов. Ведь сложно представить, что дошкольники будут по понедельникам и пятницам ходить только на чтение, по вторникам – на математику, по средам – на письмо, а по субботам – на развитие мышления и памяти. Конечно, комплексные занятия гораздо удобнее. К тому же они учитывают возрастные особенности детей дошкольного возраста. Например, ребенок пяти-шести лет еще не способен уделять одному виду деятельности: математике, чтению, рисованию, лепке – более 20 минут. Но никто не поведет ребенка в клуб лишь для того, чтобы через 20 минут забрать его домой. Только на то, чтобы его раздеть и одеть, понадобится больше времени. Другое дело – комплексное занятие. Тут тебе и математика, и творчество, причем на каждый вид деятельности отводится по 20 минут. Разумеется, общая длительность занятия увеличивается – оно может продолжаться 45 минут и более, вплоть до полутора часов. Комплексное занятие обязательно предполагает паузы – активные, подвижные или, наоборот, спокойные. Такие перерывы помогают детям переключить внимание и отдохнуть.

В развивающих центрах проводятся комплексные занятия для детей от шести месяцев до семи лет (для старших возрастных групп предлагается курс «подготовка к школе»).

Еще раз подчеркну: общеразвивающие (комплексные) занятия есть во всех детских клубах. А вот организованы они по-разному. Их можно условно разделить на два типа: комплекс курсов и собственно комплексное занятие.

Комплекс курсов

Рассказывая о моделях клубов, я отмечала, что некоторые детские центры предлагают родителям определенный комплекс курсов, включающий, например, чтение, математику, развитие речи, танцы и т. д. Выстраивать подобные курсы очень просто: на разные дни недели ставятся определенные сочетания названных курсов. Вот как может выглядеть расписание для двухлетних детей (табл. 4.1).

Таблица 4.1. Комплекс курсов: пример расписания

Продолжительность таких занятий не бывает короткой. В клубах Москвы они обычно длятся около 1 часа 20 минут с небольшим (5-10 минут) перерывом. На каждый курс выделяется не менее 20 минут.

Я уже говорила, что подобная структура имеет свои плюсы и минусы с точки зрения организации клубной работы. Есть в ней также достоинства и недостатки чисто методического характера.

Плюсы:

Родителям понятна структура занятия, и они знают, чему конкретно учат детей – это ясно из названий курсов. Если ребенок пропускает занятие, то родители понимают, что именно предстоит наверстывать;

Методисту не надо «городить» ничего лишнего и задумываться о мелочах: математика, значит, математика. Упражнения и задания подбирать гораздо легче;

На каждый курс отводится немало времени, что позволяет выполнить достаточно заданий и лучше отработать изучаемую тему.

Минусы:

Много чего остается за бортом. Помимо формирования конкретных знаний, умений и навыков, необходимо развить психические процессы (память, мышление, внимание, воображение и восприятие), а также подготовить руку к письму. Кроме того, есть еще и творчество: рисование, лепка, аппликация. Можно, конечно, расширить перечень курсов и довести их количество до пяти-семи в день, но так мало кто поступает. Впрочем, это не основной недостаток комплекса;

Дети постарше знают, что их ожидает в тот или иной день – интересный окружающий мир или скучное чтение. Открытое расписание снижает мотивацию к обучению;

Самое главное – нарушаются основы развивающего и обучающего процесса. Сейчас поясню. Деятельность клубов, разумеется, ориентирована на результат. А результатами педагогической работы служат как сформированные умения и навыки: чтение, счет, письмо, умение катать колбаски из пластилина, так и психические свойства, которые внешне проявляются не столь заметно: умственные действия и операции мышления, свойства внимания, показатели развития памяти и т. д. Чтобы обучение и развитие продвигались успешно, необходимо учитывать законы функционирования памяти. Так, даже в кратковременной памяти информация закрепится только в том случае, если она будет воспроизведена, повторена в течение трех-четырех дней. О долговременной памяти пока не стоит и говорить. Другими словами, чтобы ребенок запомнил букву «А» или «М», ему должны напоминать об этом как минимум дважды в неделю, иначе информация все время станет попадать в оперативную память, то есть каждый раз будет восприниматься почти как новая. Посмотрите заново на приведенную выше структуру комплекса: математика проводится только по четвергам. Это значит, что от одного занятия до другого проходит целых шесть дней! Поскольку нарушается закон повторения, кратковременная и долговременная память плачут горькими слезами и уступают место оперативной памяти, которая не позволяет достигнуть намеченных результатов и прославить эффективную методику клуба.

Собственно комплексные занятия

Альтернативой комплексу курсов выступают общеразвивающие занятия, в структуру каждого из которых входят чтение, математика, освоение окружающего мира, формирование речи, развитие психических процессов

и творческих способностей и т. д. Длительность подобных занятий обычно составляет 40–50 минут. Этого более чем достаточно, так как занятия получаются динамичными и насыщенными.

Неужели в 45 минут возможно уместить все перечисленные курсы да еще разбавить их двигательными паузами и подвижными играми? Вполне. Однако методист должен четко наметить стержень занятия и разработать такую его структуру, которая позволила бы постепенно формировать знания и умения, целенаправленно развивать определенные операции мышления и свойства внимания, а также демонстрировать родителям результативность эффективной методики клуба.

Как обозначают комплексное занятие в расписании (табл. 4.2)?

Таблица 4.2. Комплексные занятия: пример расписания

Если структура комплекса курсов совершенно прозрачна, поскольку в нем обозначены конкретные изучаемые предметы и остается только подобрать задания, то структура собственно комплексного занятия сложнее. Давайте рассмотрим ее на конкретном примере.

План занятия для детей одного года.

1. Приветствие.

2. Развитие восприятия и мышления (цвет, классификация по цвету). Мишка и зайчик делят предметы.

3. Музыкальная разминка.

4. Развитие координации руки и глаза. Нанизывание. Пирамидки для мишки и зайчика.

5. Подвижная игра «Зайка серенький сидит».

6. Математика. Понятия «один, много, ни одного». Мишка собирает грибы.

7. Массажная пауза.

8. Развитие мелкой моторики рук. Зайчик варит суп.

9. Подвижная игра с флажками «Мы помашем высоко».

10. Развитие мелкой моторики рук. Лепка. Готовим для мишки и зайчика котлеты.

11. Развитие восприятия. Цвет. Чашки и блюдца для чаепития.

12. Пальчиковая гимнастика «Один, два, три, четыре, пять…».

13. Подготовка руки к письму. Проведение прямых вертикальных линий. Зайчик ставит чашки на блюдца.

14. Творчество. Рисование ладошкой. Паспарту. Мячик для мишки и зайчика.

15. Прощание.

Как видно, комплексное занятие направлено на решение нескольких крупных задач: развитие восприятия и мышления; развитие мелкой моторики рук; формирование математических представлений; подготовку руки к письму и т. д. Курсивом выделены подвижные паузы, которые тоже несут развивающую нагрузку. Приведенный план не позволяет выделить стержень комплексного занятия для детей одного года – для этого необходимо проанализировать несколько подобных планов и выделить одинаковые моменты, которые и окажутся стержнем. Понятно, что структура занятий для детей трех-четырех лет, а тем более пяти лет и старше будет сильно отличаться от структуры занятия для годовалых детей.

Теперь остановимся на преимуществах и недостатках собственно комплексных занятий.

Плюсы:

Если ставить занятия два-три раза в неделю, начинает действовать закон повторения. И чтению, и математике,

и подготовке руки к письму будет уделяться внимание не менее двух раз в неделю. Результативность подобных занятий очевидна;

Дети не устают, поскольку виды деятельности разнообразны и часто сменяют друг друга. На каждый пункт плана обычно уходит от 3 до 10 минут, не более;

За счет постоянной смены видов деятельности существенно повышается положительная мотивация к обучению.

Минусы:

Вначале родители плохо понимают, чем конкретно занимаются дети, и требуют дополнительных пояснений, ведь в расписании значится просто «комплексное занятие»;

Методист или педагог должны провести большую работу, чтобы сделать занятие целостным, интересным и эффективным;

Методист должен четко определить стержень комплексных занятий;

На каждый курс: математику, чтение, творчество – отводится меньше времени, поэтому методисту приходится тщательнее подбирать задания.

Наш клуб придерживается второй модели. У педагогов хватает профессионализма для того, чтобы сделать комплексные занятия, продолжающиеся всего 50 минут, увлекательными, насыщенными, разнообразными, действенными и уникальными – такими, что родители понимают: «Да, это отличные занятия». Но все пришло не сразу – понадобилось отобрать и переработать колоссальное количество методического материала.

Таким образом, структура общеразвивающих занятий может быть различной, однако именно они учитывают и психофизиологические особенности детей, и потребности родителей. Поэтому при организации работы с дошкольниками без комплексных занятий не обойтись.

Из книги Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет автора Щеткин Анатолий Васильевич

Анатолий Васильевич Щеткин Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4–5

Из книги Детский клуб: с чего начать, как преуспеть автора Тимофеева Софья Анатольевна

Спектр занятий в детском клубе Еще на стадии создания клуба следует тщательно обдумать, какой спектр занятий вы будете предлагать клиентам. Этот вопрос очень важен, поскольку именно за занятия клиенты отдают деньги, покупая клубные карты, абонементы или платя разово.

Из книги Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Куцакова Людмила Викторовна

Обеспечение пожарной безопасности, санитарной гигиены и охраны труда в детском клубе Соблюдение требований пожарной безопасностиВыше отмечалось, что помещение детского клуба должно соответствовать требованиям органов госпожнадзора и СЭС. Среди руководителей малого

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Особенности формирования групп в детском клубе У свежеиспеченного директора детского клуба всегда масса нерешенных вопросов и один из них касается формирования групп. Каким принципом руководствоваться при наборе? Сколько человек должно быть в группе? При каком числе

Из книги Конфликтология автора Овсянникова Елена Александровна

Основные принципы составления расписания в детском клубе Если вы заглянете в словарь Ожегова, то увидите, что слово «расписание» означает «график… последовательность чего-либо». При открытии детского центра надо хотя бы примерно представлять, как распределить в

Из книги Маленькие Будды…а так же их родители! Буддийские секреты воспитания детей автора Клэридж Сиэл

Глава 4. Педагогика в детском клубе Я уже упоминала, что детский клуб – достаточно специфический бизнес, поскольку его основой являются педагогические услуги. Должен ли его директор быть педагогом? Нет, конечно. Многие владельцы салонов красоты никогда не держали в

Из книги От ребенка – к миру, от мира – к ребенку (сборник) автора Дьюи Джон

Организация методической работы в детском клубе Выше уже упоминалось, что директор клуба может и не быть педагогом – это далеко не самый принципиальный момент. Но все же директору приходится руководить педагогами, да и основная цель деятельности детского центра –

Из книги Основы музыкальной психологии автора Федорович Елена Наримановна

Контроль работы педагогов в детском клубе Директором детского клуба может стать каждый. Однако сложно управлять процессами развивающего центра, если совершенно ничего не знать о педагогике. Такого руководителя подстерегает масса опасностей. Приходится за большие

Из книги автора

Людмила Куцакова Конструирование и ручной труд в детском саду Программа и методические рекомендации Для занятий с детьми 2–7 лет Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.

Из книги автора

Виды анестезии Ингаляция закисью азота С помощью специального аппарата для ингаляции женщина по мере необходимости вдыхает смесь азота с кислородом. В результате этого она впадает в состояние легкой эйфории и легче переносит схватки. ВАЖНО! В результате применения

Из книги автора

Виды плача «Переодень меня!» Малыш громко плачет от боли, так как моча и кал вызывают раздражение и сыпь.Что следует предпринять: При необходимости тщательно вымойте малыша, промокните кожицу пеленкой, смажьте маслом, смените подгузник. Если дело в зуде –

Из книги автора

Виды детских стульчиков Комплект из стула и стола, похожий на взрослую мебель, но в уменьшенном варианте Он может быть деревянным и пластиковым, однотонным или расписанным «под хохлому». Такой вариант подходит только для ребенка старше 1,5 года. Есть и более

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Виды социального управления Взрослые, естественно, лучше всего осознают, что руководят поведением других, когда делают это преднамеренно. Как правило, осознанию этой цели способствует сопротивление со стороны тех, кем они руководят: последние делают вовсе не то, чего от

Из книги автора

2.3. Музыкальный слух, его виды Музыка – искусство звука, и в структуре музыкальных способностей важнейшее место принадлежит музыкальному слуху. Слуховые ощущения являются ведущими для музыкальной деятельности, поскольку звуки, существующие объективно, т. е. независимо