Сценарий масленицы для школьников в помещении. Сценарий масленицы для младших школьников для проведения на свежем воздухе. Игра «Яичная эстафета»

Сценарий праздника «Широкая масленица» (для средних и

старших классов).

Разработан Щетинкиной О.Г.

1-й скоморох. Эй, народ честной! Шире рот открой!

2 ск. Слушайте объявления, для глухих - без повторения!

1 ск. Все, кто любит блины в сметане, чай горячий в большом стакане.

2 ск . Все, кто любит пироги печёные, шашлыки на углях копчёные.

1 ск. Кто в пельмени влюблён без ума, отзовись,

в круг большой вокруг нас становись!

2 ск. Милые дамы и господа! Для чего вы все собрались сюда?

1 ск. Вместе встретим без промедленья

Праздник старинный весенний.

2 ск. Весну встретим, зиму проводим! В хороводе с ними походим.

На санях расписных покатаемся, да друг с дружкою всласть пообщаемся!

1 ск. Поиграем, блинов покушаем, да рекламу пельменей послушаем!

Будет всё, как в старину когда-то:

Песни, пляски, перетягиванье каната.

2 ск . Каждый сегодня найдёт заделье, каждому будет смех и веселье!

Не стойте, не хмурьтесь и не скучайте!

Светлою радостью праздник встречайте!

1 ведущий. Вот и наступил праздник, так почитаемый на Руси, пришедший из далёких времён, праздник русской Масленицы. У древних славян он знаменовал собой проводы зимы. Народ любил его и величал ласковыми словами: честная Масленица, касаточка, перепёлочка, перебуха, ясочка.

2 вед. Для каждого дня масленицы придумали особое название: понедельник - встреча , вторник - заигрыш , среда - лакомка, четверг широкий, пятница тёщины вечёрки , суббота - золовкины посиделки, воскресенье - прощанье, целовники, прощённый день.

1 вед. Такого веселья за целый год не встретишь: «Масленица – объедуха, деньгам прибируха», говорили про этот праздник. Последний бедняк не хотел отстать от добрых людей: « Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить»

2 вед. Масленицу на потешных играх изображала кукла, сделанная из соломы, одетая в кафтан и шапку. Её возили на санях с причитанием встречи. Давайте и мы по старому обычаю позовём Масленицу!

1 и 2 вместе . Душа наша Масленица, перепёлочьи косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приходи к нам в гости, с нами поигрться, в блинах поваляться! Приходи к нам в тесовый дом душою потешиться, сердцем повеселиться, речью насладиться!

(Заносят куклу, в правой руке у которой сияет солнышко, усаживают её за стол!)

1 вед . Давайте « проживем» все дни Масленицы, выполним всё, что полагается.

Итак, первый день – встреча!

Теперь и вы поприветствуйте Масленицу песнями, прибаутками.

Конкурс русских песен.(5-7 кл.) Старшим можно раздать тексты с Масленичными песенками, кто лучше скажет речетативом или пропоёт.

1. Масленица-растаращеница! Ой, масленица-кривошейка,

Мы сегодня веселимся, Встретим тебя хорошенько! –

Нынче масленица. Сыром, маслом да яйцом

И румяненьким блинцом!

2 . Пришла к нам Масленица, Принесла блины и маслице!

Как стояла я у жаркой печи, выпекала я румяны калачи.

С калачами блины-шанежки для милого друга Ванюшки.

Вы подружки, собирайтеся, в сарафаны наряжайтеся!

Будем вместе хороводы водить, надо нам ещё и зиму проводить!

3. А мы Масленицу дожидали, сыром горушку мы укладали,

Ой, ладу.ладу, укладали!

Сыром горушки мы все уклали, сверху маслицем все горы поливали.

Ой, ладу.ладу, поливали.

Стали горушки наши, ох, катливы, а все девочки наши, ой, смешливы.

Ой, ладу.ладу, смешливы. (2р.)

4. Наша Масленица годовая, наша гостьюшка дорогая,

Она пешею да не ходит, всё на троечке разъезжает.

У ней кони всё вороные, у ней слуги всё молодые.

5. Катаемся, катаемся, блинами объедаемся,

Андрюшки – на кошках,

Анютки - на утках,

Аксиньи – на свиньях,

А Яшки – на барашках,

Ивашки – на телушках,

Данилы - на кобылах,

На горушках катливых!

6. Две кукушки куковали Мы с подружкою вдвоём

В полюшке на камушке. Масленицу справили.

Мы с подружкою вдвоём И от пляски каблуки

Гуляем с Иванушкой. На снегу оставили.

2 вед. Вторник - заигрыш! День театральных зрелищ, представлений, клоунад!

Любимыми героями комических сцен были Петрушка и цыган, мужик с медведем, учёная коза. Сейчас каждый класс вытянет билетик с заданием показать какого-либо персонажа. Посмотрим, кто веселей и лучше изобразит их.

Задания классам

1 вед . Среда – лакомка ! Столы от угощенья ломятся!

Наконец-то все устали, очень долго мы играли,

А теперь пора, дружок, съесть румяный пирожок!

То, чем вы нас угостите и на славу удивите!

2 вед. А вот и широкий четверг , разгуляй!

Не скучай – иди, играй!

    В дореволюционной России был популярен конкурс «Бритый шарик». Возобновим старую традицию. На ваших глазах опытные брадобреи должны будут побрить шарик, и если шарик не лопнет, то перед нами – великий мастер! Просим в нашу цирюльню по одному брадобрею от класса (мальчики).

    В быту, в обрядах и сказках русского народа большое значение придавалось поясу. Мужчине без пояса считалось неприличным находиться на народе в обществе. «Ишь, распоясался!» - говорили о хмельном крикуне и забияке. Распоясать человека означало оскорбить его, обесчестить. С другой стороны пояс часто рассматривался как оберёг, приносящий удачу его хозяину в жизни…

    • Сейчас от класса выйдут по 2 человека. Они должны расписать заготовку пояса и рассказать, почему так, а не иначе расписали, такие узоры и цвета выбрали.

    Итак, мы побриты и будем подпоясаны, нужно еще и причесаться. Но причёска должна быть к лицу, а овал лица может быть разным. Предоставим мастерам возможность подобрать к каждому лицу прическу, скрывающую его недостатки. Просьба – работу прокомментировать. Приглашаем в наш салон красоты мастера-парикмахера и клиента, желающего улучшить свою внешность.

(Клиенты «вставляют» своё лицо в вырезанное отверстие в виде круга, эллипса, треугольника, прямоугольника, а мастера рисуют им причёски на картоне/ бумаге).

1 вед . А сегодня-то, пятница – Тёщины вечёрки, в субботу – золовкины посиделки. Ну, настоящие экзамены хозяйкам, женщинам, на мастерство, домовитость. И мы тоже проверим, какие у нас будущие тёщи и золовки. От каждого класса приглашаем по «тёще, зятю и золовке ». Зять в гости пришёл, а тёща его должна блинами накормить да ласковое слово сказать.

А золовушки к следующему дню готовятся, рецепты лучшие рассказать, тайны кулинарные открыть.

Конкурс «Зять у тёщи»

Конкурс на знание рецепта приготовления блинов, пирогов, каши, напитка.

(На конкурсы пригласить одновременно, пока «теща» кормит, девочки-«золовки» должны подготовить рецепт вытянутого по жребию блюда) .

2 вед.

Вот и последний день Масленицы – прощенное воскресенье, целовник. В этот день нужно попросить прощения у всех за причинённые даже нечаянно обиды. И в знак прощения целовались. Давайте и вы поцелуйтесь и простите друг другу обиды.

1 вед. А теперь танцуйте, веселитесь,

Пейте чай, угощайтесь блинами,

Пока Масленица сидит с нами.

А потом пойдём Масленицу - зиму провожать, зло и беды сжигать.

Конспект воспитательного мероприятия на Масленицу для учащихся начальных классов

Описание работы. Предлагаю вам конспект воспитательного мероприятия «Масленица». Этот материал может быть полезен и интересен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования.
Сценарий воспитательного мероприятия «Масленица»
Цель: знакомство детей с народными праздниками и их традициями; проводы зимы; создание праздничной атмосферы.
Задачи: познакомить с обрядами и традициями проводов русской зимы; прививать детям интерес к традициям своего народа; расширять кругозор детей.
Оборудование: 2 ведра, снежки (из бумаги), лапоть, канат, верёвка.

Ход мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте, честной народ!
Красны девицы да добры молодцы!
К нам на праздник поспешите,
С нами спойте и спляшите!
Будет праздник здесь большой –
Встретятся Зима с Весной!
Масленица – веселый, разгульный и поистине всеобщий народный праздник. У нее много других названий: Честная, Широкая, Веселая, Семикова племянница, Объедуха, Сырная неделя.
Я предлагаю вам викторину.

Дома аромат блинов
Праздничный, чудесный,
На блины друзей зовём,
Будем есть их вместе.
Что за праздник к нам идёт
Раннею весною? (Масленица).

Что за куколка такая?
Каждый рад, каждый ждёт,
Удалая, озорная,
Вкусные блины печёт? (Маслёна).

И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки – …(блины)!

Хватит всем друзьям, знакомым!
Первый блин, конечно, (комом).

Мы печём блины с утра,
Чтобы их была (гора)!

Масленица – объеденье!
Напечём блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, … (икра)!

Ой, ты Лакомка-среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины -
Едем к тёще на …(блины)!

В масленично воскресенье
Всё старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: … (Бог простит)!

Пахнет солнцем и блинами –
Нынче масленица с нами!
Будем зиму провожать!

Станем чучело (сжигать)!

Ну-ка, съешь блина,
Чтоб пришла … (весна)!

А как вы думаете, почему блины круглые? Какие бывают блины? С чем их едят? (Ответы детей).

Ведущий: Масленица длится 7 дней. О каждом из этих дней вы сейчас узнаете.

1-й ребёнок выносит табличку с надписью «Встреча»
Понедельник – встреча. После пробуждения дома наполняли праздничная суета и запах пекущихся блинов. Приятные хлопоты делились между членами семьи. Детвора в этот день занималась изготовлением соломенной куклы – Масленицы, и, нарядив её, насаживала на кол, после чего с дружными песнями возила по улицам на санях. После этого дети бежали кататься со снежных горок, народ свято верил, что, чем звонче смех и веселье, тем богаче будет урожай.
Мы Масленицу встречаем и чего ей только не обещаем:
– Реки сметанные, горы блинные!

Ведущий. Сейчас мы поиграем.
Игра «Снежки». Дети, разделившись на две команды, берут в руки «снежки» комочки мятой бумаги. Побеждает команда, которая сделала больше метких попаданий в ведро.

2-й ребёнок выносит табличку с надписью «Заигрыш».
Вторник – заигрыш. По самому названию этого дня нетрудно догадаться о его происхождении. В этот день приветствовались разные шутки, потехи и увеселения.

Ведущий. Давайте и мы Масленицу игрой потешим.
Игра «Передай лапоть».
Под музыку по кругу дети передают лапти друг другу. Музыка обрывается, у кого в руках остался лапоть, тот выходит из круга.

3-й ребёнок выносит табличку с надписью «Лакомка».
Среда – лакомка. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходил месяц, да еще приговаривали:
Месяц ты, месяц,
Выгляни в окошко!
Подуй на опару!

Ведущий.
Испечем сейчас блинов,
Чтобы всем хватило!
Съешь блины – почуешь вновь
Прибывают силы!

Игра «Перетягивание каната»
Если дружно взять канат,
Протянуть вперёд-назад
И сказать при этом «эх!»,
Победит, наверно, смех!

4-й ребёнок выносит табличку с надписью «Разгуляй».
Разгуляй – это первый и самый разгульный день широкой Масленицы. В этот день народные гулянья достигали самого большого размаха. Если в предыдущие дни Масляной недели можно было еще заниматься какими-то делами по дому, то с этого дня все хозяйственные дела были строго запрещены.

Ведущий. На разгуляй празднование широкой Масленицы из домов переносилось на улицу, обычно в центр деревни, где заранее были построены всевозможные качели, балаганы, ледяные горки, снежные городки. И дети, и взрослые весело распевали праздничные шутливые песни и частушки:

Дети поют частушки.

1. Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала

2. Ешьте, пейте, угощайтесь!
И побольше развлекайтесь!
Масленица у ворот –
Открывай пошире рот!

3. На санях, с высоких горок
Девушки катаются!
Ну а мальчики - обжоры –
Животами маются!
4. Я работаю, работаю.
Работы не боюсь
Если правый бок устанет.
Я на левый повернусь.

5-й ребёнок выносит табличку с надписью «Тёщины посиделки».
Пятница – тёщины посиделки! Зятья приглашали тёщу на блины. Чем сильней зазывал зять тёщу, тем больше оказывал ей почёта. Тёща должна была с вечера прислать всё необходимое для выпечки блинов: сковороду, муку, масло.

Игра «Сматывание верёвки»
Два участника обвязываются концами одной верёвки, а середина верёвки метится. Кто быстрее смотает вокруг себя верёвочку?

6-й ребёнок выносит табличку с надписью «золовкины посиделки»
А в субботу не безделки – золовкины посиделки! Молодые хозяйки показывали своё умение печь блины. Звали всех родных, а своим золовкам – сёстрам мужа делали подарки.

Игра «Идёт матушка-весна»
Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх. Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и повторяют за ведущим такие слова:
Отворяйте ворота
Идёт матушка Весна!
Первым март прошел,
Всех детей провел!
А за ним апрель
Отворил нам дверь!
А за ним и май, сколько хочешь гуляй,
Сколько хочешь гуляй, только не зевай!
С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы.

7-й ребёнок выносит табличку с надписью «Прощённое воскресенье»
Вот и наступил последний день Масленицы – воскресенье!
Воскресенье светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в прощённый день.

Ведущий. В воскресенье народ прощался с Масленицей. И день этот называли проводы, прощённый день. Катанье, песни, звуки гармоники, шум и гам в последний день продолжались до вечера, когда в заключение всех затей провожали Масленицу, то есть сжигали чучело.
Все затеи и веселье продолжались только до вечера Прощённого воскресенья. Как только начинали звонить к вечерне, веселье обрывалось. После вечерней службы все прощали друг другу обиды, просили прощения у родных, соседей.
А мы приглашаем вас, дорогие гостьи, на конкурс блинов.

Ведущий.
Пора нам, ребята, прощаться с Масленицей.
Ты прощай, прощай, наша Масленица.
Ты прощай, прощай, наша широкая.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!

Ольга Гудым

Фонограмма русских народных песен. Позывные праздника.

СКОМОРОХ 1: Здравствуйте, люди добрые!

Здравствуйте, красны девицы! Здравствуйте, добры молодцы!

Добрый день всем добрым людям, пусть весёлым праздник будет!

Кто не знает, сообщаем! Сегодня Масленицу мы встречаем!

Зиму провожаем, весну закликаем!

СКОМОРОХ 2: А сейчас не подкачайте,

На вопросы отвечайте.

Мне давайте вы ответ

Только «да», иль только «нет».

Вы на ярмарку сошлись? (Дети отвечают)

А задором запаслись?

Будем петь, играть, плясать?

Вам случайно не сто лет?

У вас есть мешок конфет?

Будем с вами состязаться?

А успехов добиваться?

Ну, тогда не унывайте

И на ярмарке гуляйте!

СКОМОРОХ 1: А сейчас, ребятишки, веселые девчонки и мальчишки, давай знакомиться,

Пусть на долгие года этот день запомнится.

Димы, Коли и Алеши дружно хлопайте в ладоши.

Владик, Юра, Настя здесь?

Если здесь, то не тяните и ногами топочите.

Саши и Сережи, Ани и Наташи,

Люды, Ирочки и Вики нам руками помашите.

Всех друзей нам не объять, всех имен нам не назвать.

Остальных мы просим вместе громче хлопайте на месте!

СКОМОРОХ 2: Конец февраля, начало марта. Устали люди от зимы, от холода. А вы устали? (дети отвечают) Весну ждете? Тепло любите? Давайте проводим зиму, да весну встретим. А праздник этот называется… Как? (Дети отвечают) Правильно. А называют ее еще Широкая масленица. Потому что длилась она целую неделю. Сегодня первый день масленицы – встреча. Будем песни петь, плясать, играть, да блинами заедать.

А ну, детвора, повернулись влево, вправо.

Мы встречаем масленицу шуткой и забавой!

СКОМОРОХ 1: А вот и первая забава - улыбаться шире надо!

Ну-ка, Петрушечка, посмотрим, кто здесь шире всех улыбается. Зубки покажите. На Праздник отправляемся.

Улыбайтесь от души и в ладони громко хлопайте и песни в лад ногами топайте.

Хоровод «Месяц дружочек»

СКОМОРОХ 2: Вот, Петрушечка, смотри, кто громче ногами в лад топает, да руками хлопает, того мы непременно призом наградим. Смотри да отмечай самых лучших.

СКОМОРОХ 1: Я в душе большой проказник. Я люблю веселый смех,

И хочу чтоб этот праздник, хорошо прошел для всех.

И стесняться мы не будем при честном народе

Крепко за руки возьмемся, спляшем в хороводе!

Танец «буги-вуги»

СКОМОРОХ 2: А теперь, ребятки, отгадайте вы загадки о зиме и о весне, и о Масленице. (Зима только притаилась, не хочет уходить, надо загадки отгадать, которые прогонят Зиму)

Схватил за щеки, кончик носа, Разрисовал окно без спросу:

Но кто же это? Вот вопрос! Все это делает. (мороз).

Едва повеяло зимой, Они всегда с тобой.

Согреют две сестрички, Зовут их. (рукавички).

С последним сугробом простилась она

И новой травой траве улыбнулась (Весна)

Обогнать друг друга рады.

Ты смотри, дружок, не падай!

Хороши тогда, легки

Быстроходные. (коньки)

Два березовых коня

По снегам несут меня

Кони эти рыжие,

И зовут их. (лыжи)

Во дворе с утра игра, Разыгралась детвора

Слышны крики: «Шайбу, бей!» Значит там игра в … (Хоккей)

На дворе весна гуляет

Скоро бурый снег растает

Там и тут бегут ручьи

Гнезда делают (Грачи)

Если солнце ярче светит

Если птицам не до сна

Если стал теплее вечер –

Значит к нам пришла (Весна)

Танец «Ку-ка-ре-ку»

СКОМОРОХ 1: А сейчас мы испытаем наших мальчиков. Кто из мальчиков лучше и смелее окажется, приз и получит. А ну-ка, есть желающие?

Перетягивание каната

СКОМОРОХ 1: Слушайте, а чего же мы время то теряем? Надо Масленицу позвать. А как Масленицу вызывают? Кто знает? Есть специальные весенние заклички.

Жавороночки на соломочке. прилетите к нам. принесите нам. лето теплое. весну красную. Вот как Петрушечка руками взмахнет, так вы громко кричите "ГУУУ!", договорились? Порепетируем, три. четыре.

Все: (громко) ГУУУ!

СКОМОРОХ 1: Ну вот, теперь вроде получается. Смотрим на Петрушку. приготовились. и. Жавороночки на соломочке. прилетите к нам. принесите нам. лето теплое весну красную.

Все: ГУУУ!

СКОМОРОХ 1: На дворе гостей полно, ждем блинов мы все давно.

Все: ГУУУ!

СКОМОРОХ 1: Громче "ГУУУ!", три. четыре.

Звучит музыка.

Из толпы выталкивают самую высокую девушку на роль Масленицы, принаряжают ее на глазах у зрителей:

Дорогая наша гостья Масленица (кланяется ей, Авдотюшка Изотьевна! Дуня белая, Дуня румяная.

Коса длинная, триаршинная (надевает ей косу).

Платок беленький, новомодненький (накрывает ей голову платком)

Юбка синяя, атласная (надевает).

СКОМОРОХ 1: А вот и Масленица! Встречай Масленицу!

Все кланяются Масленице в пояс.

Ох, ты, Масленица, Ох, ты широкая.

Погости недельку, Погости другую!

Масленица с нами, значит весна на пороге. Здравствуй красивая, здравствуй широкая!

Масленица: Здравствуйте люди добрые! Помашите-ка мне все рученькой, и покажите как у вас здесь весело! Ну что, люди добрые, пришла я вас блинами накормить и позабавить играми да танцами веселыми.

СКОМОРОХ 2: Будем Масленицу величать

Да блинами угощать.

Будем Масленицу хвалить

Да хороводы водить.

СКОМОРОХ 1: Для того, чтоб блин получить, надо замаслить Масленицу танцем веселым. Вот Масленица сейчас будет танцевать, за ней ее движения повторяйте. (Обращается к ребятам.) У кого из вас получится повторить движения, тот непременно блин получит, и от Масленицы поздравление. Итак, вы готовы танцевать? Тогда на Масленицу внимательнее смотрите.

Танец с масленицей

СКОМОРОХ 1:

Русскую зиму проводить нужно

По-старинному весело, дружно.

Грустить сегодня здесь не полагается,

Итак, наш праздник продолжается.

Игра – мяч по кругу

Танец-игра «шла коза по лесу»

Прыгаем через метлу

Танец «Дружба»

СКОМОРОХ 2:

Ходи, хоровод,

Весели честной народ,

На земле, ветрам открытой,

Завершаем праздник мы

В честь румяной именитой

В звонкой песне не забытой

Нашей матушки-Зимы!

СКОМОРОХ 1: А что мы Масленице пожелаем в этот весенний день? Здоровья, счастья, веселья, благополучия! Чтобы каждый год приходила к нам.

И всем пожелаем счастья и здоровья в эту Масленицу широкую. Государыня Масленица, мы с тобой хвалились, веселились.


СКОМОРОХ:

По традиции старинной

В хороводе мы сейчас

Зимушку проводим дружно

И простимся сей же час.

Хоровод «Прощай масленица»

СКОМОРОХ 2: Прощай, Зимушка-зима,

Спасибо, что в гости к нам пришла.

Раз, два, три, четыре, пять!

Через год на этом месте снова встретимся опять. (Повторяем все вместе)

Прощай, Зимушка,

Здравствуй, весна – красна!

Масленица для школьников. Сценарий

Сценарий Масленицы для проведения на свежем воздухе

Цель:
Познакомить детей с праздником Масленица, рассказать о старинных обычаях.
Задачи:
1.Учить детей выразительному чтению стихотворений при подготовке к празднику.
2.Развивать внимание, логическое мышление при помощи игр, загадок.
3.Развивать силу и ловкость в ходе выполнения спортивных заданий.
4.Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания при помощи соревнований.
5.Тренировать учащихся в понимании заданных поручений и инструкций на слух и слухозозрительно.
6.Развивать диалогическую речь, словесное восприятие, произношение, голос.

Оборудование:

костюмы для трёх скоморохов, дудочки, бубны, большие платки с кистями для ведущей и танцоров; костюмы: Зимы, Весны, медведя; канат, санки, 2-е пары коротких лыж, стол, самовар для оформления, блины, чучело Масленицы, петушиные «головы» из бумаги.

деревенские мотивы – лай собак, топот копыт, запись песни «Три белых коня» из кинофильма "Чародеи, «Валенки», «Оренбургский пуховый платок».

Предварительная работа:

попросить учителя физической культуры отработать акробатические упражнения с мальчиками скоморохами . Выучить стихи и роли с выступающими, выучить и отрепетировать хороводный танец с платками. Подготовить реквизит: чучело Масленицы, костюмы для ведущих.

Сценарий праздника.

Праздник проводится в школьном дворе. Оформлен стол с самоваром, покрытый расписной скатертью, на нём тарелка с блинами. Слышны деревенские мотивы, а затем под песню «Три белых коня» на 2-ух санях приезжает Зима и Весна, держа в руках чучело Масленицы. Один скоморох ведёт на верёвке «Медведя», сани тянут скоморохи, свободные скоморохи выполняют акробатические упражнения, звенят в бубны.
Первый скоморох:
-Здравствуйте, ребята дорогие!
Маленькие и большие!
Второй скоморох:
-Здравствуйте, гости! Милости просим.
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем.
Зима передаёт чучело скомороху, его устанавливают в сугроб.
Ведущая:
-Ребята, сегодня у нас весёлый праздник. Прочитаем, как он называется: «Широкая масленица!» Как вы думаете, почему её назвали «широкой»? Длится праздник долго: 7 дней – начинается в понедельник, заканчивается в воскресенье.


Главное на празднике – это доброта, веселье, общение с друзьями и родственниками и вкусная еда. Съедали на Масленицу много блинов. Как вы думаете, почему?


Блины похожи на солнце, такие же круглые и тёплые. Раньше во время праздника взрослые и дети катались на санях, пели весёлые песни, соревновались, в конце праздника сжигали чучело Масленицы и прощались с зимой.

План праздника.

Мы тоже будем веселиться, играть, танцевать, петь песни, соревноваться, отгадывать загадки.
Ведущая: Ребята, вы узнали моих помощников? Это весёлые человечки. Как их зовут? А зовут их – скоморохи. Они будут помогать мне веселить вас. Как вы думаете, почему скоморохи привели к нам на праздник медведя? В старину на праздниках водили «ручных» медведей, они как в цирке, умели выполнять разные команды.
Первый скоморох:
-Отгадайте загадку:
Это хозяин лесной.
Он просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Ведущая:
А это кто, указывая на Зиму и Весну?
Отгадаем загадку:
Была белая да седая.
Пришла зелёная да молодая.
Правильно: это – Зима, а это – Весна. Сегодня мы проводим Зиму и встретим Весну.

Зима:
Этот праздник на Руси
Пришёл из старины.
К началу тёплой весны,
К уходу холодной зимы.
Весна:
На празднике радовались теплу, солнцу, веселились, играли. Будем играть?
1-ое задание: «Петушиные бои».
Два участника надевают костюмы и, согнув одну ногу, прыгают на другой ноге, толкая плечами друг друга. Побеждает тот, кто больше продержится и не встанет на обе ноги. Выбывшего сменяет другой игрок.
2-ое задание: «Перетягивание каната».


Танец "Валенки" В исполнении Зимы и одного из скоморохов.


3-е задание: «Быстрые коротышки». Соревнуются по 2 участника на коротких лыжах.
Во время конкурсов Скоморохи подбадривают команды стихами.
Второй скоморох:
Вы бегите поскорей
Да катайтесь веселей.
Третий скоморох:
Хороши команды наши.
Видно много едят каши.
Запивают молочком,
Заедают калачом.
Ведущая:
-Ну что, устали? Отдохните немного и посмотрите хороводный танец «Платочек» в исполнении ведущей и девочек нашей школы.


4-ое задание: «Взятие снежной горы».


Соревнуются 2 класса, число участников должно быть одинаковым, какой класс раньше заберётся на снежную горку.
5-ое задание: Соревнование на санях.
По два мальчика соревнуются в беге, тянут сани с девочками на определённое расстояние.
Первый скоморох:
Мы на саночки садимся
И под гору быстро мчимся
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех!
Потом в лес мы побежали
И в снежки играть мы стали.
6-ое задание: "Скатай шар". Игроки делятся на группы по 2-5 человек. Каждая из них получает задание: скатать снежный ком как можно большей величины. Выигрывает группа, скатавшая к указанному времени самый большой снежный ком.
7-ое задание: «Попади в Зимушку». Участники целятся в Зиму мягкими снежками из белой ткани. Зима делает вид, что обиделась.
Зима:
-Я обиделась, ухожу от вас.
Весна:
Ты, Зимушка, не сердись
В путь-дорогу соберись.
Отправляйся на Север крайний.
Второй скоморох:
Пели мы и танцевали,
Как могли вас развлекали!
До свиданья! В добрый час!
Ждём ещё на праздник вас!
Зима:
Делать нечего, друзья,
Кончилась моя игра.
Я вам оставляю чучело Масленицы.
Весна:
Вот и Зимушка уходит
Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит.
Ведущая:
-Вот и закончилась зима, мы её проводили. Напоследок поиграем в игру
«Змейка в ворота». Учителя и воспитатели делают змейку, дети встают в круг. Змейка идёт по кругу, заходит в него, дети должны успевать закрыть ворота.
Третий скоморох:
Мы по кругу все пойдём
И Масленицу сожжём.
Хором: «Гори, гори ясно»!
В целях безопасности чучело сжигают в сугробе.

Рефлексия

Ведущая:
-Ребята, праздник закончился. Что вам сегодня понравилось?
Играть, соревноваться, отгадывать загадки…
Спасибо всем участникам. А теперь в классах вы можете попить чай с блинами.

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий празднования Масленицы в начальной школе составлен для проведения праздника в общеобразовательных средних школах, предназначен для детей младшего школьного возраста и состоит из нескольких частей: представления и подвижных игр в помещении, гуляний и забав на свежем воздухе.

Цель праздника: ознакомить младших школьников с историей празднования Масленицы, приобщить детей к духовным ценностям наших предков.

Задачи праздника:

  • Образовательные: учить понимать и осмысливать традиции русского народа, обобщить их знания о праздновании Масленицы на Руси, о сезонных изменениях в природе, повадках зверей в зимний и весенний период; обогатить словарный запас младших школьников, тренировать умение отгадывать загадки, расширить знания о народном этикете.
  • Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, ловкости, чувства такта и ритма.
  • Воспитательные: воспитание патриотизма, основанного на уважении к укладу жизни, обычаям наших предков, воспитание чувства общности со своими истоками.
  • Социальные: направлять детское взаимодействие, коммуникацию, учить детей договариваться, не вступая в конфликт друг с другом.

Ход праздника

I. Представление и подвижные игры в актовом зале

Действующие лица: скоморохи, медведь-гармонист, Весна, Баба-Яга.

Реквизит: чучело Масленицы, веревки, бубен, ложки, шарики, обручи, снежки из ткани.

(Звучит музыка, появляются скоморохи.)

Скоморохи:

Скоморох, скоморох,
Выйди с дудкой за порог.
И народу от души
Спой частушку и спляши.
То ни лес, ни трава расстилается,
Праздник Масленицы начинается!

Ребята, а вы знаете, что это за праздник? Масленица – это веселые проводы зимы, радостная встреча близкого, весеннего тепла, обновления природы. Наши предки верили, что Зиму злую нужно помогать прогонять, а Весну – красавицу закликать, приманивать, «умасливать» угощениями – блинами. Отсюда и название праздника «Масленица». А чтобы Зима быстрей ушла, а Весна появилась, мы будем тоже веселиться, петь, играть от души, и блинками сладкими угощаться. Ребята, а какой зверь всю зиму спит, а весной просыпается? Правильно, медведь. Так вот в праздник Масленицы водили по ярмарке медведя, народ и малых ребят тешили. А у нас медведь тоже вас пришел позабавить, на гармошке нам поиграть. Праздник Масленицы длится неделю и каждый день недели имеет свое название.

Скоморох: Первый день – «Встреча». Главное в этот день – всем миром встречать Маслену, готовиться к празднику, печь блины да гостей зазывать. Давайте и мы позовем Масленицу (дети повторяют хором ):

Дорогая гостья Масленица,
Авдотьюшка, Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, трехаршинная,
Лента алая, двухполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Шуба синяя, латки красные,
Лапти частые, головастые,
Приезжай, Масленица, в гости
На широкий двор!

(Вносят чучело Масленицы, проносят по залу ).

Скоморох: А кто знает, ребята, почему именно блинами принято было угощаться на Масленицу? Конечно, блинок круглый, как солнышко. А еще он сытный, можно наесться перед Великим постом.

Игра «Бубен»

Посмотрите, а у нас бубен как блинок, передавайте его по кругу, «угощайте» соседа. У кого бубен после окончания музыки окажется, тот нам станцует и споет. И мы с вами тоже познакомимся.

Скоморох: Второй день – «Заигрыш». Начинается у женщин блинная баталия. К утру блины должны быть готовы. А мы сейчас посмотрим, какие у нас девочки хозяйки. Кто скажет, какие продукты нужны для теста?

Игра «Яичная эстафета»

Девочки делятся на две команды. Нужно пробежать с шариком от «пинг-понга» в ложке в другой конец зала и обратно, не уронив шарик, передать его следующему игроку. Выиграет та команда, которая придет к финишу первой.

Скоморох: Третий день – «Лакомка». Этим днем зять к теще на блины едет. Ради него, ради этого дня и собиралась к теще вся родня. А молодые люди про это и песни пели. Ребята, а кто такой зять? Да, это муж дочери. Мальчики у нас все будущие зятья. Давайте проверим их на силу и ловкость.

Игра «Петухи»

Выбираются два мальчика, они встают в круг из веревки, держатся левой рукой за левую ногу, стоят на правой, правую руку держат на поясе. Нужно попытаться вытолкнуть животом из круга соперника. Побеждает тот, кто не упадет и окажется в круге.

Скоморох:

На лакомую среду зазывай гостей к обеду!
Я блинов бы съел вершок! Глянь, в углу стоит мешок!
Что за чудо? Скок да скок! Вот и тронулся мешок!
Эй, хватай его, лови, ой, быстрее, убежит!

(Из мешка вылезает Баба Яга, доедая пряник).

Баба Яга:

Здорово, ребятки, Игори и Ванятки,
Наташки и Дашки, Веруньки и Машки,
Оленьки, Поленьки, Геночки, Коленьки.
Поклон вам, люди добрые,
Веселые, хворобые.
Привет вам от Лешего,
Тьфу ты, от Лета.
Встречалась я с ним на болоте,
Тьфу, ты – в полете, когда к вам спешила,
Всех насмешила, а зовут меня Веснянка…

Скоморох: Что-то тут не так. А паспорт, Веснянка, у тебя есть?

Баба Яга: Конечно, вот, глядите!

Вместе: «Назначается Весной на этот год». И печать есть. А подпись-то – «Кащей Бессмертный».

Скоморохи: Ах, уходи, ты не Веснянка, ты Баба Яга.

Баба Яга: Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, угощение из мухоморов вам готовила, хочу тоже праздновать Масленицу.

Скоморохи: Ребята, оставим ее на празднике? Только пусть загадки сначала отгадает.

Баба Яга: Ну, это я враз! Давай, загадывай.

Скоморохи:

Тетушка крутая, белая да седая,
В мешке стужу везет, на землю холод трясет,
Сугробы наметает, ковром устилает. (Зима)

Баба Яга: Это я - Баба Яга.

Скоморохи: Нет, неправильно. Дети, а вы отгадали?

Баба Яга: Обманываешь бабушку, давай вторую.

Скоморохи:

Заря-заряница, красная девица.
Травку выпускает, росу расстилает.
Едет стороной – с сохой, с бороной,
Да с водою ключевой. (Весна).

Баба Яга: Да это тоже я, красавица.

Скоморохи: Нет, опять ошиблась. Ребята, кто это?

Баба Яга: Последнюю задавай.

Скоморохи: Что на свете слаще всего? (сон)

Баба Яга: Блин!

Скоморохи: Ступай же прочь, Весна липовая, ненастоящая!

Баба Яга:

Все! Вопросов больше нету!
Уезжаю… Эй, карету!

(Скоморохи Бабе Яге подают метлу).

Баба Яга:

Дырки в платье залатаю,
И от вас навеселе
Я, ребята, улетаю,
В лес дремучий на метле.

(Садится и улетает).

Скоморох: Четвертый день – «Разгуляй». В этот день был самый разгул веселья. С утра по селу катаются люди на лошадях, на ряженых, садятся в сани сами, сажают чучело Масленицы. А где и быка на сани взгромоздят. И мы с вами будем кататься на лошадках.

Игра «Лошадки»

Дети делятся на две команды, выбираются два мальчика посильнее, им дается в руки веревка, они должны обежать зал, вернуться обратно, подхватить второго игрока в команде, сделать с ним круг, вернуться за третьим ит.д., пока все игроки не возьмутся за веревку и окажутся запряженными в сани. Выиграет та команда, которая придет к своему месту первой и не потеряет в дороге ни одного игрока.

Скоморохи: Пятый день – «Тещины вечерки». В этот день молодая семья тещу встречала, да блинами угощала. По улице катили колесо, красивое, лентами украшенное, символ солнышка – у кого колесо дальше укатится, тому ждать года сытого, урожайного. А мы с вами тоже колесо покатаем.

Игра « Покати обруч»

Скоморохи: Шестой день – «Золовкины посиделки». В этот день молодая жена принимает у себя сестру мужа. А еще в этот день играют в игру «Взятие снежного городка».

Игра «Взятие снежного городка»

Дети разделяются на 2 команды слева и справа. Каждой команде даются снежки из ткани, которые нужно бросать на чужую территорию. Выиграет та команда, на стороне которой окажется меньше снежков.

Скоморохи: Седьмой день – «Прощеное воскресенье». Прощеный день называли его, а еще прощание, проводы. В этот день все от мала до велика просили друг у друга прощения. А вечером прощались с Масленицей, вывозили ее за околицу, поджигали. Ребята, мы все сегодня хорошо потрудились, веселились, играли, смеялись, провожали лютую зиму, и Бабу Ягу злую прогнали, которая не хотела Весну пускать на нашу землю. Ушли темные силы. А теперь Весну встречайте, хлебом-солью привечайте.

(Появляется Весна, поет русскую народную песню «Весна красна, на чем пришла», водит с детьми хоровод, уводит их в классы на чаепитие с блинами).

II. Угощение блинами в классе

III. Уличные гуляния

Куклу Масленицы выносят на пришкольный двор, водят вокруг нее хороводы, поют песни, играют в подвижные игры («Бояре, а мы к вам пришли», «Кошки-мышки» и т. п.)

В конце праздника поем песню «Прощай, Масленица» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». (Выучивается с детьми заранее, первые две строчки хоровод идет медленно, потом на припеве быстрее и быстрее)