Основные направления развития ребенка грудного возраста. Грудной возраст ребенка: особенности развития и нормы. Особенности роста и развития

Сколько длится период грудного возраста?

С 29-го дня жизни ребенка после рождения до конца первого года жизни – длится этот период, характеризующийся интенсивным нарастанием массы тела и роста, интенсивным физическим, нервно-психическим, интеллектуальным развитием. Само название говорит о близком контакте ребенка с матерью в этот период, когда закладывается фундамент здоровья человека. У грудного ребенка – врожденная потребность в активном познании окружающего мира.

Особенности роста и развития грудного ребенка

Интенсивное нарастание массы тела. К 4,5 мес. происходит удвоение массы тела при рождении, к концу года масса тела составляет 10 – 11 кг. Отмечаются значительные темпы роста: длина тела увеличивается на 50% длины при рождении и к году достигает 75 – 77 см. Окружность головы к году составляет 46 – 47 см, окружность груди – 48 см. Происходит быстрое развитие моторики и двигательных умений ребенка.

Наблюдается три «пика» двигательной активности:

пик – в возрасте 3 – 4 мес. – связан с существенными морфофункциональными изменениями зрительной зоны; для него характерны комплекс оживления, радости при первом общении со взрослыми.

пик – в возрасте 7 – 8 мес. – активация ползания, формирование бинокулярного зрения и овладение пространством.

пик – 11 – 12 мес. – начало ходьбы.

Определяют указанные типы двигательной активности сенсорно-моторные связи, а детерминируют – процессы роста и развития скелетной мускулатуры ребенка и его двигательной активности.

Развитие ребенка в первый год жизни

Первый год жизни ребенка характеризуется быстрым ростом и развитием и очень важен для становления его физического и психического здоровья. Данный возрастной период имеет характерные анатомо-физиологические особенности, учитывая которые следует проводить лечебно-профилактические мероприятия. Неблагополучная экология, заболевания матери во время беременности, патология в родах, не всегда рациональное питание. Вот неполный перечень тех причин, которые могут спровоцировать различные заболевания у малыша.

Заболевания детей первого года жизни

Максимально щадящий подход к лечению заболеваний в раннем возрасте является одним из основных критериев лечения и профилактики. Поэтому к фармпрепаратам, которые используются для лечения новорожденных и грудных детей, предъявляются самые высокие требования по безопасности (отсутствие токсического воздействия, аллергических реакций и других побочных эффектов на детский организм). Также важны удобная форма выпуска, приятные органолептические свойства.

Среди наиболее распространенных состояний и заболеваний, с которыми сталкиваются педиатры у детей в период грудного возраста, особенно в амбулаторных условиях, выделяют: ОРВИ, острые желудочно-кишечные заболевания, состояния возбуждения и беспокойства различной этиологии, нарушения сна, функциональную диспепсию, тяжелое прорезывание зубов, кишечные колики, метеоризм, опрелости, диатез, дисбиоз, гипербилирубинемию новорожденных, поствакцинальные реакции. Все чаще встречается низкая реактивность организма, формирование аллергических болезней, в том числе и бронхиальной астмы.

Прорезывание зубов у грудных детей

Даже если ребенок растет здоровым, родителям приходится переживать трудности, связанные с прорезыванием зубов, периодическим срыгиванием, функциональной диспепсией, диатезом и т.д. При прорезывании зубов, сопровождающемся местным воспалением и болезненностью десен, используют местные анестетики. Однако при тяжелом прорезывании (с температурой, беспокойством, расстройством стула) требуются дополнительные препараты. Что касается диспепсии и срыгивания, то здесь наблюдается дефицит безопасных и эффективных средств.

Прививки у грудных детей

Добавьте к этому в период грудного возраста проблему прививок. Шутка ли, с первых дней жизни и до года получить 10 вакцинаций, особенно если учесть, что АКДС является самой аллергенной вакциной с высоким риском развития тяжелых осложнений и реакций. А ведь эта искусственная антигенная нагрузка наслаивается на «знакомство» с обыденными вездесущими микробами окружающего мира. Подготовить организм к этой нагрузке химиотерапией практически невозможно, так как сами химиотерапевтические препараты нагружают организм.

Запоры и поносы у детей

У младенцев часто наблюдается склонность к запорам или поносу. Если при запоре есть возможность использовать мягкие растительные препараты, то при поносах или расстройстве стула используется более жесткая терапия химическими препаратами.

Диатез у детей

От 3 до 5 месяцев чаще всего дебютирует аллергический диатез, реализуясь в худшем случае в экзему. Применение антигистаминных и гормональных средств (наружно и внутрь) при диатезе только загоняет проблему вглубь, а потом трансформируется или проявляется экземой.

ОРВИ у детей

Естественная эпидемиологическая ситуация, то есть несколько неосложненных ОРВИ в сочетании с неумением дышать ртом и нежелательным применением сосудосуживающих препаратов, тоже доставляет немало хлопот. Нерациональное применение жаропонижающих средств при ОРВИ чревато ослаблением иммунного ответа и развитием осложнений. Если же ОРВИ осложняется отитом, пневмонией, менингитом и т.д., то неизбежна антибиотикотерапия, которая быстро приводит к диарее за счет лактазной недостаточности и кишечного дисбиоза.

Как ухаживать за новорожденным в первый год жизни?

В период грудного возраста сон и бодрствование у младенца не зависят от времени суток, режимы, соответствующие дню и ночи, начинают проявляться у ребенка к 2 – 3 мес. жизни.

Новорожденному необходимо создать спокойную обстановку, обеспечить доступ свежего воздуха, выполнять гигиенические процедуры, свободное пеленание, поскольку поза с согнутыми ногами является защитной, уменьшает поверхность теплоотдачи и обеспечивает должный уровень теплопродукции.

Для нормального нервно-психического развития важна эмоциональная связь матери и ребенка во время кормления грудью. Надо побуждать интерес новорожденного к визуальным сценам; не позволяйте ему долго плакать, чтобы малыш не накричал пупочную грыжу. Кроме того, быстрая реакция на плач ребенка, ласковые интонации способствуют установлению крепкой привязанности между матерью и малышом.

Следует обращать внимание на глубину сна новорожденного, его реакцию на звук, активность сосания, особенности крика. Длительный «хныкающий» плач, особенно по ночам, без видимой причины, свидетельствует о высокой нервной возбудимости ребенка, монотонный плач без эмоциональной окраски – о нарушении ЦНС.

Уход за грудным ребенком

Ежедневный уход за здоровым младенцем, в особенности за новорожденным, предполагает: промывание, закапывание глаз при их «закисании», необходимость очищения носовых ходов 1 – 2 раза в сутки. Учитывая особенно тонкую, ранимую и густо васкуляризированную слизистую данных органов, наиболее безопасными в плане травматизации, сенсибилизации и пересушивания являются препараты:

  • «Окулохеель» – для глаз,
  • «Эуфорбиум композитум С» – для носа.

Эти препараты по составу максимально приближены к физиологическим жидкостям организма и способствуют нежному очищению слизистых. Оказывают умеренный противоотечный, противовоспалительный и противоаллергический эффекты.

При опрелостях используется мазь «Траумель С», которая наносится тонким слоем на пораженную область 2 – 3 раза в день. Длительность применения зависит от динамики улучшения состояния кожи.

Период грудного возраста - с 29-го дня жизни ребенка после рождения до конца первого года жизни. Этот период характеризуется интенсивным нарастанием массы тела ребенка и роста, интенсивным физическим, нервно-психическим, интеллектуальным развитием. Само название говорит о близком контакте ребенка с матерью в этом периоде. В период грудного возраста закладывается фундамент здоровья человека. У грудного ребенка имеется врожденная потребность в активном познании окружающего его мира.

Особенности роста и развития. Интенсивное нарастание массы тела. К 4.5 мес происходит удвоение массы тела при рождении, к концу года масса тела составляет 10–10.5 кг. Отмечаются значительные темпы роста: длина тела увеличивается на 50% длины при рождении и к году достигает 75–77см. Окружность головы к году составляет 46–47 см, окружность груди - 48 см. Происходит быстрое развитие моторики и двигательных умений ребенка. Наблюдается три «пика» двигательной активности. Первый - в возрасте 3–4 мес - связан с существенными морфофункциональными изменениями проекционной зрительной зоны; для него характерны комплекс оживления, радости при первом общении со взрослыми. Второй - в возрасте 7–8 мес - активация ползания, формирование бинокулярного зрения и овладение пространством. Третий пик - 11–12 мес - начало ходьбы. Определяют указанные типы двигательной активности сенсорно-моторные связи, а детерминируют процессы роста и развития скелетная мускулатура ребенка и его двигательная активность.

Особенности ЦНС. К году происходит увеличение массы мозга в 2–2.5 раза. Отмечается интенсивная дифференцировка нервных клеток мозга в первые 5–6 мес жизни ребенка. Большое значение в развитии имеет ориентировочный рефлекс, отражающий врожденную потребность ребенка в движении и деятельности органов чувств. Нервные связи между ребенком и окружающими людьми устанавливаются посредством мимики, жеста, голосовых интонаций. Развитие тонких движений пальцев рук способствует развитию мозга и речи. Имеет большое значение возникновение связи между словами и ответными двигательными реакциями ребенка, затем связывание малышом зрительного и слухового восприятия объектов со словами, названиями предметов при их показе, связи с отдельными действиями («дай», «покажи») - это оптимальный ход развития, необходимый как основа для последующих периодов детства. Потребность контакта со взрослыми определяет психическое развитие ребенка.

Особенности ЭЭГ: в 2–3 мес отмечается устойчивый ритм, в 4–6 мес изменения однонаправленны, а в 8–10 мес наблюдается прогрессивная индивидуализация.

Особенности эндокринной системы. В грудном периоде у детей отмечается усиление функции гипофиза и щитовидной железы. Уровень тироксина и трийодтиронина выше, чем у взрослых людей. Они стимулируют метаболизм, рост и развитие ребенка, обеспечивают нормальную дифференцировку головного мозга и интеллектуальное развитие, но вместе с тем гипофизарно-тиреоидная система наиболее ранима и чувствительна к неблагоприятным воздействиям, особенно к факторам внешней среды, экологическим. Клинически это характеризуется снижением темпов нарастания массы тела, развитием анемии и учащением ОРВИ. В грудном периоде наблюдается усиление функции надпочечников и биологической активности кортикостероидов. Происходит частичная инволюция фетальной зоны коры надпочечников.

Особенности иммунитета. По сравнению с периодом новорожденности происходит некоторое снижение количества Т- и В-лимфоцитов, снижение материнского IgG, начиная с 2–3 мес. В 4–6 мес наблюдается первый критический период иммунитета, который характеризуется ослаблением пассивного гуморального иммунитета, полученного от матери, и отмечается самый низкий уровень специфических антител - физиологическая гипоиммуноглобулинемия. Синтез собственного IgG начинается ребенком с 2–3 мес жизни, постоянный уровень его устанавливается после 8 мес–1 года.

Уровень IgM к концу года жизни достигает 50% уровня взрослого. Нарастание секреторного IgA происходит медленно. Содержание IgE у здорового ребенка на протяжении года незначительное, при проявлениях атопического дерматита значительно возрастает. Для грудного периода характерен синтез IgM, не оставляющих иммунологической памяти. В связи с указанным наблюдается высокая чувствительность к респираторно-синцитиальным вирусам, вирусам парагриппа и аденовирусам; атипично протекает корь, коклюш, не оставляя иммунитета.

Неспецифические факторы резистентности. У детей грудного возраста наблюдается высокое содержание лизоцима и пропердина, быстро нарастает уровень комплемента сыворотки крови и с первого месяца жизни содержание его не отличается от уровня взрослого. С 2–6 мес формируется завершающая фаза фагоцитоза к патогенным микроорганизмам, за исключением пневмококка, стафилококка, клебсиеллы, гемофильной палочки.

Физическое развитие грудного ребенка и развитие речи происходит настолько быстро, что оценивается по четвертям года.

Развитие ребенка 1–3 мес. Прибавка массы тела к концу 1-го месяца 500–600 г, на втором месяце жизни - 800 г; на третьем месяце - 700–800 г. Рост увеличивается каждый месяц на 3 см и окружность головы - на 3 см, окружность груди на 2,5–3 см в 1 мес.

Моторные функции: в 1,5–2 мес держит головку, прогрессируют движения руки, случайно ударяет по подвешенной игрушке. Протягивает руку к предмету, но еще не хватает. Первые дифференцированные движения ручками возникают на 2-м - начале 3-го месяца жизни.

Развитие речи: появляется гуление с 1.5–2 мес.

Нервно-психическое развитие. В первой четверти года у ребенка устанавливается психический биоритм: сон–бодрствование; переходные между ними отрезки - засыпание–пробуждение, составляющие 10 мин. Если переходные промежутки превышают 30 мин, то это препятствует психическому развитию ребенка в указанный возрастной период (1–3 мес). В 1–1.5 мес у ребенка отмечается зрительно-слуховой поиск и зрительное сосредоточение на лице взрослого - прислушивание, рассматривание широко раскрытыми глазами. Характерна реакция общего мимического оживления в ответ на обращенную речь взрослых, особенно матери. С 2 мес появляется осознанная улыбка, а с 3 мес - смех, узнавание матери; появляется выраженная потребность в общении со взрослым. С 3 мес у малыша появляется умение взглядом находить источник звука. К концу 3-го месяца наблюдается длительность зрительного сосредоточения - 7–10 мин. Очень важно формирование в 3 мес положительного мимико-соматического комплекса - в ответ на обращенную речь появляются вздохи, вскидывание ручек, перебирание ногами.

Задержка психического развития - отсутствие активного бодрствования.

Ведущие линии развития - это то, что получает наибольшее развитие на данном возрастном этапе и является прогрессивным для дальнейшего развития ребенка. В 1–3 мес - это развитие зрительных, слуховых, ориентировочных и положительных эмоциональных реакций.

Развитие ребенка в 3–6 мес. Прибавка массы тела по месяцам: 750–700–650 г. Длина тела увеличивается на 2.5–2 см, окружность головы на 1 см каждый месяц, окружность груди на 1–1.5 см/мес.

Моторные функции. Поднимает голову в положении лежа на животе - 3 мес, лежа на спине- 4 мес. Делает мост - 4,5 мес. Высоко поднимает голову и туловище, опираясь на руки - 6 мес. Переворачивается на живот из положения лежа на спине - 5–6 мес, на спину из положения на животе - 6 мес. В 6 мес ребенок самостоятельно сидит.

В возрасте 3–6 мес у ребенка отмечается быстрое развитие движений руки: в 3–4 мес он предпочитает рассматривать свои руки; на 4-м месяце ощупывает одеяло; в 4 мес схватывает предмет и удерживает в руке 20–30 сек; на 5-м месяце схватывает предмет наложением пальцев («обезьянье» хватание); в 6 мес держит по предмету в каждой руке и рассматривает их, либо тащит в рот.

Развитие речевых функций. В 5 мес - певучее гуление, самоподражание в гулении; в 5–6 мес начинает произносить первые слоги «ма», «ба». Появляется способность локализовать звук в пространстве, дифференцированная реакция на звук.

Нервно-психическое развитие. Ребенок 3–3.5 мес быстро отыскивает источник звука. В 5 мес появляется самоподражание в гулении: притормаживает движение, прислушивается. Появляется новое качественное приобретение в психомоторном развитии: зрительно-тактильно-моторная координация, познавательный треугольник глаз–рука–предмет, различает основные формы предметов. У ребенка 3–6 мес доминирующей формой деятельности является занятие игрушкой. После 5 мес появляются познавательные элементы в реакции на новизну (чем бы ни занимался - новое становится главным). Меняются реакции общения со взрослыми, проявляется радость или страх (последнее является признаком повышенной нервной возбудимости).

Ведущая линия развития - движение руки, подготовительные этапы активной речи - подражание слогам.

Если к 5–6 мес ребенок продолжает рассматривать свои руки - это ранний симптом задержки психического развития. Отсутствие элементов самоподражания в гулении.

Развитие ребенка 6–9 мес. Прибавка массы тела по месяцам: 600 г–500 г–500 г. Длина тела увеличивается на 2 см + 2 см + 1.5 см, окружность головы за второе полугодие на 2.5 см, окружность груди - .5 см–1 см в месяц.

Моторные функции. В 7 мес ребенок встает на ноги, держась за опору, на 7-м месяце ползает вкруговую, в 7.5 мес ползает вспять, а на 8-м месяце ходит на четвереньках. С 8 мес садится самостоятельно, придерживаясь опоры. Ребенок 8–9 мес постоянно сосредоточен на каком-либо виде деятельности, его необходимо обучать новым действиям, например, катить мяч, открывать коробки, закрывать крышки у кастрюли и т. п.

Развитие движений руки. В 8 мес. ребенок использует способ хватания «клешней», а в 9 мес. начинает хватать предметы пальцами.

Развитие речи. В этот период развивается понимание речи, ребенок внимательно прислушивается, когда слышит свое имя. С 6–7 мес появляется лепет, с 7–8 мес возникает сенсорная речь - понимание значения отдельных слов, произносимых взрослыми. Это выражается поворотом головы, протягиванием ручек в направлении называемого предмета или лица.

Нервно-психическое развитие. В 6–7 мес проявляется знание назва- ний отдельных предметов. Это является одним из необходимых условий становления активной речи у ребенка. В 8 мес называемый предмет отыскивает взглядом в ответ на вопрос «где?». В 7–8 мес делает «ладушки» в ответ на просьбу.

Характерно настойчивое стремление добиваться выполнения своего желания, при этом кричит, но не плачет. В голосе слышны гневные нотки, но и понимает твердые интонации матери при этом. Так можно воспитать реакцию на слово «нельзя». В 8–9 мес ребенок внимательно присматривается к предметам, усваивает название основных игрушек. В это же время интересуется своим отражением в зеркале. С 9 мес отмечается появление первых слов (при правильном воспитании ребенка). В 9 мес он следит за падающим предметом, отвечает на просьбу «дай ручку».

Ведущие линии развития. Это развитие общих движений, действий с предметами. Развитие подготовительных этапов понимания активной речи. Стремление достичь результата.

Задержка психического развития. О задержке психического развития в этом периоде может свидетельствовать бросание игрушек без интереса к ним и задержка развития речевых функций.

Развитие ребенка 9–12 мес. Прибавка массы тела по месяцам 450 г–400 г–350 г. Длина тела увеличивается в каждый месяц на 1.5 см.

Моторные функции. В 10 мес ребенок стоит сам в течение нескольких секунд (без поддержки), ходит, придерживаясь руками за взрослого или барьер манежа. В 11 мес приседает с помощью взрослого; ходит, держась за опору или за одну руку взрослого. В 12 мес ребенок встает на ноги самостоятельно без помощи. В возрасте 1 года или начала 2-го года - ходит самостоятельно.

Развитие руки. В 9–10 мес захватывает предметы двумя пальцами, в 10 мес вкладывает пальцы в отверстия. С 11 мес малыш манипулирует с игрушками, а в 12 мес уже долго играет с ними.

Развитие речи. Наблюдается тесная связь между развитием тонких движений пальцев руки и формированием речи («водит» пальцем). В 9 мес наблюдается истинное ситуационное понимание обращенной к нему речи и ответ действием на словесную инструкцию; отыскивание игрушек. В 9–10 мес появляются первые осознанные слова, а к концу года - 8–10 слов. Появляется новый интерес - рассматривание книг с картинками.

К концу года возникает связь между названием предмета и самим предметом. Это и есть начальная форма понимания речи ребенком.

Нервно-психическое развитие. С 9 мес у ребенка проявляется повышенный интерес к новым предметам, выражается это мимикой удивления и настороженности, однако при этом одновременно он совершает целенаправленное действие, причем как бы предвидит его результат. В 9–10 мес отличается развитие тонких движений пальцев рук, что способствует развитию мозга и речи (показывает пальцем руки называемые предметы, узнаваемых животных, птиц на картинках и т. п.). С 10–11 мес появляется реакция на звук нового качества - связь с содержанием и значением этого звука (лай собак, тиканье часов и др.). К 10–11 мес появляется привязанность к близким людям. В 11–12 мес формируется понимание обобщающей функции слова (большая–маленькая собачка, черная–белая). Выражен интерес к ритмам простых песен. Появляется дифференцированная реакция на незнакомое лицо. Контакт устанавливается не сразу (сначала ребенок «изучает» незнакомое лицо). К концу года знает название многих предметов и выполняет 5–10 инструкций - сочетание слова с предметом и действием. Таким образом, по просьбе взрослого выполняет небольшие поручения.

Ведущая линия развития. Развитие общих движений, действий с предметами; понимание и развитие активной речи.

Задержка психического развития. Отсутствие дифференцированной избирательной реакции на незнакомое лицо. Реакции страха и протеста свидетельствуют о повышенной нервной возбудимости ребенка.

Важным периодом, в котором решается вопрос, будет ли ребенок самостоятельным, является вторая половина первого года его жизни. У ребенка в это время проявляется интерес ко всем людям и вещам, «разведывательная деятельность», и не надо ему мешать в ее осуществлении.

По данным психологов, в возрасте одного года ребенок имеет 37% логической способности взрослого и 16% оперативной памяти. Это уже человек со своими понятиями.