Духовно нравственное воспитание в детском саду презентация. Из опыта работы старшего воспитателя ДОУ. Презентация опыта работы. Духовно-нравственное воспитание в ДОУ

13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций" Участниками стали представители духовенства, старшие воспитатели и воспитатели детских садов Орехово-Зуевского района. Педагоги делились опытом работы по данному вопросу, а так же обсуждали перспективу работы по программе "Добрый мир" под редакцией Л. Л. Шевченко. Духовно-нравственное воспитание является приоритетным направлением нашего ДОУ в течение семи лет. Представляю свой опыт работы в виде презентации

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций Из опыта работы педагогов МБДОУ ЦРР детского сада № 59 «Ёлочка»

« …Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность. Д.А. Медведев « … Т рудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни. » В.В. Путин

Результаты анкетирования Несмотря на различные мнения, всем родителям хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими представлениями о морали и нравственности. В среднем 95% семей называют себя православными и положительно относятся к тому, чтобы их ребёнок стал участником встреч с православным священником, вместе с воспитателем ходил на экскурсию в Храм. Считаете ли вы свою семью Православной? Отмечаете ли вы православные праздники? Крестили ли Вы ребёнка в Церкви? Посещаете ли Вы православный Храм? Ваше отношение к посещению ребенком православного Храма с воспитателями? Умеет ли Ваш ребёнок вести себя воспитанно? Читаете ли Вы ребёнку русские нар. сказки, пословицы, поговорки? Воспитываете ли Вы у детей нравств. ч увства? Что вы предпримете, если ребенок совершит плохой поступок? Часто ли Вы общаетесь со своим ребёнком? Часто ли Ваш ребёнок смотрит телевизор? Играет ли Ваш ребёнок в компьютерные игры?

Условия для работы по духовно-нравственному воспитанию детей в дошкольном учреждении Наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса; Обеспечение программно-методической и художественной литературой; Профессиональная подготовка воспитателей по данному вопросу.

Создание предметно-развивающей среды

Музей старины Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскивали и в городских квартирах, и на дачах, и в деревенских домах у родственников. В свободном помещении детского сада поставили печь, сделали деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. В «избе» появились: божница, расшитые полотенца, прялка, самовар, кухонная посуда.

Экскурсии в Храм В то время в нашем поселке строился Храм, а в помещении детского сада находилась домовая Церковь. Наши дети, вместе с воспитателями, посещали её, беседовали со священником, получали в подарок именные иконки. Также Отец Андрей посещал наш детский сад, присутствовал на праздничных утренниках.

Занятия с детьми в музее старины «Вот так чудо - самовар» «Милости просим, гости дорогие » «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Знакомство с праздничной народной культурой На музыкальных занятиях дети разучивают народные песни и танцы. С помощью народных праздников «Пришла Коляда накануне Рождества», «Ой, ты, Масленица», «Красная горка », знакомятся с праздничной культурой русского народа.

Праздник, посвященный Дню победы

Православные праздники в детском саду

Наш опыт показал, что Православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях.

Работа с родителями Работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны. Благодарю за внимание!


Слайд 2

Слайд 3

Задачи

Воспитание нравственных и эстетических чувств Формирование базисных основ личности; Формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности; Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие ребенка Обеспечение обогащенного художественно-эстетического развития, выявление ранней одаренности

Слайд 4

Задумывались Вы: Сколько времени в день Вы уделяете своему малышу?

  • Слайд 5

    1. Сколько времени в день Вы тратите на просмотр телевизора? 2. Сколько времени в день Вы уделяете компьютеру? 3. Сколько времени в день Вы тратите на домашние дела? 4. Есть ли в течении дня такие дела, которые можно отложить в сторону? 5. Что может заставить Вас отложить важное дело?

    Слайд 6

    Постарайтесь, пожалуйста, искренне ответить на следующие вопросы:

    6. Раздражаетесь ли Вы, когда Ваш ребенок отвлекает Вас от просмотра вашего любимого фильма, передачи? 7. Какие книжки Вы читаете своему ребенку? Назовите последнюю, из прочитанного. 8. В какие игры любит играть Ваш ребенок? 9. Сколько времени вы тратите на игры с ребенком? 10. Считаете ли Вы, что Вашему ребенку не хватает Вашего внимания?

    Слайд 7

    11. Согласны ли Вы с тем, что в последнее время жизнь терпит кризис духовно-нравственного воспитания? 12. Считаете ли Вы, что духовно-нравственная культура воспитателя должна обязательно проявляться в его личной гражданской позиции и повседневном поведении? 13. Влияют ли экономические и социальные условия развития общества на формирование духовно-нравственной культуры? 14. Нужно ли воспитывать духовно-нравственную культуру?

    Слайд 8

    « …Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность. Д.А. Медведев

    Слайд 9

    Слайд 10

    Духовно-нравственное воспитание в ДОУ

    Через тематические мероприятия

    Слайд 11

    Через праздники:

    Слайд 12

    Через праздники:

    Слайд 13

    В процессе НОД:

    Слайд 14

    Через игры, развлечения:

    Слайд 16

    В словаре В.И. Даля духовность определяется как единство духа и души, разума и воли. Это и бытие, наполненное Духом, и красота поступков человека, и те ценности, на которые он ориентирован. Если ум характеризует интеллектуальную составляющую духовности, то нравственность – моральную. Итак, духовность – способность человека открывать, воспринимать и переживать истину, добро и красоту, усваивать их, преломляя через свое «Я», и в соответствии с этим строить свое поведение и всю жизнедеятельность. Это личный, интимный мир человека, его заинтересованность и добровольное исполнение норм нравственности.

    Слайд 17

    Духовно-нравственное состояние россиян, особенно подростково-молодежной среды, рост негативных явлений таковы, что будущее нашей страны становится непредсказуемым. Это заставляет общество и даже людей, далеких от веры, задуматься о насущной необходимости восстановления духовно-нравственного потенциала людей. Приходит понимание того, что ни экономические, ни социальные, ни какие-либо другие реформы, даже при самом эффективном их проведении, принципиально ничего не изменят, поскольку основная причина современных нестроений не в этом. Все более очевидным становится тот факт, что существует нечто более фундаментальное, чем все выше перечисленное, что провоцирует негативные явления, – это духовно-нравственный кризис самого человека, утрата им духовно-нравственных ориентиров и, как следствие, деградация, извращение его мышления, воли, совести и, в конечном итоге, веры.


    Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым года) Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ от) Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от г р) Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от г. 666) Федеральные государственные требования (ФГТ) по дошкольному образованию


    Содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.


    В связи с этим в государственном дошкольном образовательном учреждении детский сад 95 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Фрунзенского района в 2007 году началась работа по теме: «Большая дорога маленького гражданина»




    Задачи работы по теме: «Большая дорога маленького гражданина» воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; воспитание любви к своему городу, пробуждение у детей чувства ответственности и гордости за то, что они петербуржцы; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;


    Задачи работы по теме: «Большая дорога маленького гражданина» развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям; формирование активной позиции родителей в воспитании гражданина России; создание условий в дошкольном учреждении для успешной работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников; формирование умения выражать свои впечатления средствами изобразительного творчества.




    «Вместе – дружная семья» - творческое задание для детей, родителей и педагогов по сочинению гимна и составление герба группы «Традиции группы» - составление кодекса группы, знакомство с правами ребёнка «Откуда мы родом» - творческие задания для детей и родителей о семейных традициях «Детский сад – волшебная страна»- творческое задание для детей, родителей и педагогов по сочинению гимна сада и составление герба детского сада «Детский сад будущего» - конкурс на лучшую книгу группы


    «Книга предложений для детей в рисунках и рассказах» - что бы мы хотели изменить в детском саду «Доска почёта детского сада 95» –портреты сотрудников в рисунках детей «Музей сувениров» - выставка подарков детскому саду, сделанных руками детей и родителей, посвящённых дню рождения детского сада «К сожалению, день рождения только раз в году» - гала-концерт Выпуск газеты детского сада





    « Я - Петербуржец » - адаптационный праздник « Я в этом городе живу! Он растёт, и я расту! » - экскурсии с родителями по городу. Оформление фото альбомов в группе « Осенний Петербург » (праздник, совместно с родителями) « Петербург – наш любимый город! Он солидный, хоть и молод » - творческие работы и поделки по эпохам (архитектура, быт, одежда, транспорт); знакомство детей с экспозициями в группах



    « Мы рады встречи с вами » - адаптационный праздник « Россия, Россия - края дорогие » творческие задания для детей, родителей и педагогов по созданию выставки (знакомство с Российскими промыслами по городам) « Капустные посиделки » ; « Пришла коляда – отворяй ворота » ; « Как на масляной неделе из трубы блины летели » ; « Весна-красна в гости пришла » - фольклорные и семейно-бытовые праздники;совместные занятия родителей с детьми на группах « Богатырская наша сила » музыкально-спортивный праздник детей подготовительных групп и их родителей « Осень в России » (праздник, совместно с родителями)




    « Путешествие на воздушном шаре » - адаптационный праздник « Мама – слово дорогое » Праздник, посвящённый дню матери « Творческие мастерские » Создание работ и поделок по пригородам (архитектура, быт, одежда, транспорт) « Кронштадт – город моряков » встреча детей с курсантом морской академии (мастер-класс) « Очей очарование » (осенний праздник, совместно с родителями)


    « Есть такая профессия – Родину защищать » - музыкально-спортивное развлечение, совместно с родителями « Этот День Победы …» торжественный праздник с приглашением почётных гостей « Жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга » - мультимидийная презентация пригородов Санкт-Петербурга на группах « Созвездие Санкт-Петербурга » - познавательно-игровое представление « Путешествие из Петербурга в пригород » экскурсии с родителями по пригородам Санкт-Петербурга


    «Встреча друзей»- адаптационный праздник для всех детей сада «Осенние мелодии» - осенний праздник, совместно с родителями «Мама – солнышко моё» Праздник, посвящённый дню матери (совместно с родителями) «Кругосветное путешествие» Создание поделок и альбомов вместе с родителями по выбранной стране «Давайте познакомимся»- праздник, совместно с родителями «Сказки народов мира» - показ спектаклей, подготовленных детьми (в течение года)


    «Всемирный день приветствия», «Всемирный день спасибо», «День доброты», «День смеха» - совместные мероприятия с родителями, направленные на воспитание и развитие нравственных качеств «Наши папы - силачи» - музыкально-спортивное развлечение, совместно с родителями «Этот День Победы…» торжественный праздник с приглашением почётных гостей Карнавал «Все люди на большой планете должны всегда дружить» «Весёлая коляда»; «Широкая Масленица»; «Весеннее солнышко» - фольклорные и семейно-бытовые праздники; совместные занятия родителей с детьми на группах



    Слайд 2

    Слайд 3

    Задачи

    Воспитание нравственных и эстетических чувств Формирование базисных основ личности; Формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности; Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие ребенка Обеспечение обогащенного художественно-эстетического развития, выявление ранней одаренности

    Слайд 4

    Задумывались Вы: Сколько времени в день Вы уделяете своему малышу?

  • Слайд 5

    1. Сколько времени в день Вы тратите на просмотр телевизора? 2. Сколько времени в день Вы уделяете компьютеру? 3. Сколько времени в день Вы тратите на домашние дела? 4. Есть ли в течении дня такие дела, которые можно отложить в сторону? 5. Что может заставить Вас отложить важное дело?

    Слайд 6

    Постарайтесь, пожалуйста, искренне ответить на следующие вопросы:

    6. Раздражаетесь ли Вы, когда Ваш ребенок отвлекает Вас от просмотра вашего любимого фильма, передачи? 7. Какие книжки Вы читаете своему ребенку? Назовите последнюю, из прочитанного. 8. В какие игры любит играть Ваш ребенок? 9. Сколько времени вы тратите на игры с ребенком? 10. Считаете ли Вы, что Вашему ребенку не хватает Вашего внимания?

    Слайд 7

    11. Согласны ли Вы с тем, что в последнее время жизнь терпит кризис духовно-нравственного воспитания? 12. Считаете ли Вы, что духовно-нравственная культура воспитателя должна обязательно проявляться в его личной гражданской позиции и повседневном поведении? 13. Влияют ли экономические и социальные условия развития общества на формирование духовно-нравственной культуры? 14. Нужно ли воспитывать духовно-нравственную культуру?

    Слайд 8

    « …Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность. Д.А. Медведев

    Слайд 9

    Слайд 10

    Духовно-нравственное воспитание в ДОУ

    Через тематические мероприятия

    Слайд 11

    Через праздники:

    Слайд 12

    Через праздники:

    Слайд 13

    В процессе НОД:

    Слайд 14

    Через игры, развлечения:

    Слайд 16

    В словаре В.И. Даля духовность определяется как единство духа и души, разума и воли. Это и бытие, наполненное Духом, и красота поступков человека, и те ценности, на которые он ориентирован. Если ум характеризует интеллектуальную составляющую духовности, то нравственность – моральную. Итак, духовность – способность человека открывать, воспринимать и переживать истину, добро и красоту, усваивать их, преломляя через свое «Я», и в соответствии с этим строить свое поведение и всю жизнедеятельность. Это личный, интимный мир человека, его заинтересованность и добровольное исполнение норм нравственности.

    Слайд 17

    Духовно-нравственное состояние россиян, особенно подростково-молодежной среды, рост негативных явлений таковы, что будущее нашей страны становится непредсказуемым. Это заставляет общество и даже людей, далеких от веры, задуматься о насущной необходимости восстановления духовно-нравственного потенциала людей. Приходит понимание того, что ни экономические, ни социальные, ни какие-либо другие реформы, даже при самом эффективном их проведении, принципиально ничего не изменят, поскольку основная причина современных нестроений не в этом. Все более очевидным становится тот факт, что существует нечто более фундаментальное, чем все выше перечисленное, что провоцирует негативные явления, – это духовно-нравственный кризис самого человека, утрата им духовно-нравственных ориентиров и, как следствие, деградация, извращение его мышления, воли, совести и, в конечном итоге, веры.

    Cлайд 1

    «Духовно-нравственное воспитание на учебно-методическом комплексе социокультурные истоки»

    Cлайд 2

    Cлайд 3

    « …Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации,но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность. Президент РФ Д.А. Медведев.

    Cлайд 4

    «…Предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям – как бы это ни было трудно для нас, людей среднего и старшего поколения, - помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье». Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл

    Cлайд 5

    Актуальность В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети, начиная с дошкольного возраста испытывают дефицит знаний о духовных ценностях:(семья, добро, совесть, честь, верность). Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме духовно-нравственного воспитания.

    Cлайд 6

    Духовность – это состояние близости души внутреннего мира человека к вышнему и Горнему миру. Нравственность – это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Духовно-нравственное воспитание – целенаправленная деятельность нацеленная на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Социокультурный опыт – это отношение человека к социуму.

    Cлайд 7

    Цель духовно-нравственного воспитания в ДОУ: Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

    Cлайд 8

    Задачи: 1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка. 2. Создать условия для восприятия целостной картины мира. 3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. 4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас. 5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке. 6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости. 7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности. 8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

    Cлайд 9

    Cлайд 10

    Гипотеза: Духовно-нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в системе.

    Cлайд 11

    Ожидаемые результаты Дошкольник в сфере духовно-нравственного воспитания характеризуется осознанием нравственной ценности добра и долга, милосердия и сострадания, правдолюбия, ответственности, пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям, владению способами поведения, овладения речью, использованием полученной информации в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (трудовой, игровой, музыкальной, изобразительной, с ярко выраженным эмоциональным настроем).

    Cлайд 12

    Этапы работы: 1 этап Подготовительный Задачи: Изучение литературы по данной проблеме. Выявить условия состояния работы по заданной теме. Анкетирование родителей. Соц. Опрос педагогов.

    Cлайд 13

    Второй этап практический: Задачи: Создать условия благоприятные для работы с детьми. -Программно-методическое обеспечение -Материально-техническая база -Кадровое обеспечение -Взаимодействие с родителями.

    Cлайд 14

    Третий этап обобщающий. Задачи Определение наиболее эффективных приемов работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию. Теоретическое и практическое обоснование результатов работы.