Что делать если грудной ребенок не успокаивается. Как успокоить грудничка когда он плачет. Попробуйте один из способов успокоить ребенка

Почему младенцы плачут? Каждая мама, которая прислушалась к сигналам новорожденного, понимает, что плач не бывает просто так. Он мотивирован, а дети изначально не-капризны. Они пытаются до нас достучаться, а мы понимаем их или нет, вот в чем вопрос. Именно по этому для нас неприемлимо дать плачущему ребенку соску. Это же перекроет его разумное личико! А как тогда его понимать? Как правило, мы не занимаемся и отвлечением внимания. Ведь отвлекать его нужно от какой-то насущной потребности или нужды, а не проще ли просто ее удовлетворять. Дети не хотят "звездочку с небес", то что они хотят действительно нужно им для жизни и роста. А словарь этих "нужд" на самом деле очень прост.

Способ №1. Дать грудь по требованию

Когда младенец голоден он дает это понять легко и доступно. Он или принимается сосать свой кулачок или делает поисковые (чуть хрюкающие) движения носом, как будто надеется наткнуться на мамин сосок. При этом может надрывно вздыхать и что-то "прилепетывать", тапа "а-ха, а-ха, а-ха". Конечно я даю ему грудь, он ест и успокаивается. И не всегда только, когда он хочет есть, иногда, когда он устал, расстроен или встревожен. Потому что, помимо еды, грудь дает мощное успокоение, не только, кстати, младенцу, но и мне, что не маловажно, если я нервничаю.

У моих детей при длительном сосании сердечко начинает биться спокойнее, дыхание замедляется, тело расслабляется, на лицо не только удовольствие, но и глубокое расслабление. В некоторых книжках вы встретите советы, типа "не приучайте малыша по 40 минут висеть на груди, поел и хватит, выньте грудь, дайте соску" (см. доктора Комаровского). На вкус и цвет, конечно, все фломастеры разные. Я решила, что мои малыши соску есть не будут, и не только потому, что "это верный путь к резиновой женщине", но и потому что грудь мне им дать не жалко. Сосредоточенный на соске младенец внешне "тупеет", он находится в аутичном состоянии (я про состояние, а не про болезнь), он не здесь. Сосредоточенный на груди малыш весь растворяется в общении с мамой. Для мамы это может быть сложно (тогда способ не сработает), а может быть легко и радостно: это пауза в середине и конце дня, релаксация, время, когда она восстанавливает тонкую связь с малышом и даже время почитать в свое удовольствие, как ни странно ("Ему было так приятно, а мне ничего не стоило"). Я прочитала множество чудесных книг про младенцев и детей, пока кормила грудью. Читать беллетристику мне казалось как-то невежливо. А вот читать о детях - это было самое то. Так и становишься крепко подготовленной в вопросах естественного и осознанного родительства (это две немного разные традиции родительства, развившиеся в противовес простроенной на распорядках "норме"). А вообще-то, если с грудным кормлением все хорошо , то нет более халявного способа успокоить ребенка на свете. Ведь есть большая разница в том, чтобы ходить-качать и в том, чтобы удобно сидеть или лежать и кормить. Моя старшая дочка вообще не нуждалась в укачивании, но могла висеть на груди бесконечно. Какая же это была халява! При некоторой сноровке кормить грудью можно научиться днем не отрываясь от собственной еды, а ночью - почти не просыпаясь и не испытывая от этого сложностей. И ребенок получит вдоволь материнской любви.

Способ №2. Высаживать

Если вы никогда не высаживали , то удивитесь как много беспокойства у малышей первых трех месяцев вызвано "туалетными" делами. В этот период "дела" у них совершенно часто бывают не ритмичны. Малыш может 2 часа не писать на прогулке в слинге, зато прийдя домой вы получите пять пописов за полчаса. Он может не какать несколько ночей подряд, а потом устроить вам "веселую" ночь с покаками и "подготовкой" перед ними. Какать он может два раза в день, может шесть, а может десять и каждый раз к этому волнительно готовиться. Малыши могут беспокоиться и даже очень интенсивно рыдать перед пописами и пытаться сообщить вам, чтобы вы ему помогли. После пописа они могут порыдать, если были не поняты. Перед покаками они могут затихать, замирать и быть особенно сосредоточенными, а могут плакать, пытаясь сообщить вам, чтобы их распеленали-раздели-вытащили.


Высаживающая мама, отвечающая на это беспокойство действиями, уменьшает необходимость плача, вместо рыдания ребенок кряхтит, мама его понимает и он свои дела делает. Важно, что мама видит, чем каждый конкретный плач мотивирован: она не пытается звонить врачу и не считает ребенка капризным, она не пытается его припеленать или отвлечь. Бесполезно отвлекать внимание человека, который хочет в туалет. Можно, конечно, поговорить с ним, если вы вытаскиваете его из слинга или бежите до ближайших кустов (летом) или до дома (зимой). Дети (даже новорожденные) как-то понимают сообщение мамы "скоро будем" и терпят. Но в конечном счете, его надо не успокаивать, а высаживать. Если, кстати, ребенок зашелся в плаче, потому что его не поняли на счет туалета, то высаживать уже бесполезно. Надо успокоить другим способом (дать грудь) и ждать, пока сам расслабится. Важно, что мы не укачиваем в этом случае ребенка (это сбивает инстинкт), а даем удовлетворить потребность. Уж не знаю как вы в этом случае поступите с одноразовым подгузником, видимо, будете формировать устойчивый рефлекс игнорирования своих телесных импусов (писай под себя, не плачь). Первое время дети будут волноваться, потом привыкнут, конечно же. Просто вы не будете знать, когда он волнуется из-за туалета, а когда по другой причине.

Способ №3. Взять на руки (носить на руках, дать контакт тело к телу)

"Девять месяцев в мамке, девять - на мамке". Этот постулат естественного родительства построен на потребности малыша "не быть одному". Есть тому много причин, но я физиологически чувствую желание не отрывать моего ребенка от тела раньше времени. Для нас с ним предельно органично чувствовать дыхание и биение сердца друг друга, постоянно соприкасаться и находиться в непрерывающейся связи.

Конечно, речь идет о ношении "по требованию". Иногда малыш плачет, просто потому что потерялся , потерялся в слишком большом для него пространстве, в окружении, потерял маму. Мама должна быть рядом с точки зрения его выживания это оправданно. Конечно, "мамой" может быть другой ухаживающий член семьи - бабушка или папа. Ручки сменить можно, вопрос в том, чтобы они были родные и знакомые. И чтобы они постоянно были. У Дольника в "Непослушном дитя ноосферы" есть прекрасная байка на этот счет, которую я всегда вспоминаю, когда мне бывает сложно, если малыш "бдит" мое присутствие каждую минуту, "не отпускает" даже сходить в туалет или принять душ (в результате все это быстро научаешься делать, не спуская младенца с рук и это тоже способствует контакту и синхронизации). Представьте, что две мамы с малышами идут по первобытному лесу. Они положили своих малышей на землю и пошли в кусты "по делам". Один из малышей заорал сразу, другой - через полчаса. Как вы думаете, спрашивает ехидный Дольник, какой из них оставил свой след в эволюции? После этого бесхитростного вопроса ответ на который очевиден (в первобытном лесу того, кто молча лежал на земле полчаса, в эти же полчаса и съели) мне сразу становится легче. Мы, делает вывод Дольник, потомки тех людей, которые орали сразу. Я смотрю на своего ребенка и смеюсь: "Уж ты то точно оставишь свой след в эволюции". Грубо говоря, чем быстрее орет ребенок, когда он потерял маму, тем больше его импульс к жизни (выживанию). Конечно, со временем он научается находиться в спокойном состоянии в безопасной знакомой среде (например, на своем "коврике", у себя дома). Но требуется время, чтобы даже к этой среде привыкнуть. Как раз где-то 3-6 месяцев, а до этого времени безопасная для него среда - мама.

Способ №4. Носить в слинге

Бывает, что незнакомые люди, которые видят меня с малышом в слинге на улице, говорят: "Ваш малыш, наверное, никогда не плачет". К сожалению, иногда плачет. Но привычка к слингу с первых дней (я использую слинг с 9-10 дня после родов, когда активно приступаю к "хозяйственной" жизни дома и прогулкам, до этого обхожусь ношением на руках) приводит к тому, что слинг становится иногда самостоятельным способом успокоения , не сводимым к маминым ручкам.

Руки прекрасны, но во-первых, они устают, а во-вторых, они часто нужны маме свободными, особенно когда у нее есть еще один маленький (пусть и подросший) ребенок. Слинг как бы спеленывает малыша, создавая ему привычный "кокон" безопасности. В результате плачущий ребенок иногда затихает уже в процессе наматывания слинга. Это бывает в тех случаях, когда мне удалось во время (за шаг до расстройства) почувствовать его усталость и желание спать . Если она пропустила нужный момент оптимальной нагрузки и довела до истерики по причине гипервозбуждения, избытка впечатлений или усталости, то намотаться будет сложно, но сразу после намотки активные ритмичные движения мамы или ритмичная прогулка быстро успокоят малыша. Малыш до трех месяцев будет преимущественно спать в слинге, позднее он учится оттуда глазеть и бодрствовать. Все-таки с точки зрения "халявности" слинг на втором месте, он уступает только успокаиванию на груди. Ведь, в отличие от укачивания, он оставляет свободными руки и позволяет параллельно заниматься другими делами. Например, играть со старшим ребенком, гулять с ним, делать покупки или заниматься делами по хозяйству и даже (сидя на фитболе) работать за компьютером. Ношение в слинге также хорошее средство успокоить малыша в период коликов, поскольку он "сбрасывает" лишнее напряжение в области живота ребенка через контакт "тело к телу". В момент острых коликов кормление грудью может не работать и слинг реально спасает ситуацию.

Способ №5. Принять ванну или душ

Мы активно используем воду для снятия напряжения. И пассивно используем воду для снятия напряжения. Например, если в 6-ть или 7-мь утра зимой в Москве малыш поднял меня по своим большим "делам", а после этого волнуется и не засыпает: крутится и ни туда, ни сюда и грудь его не успокаивает и просто бодрствовать нормально не может, а я хочу спать (хоть убей), то я беру его на руки и тихо переползаю в горячую ванну. В ней зажигаю свечу или маленькую лампу, набираю приятную воду и лежу в ней вместе с малышом (он на мне на животе или на спине, ноги частично спущены в воду). Дремлю. Дожидаюсь, когда он за полчаса настучится ручками и ножками, доделает большие или маленькие дела (сливаю воду, конечно, если случились "большие") и переползаю в кровать, где выдаю грудь. После этого мне обеспечены еще 1-2 часа глубокого сна. Если малыш сделал тоже самое утром теплого весеннего дня на море, я завтракаю (пусть даже в 6-ть утра) и иду с ним гулять, чтобы вечером лечь пораньше и синхронизировать наши ритмы. То есть дело в моем комфорте, который я в любом случае передам малышу.

Если сама я спать не хочу и готова поупражняться физически, а малыш нервный, то я не лезу с ним в ванну, а просто набираю ее комфортной водой (30-36 градусов) и купаю его с проводками по типу "купаем малыша в большой ванне". Это дает ему отвлечение и нагрузку, после которой приходит крепкий сон. В этом случае малыш крайне редко в воду какает, поэтому воду можно несколько часов не сливать, а просто доливать горячей и купать его повторно, если нервозность возобновляется. Заплакал - если не проходит кормление и высаживание - в ванну - отдохнул - в ванну и т.д. Это для долгих зимних московских дней, когда прогулка не занимает центральную часть дня.

Способ №6. Укачать малыша ("Помоги мне уснуть!")

Мы специально не пишем про этот метод как первый, потому что укачивание не логично применять, если ребенок голоден, хочет писать или какать и даже в каждом случае, если он "потерялся" и хочет быть на руках у мамы. Это то, что нужно делать, если другие потребности "не видны", а ребенок нервничает и явно не хочет активно и спокойно бодрствовать, следовательно, устал. Результатом укачивания как правило является сон. Нам совсем не приходилось укачивать дочь, но малыши разные и с сыном нам пришлось поупражняться. Есть так много прекрасных способов укачивания, что мы хотим посвятить им отдельный пост. Здесь можем просто их перечислить. Самое оперативное - просто укачать на руках или на фитболе .

Мячик прекрасен, особенно он хорош для тех, кто укачивает не каждый день, а время от времени, например, для дедушек или бабушек. Укачивание на мячике не требует особого чутья к малышу, оно просто "берет ритмом". Я предпочитаю (по возможности, если малыш это принял) укачивать на гамаке , потому что это разгружает спину.

Муж (Саша) когда укачивает, танцует . Он берет динамичную музыку (типа "7-40") и не стесняясь включает ее громко, после чего от души скачет. Малыш засыпает к концу 2 или 3-ьей композиции. Держит он малыша вертикально "в лягушечке" на манер слинга. Я чаще всего танцую все-таки в слинге, поскольку не всегда после такого метода удается положить малыша, чтобы он выспался легче оставить его спать в слинге. Для нас очевидно, что укачивающий малыша взрослый, прежде всего укачивает себя, он переводит себя в измененное (ритмом) состояние сознания, в котором за счет своего тела (дыхания, расслабления, отключения сознания от повседневных проблем) "отключает" или расслабляет малыша. Если у мамы достаточно физической активности или есть возможность длительных прогулок, а также если она много находится на свежем воздухе, укачивание малышу обычно не требуется. Мы считаем, что укачивание более "востребовано" детьми, рожденными в городах в осенне-зимний период.

Укачивает также езда в машине . Нужно выбирать маршруты с монотонной ездой, желательно без пробок (иначе с раздраженным малышом можно попасть в очень неприятную ситуацию, когда он не сможет поспать). Нужно приноровиться с выносом малыша из машины. Чаще всего мамы несут малыша вместе с креслом. Мне это не по силам (да и наша люлька в машине для этого тяжеловата), я вынимаю малыша из кресла и несу на руках. Для этого надо учесть фазы сна. Переносить можно на фазе глубокого сна, когда дыхание глубокое, а тело расслаблено. Если попробовать перенести на фазе быстрого сна (фазе сновидений, когда тело подергивается, малыш шевелится и попискивает), то он проснется. Поэтому, если я доехала до места на фазе быстрого сна, то еще колешу какое-то время по округе, дожидаюсь пока уснет крепко. Фазы сна чередуются примерно каждые 45 минут. То есть раз в 45 минут глубокого сна наступает короткая по продолжительности (7-10 минут) фаза быстрого сна. Если "поукачивать" на фазе быстрого сна, то можно спокойно отдыхать следующую фазу глубокого сна (не укачивая). Это же касается сна в слинге. Именно на фазе глубокого сна можно сварить суп, посмотреть кино или поработать за компьютером, в промежутках лучше подкачивать. Все это касается в большей степени подросшего младенца, поскольку в первые три месяца малыши и так спят большую часть дня их дневной сон "охранять" не обязательно. Еще важно, чтобы в какой-то из этих снов мама выбрала время отдохнуть сама, иначе к концу дня она выдохнется.

Способ №7. Успокоить маму

Ограничение метода ношения на руках заключается в том, что руки передают спокойствие спокойной мамы и нервозность нервной или злой. Это не повод, если мама расстроена, устала или зла, лишить малыша телесного контакта. Тогда он еще больше потеряется, поскольку все равно будет чувствовать дискомфорт мамы и тревожную обстановку.


Но это повод сместить внимание с волнения малыша на то, что происходит с мамой. Мы с мужем заметили интересный факт. Иногда, если я не могу успокоить ребенка (конечно, не в момент резкого крика, а в момент затяжной и утомляющей нервозности), то ребенку помогает, если муж делает мне массаж ног (малыш при этом лежит либо на мне, либо рядом). Смысл простой: можно расслабить маму и малыш автоматически расслабится. Регуляно отправлять маму в баню или бассейн, например (я это делаю с малышами). Устроить маме релакс в любой приемлемой форме. Мы используем метод Рэйки (для мамы), если чувствуем, что "градус нервозности" в доме зашкаливает. Это позволяет не только снизить волнение детей, но и избавить их от нежелательных в период младенчества болезней.

Способ №8. Согреть или "проветрить" малыша

Здесь речь об оптимальном температурном режиме и его регулировании. Малыш будет беспокоиться и даже плакать, если ему холодно или жарко. Это не повод держать вокруг него постоянный термостат с неизменными +26 градусами. Это приведет к низкой адаптивности. Мы стараемся дать малышу попробовать разное в первые месяцы жизни. Похолоднее - потеплее - дома в одежде - дома без одежды - на улице в разную погоду в слинге, на руках или коляске и т.д. Чтобы он подышал холодным и теплым воздухом. Мы даем пробовать и наблюдаем, что происходит. Например, кожа наших малышей четко реагирует на перегрев. Даже в +24 градуса дома она может давать потницу, если ребенок одет и вспотел в одежде. Кожа реагирует до того, как они начинают плакать. Поэтому на перегрев мы реагируем скорее по коже, чем по плачу. Наоборот, иногда ребенок может плакать, когда он мерзнет и "просит", чтобы его укутали. Одна наша знакомая рассказывала, что ее новорожденная дочка: "Плачет после купания, плавать кайфует, а потом, когда из полотенца разворачиваем вытирать, начинает плакать, холодно ей. Согреваем сразу ручки и ножки, ну и грудь успокаивает, но кроме как холодно другой причины вроде плача нету". Для нас решение очевидно - зачем такого ребенка из полотенца разворачивать? Завернули и на грудь, сама внутри полотенца высохнет. Если этой девочке не нравятся контрасты, зачем их ей устраивать. Некоторые малыши растираются с удовольствием, но удовольствие здесь первично.

Способ №9. Поговорить с малышом

С первого дня я заметила, что Никитка лучше успокаивается, если с ним говорить, смотря ему прямо в глаза. Намного лучше чем, например, от укачивания. "О чем ты с ним говоришь?" - спросили меня друзья и семейные. "Конечно, о прошлых жизнях," - сказала я - "прошу его, чтобы он побольше запомнил."

Ну, а еще с новорожденными можно и нужно говорить обо всем, объяснять им, что происходит. Говорить, что они находятся в своем доме, среди своей семьи. Рассказывать про эту семью. Не обязательно сюсюкать, но говорить адресно, смотря в глаза. Не в режиме "радио, которое вещает само по себе", а в режиме контакта. Они понимают, да и нам полезно приучаться относиться к ним по человечески. И они даже верят нам и успокаиваются.

Способ №10. Применить динамическую гимнастику, массаж или другую практику работы с телом

Скажем сразу, технично и развернуто динамическую гимнастику (автор которой Леонид Китаев) мы не применяли, поскольку он требует от мамы большой физической силы или целиком возложен на папу. Но, говоря это, мы конечно лукавим, потому что в терминологии Леонида Китаева любая подвижная практика для контакта с ребенком, в диапазоне движений, допустимых для родителя, это своего рода динамическая гимнастика.

Мне совсем не хотелось как-то крутить, подвешивать и подбрасывать своих малышей в новорожденный период и период до 3-х месяцев, может потому что они не страдали повышенным тонусом или коликами (что очень хорошо подобными практикаи снимается). Но вот мой сынишка дорос до 3,5 месяцев и 7 кг и стал таким крепким и сильным малышом, что я почувствовала, что его потребность в движении больше, чем его собственные возможности в движении и координации. Как это проявляется? Он не может лежать долго на спине (скучно), переворачивается, а ползти тоже еще не может и нервничает от этого, делая прыжковые раскачивающиеся движения всем телом, как будто хочет, но не может ползти вперед. В результате он совсем не может лежать вообще: 10-15 минут "отработал", "отпахал", как говорится, и снова на маму. Конечно, 3,5 месяца в норме рано для ползанья. Но этот конкретный малыш, сообразительный и очень подвижный, хоть и без тонуса, явно показывает, что ему хочется большего. Ну что ж, сынишка, тогда полетаем. Заодно мама подкачает трицепсы и бицепсы...

Способ №11. Скорректировать окружение

И, конечно, самое важное мы оставляем на десерт. По мимо оперативных потребностей, есть эмоциональный (и событийный) фон. Здесь, конечно, можно сказать и просто про среду обитания. Иногда, если ребенок заплакал, достаточно просто включить музыку (если она никогда не играет в доме) или выключить (если она играет в нем всегда). Но в общем то мы здесь говорим скорее о благоприятной или неблагоприятной обстановке в доме, событиях в жизни родителей и особенно мамы. И зачастую младенец - самое чувствительное существо в семье, поскольку врать (даже себе) он еще не может. И тогда он сигналит, что есть беда, из которой его (или маму) нужно вытащить. Например, иногда я провожу психологические консультации, когда мой ребенок находится у меня на руках (в слинге). И я замечаю, что малыш начинает "ругаться" и "нервничать", если с консультацией что-то не так. Грубо говоря, когда клиент (партнер) врет. Младенец - идеальный детектор лжи . Он не терпит мути в ситуациях и отношениях. Как только консультация проходит через "мутную" тему и наступает катарсис, малыш успокаивается и как правило засыпает. Можно судить по разному, место ли малышам на работе матери. Мы напишем об этом отдельно когда-нибудь и, веротно, довольно скоро. Но мне (Лена Павлова) приходится работать со своими детьми - снимать, монтировать, преподавать, консультировать, проводить платежи, писать посты или отчеты. И я привыкла доверять им. Если они нервничают, а их непосредственные потребности удовлетворены, я ищу причину в окружении. Они чутки к конфликтам в доме и будут тревожиться "перед тем как" взрослые заскандалят, а также "после того" как конфликт вроде бы исчерпан, а взрослые ходят раздраженные. А также накануне папиной премии на работе или перед тем как сломается машина. Не надо думать, что можно делать при младенце все что угодно, что он маленький и пока не понимает. Он понимает глубинный невербальный аспект, может быть понимает более точно, чем взрослые. Если вы поехали в гости в семью, где к вам относятся враждебно, не удивляйтесь, что вернувшись домой вы обнаружите малыша обсыпанного сыпью, например. Это понимание благоприятных и неблагоприятных мест особенно отчетливо видно в путешествиях, мы писали об этом. И, если в доверяете ребенку как партнеру и вычищаете муть вокруг себя, то, в конечном счете, сами станете здоровей и сохраните ребенку чуткость. Ведь возможности младенца избыточны и сохраняется то, что используется. Его чуйка пригодится ему в жизни, для нее есть много зон приложения в разных специальностях.

Способ №12. Скорректировать ритмы и распорядки

Как вы поняли мы, как и другие естественные родители, живем в режиме по требованию . Хочет грудь - получает. Хочет писать или какать - высаживают. Хочет спать - укладываем. Хочет "гулять" - даем бодрствовать, но не развлекаем, если дело происходит ночью (стучи ногами сколько хочешь, я буду спать рядышком) и составляем компанию, если дело происходит днем. Постепенно появляются некоторые ритмы, довольно гибкие. К трем месяцам формируется некоторый естественный аналог режима. Мы знаем, сколько раз в день наш малыш предпочитает кушать, какать, спать. Для того, чтобы этот ритм появился мы вместе с малышом проделали за это время большую работу по направлению друг к другу. Он сигналил нам всеми силами, когда его не понимали - плакал. А мы слушали. В мягкой или жесткой форме, это уже по своей чуткости или занятости. Если мы старались понимать, то он старался свои сигналы усиливать. Важно, что чем скорее наступала наша реакция на первые "просьбы", тем меньше ему надо было плакать. Оптимально действовать за шаг до того, как он заплачет и тогда ему не надо было привыкать плакать, чтобы достучаться до нас. Не расстраивайтесь, если он все-таки плакал. Малыши отличаются по уровню требовательности, возможно ваш - из требовательных. Если вы его слушаете, вы можете превратить его чуйку в то, что будет очень полезно ему потом, пригодится в жизни, даст приложение его тонкости и чуствительности.

Ссылки

  1. Уильям Сирз, Марта Сирз. Ваш малыш от рождения до двух лет.
  2. Жан Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип переемственности.

Индивидуальные консультации

Новорожденные плачут по разным причинам, иногда даже само поведение может подсказать, что именно мучает грудничка.

Главное – не терять спокойствия и пробовать каждый метод, пока не подберете то, что подойдет вашему малышу.

Помните: ребенок не будет плакать просто так, любой плач грудничка имеет веский повод, даже если это - просто привлечение вашего внимания: каждый по-разному нуждается в мамином присутствии.

Если вы сами не будете на взводе, то сможете понять, как успокоить плачущего ребенка.

Причины младенческого плача

Часто родители допускают ошибку, пытаясь успокоить малышей каждый раз одинаково. А ведь сначала надо понять, что именно нужно ребенку в данный момент.

Если младенец плачет, как ему помочь? Попробуйте определить характер плача и проверьте для начала:

  • Мокрые пеленки или переполненный подгузник;

Дискомфорт от этого заставляет грудничка ворочаться и кряхтеть во сне, а если от мокроты еще и холодно, он проснется и будет настойчиво звать родителей. Характерный признак – ерзанье, ворочанье, хныканье.

  • Раздраженная кожа, опрелости;

Если у ребенка чувствительная кожа, а вы не используете никаких средств или часто подолгу не меняете пеленки, попка и ножки покроются красными пятнышками и будут зудеть даже в сухих подгузниках.

Намажьте успокаивающим кремом, например, цинковой пастой, бепантеном и обязательно устраивайте воздушные ванны малышу.

  • Неудобное положение;

Груднички первых месяцев жизни еще не умеют сами переворачиваться и могут банально отлежать бочок. Есть смысл каждый час поворачивать малыша на другой бок или на животик, когда он долго спит.

Приобретите специальную подушечку с отверстием посередине для головы – так младенцу будет удобнее.

Кроме того, причины могут быть и другие. Сильный плач у грудничка: что делать, как узнать, чего он хочет? Вот что может быть причиной:

  1. Голод;

Младенцы должны кушать столько, сколько требует их организм. Не стоит кормить по часам, ожидая очередного запланированного кормления, если ребенок надрывается от плача.

Голодный грудничок, если взять его на руки, начинает искать грудь, причмокивать, открывать ротик.

Много полезной информации по этому вопросу вы найдете в статье Кормление по требованию >>>

  1. Много воздуха в желудке;

Это может быть вызвано неправильным захватом груди или сползанием на сосок во время кормления.

Если вы чувствуете, что ребенок плохо сосет грудь и у него небольшие прибавки в весе, то обязательно нужно исправлять прикладывание.

Из-за плохого захвата, ребенок наглатывается воздуха и распирающее ощущение, похожее на изжогу, заставляет его плакать и капризничать.

  1. Колики;

Начинаются обычно в возрасте 2-х недель и заканчиваются к 3-м месяцам. Чаще всего проявляются долгим и пронзительным криком. Малыш никак не успокаивается и продолжает горько плакать.

Помогают ребенку ношение на руках, мягкие покачивающие движения, тепло маминого живота.

  1. Боль;

Затекла ручка, укусил комарик, повышается температура, режутся зубки – все это будет приводить к дискомфорту и ребенок будет вам сигнализировать об этом плачем.

Кстати, пока ваш кроха еще маленький, изучите статью о том, когда появляются зубки и как облегчить состояние малыша при болях в деснах: Прорезывание зубов у детей >>>.

  1. Запор;

Ребенок при этом подтягивает ножки к животу, как и при коликах, но еще и тужится.

Стоит помнить, что запор – это твердый кал. Если ребенок прокакался и при этом его кал светло-желтого цвета, жидкий – то это не запор и никаких вмешательств в виде свечей, мыла и прочих ужасных процедур, малышу не требуются.

  1. Страх;

Надолго остался в одиночестве, приснился плохой сон, испугал громкий резкий звук. Старайтесь быть рядом с ребенком во время его сна, чтобы встретить малыша, едва он откроет глаза и не давать повода для тревоги.

  1. Желание поспать;

Да и так бывает – спать хочет, а сам уснуть не может. Нужна мама, ручками сам себе мешает, устал, надо успокоиться. Ну как тут самому справиться?

  1. Замерз/жарко.

Только найдя нужную в данный момент причину, вы сможете понять, как успокоить новорожденного, если он плачет.

Как успокоить грудничка, когда он плачет?

  • Запеленать;

Младенцы быстро успокаиваются, оказавшись в запеленутом состоянии. Тесное пространство создает ощущение жизни в матке и малыши затихают.

  • Распеленать;

Да, немного парадоксально, но если ребенок плачет спеленутый, то лучше всего на некоторое время дать ему свободу, подрыгать руками и ногами, размяться.

Смена ощущений тела помогает отвлечься от крика и заинтересованно рассматривать все вокруг.

  • Плавное покачивание на руках мамы;

Только обратите внимание, что именно, плавное! Никогда нельзя резко дергать младенца. У него очень слабые шейный позвонки, легко повреждающиеся при грубом качании.

  • Включить фен или воду в ванной;
  • Контакт «кожа к коже»;

Когда совсем нет сил качать малыша, положите его себе животом к животу. Ему будет тепло и спокойно, животик успокоится, спать будет дольше и крепче.

  • Сделайте младенцу нежный массаж, погладьте по голове, разомните ручки и ножки;
  • Включите музыку – детскую или другую, но не агрессивную.

И главное, в любой ситуации сохраняйте внешнее и внутреннее спокойствие – ребенок это почувствует и будет спокойнее сам!

Об уходе за малышом до года смотрите интернет-курс

В том, что новорожденный ребенок плачет, нет ничего удивительного и сверхъестественного. Даже больше: если младенец не плачет вовсе, то, пожалуй, стоит забеспокоиться. Но когда малыш надрывно кричит по несколько часов кряду, и успокоить его никак не получается, то нервы сдают даже у самых стойких: вначале родительское сердце разрывается от невозможности помочь крохе, затем мамы и папы погружаются в состояние отчаяния и раздражения. Ну, сколько это может продолжаться?!

К сожалению, очень многие новорожденные детки плачут истомно и подолгу. Существует огромное количество факторов, вызывающих тревожащий душу и сердце плач ребенка. Однако их, в смысле факторы, зачастую можно выявить и устранить, впредь не допуская повторения ситуации. И это первое, с чего нужно начать, если Вы столкнулись с такой проблемой: найти причину детского плача.

Почему ребенок плачет?

Совершенно все педиатры сходятся во мнении, что новорожденный ребенок не плачет просто так, от нечего делать. Этому всегда есть причина, и младенческий плач всегда является сигналом малыша о неблагополучии и его криком о помощи в самом прямом смысле этого слова.

Если обобщить все вероятные причины детского плача, то можно выделить 3 «базовые»: голод, недомогание, дискомфорт.

С первым фактором все должно быть более или менее понятно: ощущение голода или жажды вынуждает малыша «прикрикнуть» на маму, выражая свое желание. Обычно такой плач содержит в себе выраженную требовательную нотку.

Что касается двух других причин, то здесь возможна масса вариантов, когда ребенок плачет, если нездоров или если ему плохо. Чаще всего такой плач вызывают:

  • боль в животе, колики;
  • стоматит;
  • боль в ухе;
  • головная боль и прочие недомогания;
  • контакт кожи с влагой, испражнениями;
  • раздражения кожи и слизистых оболочек (в том числе во рту);
  • жара/холод;
  • нервное или эмоциональное перевозбуждение;
  • усталость, страх, испуг;
  • потребность в общении.

Итак, алгоритм действий и ответ на вопрос, как успокоить новорожденного ребенка, должен быть понятен: найти причину плача и устранить ее. Но не всегда это оказывается просто…

Найти и устранить причину дискомфорта

Казалось бы: голоден - накорми, замерз - одень теплее. Ан нет: ребенок вроде бы и сыт, и сух, и должен быть весел, но заливается криком и разрывает материнское сердце на части!

Понять, что заставляет малютку так страдать, порой бывает трудно. Некоторые опытные мамочки, вскормившие уже не одного детеныша или же просто очень внимательные и чувствительные к своему малышу, по своеобразным признакам и даже характеру плача способны определить, что не так. Если у Вас возникли с этим трудности, то вот Вам несколько подсказок из жизненного опыта других мам и многолетней педиатрической практики :

  1. Если ребенок плачет приблизительно в одно и то же время (преимущественно по вечерам), сучит ножками, поджимает их к животику, то почти наверняка его мучают колики. При коликах плач внезапный, резкий, сразу громкий, он может быть прерывистым (затихать на некоторое время, а затем возобновляться) или беспрерывным.
  2. Плач после кормления говорит о том, что желудочно-кишечный тракт ребенка плохо справляется с перевариванием пищи или, что вероятнее всего, что во время кормления малыш наглотался воздуха: животик раздуло газами. Старайтесь не допускать заглатывания воздуха младенцем (следите, чтобы он правильно захватывал сосок), делайте массаж, выкладывайте кроху на животик (но только не сразу после кормления!), носите вертикально («столбиком»).
  3. Когда малыш с аппетитом заглатывает грудь и тут же, после первого глотка заходится резким пронзительным плачем, то следует подозревать воспаление среднего уха (то есть отит) или воспалительные процессы в ротовой полости (стоматит, боль в горле). Но очень часто причина более безобидна: забитый носик, из-за чего ребеночек не может дышать во время кормления. Впрочем, и плач в таком случае отличается «по характеру»: он более капризный, чем болезненный, как в первом варианте.
  4. Если ребенок сначала какое-то время капризничал и только потом по-настоящему расплакался, то, скорее всего, причиной негодования стал какой-то дискомфорт: мокрая пеленка, переполненный подгузник, давящие рубцы или складки на одежде, духота в помещении (лицо ребенка может краснеть, иногда повышается температура тела), яркий свет или раздражающие звуки. Необходимо научиться распознавать подобные хныканья и устранять причину дискомфорта, прежде чем малыш не расплакался.
  5. Когда кроха замерзает, он ведет себя противоположно предыдущему случаю: вначале плачет громко, а потом все более «вяло» и «лениво». Нередко замерзший малыш начинает еще и икать.
  6. Плач из-за боли в период прорезывания зубов очень часто сопровождается обильным слюнотечением. Кроме того, малыш использует любую возможность почесать десны (грызет «все подряд»), а еще подсказать маме именно об этой причине плача поможет поведение крохи: он дергает ушко, хватается за мочку, может даже бить по нему ладошкой.
  7. Подобным образом малыши ведут себя при головных болях: хватаются за головку и бьют себя ручками по голове. Такие боли нередко возникают у новорожденных при перепадах атмосферного давления.
  8. Когда ребенок голоден, то его плач становится протяжным, он может также тянуть ручки вперед.

Ребенка могут тревожить и другие факторы. Но если Вы замечаете у него развитие болезненных симптомов (появление кашля, выделений из носа, повышение температуры тела, развитие диареи и т.д.), то необходимо вызывать врача незамедлительно!

Во всех остальных случаях начинайте поиск причины с самого очевидного: обеспечьте в комнате нормальный микроклимат, устраните все раздражающие факторы, накормите и уделите внимание. Нередко младенцы плачут и по этой причине, что просто хотят пообщаться с мамой.

Борьба с коликами

Поскольку коликами страдает довольно много младенцев и страдает достаточно сильно, то этому вопросу следует уделить немножечко больше внимания. Мы рекомендуем изучить данную тему отдельно - больше информации пойдет только на пользу молодым родителям. А в рамках нашей темы остановимся лишь на самых распространенных и эффективных методах борьбы с младенческими коликами:

  • Тепло . Согреть болезненный животик можно разными способами: приложить кроху к себе животом, положить на животик тепло местно (это может быть грелка, проутюженная горячим утюгом пеленка или теплый шарф). Даже легкое растирание ладонью согреет эту область.
  • Массаж . Можно попросить детского массажиста или педиатра показать несколько приемов облегчения коликов у младенцев или найти обучающее видео в интернете. Самое простое и эффективное - придать малышу позу лягушки, соединив стопы вместе и разведя согнутые в коленях ножки. Хорошо помогает такой массаж: водите ладонью вокруг пупка по часовой стрелке, слегка прижимая руку к животику и постепенно увеличивая диаметр ее движения.
  • Гимнастика . Существует множество упражнений, способствующих лучшему отхождению газиков: поднимайте согнутые в коленях ножки к животику и аккуратно прижимайте их к животу, выкладывайте малыша в «лягушачью» позу.
  • Специальное питье . Посоветуйтесь со своим педиатром насчет укропной или фенхелевой водички. Возможно, врач порекомендует Вам специальные препараты, устраняющие детские колики и газики.
  • Эмоциональный покой . По одной из версий, колики чаще и сильнее происходят у детишек очень мнительных мам. Также их способны вызывать различные стрессы, потрясения, испуги - старайтесь отстранить малыша от всего негативного. Между прочим, частой причиной детского плача бывает уязвимая нервная система ребенка. Таких деток лучше не оставлять при громко работающем или ярко мерцающем телевизоре, не разговаривать в его присутствии на повышенных тонах, не нарушать режима дня и всячески пытаться обеспечивать ему эмоциональный покой.
  • Грудное вскармливание . Научно и практично подтвержденный факт, что находящиеся на грудном вскармливании младенцы реже страдают коликами и легче их переносят. Старайтесь кормить ребенка грудью, чем подольше.
  • Диета . Очень многие продукты питания способны вызывать газообразование у младенца, а потому кормящей матери следует исключить их из рациона. Это капуста, бобовые, редис, репа, грибы, виноград, яблоки, груши и пр. Нередко малыши плохо реагируют на молочные продукты и свежую выпечку.

Самое лучшее средство!

Грудное вскармливание признано лучшим и самым полезным, что только может дать мать своему ребенку. Оно не только обеспечивает малыша идеальной пищей, но также защищает от многих болезней и успокаивает лучше любого другого средства.

Каждый ребенок чувствует себя хорошо, спокойно, защищено и комфортно под маминой грудью. Он ощущает запах ее тела, теплые нежные прикосновения и надежные объятия, успокаивающий завораживающий ритм сердца, а еще удовлетворяет свою физиологическую потребность в сосании. Если только причиной плача не является поражение ротовой полости или ушная боль, то лучшего успокоительного средства для новорожденного Вы не найдете. Не скупитесь на близость - предлагайте ребенку грудь всякий раз, как он испытывает в ней потребность, независимо от частоты и длительности прикладываний.

Метод Харви Карпа - правило пяти «П»

Если по каким-либо причинам Вы не можете вскармливать кроху грудью, то вам повезло меньше. Однако в некотором роде грудь может заменить пустышка. Держа ребеночка на руках и дав ему пустышку, мама обеспечит практически те же условия, о которых шла речь выше. Если Вы не против соски, то, возможно, разделите теорию известного педиатра Харви Карпа о том, как можно успокоить новорожденного ребенка.

Детский врач полагает: ухаживая за младенцем определенным образом, мы можем помочь ему адаптироваться к новым условиям жизни и обеспечить тем самым состояние спокойствия и комфорта. Оно наступает в условиях, максимально приближенных к тем, в которых малыш рос и развивался внутри материнской утробы в течение 9 месяцев. После рождения его среда обитания меняется кардинально, что не может не оставлять своих следов на психике, самочувствии и поведении младенца. Ребенок рождается не готовым к таким изменениям, а потому Карп называет первые несколько месяцев жизни новорожденного четвертым триместром беременности .

На протяжении этого времени ребенку необходимо воссоздать условия, в которых он привык находиться и в которых чувствует себя хорошо: это окружающие его пространство шумы и звуки (стук материнского сердца, течение крови по венам, перемещение еды по пищеводу мамы и т.д.), стесняющие его среду обитания границы (материнское лоно довольно тесное и компактное), удовлетворение сосательного рефлекса, вибрации и покачивания (которые он испытывает во время ходьбы и перемещения матерью).

А потому доктор предлагает следовать правилу пяти «П»:

  1. пеленать новорожденного;
  2. пустышкой не пренебрегать;
  3. покачивать для успокоения;
  4. привычные звуки тоже помогают успокоиться и уснуть;
  5. положение на животе или на боку - лучшее для ребенка.

Если Вам по душе теория доктора Карпа, то следует ознакомиться с ней подробно.

Успокоиться самой

Ну и, конечно же, самое важное: если Вы пытаетесь успокоить ребенка, то, прежде всего, нужно успокоиться самой. Какой бы нереальной ни казалась эта задача, а, находясь с малышом, Вы должны быть спокойны и уверенны в себе. Связь между матерью и ребенком сохраняется достаточно долго, и младенцы очень сильно чувствуют состояние своей мамы. Если Вы чем-то взволнованы, расстроены, напуганы, подавлены или переживаете любые другие противоречивые чувства, даже если растеряны и отчаянны из-за детского плача, то ребенок непременно будет это чувствовать. Возьмите себя в руки, относитесь к жизни проще и источайте любовь к своему чаду.

Пусть Ваш малыш не плачет часто и много!

Специально для - Елена Семенова

Совершенствуем ночной сон ребенка

Darcia Narvaez , https://www.psychologytoday.com/blog/moral-landscapes

"Мой малыш счастлив и спокоен только у меня на руках, стоит мне отложить его, он начинает плакать" .

"По ночам малыш просыпается каждый час, у меня уже просто нет сил ".

Подобные жалобы часто звучат из уст молодых родителей .

Большинство детей пробуждаются ночью и ожидают от родителей помощь в успокоении. По мере роста младенца сокращается количество его пробуждений в течение ночи и снижается потребность в получении помощи для погружения обратно в сон, но все это сохраняется в течение еще достаточно продолжительного периода времени. Недавнее исследование Weinraub et al. 2012 подтверждает, что ночные пробуждения являются нормой для младенцев . 66% малышей 6-месячного возраста просыпаются ночью, по крайней мере, один или два раза в неделю, а остальные - еще чаще. Некоторые дети в возрасте 12 месяцев могут плакать при пробуждении, даже если в предыдущие ночи они спокойно погружались обратно в сон.

Легкое погружение обратно в сон при помощи взрослого - одна из существенных ценностей для наших малышей, а также важная задача для родителей, нуждающихся в отдыхе. Взрослые, которые пытаются успокоить своих детей, могут получить ощутимую поддержку, опираясь на науку об уходе за малышом в ночное время. Она раскрывает важные знания об успокоении младенцев и рассказывает о том, почему определенные способы помогут в этом с наибольшей степенью вероятности.

Что важно знать об успокоении?

· Присутствие взрослого помогает успокоиться детям, пробуждающимся в плохом настроении. Младенцы (особенно в первые месяцы жизни) еще не способны регулировать свои эмоциональные состояния. Это одна из причин, почему в первые 2-3 месяца жизни эпизоды плача имеют тенденцию к учащению, а затем их частота снижается. Малыши могут плакать или беспокоиться по многим причинам, в том числе от голода, боли или других дискомфортных состояний, а, порой, просто в связи с потребностью в физическом контакте. Например, ношение ребенка на руках в течение 3-4 часов в день снижает общую продолжительность плача/беспокойного поведения младенца в возрасте 6 недель на 43% (Hunziker&Barr, 1988).

Беспокойство и плач - наиболее важные средства, с помощью которых ребенок может выражать свои потребности и желания. Нам не всегда удается определить конкретную причину такого поведения, но проявление видимых и слышимых признаков страдания, бесспорно, является важнейшей защитной и адаптивной функцией младенцев. Успокоение расстроенного малыша зависит от сенсорной информации, исходящей от заботящегося о нем взрослого - прикосновения, успокаивающий голос, запах, визуальный контакт, кормление грудью. Именно так это было задумано природой. Дети рассчитывают на тех, кто о них заботится: чтобы их успокоили и помогли справиться с другими факторами, расстраивающими или причиняющими им дискомфорт, например, боль, голод, или какое-то физическое или эмоциональное состояние, которое мы не можем точно определить. Присутствие взрослого и внимание к младенцу в момент его пробуждения и плача помогают ему быстрее погрузиться обратно в сон (Mao, Burnham, Goodlin-Jones, Gaylor, &Anders, 2004).

· Младенец учится самоуспокоению, получая помощь в успокоении извне. Взрослый содействует развитию способности - физиологически и эмоционально - самому себя успокаивать, помогая малышу успокоиться, не игнорируя его страдания. Это важнейшая помощь родителей детям (Davidov&Grusec, 2006; Stifter&Spinrad, 2002). Родители часто сомневаются в необходимости своего присутствия рядом с плачущим малышом, опасаясь, что это помешает развитию способности ребенка самостоятельно справляться со стрессом. Но следование такому подходу становится причиной повышенного беспокойства ребенка, он "липнет" к родителям, не отпуская их от себя ни на шаг. стресса и продолжительность периода бодрствования младенца. Это нисколько не способствует самостоятельному эмоциональному или физическому регулированию страданий и реакций ребенка. Напротив, для того, чтобы научиться спать, малышу необходимо заботливое руководящее участие родителей. Такие взаимоотношения помогают формированию у ребенка психической устойчивости и способности к саморегулированию, в случае возникновения проблем он сможет успокоить себя сам.

· Понимание причин проявления более сильного беспокойства у одних детей по сравнению с другими. Беспокойство после пробуждения является абсолютно нормальным поведением. Младенцы, испытывающие стресс, требуют внимания к себе, чтобы получить помощь в восстановлении чувства безопасности. Однако важно понимать, что способы оказания такой помощи для разных детей могут варьироваться. Поскольку некоторые младенцы плачут мало или не очень сильно, многие люди склонны ожидать такое же поведение от всех детей. Но малыши значительно отличаются друг от друга с точки зрения частоты и силы плача. Эти различия обусловлены многими факторами, включая темперамент, впечатления, ощущения и физиологическую зрелость. Таким образом, степень и продолжительность необходимости во внешнем регулировании (успокоении) варьируется для разных детей. Обеспечение внешнего регулирования для младенцев, которые чувствуют себя менее защищенными и, следовательно, более подвержены стрессу, на самом деле помогает , а не мешает им. Это способствует построению нервных проводящих путей, которые в конечном счете позволяют малышам самостоятельно справляться со стрессом и успокаивать себя (Cassidy, 1994; Stifter&Spinrad, 2002).

· Понимание и отслеживание момента, когда пробуждения становятся проблемой. Пробуждения являются нормальной составляющей детского сна и варьируются в зависимости от нескольких младенческих факторов:

1) способ кормления (грудь или бутылочка),

2) возраст,

3) отклонения в развитии,

4) индивидуальный уровень зрелости.

Ориентируясь на эти условия, каждой семье необходимо понимать, являются ли пробуждения проблемой для семьи. Пробуждения нельзя считать проблемой только лишь потому, что они происходят . Мнение о том, что пробуждения являются причиной "трудностей со сном", искажает актуальные знания о детском сне. Мы знаем, что несколько пробуждений во время ночного сна являются нормой для младенцев, особенно на грудном вскармливании. И, учитывая неврологическую незрелость человеческих младенцев при рождении, пробуждения служат основным защитным механизмом от опасности апноэ и обеспечивают насыщение организма кислородом. Кроме того, переходные и более продолжительные пробуждения помогают справиться с сердечно-легочными проблемами во время сна и восстановить естественный ритм сердцебиения (Mosko et al 1997a). Первые исследования синдрома внезапной детской смерти (СВДС) показали, что младенцы, которые чаще просыпаются ночью, менее подвержены риску смерти от СВДС, чем те, которые просыпаются значительно реже (см. обзор McKenna 1995 and Mosko et al 1997a and b).

К моменту, когда ребенок перерастает период основного риска СВДС, цикличность его пробуждений и снов приобретает более систематический характер, исследования показывают, что многие дети продолжают просыпаться ночью (Weinraubetal., 2012). Даже тогда ночные пробуждения целесообразно рассматривать как семейную проблему, а не "проблему со сном" ребенка. Если взрослого устраивают пробуждения годовалого ребенка 2 и более раз в течение ночи, проблемы нет!

Подведем итог: Плач при пробуждении является абсолютно нормальным поведением. Помощь плачущему младенцу в успокоении и утешении поддерживает развитие его способности к самостоятельному успокоению в будущем.

Естественные способы успокоения малыша

Первые 3 месяца жизни многим известны как "четвертый триместр беременности" , когда малышу необходима . Некоторые новорожденные легко адаптируются к новым условиям жизни, другие - сложнее. Многие способы, которыми родители инстинктивно пользуются для успокоения своих малышей, фактически воссоздают приятные, знакомые ощущения, ставшие привычными для ребенка за время его пребывания в утробе матери. Эти методы действительно хорошо работают для всех детей.

Воссоздание движения. Матка - пространство, находящееся в постоянном движении, поэтому танец, покачивания из стороны в сторону, быстрая ходьба, тряская езда на автомобиле, как правило, помогают малышам успокоиться.

В каких случаях не следует спать вместе с ребенком. Важно, чтобы родители воздерживались от совместного сна, если они не кормят грудью, а также, разумеется, если кто-либо из родителей находится под воздействием , наркотиков или того, что может нарушить естественность процесса возбуждения-торможения нервной системы. Дети должны спать на другой поверхности рядом с кроватью родителей, если:

1) взрослые, спящие рядом, чрезмерно сонливы,

2) есть вероятность, что маленькие дети будут искать способ и возможность попасть в кровать к родителям,

3) в кровати находится взрослый, который отказывается брать на себя ответственность за ребенка.

Следует избегать совместного сна в случае, если во время беременности, поскольку у младенца могут быть нарушены ритмы пробуждения, и это помешает эффективному обеспечению его максимальной безопасности в условиях совместного сна. То же самое справедливо и для маленьких недоношенных детей. Для них наиболее безопасной считается организация сна в приставной кроватке, а не в общей постели. И, наконец, весьма рискованно спать с младенцем на кушетке, диване или в кресле. Известно много случаев, когда дети задохнулись, оказавшись зажатыми между взрослым и какой-либо деталью мебели. Во всех вышеперечисленных случаях совместный сон на разных спальных поверхностях в одной комнате является более целесообразным вариантом, чем совместный сон в общей кровати.

Важный момент: где бы ни спал ребенок, он всегда должен лежать на спине. Более того, необходимо обеспечить расположение малыша вдали от мягкого постельного белья, подушек или игрушек, таким образом, чтобы ничто не препятствовало дыханию, и его голова не была покрыта какими-либо предметами, независимо от того, спит ли он рядом с родителями или отдельно от них.

Больше информации о безопасном совместном сне можно найти (и далее по ссылкам в конце статьи).

Грудное вскармливание. В дополнение к другим преимуществам грудного вскармливания для здоровья и когнитивного развития ребенка, оно является прекрасным способом успокоения. Кормление грудью обеспечивает контакт кожа к коже и тепло, удобно и выгодно для родителей, облегчая управление пробуждениями и помогая снизить депрессии (Fergerson, Jamieson, &Lindsay, 2002). Кроме того, матери, кормящие исключительно грудью, на самом деле больше спят и меньше устают в течение дня, по сравнению с теми, кто кормит исключительно искусственным питанием или смешанно ( Kendall-Tackett, Cong, &Hale, 2011 ).

Прислушивайтесь к ребенку и доверяйте своим инстинктам. Младенцы прекрасно умеют общаться, а взрослые, как правило, мастерски подбирают наилучший способ реагирования. Умение укачивать ребенка или разговаривать с ним мягко и нежно заложено в нас от природы. Таким образом, успокоить малыша поможет внимательное отношение к нему и к своим чувствам. Родителям нужно научиться прислушиваться к себе и беречь безопасность и здоровье младенцев. Если ребенок плачет, находясь на руках у родителей, можно подобрать для него более комфортное положение, но не оставлять малыша одного. Если взрослый неподвижен, возможно, нужно начать двигаться; если уже находится в движении - попробовать начать укачивать. Доверяйте своим инстинктам, они подскажут наилучший способ для установления контакта с ребенком.

Примечание для родителей: Существует только один знаток вашего малыша - это вы. Иногда вы сможете легко найти способ успокоить ребенка; временами вам будет казаться, что способы, которые помогали раньше, перестали работать. Однако терпеливое отношение к ребенку и к себе самому поможет вам обоим учиться преодолевать трудности и совершенствоваться.

Что делать, если ритуалы продолжают вызывать стресс?

Возможно, пора что-то менять, если взрослый начинает задумываться: "Я уже достаточно долго утешаю малыша по ночам... Что можно предпринять, чтобы хотя бы иногда ночной сон был непрерывным?"

Да, отчасти эти изменения приходят со временем - как показало недавнее исследование Weinraub, у каждого малыша свои сроки. Есть и некоторые способы, которые родители могут использовать для мягкого продвижения в желаемом направлении вместе с ребенком. Мы поделимся некоторыми вариантами помощи детям для снижения потребности во внимании к ним в ночное время, если именно это необходимо для семейного благополучия. Данные подходы основаны на важнейших действиях для успокоения, описанных в настоящей статье:

· Прислушивайтесь, присматривайтесь к сигналам малыша;

· Обеспечьте малыша заботой и поддержкой;

· Помогайте малышу учиться самоуспокоению.

Библиография / Ссылки *

Cassidy, J. (1994). Emotion regulation : Influences of attachment relationships. Monographs of the Society for Research in Child Development , 59, 228-283.

Davidov, M. &Grusec, J.E. (2006). Untangling the links of parental responsiveness to distress and warmth to child outcomes.Child Development, 77, 44-58.

Fergerson, S.S., Jamieson, D.J., & Lindsay, M. (2002). Diagnosing postpartum depression: can we do better?American Journal of Obstetrics and Gynecology , 186, 899-902.

Hunziker, U.A., & Barr, R.G. (1986). Increased carrying reduces infant crying: A randomized controlled trial.Pediatrics, 77, 641-648.ftp://urstm.com/CharestJ/Articles.pdf/Hunziker%20U%201986.pdf

Kendall-Tackett, K.A., Cong, Z., & Hale, T.W. (2011). The effect of feeding method on sleep duration, maternal well-being, and postpartum depression. ClinicalLactation, 2(2), 22-26.

Mao, A., Burnham, M.M., Goodlin-Jones, B.L., Gaylor, E.E., & Anders T.F. (2004). A comparison of the sleep-wake patterns of cosleeping and solitary-sleeping infants.Child Psychiatry and Human Development, 35, 95-105.

McKenna, J.J. (1995).The Potential Benefits of Infant-Parent Co-Sleeping in Relation to SIDS Prevention , by In Torliey O. Rognum, Ed., SIDS in the 90s. Scandinavian Press, 1995.

Evolution and the Sudden Infant Death Syndrome (SIDS) Part II: Why Human Infants? Human Nature 1 (2).

McKenna, J.J., &Mosko, S. (1990).Evolution and the Sudden Infant Death Syndrome (SIDS), Part III: Parent-Infant Co-sleeping and Infant Arousal , Human Nature: 1(2).

McKenna, J.J., &Mosko, S. (2001).Mother-Infant Cosleeping: Toward a New Scientific Beginning , in R. Byard and H. Krous, eds., Sudden Infant Death Syndrome: Puzzles, Problems and Possibilities. London: Arnold Publishers.

Infant Arousals During Mother-Infant Bed Sharing: Implications for Infant Sleep and SIDS Research , Pediatrics 100 (2): 841-849.

Mosko, S., Richard, C., & McKenna, J. (1997).Maternal Sleep and Arousals During Bedsharing with Infants , Sleep 201(2): 142-150.

Stifter, C.A. &Spinrad, T.L. (2002). The effect of excessive crying on the development of emotion regulation.Infancy, 3, 133-152.

Weinraub, M., Bender, R.H., Friedman, S.L., Susman, E.J., Knoke, B., Bradley, R., Houts, R., Williams, J. (2012). Patterns ofdevelopmental change in infants’ nighttime sleep awakenings from 6 through 36 months of age. Developmental Psychology, 48, 1501-1528.

*Примечание: Многие ссылки доступны для скачивания в виде статей и в разделе FAQ на сайте www.cosleeping.nd.edu , где представлена детальная информация о безопасности совместного сна и обсуждаются противоречивые мнения по этой теме.

Экологичное родительство: Если ребенок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите – поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть.

Как успокоить ребенка

Если ребенок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите – поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть.

©Julie Blackmon

Итак, вот 20 способов утихомирить разбушевавшегося ребенка:

1. Малыша попросите вспомнить, как кричит корова, лягушка, собака. Или показать свою руку, нос, коленку. Ребенку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом от 20 до 1.

2. Замри-отомри. Вариаций этой игры множество. Например, по команде “День” ребенок прыгает, играет. А по команде “Ночь” притворяется спящим. Или пусть малыш представит, что он мышка и бегает-играет, пока вы не скажете “Кошка идет!”. Вместо словесной команды, можно давать звуковую – хлопать в ладоши или звонить в колокольчик. С детьми постарше поиграйте в “Море волнуется”.

3. Шторм-штиль. Вариация предыдущей игры. Не требует полного замирания, но “штиль” – это тихие, плавные движения, шепот. Что такое шторм, думаю, не надо объяснять.

4. Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу “выключится”. Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: “уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)”. Пусть ребенок выполняет команды.

5. Предложите ребенку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо-тихо.

6. Предложите ребенку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.

7. Попросите ребенка закрыть глаза (если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала . Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребенка что-то сделать с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики).

8. Попросите ребенка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение обещайте приз.

9. Попробуйте упражнение на чередования напряжение и расслабления. Например, можно двигать заведомо неподъемный диван, а потом падать и отдыхать. Или предложите малышу представить, что его и ваши ладошки – это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег с земли и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки).

10. Предложите игру. Вы говорите слово, а ребенок старается произнести это слово громче, чем вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы.

11. Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте “малыша”. Возраст ребенка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку.

12. Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребенку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребенком.

13. Лучше еще крохой приучить ребенка, что когда вы расставите руки, он побежит к вам в объятия (знаю, многие родители так делают). Если это объятие будет приятным, к 3-5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки и когда ребенок к вам прибежит крепко-крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд.

14. Предложите малышу бегать и прыгать, но при этом постоянно выполнять какое-то простое движение . Например, держать соединенными указательные пальцы или вращать кистью руки.

15. Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите ребенку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста, временной промежуток 1-5 минут).

16. Предложите игру “Капитан и корабль”. Капитан должен отдавать команды (“Направо”, “Налево”, “Прямо”), а корабль четко им следовать. Для ребенка постарше можно выбрать цель (например, доплыть в прихожую) и расставить в комнате препятствия (кегли, мягкие игрушки). Ребенок может выбрать любую из ролей.

17. Загородите дорогу или схватите носящегося по квартире ребенка . Чтобы пройти (освободиться) он должен ответить на вопрос, требующий сосредоточения (Например, назвать морское животное, сосчитать количество окон в квартире или придумать пять слов на букву “А”).

18. Попросите ребенка сесть на корточки и представить, что он мячик. Легонько хлопайте его по макушке и пусть малыш подпрыгивает. Ускоряйте и замедляйте хлопки, следя, чтобы малыш прыгал согласно задаваемому темпу.

19. Попросите малыша, носящегося по квартире, выполнять ваши задания (три раза подпрыгнуть, два раза сбегать на кухню и обратно, четыре раза спрыгнуть с дивана). Важно, чтобы активное задание сочеталось с необходимостью вести подсчет действиям. За каждое выполненное задание рисуйте малышу в альбоме цветок или машинку.

20. Предложите ребенку повторять за вами все слова и действия. Начинайте показывать быстрые, резкие движения или громко кричите. Постепенно переходите к более спокойным, плавным движениям и тихой речи. Кроме достижения мгновенного эффекта, эти игры также помогут малышу учиться себя контролировать. Не забывайте, что и родителям важно быть терпеливыми и не терять самообладания, поскольку ребенок берет с вас пример и чувствует и отражает ваше собственное состояние. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet