Авва технология в работе с детьми аутистами. ABA-терапия - «Аба-терапия в коррекции и обучении аутичных детей. Есть ли вообще смысл тратиться? ». Эффективность АВА-терапии в коррекции аутизма и других нарушений в развитии

В представлении многих АВА терапия имеет две крайности:
Некоторые представляют АВА как дрессуру - ничего сложного, "наливай и пей" - почитал Ловааса, посадил "аутиста" в угол, прижал столом, помахал перед глазами конфетой, и давай бубнить: "Посмотри на меня!", "Похлопай", "Где красный?".

Другие представляют АВА как "икру заморскую, баклажанную" - где бы найти специалиста АВА, который будет заниматься с ребенком и вылечит его от всех аутистических недугов? Специалист должен быть именно АВА, и именно сертифицированный, желательно "заморский", ну и очень-очень опытный.

Но, как и везде - и в АВА хороша "золотая середина".

Фактически АВА, как , не является дисциплиной. АВА терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения.
же, как дисциплина - это наука, которая изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение, и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение.
Можно провести параллель с медициной - есть непосредственное "врачевание", выполняемое врачами и медсестрами, а есть фармакология - разработка и изготовление лекарств, и исследование их эффективности.
Так и в АВА - научная дисциплина изучает поведенческие процессы, а терапевты - используют методы на практике. В частности, при работе с детьми с аутизмом.

Но необходима ли АВА терапевту научно-исследовательская деятельность? Обязан ли АВА терапевт быть только "АВА" по профессии? Обязан ли иметь 20-ти летний опыт работы, чтобы выполнять обучающие программы и заниматься с аутистичным ребенком? Нет. Выполнять поведенческую работу может каждый человек. НО - при условии, что он готов учиться, причем учиться на постоянной основе.

Как и в медицине - может ли обычный человек научиться делать уколы? Необходимо ли для этого учиться 11 лет на доктора? Или 4 года - на медсестру? Или под руководством медсестры - научиться этому, за пару часов/раз/дней? Конечно есть такие люди, которые никогда не научаться делать уколы, сколько им не показывай и не рассказывай, но есть и такие, которые могут этому научиться несмотря на отсутствие полного медицинского образования.

Но, с другой стороны, если не иметь учителя, который покажет как и что нужно сделать, и убедится, что все действия выполняются правильно - пока самоучкой научишься делать уколы - если не убьешь, то серьезно навредишь здоровью своих "пациентов". И в АВА также - недостаточно прочитать на форуме, в блоге, или в книге примеры обучающих программ, и помчаться применять эти программы на всех детях подряд. Неудивительно, что многие дети не продвигаются в "самодельной" АВА программе, и лечение не столько лечит, сколько калечит.

Несомненно, чем опытнее АВА терапевт, тем качественней его работа, тем эффективнее обучение и быстрее продвижение ребенка. Но опытными не рождаются, опытными становятся. И приобрести опыт можно и нужно на практике, под руководством опытного АВА специалиста, который покажет, расскажет и распишет, что и как делать.

Поэтому, и сами родители ребенка могут научиться выполнять АВА программу, и начинающие специалисты/ студенты, и уже опытные специалисты разного профиля. Главное - выполнять самый важный завет Ленина - "Учиться, учиться, и еще раз учиться..."
Примеры обучения родителей применять поведенческие методы можно найти

АБА терапия самостоятельно .

Все слышали про АБА, все что-то знают, все верят что где то есть толковые профессионалы и часы АБА терапии могут спасти наших деток. Но где взять учителя, тренера, что собственно делать и какие правила? Я в отличии от многих не только слышала про АБА, но и «делала» ее. Моя статья это мой личный опыт и знания. Не претендующие на истину!

ABA терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах воздействия. Для аутистов АБА является наиболее эффективным методом обучения.
Вопреки мнению что это сложно или невозможно, я занималась АБА сама. Занятия приносили ощутимую пользу моему сыну. Хотя считается что количество занятий в неделю должно быть невероятно много, мы обходились 2-5 занятиями в день, по 30-50 минут. Искать специалистов и учителей нам было негде, поэтому мы сами попытались разобраться в перипетиях поведенческой терапии.
И хотя мы были далеки от совершенства, программ, правил терапии и наша АБА была не совсем классическая, мы смогли отлично продвинуться на данной терапии, даже на ее элементах. Мой ребенок не только полюбил заниматься за столом, но и ждал следующей задания, получал удовольствие от совместных игр, помогал складывать и раскладывать материал. Мой сын развивался и учился новому. И это определенно стоило горсти изюма в виде поощрения.




Мой ребенок не только научился раскладывать лото и цвета. Он научился гораздо большему-взаимодействовать, он стал более покладистым, стал лучше откликается на имя, улучшился глазной контакт. Более того, занятия приносили пользу не только моему ребенку, мне нравилось заниматься с сыном, я стала последовательнее, требовательнее, но спокойнее со своим аутенком. Теперь нам было чем заняться вместе и я чувствовала себя увереннее со своим сыном.

Вот правила которые я для себя установила:

Хотите АБА, начните(найдите в доме стул, стол и попробуйте провести первое занятие);

Переждите негативные реакции, слезы и истерики, отвлекайте;

Просто играйте за стульчиком, общайтесь, привыкайте;

Увеличивайте постепенно время занятия и количество уроков в день;

Составьте примерный план чему хотите учить, заведите тетрадку, записывайте результат занятий, добивайтесь целей;

Найдите любимые игрушки, еду и занятия для поощрения;

Первая неделя-месяц могут уйти на привыкание к сидению и занятиям, наберитесь терпения;

Если в течении недели какое то упражнение не продвинулось, уберите его на лучшие времена или смените тактику;

Разнообразие заданий, игрушек и развиваек, сделайте АБА интересным;

Будьте последовательны, будьте терпеливыми, но требовательными;

Приз должен быть заслуженным и желанным, добивайтесь выполнения;

Больше помогайте и не скупитесь на похвалу;

Снимайте свой занятия на видео. Мне это очень помогало следить за динамикой и отслеживать ошибки;

Верьте в успех, никто кроме вас не знает так вашего ребенка!

Чему можно учить:

1) сидеть за столом, играть, играть с мамой, брать и давать предметы, смотреть в глаза, слушать команды, взаимодействовать

2)имитация звуков(ааа, ууу, иии и т.д) или действий (покажи часть тела, похлопай, по топай, стукни, по тряси, открой, дай, положи и т.д.)

3)игры за столом(пазлы, сортеры, матрешка, головоломки, кубики, рисование, лепка, игры на музыкальных инструментах, крупа и т.д.)

4)игры на развитие: найди пару, подобное на подобное, подобное на не подобное, сортировка по 1 признаку, контуры, размеры, цвета.формы, счет, буквы и т.д.

5) Речь, ответы да и не, укладывание кукол спать и катание поезда за веревочку, все что угодно и к чему есть склонность у ребенка и чему необходимо научить ребенка.

Не важно чему учить, собирать пазл или складывать слова, показывать картинки или приносить предметы, главное сделать занятие интересным, разнообразным, приятным. Первое время не обойтись без поощрения, это могут быть мыльные пузыри или глоток сока или маленький кусочек фрукта. Необходимо что бы ребенок понял что за правильное выполнение или попытку выполнения, мама говорит МОЛОДЕЦ и вознаграждает. Как только это понимание придет, с ребенком станет намного проще. Желаемое поведение поощряется, не желательное-игнорируется. Ребенок очень скоро сделает правильный выбор, втянется в игры за столом, в общение, он заметит вас и материалы. Он полюбит какие то игры и занятия и ими вы будите разбавлять новый или сложный задания.

Есть несколько правил:
-поощрение должно быть выдано непосредственно в момент выполнения
-заслуженность поощрения обязательна
-не перекармливайте
-сделайте вместе с ребенком и похвалите
-в следующий раз ослаб те помощь и дайте больше времени
-в последующий раз подождите и поманите вознаграждением и за малейшую попытку-бурно порадуйтесь и вознаградите
-как только задание освоено чередуйте выдачу вознаграждения и просто похвалу в произвольном порядке
-усложняйте сами задания, меняйте материал и вносите варианты
-начинайте и заканчивайте интересным
-следите за лишними подсказками
-меняйте среду в которой обучаете, не только за столом, но и на полу, не только красная машинка но и синяя и т.д.
-переигрывайте, гладьте и хвалите вашего ребенка за сотрудничество и удачные попытки
-подносите материал ближе к лицу, обращайте на себя внимание прежде чем дать задание
-не прерывайте занятие по инициативе ребенка
-при отказе доделайте рукой ребенка задание и похвалите несмотря на сопротивление
-не разрешайте раскидывать материал
-используйте интересы вашего ребенка в занятиях
-ведите записи того чему учите и в чем добились результата
-получайте удовольствие от занятий

Первое что должен освоить ребенок:

откликаться на имя

подходить по имени

садиться для небольших занятий

концентрировать внимание на предметах или заданиях, лице учителя

Во время обучения, не забывайте:

Медленно но верно, даже если первое сидение на стульчике займет всего несколько секунд, это все равно начало, не скупитесь на похвалу.

Покажите лакомство ребенку и медленно поднесите к своему лицу -Посмотри на меня

Игры должны быть интересными и тогда сидение с вами за столом станет для ребенка желанным.

Пользуйтесь знакомыми словами и короткими предложениями

Старайтесь быть постоянными в словах которые употребляете и интонации с которой говорите, если обучающих два, тосогласуйте свои команды.

Наша АБА только в начале выглядела принуждением, ребенок конечно оказывал сопротивление, но через неделю уже не только спокойно садился в стульчик и играл, но и стал учиться новому, смотреть карточки, давать предметы. Далеко не за каждую игру и задания я давала поощрения(кусочек фрукта, изюм, сушеный ананас), вскоре вполне хватало молодец или спасибо, мы играли в ку-ку и мыльные пузыри, переливали водичку, и просто щекотались. Игровая терапия с элементами АБА. Я никогда не ругала своего ребенка, и только через пол года стала более строга и стала говорить нет и нельзя. Но я была настойчива, я была требовательно и последовательна в своих требованиях. Ребенок быстро привык к такой форме общения, он ждал занятий, он втянулся и у нас стало получаться. В случае сопротивления или нежелания играть я просто настаивала на своем, уговаривала, помогала сделать рукой сына. И вскоре ребенок стал доверять мне, все что угодно, любое новое задание или упражнение было возможно сделать вместе с сыном. А потом похвалить и повторить вместе вновь, а в следующий раз ребенок уже делал сам или хотя бы старался. Он шел на контакт, он заметил нас и стал развиваться!

Мне понравилась АБА, она существенно продвинула моего аутенка вперед. Меня, в отличие от многих, не смущает что ребенок «работает» за еду, я не считаю что собирание пазла с мамой, и получение за это дольки киви-дрессировка. Через месяц я поощряла только то что хотела, а иногда и вообще не поощряла. Ребенку нравились занятия сами по себе. И это умение сидеть и заниматься потом часто нам пригождалось. Ведь так приятно купив новую игрушку или материал получить отдачу, поиграть вместе со своим ребенком или чему то его научить. Со временем мы стали чаще перемещаться со стола на пол и обратно, разбавлять занятия более обычными для деток лепкой и рисованием, зарядкой и другими играми. Трудно только начать. Но как известно силы появляются по мере движения ВПЕРЕД!

Очень рекомендую посмотреть видео про АБА, все станет сразу намного понятнее, например эта мамочка выложила много своих роликов Так же доступны для просмотра более классические занятия с педагогами и заграничными специалистами, ГУГЛИТЕ.

Про то как использовать АБА в жизни и как продвинуться с ребенком во многом, между делом описано тут

Более подробно как мы начинали АБА терапию написано в книге «Как я снова начала улыбаться» ,

О том во что играть, чему учить и где взять материалы написано в Главе 14

У Илюши довольно часто возникает нежелательное поведение во время занятий. Для уменьшения нежелательного поведения и усиления навыков сотрудничества необходимо предпринять следующие шаги:

    В постоянном режиме вести таблицу ABC , отслеживать нежелательное поведение. Мы будем стараться манипулировать предшествующими факторами так, чтобы нежелательное поведение Ильи просто не появлялось.

    На постоянной основе проводить тестирование мотивационных стимулов. Используем:

    Метод одиночного тестирования при появлении нового поощрения (показываем что это, как оно работает, пытаемся заинтересовать ребенка).

    Метод множественного тестирования – в обычном режиме занятий. Здесь Илья сам выбирает из коробки поощрений предмет. В коробке поощрений должны быть те предметы, которые Илья знает, как использовать. Если мы добавляем новый предмет, то для начала надо провести одиночное тестирование.

    Методы выбора из двух – для определения более мотивационного поощрения для текущего занятия.

Необходимо постоянно искать те вещи, различные штучки, которые могут Илюше понравиться. Играть вместе с ним с поощрениями (но при этом не навязывать свою игру), показать, как с нами хорошо и весело.

    Во время занятий, когда Илья себя хорошо ведет, обязательно поощряем его жетончиками за красивое поведение. Например, говорим: «Ты красиво сидишь» и ставим жетон. Или: «Красиво себя ведешь!». Не скупитесь на жетоны за хорошее поведение, ставьте их часто. Наша задача сейчас усилить хорошее поведение.

    Обязательно надо следить за сложностью заданий. Необходимо очень точно подбирать упражнения так, чтобы они были не очень легкими, но и не очень сложными. Нежелательное поведение Ильи часто проявляется в моменты его неуспеха. Соответственно, на данном этапе нам надо исключить неуспешное выполнение упражнений. Если мы видим, что Илья не справляется с заданием, нам необходимо внимательно проанализировать задание, понять, есть ли в арсенале Ильи все необходимые для освоения данного упражнения навыки. Возможно, мы «перепрыгнули» какую-то важную ступеньку, и теперь Илюше сложно.

    Необходимо использовать подсказки во время обучения. Сначала надо определить эффективный вид подсказки для определенного упражнения и вовремя ее оказывать в процессе обучения. При этом необходимо постепенно убирать подсказку так, чтобы Илья не был от них зависим.

    ОБЯЗАТЕЛЬНО! Необходимо соблюдать определенную структуру занятий.

Занятие будет состоять из 5-7 блоков. Каждый блок включает в себя последовательность упражнений:

    Игровая деятельность.

Начинаем с игровой деятельности. Игра должна быть легкой и приятной, и, при этом, Илья должен за нее получать жетоны и призы. Игры можно включать из программы или любые другие, которые вы знаете (главное, чтобы они были легкими и приятными).

    Академические навыки.

После игровой деятельности переходим к одному из упражнений на тренировку академических навыков (упражнения на развитие поведения слушателя, визуальных навыков и др.).

    Моторика.

После упражнений на развитие академических навыков переходим к упражнениям на развитие крупной моторики (полоса препятствий, игра в мяч) и мелкой моторики (рисование, пластилин, бусины и др.)

Максимальное время продолжительности упражнения – 10 минут. Т.е. максимальная продолжительность блока (игровая деятельность, академический навык, моторика) – 30 минут. Илье необходимо предоставлять небольшой перерыв между упражнениями. Т.е. Илья получил приз и может с ним походить. По истечении 2-3 минут, приглашаем его заниматься дальше.

Между блоками необходим перерыв (не более 10 минут), во время которого вы готовитесь к следующему блоку, заполняете чек-листы и другие таблицы. В перерыве вы можете, на свое усмотрение, поиграть с Ильей или дать ему спокойно побыть одному. Обязательно всегда предупреждаем Илью, что перерыв заканчивается, и мы идем заниматься.

    Совершенно необязательно все время заниматься за столом. Можно взять карточки или другие предметы для занятий и сесть на пол. Либо вообще заниматься в другой комнате. А игры наоборот проводить за столом. Пусть у Ильи не будет взаимосвязи – стол = занятие.

    Если мы приглашаем Илью за стол, а он отказывается приемлемым образом, то мы отпускаем его. Например, мы, предварительно предупредив, говорим Илье: «Садись», а он нам отвечает: «Не хочу», мы не сажаем его за стол и даем ему немного еще отдохнуть, но при этом мы должны забрать у него все поощрения. Т.е. он может не садиться за стол, но при этом не иметь поощрений и доступа к ним. Как только Илья проявит инициативу и скажет: «Я хочу конфету», то мы говорим ему: «Садись». Скорее всего, Илья примет наше предложение.

После того, как Илья отказался садиться за стол, и мы отпустили его, он может немного погулять (без поощрений), а потом мы ведем его за руку и сажаем за стол уже сами.

Если Илья сразу же после первого приглашения пришел за стол, поощряем его жетонами, и говорим, что он молодец, что сам пришел.

    Мы НИКОГДА не будем поощрять Илью после того, как он проявлял нежелательное поведение в течение упражнения. Например, мы начинаем упражнение, Илья начинает кусаться, отказывается доделывать. Мы доделываем упражнения, ставим жетоны за правильные реакции. Когда он соберет все жетоны, мы говорим: «Все жетоны собрал – иди!» И помогаем ему выйти, Илья может немного походить-погулять, но без поощрений. Обязательно заносим все данные в таблицу ABC.

АВА (Applied behavior analysis) – терапия, прикладная наука, которая определяет взаимосвязь между поведением и факторами в окружающей среде и экспериментальным образом манипулирует данными факторами для того, чтобы изменить поведение. Говоря проще, АВА – поведенческая терапия или модификация поведения.

Записаться на прием

Показания к назначению АВА-терапии

Прикладное назначение АВА, прежде всего, ценно для коррекции аутизма . Однако метод демонстрирует свою высокую эффективность и при лечении других отклонений в развитии:

  • Синдром Аспергера;
  • Инвалидность вследствие порока развития;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Приступы агрессии;
  • Проблемное поведение , непослушание.

Как работает АВА-терапия для аутистов?

Каковы перспективы ребенка при постановке диагноза аутизм. Лечение, особенно на ранней стадии, несомненно, приносит ощутимый результат, но ребенок навсегда останется особым. Правильнее говорить не о лечении аутизма, а о его коррекции. АВА должна стать частью общей программы коррекции аутизма наряду с физиотерапевтическим лечением. Цель поведенческой коррекции аутизма – максимально приблизить ребенка с определенными нарушениями в развитии к полноценному участию в жизни общества.

АВА-терапия для аутистов базируется на идее, что любое поведение влечет за собой определенные последствия, и если ребенку они нравятся, он станет повторять такое поведение, а если не нравится - не станет. Таким образом возможно стимулировать развитие необходимых навыков и способностей, в том числе улучшить коммуникацию, повысить желание к обучению, снизить уровень агрессии и тревожности, адаптировать поведение в целом к социально ориентированной модели.

Как работает АВА-терапия для аутистов? Для ребенка с диагнозом аутизм лечение должно требовать от врача максимальной ориентации на его индивидуальные особенности и настроения, максимум внимания и терпения. Элементарные навыки речь, контактность, творческая игра, умение слушать, смотреть в глаза трудно даются аутисту. Их нужно разбить на более мелкие задачи: «подними руку», «кивни головой», «дай», «возьми»…

Начинают с одного задания, подсказывая правильную реакцию и активно поощряя ее (вкусностями, возможностью погулять, похвалой). Постепенно вводятся новые задачи, чередуются. Затем освоенные задачи пробуют ставить в незнакомой обстановке, с привлечением новых людей…

Со временем ребенок начинает самостоятельно осваивать новые стимулы из окружающей среды, подобно тому, как это делают обычно развивающиеся детки.

АВА-терапия располагает огромным количеством тренирующих программ. Специальная шкала позволит оценить успехи ребенка аутиста в лечении. Сколько стоит



Эффективность АВА-терапии в коррекции аутизма и других нарушений в развитии

Эффективность АВА-терапии в коррекции аутизма тем выше, чем раньше начинается курс. Идеальный вариант - начинать заниматься с ребенком по данной методике до того, как он достигнет 6-летнего возраста.

Поведенческая терапия для аутистов чрезвычайно действенна. По результатам основателя методики АВА Ивара Ловааса, около 50% детей, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, кто получал АВА, улучшил свое состояние и поведение.

Наибольший результат поведенческая терапия для аутистов дает, если с ребенком заниматься по данной методике в неделю по 29-30 часов. Успех во многом зависит и от профессионализма инструктора. Он же должен дать рекомендации родителям о том, как закреплять достигнутый в ходе занятий результат обучения в домашних условиях.

Преимущества АВА-терапии

Сегодня АВА-терапия признана самым эффективным лечением аутизма и других нарушений в развитии. Ее успех обеспечен тем, что обучение происходит на индивидуальной основе. Все люди разные, все дети с аутизмом разные. У каждого свои характерные черты поведения и своя характерная окружающая среда. Если сфокусироваться на конкретном поведении, определить те факторы, которые влияют и контролируют это поведение, то можно его изменить эффективнее, чем пытаться объяснить словами, отругать или дать таблетку.

Занятия АВА-терапией в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго»

АВА-терапию начинают, примерно, с 1,5-2 летнего возраста с любым ребенком, у которого наблюдается нежелательное поведение.

Занятия с элементами АВА-терапии с аутистами в идеале должны проводиться ежедневно и длиться 1час, с переменами в 3-5мин. Продолжительность курса АВА-терапии оговаривается с родителями и зависит от способностей ребенка и финансовой возможности родителей.

На первом занятии проводится тестирование навыков ребенка и опрос родителей. Оцениваются речевые навыки, навыки самообслуживания, социальные навыки, моторные навыки. В зависимости от полученной информации разрабатывается персональная программа дальнейшей работы. В ходе занятий психолог отрабатывает навыки, а родители закрепляют наработку в домашних условиях в соответствии с инструкциями.

На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).

АВА‑терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения . АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В арсенале АВА несколько сотен программ , среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, "покажи, как ты... ", местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет", и других. Среди программ более высокого уровня - "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть".

В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.

Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной - от 30 до 40 часов в неделю , чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.

Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит "измерения" (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения ("вмешательство").

Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор - специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух‑трех часов (делая за это время пять‑шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два‑три специалиста, и ребенок получает пять‑шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.

AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми - в маленьких группах (два‑три человека) и больших (пять‑десять человек).

Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА - 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе - шесть часов в неделю, максимальное - 40.

Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки , которые он выучил в программе.

Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.

Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.

При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.

Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников