Свадьба в ингушетии. В Ингушетии замужняя женщина вступила в брак. Теперь ее судьбу решает тейп. Современная версия ингушской свадьбы

Ингушский миллиардер с размахом сыграл свадьбу своего сына
На днях в Москве сыграли роскошную свадьбу сыну ингушского миллиардера Михаила Гуцериева с приглашением звезд мировой величины. Въедливые журналисты подсчитали, что расходы на свадьбу в разы превосходили затраты бюджета Ингушетии на ключевые социальные нужды дотационной республики.

Михаил Гуцериев и Филлип Киркоров
Имена и цены

Торжественное мероприятие состоялось в субботу, 26 марта, в ресторане «Сафиса» в Москве. По информации «Комсомольской правды», избранницей Гуцериева-младшего стала Хадижа Ужахова из Ингушетии - студентка московского медико-стоматологического университета имени Евдокимова.

Хадижа Ужахова и Саид Гуцериев (крайний справа)

На свадьбе выступили Стинг, Дженнифер Лопес, Патрисия Каас, Энрике Иглесиас и Алла Пугачева. На торжество также прибыл Элтон Джон. Ведущей праздника была народная артистка Ингушетии Тамара Яндиева. Всего на мероприятии присутствовали около 600 человек.

Михаилу Гуцериеву пришлось потратить внушительную сумму, чтобы сделать свадьбу сына незабываемой. Как удалось выяснить LifeNews, пригласить на частную вечеринку Дженифер Лопес стоит 5 миллионов евро, а Элтона Джона - 7 миллионов евро.

По сегодняшнему курсу эти гонорары мировым звездам варьируются от 400 миллионов до 560 миллионов рублей. Отечественные исполнители обошлись семье Гуцериевых гораздо дешевле, - отмечают журналисты.

При этом вместе с иностранными знаменитостями собравшихся развлекал ансамбль «Лезгинка». Также на свадьбе присутствовал первый президент Ингушетии Руслан Аушев и нынешний глава республики Юнус-Бек Евкуров.

«Сегодня по приглашению Микаила Гуцериева побывал на свадьбе его сына Саида, который женился на Хадиже. Молодые люди из хороших и уважаемых семей. Микаил Гуцериев является гордостью нашего народа, многое сделал для республики и ещё многое сделает.

От всей души пожелал молодоженам мира и добра, много детишек и, конечно, почитания своих родителей», - написал на своей страничке в Инстаграм глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.

Семья того стоит

Отметим, что невеста родом из Ингушетии и, как написали друзья молодожёнов в социальных сетях, даму сердца для Саида семья Гуцериевых искала четыре года. Платье невесты весит 25 килограммов: его заказывали во Франции.

По информации источника РЕН ТВ, свадебный наряд невесты сына миллиардера Михаила Гуцериева от Elie Saab стоит 25 миллионов рублей, корона 5 миллионов евро. То есть, около 400 миллионов рублей.
Михаил Гуцериев с гостями торжества

Красоту и молодость молодоженом подчеркивали тысячи живых цветов, которыми был украшен вход в концертный зал на улице, весь первый этаж и само место празднования. Специалисты говорят, что такие флористические композиции стоят в районе 200 тысяч долларов - почти 14 миллионов рублей.

Forbes назвал семью Гуцериевых лидерами рейтинга 2015 года самых богатых семей России. Гуцериев - основной акционер компании «Русснефть», совладелец группы «Бин» вместе с братом Саит-Саламом Гуцериевым и племянником Микаилом Шишхановым.

В сферу его интересов входят банки, строительство, недвижимость, пенсионные фонды, инвестиции. В рейтинге богатейших бизнесменов России по версии Forbes Гуцериев занимает 16 позицию с капиталом 5,9 миллиарда долларов.

Цифры Ингушетии

При этом напомним, что Ингушетия, уроженцем которой является Михаил Гуцериев, считается одним из самых бедных регионов России с высоким уровнем дотационности из федерального бюджета.

Со слов главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, доходы республики в 2016 году составят 23 млрд 580 млн руб. Расходы при этом запланированы в объеме 25 млрд 440 млн руб. Таким образом дефицит республиканской казны составит 1,8 млрд руб.


Бюджет республики, со слов главы, будет направлен на реализацию первоочередных задач социального характера. В частности, на развитие здравоохранения во всей республике планируется направить 24 млн руб. То есть, стоимость одного платья невесты Саида Гуцериева.

В том числе на оказание высокотехнологичной медицинской помощи - 17 млн руб., развитие наркологической службы - 3 млн руб., оказание паллиативной помощи в Ингушетии - 4 млн руб.

Руслан Аушев и Юнус-Бек Евкуров на свадьбе Гуцериевых

На развитие образования во всей Ингушетии будет выделено 224,3 миллиона рублей. То есть, в два раза меньше стоимости короны невесты Саида Гуцериева и в два раза меньше стоимости выступления Дженифер Лопес.

Из этой суммы на приобретение учебников 5-11 классов для всей республики направят 114 млн руб., обеспечение питания для детей из малообеспеченных семей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях - 91 млн руб., осуществление выплат ежемесячного пособия детям-сиротам - 17,7 млн руб.

Голодающие ингуши

При этом, по данным Благотворительных фондов Ингушетии в республике насчитывается большое количество семей, проживающих за чертой бедности и сталкивающихся с голодом.

«В современных условиях изобилия продуктов нелегко поверить, но в Ингушетии рядом с нами живут семьи, где по причине бедности, голод является обычным явлением. Да, уже сегодня в электронной базе нашего Фонда около 700 человек (более 150 семей) которые находятся за чертой остро нуждающихся в продовольственной помощи», - сообщается на сайте Благотворительного фонда «Тешам».


«В Ингушетии очень много нуждающихся. Точной статистики нет – у различных ведомств она своя. Но по официальным данным, у нас действительно самая высокая безработица – 52%, а по неофициальным – все 70», - пишет Благотворительный фонд "Солидарность".

Данная ситуация заставляет активистов благотворительных фондов республики реализовывать специальные программы продуктовой помощи жителям Ингушетии. Кроме того реализуются активистами и программы сбора обуви, одежды, мебели и учебников для необеспеченных семей.

Все эти благотворительные программы, которые охватывают собой всю территорию республики, реализуются исключительно за счет скромных частных сборов и пожертвований. К примеру, на программы месяца январь активисты смогли собрать всего лишь 2,5 миллиона рублей.

По словам Юнус-Бека Евкурова, организаторы сделали все, чтобы были соблюдены ингушские традиции и обычаи. «Свадьба была очень красивой, располагала добротой и гостеприимством», - подчеркнул глава Ингушетии.

Ингушетия всегда славилась своими богатыми обычаями и традициями, которые соблюдаются и сегодня. Современная молодежь живёт в другом ритме, но традиции своего народа чтит свято. Один из самых почитаемых обрядов – ингушская свадьба, которой предшествует знакомство юноши и девушки, сватовство, помолвка.

После обряда венчания молодые проводят несколько дней так, как того требует древний обычай. Отступить от завета предков – значит нарушить закон. Все должно проходить так, как было много лет и даже веков назад.

В Ингушетии нельзя представить себе, чтобы юноша и девушка самостоятельно приняли решение о вступлении в брак. Огромное значение имеет мнение старших, которые задолго до торжественного события оговаривают все подробности, выясняют степень родства, узнают все о характерах жениха и невесты их способностях и умении вести хозяйство, содержать семью.

Прежде, чем многочисленные родственники юноши засватают девушку, будущий жених, в соответствии с древней традицией, передает своей избраннице:

  • сладости;
  • подарки;
  • деньги.

Если красавица принимает дары, то в ответ передает парню вышитые своими руками носовые платки для него и его лучшего друга. Только после этого можно считать, что знакомство состоялось, и старшие назначают день сватовства. Выбор невесты и решение о создании семьи – огромная ответственность.

Развод – это не просто скандал, это позор, который ложится и на мужа или жену, и на их родных. Поэтому женятся в Ингушетии, основательно продумав все нюансы, все последствия совершенного шага.

Девушка становится невестой только в том случае, если ее кандидатуру одобрили старейшие родственники юноши. Это забота о здоровье будущих поколений и генетическом развитии нации.

Зоахалол (сватовство) проходит в несколько этапов:


  1. Посредник, являющийся родственником жениха и невесты, заявляет родителям и представителям старшего поколения в доме девушки о намерении юноши свататься. Он рассказывает о женихе, расхваливая его, говоря о его достоинствах и способностях. После такого представления родные девушки проверяют все то, что было сказано, стремясь удостовериться в правильности и правдивости рассказа. В роли посредника может выступить тот, кто уважаем и почитаем в обеих семьях. Он возвращается через пару недель, чтобы услышать ответ родителей невесты. В случае согласия назначается день сватовства.
  2. Непосредственно сватовство. В доме родителей жениха собираются самые уважаемые люди. Это не всегда старики. Многие из них заслужили уважение благодаря своим знаниям, положению в обществе, духовному развитию. В число этих людей обязательно входят дядя жениха и посредник, который первым посетил дом невесты. Обязательным считается присутствие представителя религиозной общины. Им предоставляют полную подробную информацию обо всех родственниках девушки, о степени родства членов семей с той и другой стороны. Если сваты принимают положительное решение, наступает третий этап сватовства.
  3. Визит в дом родителей невесты. Здесь представителей жениха ждут многочисленные родственники девушки. Звучат речи, тексты которых составляют заранее, учитывая требования традиций. После долгих переговоров старейшины узнают ответ самой невесты, звучащий тоже в соответствии с традицией. Девушка говорит, что согласна с мнением отца и готова выполнить его волю.

Во время сватовства вносят урду – определенная денежная сумма, размер которой установлен. Дать меньше нельзя, а вот больше – разрешается. На сегодня минимальная сумма урду составляет 50 000 рублей. Это так называемая официальная сумма, однако жених может от себя лично передать девушке дополнительно деньги в любом количестве.

После передачи урду девушка считается засватанной и родственники жениха называют ее «наш человек» – независимо от того, на какое время назначена свадьба. Обычно сватают невест зимой или ранней весной, а свадьбу играют осенью.

Подготовка к свадьбе

Засватанная девушка избегает всех мужчин и старших женщин из рода жениха. Она держится в стороне от шумных веселых компаний, соблюдая табуирование. Это свод запретов, выполнять которые обязательно. Исключением становятся только несовершеннолетние дети. С ними невесте разрешается общаться.


В процессе подготовки к свадьбе родители невесты собирают приданое, состоящее из:

  • постельного белья;
  • кухонной утвари;
  • ковров;
  • личных вещей (одежды и белья).

Помимо этого, необходимо приготовить подарки родителям жениха и его ближайшим родственникам. Новые правила, появившиеся сравнительно недавно, позволяют молодым общаться, так как они видятся на учебе (ведь многие девушки учатся в ВУЗах), но тесно контактировать им запрещено.

Готовятся к свадьбе в обоих домах. Праздник будет проходить и в доме невесты, и в доме жениха, поэтому все должно быть правильно организовано задолго до назначенного дня.


Дату бракосочетания выбирают в зависимости от того, когда будет готово приданое. Старшие из рода невесты сообщают о завершении подготовки, и старики назначают день свадьбы.

За 10–14 дней до торжественного дня невесту перевозят в дом одного из близких друзей или родственников жениха, где она ждет объявления о назначенной дате. Свадьба в доме невесты будет праздноваться всего один день, ведь девушку сразу отведут в жилище мужа, а в доме жениха гости будут гулять три дня.

За день до бракосочетания отец невесты должен получить подарки от новых родственников, и отказаться от них он не имеет права.

Проведение торжества

Свадьба в Ингушетии – одно из самых знаменательных событий. Это праздник не только двух семей. В торжестве принимают участие:


  • родственники;
  • друзья;
  • соседи.

Присутствуют на празднике люди самых разных возрастов. Раньше всех их размещали в разных комнатах или домах. Женщины никогда не находились рядом с представителями сильной половины человечества . Перед тем, как молодые отправятся в ЗАГс или к месту выездной регистрации, к дому невесты направляется свадебный поезд. В нем много молодежи. Нет здесь только родных сестер жениха, которые остаются дома и готовят все необходимое для встречи гостей. Невеста ожидает будущего супруга в тайной комнате, вывести из которой ее может ближайший родственник или брат жениха.

Прежде чем девушка перешагнет порог родного дома, подруга прикалывает к подолу ее платья иголку с белой ниткой (чтобы молодая была счастливой и защищенной от злого глаза) и кладет ей за пазуху серебряную монетку, завернутую в лоскут белой материи (символ богатства и умения вести хозяйство).

Это атрибуты, которые девушка будет хранить долгие годы как святыню. Стоя за занавеской, невеста ждет, пока родственники жениха ее оценят, потом выходит и встречает стоя всех пришедших гостей.


В прежние времена невеста принимала гостей в доме своих родителей, потом приходил мулла и регистрировал брак, а жених все это время не появлялся ни разу. Молодые встречались только после того, как девушка выходила из дома за водой. Ее отвозили в дом молодого супруга, где продолжался праздник.

Во время современной свадьбы мать жениха подносит будущей невестке ложку меда, от которой та не имеет права отказаться. Мед символизирует сладкую счастливую жизнь в новом доме рядом с новыми родственниками. Невеста становится в угол и остается там до тех пор, пока не получит все подарки и не выслушает все поздравления. Еще один обычай, который сохранен и строго соблюдается и сегодня, – взять на руки маленького мальчика.

Невеста берет малыша и вручает ему небольшую денежную сумму. Принято считать, что после этого первенцем у молодоженов обязательно будет сын.

После свадьбы

У ингушей принято праздновать в доме жениха еще два дня после свадьбы. Первые три дня после заключения брака жених проводит в гостях у тех, кто помогал ему готовиться к празднику. В эти дни в дом жениха приходят родственники и близкие друзья.


Их угощают самыми лучшими блюдами, дорогими винами. Те, в свою очередь, преподносят дары. Это драгоценности, деньги, дорогостоящая одежда. Веселье продолжается, не прекращаются танцы, звучат песни.

По прошествии этих трех дней невеста в присутствии подруг и сестер жениха набирает чистую воду, и молодые уходят в свой дом или ту часть жилья, которая была выделена им родителям жениха. Теперь они уже в новом качестве, как молодая семья, ходят в гости ко всем родным, друзьям и знакомым.

Если следовать древним традициям, то только через год (или после рождения первенца) молодая жена могла проведать своих родителей, войдя в их дом. Все обычаи Ингушетии связаны с религиозными убеждениями. В их основе лежит пожелание богатства, счастья и здоровья.

В родительском доме молодые супруги получают значительные, довольно крупные дары.

В сельской местности это может быть крупный рогатый скот, а у тех, кто живет в городах, принято дарить деньги и ювелирные украшения. Современные молодые люди знакомятся порой без ведома родителей, и старшие не заставляют их вступать в брак против воли.

Это видео познакомит вас с национальными традициями ингушской свадьбы:

Главное, чтобы новобрачные были счастливы.

Конечно, все юноши, девушки, их родители помнят, чтят традиции и обычаи своего народа. Уважая старших, прислушиваясь к их мнению, жених и невеста сделают все так, как им посоветуют старики. В свою очередь, родители не препятствуют счастью детей, относятся к их желанию с пониманием и стараются помочь в организации и проведении свадебных торжеств, учитывая не только старинные обычаи, но и современные, новые идеи. Сегодня после торжественной регистрации молодые в сопровождении родственников и друзей могут позволить себе отправиться в ресторан, где все вместе будут пить вино, петь застольные песни, танцевать. Как правильно организовать веселье так, чтобы не обидеть стариков, не нарушить традиции? Спросить совета можно у тех, кто уже отпраздновал день рождения новой семьи или был организатором праздника.

Традиции для жителей Северного Кавказа играют огромную роль, они передаются от старшего поколения к младшему. В том числе и ингуши свято чтут заповеди старших, придерживаясь обрядовому образу жизни. Свадьба в Ингушетии, как и в других странах, является важным событиям в жизни. И для ее проведения есть множество обычаев, традиций и обрядов.

Прежде, чем молодые будут говорить о свадьбе, их отношения должны одобрить старшие родственники обоих родов. Кроме того, между парнем и девушкой выясняется степень родства, и барышня не должна быть однофамилицей семьи суженого, иначе брак не состоится.

Жених передает будущей невесте через женщину или несовершеннолетнего мальчика подарки: сладости, драгоценные украшения или деньги. Если суженая примет их, то в ответ передает вышитые вручную носовые платки, для жениха и его близкого друга. Считается, что так происходит знакомство молодых, и можно переходить к сватовству.

Сватовство происходит в отчем доме невесты, где парня с родителями встречают многочисленные родственники девушки. Старейшины ведут переговоры, вносится урду (утвержденная минимальная денежная сумма, которую дают родственники со стороны парня), и, если суженая согласна, назначается свадьба и ее дата. Невеста имеет право не согласиться, тогда брака не будет.

После помолвки невеста соблюдает табуирование, избегая шумных компаний и общения со всеми мужчинами. Она может общаться только с малыми детьми.

Подготовка.

Перед свадьбой родители готовят приданое дочери, с которым она отправится в дом к мужу. Кроме этого, они готовят различные подарки всем родным со стороны молодого человека. Когда приданое будет подготовлено, назначается дата и день бракосочетания.

Подготовка ведется и в избе невесты, где празднование длится один день, и в доме жениха, где празднуют целых три дня.

Перед бракосочетанием отец барышни получает подарки. Это, в основном, домашний рогатый скот или деньги. Также это может дарить дядя парня.

Празднование.

Родные со стороны жениха, во главе с его уважаемым и почтенным дядей или старшим братом, длинной чредой едут к дому барышни. Там их встречают , плясками и весельем. За невестой сначала выходят заранее определенные девушка с парнем. Девушка прикалывает к платью избранницы иглу и вручает ей платок. А парень провожает ее к свадебному автомобилю. Обычно эта делает самый лучший друг жениха.

Когда невесту привозят в дом жениха, его мать подносит ей ложку с медом. Этот обряд сулит сладкую замужнюю жизнь для девушки. После, она встает в угол, где все должны ее и одарить подарками. Также девушка берет на руки маленького мальчика, чтобы ее первенец тоже был таким крепким и красивым.

Жених отмечает в избе людей, участвовавших в подготовке церемонии. Домой он придет через три дня.

По традициям, мужчины и женщины праздновали раздельно, так же и старые с молодыми. Сейчас эта традиция осталась, но ее не всегда и не везде соблюдают. Несмотря на то, что ингуши чтят заветы старейшин, они также принимают во внимание современные свадебные тенденции.

Также существует традиция, по которой девушке нельзя появляться в родительском доме в течение года после церемонии, иногда даже до рождения первенца.

Традиции и обычаи и сейчас соблюдаются в Ингушетии. Несмотря на тенденции развития современной жизни, большинство молодых пар празднуют свадьбу именно традиционным образом. И часто праздник растягивается на целую неделю и даже больше, в зависимости от обстоятельств.

Image caption "Я не слышал призыва к убийству, но они требовали смыть позор с тейпа Оздой. Если они надавят на ее братьев, то может произойти что угодно", - рассказал Би-би-си один из дальних родственников женщины

Ворота во двор частного дома в одном из ингушских сел раскрыты настежь. Всё пространство внутри двора и на улице заполнено мужчинами в тюбетейках и зимних шапках. Они ожесточенно спорят о чем-то, но разговоров не разобрать. Старейшина с белой бородой поднимает руку и призывает к тишине. После этого на балкон поднимается молодой человек. "Послушайте! Я полон решимости исправить то, что произошло. Так, как вы этого потребуете. Клянусь всевышним. Вам нужно только сказать, что делать. Я брат той девушки. Я тот, кто пойдет вперед".

На этом видеоролике, который уже вторую неделю обсуждают в Ингушетии, несколько сотен представителей тейпа Оздой съехались, чтобы решить судьбу женщины, которая, по их мнению, опозорила весь род.

Свадьба

Причина экстренного сбора совета старейшин необычна даже по ингушским меркам: 29-летняя Лейла (имя изменено), будучи уже замужем, вышла замуж повторно. Не разводясь. За друга своего мужа. Как утверждают знакомые семьи, Лейла предложила мужу свести его неженатого друга со своей подругой, но в итоге всё закончилось свадьбой, на которой была она и два её мужа.

Жительница села Плиево Республики Ингушетия Марина Цуроева рассказала, что сначала не поверила в эту историю: "Но потом выяснилось, что супружеская пара жила в том же селе, что и я. Девушка сказала, что хочет помочь устроить личную жизнь подруги, но вместо этого сама вышла замуж второй раз, причем выкуп за невесту принял ее же первый муж".

По словам очевидцев, мужчина утверждает, что не узнал свою жену во время свадьбы друга, хотя лицо невесты и показалось ему знакомым.

Факт свадьбы подтвердил Русской службе Би-би-си и сосед девушки Алихан: "То, что муж сам выдал свою жену замуж за друга - это факт, ее братья живут на моей соседней улице. Тут еще вопрос в том, насколько она была адекватна. После всего, что произошло, она ни с кем не разговаривает, она вообще не говорит ни одного слова".

Image caption На совет старейшин саму женщину не позвали

Как требуют традиции

Сразу после того как "старый" муж выяснил, что произошло, разгорелся скандал. И род Оздоевых, к которому принадлежит женщина, собрал совет старейшин. Сход постановил, что надо действовать так, как требуют традиции.

На видео, быстро разошедшемся в соцсетях, брат девушки обещает сделать все, что потребуют собравшиеся. Старейшина рода отвечает: "Ахмед, ты не должен делать то, что мы тебе скажем, ты должен решить этот вопрос так, как велит тебя всевышний, как решает это обычно народ, так, чтобы ты смог потом появляться на людях. Не забывай, что твои дочери должны выходить замуж, девушки из твоего рода должны выходить замуж. Ты должен решить этот вопрос так, чтобы не было ситуаций подобной сегодняшней".

Ахмед отвечает, что именно так и сделает, пожилой мужчина благодарит его, хлопает по плечу и отправляет восвояси.

Участники сбора в беседе с Би-би-си признавались: до конца не ясно, на что старейшины благословили молодого человека. Прецедентов подобных этому не было, а значит и сложившейся традиции, как разрешать такие ситуации.

"Я не хотел бы, чтобы с ней что-то сделали, но мужчины там были настроены очень агрессивно. Я не слышал призыва к убийству, но они требовали смыть позор с тейпа Оздой. Если они надавят на ее братьев, то может произойти что угодно", - рассказал Би-би-си один из дальних родственников Лейлы, присутствовавший на сходе тейпа.

По мнению богослова из Ингушетии (попросившего не называть его имя), с точки зрения шариата, девушку нужно вернуть первому мужу, и именно он должен решить, жить с ней дальше или разводиться: "Не было факта измены, с точки зрения шариата, не было совершено греха, за который ее надо убивать: она вышла замуж, будучи замужней, и в тот же день ее вернули в дом родителей".

По словам пресс-секретаря главы Ингушетии Марины Костоевой, официальные власти этой, взволновавшей всех жителей республики историей не занимаются. "В рамках ингушских традиций это решается на уровне родственников ближайших. Если будут угрозы жизни этой девушки или семьи, власти вмешаются, но пока до этого не доходило", - говорит Костоева.

Случившееся чиновница называет уникальным случаем: "Конечно, ситуацию держат под контролем и будут приняты все меры, чтобы она разрешилась без каких-либо эксцессов".

"Вопросы остаются"

Участники истории с журналистами не общаются и о том, как развивались события, приведшие к свадьбе, узнать с их слов не представляется возможным.

По одной из версий, жена предложила мужу свести его неженатого друга со своей подругой. При этом она только знала о существовании друга, но они никогда не встречались. Муж передал номер телефона знакомому, но переписываться с ним стала его жена. В течение нескольких месяцев она ходила на свидания с другом мужа, а в итоге согласилась выйти замуж.

В день свадьбы сказала мужу, что подруга просит ее помочь со сборами, и уехала в салон красоты. Там увеличила губы косметическим способом (сделала инъекцию), надела линзы, нарядилась в свадебное платье с хиджабом, хотя до этого не носила закрытую одежду.

Затем позвонила своему мужу и сказала, что ее тетя при смерти и ей нужно уезжать, на свадьбе ее не будет. Невесту забрали из дома мужа и увезли в дом нового мужа. Муж якобы заметил сходство невесты друга со своей супругой, но не обратил особого внимания. Он забеспокоился лишь ближе к вечеру, стал звонить жене, но телефон был выключен. Тогда он позвонил сестре своей жены и узнал, что история про тетю была выдумкой. Узнав о свадьбе, сестра попросила прислать фото невесты, и тут правда открылась.

Верить в эту версию соглашаются не многие. По мнению соседа девушки, сложно представить, что муж не узнал свою жену, во что бы она ни переоделась.

"Глупо говорить о том, что она за один день изменилась настолько, чтобы ее нельзя было узнать. Если бы она накачала губы, подтянула кожу, там же отеки должны были быть. Люди не понимают, как это она так моментально изменила внешность, вопросы остаются", - говорит Алихан.

В родном селе "первого" мужа девушки говорят, что это придумали все трое участников истории - якобы для того, чтобы получить из этого материальную выгоду. "Я в эту версию не верю, это не логично, на свадьбе нельзя заработать, это скорее убыточное дело", - говорит жительница села Плиево Марина Цуроева.

Все зависит от общественного мнения

По словам сотрудницы ингушской правозащитной организации, вмешательство в дела семьи со стороны государства или общественного совета наподобие схода старейшин - для кавказских республик обычное дело.

"Они оказывают давление на семью, они грозятся тем, что вы будете опозорены. У нас на Кавказе, к сожалению, все зависит от общественного мнения. В соседней Чечне власть может вмешаться во внутреннее дело семьи и потребовать решить вопрос так, как ей кажется правильным. Есть много случаев, когда власти обращались к семье с требованием решить проблему, угрожая тем, что вмешаются сами, если не будет нужного результата", - рассказывает женщина.

Она подчеркивает, что на совет старейшин саму женщину не позвали и даже не попытались с ней поговорить и узнать мотивы её поступка: "Мы же люди, а не дикари, чтобы приносить в жертву человека, ничего не выясняя".

Оба мужа Лейлы сейчас дома у себя не живут. Соседка первого мужа говорит, что ворота их двора закрыты уже несколько дней, второго мужа тоже давно не видели в родном селе.

Женщина вернулась в дом родителей, но тоже никуда не выходит и ни с кем не общается. Слухи о том, что ее убили братья, сосед Алихан называет ложью: "У них там все спокойно, люди не собираются, она живая, ее даже не избили".

Ингушская свадьба – большой, веселый праздник. Причем праздник этот был значимым не только для самой пары и членов семей жениха и невесты. Его всегда очень любила молодежь, которая охотно участвовала в подготовке к ингушской свадьбе. Девушки, например, вышивали платочки, кроили и шили платья, чтобы замечательно выглядеть. Это было важно, ведь на свадьбе юные ингушки запросто могли попасть в поле зрения семьи потенциального жениха. Парни они готовились к свадьбе, разрабатывая сценарии развлечений для свадьбы, чтобы гости не скучали. Также заранее готовились фразы для разговора с девушками во время зоахалола – обряда сватовства.

Как начинались отношения

Жених через какую-либо женщину или мальчика передавал своей невесте сладости или деньги, как символ своих надежд, чувств и волнений. Если девушке парень нравился, она передавала избраннику пару носовых платков – для него и для его друга. В конце девятнадцатого века появился обычай отправлять жениху и папиросы. Эти подарки означали, что знакомство молодых состоялось. После этого могло состояться и сватовство.

Как правило, сватались женихи зимой или в начале весны. А ингушскую свадьбу по традиции устраивали после всех работ на поле, то есть в середине осени. Конкретную даты свадьбы назначали родные со стороны парня, но и мнение родных девушки принималось во внимание. Подготовив все необходимое для торжества, родственники будущего мужа отправляли своих стариков для того, чтобы согласовать детали свадьбы и точное время ее проведения. То, каким будет окончательное решение, зависело от готовности приданого ингушской невесты и от того, когда приедут на свадьбу родственники девушки.

Непосредственно к свадьбе в Ингушетии готовились все сами, поскольку отмечали свадьбу одновременно и в доме парня, и в доме девушки. В доме парня свадьба длилась три дня, а у невесты – один день. Невесту сразу везли в дом жениха, но праздничное мероприятие начиналось еще до ее приезда. Свадьбе предшествует еще и йоссаяр – это обычай везти невесту в дом какого-то друга или родственника жениха. После этого, через пару недель, будет назначена свадьба.

За день до торжества родные жениха отправляли родным невесты хьоалчах в виде баранов, мешка муки, сахара или других продуктов. Отец девушки мог отказаться от даров, нельзя было отказываться лишь от баранов. В доме невесты собирались все ее родные, друзья мужчин семьи и соседи. Близкие родственники перед свадьбой приезжали к жениху, чтобы помочь подготовиться к этому знаменательному событию. Большие знаки внимания оказывались не только родным, но и всем родственникам со стороны зятьев, снох и, непременно, старикам.

Как проходила свадьба

Мужчины и женщины отмечали праздник, находясь в разных комнатах или домах. Помимо этого, раздельно сидели и люди разного возраста – старики отдельно, молодежь отдельно. У жениха на свадьбе могло собраться и полтысячи человек, и больше. Количество гостей зависело от того, насколько много родственников у молодого человека и насколько состоятельна семья. Но все гости находились в доме не в одно время, а по очереди.

Ингушские свадебные обряды имеют и такую интересную особенность, как свадебный поезд, замеш, который отравляли за невестой. Так называлась вся компания, которая ехала за девушкой и потом принимала участие в других обрядах. Это была, как правило, молодежь из числа определенных родственников. Родных сестер жениха в числе этой молодежи не было – они оставались дома, чтобы встречать гостей.

Друг или родственник жениха имел честь вывести невесту из девичьей комнаты и посадить ее в карету. А почетная родственница или подруга девушки, выходящей замуж, прикалывала иглу, в которую продета белая нить, к подолу платья невесты перед выходом из дома. Также эта подруга должна была положить за грудь серебряную монету в платочке. Это действие совершалось для того, чтобы невеста была счастливой женой и умелой хозяйкой. Все эти атрибуты девушка потом хранила как реликвию.

Родственницы невесты пели обрядовые песни, которые носили шуточный характер. Невеста, уезжая из дома, не должна была оглядываться назад, чтобы ненароком не быть отвергнутой женихом. По пути все останавливались, чтобы потанцевать или устроить какие-нибудь другие увеселения. Когда свадебный поезд прибывал к дому жениха, его встречали дети и затем сообщали о прибытии всем остальным. Навстречу выходили все родственники. Молодой парень, который сопровождал невесту, торжественно вводил ее в комнату невесты.

Одна из родственниц жениха стелила под ноги невесты коврик и веник, который девушка потом поднимала и откладывала. Другая родственница осыпала молодую конфетыми и монетами. Таким образом, девушке желали достатка и сладкой жизни. Также невесте давали мед и масло, приговаривая, чтобы она была такой же, как эти продукты – мягкой и сладкой, то есть ласковой и послушной и своей новой семье. Давали невесте в руки и младенца, мальчика. Она вручала малышу деньги. Так девушке желали стать матерью сыновей, что всегда было почетно.

После вышеперечисленных обрядов невесту ставили за занавеской, где на нее потом смотрели старики и молодежь. Они давали ей оценку, после чего выходили. Их всех невеста встречала стоя. В день свадьбы к невесте приходил священнослужитель, мулла, чтобы зарегистрировать брак. Жених же в это время не показывался, он гостил в доме кого-то из друзей или родных, по соседству со своим домом. Его развлекали друзья. На третий день к нему приходили родственники невесты, мужчины. Свадебный обряд завершался через две недели после свадьбы, когда невеста выходила за водой.

Современная версия ингушской свадьбы

В настоящее время церемония бракосочетания в Ингушетии проходит по-другому, некоторые традиции остались в прошлом. Но, как и прежде, не могут пожениться между собой однофамильцы. Даже если однофамильцами являются мать, бабушка или прабабушка парня и его избранница, брак невозможен. Поэтому ингушам не очень легко найти невесту, которая бы не была его дальней родственницей. После того, как невеста выбрана, происходит сватовство. Пожелания молодых учитываются, и поженить детей против их воли родители не стремятся.

На ингушской свадьбе нет необходимости в специальной развлекательной программе, ведь праздник и так насыщен радостью встреч и общения. Гости веселятся непринужденно, без тамады. Жених появляется в своем доме только на третий день свадьбы, до этого парни, как и в прежние времена, празднует столь важное событие в доме у родственников или соседей. Постепенно его родственники приходят в дом родителей жениха, чтобы поздравить пару. Невеста дарит подарки родственникам жениха, а они ей, в свою очередь, преподносят в подарок ювелирные украшения из золота.

Свадьба длится несколько дней, да и после свадьбы по традиции еще продолжаются различные обряды. С давних времен сохранился обычай хождения за водой. Через две недели после свадьбы невеста в сопровождении юных подружек и детей идет набирать воду. После этого молодые муж и жена ходят по гостям – посещают своих родственников. Каждая пара начинает свою семейную жизнь с этих традиционных праздничных мероприятий.