Формы повышения психолого-педагогичекой компетентности родителей. Повышение педагогической компетентности родителей Психолого педагогическая компетентность родителей анкеты

Неверова Яна Эдуардовна

студент 5 курса, кафедра педагогики СГПИ (филиала) ФГБОУ ПГНИУ, РФ, г. Соликамск

Гилева Анжела Валентиновна

научный руководитель, декан психологического факультета, кандидат педагогических наук, доцент СГПИ (филиала) ФГБОУ ПГНИУ, РФ, г. Соликамск

В условиях модернизации общества и социокультурной среды в целом наблюдается нарастание противоречий как в подходах к воспитанию, так и методах и средствах, используемых в семьях. Следует признать тот факт, что семья моделирует основные принципы воспитания, основываясь на неких инновационных и современных тенденциях общества. Все это обуславливает необходимость в просветительской и направляющей работе с родителями, которая поможет найти баланс между требованиями общества и учетом личностных особенностей детей.

Под условиями понимают обстоятельства, от которых что-нибудь зависит и которые имеют по отношению к субъекту активности объективный характер . Таким образом, достижение высокого уровня психолого-педагогической компетентности родителей, их саморазвития, а также развития любых личностных качеств, обеспечивается рядом условий, от которых непосредственно зависит продуктивность.

Несмотря на разнообразие инновационных процессов, происходящих в сфере современного воспитания, в большинстве случаев эти процессы практически не касаются родителей, т. е. они не осведомлены о необходимости повышения своего психолого-педагогического потенциала, что и является одним из основных факторов, определяющих уровень конфликтности поколений. Родители часто не осознают значимости собственного психолого-педагогического потенциала, и особенно остро проблема подготовки к родительской роли проявляется в условиях отсутствия преемственности родителей и детей: традиции и нормы меняются настолько быстро, что каждому следующему поколению приходится создавать во многом новую модель родительской роли.

Данный вопрос на сегодняшний день является одним из актуальных, и исследователи, как педагогики, так и психологии не обходят его стороной. К числу таких исследователей относятся Л.А. Алексеева, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.В. Гребенников, Т.А. Куликова, Ю.Я. Левков, С.Н. Щербакова и многие другие.

Выделяются следующие организационно-методические условия для становления психолого-педагогической компетентности родителей:

· формирование готовности родителей к личностному развитию, развитию родительского самосознания и самосовершенствованию;

· диагностика, оценка и предъявление родителям их индивидуальной динамики личностного развития;

· включение родителей в систематические коллективные формы просвещения, позволяющие организовать общение, сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь, а также способствующие развитию мотивационной готовности к самовоспитанию, познавательной активности;

· владение системой знаний о развитии психолого-педагогического потенциала, умений и навыков на основе обобщенного метода движения в материале, для которого характерно овладение системой способов действия при решении дифференцированных педагогических задач и осознания оснований их применения при переносе в реальные условия;

· предоставление родителям максимально возможной самостоятельности, активности, инициативы, организация реального участия родителей в целостном процессе обучения;

· сотрудничество специалистов и родителей.

Выделенные условия определяют необходимость высокого уровня подготовки специалистов (педагогов, психологов и т. д.), которые бы помогали и направляли как будущих, так и настоящих родителей. Это в свою очередь определило бы создание благоприятной среды для воспитания в целом.

Развитие психолого-педагогического компетентности родителей подразумевает реализацию практико-ориентированного подхода, который бы объединял традиционные и современные подходы, базирующиеся на инновационном введении психолого-педагогических знаний, касающихся воспитания родителей, их личностного и социально-психологического развития и навыков в формировании индивидуального подхода к воспитательной деятельности. Естественно, что центральным объектом в организации воспитательного процесса является родитель, как носитель социокультурного опыта и как следствие от того как он его передает, какими методами он пользуется, зависит, будет ли личность ребенка гармоничной и разносторонней.

На наш взгляд одним из важнейших направлений работы педагогов и психологов является непосредственно помощь родителям в выборе направления воспитания, в создании благоприятных условий, в просвещении о необходимости учета индивидуальных особенностей детей, о том, что их ребенок это личность, которая нуждается в постоянной поддержке. Одним из важнейших компонентов становления психолого-педагогической компетентности является формирование внутренней готовности к личностному развитию , а также развитию родительского самосознания и непрерывного самосовершенствования, ведь развитие общества и среды не стоит на месте, и родители должны быть готовы к возможным изменениям и все возрастающим требованиям.

Основная роль в работе просвещения родителей отводится специалистам (педагогам, психологам, социальным педагогам), которые могут дать возможность раскрыться их потенциалу, показать его неограниченные возможности, с помощью которых можно интегрировать собственный опыт и опыт, приобретенный в процессе непрерывного саморазвития.

Психолого-педагогическая компетентность родителей включает в себя не столько доскональные теоретические знания, а желание и стремление создать гармоничную личность, способную комфортно существовать в динамическом мире, и возможность в полной мере реализовать себя как самодостаточного члена общества. Взаимодействие в семье осуществляется посредством нескольких критериев, а именно:

А.Взаимопонимание, эмоциональная искренность;

Б. Личный пример;

В. Безусловное позитивное принятие ребенка .

Вышеперечисленные компоненты представляют собой фундамент, на котором происходит продуктивное взаимодействие, благодаря которому складывается успешное воспитание личности. Каждый из этих критериев необходим, и без них невозможно выстроить гармоничную и полноценную систему взаимодействия между родителями и детьми.

В исследованиях отечественных психологов и педагогов выделены три уровня психолого-педагогической компетентности родителей: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень развития психолого-педагогического потенциала родителей проявляется в неадекватной самооценке своих родительских функций, характеризуется плохо сформированными инновационно-прогностическими способностями, нежеланием принимать критику, низкой степенью выраженности потребности в достижении, неразвитой эмпатией, неэффективной адаптацией в группе, нежеланием что-либо делать в целях самосовершенствования, саморазвития, несформированной готовностью к работе над собой.

Средний уровень развития психолого-педагогического потенциала родителей характеризуется не совсем адекватной самооценкой своих родительских функций, частично сформированными инновационно-прогностическими способностями, недостаточной сформированностью большинства вышеназванных показателей, несистематичностью их проявлений, неполным использованием получаемой через обратную связь информации, средним уровнем развития творческих потенций родителей.

Высокий уровень развития психолого-педагогического потенциала проявляется в: адекватной самооценке своих родительских функций, стремлении к самопознанию и самосовершенствованию, индивидуальном подходе к воспитанию детей, наличии инновационного взгляда на воспитание, самокритичности, внутренней готовности к переменам, открытости к обучению, навыках самоанализа, уверенности в себе, знании своих возможностей и недостатков, заинтересованности в полноценном детско-родительском общении, стремлении и возможности помочь себе и своим детям, чуткости, внимании к ребенку, доброжелательности к себе, желании стать лучше.

Указанные выше уровни развития психолого-педагогической компетентности выделены на основе проводимых исследований и показывают основополагающие компоненты, которые в совокупности образуют целостную систему знаний, способную помочь родителям в вопросах воспитания.

Развитие психолого-педагогической компетентности родителей происходит в контексте двух факторов: инновационность и прогностичность .

Инновационность как процесс становления психолого-педагогического потенциала родителей характеризуется следующими признаками:

А. формирование представлений об актуальных тенденциях в воспитании;

Б. формирование инновационного мышления, которое позволит применять новые и традиционные методы в воспитании;

В. структурирование огромного количества актуальной информации и создание благоприятной воспитательной среды.

В свою очередь прогностичность представляет собой синтез следующих признаков:

А.способность гибко реагировать на происходящие изменения с целью возможного и адекватного прогнозирования;

Б. максимальное уменьшение уровня неопределенности;

В. при возникновении ошибок, вызванных изменениями - распознать эти изменения и осуществлять дальнейшее прогнозирование с учетом этих изменений;

Г. уметь своевременно отмечать полезные изменения и поддерживать их.

Психолого-педагогический потенциал родителей - явление закономерное, которое должно стимулировать возможность внесения изменений в существующую социокультурную среду, и как следствие в воспитание, что позволит обеспечить высокий уровень решения возможных проблем в детско-родительских отношениях. Грамотное и планомерное создание необходимых организационно-методических условий будет способствовать повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

Список литературы:

  1. Гильфанова Д.З. Инновационно-прогностическая модель воспитания родителей // Вестник Государственного университета управления. 2011, № 7 (издание, рекомендованное ВАК РФ) 1 п.л. - С. 56-69.
  2. Минина А.В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-н/Д.: ИПО ЮФУ. - 2013. - № 2 (28). - С. 93-98.
  3. Минина А.В. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания самостоятельности у детей // Наука и образование XXI века: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. 31 мая 2013 г. В 5 ч. Ч. 3. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. - С. 97-100.

ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

В современном мире, несмотря на огромное количество доступной педагогической и психологической литературы, различные родительские форумы и интернет-ресурсы, важным институтом повышения родительской компетентности остается школа. Личный контакт с учителем, доверие к человеку, работающему с ребенком, увеличивают ценность знаний, которые получают родители. В соответствии с новым Законом об образовании и ФГОС второго поколения повышение психолого-педагогической компетентности родителей становится важной задачей образовательного учреждения.

Повышение родительской компетентности с содержательной точки зрения можно разделить на несколько направлений, каждому из которых соответствуют различные формы работы.

    Сообщение родителям важной информации, повышение их осведомленности в области возрастной и семейной психологии, педагогики, с целью повышения родительского просвещения о формировании здоровой личности, влиянии семейного воспитания на детей. Эта информация должна сопровождаться рекомендациями, однако основная задача этого направления – именно получение родителями новых знаний. Решению этой задачи способствуют лекторий, а также информационные материалы, размещенные на сайте школы или на стендах. Родительские лектории можно проводить по возрастным группам, по интересам. Информационными материалами, несущими важную информацию могут быть буклеты и листовки. В настоящее время данный вид представления информации привлекает родительское внимание. Отобранный небольшой объем должен отразить наиболее интересную информацию.

    Предоставление родителям возможности обсуждения актуальных вопросов воспитания и обучения, создание пространства для рефлексии и обмена опытом. С целью повышения родительской компетентности обсуждение необходимо проводить в ходе специально организованного мероприятия в сопровождении педагога или психолога. Заинтересованность родителей вызывают круглые столы с приглашением различных специалистов (нарколога, инспектора полиции, специалистов-медиков и т.д). При проведении таких мероприятий родители получают квалификационную консультацию не только педагогов, которые в близком контакте с детьми, но и других специалистов. Также яркими являются такие формы как родительский клуб (в нашем образовательном учреждении – Клуб выходного дня, родители собираются на столиками, слушают выступление специалиста, воспитателя, педагога, психолога, логопеда и переходят к обмену опытом, обсуждению) или родительский практикум.

    Обеспечение родителям эмоционально позитивного опыта общения с ребенком, формирование навыков конструктивного взаимодействия с ним в реальном общении. Именно к этому направлению можно отнести семейные читательские клубы, семейные праздники, детско-родительские мероприятия. И для детей и для родителей очень интересными являются такие мероприятия совместные с родителя как «Веселые старт», День матери, 8 Марта. Участвуя в них происходит сплочение семьи, родители познают своих детей.

Однозначно правильной схемы выбора приоритетного направления или формы работы не существует. В различных школах могут стоять разные задачи и присутствовать разные ресурсы, поэтому при планировании работы важно учитывать анализ ситуации и имеющийся опыт. Вместе с тем, не стоит бояться пробовать новые формы работы. Иногда может казаться, что на организованное мероприятие никто не придет. Даже если на первое занятие придут несколько человек и им будет интересно, то они расскажут об этом остальным родителям, таким образом, число участников будет расти.

При проведении формы клубов необходимо учитывать систематическую работу – следует заранее тщательно продумать регулярность и постоянство встреч. Семейные праздники и детско-родительские мероприятия могут иметь разовый характер, однако требуют большой подготовки. Они могут проходить в школе один-два раза в год. Лекторий предполагает регулярность, однако встреча лектория может проходить один раз в четверть.

Так как посещение клуба и мероприятий не обязательным, то с целью донести какую-либо информацию до максимального количества родителей лучше в формате тематического родительского собрания.

Все предложенные формы можно организовывать на базе класса.

Чтобы семейные праздники, детско-родительские мероприятия и родительские лектории родители не воспринимали, как родительское собрание, необходимо настроить родителей на участие, рассказать о том, что будет происходить и оказать необходимую помощь на этапе подготовки.

Список литературы

    Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/И.М. Марковская. Спб.: Речь, 2002.

    Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия/А.Ю. Монахова. Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002.

    Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Современная работа с родителями в начальной школе/О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. Ростов н/Дону.: МарТ, 2004.

    Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями/О.В. Хухлаева. М.: Генезис, 2008.

    Чибисова М.Ю. Психолого-педагогические приемы и технологии эффективного взаимодействия с родителями учащихся. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014

Программа

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей особых детей

Составила учитель Абдулова Н.Ш.

2013 год

Структура программы

    Пояснительная записка

    Содержание работы

    Л итература для педагогов

    Л итература и сайты для родителей

    М етодические рекомендации для специалистов по организации занятий с родителями

    З адания для детско-родительского взаимодействия

    П сихолого-педагогические ситуации для родителей

    П рактико-ориентированные или тренинговые упражнения для родителей

    М атериал для контроля и самоконтроля

Пояснительная записка

Возрастание числа ранних браков снижает уровень ответственности родителей за своих детей.

Увеличение числа поздних браков проблематизирует реализацию репродуктивной (воспроизводящей, детородной функции родителей), смещает ценности воспитания в сферу гиперопеки, что приводит к инфантилизму в социальных проявлениях детей.

Но самым серьезным препятствием в реализации воспитания семьи представляют проблемы, связанные с низким уровнем психолого-педагогической компетентности родителей, что проявляется в недоверии по отношению к образовательным учреждениям в части решения воспитательных задач, в отсутствии интереса и потребности в реализации воспитательной функции. Проблема низкого уровня психолого-педагогической компетентности родителей усугубляется широким распространением практики «воспитания на дому», при которой вопрос о готовности родителей к реализации воспитательной функции, как правило, не затрагивается.

Компетентность родителя - это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.).

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в собственных силах, способствует пониманию своих возможностей компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

Исходя из выявленных потребностей родителей детей с ОВЗ, была составлена программа «Я - компетентный родитель»

Принципы построения программы:

    научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей личностного развития детей и организации семейного воспитания;

    доступности, обеспечивающий адаптацию научных знаний к уровню понимания и воспроизведения их родителями;

    последовательности и концентричности, обеспечивающих постепенное обогащение знаний родителей по разным сферам личностного развития ребенка и организации его воспитания в семье;

    интегративности, предусматривающий возможность использования программного материала в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.), и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);

    диалогичности, ориентирующий на установление доверительных взаимообогащающих отношений педагогов с родителями.

О рганизационные основы реализации (функциональные блоки):

    Административно-информационный. Сведения об организации обучения и воспитания, жизни и быта детей в учреждении;

информация об обязанностях родителей и опекунов;

сведения о льготах и правах детей-инвалидов и их семей, предоставляемых государством и другими организациями;

сообщения о деятельности общественных организаций в России и за рубежом.

    Медицинский. Ответственный : медицинский работник (штатный, приглашенный);

Содержание работы : сообщения о причинах и профилактике возникновения психоневрологических заболеваний («Городская (краевая) система психоневрологической службы. Медицинские диагностико-консультативные учреждения», «Детские инфекционные болезни и их профилактика», «Особенности режима питания детей с некоторыми заболеваниями», «О недопустимости применения лекарственных препаратов без назначения врача» и др.).

    Педагогический. Участники : специалисты (дефектолог, логопед, инструктор ЛФК), учителя, воспитатели;

Содержание: обучение отдельным методическим приемам (формирование навыков чтения, письма, счета, развитие речи и т.п.), принципы усвоения программного материала, этапы работы

Формы: групповые и индивидуальные консультации («Первый раз в первый класс», «Как научить ребенка считать и выполнять домашние задания по математике»); Учитель-логопед: правила организации речевого режима дома, установление контакта с ребенком, особенности речевых нарушений, последствия речевых нарушений, требования к речи родителей.

Инструктор ЛФК: правила организации лечебного режима, перечень гимнастических упражнений;

Учитель: правила организации домашних занятий, рекомендации по организации режима дня, приемы активизации, привлечения внимания, способы заполнения рабочих тетрадей и т.п.

Особенности психической деятельности детей

Особенности поведения

Знакомство с приемами реагирования на поведенческие проблемы дома и в связи с обучением в школе

Характеристика неадекватных форм семейного воспитания

Внутрисемейные циклы и кризисы

Перспективы развития ребенка (возрастные изменения и др.)

    Социально-правовой поддержки. Ознакомление с юридическими обязанностями родителей перед ребенком

Доведение информации о юридических правах родителей и ребенка

Правовое сопровождение ребенка при трудоустройстве, решении жилищных и наследственных дел

Ответственный : юрист, социальный педагог (частично, при отсутствии юриста). Социальный педагог :

Социально-психологическое сопровождение семьи

Осуществление контактов с органами опеки, правоохранительными, муниципальными, юридическими органами

Взаимодействие с психологом, совместное проведение психокоррекционных мероприятий. Сбор информации и составление «социального паспорта» семьи.

Формы организации работы с родителями:

Групповые : семинары, консультации, лекции, собрания, круглые столы, групповые тренинги.

Индивидуальные : беседы, консультации.

Цель: способствовать формированию компетентности родителей особых детей в вопросах воспитания, обучения, развития и коррекции отклонений в развитии.

В соответствии с целью программы, необходимо обеспечить решение следующих задач в сфере основных компетенций:

информационная компетенция:

    сформировать у родителей знания об особенностях и закономерностях развития детей с различными отклонениями в развитии;

    способствовать расширению родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания, обучения и развития детей с отклонениями в развитии в домашних условиях;

    сформировать знания о структуре и содержании детско-родительских отношений.

Мотивационная компетенция:

    содействовать формированию потребности и интереса родителей к изучению особенностей своего ребенка, прогнозированию перспектив его развития;

    способствовать возникновению интереса к реализации воспитательной функции родителей;

    способствовать преодолению излишней эмоциональной дистанции родителей с ребенком;

    способствовать преодолению гиперопеки и инвалидизации ребенка, формированию установки на поощрение активности ребенка.

Технологическая компетенция

    формировать у родителей навыки установления глазного, тактильного и речевого контактов;

    формировать способы поведения в различных ситуациях детско-родительского взаимодействия.

    способствовать формированию направленности родителей на установление диалогических форм взаимодействия и общения с ребенком как с равным партнером.

Рефлексивная компетенция:

    способствовать формированию осознанного отношения к оценке условий семейного воспитания с точки зрения их соответствия особенностям ребенка.

Содержание работы с семьей

Тема мероприятия

Форма

Задачи

Организация психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения.

Семинар

Повышать уровень родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания, выработав единый взгляд педагогов и семьи на сущность процесса психолого-медико-педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка..

Особый ребенок. Кто он?

Лекция

Познакомить родителей с общими и специфическими закономерностями развития детей с нарушениями в развитии, приемами выявления отклонений в развитии, доступными родителям.

Приемы выявления отклонений в развитии, доступные родителям

Групповой

тренинг

Формировать навыки анализа.

Значение различных видов чувствительности в жизни человека.

Лекция

Расширить представление о значении различных видов чувствительности в жизни человека, особенностях эмоционально-личностного развития детей с отклонениями в развитии.

Роль речи в жизни человека

Практические занятия

Формирование представлений о роли родителей в развитии речи детей с отклонениями в развитии, развития общения детей с отклонениями в развитии.

Обычные родители особых детей

Групповой

тренинг

Знакомство с понятием, структурой, общей характеристикой детско-родительских отношений; понятием «нормальных» и «нарушенных» детско-родительских отношений; влиянием нарушенных детско-родительских отношений на развитие ребенка.

Правила общения с ребенком

Семинар

Помочь в осознании родительской позиии: безусловное принятие, правила вмешательства и невмешательства.

Тактильный контакт. Визуальный контакт.

Индивидуальная

консультация

Познакомить с понятием, характеристикой, функцией, способами установления.

Давай играть и учиться вместе…

Роль и возможности родителей в коррекционно-развивающей работе.

Практические занятие

Убедить родителей в необходимости проведения коррекционно-развивающей работы с ребенком с отклонениями в развитии в домашних условиях.

Повышать практические навыки педагогической компетенции родителей.

Литература и сайты для родителей

    Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2005.

    Самощенко, И.В. Глухой ребенок. Воспитание и обучение: опыт матери и сурдопедагога / И.В. Самощенко. – Донецк, 2003.

    Смирнова, А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье: пособие для родителей / А.Н. Смирнова. – М., 1967.

    Солнцева, Л.И. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. – М., 2004.

    Шматко, Н.Д. Если малыш не слышит... / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. – М., 1995.

    www.defectolog.ru

    Программа рассчитана на работу в течение 6 месяцев. Реализация программы предполагает организацию занятий с родителями и детско-родительской группой.

    На занятиях с родителями психологом проводится работа по формированию представлений об особенностях развития детей с отклонениями в развитии, особенностях детско-родительских отношений, формированию и отработки навыков установления различных видов контакта. Как правило, работа с родителями проводится в форме семинара с использованием лекционных, психогимнастических приемов, групповых дискуссий, библио- и сказкотератии, решения педагогических задач, разыгрывания ситуаций и т.д.

    Отработка и применение усвоенных детьми и родителями знаний и навыков происходит на занятиях с детско-родительской группой. Занятия с детско-родительской группой проводит психолог, привлекая при необходимости воспитателя.

Задания для родительско-детского взаимодействия

    «Пройди по следам Таты». Из мягких модулей выложена «дорожка» разной сложности: начало дорожки простое и ребенок может сам пройти по ней, в конце дорожки ребенок вынужден обратиться за помощью к взрослому.

    Игра «Охота на динозавриков». Группа участников встает в круг – родители позади своих детей. Психолог выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного динозаврика. По окончании счета тот, у кого находится зверек, вытягивая руки вперед, закрывает его ладошками (мама закрывает ладошки ребенка своими). Остальные участники повторяют этот жест. Задача водящего – найти, у кого в руках динозаврик. Затем водящими становится та детско-родительская пара, у которой в руках был динозаврик.

    Игра «Сиамские близнецы». Взрослый и ребенок становятся рядом друг с другом. Одной рукой обнимают друг друга за талию, соприкасающиеся ноги можно связать веревочкой. Теперь у них три ноги, две головы, две руки и одно туловище. Игра заключается в выполнении команд психолога: встать, сесть, попрыгать, повернуться. Затем «близнецам» предлагается разделиться на 2 команды и справиться с эстафетным заданием: принести как можно больше конфет для чаепития (каждая пара может принести за один раз только одну конфету).

Психолого-педагогические ситуации для родителей

    Обсудите ситуацию, проанализируйте ее, определите причины поведения ребенка и предложите варианты решения ситуации:

    Ребенок с нарушением слуха (ХНСТ IV ст.), 2.5 года. В свободной деятельности использует звукоподражания и лепетные слова, осуществляет выбор предметов на слух из 2-3. При организации деятельности в рамках занятия действует неадекватно, отказывается от выполнения задания, отказывается произносить даже частотно употребляемые в свободной деятельности звукоподражания.

Тренинговые упражнения для родителей

    Упражнение «Говори, сосед слева!». Все участники сидят (или стоят) по кругу. Психолог по очереди подходит к каждому игроку и, глядя на него, задает ему один вопрос. На этот вопрос отвечает не тот, на кого смотрит ведущий, а тот, кто сидит (стоит) слева от него. Вопросы должны быть подготовлены заранее, чтобы игра проходила в быстром темпе. Список примерных вопросов:

    Какой сегодня день недели?

    У вас есть домашнее животное?

    Где вы работаете?

    На какой улице вы живете?

    Сколько у вас детей? и т.д.

    Обсуждение. Участники отвечают на вопрос, что они чувствовали во время игры, насколько для них важен контакт глаз с партнерами, который часто отсутствует при их общении с детьми.

    Упражнение «Глядение в глаза». Взрослые разбиваются на пары. По команде психолога они начинают глядеть друг другу в глаза с различными эмоциональными состояниями.

    Обсуждение. Участники обмениваются своими чувствами, возникшими в ходе выполнения упражнения. Задача психолога – подвести к осознания того, что важен не только сам факт визуального контакта, но и время этого контакта, а также то эмоциональное состояние, на фоне которого этот контакт происходит.

    Упражнение «Эффективное взаимодействие».

    1 этап Вербальный вариант. Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь с записями и т. д.). Задача второго участника состоит в том, чтобы уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями.

    2 этап Невербальный вариант. Упражнение выполняется аналогично вербальному варианту, но с использованием только невербальных средств общения.

    Обсуждение упражнения целесообразно проводить после проведения обоих этапов. В ходе обсуждения участники по кругу делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы: «Когда было легче просить предмет?», «Какие слова или действия партнера побудили вас отдать его?».

Материал для контроля и самоконтроля

    Что общего между развитием ребенка с отклонениями в развитии и без них?

    Объясните понятие «безусловное принятие».

    В чем заключаются основные задачи семейного воспитания детей с отклонениями в развитии?

Материалы экспресс-опроса

    Экспресс-опрос родителей по завершению процесса освоения программы.

    Дорогие друзья! Вы прошли обучение по программе «Компетентный родитель». Надеемся, что наше взаимодействие было интересным и познавательным. С целью дальнейшего совершенствования дальнейшей работы в этом направлении мы просим ответить на ряд опросов, раскрывающих Ваше отношение к реализации программы.

    а) узнать как можно больше об особенностях развития и воспитания своего ребенка;

    б) обсуждать трудности и проблемы, возникающие в общении с детьми;

    в) познакомиться с единомышленниками, родителями сверстников моего ребенка;

    г) познакомиться с опытом других родителей по организации семейного воспитания;

    д) удостовериться в том, что я правильно воспитываю своих детей.

2. В результате посещения занятий я узнал(а):

    а) о необходимости грамотной реализации воспитательной функции;

    б) об особенностях разностороннего развития и воспитания детей в семье;

    в) о нормативных и правовых документах, регламентирующих воспитательную функцию семьи;

    г) как организовать детский досуг;

    д) как организовать дома развивающую среду.

3. В результате посещения занятий я научился(лась):

    а) партнерскому взаимодействию с ребенком;

    б) организации разных видов детской деятельности;

    в) созданию необходимой развивающей среды;

    г) анализу собственных достижений в реализации воспитательной функции;

    д) отслеживанию результатов семейного воспитания.

4. Занятия помогли мне:

    а) не бояться высказывать свое мнение и суждения по обсуждаемым вопросам;

    б) правильно выстраивать взаимодействие с ребенком;

    в) делиться опытом воспитания ребенка и приобретать новый опыт;

    г) по-новому организовывать деятельность ребенка дома;

    д) почувствовать себя увереннее в совместной игре с ребенком.

6. Считаю, что предложенная программа является:

    а) эффективной, к участию в ней надо привлекать как можно больше родителей;

    б) в целом эффективной, но необходимо обратить больше внимания на практическую подготовку родителей;

    в) в целом эффективной, но следует расширить круг обсуждаемых проблем и тем;

    г) неэффективной, так как она не отвечает актуальным запросам родителей, осуществляющих домашнее воспитание детей;

    д) неэффективной, так как перегружена теоретическим материалом и в недостаточной степени обеспечивает активность самих родителей.

9. Оцениваю личные достижения и результаты участия в программе и ее освоения как

    а) отличные;

    б) хорошие;

    в) удовлетворительные;

    г) неудовлетворительные;

    д) особое мнение _______________________________________________

    10. Предлагаю привлечь к реализации программы специалистов (медицинских работников, юристов, дефектологов, логопедов и др.):______________________________________

    11. Общие пожелания:

    Благодарим за участие. Желаем счастья, здоровья и успехов в воспитании Ваших детей.

Ожидаемые результаты

    Осознание роли и влияния семьи на формирование личности ребенка с ОВЗ.

    Формирование родительской позиции: безусловное принятие и изменение уровня родительских притязаний.

    Овладение практическими навыками педагогической компетенции родителей.

Приложение

Результаты опроса родителей

Потребность

Мне важна информация о нарушениях моего ребенка

Мне необходимо знать о диагнозе, последствиях нарушения, о необходимом моему ребенку лечении

Мне необходима информация о перспективах развития ребенка

Мне нужна информация о проблемах поведения моего ребенка

Мне важно участвовать в программах (занятиях), которые помогут мне лучше понимать поведение ребенка и управлять им

В классе Особый ребенок учится 4 ребенка. В опросе принимали 4 родителя.

Потребность

Я действительно нуждаюсь в помощи в этой области

Я хотел(а) бы помощи, по настоятельной нужды в этом нет

Я не нуждаюсь в помощи в этой области

Мне необходимо знать о тех программах, которые осваивает мой ребенок, и мере моей включенности в обучении ребенка

Мне необходима информация о дополнительных услугах или специалистах, которые помогут моему ребенку

Мне необходима помощь, которая позволит справляться с трудностями в семье (ревность других детей, проблемы с мужем, с родственниками)

Я хочу сам(а) участвовать в разных занятиях, которые помогут мне стать учителем моего ребенка

Потребность

Я действительно нуждаюсь в помощи в этой области

Я хотел(а) бы помощи, по настоятельной нужды в этом нет

Я не нуждаюсь в помощи в этой области

10.

Я хочу посещать лекции для родителей по вопросам обучения ребенка

11.

Мне кажется важным принимать участие в активных формах обучения, где я сам(а) могу научиться управлять поведением своего ребенка и обучать его

12.

Я считаю важным посещать группы родителей имеющих сходные с моей проблемы

13.

Я испытываю большую потребность только в индивидуальном консультировании специалистами

14.

Мне важна информация о наличии в городе ассоциации родителей особых детей

На сегодняшний день существует большое противоречие в понимании родительской компетентности. Родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но не все понимают главного принципа родительской компетентности. Поэтому действия специалистов по повышению уровня компетентности родителя чаще всего направлены на решение частных случаев, а не выявление общей закономерности компетентного родительского поведения .

Под понятием родительской компетентности сегодня понимают следующее:

Знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности (Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров);

Интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А.П. Тряпицына);

Возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом (Кормушина Н.Г.);

Наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка (Мизина М.М.).

Способность родителей организовать семейную социально-педагогическую деятельность по формированию у ребенка социальных навыков, социальных умений и социального интеллекта путем компетентного выстраивания тренинга жизненных ситуаций (Е.В. Руденский)

В размышлениях специалистов о качестве компетентного родительства подчеркивается интеграция разума, чувств и действий. Основным полем благополучного взаимодействия родителей с ребенком рассматривается интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, психомоторного, духовного, коммуникативного, игрового, рефлексивного и пр. .

Особое значение в рамках данного исследования имеют такие понятия как педагогическая культура, педагогическая грамотность и осознанное родительство.

Говоря о педагогической культуре родителей, имеется в виду их достаточная подготовленность, их личные качества, отражающие уровень их совершенства как воспитателя и проявляющиеся в связи с семейным и общественным воспитанием детей. В качестве ведущего компонента педагогической культуры родителей выступает определенная совокупность психологических, педагогических и правовых знаний, а также навыки и умения родителей, обнаруженные во время воспитания детей на практике. Педагогическая культура является важной составной частью общей культуры населения, обладающей кроме специфических качеств, также общими характерными показателями.

Педагогическая грамотность представляет собой комплекс знаний, умений и навыков и способность передавать другим освоенные знания и социальный опыт. Предполагает знание мотивации субъекта, обусловленной его положением в обществе, понимание особенностей психической деятельности, свойственных возрасту и полу, умение выбрать формы и методы работы, адекватные поставленным целям и задачам .

«Осознанное родительство» в психологическом дискурсе понимается как идеальный вариант реализации себя личностью в родительстве . По Е.Г. Смирновой, осознанное родительство - интегральное психологическое образование личности отца и/или матери; оно представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания .

"Сознательно еродительство", "ответственное родительство" характеризуется активной, избирательной позицией отца и матери в отношении выбора ими оздоровительных, коммуникативных, воспитательных, образовательных практик. Противоположность "осознанному", "сознательному", "ответственному" родительству - пассивная или инфантильная родительская позиция: неосознанность отцом или матерью родительских установок, позиций и ценностей, спонтанность, неразборчивость в способах общения и приёмах воспитания, низкая готовность принять на себя ответственность за последствия воспитательных воздействий. В рамках такого подхода помощь в формировании оптимального отношения к родительству может исходить как со стороны специалистов, так и от более опытных, сознательных, ответственных родителей. Нельзя не отметить и вариативность смыслов, которые могут вкладываться в такие концепты как "ответственное" и "сознательное" родительство.

Так, понятие ответственности может быть сопряжено с политикой ограничения рождаемости под лозунгом «ребёнок должен быть здоровым и желанным» или "пусть один ребенок, но здоровый и желанный".

Когда выбор реагирования на поведение ребенка осознан матерью или отцом, такой выбор становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения. Осознанный выбор в большей мере основан на любви, понимании и терпении по отношению к ребенку, проявлении душевных сил, сопереживания, справедливом участии и анализе истинных причин затруднений или проступка ребенка. По сути, лишь осознанное (рефлексивное) родительство содействует нравственному и эмоциональному благополучию ребенка. Рефлексивная культура родителей выступает сегодня наряду с педагогической эрудицией особым предметом и инновацией современных технологий повышения воспитательной компетентности. Как показывают результаты исследований различных видов рефлексии, это ценнейшая способность не только осознавать собственные эмоции, ощущения, действия и поведение в целом, но и изменять их средства и мотивы ради оптимизации качества контакта с ребенком (Г.А. Голицин, Т.С. Леви, М.А. Розов, Т.О. Смолева и др.). Рефлексия как особый вид мыслительной деятельности и основа оптимального алгоритма осознанного родительства способствует более эффективному процессу саморегуляции собственных эмоций и поведения и выбору новых поведенческих программ в конкретных ситуациях общения с ребенком (Т.О. Смолева) . При этом наиболее эффективными средствами оптимизации качества контакта с ребенком является язык игры, выразительных движений и невербального поведения в широком смысле или язык «внутренней моторики» (по А. В. Запорожцу), язык обмена чувствами между субъектами общения и язык адекватного предъявления социальных требований. Рассмотрим подробно наиболее близкие понятия к «педагогической компетентности родителей».

Таблица 1 «Соотношение» понятий, описывающих компетентность родителей в воспитании детей

Определение

Основные аспекты проявления

Источник

1. Педагогическая культура родителей

компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Служит основой воспитательной деятельности родителей

Понимание и осознание ответственности за воспитание детей;

Практические умения организации жизни и деятельности детей в семье;

Осуществление воспитательной деятельности;

Знания о развитии, воспитании, обучении детей.

Социально-культурный опыт и традиции; семейный опыт, ценности и традиции;

2. Педагогическая грамотность родителей

комплекс знаний, понимание особенностей психической деятельности, свойственных возрасту и полу.

Знание мотивации субъекта;

Понимание особенностей психической деятельности;

Социальный опыт, являющийся результатом педагогического и психологического просвещения родителей, результатом профессионального образования и самообразования родителей

3. Эффективное родительство

«Технология» воспитательной деятельности родителей, то есть система приемов и методов воспитания, позволяющих достигать значимых продуктивных результатов в воспитании ребенка

Система взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания

социальный и профессиональный опыт;

дополнительное практикоориентированное образование родителей (тренинги, практикумы);

самообразование

4. Педагогическая компетентность родителей

Интегративное качество родителей, выражающееся как система ценностных оснований и социокультурных и семейных традиций воспитания ребенка, знаний и представлений в области психологии и педагогики, владение «технологией» воспитания ребенка.

Взаимодействие с ребенком становится интегративным по содержанию, обогащается психолого-педагогическими знаниями, которые помогают постижению закономерностей развития ребенка, пониманию его личности, осознанию психологических, педагогических, естественнонаучных, правовых основ современной семьи и домашнего воспитания. Вводятся новые понятия: «психолого-педагогическое сопровождение семьи», «формирование, развитие

Все вышеперечисленные

Итак, сравнительный анализ таких явлений позволяет нам определить «педагогическую компетентность родителей» как способность родителя видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону на основе знаний возрастных особенностей ребенка, эффективных методов взаимодействия с ним, на основе самопознания и самоизменения родителя. Таким образом, педагогическую компетентность родителей можно рассматривать как интегративное качество, объединяющее в себе ряд компонентов, которые формируют у родителей единое знание о целях воспитания и развитии ребенка.

На основе анализа исследований Р.В. Овчаровой, Н.Г. Кормушиной, Н.И. Мизиной, М.О. Емихиной определяются следующие составляющие (структурные компоненты) педагогической компетентности родителей: когнитивную, эмоциональную, поведенческую .

Многие исследователи в структуре компетентности выделяют такие компоненты: мотивационный, личностный, гностический (когнитивный), организаторский, конструктивный, коммуникативный, эмоционально-ценностный, рефлексивный, ориентированный (Е.П. Арнаутова, Т.В. Бахуташвили, О.С. Нестерова, М.А. Орлова С.С. Пиюкова, В.В. Селина и др.).

Несмотря на многоаспектность трактовки педагогической компетентности родителей и ее структуры, в содержании компонентов констатируется непременное наличие мотивационной составляющей, личностных качеств, знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных. По этой причине мы объединяем данное содержание в три основные группы, выделив мотивационно-личностный, гностический и коммуникативно-деятельностный компоненты.

Мотивационно-личностный компонент подразумевает заинтересованность родителей в успешном результате воспитания детей, совокупность психологических позиций по отношению к ребенку и самому себе (эмпатия, педагогическая рефлексия), личный опыт воспитания.

Гностический компонент связан со сферой знаний родителя, поиском, восприятием и отбором информации, наличием у родителей психолого-педагогических знаний о воспитании и развитии ребенка.

Коммуникативно-деятельностный компонент, по мнению Мининой А.В., содержит коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения.

Таблица 2 Показатели педагогической компетентности родителей

Компоненты

Показатели

Мотивационно-личностный

Заинтересованность родителя в успешном результате воспитания детей; - потребность в самореализации как родителя и саморазвитии в этом качестве;

Позитивное самоотношение;

Адекватная самооценка как родителя (будущего родителя);

Личностная готовность к переменам;

стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы: наличие способности родителей к эмпатии, педагогической рефлексии, самоконтролю

Желание заниматься развитием своего ребенка в соответствии с врожденными способностями,

Потребность совершенствовать свои познания области воспитания, узнавать новые педагогические технологии, принимать активное участие в воспитательном процессе

Гностический

О развитии и личностных новообразованиях в младшем школьном возрасте;

О ведущих видах деятельности ребенка на разных этапах развития

Знать о кризисных проявлениях того или иного возраста и основных новообразованиях периода, помогать ребенку преодолевать трудности в общении, обучении.

Знать о закономерностях психического развития и основных психологических потребностях ребенка.

Знать стили семейного воспитания и особенности каждого из них

Знать о методах воспитания и владеть ими

Коммуникативно-деятельностный

Умения и навыки:

Развивать положительное отношение и интерес ребенка к разным видам деятельности;

Стимулировать проявление самостоятельности ребенка в деятельности;

Применять эффективные методы воспитания;

Способствовать появлению эмоционального предвосхищения результатов детской деятельности;

Строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики.

Уметь общаться с ребенком, учитывая его возрастные особенности

Создавать благоприятную и доверительную атмосферу общения для воспитания и обучения ребенка

Таким образом, мы определили педагогическую компетентность родителей как интегративное качество, представляющее собой комплекс профессиональных знаний, способов и приемов реализации педагогической деятельности, а также профессионально значимых личностных качеств, необходимых для воспитания и развития ребенка.

Елизавета Спасова
Психолого-педагогическая компетентность родителей: сущность и содержание

Психолого-педагогическая компетентность родителей : сущность и содержание

Согласно «Федеральному Закону об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ст. 44) родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Поэтому появляется необходимость в изучении и формировании грамотного, компетентного родителя , способного развивать компетенции своего ребенка .

Однако, в настоящее время у родителей дошкольника ,возникают разного рода проблемы : недостаточная развитость воспитательных навыков, опыта; отсутствие времени для качественного взаимодействия с ребенком; отсутствие понимания родителями воспитательных технологий, сущности функциональных обязанностей по воспитанию и обучению детей; недостаточность информации об особенностях ребенка (психологических , педагогических и др.) ; самостоятельный поиск ответов на ежедневно возникающие вопросы по воспитанию и развитию детей.

Отсутствие у родителей воспитательских навыков, опыта и достаточного времени, необходимых для качественного взаимодействия с ребенком, часто компенсируется родительской гиперопекой , безальтернативными формами отношений взрослого и ребенка. Это приводит к накоплению негативных эмоций в отношениях взрослых и детей, изменению общего климата в семье. Чрезмерная занятость родителей , перепоручение воспитания ближайшему окружению (дедушки, бабушки) или третьим лицам (няни, гувернантки) изменяет содержание и темп воспитательного процесса, принимает формы непостоянного, даже негативного или незапланированного воздействия. Результаты такого воспитания достаточно явно прослеживаются в поведении ребенка и проявляются у детей в форме серьезных акцентуаций, отсутствии необходимых мотивов, умений, знаний и навыков. Поэтому возникает необходимость применения новых, инновационных технологий в работе с родителями в дошкольной образовательной организации, направленных на повышение их общей культуры, воспитательного потенциала и, следовательно, на повышение психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника .

Проблема формирования компетентности родителей является в наши дни весьма актуальной и с научной, и с практической точки зрения. Однако, прежде чем приступить к ее непосредственному рассмотрению, обратимся к теоретическому осмыслению понятий «компетентность » , «педагогическая компетентность » , «» .

Смысловое значение компетентности как «полноправности» в толковом словаре В. Даля включает «полное соотношение праву» либо «полноту права» . Знания при этом являются базой для исполнения действий, утверждения правомочности в отношении чего-либо. Словари российского языка С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова предоставляют определение компетентности как обладание глубокими познаниями в какой-нибудь области; познание, осведомленность, авторитетность, что, вполне возможно, послужило причиной для понимания компетентности как основы и следствия присвоения определенной суммы знаний, умений, умений. Неслучайно, обширным предметом исследований, главным образом, считаются условия приобретения человеком определенного вида компетентности , отличительные черты ее проявления в образовании, в профессиональной деятельности и жизнедеятельности человека вообщем .

И. А. Зимняя позиционирует компетентность как основывающийся на знаниях интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека .

В. А. Болотов и В. В. Сериков характеризуют компетентность как форму существования знаний, умений, образованности, способствующую личной самореализации, нахождению индивидом собственного места во всем мире . По воззрению В. П. Симонова, компетентность - это обширное интегративное понятие, характеризующее обобщенную способность личности к решению жизненных и профессиональных задач, благодаря имеющимися у нее знаниями, умениям и опыту .

Компетентность необходимо рассматривать в контексте уровня умений личности, отражающего степень соотношения определенной компетенции и позволяющего работать плодотворно в изменяющихся условиях социальной действительности. Компетенция – это готовность и способность индивида к мобилизации совокупности знаний, методов воздействия, взаимоотношений и внешних ресурсов для успешной работы в конкретных жизненных ситуациях в рамках оптимального анализа, оценки риска, прогноза явлений, решения трудностей, проявления инициативы и творчества .

А. В. Хуторской предлагает трактовку дефиницию компетентности как владение , обладание индивидом подходящей компетенцией , включающей его личностное отношение к ней и предмету работы . Внутри понятия «компетентность » , почти все научные работники выделяют и ее составляющие. По мнению исследователей, ключевыми структурными составляющими компетентности являются : знания о конкретном предмете деятельности, ценностные отношения и убеждения к этим знаниям и предмету, готовность применять знания, умение без ошибок определять собственные ресурсы, ставить задачи и исполнять конкретное практическое действие по реализации этих знаний и накопления опыта работы.

Анализ вышеизложенного дал возможность резюмировать, что ученые в контексте изучения феномена «компетентность » выделяют в ней высококачественные (содержательные , количественные и многофункциональные аспекты. Классы явлений, определяющие основу феномена «компетентность » рассматриваются в рамках : специфической способности», «психического состояния » , «сочетания психических свойств » , «способностей и умений» , «характеристики конкретного индивида или его действований» , «узкоспециализированных знаний, навыков» , «совокупности компетенций » , «социальных и индивидуальных форм активности» и т. п. .

Аспекты высококачественного (содержательного ) порядка отражают категории : «наличие знаний и опыта» , «круг предметов» либо «круг вопросов» , «понимание ответственности за собственные знания» , «специальное образование» , «опыт социально-профессиональной деятельности» , «личностное отношение» , «гуманно-ценностное отношение» и т. д.Аспекты количественного плана рассматриваются в рамках : «широкой общей и специальной эрудиции» , «уровня обученности социальным и индивидуальным способам активности» , «диапазона и широты знаний и умений» , «хорошей осведомленнности» , «степени соответствия основных характерных свойств индивида требованиям профессиональной деятельности», «интеллектуального соответствия определенным задачам, решение которых необходимо для работающего на этой должности субъекта», «количественных и качественных задач, которые сформулиро-ваны и решаемы индивидом в его основном рабочем функционале», «уровня и качества освоения знаний и умений» , «надежности знаний» и т. д.

Аспекты функционального плана акцентируют внимание на необходимости изучения компетентности «для принятия суждений о чем-либо» , «для действенной работы в данной предметной области» , «для принятия успешных решений» . Данный аспект подчеркивает необходимость компетентности «в обстановках, где работать нужно без помощи других и ответственно» , оптимально необходимо «выполнять конкретные трудовые функции» . Компетентность дает возможность индивидуму «в рамках собственных возможностей и статуса с успехом работать в обществе»; как способность она дает возможность «выполнять определенные задания» ; «рационально организовывать и рассчитывать собственную работу» , «использовать знания в типовых ситуациях» , и еще «быстро адаптировать их при изменении целей, технологии, организации и условий труда», «использовать приобретенные знания в практике профессиональной деятельности», «творчески применять их, создавая новейшую информацию, инновационные объекты реальности, изменяя окружающие условия согласно с планами самосовершенствования, самореализации личности и т. д. .

Существуют разнообразные классификационные виды компетентностей . В рамках проводимого исследования нас интересует педагогическая и . В данном ракурсе компетентность родителя мы рассматриваем как совокупность общекультурных (коммуникативных, информационных, самообразования) и специфических (правовых, финансовых, эмоциональных, общественных, витальных, педагогических) компетенций , достаточных для успешного воплощения им, функций обучения, воспитания и становления ребят для их успешной социализации в изменяющемся мире. Компетентный родитель – это человек , который не испытывает тревоги, чувство испуга и вины за то, что он «плохой» родитель . Это субъект, готовый созидать реальную обстановку, в какой подрастает его малыш и предпринимать усилия для того, чтоб ее поменять в позитивное русло оптимального совершенствования ребенка. Это индивид, который понимает, что в случае если не может помочь одно – нужно пробовать другое. Компетентный родитель знает , что для по-строения перспективной траектории становления малыша в более благоприятную сторону нужно изменяться лично, пробовать, отыскивать, в целом – учиться. Такой родитель считается сформированной личностью, способной брать на себя обязанность во всевозможных обстановках, готовой расширять границы собственных знаний и улучшать их .

Современные научные работники трактуют педагогическую компетент-ность родителей как : обширное общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры (Е. В. Бондаревская, Ю. А. Гладкова) ; единство теоретической и практической готовности родителей к претворению в жизнь педагогической работы, способность понять потребности ребят и создать условия для их удовлетворения (Е. П. Арнаутова, О. Л. Зверева) ; интегративное, системное, личностное образование, совокупность личных и деятельностных черт, обусловливающих возможность эффективно совершать процесс воспитания ребенка в семье (С. С. Пиюкова, В. В. Селина) ; знания, умения, умения и приемы исполнения педагогической работы (Н. Ф. Талызина, Р. К. Шакуров) ; интегральную характеристику, определяющую способность решать трудности и обычные задачи, образующиеся в реальных обстановках педагогической работы, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А. П. Тряпицына) ; возможности создания условий, в каких ребята ощущают себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом (Н. Г. Кормушина) ; присутствие у родителей знаний , умений и опыта в сфере воспитания малыша (М. М. Мизина) ; способность родителей организовать домашнюю социально-педагогическую работу по формированию у ребенка общественных умений и общественного интеллекта методом компетентного выстраивания тренинга жизненных обстановок (Е. В. Руденский) ; как составляющую общей культуры человека, как интегративную характери-стику социально-ценностных и профессионально значимых личностных и де-ловых качеств, представляющих собой результат интериоризации соответст-вующих компетенций и проявляющуюся в его готовности и способности ус-пешно выполнять функцию социализации детей того или иного возраста; совокупность личностно-деятельностных черт родителя ,обусловливающих возможность эффективно воплощать в жизнь процесс воспитания ребенка в семье и включающих : готовность и способность воспринимать ребенка как ценность; владение базисными психолого-педагогическими знаниями ; способность к поиску, восприятию и отбору информации; способность к сотрудничеству с малышом в предметной деятельности; способность к конструированию своей педагогической работы и деятельности малыша; навыки реализации функции социализации ребенка в ходе домашнего воспитания» .

Для исследования важным считаются взгляды Е. В. Чердынцева на структуру педагогической компетентности родителей дошкольников , интегрирующую следующие компоненты : знания об эмоциональных отличительных чертах дошкольников, о приемах продуктивного общения и эмоциональной поддержки детей на этом возрастном этапе; знания о ключевых направлениях, способах, средствах воспитания и становления ребят в дошкольном возрасте; умение выявлять трудности в воспитании собственного ребенка, устанавливать первопричины образовавшейся ситуации; умение исполнять отбор способов и средств воспитания согласно с возрастной периодизацией дошкольника и на базе анализа появившейся проблемы; умение продуктивно общаться со своим ребенком; умение предсказывать вполне вероятные проблемы во взаимодействии с дошкольником и пути их преодоления; умение совершать коррекцию собственного стиля взаимодействия с ребенком .

Мы полагаем, что существует необходимость разграничения понятий «педагогическая компетентность родителей » и «психологическая компетент-ность родителей » . Психологическая компетентность необходима всем обра-щающимся к сфере «человек - человек» , к которой в полной мере относится и детско-родительское общение . Исходя из практики наблюдений, не каждый родитель может объяснить ребенку непонятый материал, при этом родитель понимает проблему ребенка, сам владеет материалом, но не владеет методами объяснения, и здесь стоит проблема «педагогической компетентности родителя » .

Психологическая компетентность родителей - представляет собой сис-тему знаний о возрастных этапах развития ребенка, психологии общения и взаимодействия. Она является внутренним личностным инструментарием родителей , способствующим эффективному осуществлению воспитания детей. Психологическую компетентность родителей можно определить ,как : готовность к целеполаганию; готовность к планированию и предвидению; готовность к действию; готовность к оценке; готовность к рефлексии; готовность к саморазвитию .

И. С. Якиманская дает следующее определение личности как совокупности знаний, умений и навыков по психологии ; четкости позиции в отношении роли психологии в здоровьесбережении семьи; умении использовать психологические знания в семье ; умении видеть за поведением ребенка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребенком и избирать рациональный способ общения .

По мнению Л. С. Колмогоровой , психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренней) на основе психологической грамотности , то есть означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед родиями задач , проблем. Психологическая компетентность - это комплекс навыков и свойств человека, способствующих эффективному выполнению его родительских функций , разрешению сложностей и проблем, возникающих во взаимодействии с детьми. Психологическая компетентность родителей направлена на создание условий эффективного взаимодействия с ребенком, учитывающего его возрастные и личностные особенности .

Е. А. Овсянникова в психологической компетентности выделяет следующие общие элементы : освоение и адекватное использование психологических средств познания и самопознания, общения, игры и др. ; анализ прошлого опыта и его адекватное использование для решения актуальных психологических проблем ; овладение знаниями, навыками, умениями, необходимыми для решения психологических проблем , задач (саморегуляции, общения и т. д., и их адекватное использование, перенос в конкретные условия; выработка эффективных программ поведения, деятельности в различных ситуациях.

Таким образом, анализ существующих определений психологической и педагогической компетентностей и их производных , дает нам основание кон-кретизировать понятие «психолого-педагогическая компетентность родителя » (разделяя позицию И. А. Меркуль) как формируемое личностное образование в виде подготовленности личности к конструктивному осуществлению родительской роли , складывающееся из адекватного понимания сущности выполняемых родительских задач , их социальной значимости, конструктивного владения накопленным опытом в семейной сфере, субъектного отношения к своему ребенку, постоянного совершенствования стиля воспитания с опорой на психолого-педагогические достижения в отечественной и мировой культуре в области детско-родительских отношений .

Психолого-педагогическая компетентность родителя как личностное образование интегрирует совокупность специальных (связанных с рождением, воспитанием и обучением ребенка) знаний и навыков (знание методологических основ и категорий педагогики и психологии , понимание закономерностей социализации и развития личности; представление о сущности , целях и технологиях воспитания и образования личности; понимание не только законов ее анатомо-физиологического, но и психического развития на разных возрастных этапах и т. д., методических умений (умение самостоятельно находить пути решения комплексных родительских задач , навыки самообразования и саморазвития как родителя , личностных качеств, определяющих внутреннюю готовность индивида к осознанному родительству . Структура психолого-педагогической компетентности родителя включает в себя следующие компоненты : когнитивно-рефлексивный, ценностно-смысловой, социо-культурный, личностный, эмоционально-регуляционный .

В. В. Коробкова несколько по иному определяет структуру психолого-педагогической компетентности родителей в контексте опоры на теорию пси-хологической готовности личности к деятельности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и др.) . В общей структуре готовности человека к деятельности они выделяют мотивационный блок, включающий в себя ответственность за решение задачи, чувство долга; ориентационный блок, состоящий из знаний и представлений об условиях деятельности, ее требованиях к личности; операционный блок, в который входят владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, сравнения, обобщения и др. ; эмоционально-волевой блок, представленный самоконтролем, самомобилизацией, умением управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей; оценочный блок как самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения задач оптимальными образами. Основываясь на структуре готовности личности к деятельности, исследователи определяют компоненты психолого-педагогической компетентности родителей и их содержательные характеристики :

Мотивационный компонент : осознание необходимости своего саморазвития и достижения большей эффективности в процессе воспитательной деятельности; осознание приоритетов в собственном родительском опыте , воспитательных задач и проблем в процессе семейного воспитания; осознание родителями себя в качестве субъекта творческой воспитательной деятельности;

Ориентационный компонент : владение психолого-педагогическими знаниями в области педагогической поддержки и развития ребенка в семье; знание современных методов и приемов реализации педагогической поддержки; знание оригинальных приемов воспитания ребенка;

Операциональный компонент : умение применять на практике методы и средства воспитания, тактики и стратегии педагогической поддержки; умение создавать предметно-развивающую среду для ребенка, изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка, гибко реагировать на различные коммуникативные ситуации;

Эмоционально-волевой компонент : устойчивость психоэмоционального состояния родителей , адекватная самооценка; умение создавать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества; способность к конструктивному преодолению стрессового состояния в позитивной направленности взаимодействия с ребенком (положительный настрой, эффективная коммуникация) ;

Оценочный компонент : способность к педагогическому саморегулированию, саморефлексии, самоконтролю, самооценке родительского поведения ; умения анализировать свой опыт, прогнозировать результаты применения воспитательных стратегий .

Следовательно, психолого-педагогическая компетентность рассматривается в контексте эффективного родительского поведения , проявляющегося в готовности и способности родителей на основе психолого-педагогических знаний , умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка целенаправленно создавать эмоционально комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему субъектную позицию собственной жизнедеятельности, решая проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях воспитательной практики .

Формирование психолого-педагогической компетентности в качестве общих теоретических социально-педагогических основ предусматривает осознание родителями грани своей компетентности и необходимости её расширения и обогащения; дифференциацию и индивидуализацию развития материнства, отцовства и супружества как социокультурных феноменов; учет общих и специфических социальных факторов среды в семье и вне ее и их влияния на развитие детей на разных этапах онтогенеза.

В качестве специфических основ формирования компетентности родителей можно рассматривать их ориентированность на : адекватность воспитания детей специфике, задачам и индивидуальным возможностям их развития на каждом возрастном этапе; ориентацию на возрастание воспитательного, социокультурного и охранно-защитного потенциала семьи как основного ресурса формирования позитивных семейных ценностей и традиций социального развития детей и семейно-соседского сообщества; мотивированность родителей на взаимодействие со специалистами для более успешного социального развития ребенка и семейно-соседского сообщества; овладение родителями гуманными методами социального воспитания детей на разных стадиях жизненного цикла семьи, способных к благополучной адаптации к меняющимся социальным ситуациям.