Как провести родительское собрание. Мастер-класс «Игры, в которые играют люди, или Как интересно провести родительское собрание

Анна УМНОВА,
педагог-психолог

Как провести родительское собрание: советы психолога

По статистике, средний родитель за время обучения своего ребенка в школе посещает примерно 40 родительских собраний и проводит на них около 80 часов своей жизни. Для того чтобы родительское собрание прошло интересно и эффективно как для родителей, так и для классного руководителя, необходимо учитывать ряд психологических аспектов его подготовки, организации и проведения.
Родительское собрание является необходимым элементом школьной жизни и важным инструментом в работе школьного учителя. Учителя и родители оказывают влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие, формой которого является родительское собрание.

Главная задача родительских собраний - совместно с родителями найти решения возникающих проблем в воспитании и обучении детей. Помимо этого, родительские собрания могут использоваться для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, стимулировать их участие в жизни класса, ответственность за воспитание своих детей.

Прежде чем начать подготовку к родительскому собранию педагогу полезно вспомнить о том, зачем родители посещают родительские собрания. Как правило, они делают это по следующим причинам.

Во-первых, родители желают получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении. Психологически за этим часто кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их ребенок не хуже других детей.
Во-вторых, на родительских собраниях родители могут получить конкретные рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной деятельности ребенка.

В-третьих, родителям важно узнать и сформировать свое собственное впечатление о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в учреждении.

В-четвертых, в ходе собраний проходит обсуждение с педагогами и администрацией различных конфликтных ситуаций.
Безусловно, родительское собрание является также формой продуктивного общения родителей между собой для знакомства, обмена информацией, решения общих проблем учащихся и т.д.

Понимание и учет этих факторов позволит педагогу успешно подготовиться и грамотно выстроить структуру родительского собрания.
Подготовка родительского собрания предполагает определение его темы и принятие решения о том, кого следует пригласить на собрание (представителей администрации, учителей, школьного психолога, гостей).

Выбор темы родительского собрания следует увязать с целями текущей деятельности класса, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, направлениями построения взаимоотношений школы и семьи.

Темы родительских собраний можно определить заранее на более длительный период (год и более), однако в этом случае учителю целесообразно согласовать их с родителями учащихся.

Следует помнить о том, что разговор на родительском собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных дел школьников, поэтому педагогу нужно учесть более широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей.

Повестка очередного собрания в большинстве случаев определяется учителем совместно с родителями либо с учетом их мнений, иначе откровенного заинтересованного разговора со стороны родителей на самом собрании может не получиться.

Выбор темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании очень важен. С точки зрения психологии учителю лучше определить одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников класса, и на ее обсуждении построить разговор с родителями.

В качестве основных направлений, по которым можно определить конкретную тему, учителем могут быть избраны следующие:

Подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие или учебный год;

Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по определенным вопросам воспитания ребенка в семье и школе;

Демонстрация и анализ учебных достижений учащихся класса, определение их потенциальных возможностей;

Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей.

Накануне собрания классному руководителю целесообразно провести собеседование с другими учителями класса. Целью такой встречи может стать обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию в дальнейшем можно использовать для анализа и обобщения практики участия школьников в образовательном процессе.

Следует также определить организационную форму родительского собрания: традиционное собрание, круглый стол, конференция, активная дискуссия и др. Применение практических форм родительского собрания позволит педагогу разнообразить способы организации мыслительной и практической деятельности родителей, активнее вовлечь их в обсуждение поставленных вопросов.

Несмотря на то что повестка родительского собрания разрабатывается самостоятельно педагогом и носит творческий характер, необходимо, чтобы она включала в себя следующие составные части.

1. Вступительное слово классного руководителя

На данном этапе классный руководитель должен озвучить повестку собрания, определить его цели и задачи, познакомить с порядком совместной работы его участников, представить приглашенных на собрание, подчеркнуть актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей представления о целях, задачах и организационных моментах проводимого собрания. Важно с первых минут собрания мобилизовать, заинтересовать и подготовить родителей к активному участию в нем.

2. Анализ учебных достижений учащихся

В этой части родительского собрания классный руководитель должен рассказать родителям об общих результатах учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на конкретные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат отдельно, в рамках персональной встречи. В ходе знакомства участников родительского собрания с мнением учителей следует помнить о повышенной тревожности родителей, поэтому, передавая те или иные суждения, нужно отказаться от субъективных оценок. Разговор нужно вести не столько об отметках, сколько о качестве знаний учащихся.

3. Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе

Классный руководитель на этом этапе анализирует поведение ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать значение школы как института общения, в котором ребенок получает ценный опыт взаимодействия с другими людьми. Эта цель не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Учителю следует быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.
4. Психолого-педагогическое просвещение

Этот компонент родительского собрания не нужно выделять в отдельный пункт повестки дня собрания, он должен быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Классному руководителю целесообразно предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов. В этом плане родительские собрания - прекрасная возможность рассказать о содержании работы этих специалистов и наладить их контакт с родителями.

5. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, и т.д.)

Обсуждение состоит из отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

6. Личные беседы с родителями.

На этом этапе особым объектом внимания учителя должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их не осуждают, а стремятся помочь. Собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи их детей в учебе. С точки зрения психолога, очень эффективна тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием. Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них.

Для организации общения с родителями важно найти оптимальный вариант поведения, который создаст атмосферу взаимопонимания и уважения. В этом случае родительское собрание будет наиболее эффективным способом взаимодействия педагогов и родителей.

В ходе проведения родительского собрания педагог должен учитывать психологические особенности и стереотипы отдельных родителей, в силу которых они могут проявлять недоверие, напряженность и даже агрессию.

Так, например, некоторые родители придерживаются мнения, что школа должна компенсировать недостаток внимания, воспитания и времени, которое им не удается уделять своим детям. А это, в свою очередь, может привести к неоправданно завышенным требованиям со стороны родителей по отношению к классному руководителю. Задача учителя в такой ситуации - преодолеть внутреннее сопротивление родителей и сформировать мотивацию к совместной деятельности.

При взаимодействии необходимо учитывать насущные задачи, которые имеют место в семье и проявляются в школе. Важно помнить, что участников собрания не нужно подвергать оценке, их нужно направлять, а не давить на них или, что еще хуже, осуждать.
Учитывая, что родительское собрание - одна из форм социально-психологического взаимодействия школы и родителей, можно дать несколько действенных советов классному руководителю по повышению его эффективности.

Перед встречей с родителями педагогу необходимо снять собственное напряжение, быть спокойным и собранным. Это поможет создать в ходе собрания добрые, доверительные отношения с родителями.

На проведение родительского собрания следует отвести не более полутора часов. Во-первых, это тот период, в течение которого родители способны адекватно воспринимать информацию, активно участвовать в обсуждении тех или иных вопросов. Во-вторых, следует беречь личное время людей, приглашенных на собрание. Поэтому для педагога уместным будет установить регламент и строго следить за его соблюдением. Перед началом родительского собрания педагогу следует объявить те вопросы, которые он планирует обсудить с родителями.

С точки зрения психологии начинать разговор следует с позитивного, затем говорить о негативном, а завершать разговор целесообразно предложениями на будущее. О плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. В плохих учениках учителю нужно найти хорошее и похвалить их за что-то при всех. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках - индивидуально с каждым из родителей.

Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка. При обсуждении проблемных вопросов учитель может опираться на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей.

Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии. С помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним.

Педагогу следует отказаться от поучений, нотаций, высокомерия. Беседу следует строить исходя из сотрудничества обеих сторон: попытаться понять родителей, правильно определить волнующие их вопросы. Нужно стремиться убедить родителей в том, что у школы и семьи одни и те же общие задачи.

Необходимо также соблюдать конфиденциальность информации (всё, что происходит на собрании, не должно выноситься за его пределы).

Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку классного руководителя и помощь других учителей школы.

Классному руководителю, организующему родительское собрание, не следует осуждать за неявку отсутствующих родителей, сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов, давать негативную оценку всему классу.

Педагог не должен забывать, что главными показателями эффективности родительского собрания являются активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Подведение итогов собрания проходит на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию - для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для классного руководителя. Действительно, для учителя важно не только собрание, но и его результаты, поскольку их анализ позволит скорректировать педагогическую работу с учащимися, выстроить дальнейшие отношения с родителями, улучшит понимание проблем обеих сторон.

С точки зрения психолога, формирование у родителей установки на дальнейшее тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если в конце собрания классный руководитель поблагодарит родителей за успехи в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.

Очень важно, чтобы заключительная часть собрания стала прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению задач, выявленных в ходе обсуждения.

Родительские собрания являются весьма эффективной формой обратной связи с родителями, основанной на общности их интересов и переживаний, касающихся их детей. Поэтому грамотно организованное и проведенное родительское собрание дает возможность не только решить определенные вопросы, связанные с обучением детей, но и помогает учителю строить долгосрочное взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные задачи станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно решены.

После окончания младших классов дети переходят в пятый класс, где их ждет единственный руководитель и новые ощущения. Теперь не надо сидеть за одной партой. Пятиклассники должны адаптироваться к условиям нового учебного процесса, самостоятельно посещая нужные предметные кабинеты.

Организация первого собрания родителей будущих пятиклассников

Очень важно организовать и провести классному руководителю первое родительское собрание в 5 классе, на котором мамы и папы будут извещены о том, как ребятам дальше себя вести. Не менее важно на этом этапе рассказать родителям о том, что их дети начинают новую, самостоятельную жизнь, в которой уместно будет воспитание и помощь. Классный руководитель поможет Однако и родители не должные игнорировать столь сложный процесс своих детей.

Главной задачей классного руководителя в этот период является корректное объяснение всего учебного процесса. Для этого педагог заблаговременно должен подготовиться к проведению мероприятия, которое основано с целью разъяснения организационных вопросов. Повестка первого продумывается заранее.

Особенности первого родительского собрания

Как правило, такие собрания проходят в летний период времени, перед началом учебного года. Классный руководитель проводит первое родительское собрание в 5 классе. Это мероприятие, на котором встречаются педагоги и родители. Они решают различные вопросы учебно-воспитательного характера, определяют дальнейшие планы работы. Главной целью первого родительского собрания в 5 классе является ознакомление с будущими действиями школы, класса. Очень важно на этом этапе представить мамам и папам нужную информацию о том, какая роль учителя в классе и что необходимо делать, воспитывая своего ребенка.

Первое родительское собрание в 5 классе - это важное организационное мероприятие, от которого зависят дальнейшие успехи учеников. Классный руководитель старается донести информацию до родителей, предлагая им активное участие в жизни школьников. В конце мероприятия, как правило, администрация и классный руководитель благодарит всех за внимание, за небезразличие к своему ребенку и согласовывает следующую дату встречи.

Подготовка классного руководителя к собранию

Готовясь к собранию, учитель должен определить первоочередные темы, которые надо обсудить с родителями. Это могут быть первые оценки ребят. Можно провести родительское собрание "Первые отметки". Классный руководитель во время проведения мероприятия должен создать атмосферу доверия и понимания.

Далее учитель может приступать к разговору о правилах учебного заведения и ритме жизни будущих пятиклассников. Педагог может быть доволен, если мамы и папы адекватно воспринимают данный разговор и активно принимают в нем участие, обсуждая определенные детали. Родительское собрание "Первые отметки" - повод познакомиться поближе.

Как можно провести родительское собрание

Не каждый учитель знает, как провести первое Для ознакомления с такой информацией необходимо прочитать методическую литературу. Когда педагог будет знать, как провести первое родительское собрание, можно уведомить об этом администрацию школы.

Учитель должен сообщить родителям о своем педагогическом стаже и предыдущем месте работы. Это позволит создать прочный контакт и доверительные отношения. Следующим шагом можно считать сообщение о своих требованиях: внешний вид, речевой слог, введение тетрадей, посещение уроков. Желательно, чтобы на первом родительском собрании мамы и папы присутствовали вместе со своими детьми. Это позволит ближе познакомиться с учителями и администрацией школы еще до начала занятий.

Приоритетные направления в работе классного руководителя

Во время общения классного руководителя с родителями желательно рассказать о приоритетных направлениях в роботе с детьми. По желанию можно провести анкетирование. Это необходимо для составления социального паспорта всех членов семьи будущего пятиклассника. Это делается для того, что бы узнать, есть ли в классе социально незащищенные дети. Уже на этапе общения с родителями и школьниками классный руководитель должен узнать, какие кружки или секции посещают дети. Не менее важно на этом этапе представить информацию о школьных кружках.

Главные задачи первого родительского собрания пятиклассников

Главным заданием родительского собрания нового коллектива считается выбор членов комитета и председателя. Такие люди будут в помощь администрации школы, учителям и классному руководителю. Затем классный руководитель должен проинформировать родителей о возможных планах работы с ребятами - экскурсии, туристические походы, разнообразные конкурсы, викторины.

По завершению проведения родительского собрания классный руководитель обязательно должен уточнить у присутствующих наличие вопросов. Если они возникают, значит, нужно дать на них ответ. Порой могут возникать вопросы организационного характера или те, которые связаны с материальной составляющей. Главным правилом такого собрания считается открытость классного руководителя во время общения с родителями. Проявленное внимание со стороны учителя обязательно должно учитываться родителями, поскольку педагог должен быть всегда авторитетом для любого школьника.

Тематика первого собрания

Зачастую тема первого родительского собрания связана со знакомством классного руководителя с мамами и папами. Как правило, на подобном мероприятии обсуждаются различные (сдача денег в столовую, на ремонт, празднование различных мероприятий). На этом этапе классный руководитель должен быть доброжелательным и открытым. Учитель может рассказывать родителям о важности моральной поддержки ребенка в данный период.

Ведение документации при первом собрании родителей

Приглашая родителей в школу для обсуждения различных образовательных задач, классный руководитель должен помнить об учетной документации. Важно для ведения протоколов выбрать одного присутствующего, который знает особенности ведения такого дела. По завершению сборов необходимо подготовить протокол первого родительского собрания. Еще в начальных классах выбирают председателя и секретаря. Председателем собрания может стать классный руководитель, как организатор этой встречи. Секретарем может стать любой представитель из родительского комитета. Вовсе не обязательно, чтобы секретарем был тот же человек, который все четыре года вел документацию класса. Это может быть совершенно другой родитель, который может себе позволить заниматься такой документацией.

Протокол, как и любой другой документ, имеет свои тонкости оформления. Для начала нужно заполнить так называемую шапку, то есть указать присутствующих на родительском собрании. Необходимо указать, что это за документ, где он заполняется, уточнить дату проведения записи. Дальше уточняется присутствие людей, отмечается председатель собрания, с указанной фамилией, инициалами. После заносится общее количество присутствующих. Если на собрание пришел директор, заместитель, психолог или другие учителя, важно это запротоколировать. В этот документ заносится тема обсуждения. Учитель должен заранее выбрать вопросы для обсуждения.

Повестка дня первого собрания родителей будущих пятиклассников

Для того чтобы родители понимали все события, которые происходят в школе, необходимо создать план встреч. Для каждой встречи надо продумать повестку дня. Чаще всего это вопросы, которые волнуют администрацию школы, учеников и родителей. Все вопросы, которые обсуждаются на родительских сборах, заносятся в протокол повестки первого родительского собрания. Повестку дня может заблаговременно оформить секретарь и огласить всем присутствующим на собрании. Все члены родительского комитета после прослушивания могут внести свои предложения, отказаться от заранее написанных планов.

По каждому вопросу в повестке указывается, кто выступал, о чем говорил. Все вопросы, которые рассматриваются на первом родительском собрании, должны быть оговорены. В заключении надо указывать информацию о том, к чему пришли присутствующие и классный руководитель, и что решили.

Первое проходит в стенах учебного заведения. Будущие пятиклассники должны перестроиться на новую систему обучения, посещая при этом различные кабинеты школы. Ученику сложно привыкнуть к такому переформатированию своего учебного процесса. Именно поэтому учителя, которые работают в пятых классах, стараются слишком сильно не нагружать их, мотивируя периодом адаптации. Во время первого родительского собрания будущих пятиклассников присутствующие могут узнать имена всех учителей, которые будут преподавать новые предметы в пятом классе.

во время собрания

Классный руководитель должен в течение учебного года провести четыре мероприятия для мам и пап учащихся. Первое родительское собрание в школе предусматривает знакомство с администрацией школы. Дети, которые начинают учиться в новом для них учреждении, могут замкнуться в себе и не реагировать на просьбы учителей. Задача классного руководителя на первом родительском собрании заключается в том, чтобы правильно настроить будущих пятиклассников и их родителей.

Адаптация школьников

Чтобы помочь ребенку настроиться на образовательный процесс, применяются подготовительные курсы. Во время такой адаптации дети просто привыкают к тому, что будут ходить с портфелем по разным классам. Детям надо объяснить, что на уроке главный - учитель, а на перемене не стоит слишком шуметь.

Проведение родительского собрания в группе дополнительной подготовки

Первое родительское собрание подготовительной группе крайне необходимо. Оно происходит заблаговременно до начала учебного процесса. Такие занятия нужны для того, чтобы ребенок не растерялся во время учебы, если не может найти конкретного учителя или класс. Подготовительная группа школьников позволит им быстрее адаптироваться к новым учебным программам, повторив при этом то, что им давалось на протяжении срока обучения в начальной школе.

Если правильно подойти к организации и проведению первого родительского собрания будущих пятиклассников, то успех будет виден сразу. Присутствие администрации школы на таком мероприятии сделает его более официальным и значимым для взрослой и детской аудитории.

Инструкция

Предупредить родителей о дне и часе родительского собрания необходимо за две недели, повесив объявление на доске объявлений группы. Также воспитатель должен в словесной форме сказать о том, что будет собрание и попросить присутствовать обязательно.

Оригинальным может стать проведение собрания вместе с . Пусть они почувствуют себя взрослыми и наравне с родителями понесут ответственность за свои поступки. Послушав о себе со стороны, примерив на себя роль родителя, может переосмыслить свое поведение и взгляд в целом. К тому же, таким образом вы добьетесь большей посещаемости на собраниях.

Если родители недовольны оценками своих или вашим способом подачи материала, проведите собрание в виде . Пусть взрослые на себе оценят ваш метод преподавания и почувствуют себя на месте детей. Так вы сообща сможете понять все плюсы и , что в будущем поможет наладить лучший контакт с детьми.

Старайтесь не ругать детей при других взрослых. Лучше назначайте отдельные встречи с родителями неуспевающих учеников. Помните, что многие взрослые, впервые пришедшие на собрание , волнуются так же, как их дети первого сентября. Помогите им адаптироваться в школьной жизни, и они помогут вам воспитывать маленьких учеников.

Видео по теме

Родительское собрание – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Именно на нем классный руководитель встречается с родителями учеников, обсуждая организационные вопросы, проблемы образования, успеваемости, сообщает им важную информацию. От того, насколько серьезно классный руководитель подойдет к организации родительского собрания, зависит его эффективность.

Инструкция

Если вы планируете разговаривать об успеваемости учеников, то никогда не говорите о плохой учебе или плохом поведении конкретного ученика при всех родителях. Многие из тех, чьи дети становятся такими «звездами» , просто не приходят на собрания, чтобы не краснеть при всех. Вы можете похвалить учеников за хорошие оценки или поведение, найдя для каждого хорошие слова. А с родителями трудных детей работайте индивидуально.

Видео по теме

Результаты образовательного и воспитательного процессов в дошкольном учреждении зависят от многих условий. Одно из них - это хорошие отношения воспитателя и родительского коллектива. Достичь взаимопонимания, добрых и искренних отношений можно благодаря родительским собраниям.

Инструкция

Родительские собрания необходимо проводить регулярно, не менее одного раза в два-три месяца. С их темами нужно познакомить заранее. Это можно сделать на первой встрече, в сентябре, или вывесить объявление на информационном стенде.

Устройте выставку детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из природных материалов. Не забудьте подписать название работы и имя автора. Родителям будет приятно увидеть, каких успехов добился их ребенок.

Вы можете провести собрание в виде , беседы со специалистами, анкетирования. Если хочется чего-то необычного, творческого, организуйте КВН для родителей или открытое мероприятие. Все зависит от того, каких целей вы стремитесь достичь.

Заранее запланируйте вопросы, которые необходимо решить с родителями. Вы можете обсудить будущие (экскурсии, выставки, театральные постановки) или решить финансовые вопросы. Составьте подробный план, в котором укажите, кто и в какой последовательности будет выступать, просчитайте время на каждое выступление.

Если собрание проводится в подготовительной группе, раздайте тетради с работами их . Расскажите о том, как нужно заниматься с ребятами дома, на что особенно стоит обратить внимание. Познакомьте их также с тем, что дети должны знать и уметь перед поступлением в первый .

Расскажите родителям, насколько дружны дети, нет ли конфликтов между ними. Обратите их внимание на то, как они могут помочь вам в развитии взаимовыручки, ответственности, выдержки у ребят.

Не высказывайте недовольство в отношении поведения или учебы какого-либо ребенка в присутствии других родителей. Все индивидуальные беседы проводите в конце собрания.

Будьте тактичны и внимательны, и вы добьетесь такого же доброжелательного отношения к себе.

Родительские собрания позволяют классному руководителю поддерживать связь с школьников. На них учитель имеет возможность не только сообщить родителям об успеваемости их детей, но и рассказать об основных положениях в уставе школы. К первому родительскому собранию необходимо готовиться наиболее тщательно, так как в это время складывается первое впечатление о педагоге.

Инструкция

Представьтесь родителям. Расскажите о том, вы получили, а также о том, какой учебный предмет (помимо классного руководства) вы будете преподавать в данном . Обязательно сообщите информацию о вашем педагогическом и предыдущих местах работы. Если вы являетесь призером каких-либо конкурсов профессионального мастерства или лауреатом различных фестивалей, расскажите об этом родителям. Вы можете (по своему желанию) рассказать и о своей семье, о хобби и т.д. Это позволит вам наладить доверительные, искренние отношения внутри коллектива.

Сообщите родителям о ваших требованиях к ученикам: внешнем виде, ведении дневников, посещаемости уроков, активном участии в жизни классного коллектива и т.д. Зачитайте также основные положения из устава учебного заведения.

Расскажите об основных направлениях в работе с детьми, которые вы считаете приоритетными и те, на которые будете опираться в своей работе с воспитанниками. Например, вы можете проводить патриотическое

Как провести хорошее родительское собрание?

Семь обязательных правил:

1. Уважайте. 5. Благодарите.

2. Доверяйте. 6. Объясняйте.

3. Помогайте. 7. Спрашивайте.

4. Учитесь.

Структура проведения:

  1. Подготовительный этап.

Определить повестку собрания. Подготовить сводные листы успеваемости на каждого ученика. Пригласить родителей, разослав им персональные пригласительные билеты. Недостаточно ограничиться записью в дневнике учащегося. Подготовить альбомы, видеоматериалы, освещающие жизнь класса. Приготовить благодарственные письма родителям. Празднично оформить кабинет.

  1. Информация общего характера.

Достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему. Отдельно – благодарность тем родителям, которые помогали школе.

  1. Информация о состоянии эмоционального климата класса.

Характеристика группового взаимодействия (проблемы, возникающие между детьми).

Данные школьной и внешкольной диагностики.

Важно: говорить о проблеме, а не о персоналиях.

Важно: Отметить успехи и резервы (в чём и как помочь). Никаких обсуждений конкретного ребёнка!

4. Психолого – педагогическое просвещение.

Выделяется существующая или возникшая проблема.

Определяются причины её возникновения (чем больше вариантов, тем лучше)

Предпринимаются попытки её теоретического разрешения, обсуждаются варианты и оценивается их эффективность. Прогнозируются возможные результаты.

Важно: Учитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску родителей.

  1. Методическая проблема.

Выделяется характер затруднений (родителей, детей) при освоении учебного курса

Анализируются причины затруднений;

Даются методические советы по коррекции учебной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетради и т.д.)

Родители должны конкретно понять, как они могут помочь ребёнку.

  1. Индивидуальные консультации с родителями.
  2. Анализ проведённого собрания.

Явка родителей, причины отсутствия;

Персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;

Вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.

Советы классному руководителю по проведению собрания.

Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.

Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного.

Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

Поблагодарите всех, кто нашёл время прийти.

Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребёнку учиться.

Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.

Не стоит:

Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

Сравнивать успехи отдельных учащихся.

Давать негативную оценку всему классу.

Переоценивать значение отдельных предметов.

Избирать для общения назидательный тон.

Сценарии родительских собраний.

  1. «Педагогика семейных отношений».
  2. «Взять сторону подростка».
  3. «Кто стоит на капитанском мостике семейного корабля» - кл. руков-ль №6, 2004.
  4. Анкетирование детей и родителей по профориентации. – кл. руков-ль №6,2003
  5. «7я – моя радость» (совместная встреча детей и родителей) – кл. руков-ль №7,2004.
  6. Родительско - ученическое собрание «Подумаем вместе» - кл. руков-ль №1,2003.
  7. Ринг между родителями и детьми – кл. руков-ль №3,1999.
  8. «Папа, мама, я – дружная семья» - кл. руков-ль №3,1999.
  9. «Школьная гостиная» - кл. руководитель №3,1999.
  10. Семейный праздник «Наша дружная семья» - кл. руков-ль №8,2000.
  11. Педагогические рецепты родителям. – кл. руков-ль №3, 2000,стр. 138.
  12. Анкета для родителей учащихся 1класса.- кл. рук-ль №3, 2002.
  13. Родительские собрания (из опыта работы) – Воспитание школьников №6,2004.
  14. Роль отца в воспитании детей. – Воспитание школьников №2, 2003.
  15. «Каково на дому – таково и самому». – кл. руков-ль №1, 1999.

Примерная тематика по педагогическому просвещению родителей.

Цель: Выработка единых требований семьи и школы к ребёнку. Поиск совместных путей решения общих проблем и задач воспитания.

1 класс.

1. Младший школьный возраст и его особенности.

Характеристика физиологических особенностей младшего школьника.

Развитие речи и форм общения с приходом ребёнка в школу. Интересы, особенности развития воли и характера первоклассника.

Чтобы воспитывать и обучать, надо знать индивидуальные особенности ребёнка. (Заполнение социального паспорта семьи)

2. Как научить детей учиться.

Особенность познавательных процессов младшего школьника. Особенности памяти и внимания. (психолог)

Как помочь ребёнку учиться. (памятки)

3. Физическое воспитание школьника в семье и дома .

Естественный ритм жизни школьника и основы правильного режима. Режим дня первоклассника. Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня.

Роль подвижных игр на свежем воздухе в укреплении здоровья детей.

4.Особенности младшего школьного возраста.

Психологические особенности у первоклассников.

Воспитание сознательной дисциплины у школьников.

5. Итоговое праздничное родительское собрание.

2 класс.

1. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.

Итоги медосмотра. Анализ состояния здоровья второклассника.

Влияние учебной деятельности на организм ребёнка. Признаки утомления. Правильная посадка. Предупреждение развития близорукости у школьников. Режим питания.

Влияние здорового образа жизни родителей на развитие и воспитание детей.

2.Воспитание у детей интереса к чтению.

Место книги в жизни ребёнка. Руководство чтением в семье и школе. Развитие интереса к чтению. Воспитание хорошего читательского вкуса.

Особенности восприятия детьми прочитанных книг. Беседы родителей с детьми о прочитанных книгах.

Телевизор – книга-?

3. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников.

Воспитание у ребёнка чувства коллективизма, взаимопомощи, воспитание ответственности за свои поступки.

Пример родителей – основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей.

Памятка детям «Как вести себя, чтобы тебе и другим было приятнее и лучше жить».

4.Культура труда и организация свободного времени детей.

Свободное время школьника. Анализ анкет.

Ребёнок на улице.

Роль семьи в экологическом воспитании детей.

5.Итоговое праздничное собрание.

3 класс.

1. Дети и психологическая установка родителей.

Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших классов.

Развитие личности в младшем школьном возрасте.

2. Коллективизм у школьников начальной школы.

Психология отношений детей внутри класса. Формирование чувства коллективизма, воспитание дружбы и товарищества, чуткости и отзывчивости.

Взаимопомощь и взаимоуважение между младшими в семье и школе.

3.Роль семьи в воспитании детей.

Воспитательный климат в семье. Трудности и ошибки в семейном воспитании, их причины и пути устранения (психологические игры).

Методы семейного воспитания – убеждение, поощрение, наказание (психологические игры).

4. Эстетическое воспитание в семье и школе.

Связь эстетического воспитания с умственным, трудовым и физическим воспитанием в школе.

Роль родителей в приобщении детей к различным видам искусства. Занятость детей во внеурочное время.

5.Итоговое собрание.

4 класс.

1.Младший подросток и его особенности.

Воспитание у школьников ответственного отношения к учёбе.

Роль семьи в умственном воспитании учащихся. Методика контроля родителями выполнения детьми домашних заданий.

2. Каким растёт ваш ребёнок? (вопросы психологии)

Психология обучения и воспитания. Индивидуальные особенности школьников.

Нервные дети и их воспитание.

Телевидение, компьютер: за и против. Что смотрят наши дети, и как это отражается на их психике и общем самочувствии.

3. Природа и дети.

Охрана окружающей природы. Роль семьи школы в экологическом воспитании.

4. Праздничное собрание «Мама, папа, я – дружная семья»

Представление хобби родителей.

Презентация фирменных семейных поделок.

Совместные игры, викторины. Чаепитие.

5. Итоговое праздничное собрание «Прощай, начальная школа».

5 класс.

1. «Давайте познакомимся». Особенности адаптации школьников к обучению в 5 классе.

Роль семьи и её значение в адаптации школьника в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями.

Законы школьной жизни в обучении и воспитании детей.

2.Как помочь детям учиться.

Познакомить родителей с трудностями обучения детей.

Как помочь детям хорошо учиться. Научить родителей видам оказания помощи детям в учёбе.

2.Здоровье наших детей в наших руках.

Детская нервозность, её предупреждение и лечение.

Режим дня школьника. Анкетирование.

3.Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка.(Обмен мнениями)

Книга и её значение в развитии познавательных и нравственных качеств личности.

Культурные традиции семьи.

Обмен опытом родителей о традициях семьи по формированию культурных ценностей: национальные традиции; чтение книг, газет, журналов; Посещение театров и музеев; знакомство с природой; совместные игры, туристические походы и т.д.

Мини- лекция кл. руководителя.

4. Праздничное собрание «Союз семьи и школы».

(Можно использовать для создания совместного коллектива, планирования дел на будущий год, показ достижений учащихся.)

6 класс.

1. «Школа вчера, сегодня, завтра».

Школа глазами родителей (анализ анкет).

Анализ работ учащихся. Анкеты или сочинения на темы:

«За что я люблю (не люблю) свою школу».

«Если бы я был директором школы, то...».

Вопросы воспитания и образования на современном этапе.

2.Педагогический такт... родителей. (педагогический ринг – кл руководитель №8,2000)

Что такое счастье? Любовь к детям – это «иди», а не «стой» (анализ диагностики).

Формирование семейных команд. Решение педагогических ситуаций.

3. «Папа может всё, что угодно...». –кл. руководитель №6,2004

Роль отца в воспитании детей.

Анализ анкет, рисунков, сочинений.

4. Физические проблемы взросления детей.

Физические проблемы взросления детей (врач).

Задачи физического воспитания, требования к уроку, проблемы класса, пути их решения, спортивные кружки и секции (учитель физкультуры)

Проблемы физического развития учащихся, пути решения проблемы в классе.

Обмен мнениями.

5. Праздничное собрание «Всему своё время».

7 класс.

1. Возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13-ти лет и учёт их в воспитании.

Физиология подростка. Различия в развитии мальчиков и девочек (врач)

Анализ анкет «Какие мы сегодня»

Пути решения проблем, связанных с половым созреванием (педагогические ситуации для родителей). Значение семьи в период полового созревания детей.

2. Семья – это....

Конфликты, контакты. Взаимопонимание в семье. Пути его достижения.

Кто я? Личность каждого в семье. Воспитание у детей любви и уважения к родителям, к старшим членам семьи.

3. Вредные привычки. Как им противостоять? – кл. руководитель №1,2000.

Краткое сообщение психолога.

Определение проблем и пути их решения (игры).

4. Досуг подростков.

Свободное время и его роль в формировании личности подростка.

Влияние телепередач, компьютерных игр на здоровье и развитие ребёнка.

Подросток и улица.

8 класс.

1.Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни (вечер вопросов и ответов).

Закон и ответственность (выступление представителя правоохранительных органов).

Анализ кл. руководителем развития коллектива за несколько лет и определение задач на будущее.

Разбор педагогических ситуаций.

2. Психологические и возрастные особенности развития подростка (лекция +психологический практикум).

Выступление психолога. Подростковая депрессия.

Анализ процесса взросления детей (проблемы, возникающие в подростковом возрасте).

Психологические игры.

3.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Решение вопросов, связанных с предпрофильной подготовкой.

4. Твоё здоровье в твоих руках.

Взаимосвязь физического воспитании с умственным трудом.

Гигиена подростка.

Несколько слов о вреде курения, или курение и спорт – понятия несовместимые.

9 класс.

1.Выбор дальнейшего пути: за и против.

- Информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся после 9 класса.

Анализ профессиональных интересов девятиклассников и отношение к ним родителей

2. Трудный ребёнок. Какой он?

Формирование у подростков ответственности за свои поступки и действия. Статистика правонарушений.

Выступление психолога по теме.

Роль семьи в правовом воспитании

3.Вопросы, которые нас волнуют: трудный диалог с учёбой – кл. руководитель №3,2000.

- Анализ учебной работы учащихся девятых классов.

Анализ отношения к учёбе.

Педагогические советы «Поговорим о воспитании ума»

4.Черты характера ребёнка и их воспитание в семье.

Общая характеристика направленности личности старшеклассников (идеалы, отношение к людям, сверстникам, к себе)

Самооценка и оценка учащихся коллективом.

Научите ребёнка говорить «Нет». Нет наркотикам, алкоголю, табаку (памятка родителям).

5.Дети готовятся к экзаменам (встреча, семинар).

Значение семьи в ответственные моменты жизни.

Готовность учащихся к сдаче экзаменов.

Как помочь ребёнку подготовиться к экзаменам (советы педагога, медика, валеолога, психолога)

10 класс.

1.Особенности организации учебного труда школьника в 10 классе и роль родителей в этом процессе (собрание-диалог).

Определить цели и задачи учебно-воспитательного процесса в 10-11 кл. Ознакомить с проводимыми курсами по профильной подготовке.

Результаты определения «Профпригодности учащихся» (психолог).

Мнение учащихся о выборе профессии. Анализ сочинений.

2.Ответственность, самооценка и самоконтроль.

Что значит - быть ответственным человеком?

Как сформировать в себе ответственность.

3. Умение управлять своим временем.

- Как избежать конфликта в семье? Социально-психологический тренинг (проводит психолог, социальный педагог).

4.Отчего дети устают? Как преодолеть усталость?

Роль здорового образа жизни.

11 класс.

1. Ваш ребёнок вырос: «правила поведения родителей». – Воспитание школьников №5, 2002.

Взрослые дети и родители: взаимопонимание и проблемы.

Как правильно расставить акценты в воспитании?

2.Система ценностей старшеклассника. – Кл. руководитель №5,1997.

3.Результативность учёбы учащихся 11 классов.

- «Дни открытых дверей» для родителей в классах по основным предметам.

Собеседование с родителями по теме.

4. Выпускной не за горами...

О подготовке к проведению выпускных экзаменов.

Организационные моменты в проведении выпускных экзаменов и выпускного вечера.

5 Прощай школа! (совместный праздник)


Как провести первое родительское собрание?

Первое родительское собрание имеет особое значение в формировании коллектива учащихся, в объединении родителей и становлении родительского сообщества как коллектива. От того, как оно проведено, во многом зависит, будут ли согласованы цели и требования и будет ли налажено сотрудничество родителей и школы.

Цель собрания - определение общих подходов в воспитании и перспектив сотрудниче­ства школы и родителей класса.

Необходимое время - 1,5 часа.

Организация:

собрание проводится в закреплён­ном за классом кабинете, создаётся общий «круглый стол» либо стулья образуют общий круг.

    Использует­ся приём «Визитка» - на табличке каждого родителя подписывается мар­кером имя и отчество, ниже - фами­лия и имя ребёнка.

Таблички-визитки находятся на столах перед каждым родителем.

Оформле­ние:

газета «Портрет класса», эпи­графы к родительскому собранию, фонограммы мелодий. Подготовле­ны видеомагнитофон с видеозапи­сями класса на линейке «День зна­ний», на тематическом классном часе, «Памятки родителя» по ко­личеству семей в классе, бумага для записей, фотография класса (15x20 см).

Участники: кроме родителей, могут быть специалисты психолого-педаго­гической и медико-социальной служб школы.

Подготовка: классный руководитель предварительно анализирует информа­цию о родителях, собирает актуальную информацию о классе у педагогов, кон­сультируется у специалистов - психо­лога, социального педагога, врача.

Процесс:

Классному руководителю помогает «Совет дела» из числа учащихся клас­са - ребята расставляют столы и сту­лья, оформляют класс, встречают роди­телей, провожают в гардероб, в класс, регистрируют пришедших.

Звучит тихая музыка, родители зна­комятся с информацией, оформленной в классе.

В назначенное время классный руководи­тель предлагает расположиться за «круглым столом», установить визитки. Называет и поясняет цель собрания, выделяет услов­ные этапы в процессе работы: знакомство, ориентиры, планы и перспективы.

Знакомство

Оно начинается с того, что классный руко­водитель рассказывает о себе.

Комментарий: родителям очень важно знать, какому человеку они доверяют своего ребёнка. Поэтому им хотелось бы владеть информацией о классном руководителе. По­требность в этой информации велика, и луч­ший вариант - получить её из первых рук. Кроме того, искренний рассказ классного ру­ководителя о себе задаёт тон необходимого уровня доверия в общении.

Затем классный руководитель предлагает познако­ миться со всеми присутствующими.

Здесь можно использовать приём «Фотография класса»: «У меня в руках фотография нашего класса, сделанная 1 сентября этого года. Я знаю, что в каждой семье есть такая фотография, Вы её наверня­ка рассматривали, возможно, ребёнок делил­ся первыми впечатлениями. Используя это фото, мы и познакомимся. Я буду называть фамилию, имя ребёнка, показывая его на фо­то, а вы, уважаемые родители, назовите се­бя, представьтесь».

Комментарий: использование этого приёма вызывает, как правило, позитивные эмоции у родителей, что создаёт атмосферу доверия и заинтересованности.

Классный руководитель разъясняет особен­ности школы, рассказывает о традициях, ук­ ладе, режиме деятельности, ожидаемых ре­ зультатах. Демонстрирует символику школы (эмблему, флаг, гимн, элементы формы), разъясняет её смысл для воспитания учащих­ ся. Каждому родителю вручает «Памятку для родителя» (либо буклет - визитку школы ).

Можно использовать приём «Микроэкс курсия», когда классный руководитель либо кто-то из ребят проводят родителей по музею школы, выставке «История школы», фотогалерее.

Ориентир

Это второй этап собрания. Классный ру­ководитель определяет общие подходы к воспитанию, говорит о необходимости тесного сотрудничества семьи и школы, о формах сотрудничества, характерных и традиционных для школы.

Работа в микрогруппах. 7 минут «Каким я хочу видеть своего ребёнка на выпуске из школы?».

Педагог просит изложить от каждой микрогруппы своё видение проблемы. Для обсуждения предлагается тема «Каким я хочу видеть своего ребёнка на выпуске из школы?». Когда время обсуждения истекло, предлагается одному из родителей от каждой микро­группы выразить наиболее общие мнения. Классный руководитель фиксирует на доске качества выпускников, которые желают видеть родители, значимые ценности. Резюмируя высказанные мнения, классный руководитель обязательно акцентирует внимание родителей на совпадающих ценностях школы и родителей, обращает внимание, что результата в развитии личности учащихся можно достичь лишь совместными усилиями, в тесном сотрудничестве.

Классный руководитель обращает внима­ние, что движение к дальним результатам начинается сегодня, в процессе конкрет­ных действий, и далее представляет видение организации жизни в классе: ценности, модель организации деятельности, требования, режимные моменты. Раздаёт распечатку с необходи­мой информацией (или предлагает запи­сать): что, где, когда будет происходить.

Педагог договаривается с родителями о регу­лярности встреч и системе информирования, поясняя их значимость.